Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья

Содержание

Как хоронят староверы

Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья
Старообрядческий розарий

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу.

В быту их называют старообрядцами или староверами. Староверы известны тем, что крестятся двуперстием, а Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец.

Восьмиконечный крест староверов не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Староверы отличаются от прихожан Русской православной церкви не только в быту, но и в своих похоронных обрядах. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере.

Например, если раньше староверы сами выращивали лен для похоронной одежды на подворье, то теперь они предпочитают покупать уже готовую ткань. Гроб теперь также чаще покупают, а не вытесывают самостоятельно, и до кладбища его везут на машине, а не несут на руках.

Однако в большинстве обычаев старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Предсмертная исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Староверы считают, что приглашать на исповедь священника русской православной церкви – это верный пропуск в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирают подушку, а к губам прикладывают святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

· Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?

· Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?

· Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученным грехам. Считается, что без покаяния нельзя представать перед Богом. По нераскаявшимся при жизни усопшим читают только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц, иногда это делают до сих пор. Считается, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В некоторых общинах старообрядцев плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешиваются все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Староверцы омывают умерших в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами, сперва омывали правую сторону, затем левой. Часто для этих целей использовали «иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливают заранее. Обычно используется похоронное облачение белого цвета. Оно состоит из нательного белья (рубахи), носков (у женщин — чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани.

Женская рубашка должна достигать щиколоток, мужская – колен. В отдельных областях этим и ограничиваются. Но чаще поверх мужчинам надевают штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или украшения не допускаются.

Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В некоторых регионах он представляет собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленают вместе с головой. В других отрез материи складывают пополам по длине и сшивают в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретает вид лодки, в которой усопшего отправляют странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранялся обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее, она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили: «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавку, ногами к иконам. После этого его не трогали до самих похорон, и в гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба было принято укладывать оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой.

Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника.

[attention type=yellow]
Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.
[/attention]

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевкой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Такое перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга, произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

· накануне погребения;

· утром в день погребения;

· перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, что чем дольше длится отпевание, тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Русская старообрядческая деревня Висим в низовьях Среднего Урала Свердловской области.

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты.

Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Во многих общинах традиция таких поминок сохраняется до сих пор.

Могила

В некоторых общинах было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело сотрудникам кладбищам.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали: «ибо конь нечистое животное».

В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины.

Но эта практика давно изжила себя. Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

Во время поминок на столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются также и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи».

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Староверы крайне негативно относятся к кремации и считают её надругательство над телом усопшего.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).

Обязательно ставьте лайки — это важно для канала 😉

Асэтим и многими другими материалами вы можете ознакомиться на сайтеRitual.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac76c76fd96b16a83ad9b4c/5c7398f8fc48e500b1b3a403

Старинные заговоры и заклинания: которые работают, от староверов, на трудоустройство

Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья

Обрядами и магическими ритуалами, пользуются люди с давних времен: для исполнения своих желаний, для избавлений от недугов и хворей, для привлечения богатства и безбедной жизни, для того, чтобы встретить вечную любовь на земле и родить детей. Дошедшие до нас в рукописях и книгах старинные заговоры и заклинания используются и сейчас профессиональными магами или в домашних ритуалах.

Старинные обряды частично дошли до наших дней

Виды заговоров

Такие, проверенные веками, обряды, старинные заговоренные молитвы и колдовские действа, от болезней, для хорошей работы и т.п. востребованы и специалистами в этой области и не профессионалами.

К ним проявляют интерес, потому, что они действуют и обладают явной и бесспорной силой. Их проводят с использованием нехитрых атрибутов, в ход идут яйца, ленты, свечи, вода и т.д.

На территории России широко используются несколько типов заговоров и обрядов от староверов, к которым относятся:

  • любовные (присушки, привороты);
  • социальной направленности (на власть, на борьбу, на кулачный бой);
  • лечебные заговоры и молитвы (от болезней и хворей);
  • заговоры-обереги (свадебные, от воров, от напастей, от порчи и сглаза и т.п.);
  • воинские (от призыва в армию, от ранения, от порчи оружия и т.п.);
  • промысловые (на охоту, на удачную рыбалку, на пчелиный промысел, от мышей и т.п.);
  • на обладание чудесными способностями (на общение с потусторонним миром, чтоб открывать замки и т.п.);
  • черные заговоры (навести порчу и сглаз);
  • Молитвы неканонические;
  • магические (чтобы узнать тайну, чтобы не было мороза, чтобы прогнать змею и т.п.).

Среди них есть очень сложные русские заговоры, подвластные только настоящим специалистам, людям, знающим свое дело. А есть простые, которые делают дома, с помощью подручных средств.

На работу

Одним из востребованных старинных заговоров, является заговор на работу. Трудоустройство важно для обеспечения семьи и детей, для безбедного существования и материальной независимости.

Для устройства на работу

Получить хорошую работу, с высоким заработком поможет давний заговор. Для этого следует на новую луну купить носовой платок. Положить его на подоконник, так, чтобы ночное светило озаряло его всю ночь и произнести 7 раз:

«Будет мне, рабу Божьему (свое имя), преуспевание и удача в пути дороге. Куда пойду, там работу найду и отказа не получу».

Носить его с собой постоянно и вскоре работа найдется.

Для хорошего заработка

Простой, старинный и очень действенный обряд на работу с высоким заработком, делают в пятницу, после новолуния. Следует пойти в лес, ни с кем не разговаривать, не оборачиваться. Найти 2 пенька и сесть на один из них. Проговорить слова:

«Вот в этом месте сижу, и лучшее место для себя ищу. Я, раб Божий (свое имя), пересяду на другой пенек (действительно надо пересесть) и получу хорошее место на следующий день. Верно. Да будет так. Аминь».

Встать и выйти из леса, по той же тропе, по которой шли в лес. Молчать, ни с кем не говорить до следующего утра. Работа, с хорошим окладом появится через 1-2 дня.

Для обряда следует пойти в лес и найти два пенька

На любовь

Тема любви в заговорах и обрядах стара как мир. Обряды, ритуалы на любовь делают и мужчины и женщины, католики и христиане, волхвы и староверы, в домашних условиях и обращаясь к колдунам и магам.

Сила обряда дает власть одному человеку над другим, заставляет мужа, который пошел «налево» вернуться в семью, к детям или парня влюбиться в девушку, о которой он вчера и не помышлял.

Славянский любовный заговор на ленту

Славянский старинный заговор на ленту, делается в том случае, если есть мужчина или парень, к которому испытывают сильные чувства, но он не отвечает взаимностью.

Для ритуала необходимо пойти в березовую рощу, взяв с собой 3 красных ленты и проточную воду в бутылке. На выбранной березке, завязать ленты узлом, намочить узлы водой и сказать:

«Ой, береза, красавица! Помоги мне, помоги! Любви и счастья пошли мне! Как птицы гнезда парами вьют, Так и я своего милого встретить желаю!»

Слова следует заранее выучить наизусть и говорить твердым уверенным голосом, не громко. После заговора, затянуть узлы еще раз, чтобы они не развязались, и вернуться домой.

По дороге ни с кем не разговаривать, не оборачиваться. Через 5-7 дней возлюбленный придет в дом или напишет письмо.

Заговор со свечой на любовь

Любовь движет миром, и так было во все времена. Поэтому ее привлекали и зазывали в свой дом. Сотни старинных действующих заговоров дошли до наших дней. Один из них пользуется популярностью, поскольку его применять могут и мужчины и женщины. Для его выполнения потребуется соблюсти такие правила:

  • купить новые свечи в церкви (3 шт.);
  • белая скатерть;
  • новые спички;
  • дождаться полнолуния.

В полнолуние, когда в доме все спят, накрывают белой новой скатертью стол, ставят на нее свечи, зажигают и читают слова:

«Господь, Бог мой, уповаю на Тебя и молю Тебя. Сотвори ты стену высокую, да яму глубокую, да ограду непреодолимую. Сотвори тоску непроходимую, глубиною в три сажени. Сотвори высоту безмерную, и тоску глубиною безмерною.

Закрой, Господь, преграды, загради ограды, чтоб Раб Божий (имя) ко мне пришел, чтоб к другой не ушел. А если уйти вздумает, перейдет ему вся тоска, что только была Богом создана. Закрой ограды, Господь, да ключи забери себе, помоги мне, Божьей рабе (имя).

Пока замок Господа Бога не будет открыт, до тех пор будет меня раб Божий (имя) любить. Да будет так. Аминь».

Гасят одну из свечей и повторяют еще раз заклинание. Дочитав до конца, гасят вторую свечу и повторяют ритуал в третий раз.

Затушенные свечки положить вместе, связать и поджечь, так, чтобы от них не осталось и следа. Читать заклинание следует шепотом.

Увидев на улице предмет своего воздыхания, прошептать:

«Сотворил Господь Бог женщину для человека. Я эту женщину люблю, я ее влеку, я ее привлекаю. Будет раба Божья (имя) моей. Аминь».

Для ритуала понадобятся три церковные свечи

На привлечение богатства

Деньги, сокровища, богатства всегда волновали людей не меньше, чем любовь. Простым русским мужикам деньги доставались нелегко.В редкие минуты отдыха они думали как прокормить свое многочисленное семейство.

Одни много работали и тем самым обеспечивали свое существование, другим хотелось получить несметные сокровища путем заклинаний. Поэтому появились обряды, которые помогали привлечь богатство.

Денежные заклинания и обряды имеют самую разную направленность:

  • на хорошую работу;
  • чтобы найти клад;
  • чтобы получить наследство;
  • на хорошего продавца;
  • на удачу;
  • и т.п.

Славянский заговор на удачу

Заговор сильный и успешный. Перед его выполнением необходимо надеть бабушкино платье или рубаху. В этом одеянии следует просить помощи, так скорее услышат зов предки. У того, кто просит, все зубы должны быть целыми. Так заговор не потеряет силу, как считали в старину.

Взять кувшин с чистой родниковой водой и поставить его в полночь перед собой. В этих условиях читают слова старинного заговора:

«Проточная водица, В засуху дай напиться, Чтоб в холод мне тепло, Чтоб в голод мне сытно, Чтоб не люто, а ладно и складно. Слово мое крепко и лепко, сказано — сбудется».

Говорят его 7 раз. После из кувшина полить на руки и умыть лицо. Лечь в кровать, не произнеся ни слова. После этого старинного заговора, удача поселится в доме, всегда будет идти рядом.

В тексте слова и фразы менять местами нельзя. Перед церемонией все выучить наизусть. Читать с полной уверенностью в успех.

Заговор следует начитывать на кувшин с родниковой водой

Заговор на деньги

С помощью заклинаний и специальных обрядов деньги можно найти прямо на дороге или получить неожиданное наследство.

Для заговора на деньги используют старинное заклинание и 5 белых свечей из церкви. Их установить на столе в подсвечники, застелить стол новой, обязательно светлой скатертью и перекрестится трижды.

Прочитать слова заклинания шепотом:

«Надежда моя и опора, Иисус Христос. Пресвятая Богородица Дева Мария моя подпора. Шли они по небу, мешки с деньгами несли, мешки те открылись, да деньги с небес свалились. Я, раба Божья (имя), по земле шла, деньги те нашла, деньги те собрала, домой их понесла, свечи зажгла, да деньги семье раздала. Как свечки будут сгорать, так и деньги будут в мой дом прибывать. Вовеки веков, Аминь».

Высшие силу услышат мольбу и помогут обрести богатство, тем или иным способом.

На здоровье

Староверы использовали огромное количество обрядов, рун, молитв и заговоров в разных случаях жизни, в том числе по поводу здоровья. Один из обрядов, который дошел до наших времен, простой, сильный и популярный. Чаще использовался от болезней сухожилий, сильного ожога и при других сильных болях.

Читает любой нуждающийся человек, бабушки и дедушки для внуков, матери для детей, здоровые для страждущих. Для этого на лоб больному положить руку и сказать:

«Стану я благословлясь, пойду к синему морю на синем море, бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Богиня Джива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, ощипывает у лебедя белое крыло.

Как отскочило отпрыгнуло белое крыло, так отскочите , отпрыгните, отпряньте от (имя речется) родимые огневицы, горячки и лихорадки – Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха, Трясея, Огнея, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Глядея, Храпуша.

С буйной головушки с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца. С ветру пришла—на ветер пойди, с воды пришла—на воду пойди, с лесу пришла – на лес пойди. От века и до века. Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала нежну ножку, а из ранки той да не кровь-руда, а из ранки той да чиста вода.

Да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла. Да на остров тот да на тот Буян, на Буяне том да высок курган. На кургане том камень-алатырь лежит во всю ширь. Не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под камень тот утекла вода, а за ней болезнь навсегда.

Ныне и присно и от круга до круга ! Тако бысть, тако еси, тако буди! Странник Лег, Светлый мой Хранитель, данный мне Родом-Покровителем в охранение, прошу, тя усердно: Ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь праведный направи, да будут все деяния мои да во Славу Сварога и Рода Небеснаго.

Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди! Ой ты, Лада матушка, матерь Сва (небесная) пречистая! Не остави нас без любви и счастия! Благодать свою ниспошли на нас, яко и мы чтим и славим тебя Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди! До скончания времен, пока светит нам Ярило солнце!».

Для староверов подобные церемонии лечения являлись обычным делом и считались самым надежным средством от всех болезней.

После ритуала, больной быстро уснет. Его сон будет спокойным и безмятежным. Через некоторое время он полностью выздоровеет. Читающий будет как пророк староверов у его изголовья.

Если заговор читается от ожога, то повязка с раны снимается через несколько часов и промывается святой водой. Рана не будет болеть и быстро зарубцуется.

Заключение

Заговоры, заклинания и ритуалы пришедшие из старины, проверены временем и отлично работают, если их правильно выполнить.

Тексты заговоров — это не просто набор звуков, они несут в себе определенную силу.

Поэтому пользоваться магическими ритуалами, читать старинные заговоры и заклинания, которые работают, ради забавы нельзя. Высшие защитные силы не терпят насмешек и строго карают за них.

Источник: https://duhmaga.ru/zagovory/starinnye.html

Обычаи и традиции староверов: магия, руны, сильные наговоры

Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья

До того как князь Владимир велел провести крещение на Руси, наши предки поклонялись языческим божествам. Славяне поклонялись большому количеству богов, каждый из которых отвечал за определенную сферу в природе.

Существовало огромное количество всевозможных ритуалов и заговоров, которые не дошли до наших времен. Но все же кое-что сохранилось, да и сама мифология, на которой строилась религия Древней Руси, внесла заметный вклад в нашу повседневную жизнь.

Карелия — место, где до сих пор поклоняются многим языческим богам и где в некоторых областях сохранился старый уклад жизни.

Обычаи и традиции староверов

Никак нельзя назвать славян неверующими людьми. В дохристианской Руси все традиции имели под собой религиозные корни. Только Бог там был не один, а гораздо больше.

Восточные славяне поклонялись своим богам, которые представляли собой могущественных духов природы. Поэтому все старорусские обряды — это обращение к духам. Верующий славянин должен был молиться и приносить дары тому богу, от которого он хотел получить защиту и благословение.

Второй старославянский обычай — это подстраивание своей жизни под специальный старинный языческий календарь.

Этот древнеславянский календарь подстраивал события под определенную дату и менять их было нельзя, поскольку можно было вызвать гнев предков и впасть в немилость к богам.

Например, в определенный день принято было поклоняться определенному божеству, и русич не имел права приносить дары кому-то еще.

Этот древнерусский календарь составлялся предками и передавался из поколение в поколение не один век. Постепенно он стал не только духовным мерилом, но и регулятором хозяйственной деятельности, по которому жил русский человек на Руси.

Существовал и свой молитвослов, по которому верующие молились порой несколько раз в день.

Было также множество традиций у старообрядцев, перечислим самые значимые, которым всегда следовали язычники:

  • Имянаречение — вне зависимости от племени, в котором рождался ребенок, проводился обряд имянаречения. Вера русичей подразумевала глубокий смысл значения и силы имени, которое давалось ребенку. От этого шага зависела вся дальнейшая судьба человека. Имя отражало связь человека со своей семьей и родом в целом. Обязательно в этом обряде принимал участие старый волхв, который мог общаться с духами. Он как бы договаривался с высшими силами о том, что это дитя будут звать именно так. Этот ритуал имел такую же силу, как и крещение в православии.
  • Раскрещивание — далеко не все славяне добровольно соглашались стать православными. Порой вспыхивали вооруженные восстания, после которых людей заставляли принять христианство. Но и после этого, он всегда мог вернуть свою старую веру. Для этого и проводился обряд раскрещивания на древнем капище. Обычно оно находилось далеко в лесу, там, где никто не помешает общению с духами.
  • Свадьба — в Древней Руси считалось неправильным, если мужчина или женщина не вступает в брак по достижению определенного возраста. Сами традиции могли несущественно отличаться в зависимости от того, в каком регионе проживали молодожены. Начинали обряд с песен и плясок под окнами девушки, а на праздничном столе обязательно должны были быть квас, пиво, пряники, печенье. А главе стола всегда был каравай — символ изобилия, богатства и плодородия семьи.
  • Калинов мост — был признан ритуалом, который завершал земную жизнь человека. Этот ритуал также мог отличаться от места, где ранее жил человек. Обычно хоронили в гробу, в который клали вещи умершего. Однако в племенах кривичей усопшего сжигали на ритуальном костре. Сам же калинов мост считался священным путеводом в загробное царство. Если на человеке было много грехов, то пройти он его не мог и был обречен на вечные муки в огненной пучине.

Конечно, существует еще огромное количество обычаев и традиций, мы же перечислили самые значимые в жизни старых славян.

Главные языческие боги

Существовало множество богов, которые считались сильными духами и покровителями:

  1. Перун — бог войны, главное божество у восточных славян. Он покровительствовал князьям и их дружине. Его символ — секира Перуна. Это большой топор, подаренный ему Сварогом.
  2. Лель — бог любви, сын Лады. Изображался прелестным младенцем с крылышками. Символизировал любовь, страсть, мог разжигать взаимные чувства.
  3. Ярило — бог солнца. Мог успокоить даже сильный буран, регулировать температуру и помогать вырастить урожай.
  4. Сварог — бог огня и солнца, ему поклонялись как дарующему источник земного огня и для того, чтобы заручиться победой в битве.
  5. Макошь — покровительствовала плодородию, воспитанию детей.
  6. Велес — покровитель всего живого и хранитель старины.
  7. Мара — богиня смерти. Покровительствовала легкому переходу в иной мир. Иногда этому божеству молились и разбойники, чтобы она помогла им в их темных делах.

Источник: https://privorot.expert/magiya/traditsii-staroverov

Обряды староверов

Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья
       admin       страница » Обряды       

За последнее время большое число наших соотечественников стало все больше интересоваться вопросами ЗОЖ, а также выживания в непривычных, приближенных к экстремальным, условиях.

Объединяет их все одно – желание научиться жить гармонично с природой, при этом духовно совершенствоваться.

Именно по этой причине многие обращаются за помощью к опыту предков, который не теряет своей актуальности на протяжении многих тысяч лет.

Мы говорим о староверах. Кто это? Люди, которые не только заселили тысячи лет назад современные земли РФ, но и принесли язык, веру. Опыт староверов без зазрения совести можно назвать уникальным. Эти люди смогли сохранить свою культуру и веру, несмотря на самые сложные испытания природных условий, политических наплывов.

К сожалению, о староверах не много известно фактов. Кто-то заявляет, что это простые люди, не имеющие даже примитивное образование, а главная их цель – придерживаться старых способов ведения хозяйства. Другие же уверяют, что это язычники, которые до сих пор поклоняются богам Древнего мира. Предлагаем узнать, кто же такие староверы, и какие обряды они используют.

Особенности староверов

Староверы имеют массу обрядов. Осветить их все в одной статье не является возможным. Отметим только самые основные аспекты.

Староверы признают одну единственную веру – своих предков. Сохранить эту веру они пытаются сохранить на протяжении многих тысяч лет, прикладывая массу сил. Осеняет себя старовер крестным знамением в 2 перста. Во время богослужения староверы на груди в виде креста складывают руки, делая земные поклоны. Все действия во время обряда должны быть выполнены всеми участниками синхронно.

особенность веры староверов – восьмиконечный крест. На службу принято надевать наряд, выполненный в старорусском стиле. Нательный крест старовера не имеет распятия.

Замечено, что истинный старовер отрешен от окружающего его мира, а все мирское – нечисть, по его мнению.

Обряды староверов имеют массу особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

Традиция жизни и быта староверов регламентирована в соответствии с книгами. Некоторые из традиций передаются старшим поколением к младшим. В семьях мужчины имеют неоспоримую власть. Женщины покоряются и подчиняются мужчинам. Жена только рожает и ведет хозяйство, воспитывает ребенка, муж – добытчик.

Главный грех старовера – брить бороду, сквернословить, курить!

Наряд старовера в возрасте – кафтан, в то время, как парни и мальчики носят косоворотки. Женщины и девушки носят сарафаны, при этом исключено использование косметики, голова должна быть покрыта платком. Чтобы украсить волосы используют плетение из разных ленточек.

Как правило, семья у старовера большая. Воспитание детей заключается в почитании веры и родителей, с малых лет ребят приучают к труду. Пост и молитвы ребенок соблюдают с 7 лет. Дети осваивают письмо и чтение, учат старославянский язык, который позволяет им читать старинные книги.

В жизни старовера есть несколько особых систем оберегов, которые обезопасить способны их на Страшном суде, поддерживают здоровье. Основные материальные обереги – посуда, четки, книги, крест, лестовка. А вот словесные обереги – имя и молитва. Пост распознается староверами, как подчинение тела его душе.

особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда.

Обряд крещения староверов

Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.

Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.

На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.

Обряд погребения староверов

Если же случалась смерть человека, то его, не медля, ни минуты мыли. Эта процедура характеризовала процесс очищения от грехов. Обмыть нужно было достаточно быстро.

В это время читалась молитва, которая способствовала оберегу покойного от нечисти. Хоронили человека в специальном гробу – колоде, вычесанном из большой колоды. Некоторые гробы были изготовлены еще при жизни человека.

Заговоры староверов на успешное и богатое существование

Выполнять обряд стоит при учете фазы растущей луны, ровно в 12 часов ночи. На стол нужно положить Библию и молитвенник. Обязательно зажгите свечу (коричневого цвета, купить которую нужно в церкви). Скажите слова заговора:

«Я твой раб Господний, имя. У меня есть три листа к Иисусу Христу. Один из них написан рукой Марка, второй – Никитой-мученником, а еще один — Марией Богородицей. В этих трех листах надписи, который горят пламенем, мне, имя, дарят роскошь и богатство. Аминь».

После того, как вы прочитаете эти ритуальные слова, нужно открыть Библию. Страница должна быть выбрана наугад. Прочитайте первых восемь строк. После возьмите молитвослов и прочитайте молитву. После задуйте свечу, и положите ее к иконам. Со стола уберите книги.

Приведем еще один эффективный обряд для привлечения денег. Нужно выполнять его с утра на заре. Для начала нужно на листе написать сумму денег, которая нужна будет для достижения имеющихся целей у заговаривающего.

Сумма должна быть подкреплена надписью, для чего она требуется. Затем нужно помять бумагу и сжечь ее. Пепел закапайте во дворе под деревом, которое вам приглянулось больше всего.

При этом стоит говорить такие слова:

«Дева Мария, прошу помилования меня, раба с многими грехами твоего, имя. Прошу помощи для исполнения моих целей, воплощения моей задумки, о чем мы с тобой вдвоем только знаем. Наше слово – настоящий крепкий узел, развязать его не сможет никто. Аминь».

Еще есть вариант заговора, он должен быть выполнен ровно в 12 часов дня. Выполнять его нужно на кладбище. Нужно найти могилку, за которой никто не ухаживает. Преподнесите в качестве презента покоящемуся стопку водки, прикрыв рюмку куском черного хлеба. Нужно сделать перекрест, и произнести соответствующие слова:

«В этой могиле мертвец, который вовсе не ест, да и не пьет, не видит, не слышит, не говорит ни единого слова, да и не встанет, а его никто добрым словом не помянет. Пришли мне, имя, рабу Господнему, мать Приснодево Мария, денег мертвому для поминания, а мне, имя, рабу Господнему, на здоровье. Аминь».

После чего, не оглядываясь, стоит отправиться домой. Как только у вас появиться первое прибавление в бюджете, стоит отнести на выбранную вами ранее могилу черный кусок хлеба и рюмку водку. Так стоит делать каждый раз, когда вы будете проводить обряд.

Источник: http://mistikasecret.com/obryady-staroverov/

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере.

Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную).

В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц.

Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы.

Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин — чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета.

В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались.

Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой.

Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника.

[attention type=yellow]
Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.
[/attention]

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное».

В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя.

Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно:

  • Похороны в Православии
  • Похороны в Исламе
  • Похороны в Иудаизме

14 мая 2018

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/kak-horonyat-starovery/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.