О.М.Рапов. Знаки Рюриковичей и символ сокола

Пикирующий сокол. Символ сокола на знаках Рюриковичей

О.М.Рапов. Знаки Рюриковичей и символ сокола

Немногие знают, что знак пикирующего сокола отображается в украинском трезубце, а своей историей возвращается ещё к Рюриковичам. Как же объясняется то, что трезубец – вовсе не орудие языческого Посейдона, а пикирующий сокол – национальный символ Украины?

Князья Рюриковичи

Династия Рюриковичей является княжеской династией, которая, как принято считать, берёт свое начало от Рюрика. Вопрос о происхождении князя Рюрика оставляет за собой множество споров.

Так, бытует мнение, что родом он из народа русы. Часто его имя отождествляется с датским князем Рориком.

Находятся и исследователи, которые в корне отрицают факт существования варяжского главнокомандующего.

Ещё одна версия – это родство с племенем ободритов (объединение отдельных западных славян). Поклонники последней версии говорят о славянском происхождении фамилии князя, так как на славянском это слово произносилось как «рарог», то есть сокол. Сюда привязывается и пикирующий сокол, как знак Рюрика. Так или иначе, Рюрик считается основателем рода, правящего впоследствии в Киевской Руси.

Отличительные знаки Рюриковичей

Каждому князю в династии Рюриковичей принадлежал личный отличительный знак — «герб», который не передавался по наследству, и не считался родовым или семейным.

Эти знаки князья использовали в качестве печати или клейма, с их помощью они подписывали документы, ремесленники помещали княжеское клеймо на свои изделия.

Об их изображениях можно судить, исходя из древних монет и печатей, которые сохранились до наших дней.

Знаки не передавались по наследству, но имели одну общую основу в виде двузубца или трезубца. К этой основе князья добавляли различные элементы – завитки, кресты и прочее. Гербы представителей Боспорской царской династии, тоже содержали двузубец в основе и схожи с гербами Рюриковичей, однако их связь, кроме внешней схожести, не доказана.

Постепенно изображения на «гербах» Рюриковичей упрощаются, и к XIII веку выходят из употребления.

Толкования знаков Рюриковичей

Различные вариации трезубца на «гербах» княжеской династии находились на Десятинной церкви, доспехах и перстнях дружины, на предметах, которые принадлежали князьям. Символическому значению изображения трезубца посвящено много исследовательских трудов. Одна из самых распространенных версий говорит о том, что это пикирующий сокол Рюрика.

Некоторые исследователи считали, что трезубец является символом светильника, который использовали на Руси – трикирия. Хоругвь (войсковое знамя) и скипетр из Византии или из скифских курганов, также были вариантами значений изображения на отличительных знаках Рюриковичей.

Многие видели в трезубце птицу, а именно ворона. Почему ворона? Все потому, что похожее изображение было и на английских монетах одного датского князя, где оно обозначало Ворона бога Одина. Ворон является главным изображением на древних датских гербах. Такая трактовка признавалась далеко не всеми, считалось, что христианский князь не мог выбрать себе в «гербы» языческую птицу.

Исследователь А.А. Куник придерживался мнения, что птица эта совсем не ворон, а голубь, который часто изображался в Византии и означал Святого Духа. Теория про голубя опровергалась тем, что в Византии голубь часто изображался летящим ввысь.

Подробное изучение нумизматами древних монет, в частности, монет Ярослава и Владимира, стало основной причиной утверждать, что трезубец – это пикирующий сокол. Они заключили, что форма клюва (изогнутая) и головы (низкий лоб) не похожи на черты голубя, а больше похожи на сокола. Важным доводом послужило также упоминание сокола в «Слове о полку Игоревом», где князь Игорь назывался соколом.

Исследователи считают, что и двузубец – это пикирующий сокол. Только в этом случае сокол показан с другого ракурса, снизу. Если смотреть на атакующего сокола с земли, то его хвоста может быть не видно.

Пикирующий сокол как национальный символ

Образ сокола встречается с древних времен. В различных сказаниях фигурирует образ «ясного сокола», который борется с черным вороном. Одна из версий, почему именно сокол фигурирует в «гербах» древнерусских князей – это пережитки тотемизма. Возможно, раньше сокол являлся тотемной птицей для предков Рюрика.

После того как Рюриковичи перестали употреблять свои «гербы», о них ещё долго не вспоминали, вплоть до XX века. В 1917 году украинский историк Михаил Грушевский предложил трезубец в качестве национального символа. С 22 марта 1918 года пикирующий сокол – национальный символ Украины.

Во времена Советского Союза государственное значение его утратилось и использовалось лишь некоторыми национальными объединениями. В военные годы сокол фигурировал на гербе Карпатской Украины.

С распадом Союза, в 1992 году в Украине официальным символом вновь был принят сокол пикирующий. Герб этот носит звание Малого Государственного Герба Украины.

Заключение

До конца неизвестно, насколько глубокие корни у изображения атакующего сокола. Этот знак на многие века стал главным символом целой княжеской династии, а сейчас продолжает свою жизнь в роли национального символа Украины.

Источник: https://FB.ru/article/241660/pikiruyuschiy-sokol-simvol-sokola-na-znakah-ryurikovichey

Что на самом деле означали знаки Рюриковичей

О.М.Рапов. Знаки Рюриковичей и символ сокола

Археологи нередко обнаруживают на монетах и печатях Рюриковичей загадочные знаки, напоминающие по форме трезубец или двузубец. Эти символы до сих пор вызывают у исследователей массу споров и по-разному толкуются как в плане их происхождения, так и их значения.

Знак власти

Фамильные знаки Рюриковичей, тамги, появляются уже у первых представителей правящей династии. Ремесленники маркировали ими различные предметы: монеты, печати, перстни, подвески и даже камни.

Княжеские гербы были обязаны носить тиуны (княжеские или боярские управляющие) и дружинники. В отличие от западноевропейских дворянских гербов эти геральдические элементы имели не родовое, а персональное значение.

У каждого князя был свой герб, который, очевидно, олицетворял его власть.

В целом все знаки на гербах древнерусских князей похожи. Они представляют собой фигуру, напоминающую перевернутую букву «П», нередко с дополнительным отростком посередине либо снизу. Если на печатях княжеские эмблемы изображались схематично, то на монетах они были орнаментированы: рисунок усложнялся крестами, завитушками, кружками.

Двузубцы как основа композиции герба на знаках Рюриковичей обнаруживают заметное сходство с деталями гербов Боспорского царства, существовавшего в Северном Причерноморье две тысячи лет назад.

Трезубые начертания встречались у сарматов, распространивших свое влияние в том же регионе в II-I веках до нашей эры.

Впрочем, у ученых недостаточно сведений, чтобы делать по этому поводу определенные выводы.

Двузубые и трезубые тамги были характерны и для хазарской культуры (VIII — IX вв. н. э.). Они появлялись в качестве украшений на поясной гарнитуре, клейм на гончарных изделиях, граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей.

Высока вероятность, что стилистика гербов древнерусских князей была взята именно у хазар.

Хазары же в свое время переняли двузубый знак у покоренных языческих племен, он представлял собой изображение черепа рогатого скота и использовался в виде оберега над жилищем или стойбищем.

А.А.

Молчанов в статье «Знаки Рюриковичей: древнерусская княжеская эмблематика» пришел к выводу, что трапециевидные подвески с княжескими гербами аналогичны скандинавским верительным знакам, призванным удостоверять официальный характер миссии.

С таким заключением согласен и академик Валентин Янин, он предположил, что подвески с начертанными на них знаками Рюриковичей принадлежали вирникам – представителям княжеской администрации, занимавшимся сбором судебных пошлин и штрафов.

Туманная символика

Археологи обратили внимание на одну особенность геральдических знаков Рюриковичей. Чем более позднее время представляли находки, тем проще и схематичнее становилось изображение символов. В частности, подобная эволюция геральдики наблюдалась в течение 37-летнего периода правления Владимира Святославича.

Князья до Владимира (Игорь, Святослав, Ярополк), как утверждает археолог Сергей Белецкий, пользовались двузубцами. А вот после правления Владимира на протяжении семи поколений доминировали знаки в форме трезубца.

Правда, затем, примерно с XII столетия, снова начали преобладать двузубые фигуры.

Историки полагают, что эти изменения явились следствием конкретных событий, однако этот вопрос может быть прояснен лишь после более глубокой систематизации геральдики Рюриковичей.

Предположений по поводу символики великокняжеских знаков накопилось немало. Считается, что двузубец олицетворял двоякую сущность власти в теократических государствах – духовную и светскую.

Русь могла перенять этот символ у Хазарии, где власть разделялась между каганом и беком. В Древнерусском государстве их функции поначалу выполняли князь и воевода, впоследствии – царь и митрополит.

Трезубец после принятия христианства стал восприниматься как обозначение божественной Троицы – Отца, Сына и Святого духа.

Далеко не все одинаково оценивали внешний вид тамг Рюриковичей. Если для Николая Кармазина это был просто трезубец, то нумизматы XIX века – Воейков, Шодуар, Шуберт – склонялись к тому, что тамги больше напоминают древний светильник – трикирий или паникадило. Другие видели в этих очертаниях контуры хоругвей.

Известный археолог А.А. Уваров говорил, что древнерусские тамги представляют собой изображение верхней части византийского скипетра. Такое же заключение делал и российский нумизмат Иван Толстой, утверждая, что впервые такой скипетр попал на русскую землю из Константинополя в составе приданого царевны Анны, будущей супруги Владимира Великого.

Историки даже пытались прочитать в очертании трезубца зашифрованное слово из греческих букв. В 1908 году на XIV археологическом съезде в Чернигове делегаты решили, что таким словом может быть «василевс» («базилевс») – монарх с наследственной властью в Византии, титул, сопоставимый со званием великого князя.

Пикирующий сокол

Наиболее популярная трактовка нарисованного на тамгах Рюриковичей гласит, что эти знаки ничто иное, как изображение птицы. Причем кто-то в загадочных линиях видел ворона, а кто-то — голубя. За последнего выступали Уваров и Толстой, напоминая, что летящий вниз головой голубь присутствовал в византийской геральдике вплоть до XIII века.

Известный шведский археолог Туре Арне, исследовавший в начале XX века тамги Рюриковичей, найденные в Скандинавии, также пришел к выводу, что на них схематично нарисована «птица с распущенными крыльями». Его уверенность подкреплял тот факт, что скандинавские конунги имели тамги, на которых были достаточно ясно прорисованы птицы.

Позднее ученые стали придерживаться мнения, что на монетах и подвесках Рюриковичей изображен один из видов хищных пернатых – орел, ястреб или сокол.

Детальная проработка данной версии позволила выяснить, что, судя по соотношению туловища и крыльев, это все-таки сокол.

У орла и ястреба туловище более массивное, у сокола же короткое – точно такое, как на монетах Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Русский историк и искусствовед Степан Гедеонов в книге «Варяги и Русь» писал так: «Изображенная на Игоревой гривне птица с поднятыми кверху когтями может быть соколом-рерик».

Последний термин употреблен не случайно, ведь в некоторых славянских языках слово «сокол» звучит очень похоже: в польском – rarog, в чешском – raroh, в староукраинском – раріг.

Многие исследователи обращают внимание на созвучность этого слова с именем легендарного зачинателя правящей династии на Руси – Рюрика.

В пользу сокола говорит и древнерусский фольклор, в котором эта птица очень часто фигурирует.

К примеру, во Владимировых былинах рассказывается, как Илья Муромец и Добрыня Никитич ходят по синему морю Хвалынскому (Каспийскому) на корабле «Соколе», на который нападают «черные вороны» (либо половцы, либо татары), и после победы успешно возвращаются в родную гавань. В «Слове о полку Игореве» соколами называются князья из рода Рюриковичей.

Кроме того, по словам специалистов, когда сокол пикирует на свою добычу, задняя часть его туловища и хвост поднимаются вверх точно так, как это нарисовано на тамгах.

Сокол с распростертыми крыльями – очень популярное изображение в геральдике.

Эта птица присутствует в гербах Новосокольнического района Псковской области и города Балабаново Калужкой области, но больше всего изображение на древних тамгах напоминает пикирующего сокола с герба Старой Ладоги.

Трезубец – значит воля

После Октябрьской революции в русской эмигрантской среде знак Владимира Крестителя стал восприниматься как символ исторического наследия древнерусского государства с центром в Киеве.

К примеру, в 1930 году находящиеся в Белграде русские эмигранты основали «Народно-трудовой союз российских солидаристов», эмблемой которого стал трезубец великого князя Владимира Святого, красующийся на фоне российского бело-сине-красного флага.

Но особый интерес знаки Рюриковичей вызвали на Украине, когда после развала Российской империи встал вопрос об образовании национального государства, продолжавшего традиции Киевской Руси. Одним из первых идею взять за основу герба Украинской Республики трезубец князя Владимира выдвинул историк Михаил Грушевский. Он даже специально написал статью по данному поводу в журнале «Народная воля».

Идеологи новой Украины полагали, что в трезубце зашифровано дорогое для каждого украинца слово «воля», которое во все времена являлось синонимом свободы.

22 марта 1918 года постановлением Центральной рады личный знак Владимира Святославича получил статус малого герба Украинской Народной Республики.

Спустя 74 года, уже после распада СССР, желтый трезубец на синем фоне стал основным элементом герба независимой Украины.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/124285-chto-na-samom-dele-oznachali-znaki-ryurik.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.