Образцы старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции К. Далматова

Выставка «Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит» — отчёт

Образцы старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции К. Далматова
mayak_parnasaВо дворце Н.А. Дурасова музея-заповедника Люблино открылась прекрасная выставка «Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит», посвященная повседневной жизни хозяев подмосковных усадеб.

Эта тема раскрывается через предметы дамского рукоделия, которые красноречиво характеризуют женский мир загородной усадьбы последней четверти XVIII — первой половины XIX века.
Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество. ММУ Останкино.

На рубеже XVIII-XIX веков в дворянском обществе женщине стали отводить все более значительную роль. Теперь она выступает наравне с мужчиной и становится полноправной хозяйкой усадьбы. Она не только ведет хозяйство и воспитывает детей, но и формирует духовный мир дома, который накладывает свой отпечаток на все вокруг, в том числе и на занятие рукоделием.

Все разновидности рукоделия – вышивки, точение из кости и янтаря, миниатюрная живопись выполнялись дворянками на высоком, отнюдь не дилетантском уровне. Для обучения дворянок различным ремеслам приглашались известные мастера своего дела. И работы эти, результат долгого усердия, терпения, учения и, конечно же, таланта, можно увидеть теперь в залах музея.

В интерьерах подобных тем, в которых вся эта красота и создавалась когда-то.
Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество.
ММУ Останкино.
Ярким примером высоких достижений усадебного рукоделия может служить история производства великолепных тканых шалей.

Мода на шали возникла ещё в конце XVIII века и была инспириравана античными мотивами в костюме, когда платья-туники из лёгких полупрозрачных тканей (муслина, батиста и т.п.) были единственной одеждой светских красавиц, уподоблявшихся античным статуям.

В первый же сезон появления нарядов в античном стиле самые заядлые щеголихи прибегли к шалям, которые сделались элегантным способом защиты от холода, а к тому же и прекрасным дополнением к ампирным платьям. Привозные персидские, индийские и турецкие узорные шали, тканые из пуха тибетских коз, стоили чрезвычайно дорого, их стоимость могла достигать до 15 тысяч рублей за штуку.

Такая дороговизна стимулировала местное производство. Отечественная промышленность моментально учла потребности европейской моды, и уже с начала XIX века в России наладили собственный выпуск тканых шерстяных шалей и платков. И, согласитесь, судя по представленным на выставке примерам, отечественные мастера оказались на высоте.

Взгляните, какая тончайшая работа, прекрасные цвета, великолепный рисунок!
Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество.
ММУ Останкино.
Де Лабру Альфонс. Портрет дамы в белом платье с цветной шалью.
Кость, акварель, гуашь. ММУ Останкино.


Рукоделию девочек обучали с самого детства. Вот что можно было прочесть в журнале «Детское чтение для сердца и разума»: «Белизна рук служит украшением красавиц. Для сего надобно их всегда держать в чистоте и мыть свежею студёною водою.

Но и это не довольно: надобно, чтоб при этом руки были как можно чаще в движении, и потому всего лучше заниматься чаще всякими женскими рукоделиями… Бабушки наши имели по большей части белые руки, коим мы удивляемся на их портретах. Они не употребляли к тому никакого средства, кроме прилежности к рукоделиям».
Кошелёк. Россия, первая треть XIX века.

Бисер, х/б нить, металл; вязание крючком, литьё, золочение. ММУ Останкино.
Кошелёк. Россия, 1830-1840-е. Холст, бисер; вышивка. ММУ Останкино.

Среди различных «художеств», которыми занимались дворянки, наиболее модным и востребованным было искусство бисера. Благодаря разнообразной тематике, бисерные работы стали настоящей «энциклопедией жизни» знатного сословия. В отличие от стран Западной Европы, где кропотливым бисерным ремеслом занимались, как правило, профессиональные мастера – представители среднего сословия, в России это рукоделие стало достоянием преимущественно аристократок. Отсюда и чрезвычайно высокий статус русской ручной вышивки. Она приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла стать даже подарком монарху.

Кошелёк. Россия, первая треть XIX века.
Бисер, х/б нить, металл; вязание крючком, литьё, золочение.
ММУ Останкино.

Кошелёк. Россия, 1830-1840-е.
Холст, бисер; вышивка.
ММУ Останкино.

А вот выдержка из сборника узоров для вышивки «Die Neusten Fortschrite» за 1805 год: «Без сомнения искусств вышивки принадлежит к наиболее достойным и приятным женским занятиям.

Утончённый вкус образованных женщин… находит в этом искусства обширную и весьма доступную сферу деятельности, а их нежные руки… следуют за велениями души направляющей работу… Никогда прекрасная женственность не выглядит так привлекательно, как во время воссоздания на натянутом полотне цветов – этих символов юности и увядания, или венков, посвящённых любви и дружбе, более ценимых их обладателями и более долговечных, чем цветы и гирлянды, похищенные у лесов и полей».

Бисерная картина «Под буряю судьбы жестокой..» Россия, 1820-е гг.
Бисер, канва, карельская берёза, груша, тиснёная бумага; вышика. МГОМЗ.

Неизвестный художник. Портрет неизвестной в газовом шарфе.
Конец 1820-го — начало 1830-х. Кость, гуашь, акварель.
ММУ Останкино.

Любовь дам к рукоделию показана ещё и через различные прекрасные рукодельные принадлежности, некоторые из которых уже не используются в наше время, а также через восхитительные по своей красоте, весьма разнообразные и редкие по конструкции дамские рабочие столики.

Такие столики относились к самым изысканным предметам обстановки дворянского дома. Они могли служить украшением и парадной гостиной, и дамского будуара, и кабинета.

Своим изысканным оформлением они подчёркивали изящество кропотливой художественной работы, которой занималась хозяйка.

Столик для рукоделия. Россия, первая половина XIX века.
Дерево, карельская берёза, ткань; фанеровка, резьба, столярная работа.

Из коллекции Е.С. Юровой и В.С. Васильева.
Шкатулка с бисерной вставкой на крышке «Итальянка с венком».
Россия, 1830-1840-е гг. Дерево, фанеровка, латунь; холст, бисер, вышивка.
ММУ Останкино.

Обычно такие столики делали с одним или двумя неглубокими ящиками и обязательно с откидной подушечкой для иголок. Подъёмная столешница полностью открывала внутренне устройство стола, имевшего несколько отделений для ниток, клубков, тесьмы и разнообразных рабочих принадлежностей.

Среди множества вариантов особой любовью рукодельниц пользовались столики с «карманом» под столешницей, т.е. с шёлковым мешком, предназначенным для того, чтобы туда убирать не завершённое рукоделие, не смяв его. Были популярны и столики со своеобразной корзиной (или двумя корзинами) из тонких реек, побитых шёлком для хранения клубков.

Другие имели под крышкой раздвижные пяльцы. Кто из рукодельниц и сейчас не хотел бы иметь такой столик?

Столик для рукоделия. 1840-1850 гг.
Красное дерево. Из коллекции А.Л. Кусакина.

Среди разнообразных по виду рабочих столиков, особой популярностью пользовался столик-бобик со столешницей в виде бобового зерна. Лёгкие и устойчивые бобики без труда передвигались к окну или дивану, за ними было удобно не только заниматься рукодельем, но и писать письма, читать книгу, рассматривать альбом.

Бобики вошли в русский обиход ещё в середине XVIII века, вполне соответствуя округлостью форм господствующему тогда стилю рококо. Их удобство и красота снискали особую популярность в женском кругу, и они не выходили их употребления в течение всей первой половины XIX столетия.

Их декоративному оформлению придавали всегда большое значение. Как правило, они отделывались в технике наборного дерева (маркетри).

Сюжеты наборных картин были самыми разнообразными и часто корреспондировались с модными сюжетами вышивок – корзины с фруктами и вазы с букетами, гирлянды из полевых и садовых цветов, виды усадеб и романтичные пейзажи, античные руины и панорамы русских городов. Часто бобики изготовлялись по индивидуальному заказу.

Признаюсь, именно столикам-бобикам уже давно отдано моё сердце. Именно такой я бы хотела иметь у себя дома, чтобы продолжать эту прекрасную традицию рукоделия, чтения и отдыха. Исключительно утончённый, изящный, действительно дамский. Просто чудо!

Столик-бобик «Souvenir D'amatie». Россия, конец XVIII века.
Наборное дерево, резьба. Из коллекции А.В. Руденцова.

Данный столик-бобик, судя по редкому сюжету, выложенному на столешнице в технике маркети, выполнен по специальному заказу для подарка даме. На его столешнице в манере «Trompe l oeil» (обман зрения) изображены принадлежности рукоделия: шпульки, крючок, игольник также и вышитый модный кошелёк в виде конверта с надписью на французском языке «Souvenir D'amatie».

Шкатулка «Palais Rouale» с принадлежностями для рукоделия. Франция, первая треть XIX века.
Сатиновое дерево, фанеровка и массив; зеркальное стекло, атлас, синель, бархат, перламутр, белый металл; инкрустация, столярная и картонажная работа, литье, полировка, золочение.
ММУ Останкино.

Столики для рукоделия относились к типу подвижной лёгкой обстановки, которую, в отличие от чинно расставленной вдоль стен гостиной золочёной мебели, могли переставлять в течение дня в разные помещения дома.

В дневные часы рабочие столики ставились вдоль окна, а вечером их можно было переставить поближе к дивану. Многие дамы приезжали с рукоделием даже на званые вечера.

Вспомним молодую княгиню Болконскую, которая появилась в гостиной Анны Павловны Шерер «с работой в шитом золотом и бархатом мешке».

Предметы рукоделия:Пенал-игольница. Россия, конец XVIII века. Моржовая кость, резьба. ММУ Останкино.

Крбчок тамбурный. Россия, конец XVIII — начало XIX века. Кость; резьба, точение. МГОМЗ.
Игольница бисерная. Россия, середина XIX века. Бисер, вязание крбчком; дерево, токарная резьба. ММУ Останкино.


Щипцы для разтяжки перчаток. Россия, 1870-е. Слоновая кость; резьба. ММУ Останкино.
Чехол для щипцов. Бисер; вязание крючком.
ММУ Останкино.

В народной традиции рукоделие также было неотъемлемой частью жизни каждой женщины. Начиная с семи-восьмилетнего возраста, девочки из крестьянских семей готовили себе приданое к свадьбе.

Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы, праздничная и будничная одежда.

Эти предметы рукоделия тоже представлены на выставке, также как и прялки, ткацкие станки и другие приспособления, помогавшие рукодельницам в их нелёгком, но прекрасном деле.

Ткацкий стан. Костромская губерния, деревня Бабки. Начало XX века.
Дерево, пенька; резьба. МГОМЗ.

Без ткацкого стана или «кросны» не обходилась ни она изба. Домотканина была очень разнообразна – белые полотна шли на постельное бельё, полотенца, платки-ширинки, из «пестряди» — клетчатой разноцветной шерстяной или льняной ткани шилась одежда, узорным ткачеством украшали концы полотенец, столешники и детали рубах.
Самопрялка с ножным приводом. Рязанская губерния, деревня Гридино.
Начало XX века. Дерево, металл; резьба, точение, тонирование. МГОМЗ.

Самопрялка — приспособление для прядения домашней пряжи из шерстяной и льняной кудели. Маховое колесо и ножной привод значительно увеличивали скорость работы пряхи.

Примеры узорного ткачества и вышивки.
Не менее древним и широко бытовавшим приёмом декорирования одежды являлась вышивка. Мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах и других предметах. Древнейшие техники вышивки – это «роспись», «набор», «перевить», «настил», «строчевые» и другие «счётные» швы. Тамбурный шов и вышивка крестом появляются позже, уже в конце XIX века, их приход связан с влиянием дворянской культуры и появлением западных образцов.

Все эти и многие другие прекрасные вещи, демонстрирующеи мастерство и фантазию мастериц, с стакой любовью их создавших можно ивидеть на выставке

Выставка продлится до 05 июня 2016 года.

Адрес: ул. Летняя, д.1, корп.1. Карта тут.

Время работы: вторник-пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота  с 11.00 до 18.00.Выходной день — понедельник.

Цена билета: взрослый — 150 руб, льготный — 50 руб.

В третье воскресенье каждого месяца – бесплатное посещение в режиме самостоятельного осмотра экспозиций.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

?

|

mayak_parnasaКорона Константина IX Мономаха состоит из золотых пластин, украшенных изображениями в технике перегородчатой эмали. Она была созданная между 1042—1050 годами по заказу византийского императора Константина IX Мономаха. Найдена в 1860 году при вспашке земли в деревне Иванка-при-Нитре недалеко от города Нитра в Венгрии (ныне Словакия). В настоящее время хранится в Венгерском национальном музее в Будапеште.
По одной из гипотез, корона была подарена императором Константином венгерскому королю Андрашу I ко дню коронации его и его супруги Анастасии, дочери Ярослава Мудрого. Неясно, предназначалась ли она для самого Андрея или для Анастасии. Предполагалось, что затем корона была зарыта королём Шаламоном во время междоусобной войны. Её диаметр — 22 сантиметра, очень небольшой, даже если предположить, что это женская корона.
Корона состоит из семи пластин с закруглённым верхом, которые украшены изображениями императора Константина Мономаха (центральная пластина), императриц Зои (левая от центра) и Феодоры (правая от центра), аллегорий Правды и Смиренья и двух танцовщиц. Изображения обрамляет растительный орнамент с птицами, имеющий сходство с произведениями исламского искусства.
Греческий язык надписей на короне изобилует ошибками, а грубая обработка поверхности отличает её от византийской ювелирной продукции. На основании лингвистических и искусствоведческих критериев в 1994 году греческий византинист Николас Икономидис предположил, что корона — подделка 19-го века. В 2009 году появилась гипотеза, что артефакт подлинный, но является не короной, а церемониальными поручами — знаком отличия для полководца, надеваемым на руку. Предполагаемым владельцем награды мог быть Стефан Пергамос, евнух и полководец Константина IX, одержавший победу над мятежниками в 1043 году. Спешка при изготовлении предмета и могла быть причиной грубости обработки и ошибок в языке.

Источник.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Источник: https://mayak-parnasa.livejournal.com/456959.html

Тверская вышивка

Образцы старинного народного узорного шитья и кружев из коллекции К. Далматова

Что мы знаем о русской вышивке вообще и о тверской вышивке в частности?

Чем дальше мы уходим от старины, тем меньше знаем о том, как было на самом деле. Даже немногочисленные, современные мастера признают, что знаний им не хватает. Практически утрачена связь поколений. Однако, мастера черпают знания по музейным экспозициям, по выставкам декоративно-прикладного искусства, в которых и представлены старинные образцы белой строчки, верхошвов, орнаментального шитья.

Сама история изучения первобытных древностей в Тверском крае насчитывает уже более двух веков. Поэтому, в происхождении тверской вышивки, значении узоров, прежде всего, нам помогают разобраться книги исследователей.

Самым значительным исследованием в области русской народной вышивки является исторический, этнографический и искусствоведческий труд Гали Семёновны Масловой — книга « Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник » М: Наука, 1978. – 207 с., в которой имеются ценные сведения и о тверской народной вышивке.

Неоценимую работу по изучению народного искусства тверской земли середины XIX — начала XX века проделала известный искусствовед, автор многих научных работ Людмила Эльмаровна Калмыкова.

Книга «Народная вышивка Тверской земли», выпущенная в 1981 году, является до сих пор единственным полным изданием, раскрывающим обширный круг сюжетов тверской вышивки, местные специфические особенности технических и художественных приемов вышивки, бытующих в древнейших центрах Тверского края.

Рассмотрим примеры тверских вышивок и начнём с Торжка и его окрестностей.

Торжок — основанный в X веке город Тверской области. Его название происходит от слова «торг» — в древности здесь устраивали ярмарки, на которые съезжались купцы соседних княжеств и других государств. Торжок известен своим золотным шитьем, но мы сейчас поговорим о крестьянской вышивке органическими нитками.

Как и во многих других местах, самые интересные изделия торжокских мастериц — это свадебные полотенца. Очень красивы полотенца, выполненные в технике вышивки по сетке — «белой строчке», которую окаймляют узкие каемки красной вышивки «росписью» по цельному полотну. От этого соседства чарующая белизна узора обретает особую торжественность.

Другая впечатляющая разновидность торжокских полотенец выполнена в тамбурной технике — на цветных фабричных тканях разноцветными шелковыми и шерстяными нитками. Эффектно стелется по темному ситцу густая вязь овалов с мелкими причудливыми завитками.

Наиболее характерной для Тверской губернии является вышивка Бежецкого уезда.

Бежецк — древний город Тверской области. По преданию, он был основан беженцами из Новгорода, которому в старину принадлежали эти земли.

В Бежецком уезде процветали различные виды вышивки по сетке. В кайме полотенец часто делались «вырези», дающие ряды крупных дырок, а в центре вышивки на мелкоячеистой сетке швом «настил» изображали крупные узоры. Популярные мотивы — птицы, цветные звездочки, ряды человеческих фигурок, которых называли «солдатики».

Прекрасны белые полотенца с изображением большой птицы — «посылальные», которые дарились женихам через сватов в знак согласия на брак.

Концы полотенец обычно украшались полоской кумача, края нередко обшивались фабричной оранжевой тесьмой.

Весьегонская вышивка одна из самых интересных.

Старинный город Весьегонск расположен в Тверской области, на берегу Рыбинского водохранилища. Весьегонский уезд дал нам великолепные образцы крестьянской вышивки, в которой отразились как старинные традиции Новгородского края, с которым Весьегонск был связна в старину, так и традиции местных карел.

Искусных рукодельниц в Весьегонском уезде называли «проворными», и они оставили нам образцы великолепных вышивок разноцветной шерстью и шелком. Выполненые в яркой, теплой цветовой гамме, эти вышивки радуют глаз и создают ощущение праздника.

Богаче всего украшали свадебные полотенца: их «долгие» концы украшались полосками вышивки, кружева, узорного ткачества, ситца, кумача, лент. В самых нарядных полотенцах концы состояли из десяти-двенадцати узорных полос!

И ещё один образец народного искусства Тверской земли — вышивка Ржевского уезда

Город Ржев находится в Тверской области, на берегу Волги. Он имеет долгую и бурную историю: Ржев — часть важного торгового пути, поэтому средневековые князья неоднократно сражались за возможность им владеть. После церковного раскола изрядная часть ржевитян оказалась старообрядцами. Под руководство солидных бородатых купцов в Ржеве активно развивались торговля и ремесла.

Способных вышивальщиц Ржевского уезда называли «варнавками». Из их работ особенно привлекают внимания вышивки тамбурным швом, выполнявшиеся разноцветными шерстяными и хлопковыми «бумажными» нитками по цветной ткани. Орнамент крупный, густой, со множеством петелек и завитков, основные мотивы -умилительные птички и разнообразные розетки.

Особенно богато украшались «длинные» свадебные полотенца, называемые «колечные платки». Их цветистые расшитые концы, называемые «лишвами» или «подрязанками»,состояли из множества полосок вышивки, ткачества, цветного ситца, кружева.

Книги Г.С. Масловой — книга «Орнамент русской народной вышивки» и Л.Е. Калмыковой «Народная вышивка Тверской земли» вы можете скачать в нашей библиотеке сообщества « Русские орнаменты и узоры » в соцальной сети .

Похожее

Источник: https://rusorn.ru/%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.