Пермогорская роспись

Содержание

Пермогорская роспись по дереву: история, особенности, элементы

Пермогорская роспись

Декоративно-прикладное искусство передает восприятие мира, его самых выразительных и значимых явлений путем художественного осмысления. Не исключение и пермогорская роспись, крестьянский промысел Северной Двины. Об интересной истории художественного направления, об особенностях и тонкостях техники, а также о ее базовых элементах – далее.

Пермогорская роспись – история возникновения

Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина.

Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская.

Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».

Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.

Но упрекать основоположников старинной русской техники в плагиате не стоит: взаимопроникновение культур, наслоение национальных пластов, мотивов, техник, мультикультурный синтез живет столько, сколько живет мировое искусство.

Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).

Особенности и описание техники

Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.

Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:

    1. Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
    1. Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.

В Пермогорье расписывали не только прялки, другие вещи обихода мастера также старались оформить согласно устоявшейся традиции. Преображались под умелой рукой художника ковши, жбаны, блюда, солоницы и чарки.

Нарядный вид принимали ведра и побирухи. Замахивались умельцы и на большие формы – телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и прялки.

Обычные предметы крестьянского быта превращались в ценные творческим переосмыслением вещи.

Основные элементы пермогорской росписи по дереву

Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика
Главные элементы техники:

  • Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.
  • Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов. И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
  • Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы. Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
  • Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д

Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/permogorskaya-rospis.html

Пермогорская роспись и виды старинных промыслов

Пермогорская роспись

Зарождалось понятие пермогорской росписи на основе изображений Великого Устюга. Отличительной чертой рисунков является выполнение затейливых композиций на белом фоне.

Все видели в музеях пермогорские прялки. На них чаще писали два знаменитых рисунка — птицу Сирин в райских кущах и птиц возле Дерева жизни. Кроме изображений, роспись сопровождается надписями.

Также на прялках можно увидеть традиционные композиции в виде женщин с прялками, свадебного поезда, семьи за обедом.

В общем, рисовали то, с чем сталкивались в повседневной жизни: люди, звери, работа, орудия труда.

Кроме прялок, пермогорской росписью украшали люльки младенцев, короба, туески, блюда. Часто изображения соответствовали тому, зачем применялась вещь. Например, на колыбелях рисовали младенца и его дальнейшую жизнь, на хлебнице — трапезу, на блюде для рыбы — рыбу.

Пермогорская роспись

Как расписывали прялку

Пермогорская прялка имеет: большую лопасть с несколькими шариками вверху и двумя внизу, высокую ножку и основание. В процессе росписи выполняли узоры на всех ее частях. На лопасти изображали птицу Сирии в ветвях дерева. Она традиционно заключалась в круги и располагалась в середине дерева. В нижней части рисовали композицию в стиле катания на санях или чаепития.

В росписи используют такие цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • красный;
  • очень редко синий.

Традиционные элементы пермогорской росписи

Ленточки. Такие узоры делают, как отдельное украшение и используют в качестве обрамления композиции. Составляющие таких бордюров:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • дуги;
  • капельки.

Сочетание элементов и цветов – на усмотрение художника.

Птица “Сирин”

Углы. Именно углам уделяли больше всего внимание пермогорские мастера. В качестве мелких деталей рисовали растительные мотивы. Традиционными были: листочки, ягодки, огурцы.

Как рисовать трилистник

Его писали как симметричным, так и асимметричным. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.

Как рисовать Птицу Сирин

Главный индивидуальный элемент. Наличие такого рисунка на изделие дает понятие о похождении росписи. Популярность картинки обусловлена верованием в то, что она является оберегом и приносит счастье.

Сразу рисуются гибкие побеги, на них изогнутые трехпалые листья и цветы с острыми концами, ягодки. В центре изображается Сирин-прица с женским лицом. Птица обрамляется по кругу одним из видов ленточек.

Как пишутся жанровые композиции

Традиционны в рисунках пермогорской росписи сценки из жизни. Например, чаепитие, катание на лошадях, свадьба и т. д. Как правило, мастера изображали окружающий быт.

Подготовка материала к росписи

Обычно берут изделия из березы и липы. Готовые вещи обрабатывают мелкой шкуркой. После этого на пять частей воды берут одну клея ПВА, хорошо смешивают и грунтуют поверхность. При помощи ножа, циркуля и кальки делаются контуры рисунка. Они повторяются черным цветом, и наносится другая цветовая гамма. В работе используют только гуашь. Подсохший материал скрывают лаком.

Елецкое кружево

Пришел к нам этот вид рукоделия с холодных северных просторов России. Отличается необычайно легким стилем и удивительно тонкими мотивами. Основные типы изображений разрабатывались в теме природы снежного края. Узоры в форме цветов, снежинок заключаются в какую-нибудь геометрическую фигуру. Такое кружево вшивали в скатерти, наволочки, покрывала, накидки, шарфы.

Процесс изготовления кружева

На небольшие коклюшки наматываются нитки. В процессе их перекладывают в необходимом порядке. Коклюшки держат в обеих руках за нижнюю часть, но не касаясь ниток.

Вся работа основывается на двух приемах:

  • Пальцем руки перебрасывают правую коклюшку поверх левой – это называется «перевить».
  • Нужно левую и правую коклюшки переместить таким способом, чтобы именно правая проходила под левой – это называется «сплести».

Способы плетения нитей в кружеве

Существует всего три метода:

  • парный;
  • численный;
  • сцепной.

Численный. Легкий способ работы. Для его исполнения подсчитываются нити. Для того чтобы изготовить елецкое кружево именно таким методом не потребуется рисунок или повторные движения. Фон и узор плетутся вместе.

Парный. Это способ плетения считается самым сложным. Здесь используется много коклюшек. Процесс основывается на работе от кромки до кромки. Фон и рисунок плетутся одновременно.

Сцепной. Особенностью этого метода является непрерывная полоска с орнаментом. Фигуры с фоном соединяются при помощи крючка.

Как плести цветок

Для создания понадобится обычные нити и специальный инструмент. Работу делают нитками №30 с утолщенной сканью. Расстояние в цветке между проколами, по внешней стороне, должно составлять 5 миллиметров, по внутренней меньше- 2 миллиметра.
В серединке цветочка делают розетку из насновок, плетешков и паучка.

Если вы хотите небольшой цветок, то 8 коклюшек будет достаточно. Для более крупного размера, соответственно, и коклюшек должно быть больше. Для того чтобы создать лепестки, нужно наружную сторону сетки лимитировать парой. Ее проплетите при помощи нитки и разместите скань. Оставшиеся долевые пары выполняют сеткой.

После этого ходовую пару сплетают с плетешком, который находится на большом круге, и возвращаются обратно в лепесток. Так нужно сцепливать с плетешком каждую ходовую пару, которая будет находиться возле центрального круга. Если в центре не образовалось плетешка, можно сделать повторные или крайнюю пару проплести ниткой.

Вышивка золотом

Промысел зародился в северной части страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом.

Это самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается трудным видом рукоделия. Сегодня способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы выполнения придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Работать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.

Виды вышивки золотом

  1. Китайское золотое шитье.
  2. Вышивание с настилом.
  3. Вышивка гладью сквозная.
  4. Плоская вышивка.
  5. Вышивание канителью.
  6. Китайское шитье.

Китайское шитье

Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку. Они не выводятся наизнанку.

Сквозная вышивка гладью

В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков. Не исключение и изнаночная сторона.

Вышивка канителью

Вышивка канителью

Самая легкая вышивка золотом. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Рисунок получится немного выпуклым и объемным.

Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными.

Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.

: Торжокское золотое шитье

Это искусство зародилось недалеко от пермогорской росписи. Поэтому и мотивы изображений немного схожи.
Расписанные изделия, которые дошли до наших времен, имеют такие рисунки:

  • верхняя часть – ветка с листьями;
  • средняя – птица;
  • нижняя — также ветка.

Основные цвета ракульской росписи:

  • желтый;
  • золотой;
  • красный;
  • коричневый;
  • белый;
  • зеленый;
  • черный.

Ракульская отличается от пермогорской крупными орнаментами.

Ракульская курочка

Самый известный фрагмент этого вида традиционных северных росписей. Её особенностью является яркий цвет и плавные изгибы элементов.

Как рисуется птица

Сначала на одной линии изображаются клюв и голова, которая плавно должна перейти в тело. Особенностью этого рисунка является то, что голова изображается необычно маленькой по сравнению к туловищу. Далее, делается контур крыла и пишутся лапки, хвост и хохолок.

Козули

Помимо иных видов искусства, на севере зародился один удивительный тип выпечки — Козули. Их делали как лепным методом, так и силуэтным. Известны они с незапамятных времен и считались обрядовыми. Пекли один раз в году в пру Святок.

Силуэтные пряники

Их делали чаще всего в виде животных. Для жителей севера — это основной промысел. Тесто раскатывали и из него вырезали нужную форму. Считалось, что именно выпечка таких пряников принесет удачу в хозяйстве.

Готовые изделия расписывали глазурью. Традиционно использовали только два цвета: белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние.

Самыми распространенными фигурками козуль, которые можно увидеть и сегодня являются олень и птица.

Также существует несколько традиционных нюансов:

  • фигурки зверей должны смотреть влево;
  • изображения людей делают только в фас;
  • животные изготовляются только в профиль;
  • у основания должна быть полоска (символ земли).

Лепные пряники

Пришли они к нам тоже из далекого севера. Такие козули считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т. д. У каждого изделия было свое предназначение.

Как готовятся лепные пряники

Из ржаной муки, воды и соли замешивается грубое тесто. Далее приступаем к изготовлению. Для этого сначала скатывают шарик, затем толстенькую колбаску, которую делают грушевидной формы.

После того выполняем животик и мелкие детали: рожки, ножки, хвостик. Сырые ставят в холодное место на 24 часа. Далее их выпекают до золотистого цвета. Готовые пряники нужно несколько раз опустить в кипяток.

От этого фигурки становятся светлыми, гладкими и крепкими.

Абашевская игрушка

Это свистульки в форме животных со сказочным обликом. Зародилось это мастерство в Северных регионах России. Главным отличием является необычная форма и удивительная роспись.

Например, у животных ножки несоизмеримо малы или вообще присущ только намек на конечности в виде небольших бугорков, шея удлинена. Часто по форме разные животные схожи друг на друга. Также отличительной чертой игрушки можно назвать налепы. У живности – пуговички на груди, у барышень – украшения.

Традиционными являются:

  • всадник на коне;
  • барышня;
  • животные.

В изготовлении абашевской игрушки отдают предпочтение пластичности деталей изделия и второстепенное место — росписи. Расписывается яркими красками. Особых сочетаний и традиционных нюансов нет.

Умельцы северного края всегда отличались необычным мастерством и удивительной техникой. Рассмотренные чудесные поделки — немногое из всего богатства российской глубинки.

: Старинный промысел — абашевская игрушка

Источник: https://vnitkah.ru/nitok/permogorskaya-rospis.php

Пермогорская роспись и виды народных художественных промыслов

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись – это художественный промысел, созданный народом, а другими словами – большое количество рукотворных творений, выполняющихся с применением разнообразных находящихся под рукой предметов.

Бытовые вещи, вышивка, поделки и роспись, создаются обычным орудием труда, сопровождаемые творческим подходом и находчивостью. Профессионалы работают со всевозможными средствами: тканью, картоном, деревом, нитью.

Художественные промыслы русского народа очень популярны, завораживают своей необычностью и индивидуальностью.

Данный вид искусства представляет собой растительный орнамент. Разнообразие цветов и листьев неординарных причудливых очертаний и волшебных птичек покоряет таинственностью и неповторимым рисунком.

Умельцы часто передают сюжеты, касающиеся повседневного быта.

На белом заднем плане создаются красноцветные многоликие рисунки – главная оттеночная палитра пермогорской росписи, дополняющаяся желтыми и зелеными красками, черным обводится контур создаваемого узора.

Умелыми мастерами расписываются шкатулки, тарелки, чашки, кувшины, кухонные дощечки. Пермогорскую роспись и виды народных промыслов можно увидеть в, представленных обзору, картинках.

Вышеописанным примером можно украсить невзрачную посуду, придумав индивидуальный дизайн  и удивить друзей, созданной красотой. Создавать можно любую композицию, фантазируя и экспериментируя с красками и узорами.

Материалы необходимые для творчества

Вам понадобятся:

ИллюстрацияОписание
белая керамическая тарелка;
спиртовой раствор;
салфетка;
простой карандаш;
калька;
лист бумаги;
акриловые краски для керамики разных оттенков;
кисточки трех размеров;
акриловый лак;
стакан;
палитра;
ватные палочки.

Приступаем к работе

Приготовив все предметы, необходимые для художества, начинается выполнение  художественной работы:

  1. Берется белая без узоров тарелка и тщательно обезжиривается с помощью спирта.
  2. Подготавливается задуманный рисунок. Орнамент можно распечатать с компьютера.
  3. На площадь посудины с помощью копирки наносится выбранный узор. Нечеткие контуры обводятся карандашом.
  4. На красные фрагменты ставим меленькие точечки, закрашивая их красным цветом. Такие же шаги проводим постепенно со всеми оттенками.
  5. Тонкой кистью, с помощью черной краски создаем необходимый контур.
  6. По каемки посуды наносим карандашом геометрический орнамент.
  7. Узор окрашивается.
  8. Видимый карандашный контур уничтожается ластиком.
  9. Просушившийся орнамент покрывается сверху акриловым лаком и обжигается в духовке тридцать минут.

Готовая работа порадует вас совершенной живописностью.

Ракульская роспись

Она совершается нанесением орнамента на деревянную основу золотистыми и черными красками.

Выразить ярче и эффектнее картину, помогает добавление зеленого, красного и коричневого оттенков. Основа, контуры и некоторые фрагменты окрашиваются черной краской. Как правило, характерен крупный узор, изображающий листья, лепестки, кустики и цветы. Увидев такое искусство, невозможно от него оторвать глаза, очень впечатляет и берет за душу.

Торжокское золотое шитье

Торжок и шитье золотом – взаимосвязанные понятия. Еще издавна упомянутый город славился специалистами, творящими, непревзойденное более никем, вышивание золотом.

По обычаю ремесленников, передаваемого из поколения в поколение, этот вид искусства сберегся до сегодняшнего момента, и восторгает своей богатой художественностью.

Украшенные золотой вышивкой шапки, башмаки, фрагменты одежды  можно увидеть на церковнослужителях. Вышитые орнаменты составляются знатными вышивальщицами. Основным фрагментом  данного ремесла представляется роза с бутоном и листиками.

Выигрышно смотрятся  в шитье завиточки, спирали, усики и блестки, перетекающие от рельефной основы к фону.

Техника золотого шитья

Золотое вышивание привлекает, восхищает и очаровывает глаз мастеров ручного искусства. Чтобы научиться создавать шедевры, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь художественный процесс:

  • «клопчек» – несложный шов, отличается переплетением, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь процесс рогожку
  • «городок» – шов, создающий параллельные зигзаги
  • «перышки» характеризуется горизонтальными контурами
  • «разводная клетка» повторяет абрис клеточки
  • «косой ряд» выражается хорошо выделяющимися параллельными отрезками
  • «черенок» похож на сплетение тонких равных полос
  • «Денежка» состоит из ломаных частей, соприкасающимися концами

Научившись выполнять вышеописанные стежки, создавать рукотворное искусство будет легко и приятно.

  
  

Рекомендуем посмотреть видео о пермогорской росписи.

Источник: https://podelkiruchkami.ru/permogorskaya-rospis-i-yj-raznovidnost/

Пермогорская роспись и виды старинных промыслов (картинки)

Пермогорская роспись

Само понятие пермогорской росписи появилось давно. А зарождалось она на основе изображений Великого Устюга. Сегодня это искусство севера приобретает все большую популярность. Отличительной чертой пермогорских рисунков является выполнение затейливых композиций на белом фоне.Наверное, все видели в музеях пермогорские прялки.

Именно на них чаще всего писали два самых знаменитых рисунка — птицу Сирин в райских кущах и птиц возле Дерева жизни. Кроме изображений пермогорская роспись сопровождается надписями. Также на прялках можно увидеть традиционные композиции в виде женщин с прялками, свадебного поезда, семью за обедом.

В общем рисовали то, с чем сталкивались в повседневной жизни: люди, звери, работа, орудия труда.Кроме прялок пермогорской росписью украшали люльки младенцев, короба, туески, блюда. Очень часто и изображения соответствовали тому, зачем применялась вещь.

Например, на колыбелях рисовали младенца и его дальшую жизнь, на хлебнице — трапезу, на блюде для рыбы — рыбу.

Comments

comments

Источник: https://handmadebase.com/?p=15027

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.