Откуда родом Рюрик?

Содержание

Рюрик – русский сокол

Откуда родом Рюрик?

 «Ясный Рюрик высоко парит» – поётся в современной песне. Это не просто поэтический образ, это отражение борьбы за наше прошлое, которое, как известно, определяет настоящее.

Рюрик на Памятнике “1000-летие России” в Великом Новгороде

Имя первого русского князя Рюрика до недавнего времени оставалось тайной и вызывало яростные споры.

По норманской теории это имя скандинавского происхождения, а сам князь прибыл в русские земли из Швеции чтобы владеть незадачливыми славянами. По другой … впрочем, другое мнение душилось на корню и выставлялось как не научное.

Это была типичная, как теперь говорят, концептуальная война. Если русское государство создавали иноземцы, следовательно, и управлять им должны «более развитые» европейцы. 

Несколько веков норманская теория была господствующей и определяла отношение к русской истории и государству.

Упорная борьба за правду в отечественной истории, положенная ещё Ломоносовым и продолженная многими маститыми учёными, начала давать результаты. Но борьба за русскую историю ещё далеко не закончилась.

Даже события Великой Отечественной, при жизни её участников, бессовестно переписывается нашими соперниками. Не говоря уже о событиях «старины глубокой».

Обратите внимание, в учебниках по мировой истории славяне активно противоборствуют с Римской империей, а в пособиях по родной истории славяне «появляются» лишь в  VI  веке и расселяются на землях других «местных» народов. Чувствуете установку? Славяне – пришлые поздние захватчики. И такая трактовка нашей истории сплошь и рядом.

Так что битва за чистоту отечественной истории нам ещё предстоит очень серьёзная.

Так все же кто такой князь Рюрик?

Князь Рюрик, Геннадий Мацуков

Доброе имя князя Рюрика в этой борьбе стоит первым.

И если с научной точки зрения истина давно выяснена, то в общественном сознании инерция установки о происхождении русского государства иноземцами засела крепко.

Исправлению этого выверта в сознании во многом способствовал фильм Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль», созданный на народные деньги, что показательно (посмотреть фильм можно по ссылке в конце статьи).

Но сомневающихся в русскости князя Рюрика ещё остаётся более чем предостаточно. Наша обязанность всеми возможными способами довести дело до логического конца.

Мы возвращаемся в нашу древнюю историю. Призвание варягов в 862 году считается началом русского государства. В этом есть некоторое несоответствие. Ведь если пригласили на княжение, значит, уже было чем править.

Русь называли страной городов, а строительство городов, как известно, требуется много времени. Но об этом в следующий раз. Сейчас о Рюрике.

В подлинности этого исторического персонажа уже не сомневается никто,… кроме наших непримиримых недругов.

Раз могила не найдена, значит подвергнем сомнению. Это приём нечистоплотной идеологической борьбы применяется постоянно. Подвергнуть сомнению по возможности всё, что нежелательно знать нам о своей собственной истории.

Лаврентьевская летописьсообщает: «Въ лето 6370 [862]. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, ипочаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша вних усобице, и воевати почаша сами на ся.

И реша сами в себе: «Поищем собекнязя иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, круси. Сице бо ся зваху тыи варязи русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии жеУрмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си.

Реша Русь, Чюдь, Словени, и Кривич ився: «Земля наша велика и обилна, а наряда в не нетъ. Да пойдете княжить иволодети нами». 

Неверныйперевод этих строк о том, что порядка у нас нет, долгое время давал основаниепришельцам наводить у нас свой порядок.

Это ещё один пример того, насколько внимательными нужно быть к каждому слову. Сейчас наконец-то, возвращено правильное слово «наряд». Нарядить нашу землю надо было. Охранить и поддерживать уже установленный порядок.

Откуда прибыл Рюрик?

Следующим спорным и при этомважнейшим вопросом был; откуда прибыл Рюрик? Норманисты утверждали что изШвеции. Но шведы в то время не имели той государственности, которая уже была наРуси. Посмотрите на карту. Шведское княжество тогда было гораздо менееновгородских владений. А вот русы в Швеции живали. Финны до сих пор называютсоседей «руотси».

Здесь уместно будет уточнитькто и когда выдвинул эту пресловутую норманнскую теорию. Считается что немецкиеучёные Байер-Миллер-Шлёцер. Нет. Эти немцы, приглашённые в Россию во временаправления Анны Иоанновны, при «бироновщине», были всего лишь продолжателямишведской теории.

За сто лет до них, во время противостояния Московии и Швеции,наш противник и выдвинул идею о скандинавском происхождении Рюрика, чтобыоправдать свои агрессию, придать ей законное историческое основание. Разоснователь и первый князь на Руси был шведом, то и вам следует подчиниться нам.С их стороны вполне понятный шаг. На войне все средства хороши.

Но почему же мыприняли эту теорию (всего лишь теорию, предположение)? Не от того ли, чтомногим из нас очень хотелось быть «как в Европе»? Цэ Европа?

Если Рюрик прибыл не изШвеции, тогда откуда? Из-за моря. В то время на южном берегу Балтийского морясуществовало княжество Вагрия. Его жители вагры входили в состав большого союзаславянских племён ободритов. Вот их то и называли варягами. Люди моря. От корня«вар» – вода. Они хозяйничали тогда на море. Потому и называлось оно Варяжским.

Западными соседями ободритовбыли саксы. Вот оказывается когда началось противостояние русских и саксов! Водной из войн коварные саксы заманили князя Годлиба (Годолюба) и убили его наглазах войска вагров оборонявших город Рерик.

Рерик! На стене города стоялажена Годлиба Умила, дочь новгородского старейшины Гостомысла. Рядом с ней былиеё сыновья Рюрик, Синеус и Трувор. Умила успела покинуть окружённый врагамигород.

Будущий «основатель русского государства» вместе с братьями был спасён.

Можно добавить, что английский историк Томас Шор в книге «Происхождение англо-саксонской расы», говоря о варинах, которых англы называли варингами, пишет что в русской истории они известны под именем варягов.

Достоверность этихисторических личностей подтверждает также … родословная Мекленбургскогоправящего Дома. В ней указаны князь Годслав, его сыновья Рюрик, Сувар и Трувари родственник их Гостомысл.

Для нас генеалогия Мекленбургского Дома имеетчрезвычайно важное значение.

Это единственная правящая династия в Германии,основанная славянскими князьями, сохранившаяся до последних дней немецкоймонархии.

“Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус” Илья Глазунов

Шверинский замок

Родоночальником династии был легендарныйкнязь ободритов Радегаст. Теперь понятно, что совсем не случайно именно из этойдинастии вышел правитель Российской империи Иоанн VI Антонович! Исторические корни.

При его малолетствефактически правила мать Великая княгиня Анна Леопольдовна (при рождении Елизавета Катарина Кристина, принцессаМекленбург-Шверинская). В свою очередь её матерью была царевна ЕкатеринаИвановна, дочь Ивана V.

Она вышлазамуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда, породнив правящиединастии России и германского герцогства. Вот такой круговорот.

И это был не единственныйслучай. Вскоре на Российский Престол взошёл Карл Петр Ульрих владетельныйгерцог Гольштейн-Готорпский, внук Петра I, ставший императором Петром Третьим. Как известно егоженою стала София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, будущая императрицаЕкатерина Великая.

Многие удивлялись любви «чистокровной немки» к России. Ноудивляться здесь особенно нечему. Она родилась в Цербске, старинном славянскомгороде Сербске, в самом центре земли Лужичей.

Кстати, её современник лужицкий филолог священник Михаил Френцель в своихпроповедях говорил, что лужичане не одиноки, что славянское племя обширное и «даже в Китае говорят по вендски, по-славянски». 

Императрица Екатерина имела серьёзный интерес к истории своего нового Отечества, сохранившийся в «Записках касательно русской истории». И считала что:

«Они будут антиподом (противоядием) для негодяев, которые унижают Россию …, которые суть глупцы».

Екатерина является автором пьесы «Историческое представление из жизни Рюрика».

Произведение русской царицы о русской истории! Как же мы об этом забыли? Вот небольшая выдержка из сего произведения: «Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, соварягами соединились… Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, ещё за тристадесять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну егоАлександру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную…»

И ещё: «Славянскихкнязей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилосьГостомыслом… Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегамВаряжского моря и над оным господствовали».

Моглали такое написать чистокровная немка? В деяниях и писаниях Екатерины Великойявно просматривается желание возвеличить Россию, используя при этом её древнююисторию. Рюрика и жителей побережья Балтийского моря она называла варягорусами.

Теперьстановится ясно, почему русские государи так охотно брали в жёнысеверогерманских принцесс. Это была земля их предков! Многие владетельные Доматех мест имели славянские корни. Так что разглагольствования о том, чтопоследние русские цари были немецкой крови, не точны. Эти браки соединялиисторические русские земли. Знали они об этом или нет, пока трудно сказать. Нофакт остаётся фактом.

Об этомсвидетельствует полный титул русского царя: «Божиею поспешествующею милостиюНиколай Вторый, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский,Владимирский, Новгородский; … наследник Норвежский, герцогШлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, ипрочая, и прочая».

Самое поразительное, что и после революции эта политика продолжилась. В 1945 году к Советскому Союзу была присоединена Восточная Пруссия. Единственное приобретение за Великую Победу (!).  С чего это Сталин именно её выбрал? А давайте-ка опять заглянем в историю.

Русский сокол

«Степенная книга», написанная по благословению митрополита Макария в царствование Ивана Грозного связывает происхождение русского царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья.

Эта «августовская легенда» основана на «Сказании о князьях владимирских». Согласно этому сказанию, князь Рюрик происходил от древнеримского правящего рода. Римский император Август послал своего родича Пруса править на берега Вислы и Немана… Этот Прус и есть предок Рюрика.

«Прибытие Рюрика в Ладогу» Васнецов В. М. 

Позднее новгородские старейшины по совету Гостомысла отправили в Прусскую землю послов и призвали оттуда правителя из того рода, восходящего к Августу. Новгородцы умолили править у них князя Рюрика, и тот явился с братьями Синеусом и Трувором и племянником Олегом.

Кстати, некоторые ученые находят подтверждение тому, что Рюрик пришёл из Прусской земли. Сейчас разбираться не будем. Вполне вероятно, что Рюрик на пути из Вагрии, земли ободритов, мог некоторое время жить в Пруссии. Для нас важно то, что Пруссия для нас не чужая земля. На ней жили прусы.

Здесь протекает река Русне, которая на средневековых картах именуется «Русс». Прусы это союз племён, жившей по реке Руссе, то есть по-руссы.

Кстати, одноиз племён называлось «вармийцы», что созвучно варягам. Вот так история отвечаетнам на непонятный на первый взгляд вопрос.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

И ещё однаисторическая параллель того времени. Территория Германской Демократической Республики(ГДР) во многом совпадает с местами расселения славян в средневековье. И послеобъединения Германии внутренне разделение на восточную (славянскую) и западнуючасти остаётся заметным.

Вот сколькооткрытий и разъяснений приносит изучение происхождения князя Рюрика.

А теперьвобьём последний гвоздь в гроб норманнской теории. Научный гвоздь.

По данным ДНК-генеологии вРоссии всего несколько человек имеют скандинавскую гаплогруппу. Среди нынеживущих Рюриковичей их вообще нет.

Так что в сражениях концептуальной войны мы можем смело утверждать, что Русь создавали не иностранцы. И править в своей стране мы в состоянии сами. По своим российским русским законам. Рюриком славяне называли сокола. Так пусть же парит наш Рюрик высоко, оберегая родную землю.

ВладимирАнищенков

23 июня2019 г.

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/rjurik-russkij-sokol/

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Откуда родом Рюрик?

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос «откуда есть пошла земля русская». Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик — это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Швед

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик — это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом — Карелия, Эйстландом — Эстония, Курландом — Курляндия, Аустрвегом — Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик — это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба — ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика — родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски — «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

Чеченец

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла статья под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь — это один народ.

Дальше «доказывается», что поскольку русы также отождествляются с аланами, а аланы с чеченцами — значит

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

Кто же он?

Вопрос о том, кем был на самом деле Рюрик (и был ли он вообще) является одним из «вечных» вопросов русской историографии. Научная полемика норманнистов и антинорманнистов продолжается, но, по мнению историка Игоря Данилевского, по большему счету, она бессодержательна, поскольку Рюрик уже персонаж легендарный.

Вплоть до конца XV века никто из русских князей не называл себя «рюриковичем», а история научного диспута на тему установления личности Рюрика восходит уже к более позднему времени — к XVIII веку, когда немецкими историками во главе с Герардом Миллером, работавшими в России по приглашению правительства, была выдвинута так называемая «норманнская теория».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/119935-ryurik-kem-na-samom-dele-on-byl-po-nacio.html

Происхождение и биография Рюрика

Откуда родом Рюрик?

Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.

Призвание варягов в Новгород

В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов – германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.

Важнейшим источником по эпохе Рюрика является «Повесть временных лет». Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.

Биография Рюрика устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).

Рюрик и его братья

Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю.

Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле.

В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.

Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, Лаврентьевская летопись говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога.

В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена.

Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.

Правление

Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Вадим Храбрый. Он и его главные соратники были убиты Рюриком.

Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. Никоновская летопись, повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной.

Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.

Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу – или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике.

Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители династии Рюриковичей.

Последний ее представитель — Федор — скончался в 1598 году, будучи московским царем.

Происхождение

Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами.

Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879).

Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.

Норманнская теория

В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.

Многие историки считают, что Рюрик – это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря.

В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря.

Сторонники идеи о том что Рюрик – это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде.

Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.

Славянская и прибалтийская теории

Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.

Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов – балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы.

В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик.

Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.

Источник: https://FB.ru/article/216646/proishojdenie-i-biografiya-ryurika

Князь Рюрик — первый правитель Руси из династии Рюриковичей

Откуда родом Рюрик?

» Князь Рюрик

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век

Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

Призвание варягов
Худ. В. Васнецов (1909 г.)

«И ркоша:

„Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.“

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.»

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли.

Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой.

Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград.

Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

 «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго
  • Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск
  • Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

В 879 году Рюрик умирает, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря и приказывает до его совершеннолетия править Олегу Вещему, своему соратнику (по нек.источн. — родственнику).

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D1%80%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA/

Кем был Рюрик и откуда он пришел на Русь?

Откуда родом Рюрик?

Рюрик стал одной из самых загадочных личностей, ведь он взялся непонятно откуда и ушел в никуда. Все что могут историки — изучать летописи, которые описывают столь известную историческую личность.

Но проблема в том, что летописи писали по истечению сотни лет после того, как Рюрик исчез.

Что стало основой для их рассказов? Слухи? Древние записи, которые не дошли до наших дней? Или же это все легенды? Давайте попробуем разобраться кто же на самом деле был Рюрик и откуда он вообще взялся на Руси.

“Повесть временных лет” рассказывает нам подробности о Рюрике

Действительно, только эта летопись может дать нам наиболее детальную информацию, ведь ни один источник не имеет столь подробного описания. Он являлся сыном Гостомысла и после его смерти происходит восхождение его сыновей на троны. Описание гласит, что Рюрик вместе со своими братьями стали правителями племен русских.

По одним данным Рюрик стал княжить в Ладоге, а вот некоторые историки утверждают, что именно Новгород стал городом правления для загадочного князя. Можно заметить, что в описаниях князь расширяет земли правления и к нему перешли земли Полоцка, Ростова, а также Мурома, где проживали большие племена людей.

Описывается и то, что была смута среди народа и они взбунтовались против режима правительства Рюрика.

Фото с https://lesreinesdesalpes.com/wp-content/uploads/5c5c87b4f3aca5c5c87b4f3b07.jpg

Кто такой был Рюрик?

Разные источники складывают совершенно разное впечатление об этом князе. В некоторых он имеет финские или скандинавские корни, а также придается сомнению призвание варягов, которое произошло во время его правления.

Позже историки начали предполагать о его поморянском происхождении. Но вот найти истинное происхождения Рюрика до сих пор невозможно, как и доказать саму легендарность этого правителя.

Какому народу принадлежал? Откуда появился? По сути, чтобы докопаться до правды необходимо изучить огромное количество документов и летописей.

Некоторые историки считают, что загадочных братьев Рюрика — Трувора и Синеуса вовсе не существовало.

По исследованиям Трувор существовал лишь через 100 лет после правления Рюрика, а Синеус вовсе был легендой.

Как утверждают специалисты, Рюрик пришел в Новгород насильным путем с варягами, а также захватил власть с помощью дружины и своей семьи. Но все что нам остается — только лишь копаться в догадках.

Советские же власти очень сильно верили в том, что русских людей объединил именно Рюрик и они категорически отказывались верить в том, что создали страну западные правители.

Фото с https://cs8.pikabu.ru/post_img/2016/03/22/10/1458663269177064669.jpg

Какие несовпадения возникают в разных версиях?

Если верить версии, что Рюрик был правителем Новгорода и призвал варяг, то тут же возникает ряд странных несостыковок:

● Варягов никто не призывал, ведь об этом не упомянуто в летописях. Они давно жили на тех землях и их попросту вернули на родину;

● Звали не всех варягов, а только тех, которые имели прозвище “Русь”;

● Рорик не мог занять престол в Новгороде, потому что в 862 году его еще попросту не существовало;

● Как новгородцы могли стать варягами, если они были обычными славянами? Неужели можно так быстро поменять свои корни?

● Почему нет потомков от братьев Рюрика? В истории мы знаем потомков Рюриковича, а вот о семье его братьев нет ни одного факта в истории. Странно, не так ли?

Фото с https://russian7.ru/wp-content/uploads/2019/03/42.jpeg

Это самая малость исторических несовпадений, которые преследуют умы историков. Прежде, чем найти корни самого Рюрика стоит разобраться с варягами и почему не все они русь? Почему они отличаются от других варягов и какое их настоящее происхождение?

Многие историки годами задаются множеством вопросов, утверждают разные гипотезы, дополняют свои записи новыми фактами, но вот и по сей день невозможно установить происхождение князя Рюрика, каким городом он правил и куда пропал?

А как вы думаете, Рюрик действительно стоит такого большого количества внимания или вся эта суета не так уж и нужна вокруг его персоны?

Больше информации про интересные исторические события, важные даты, про людей, которые внесли свой вклад в историю, вы можете посмотреть на нашем сайте: https://history.com.ru/ Так же вам могут быть интересны статьи:
Странные указы Петра I, о которых мало кто знает
Разгром Хазарского каганата войском Киевского князя Святослава Игоревича

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bd8bff7a0478400aced228b/5d07bca853a8ad0dc67507cc

Рюрик — древо

Откуда родом Рюрик?

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Рюрик. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Рюрик (+ 879), первый русский князь, родоначальник правившей в России до конца XVI века династии.

Год и место рождения Рюрика неизвестны.

Историки спорят был ли Рюрик:

  • скандинавом (т.н. «норманская теория» Байера, Миллера)
  • финном (В.Н. Татищев)
  • выходцем из южной Прибалтики (указания «Повести временных лет»; также это представление сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси, оно широко бытовало в Западной Европе).

Одни исследователи объясняют имя Рюрик из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.

Отец (по некоторым средневековым генеалогиям) — Годослав (Годлав, Готлиб) (+ 808), князь бодричей (ободритов).

В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя.

В «Сказании о князьях владимирских» приводится легенда о происхождении Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Одной из жен Рюрика была Ефанда, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, которая родила ему сына Игоря [1]. По некоторым сведениям у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд [2].

Легенда о призвании варягов

Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Остаются спорными вопросы:

  • куда был призван Рюрик — в Новгород или Ладогу;
  • был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.

Согласно «Повести временных лет», уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой: » Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами«.

На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских [3], три брата — Рюрик, Синеус и Трувор [4] и пришли с родными своими.

Ключевский пишет, что «князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, — как записано в одном из летописных сводов, — боясь звериного их обычая и нрава».

Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды.

В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить«. [5]

Правление Русью

Рюриково Городище. Нач. XXI века

Рюрик утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус — среди финского племени на Белоозере; Трувор — у славян, живших в городе Изборске.

Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, присоединив области их к своему княжеству, стал править один, владения его стали называться Русью.

Основал город над Волховом (ныне Рюриково Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром) он послал «своих мужей».

В 862 году отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира, которые по дороге осели в Киеве, «собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян» [6].

Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге [7].

В 864 году новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый [8]. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 году [9].

Скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу.

«Главным действием его княжения, — пишет Н.М. Карамзин, — было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» [10].

Князь Рюрик. Гравюра 1805 г.

Литература

  • П.С.Р.Л., VII том (под 6367 г.)
  • Повесть временных лет, нач. XII века

Интересно, что из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI века. Так, в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века, родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания.

До конца XI века имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века.

  • Забелин И.Е., История Русской жизни с древнейших времен
  • Карамзин H.М., История Государства Российского
  • Ключевский В.О., Курс русской истории
  • Костомаров Н.И., Начало Руси
  • Погодин M.П., О происхождении Руси
  • Татищев В.Н. История Российская

Использованные материалы

[1]  Согласно Иоакимовской летописи. См. Татищев, История Российская, глава 4. Об истории Иоакима, епископа новогородского: http://www.spsl.nsc.ru/history/tatisch/tatis004.htm

[2]  См. статью словаря Брокгауза и Ефрона

[3]  Двойное именование переселенцев употребляется в «Повести временных лет»: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти«. (перевод Д.С. Лихачева), см.: http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

[4]  Существует версия, что факт наличия у Рюрика братьев, является плодом неверного перевода слов летописи «sine hus» — родственники и «thru voring» — дружинники. (См., напр., Л.Н. Гумилев, От Руси до России)

[5]  Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция IX. Сказание о призвании князей: http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch09.htm

[6]  «Повесть временных лет»

[7]  Карамзин H.М. История государства Российского. Том I. Глава IV: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_04.htm

[8]  Н.М. Карамзин относит Вадима Храброго «к баснословию нашей истории«. (О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств.: http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02crit…htm )

[9]  «П. С. Л.», т. IX, 9

[10]  Карамзин Н.М. Указ.соч.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/18374.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.