О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

Содержание

Мировая история женского платка

О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

История ношения платка берет свое начало в глубокой древности и уходит корнями в различные исторические эпохи и культуры. Платок является атрибутом практически всех религий и частью моды и стиля в современности. Традиция ношения такого головного убора, как платок, очень растянута географически — Древние цивилизации -Греческая на Западе, Китай на востоке, Египет и Персия на Ближнем Востоке, исламская Средняя и Центральная Азия и Индийская цивилизация на Юге. Центральную и северную часть этой историко-географической эпохи занимает Древне Славянская Ведическая Русь, дохристианских времен. Повсеместно встречаются образы, в которых обязательно элементом является платок. Разумен вопрос: а почему эта традиция существует? Возникшая тысячелетия назад, она существует и по сей день. Логично будет предположить, что причиной тому погода — где-то платок защищал голову от зноя, где-то от холода, а в пустынных и степных краях еще и от пыли и песка. Но также, мы знаем, что наши предки были умны, и помимо практической стороны ношения платков, был еще и более глубокий смысл. Две тысячи лет до нашей эры найдено первое упоминание о платке как о головном уборе. Относится оно к эпохе фараонов Египта. И в Египте, и в Ассирии платок указывал на положение владельца в обществе. Головной убор фараонов назывался нем. Он подчеркивал власть и богоподобие фараона. Закрученный сзади в узел, яркий сине-золотой платок, по бокам спускался до плеч. Покрывать голову женщинам было принято и в Европе. Это считалось правилом благопристойности и символизировало зрелость. Поэтому незамужние женщины не ходили с непокрытой головой, ведь это подчеркивало их статус. В Германии женщины носили длинные вуали, свободно развевающиеся на плечах, заколотые под подбородком брошью. В XVII – XVIII веках пришла мода на другие головные уборы – капюшоны, а затем и шляпки. К началу XIX пришла мода на шали. Считается, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские модницы сразу же повторили опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы. В это время большое распространение получили восточноевропейские, индийские шали. В эпоху Возрождения женщины уже часто не покрывали головы. Подтверждением тому служат картины великих художниокв той эпохи — например, картина «Дама с горностаями» В начале 18 в. на севере Европы появились первые набивные платки с различными рисунками от орнамента до политической карикатуры Платком традиционно не в качестве модных веяний покрывали голову девушки разных религий. Данная традиция сохраняется и по сей день.

Почему женщины носят платок на голове?

Платок один из важных факторов престижа и призван скрывать женскую красоту. Женские волосы — один из главных символов соблазнения. Для женщины, также, длинные, сильные волосы символ энергии. Они хранят опыт и память человека. Считалось, что женщина с длинными волосами вынашивает ребенка без проблем. Недаром, человеку, пережившему горе или утрату, советуют постричься.

В Индии этот обряд считается чисткой кармы. Поэтому раньше не стригли волосы: остриженная женщина у всех народов считалась опозоренной. Мужчины также не носили короткие стрижки, лишь немного подстригали волосы. Изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания.

Этот головной убор был символом нравственности, чистоты, скромности. До сих пор, девушки, носящие платок на голове отмечают, что в нем чувствуют себя более уверенно. Платок сдерживает, в нем не хочется спорить, ругаться. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Богатые особы носили платки из дорогой ткани, вышитые.

Взглянув на головной убор, можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи, сословие и семейное положение. Также, платком обертывали священные предметы. Танцуя, девушки с помощью платка подчеркивали изящность и легкость своих движений.

Еще на Руси считалось, что волосы хранят энергию, поэтому девушки не распускали волосы, опасаясь пагубных последствий. После замужества, женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. С библейских времен покрытая голова у женщины была символом благородства, целомудрия и смирения перед мужем.

Платок означал принадлежность к мужу, что защищало женщину от посторонних. Поэтому отказ от платка считался выражением гордыни и непокорности, в связи с чем таких женщин не допускали в храм.

История русского женского платка

История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти,для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора.

До появления крупной промышленности все платки были безымянными и ткались крестьянками на обычных домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. В ХVI — XVII веках появились платки из плотной «коноватой ткани» и назывались «канаватки».

Предположительно, появились они после поездки Афанасия Никитина в Индию. Ими торговали купца с Востока, поэтому особенно ценились и считались драгоценностью. Платок был акцентом в образе русской женщины, его завершением. Большую часть жизни женщина носила платок, не снимая его до самой смерти.

Он придавал женщине особый шарм, изысканность В 17 веке производство шалей было поставлено на поток. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе. С 18 века в России набирает обороты изготовление больших платков и шалей. Подражая пестрым шалям, недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки.

Наши шали сочетали красный и желтый цвет — как подражание дорогим парчовым тканям. Желтый цвет был похож на золото. В начале 19 в. шали создавались на 3-х фабриках, которые назывались «колокольцескими» Товары фабрик Третьякова и Прохорова конкурировали с западными товарами. К концу 19 в годах стали применять ализариновые красители.

Самыми известными стали барановские платки и ситцы, отличавшиеся ярким красным цветом. Секрет этого цвета был в используемой воде, в которой практически не содержалось соли. Добывалась она на озере в селе Карабаново. Барановские платки были узнаваемы: по рисунку, орнаментальному рисунку и ярким краскам.

Позже, мода на платки достигла пика — шалями стали обивать обувь, мебель, шили из них одежду. В 20 веке платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. На каждом празднике или церемонии женщина появлялась в платке. На картинках художников мы можем увидеть девушек в пестрых или пуховых шалях, которые согревали даже в самые суровые морозы.

Эти женщины — образ нашей Родины. В 20 веке платок все еще был популярен. Атрибутика красного цвета стала символом соцреализма — это коснулось и платка, точнее косынки. Иностранцы страстно желали привезти в свою страну «русский сувенир» красный пионерский галстук.

В Великую Отечественную войну платочек был символом верности и талисманом для фронтовиков. Они хранили его в своих шинелях, и он служил им стимулом для защиты Родины и напоминал о семье.

Кустышки — головной убор русского традиционного костюма Архангельской области.

Платки разных национальностей

Как же выглядела культура ношения платка выражалась в других культурах? Посмотрим на примерах с фото.

Образ индийской женщины неотделим от традиционного наряда «сари» При этом сари это не только одежда, но и головной убор. Конец сари накидывается на голову, покрывая волосы.

Женщины всех сословий до сих пор носят также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикрепляются на голове обручем.

Женщина, одетая в сари одним своим видом настраивает на уважительное отношение к ней, как к прекрасной половине человечества, автоматически делая ее более женственной и привлекательной, чем женщину в современной одежде.

Сари независимы от моды и многие индианки до сих пор носят их. Израиль В ортодоксальном иудаизме существует свод правил — «цниют», который включает в себя законы скромности и определяет внешний вид девушки. Женщины и девушки должны носить неброскую, но красивую одежду, при этом не вызывающую. Небрежность неприемлема. Голова должна быть покрыта головным убором, который называется «тихль». Его повязывают назад, оставляя шею открытой. Центральная Азия и Ближний Восток В этих территориях распространено ношение самых «радикальных» одежд — паранджи. Паранджа — это халат с длинными руками и сеткой, закрывающей лицо. Другая разновидность паранджи называется чадра и выглядит как легкое покрывало белого, синего или черного цвета. Оба этих нарядах носят , чтобы скрыть фигуру с головы до ног. Наиболее распространены в Афганистане и Пакистане. Малайзия и Индонезия Эти страны отличаются любовью к ярким цветам — это касается и головных уборов для мусульманских девушек Малайзии и Индонезии. В Малайзии платки не только традиционный головной убор, но и важный аксессуар в высокой моде. Там набирает обороты популярность «скромной моды» Африка Женщины в Габоне, Гане, Намибии носят тюрбаны, при это шея, уши и плечи остаются открытыми. Сочетают такие платки с яркими крупными серьгами и выразительным макияжем. Мусульманские африканки носят платки на классический манер. Турция Турция — мусульмано-светское государство. Традиционные наряды и головные уборы все еще носят повсеместно, однако становятся менее популярными среди современных девушек. На смену приходит тюрбан — платок, завязанный необычным способом. В парикмахерских Турции существует услуга по красивой укладке тюрбана.

Юлия Муравская

Главный редактор блога «Дом пуха»
страница

Источник: https://dom-puha.ru/blog/mirovaia-istoriia-zhenskogo-platka

Заговор на платок и его правильное выполнение

О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

› Заговоры ›

Одним из самых сильных в магии считается заговор на платок. С его помощью можно избавиться от заболеваний, помочь в исполнении желания, привлечь в свою жизнь любовь, защититься от чужого энергетического воздействия.

Платок — сильный атрибут в магии

Правила проведения обрядов

С помощью платочка можно провести такие виды ритуалов:

  • защититься от происков недоброжелателей;
  • улучшить состояние своего здоровья;
  • сделать себе амулет для привлечения удачи, денег, для того, чтобы найти хорошую работу, для привлечения любви;
  • достичь удачи в карьерном росте (проводится заговор на хорошую работу и на удачу);
  • выйти замуж за хорошего парня;
  • исполнить заветное желание.

Носовой платок позволит исполнить желания

С помощью сильного ритуала на платок можно повлиять на различные сферы жизни. Нередко заговор на носовой платок проводится для того, чтобы осуществилось заветное желание. Чтобы такие обряды были эффективными, рекомендуется соблюдать простые правила:

  • если хотите повлиять на конкретного человека, необходимо взять его платок, также можно купить новый платочек, провести ритуал и подарить его этому человеку;
  • нельзя давать другим людям свой амулет;
  • если проводится заговор на исполнение желания, платочек нужно хранить до тех пор, пока оно не сбудется, после чего уничтожить атрибут – сжечь в огне;
  • нужно следить за личным талисманом, чтобы он не попал в руки недоброжелателю, в противном случае он может использовать против вас эту вещь;
  • очень важно верить в то, что вы делаете и проговариваете;
  • читать слова заговора полушепотом, четко проговаривая каждое слово;
  • если проводите обряд для себя, вкладывайте в каждое слово свой энергетический посыл;
  • никому и никогда не рассказывайте о проведенных магических действиях.

На привлечение любви

Понадобится личный носовой платок

С помощью носового платочка можно привлечь к себе внимание конкретного представителя противоположного пола. Чтобы провести обряд на любовь, понадобятся такие атрибуты:

  • ваш личный носовой платок;
  • две церковные свечи;
  • небольшое зеркало;
  • эфирные масла лаванды и чайного дерева;
  • белая скатерть.

Алгоритм выполнения ритуала:

  1. Дождаться полуночи в период растущей луны.
  2. На поверхности стола расстелить скатерть.
  3. Установить напротив себя зеркало.
  4. Свечи зажечь и поставить по обеим сторонам зеркала.
  5. Взять носовой платочек, капнуть на него по три капли эфирных капель.
  6. Сказать слова заговора:

Капните эфирное масло на платок

«Как к этому платочку прикоснешься, так станешь только моим навсегда. Ко мне захочешь прийти. Пусть ароматы эти тебе ко мне дорогу покажут. Не сможешь от меня уйти никогда».

Если вдруг вы почувствовали, что чувства вашего мужа охладели, возьмите его носовой платок. На него брызните несколько капель своих любимых духов, после чего платочек положите в карман супругу и скажите:

«Открой свои очи, на меня взгляни, я тебя люблю, ты меня прими. Аромат вдохнешь, и меня вспомнишь».

На исполнение желания

Ритуал для исполнения заветного желания проводится в полнолуние. Возьмите платочек, которым пользуетесь ежедневно, поднесите его к губам и скажите слова заговора пять раз подряд:

«Господи Вседержитель, даруй мне свое благословение. Пускай желание мое исполнится с Твоей помощью. Перед Тобой кланяюсь и на Тебя уповаю. Аминь».

Заговоренный платок всегда носите с собой

Заговоренный платочек всегда носить с собой и никогда никому не показывать, не давать в руки.

На здоровье

Чтобы избавиться от заболеваний, набраться жизненных сил, достичь успеха в жизни, проводится следующий ритуал. Для его проведения нужны такие предметы:

  • новый носовой платок;
  • отвар из таких растений: ромашка, чабрец, календула, зверобой, липа;
  • несколько грецких орехов;
  • вода из колодезя;
  • стакан молока;
  • щепотка молотой корицы.

Подготовить отвар из лекарственных растений. В этом отваре нужно пропитать новый носовой платок. Далее протереть им шею, лицо и руки. Не вытирать полотенцем, пусть впитывается в кожу. Подогреть молоко, вкинуть в него щепотку корицы, размешать и сказать:

Закиньте в молоко щепотку корицы

«Пускай ко мне здоровье приходит. Не на похоронах и не на поминках моих люди собираются, а на праздниках и на гуляньях. Как этот отвар впитается, так здоровье приумножится. Как молоко это выпью, так здоровым сразу же стану. Пусть читающий этот текст здоровьем заряжается и жизненной силой».

Повторить обтирание платочком. Такой обряд выполнять в течение трех дней подряд.

Избавление от бед

Данный обряд для избавления от несчастий проводится в период полнолуния. Понадобиться чистый листок бумаги и ручка, а также новый носовой платок. Заранее переписать на бумагу текст заговора:

«Платочек, волшебный платок, от тебя не только при простуде толк. Сейчас ты исполнитель моего желания. Я знаю, чего я хочу, а ты поможешь мне достичь этого. Благодаря волшебному платку, что желаю в жизни, то получу и от всех бед избавлюсь. Аминь.;

Дождаться полуночи, зажечь церковную свечу. Слева от нее положить платочек, прочесть текст, которым вы сможете отогнать от себя беды и неудачи. Когда закончите читать заговор, листочек необходимо сжечь в пламени свечи. Платочек станет вашим личным оберегом, который следует всегда носить при себе.

На успешную торговлю

Чтобы торговля всегда была удачной, выполняется следующий ритуал. Перед началом рабочего дня обтирают лицо новым носовым платком и говорят:

«Звезд не сосчитать, пахоту руками не размять, слово мое с меня не снять. Я купец, со мной мой венец. Как пчелы на мед летят, так все на мой товар глядят. Забрать хотят. Аминь».

Заговоренный платочек спрятать в карман. Носить его с собой в течение недели.

Также можно привлечь к себе покупателей следующим обрядом. В новый носовик завязывают серебряную монетку и проговаривают трижды следующие слова׃

«Как серебро уважают! Как серебро любят! Так бы и меня, рабу(а) Божию (ваше имя) любили, да все бы уважали».

Носить всегда при себе оберег. Лучше всего, если платочек будет зеленого цвета.

Эффективные заговоры на платок и их выполнение Ссылка на основную публикацию

Источник: https://zakoldovan.ru/zagovory/zagovor-na-platok.html

Что раздают на похоронах: полотенце и носовые платки

О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

На похоронах раздают разные вещи, которые, по поверью, облегчают участь души в час Божьего суда. Традиция пришла в жизни людей с принятием христианской веры. Важно проявить уважение к почившему и его родственникам, принять символический дар.

Зачем дарят носовые платки и полотенца

Традиция требует, чтобы на поминках присутствующим презентовали платки. Женщинам дают тот, которым можно покрыть голову, мужчинам – классические носовые. В некоторых случаях допустимы вариации.

На похоронах раздают носовые платки в течение многих сотен лет. Обычай воспринимается как должное, без вникания в смысловую нагрузку. Люди принимают подношение, не задумываясь о его предназначении.

Подношение полотенец необязательно. Обычно ими заменяют платки. Традиция зависит от региона.

Раздавать платки принято по таким причинам:

  • ими можно обернуть свечу при отпевании, чтобы горячий воск не жег руки;
  • чтобы вытирать слезы;
  • поминать усопшего, когда предмет попадет в руки.

Полотенце, платок нужно положить в карман. Мужчинам, которые будут нести гроб – обвязать вокруг руки. Старшее поколение, помня о традиции раздавать платочки на похоронах, начинают копить их задолго до смерти. В больших городах это стало архаизмом.

Как и когда раздавать платочки

В зависимости от местности проживания, одни и те же предметы использую по-разному. Обычно на похоронах раздают платки, чтобы их повязали на руку:

  • все присутствующие;
  • посторонние;
  • родственники умершего;
  • копатели и носильщики гроба.

Дарить принято их в начале похорон. В некоторых регионах предметы раздают после поминального обеда.

Что еще раздают христиане

Ошибка – дарить предметы во время похорон, находясь на кладбище. Это делается после поминальной трапезы. Полотенца, которые повязали носильщикам гроба, снимаются, когда могила закопана. Руки поливают водой, и каждый христианин вытирает ладони тканью.

Полотенце нужно отдать женщине, которая льет воду на руки носильщиков.

Присутствующим на похоронах раздают:

  • кружки, чашки;
  • ложки;
  • тарелки;
  • носки для мужчин;
  • еду – сладости, пирожки, выпечку.

Есть регионы, где на похоронах раздают комплекты из платка или полотенца и кускового мыла. Остатки еды с поминального стола, сладости разрешено забрать домой, чтобы там помянуть умершего.

Вещи, принадлежавшие покойному при жизни, нельзя раздавать сразу. Это принято делать по истечении сорока дней с минуты смерти. То, что было дорого умершему, без чего он не обходился в быту, перед похоронами кладут в гроб. Обычно это вставные челюсти, ремни, зажигалки, сигареты, нательный крест.

Символизм в традиции одаривания в разных религиях

Не только у русских существует традиция одаривать присутствующих на траурной процессии. На похоронах мусульманина раздают садаку – ритуальную милостыню. Для этого заранее готовят вещи или деньги.

Родственник несет садаку на кладбище. Собранную денежную сумму вручают человеку, показавшему место, где следует рыть могилу, и людям, которые опускали на полотенцах тело в землю, читали над могилой Коран.

У татар невелик выбор предметов для саадака – носки, платки, полотенца, отрезы ткани. Вещи раздают пришедшим в знак соболезнования. Предметы для саадака копятся в семье – на черный день. Часто используют то, что было получено от других людей.

В Китае на кладбище по завершении похорон родственники раздают приглашенным конверты к красного цвета, в которых лежит монета. Считается, что люди подвергаются воздействию потусторонних злых сил и духов во время погребения. Конверт с деньгами обеспечивает безопасность человека, возвращающегося домой.

Что дают первому встречному

Похороны – эмоциональное событие, которое потрясает семью. Со времен язычества люди живут в благоговейном страхе перед смертью. Сложилось много примет и традиций, которые нельзя нарушать – игнорирование обрядов и правил накличет беду, а покойник, по поверью, утащит родственников и приглашенных за собой.

Похоронные обряды, в том числе, раздавать вещи, призваны защитить живых от воздействия злых сил, улучшить условия существования души усопшего в загробном мире. Мебель, на которой стоял гроб, после выноса переворачивают вверх ножками. Возвращать табуреты и стулья в прежнее положение разрешено на сороковой день после смерти.

С языческих времен, когда царило мракобесие, люди не касались атрибутов, применяемых на похоронах, боясь умереть. Гроб, венок несли в перчатках, погружали на полотнища, сани.

Перед тем как выдвигаться на кладбище, собирают узелок для обряда первой встречи. В платок или полотенце заворачивают:

  • нитки;
  • иголку;
  • чашку;
  • ложку;
  • соль;
  • хлеб;
  • сладости;
  • чулки женщинам, носки для мужчин.

Обряд берет корни в древних временах. Сверток с предметами получает первый встречный человек на пути после похорон, когда траурная процессия выйдет из ворот кладбища. Это символизирует связь, образующуюся между живыми и мертвыми.

Подарки, которые раздают во время похорон, послужат напоминанием для человека, которому их вручили, о необходимости читать молитвы за упокой незнакомца. Для души обряд играет важную роль.

Что делать с платком и полотенцем после погребения

Традиционно дарят полотенца в деревнях. Села хранят древние обычаи, самобытность. Жители городов подстраиваются под реалии, меняя детали обрядов. В крупных населенных пунктах присутствующим на похоронах раздают носовые платочки. Ими можно обернуть церковную восковую свечку, чтобы воск не обжигал руки в процессе поминальных чтений.

Во время погребения следует всматриваться в пламя, вспоминая усопшего в положительном ключе, желать ему обрести покой в загробном мире и небесного царства. Когда гроб закопан, а свеча сгорела, платок можно оставить себе.

Известна примета, запрещающая приносить с кладбища вещи. Это касается тех, которые находились на погосте. Нельзя собирать посуду, подсвечники с могил. Траурные платочки и полотенце, которые раздают во время погребения, оставляют у себя и пользуются в быту, вспоминая умершего человека.

Обряды и приметы, связанные с похоронами, не регламентируются христианской религией. Традиции, которые берут корни в языческой культуре, православие и церковь не приемлет. К таким поверьям относится запрет смотреть в окно, когда проходит траурная процессия – якобы душе умершего это не понравится.

В регионах существуют местные требования, сложившиеся в области. В одном округе с пониманием отнесутся к желанию бросить полотенце, платок, которые раздавали, в могилу, когда закапывают гроб. В другом родственники усопшего воспримут такой поступок как оскорбление.

Вещи, которые на похоронах дарят, не несут опасности. Полотенце после похорон не нужно выбрасывать.

Посуда, текстиль не являются артефактами, которые применяются в магических обрядах.

Чернокнижники охотятся за постелью, на которой умер человек, водой, омывавшей тело усопшего, его волосами.

Предметы, контактировавшие с мертвецом в миг смерти и традиционных приготовлениях к погребению, используются в черной магии – с их помощью наводятся сильные порчи, делаются привороты.

На похоронах раздают новые полотенца, платки, посуду. Традиция не имеет негативного подтекста. Вещами можно пользоваться в обиходе ежедневно, не ожидая потенциальной мистической опасности. Многие испытывают брезгливость перед предметами, связанными со смертью, не могут заставить себя съесть поминальные угощения. В таких случаях еду, вещи относят в церковь.

Дарят предметы, которые пригодятся в быту. Платки и полотенца преподносят, заботясь о присутствующих. Платочком вытирают слезы с лица. Полотенцем, которое нужно повязывать, вытирают руки, несшие гроб – традиция требует вымыть их на кладбище.

Вторая цель раздавать вещи на похоронах – символизм воспоминаний. Пользуясь посудой, текстилем, человек вспомнит, откуда вещь, помянет умершего. Людям важно сохранить память об ушедших в иной мир родственниках и друзьях.

Раздача предметов поможет в этой задаче.

Если нет возможности отнести вещи, которые раздают после похорон, в церковь, а хранить их не хочется по личным соображениям – нет ничего зазорного в том, чтобы их выбросить.

Традиция преподносить на похоронах текстиль, посуду, сладости пришла из древней Руси, ее можно назвать милостыней. Люди, принявшие в дар вещи, обязаны помолиться за упокой души, частично берут на себя грехи усопшего.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd1c1480092d700b8983b3d/5cd3e1490092d700b89854e2

Традиция носить черный платок: правила — Сайт о

О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

Дагестанское селение Кубачи известно прежде всего своими златокузнецами. Про которых в восьмидесятых годах прошлого века на знаменитой Северо-Осетинской телестудии даже сняли художественный фильм «Загадка кубачинского браслета». Но не только ювелирными изделиями славится знаменитый аул, и не только у браслетов бывают загадки.

Кубачинские женщины носят особенные платки, по которым их легко узнать с первого взгляда, — казы. Мы расспросили сельчанок о секретах этого необычного головного убора, и вот что они нам рассказали.

Секрет первый. Откуда взялся каз?

Каз представляет собой белую ткань, расшитую узорами из золотой нити и украшенную бахромой. Строго говоря, это не платок, а шарф. Но называют его все-таки платком.

Такие уборы носят только женщины дагестанского села Кубачи. Больше никакой другой платок или шарф этим словом не обозначается. И больше ни в каком другом селе женщины не носят казы — только в Кубачи.

Выезжая из села, кубачинки обычно снимают свой традиционный платок. Редко кто ездит в нем даже в соседнее село. В Махачкале и других городах казы можно встретить на улицах только во время официальных праздников, таких как День единства народов, день Конституции Дагестана, празднование 2000-летия Дербента. В эти дни многие дагестанцы надевают национальные костюмы.

Сколько лет казам и откуда именно в этом селе взялась традиция носить этот платок, точно неизвестно. Местные жители говорят, что казам столько же лет, сколько и селу. А это примерно 15 веков.

Секрет второй. Матримониальный

Каз — это не просто головной убор, расшитый золотыми нитками. По рисунку на платке определяется статус девушки: замужем она или нет. Чаще всего кубачинки вышивают на своих платках цветы или перья. Но узор на платке незамужней девушки мелкий, а замужняя носит каз с крупным рисунком.

Отличается также длина бахромы: на платке незамужней женщины она короче, чем на платке замужней. В обычном казе бахрому пришивают только на один конец.

Раньше женщины надевали под каз чохто — дагестанский женский головной убор (напоминает матерчатую продолговатую трубу; в нее женщины прятали волосы). Сейчас его носят не все, обычно каз сразу накидывают на волосы.

Секрет третий. Траурный

Если кто-то умирает, кубачинские женщины не надевают черные одежды. О том, что кубачинка в трауре, можно узнать по казу: на нем не будет бахромы и яркого узора. Бахрому снимают на 40 дней либо на год — в зависимости от того, насколько близкий родственник умер. Когда траур окончен, бахрому пришивают снова.

Секрет четвертый. В цифрах

Современные кубачинки говорят, что покупают хлопчатобумажную ткань на каз у местного бизнесмена, который привозит ее из арабских стран. Стоимость отреза на каз — 1000 рублей. В советское время казы были из маркизета, но этот материал быстро мнется, а со временем желтеет, и платок теряет свой вид.

https://www.youtube.com/watch?v=2zOkUR4r6iA

Стандартная длина каза — 2,5 метра (без учета бахромы), ширина — 50−70 см. Если женщина невысокая, платок можно немного укоротить, но так, чтобы это не бросалось в глаза.

Секрет пятый. Ручной работы

В Кубачи каждая женщина с детства учится вышивать каз. Старшие женщины в семье (сестры, мамы, тети, бабушки) учат этому девочек еще с дошкольного возраста. Порой малышка еще не умеет читать и писать, но уже уверенно держит в руках иголку.

Правда, носить каз они начинают гораздо позже — в 15−16 лет. Носят и дома, и на улице, и в школе, но все это по желанию, без «обязаловки». А с недавних пор в селе появилась новая традиция: 1 сентября одиннадцатиклассницы обязательно надевают каз в школу.

Современные кубачинки нередко вышивают узор на казе швейной машинкой.

Айдемир Даганов

— А бабушки не ворчат, что молодежь совсем обленилась, не хочет тратить время на ручную работу?

— Так получается быстрее и зрение не портится, — объясняют женщины нововведение.

Носить каз с машинной вышивкой зазорным не считается. Просто такой платок значительно падает в цене: его стоимость будет примерно 2−3 тысячи рублей.

Современные кубачинки чаще вышивают узор на казе швейной машинкой

Стоимость каза с узором ручной работы зависит от нескольких моментов: насколько мелкая вышивка (чем мельче, тем дороже), «возраст» нити и бахромы, сколько времени заняла работа над платком. Кстати, на вышивание каза уходит от нескольких недель до года. Стоимость платка с узором ручной работы — выше 10 тысяч рублей.

Секрет шестой. Свадебный

Айдемир Даганов

Девушки в Кубачи выходят замуж в традиционной свадебной одежде. Каз невесты называется лумкитабказ

Каз невесты называется лумкитабказ. От обычного он отличается тем, что бахрома у него свисает с двух концов, а не с одного, а по длинным сторонам платка пришита тесьма. Вышитого узора на свадебном казе может не быть, но тесьма — обязательна.

Когда кубачинка выходит замуж, она, как правило, надевает традиционное платье и лумкитабказ, которые надевали ее пра-пра-прародственницы на свои свадьбы. Платье расшито золотыми или серебряными нитками. Со временем многие эти платья теряют свежесть и яркость.

— Нет! — отвечают женщины хором. — Наоборот, с гордостью носят.

Айдемир Даганов

Если судьба не дала дочерей, подарить свадебный наряд можно любой родственнице, выходящей замуж, либо молодой невестке. По обычаю, 40 дней после свадьбы молодая жена ходит дома и по селу в национальной одежде.

Секрет седьмой. Наследственный

Кубачинки сохранили традицию передавать по наследству бахрому для казов. Чем старше бахрома на платке, тем он ценнее. Потому женщины совсем не ленятся перешивать полосы с одного платка на другой. И даже сейчас в селе носят казы с бахромой, которую на своем платке носила кубачинка, жившая в XIX веке. А может, и раньше.

Айдемир Даганов

Выдавая дочку замуж, мама обязательно должна положить в сундук с приданым казы. Их количество не ограничено: чем больше, тем лучше.

Но есть незыблемое правило: в приданом обязательно должны быть два каза с рисунками, которые считаются особенными, — кацаннаказ (с цветами) и калкуссалаказ (с перьями).

По словам кубачинок, это самые старинные узоры, дошедшие от их предков до наших времен, и современные девушки должны передать их своим детям.

Справа — два каза, которые обязательно должны быть в приданом невесты. Это кацаннаказ, на нем изображены цветы, и калкуссалаказ — с узором пера. По словам кубачинок, это самые древние узоры казов

: Наргиля Абасова, фото: Айдемир Даганов

Аида Мирмаксумова

Источник:

Казашки в Иране носили платок и до исламской революции

Живущие в Иране казашки носили платки и до исламской революции 1979 года в этой стране.

После того как женщин в Иране повсеместно обязали носить платки, они стали повязывать платки одного цвета, украшая их национальными узорами и орнаментами.

Сейчас незамужние представительницы казахской диаспоры носят платки красного цвета или платки с цветочными принтами, а замужние женщины – однотонные белые платки.

НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ

Врач Мариям Павиз из города Горган, которая родилась и выросла в Иране, говорит, что здесь все женщины в обязательном порядке носят хиджаб. Иностранки по пересечении иранской границы обязаны покрывать голову платком. Местные казахи, согласно общественным правилам, носят соответствующую одежду.

– Старшая дочь учится в двенадцатом классе. В школе и других общественных местах, согласно существующим законам, женщины носят хиджабы. Поэтому на улице или в школе никто не ходит с непокрытой головой. По закону, одежда должна закрывать всё, кроме лица, кистей рук и ноги, – говорит Мариям Азаттыку.

Этнические казашки в Иране. Фото предоставлено Мариям Павиз.

По словам Мариям, прежде в Иране казахские девочки, не достигшие половой зрелости, носили тюбетейку. Местные казахи называли этот головной убор телпек.

– После исламской революции 1979 года всех женщин, начиная с девочек, достигших половозрелости, обязали носить хиджаб, – говорит Мариям Павиз.

На фоне антиправительственных акций протеста в конце декабря прошлого года – начале января этого года иранские женщины выступили против ношения хиджабов. На прошлой неделе в связи с этим полицией были задержаны десятки женщин.

В Иране время от времени женщины проводят акции протеста против обязательного требования носить хиджаб. Особенно женщины активно поднимают эту тему в социальных сетях. В связи с этим Мариям Павиз говорит, что в стране есть разные точки зрения относительно ношения хиджаба.

Не все массово выступают против хиджаба.

– В конце 2017 года люди стали выступать против принудительного ношения хиджаба или же его отмены, – говорит Мариям Павиз.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА ПЛАТКА

Переехавшая из Ирана в Казахстан Актореш Шадком живет в городе Актау. Она говорит, что, сколько себя помнит, «казахские девушки и женщины в Иране всегда носили платки».

По словам Актореш, до исламской революции местные девушки и женщины в Иране ходили без головных уборов, позднее власти принудили их носить хиджаб.

Между тем казашки и туркменки, проживающие в этой стране, и прежде носили платки, отмечает Актореш.

Источник: https://seminaria-tmb.ru/kladbishhe/traditsiya-nosit-chernyj-platok-pravila.html

Внакидку, по-купечески: как женщины на Руси повязывали косынку

О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

В Россию вернулась мода на платки и косынки, вытесненная в конце ХХ века со страниц глянцевых журналов и подиумов как безнадежный пережиток прошлого.

Современные красавицы считают яркий шелковый платочек, кокетливо повязанный на голову, особым изыском.

Правда, не все знают, как правильно носить косынку, ведь одни женщины завязывают ее концы на затылке (как у банданы), а другие – под подбородком.

Как их носили

Данный атрибут одежды способен не только украсить свою владелицу, но и защитить ее от ветра и дождя. Именно с этой целью жительницы Древней Руси покрывали свои головы кусками полотняной материи, часто украшенными различной вышивкой. Такой платок назывался «убрус». Обычно его закалывали под подбородком.

В книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX века» доктор исторических наук Гали Семеновна Маслова (1904-1991 гг.) привела несколько способов ношения платков и косынок, принятых у восточных славян с древних времен.

1. Внакидку. То есть, набрасывание косынки на голову, не повязывая концы, а просто скрещивая их на груди. Так носили платочки русские горожанки XVII века. Этот способ сохранился до ХХ века лишь для толстых шерстяных шалей, используемых в зимнее время. Интересно, что невестам и покойницам во время обрядовых церемоний тоже принято не завязывать платки, а лишь покрывать ими голову внакидку.

2. На покромку. Косынку носили как древний убрус, закалывая ее концы под подбородком с помощью булавки. Так поступали женщины из старообрядческих семей Архангельской, Владимирской, Олонецкой, Нижегородской и Костромской губерний.

Они называли данный способ ношения платка «по-богородицки», ведь на некоторых старинных иконах покрывало Девы Марии заколото именно таким образом.

Впрочем, на покромку носили косынки и многие жительницы Поволжья, не относящиеся к старообрядцам.

3. По-купечески. Концы платка завязываются спереди, надо лбом. Если внимательно рассмотреть знаменитую картину «Купчиха за чаем» известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.

), то можно заметить, что шелковая косыночка красавицы кокетливо завязана надо лбом. Причем, узелок такой аккуратный, что концы платочка напоминают украшение в виде лепестков цветка.

Так носили косынки многие представительницы купеческого сословия.

4. По-девичьи. Узел завязан под подбородком. Российский и советский ученый Дмитрий Константинович Зеленин (1878-1954 гг.

) в своей книге «Восточнославянская этнография» назвал наиболее популярным у женщин первой половины ХХ века именно этот способ ношения косынки.

Он был заимствован у немцев, по мнению этнографа, и пришел в нашу страну «через посредство поляков» сравнительно недавно. В большинстве русских губерний так носили платочки девочки и девушки на выданье.

5. По-бабьи. Замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус, обычно скрещивали концы косынки под подбородком, а затем завязывали их сзади на шее.

6. С узлом на затылке. В некоторых центральных и южных регионах России женщину, состоящую в браке, можно было распознать по косынке с узлом на затылке.

С древних времен

Впрочем, способов завязывания платка предостаточно. Например, известный этнограф Д.К. Зеленин указывал, что в славянском племени кривичей, обитавшем в VIII-X веках в верховьях Волги и Западной Двины, женщины перекрещивали концы косынок на подбородке, а затем стягивали их узлом на макушке. Так что можно было подумать, что у всех них заболели зубы.

По мнению ученого, такой способ ношения платочков позволял красавицам уберечь себя от простудных заболеваний, холода и ветров.

Согласно народным поверьям, женская сила таится в волосах. Поэтому на Руси представительниц прекрасного пола, которые ходят с непокрытыми головами, издревле считали настоящими ведьмами.

Их боялись, ведь простоволосая баба способна навести на людей сглаз и порчу, как говорили суеверные люди. А еще они думали, что колдуны могут навредить женщине через ее волосы.

Поэтому жительницы Древней Руси тщательно прятали свои косы под различными головными уборами и косынками, чтобы ни один волосок не упал на улице.

С приходом христианства данная традиция только укрепилась, ведь религиозные деятели запретили женщинам заходить в церкви с непокрытой головой.

Девушка или женщина

Российский этнограф Людмила Сергеевна Лаврентьева в своей научной статье «О платке», которая была опубликована в книге «Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России» (Сборник Музея антропологии и этнографии РАН, том 47), привела несколько интересных фактов, касающихся нашей темы. В частности, по утверждению ученого, в будние дни XIX века русские девушки-крестьянки вполне могли ходить дома с непокрытыми головами, надевая косынки лишь по воскресеньям и праздникам, в дань церковной традиции.

Головные уборы незамужних крестьянок оставляли открытыми макушку и затылок, чтобы у женихов не было сомнений – красавица на выданье, сейчас самое время посвататься к ней. Длинные и толстые косы, которыми по праву могли гордиться девушки, тоже не было принято прятать. Только замужние крестьянки полностью скрывали свои волосы от посторонних глаз.

Купчиха или дворянка

Женщины более высоких социальных слоев стремились подчеркнуть свое положение, завязывая косынки совсем не так, как работницы полей и коровников. Купчихи, и это было указано выше, носили дорогие шелковые платочки. Они часто завязывали их надо лбом.

А вот дворянки – особый случай. Эти дамы из высшего общества стремились подражать классическим образцам античной культуры, с которых брали пример модницы Западной Европы. Часто русские аристократки просто следовали рекомендациям французских журналов, поэтому они носили воздушные платки-накидки, ажурные и кружевные, а также дорогие шали.

Как известно, голову и плечи высокопоставленной жительницы Древней Греции или Римской империи покрывал пелос – отрез материи, украшенный классическим орнаментом. Отечественные дворянки, подражая западным образцам культуры, не завязывали свои платки. То есть, носили их внакидку.

Колхозница или фабричная

В ХХ веке на смену старому разделению женщин по семейному положению или социальному статусу пришла новая градация – по сфере деятельности.

Два наиболее популярных способа завязывания косынки стали определять колхозниц и фабричных работниц.

И если сельские женщины, трудившиеся на полях или в коровниках, часто завязывали платки под подбородком, чтобы прикрыть шею от холодного ветра, то женщины, работавшие за станками и у заводских конвейеров, начали убирать волосы и концы своих косынок назад, на затылок. Причина проста – банальная техника безопасности.

Если в механизм работающего станка попадет нечто постороннее, в том числе волосы или концы платка, когда женщина неосторожно наклонится, то это грозит не только серьезной поломкой, но и травмой для сотрудницы цеха.

Сейчас уже безвозвратно канули в прошлое старинные обычаи. Никто не будет проверять семейное положение красавицы и следить, чтобы платок был завязан в соответствии со всеми канонами XIX века.

Да, и социальный статус уже не так жестко разделяет женщин, диктуя свои требования.

Современные россиянки могут сами решать, как им носить платки и косынки или не носить их вовсе, придерживаясь устоявшихся традиций разве что при посещении храмов.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/80683-vnakidku-po-kupecheski-kak-zhenshhiny-na-r.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.