Образ, слово, эмоция как три составляющие разума

Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе

Образ, слово, эмоция как три составляющие разума

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам. 

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4.

Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.

В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного).

Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.  Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей.

Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни.

Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это

Женский гнев — дефицит любви

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/140823-tablitsa-chuvstv-kotoraya-pomozhet-razobratsya-v-sebe

Человек. Основы христианской антропологии в таблицах

Образ, слово, эмоция как три составляющие разума
Бог создал человека от избытка любви, желая поделиться любовью.

2) Образ и подобие

Человек создан Богом  по Своему образу и подобию (Быт.1:26). 

Образ БожийПодобие Божие
Человек сотворён по образу Бога.Уподобление человека Божественному совершенству.
Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др.Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви,мудрости, добре,чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему.
Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю. Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность).Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати.

3) Структура человека.

Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит  из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма.

Дихотомия

ТелоДуша
Сотворено Богом из «праха земного» (Быт.2:7)Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению.

Трихотомия

ТелоДушаДух
Аппарат души для общения с внешним миром.Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент.Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию.
Потребности: самосохранение, продолжение рода.Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.

Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения

ТелоДушаДух
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три:  ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей.

4) Три состояния человека в истории мира.

1. Естественное2. Нижеестественное (падшее)3. Сверхъестественное
От сотворения до грехопадения.После грехопадения, современное состояние человека.Возможность восстановления дана  искупительным подвигом Спасителя.
Непричастность ко злу, целостность, целомудрие.Разрыв связи с Богом. Извращается иерархия структуры: дух подчиняется душе, а душа телу. С грехопадения начинается самообожествление и духовная слепота.Является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Задача человека – восстановление утраченной цельности, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу.

5) Три состояния души.

Человек соединяет, сочетает в себе жизнь растений, животных и Ангелов.

РастительнаяЖивотнаяАнгельская
Осознание функций тела – дыхания, питания, размножения.Чувственные желания, произвольная деятельность.Способность к духовной жизни, Богообщению.

Три основные части или силы души.

Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь.

Части, силы душиЧувствующая, раздражительная (яростная)Желательная (вожделевательная)Мыслительная, разумная (словесная)
ЧувстваВоляРазум
Просвещаются черезБогослуженияНравственный законВероучение
ИскушенияСтрастиСвоеволиеМечтания
Средство борьбыТрезвениеСмирениеВнимание
Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/

Стремление знать успокаивается светом истины – внутренним свидетельством о Боге. Стремление наслаждаться – чувством красоты, созерцанием Божественной красоты. Стремление действовать почивает в силе добра – укреплении воли в борьбе со злом.

ЧувстваВоляУм
До грехопадения – «понимать – чувствовать – действовать» было единым актом.
До грехопадения чувства подчинялись разуму действием Божественной благодати.Воля является проявлением свободы, дарованной человеку Богом и управляет желаниями человека, направляя их к добру.До грехопадения гармония  познания заключалась в единстве логического и эстетического компонентов. Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога.
После грехопадения чувства автономизировались (обособились) от разума и стали подвержены страстям.После грехопадения добровольное подчинение преблагой и премудрой воле Божией изменилось в человеке на рабство греху.После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком.  Падшее естество человека поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости.
Чувства необходимо возвысить обращённостью к духовным предметам и подчинить разуму.Необходимо употреблять  волю на борьбу со страстями и стяжание (приобретение) добродетелей. Требуется отречение от греховной воли и подчинение её воле Божьей.Ум необходимо очистить и просветить Богооткровенными истинами. «Те умны, которые могут различать добро от зла», – говорил св. Антоний Великий. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен.
1. Духовные2. Душевные3. Телесные
По Замыслу Творца ведущими у человека должны быть духовные потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Нарушение этой иерархии является извращением природы человека. Духовные потребности выше всех, без их удовлетворения человеку не обрести гармонии.
ОбоняниеВкусОсязаниеСлухЗрение (90% всей информации)
Освяща­етсяКаждением, благово­ниями.Святой водой, просфорой, Причаще­нием в Таинстве.Целованием священных предметов, окропле­нием св. водой, колено­прекло­нением, несением икон на крестных ходах.Колоко­льным звоном, псалмо­пением, душе­спасите­льными беседамиИконами, лампадами, бого­служени­ями, убранством храмов.
ПомыслыГрех противРазрушениеИсточникМетоды борьбыЦель борьбы
Плотские помыслычелове­ческой природыустоев природной жизни личности– чувстве­нное вожделениеиспытание помыслов, не допустить чувстве­нного услаждениячистота и достоинство личности
Злые помыслыближнегонравстве­нной жизни и обесце­нивают религиозную жизньзлая воля, питаемая чувствами мести, превосходства, тщеславиясостра­дание к ближним и осознание собстве­нного несоверше­нствапреодо­ление вражде­бности, способность радоваться чужим успехам
Богоху­льные помыслыСв. Духарелигиозной жизниомраченный разумигнорировать, не вступать в диалог, не уныватьчистота ума и любовь к Богу

Источник: https://azbyka.ru/shemy/chelovek.shtml

Какие бывают эмоции? Список эмоций

Образ, слово, эмоция как три составляющие разума

Какие бывают эмоции? Список эмоций. Медитативные упражнения и техники, Управление эмоциями, Психотехники и упражнения

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

В прошлой статье мы обсудили, почему так важно прислушиваться к своим эмоциям, а не пытаться их подавлять и игнорировать. Мы выяснили, что в эмоциях заключена полезная информация, которую необходимо уметь понимать. Такое понимание поможет научиться легко управлять своим внутренним состоянием.

Но как мы можем понять смысл посланий, заключенных в эмоциях, если мы даже не можем определить, какие именно эмоции мы испытываем? Более того, многих людей вводит в ступор вопрос: «Какие бывают эмоции?» Можете ли Вы самостоятельно, без помощи Гугла, составить список эмоций хотя бы из десяти пунктов? Для многих эта задача оказывается очень сложной.

Итак, первый шаг к тому, чтобы научиться управлять своими эмоциями, состоит в том, чтобы развить в себе способность осознавать свое эмоциональное состояние. Развитием этой способности мы сегодня и займемся.

Список эмоций

Для того чтобы было проще описать свое эмоциональное состояние, полезно написать как можно более полный список всех возможных эмоций. Если человек знает, какие бывают эмоции, ему легче сориентироваться и описать словами свое внутреннее состояние.

Предлагаю Вам посмотреть на список, который я подготовила для Вас. В этот список я включила не только эмоции, но и чувства, поскольку чувства – это тоже состояния эмоциональной природы. Предлагаю Вам такую работу.

Внимательно читайте название каждой эмоции или чувства и прислушивайтесь к себе. Откликается ли что-то внутри на то или иное слово? Насколько интенсивно ощущается та или иная эмоция? Возможно, Вы обнаружите, что чувствуете смесь разных эмоций различной интенсивности.

Например, смесь нежности с легкой печалью, или сильной обиды с легким беспокойством.

Итак, перед Вами список, какие бывают эмоции. Для удобства я все эмоции разделила на несколько групп. Такое деление весьма условное. Однако, как мне кажется, для восприятия информации оно удобное.

Техника «Дневник эмоций»

Своим клиентам, которые испытывают сложности с пониманием своих эмоций, я в качестве домашнего задания предлагаю вести дневник эмоций. Я прошу вечером вспомнить какую-нибудь ситуацию, произошедшую в течение дня.

Это может быть ситуация с интенсивными эмоциями, и это может быть ничем не примечательная повседневная ситуация, не заряженная какими-то особенными эмоциями. В общем, ситуация может быть любой, по Вашему усмотрению.

Выпишите на бумагу слова, с помощью которых Вы можете описать свое внутреннее состояние в этой ситуации.

Следите, чтобы Ваше описание включало в себя именно эмоции, а не мысли или желание как-то действовать. После того, как Вы описали свое эмоциональное состояние в выбранной Вами ситуации, подумайте, какие эмоции Вы испытываете на момент «здесь и сейчас». Зафиксируйте свои мысли на бумаге.

Если Вы не привыкли отслеживать свое внутреннее состояние, пользуйтесь списком эмоций. Поначалу многим людям бывает нелегко это сделать.

Однако если такой дневник эмоций Вы будете вести каждый день хотя бы в течение двух недель (а лучше месяца), Вы увидите, что стали значительно лучше понимать себя, и Вам стало легче управлять теми эмоциями, которые у Вас возникают.

Ведь для того, чтобы чем-то управлять, нужно хорошо знать то явление, которым управляешь.

Подробнее о технике «Дневник эмоций» читайте здесь.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой.

Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте здесь).

Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.

Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:

После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей статье.

Делая репост, Вы получаете плюсик в карму и дарите хорошее настроение автору статьи 🙂

© 2014 — 2019 Блог Виктории Гризодуб. Все права защищены

Источник: https://psy-victory.ru/kakie-byvayut-emocii-spisok-emocij

Слагаемые эмоционального интеллекта, самотестирование

Образ, слово, эмоция как три составляющие разума

Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence, EI) — это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями.

Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение.

Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения.

От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни.

Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации.

Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.

 Что такое эмоции?

Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для лидера очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются. Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:

  • любовь;
  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • наслаждение
  • удивление;
  • стыд;
  • отвращение.

В серии исследований представители различных культур безошибочно распознавали указанные эмоции, когда им показывали фотографии лиц с соответствующей мимикой. Список основных эмоций и их некоторых оттенков приводится ниже.

  • Гнев: ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.
  • Грусть: печаль, сожаление, уныние, меланхолия, жалость к себе, одиночество, подавленность, отчаяние, депрессия.
  • Страх: тревога, опасение, нервозность, озабоченность, волнение, испуг, ужас, паника.
  • Наслаждение: счастье, радость, облегчение, удовлетворение, веселье, гордость, чувственное удовольствие, восхищение, восторг, трепет, эйфория.
  • Любовь: признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение.
  • Удивление: шок, изумление, потрясение, недоумение.
  • Отвращение: презрение, пренебрежение, надменность, омерзение, антипатия, неприязнь, отвержение.
  • Стыд: чувство вины, смущение, замешательство, раскаяние, унижение, стеснение, смирение.

Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям окружающих, создают хорошую рабочую атмосферу, что идет на пользу всей организации.

Составляющие эмоционального интеллекта

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории, приведенные в таблице 1. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

 Таблица 1. Составляющие эмоционального интеллекта

Собственная личностьДругие люди
СознаниеСамосознание:

  • эмоциональное самосознание;
  • точная самооценка;
  • уверенность в себе.
Социальное сознание:

  • эмпатия;
  • корпоративное сознание;
  • ориентация на оказание услуги.
ПоведениеВладение собой:

  • эмоциональный самоконтроль;
  • действия, заслуживающие доверия;
  • сознательность.
Менеджмент взаимоотношений:

  • развитие других людей;
  • воодушевление окружающих;
  • влияние на окружающих.

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь.

Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения.

Иногда бывает неясно, нужно ли совершать крупную сделку, увольнять сотрудника, реорганизовывать бизнес, перераспределять рабочие обязанности. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства.

Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Владение собой — второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции.

Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления.

Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям); инициативность, расширяющая возможности человека; оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Мартин Селигман (Martin Seligman), профессор психологии университета Пенсильвании, посоветовал руководству страховой компании MetLife принять на работу группу сотрудников, которые при прохождении тестов «на оптимизм» показывали высокие результаты, но не могли пройти обычных тестов на умение вести продажи. По сравнению с группой, члены которой хорошо проходили тесты на продажи, но при этом были пессимистичны, группа оптимистов совершала продаж на 21% больше в первый год работы и на 57% больше во второй год работы.

Социальное сознание — это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют эмпатию — умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов.

Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е.

способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.

Менеджмент взаимоотношений — это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим.

Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние.

Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.

Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями.

 Практические выводы для лидеров

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? Несомненно, он играет ключевую роль в успехе трансформационных и харизматических руководителей. Харизматические лидеры, как правило, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам подчиненных.

Трансформационные лидеры создают образ будущего и мотивируют сотрудников воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта.

В самых разнообразных ситуациях харизматические и трансформационные лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение подчиненных.

Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности подчиненных, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств.

Сильный гнев или депрессия, например, способны усилить эгоцентричность руководителя и помешать ему понять нужды окружающих. Такой человек не может рассмотреть ситуацию с различных точек зрения.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе, отделе или организации. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние.

Эта эмоциональная заразительность лидера, сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для подчиненных, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный руководитель способен повысить активность всей организации.

Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять сотрудников.

Наверное, главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, — это возможность относиться к подчиненному как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю развивать персонал и поддерживать высокую самооценку каждого сотрудника.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом работу подчиненных, так что они стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации.

Используя пятибалльную шкалу, оцените, в какой мере вы обладает каждой из указанных ниже способностей. Прежде чем выставлять оценку, вспомните реальные ситуации, в которых вы проявляли данное качество:

  • 1 — отсутствует;
  • 2 — проявляется в незначительной степени;
  • 3 — проявляется в средней степени;
  • 4 — проявляется в значительной степени;
  • 5 — присутствует постоянно.

Таблица 2. Самооценка эмоционального интеллекта

1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.
2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.
3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.
4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.
5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.
6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.
7. Я вижу, когда человек испытывает стресс.
8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.
9. Я распознаю эмоции окружающих.
10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.
11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.
12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.
13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.
14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.
15. Я могу поставить себя на место другого человека.
16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.
17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.
18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам.
19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.
20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.

Подсчет баллов

Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта. Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17; владение собой — пунктами 2, 5, 10, 14 и 18; социальное сознание — пунктами 3, 7, 11, 15 и 19; менеджмент взаимоотношений — пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.

Интерпретация результатов

Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.

  • Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.
  • Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.
  • Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего.
  • Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 — низким. Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?

Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Об авторе:

Ричард Дафт

      (Richard l. Daft), профессор Школы менеджмента Оуэна (Owen Graduate School of Management) при Вандербильтском университете (Vanderbilt University). Автор учебника

«Менеджмент»

«Руководитель и слон. Как стать сверхлидером»

Источник: www.management.com.ua

Похожее

Источник: http://www.topobzor.com/slagaemye-emocionalnogo-intellekta/.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.