Пестушки и потешки для малышей

Веселые Потешки для малышей — Любимые Дети

Пестушки и потешки для малышей

14 июля, 2014 Наталья Мэй 5 комментариев

Когда в семье появляется малыш (или малыши), когда он еще не разговаривает с нами так, как мы привыкли это воспринимать, уже через пару месяцев безумно хочется начать с ним общаться.

 Сначала хочется просто вызвать улыбку у Любимого Ребенка простыми стишками и легкими песенками.  Потом приговариваем пестушки во время одевания и в первых играх с его ручками-ножками.

Далее в дело включаются потешки, когда ребенок уже сам может что-то повторять.

Зачем? В чем польза?

На днях одна моя хорошая знакомая спросила, какие я потешки рассказывала своим малышкам. И я решила, что это будет отличное начало для рубрики «Развитие детей».

Здесь я буду называть пестушки и потешки для малышей одним более привычным словом — потешки.

Они придумывались в народе с давних времен и остаются популярными у заботливых родителей по сей день.
Потешки для детей не  только развлекают и приносят радость детям, но и служат для раннего развития малышей. Рассказывайте их очень ласково, и счастливый ребенок постепенно будет привыкать к вашему голосу, пытаться понять ваши слова, а в будущем и повторять.

Потешки для малышей устанавливают незримую очень тесная связь между мамой и ребенком. А также с их помощью дети знакомятся с окружающим миром и своим телом.

Стишки-потешки для малышей

Выбирайте из всего многообразия то, что вам и вашим Любимым Детям больше всего нравится.

Потешки — когда ребенок просыпается.

 Потянушки-потягушки,Кто тут сладкий на подушке?Кто тут нежится в кроватке?Чьи тут розовые пятки?Это кто же тут проснулся,Кто так маме улыбнулся?И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

***

Потягуни-потягушечкиОт носочков до макушечки!Мы потянемся-потянемся,Маленькими не останемся!Вот уже растем, растем, растем!Солнце светит нам в окошко:Я соскучилось немножко,Жду на улице друзей!

Просыпайся поскорей!

***
Глазки открываются,Глазки просыпаются,Потягушки-ножки,Потягушки-пяточки,Ручки и ладошки,Сладкие ребяточки!Дай-ка локоточекМама поцелует!Просыпайся, доча!Как тебя люблю я!

(вариант для мальчиков:)
Дай-ка локоточек

Мама поцелует!Славный мой сыночек!

Как тебя люблю я!

***

Солнце светит: где тут дети?На подушке, на простынке.Нежат розовые спинки?Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!

***

Тяги, тяги, потягушеньки,На детку порастушеньки!Расти, деточка, здоровая,Как яблонька садовая!На кота потягушеньки,На дитя порастушеньки,А в ручки хватушки,А в ротик говорунок,

А в головку разумок!

Потешки для роста и силы.

Потянись дружок,Повернись на бочок,На животик повернись,Нежно маме улыбнись.Я по спинке пройду,Хворобушку отведу,Расти ладненький

Да здоровенький.

***

Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, косонька, до пят —Все волосоньки в ряд.Расти, коса, не путайся —Маму, дочка, слушайся.Мы проснулись, мы проснулись.Сладко-сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись!

***

Расти, …. (имя), выше,До хорОм, до крыши.Расти, не бАлуй,Маму с папой жалуй.Расти с брус толщины

Да с дом вышины.

Потешки — чтобы ребенок знакомился с телом.

Где же наши ушки?Слушают пестушки!А где глазки?Смотрят сказки!А где зубки?Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

***

Наша ляля маленька-маленька,Ее щечки аленьки-аленьки,Ее мысли чистые-чистые,

Глазоньки лучисто-лучистые.

***

Ротик мой умеет кушать,Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать,

Ручки — все хватать-хватать.

***

Паучок, паучок,
… (имя) хвать за бочок.Лягушка, лягушка,… хвать за ушко.Олени, олени,… хвать за колени.Песик, песик,… хвать за носик.Бегемот, бегемот,… хвать за живот.Оса, оса,… хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики,

… хвать за плечики.

***

(Водим пальчиком и называемым части тела):Носик, носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,

Дитяткины сказки (щекочем).

***

Где же наши ручки?Вот наши ручки!Где же наши ножки?Вот наши ножки!А вот это … носВесь козюльками зарос.А вот это глазки, ушки,Щечки толстые подушки,А вот это что? Животик!

А вот это … (имя) ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочим твой бочок.

***

Гули-гули, (хлопаем ладошками)
Гули-гоп, (хлопаем по коленкам)
Сели Гришеньке (Машеньке, другое имя)
На лоб! (обеими ладошками касаемся лба)

Потешки — чтобы малыш не плакал.

 Придет киска не спешаИ погладит малыша.Мяу-мяу – скажет киска, —

Наша детка хороша.

***

Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

***

Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хныч, не ной,Куплю другой.Слезы утри,

Дам тебе три.

Потешки — изучаем ручки малыша.

Этот пальчикмаленький-маленький,Этот пальчикслабенький-слабенький,Этот пальчикдлинненький-длинненький,Этот пальчиксильненький-сильненький,Этот пальчиктолстячок-толстячок,А все вместе

кулачок-кулачок!

***

Сорока-белобокаКашу варила,Деток кормила.Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала.

Он дров не носил, печку не топил!

***

Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,А вот этот — наш малыш,

Наш малыш — … (называем имя).

***

Пальчик толстый и большойВ сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу,Средний пальчик – самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

***

(Сначала кулачок сжат.Потом пальчики по одному разжимаем,

а в конце снова по одному прячем в кулак.)

Раз, два, три, четыре, пять,Вышли зайчики гулять.Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

***

— Ладушки, ладушки! Где были?— У бабушки.— Что вы ели?— Кашку, пили простоквашку.Простоквашка вкусненька,Кашка сладенька,Бабушка добренька!Попили, поели,Домой полетели,На голову сели,

Ладушки запели!..

***

Мышки бегают по кругу:Друг за другом, друг за другом!Утащили мышки сыр,Затевают мышки пир!Водят мышки хоровод,Делит сыр усатый кот:Вот тебе, держи, кусочек,Заворачивай в платочек!Вот тебе кусочек сыра,Запивай его кефиром!Вот тебе, не прозевай,Поскорее уплетай.И тебе кусок достался,Ты голодным не остался.И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

***

Мальчик-Пальчик, (Из кулака торчит большой палец и кивает в такт)Где ты был, где ты был?

С этим пальцем (Появляется из кулака второй палец)

В лес ходил, в лес ходил, (2-ой палец и большой топают по полу или по столу)
С этим пальцем (Появляется из кулака средний палец, а второй прячется)
Щи варил, щи варил, (3-ий палец мешает кашу круговыми движениями)
С этим пальцем (Появляется из кулака безымянный палец, а третий прячется)
Кашу ел, кашу ел, (Из кулака торчит 4-ый палец – как ложка – ко рту и обратно)
А с этим пальцем (Появляется из кулака мизинец)
Песни пел, песни пел. (Мизинец покачивается в такт песенке вверх-вниз)

***

Солнышко встало,Здравствуй — сказало.Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!Вставай Большак!Вставай Указака!Вставай Середка!Вставай Сиротка!И крошка-Митрошка!

Здравствуй, ладошка!

Потешки — когда ребенка одеваем

Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку («распашонку»),Повторяй за мной слова:

Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежкиНа твоей одежке:Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышкуОденем мы штанишки:Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки —Носочки и сапожки!Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!

Повторяй за мной слова:Ножка — раз, ножка — два!Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось — голова?
Вот и шапочка — раз, два!

Надо маму одевать
И скорей идти гулять!

Потешки — когда ребенка умываем, купаем.

Водичка, водичка,Умой наше личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

От водички, от водицыВсё улыбками искрится!От водички, от водицыВеселей цветы и птицы!

….. (имя) умывается,

Солнцу улыбается!

***

Водичка-водичка,
Умой …. (имя) личико,
…. (имя) кушала кашку,Испачкала мордашку.Чтобы девочка былаСамой чистенькой всегда,Помоги, водичка,

Умыть …. (имя) личико.

***
Ай, лады, лады, ладыНе боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.Знаем, знаем, да-да-даГде ты прячешься, вода!Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошкуПо-нем-ножку.Лейся, лейся, посмелей
Умывайся веселей!

***

Кто тут будет куп-куп,По водичке — хлюп-хлюп?В ванну быстро — прыг, прыг,В ванне ножкой — дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

***

Ай, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.Вода текучая,Дитя растучее,С гуся вода —С дитя худоба.Вода книзу,

А дитя кверху.

***

С гуся вода, с лебедя вода,
С нашей(-го) …. (имя) вся худоба.Вода книзу, дитя кверху,

Расти с брус вышины и с печь ширины!

Потешки — когда готовим ребенка ко сну

Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

Уберем игрушки,Приляжем на подушку,Глазки-незабудкиЗакроем на минутку.Губки-землянички,Пушистые реснички,Щечки-лепесточкиУ моего цветочка.Розовые ушки,Кудрявая макушка…Накроем одеяльчикомКрохотные пальчики,Пухлые ручонки,Усталые ножонки,Маленькие пятки.

Засыпай, мой сладкий!

***

Отзвенел звоночек.Спать пора, цветочек.Солнышко уснуло,Тучка спать легла.И волшебная птицаСны тебе принесла.Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!

***

Мы гуляли, мы игралиИ немножечко устали.Чтобы сил еще набрать,Надо нам чуть-чуть поспать.Ты закроешь глазки,И приснится сказка:Про кота мурлыку,Журавля-курлыку,Лисоньку-хитрулю,Мышку-крохотулю,Зайчика-хвастушкуИ жужжалку-мушку,Про шмеля-гуделку,Хлопотушку-белку,Про сластену-мишку.

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)

Источник: https://lubimiedeti.ru/poteshki-dlya-malyshej/

Потешки для самых маленьких с 0 до 6 месяцев с картинками

Пестушки и потешки для малышей

24.01.2019

Потешки для самых маленьких с 0 до 6 месяцев это палочка-выручалочка для родителей! С помощью русских народных потешек можно не только успокоить, развеселить ребенка, но и помочь ему в познании себя и мира.

 Во время таких игр устанавливается тесный контакт мамы с ребенком. Развивается память, внимание,  речедвигательный центр мозга, мелкая и общая моторика. Самые известные из них: Ладушки, Проснулись, Мини-зарядка, Погремушечка, Сорока-белобока.

 Народный фольклор незаменим для общения с детьми.

Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), 
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
На головку сели!
Ладушки запели.
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи, 
В головах-то калачи, 
В ручках пряники, 
В ножках яблочки, 
По бокам конфеточки, 
Золотые веточки. 
(Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).

Погремушечки

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись.(Ручки в стороны, потом скрестить их на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Потянули ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись. 
(Улыбаемся малышу).

Мини зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Сорока-белобока

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.

Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.

Тут ступил – nепленько,
Тут – горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.Шла купаться черепаха И кусала всех от страха, 
Кусь-кусь-кусь-кусь 
Кусь-кусь-кусь 
Ни кого я не боюсь.

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!

* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.

* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.

* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!

* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Источник: https://svetlica-mama-blogger.ru/%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BC-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BC-%D0%BF/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D0%BC-1-2-3-%D0%BB%D0%B5%D1%82/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81-0-%D0%B4%D0%BE-6-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F.html

Как развить ребенка и почему же пальчиковые игры так полезны?

Пестушки и потешки для малышей

Ребенок начинает обращать внимание на свои руки примерно в три месяца и уже с этого возраста можно проводить пальчиковые игры для малышей. Начать можно с легкого поглаживания ладошек и пальцев ребенка в течение пары минут.

Перебирая по очереди его пальчики и слегка массируя их, вы привлекаете внимание малыша и приучаете его шевелить пальцами по отдельности. Значение таких пальчиковых игр в жизни малыша трудно переоценить. Ребенок рано начинает тянуться ручками к маминому лицу и волосам.

Если над кроваткой повесить яркие игрушки, то ребенок не только начинает следить за ними глазами, но и тянуться к ним руками, пытаясь потрогать эти игрушки.

Пестушки

Когда малыш только что проснулся, но еще вял и пребывает в полусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться», отойти ото сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствования.

Народная традиция закрепила ряд процедур, направленных на активизацию нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. К ним относится,  прежде всего,  старое, но незаменимое средство – массаж.

Еще в древние времена были найдены основные приема массажа младенцев, своеобразно закрепленные и в пестушках – одном из видов устного народного творчеств.

Массаж младенца. Пестушка – это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику.

Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязательно сопровождаться тактильным  раздражением в виде мягких прикосновений матери к телу ребенка, ее определенных движений.

В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания детей на ранних этапах жизни.

Ритм пестушки, ее смысловое содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца – сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т.д. – ласково приговария:

Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок,

А в головку разумок

Если малыш в ответ издавал звуки, мать обязательно включалась в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произнося: «А в головку – разумок», — нежно гладила малыша по головке.

Существовал и некоторый комплекс физической зарядки, направленный на развитие отдельных групп мышц и двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, сохраняя равновесие, нужно было, прежде всего, укрепить мышцы его нижних конечностей. Это начинали делать с самого раннего возраста.

Когда ребенок становился на ножки, его держали под мышки, приподнимали, опускали и озорно подпевали:

Дыбок, дыбок, Завтра годок! Дыбок, дыбок,

Целый годок!

Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, создавая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои  первые движения.
Обучение ходьбе

Позже, когда подходило время освоения более сложных форм – ходьбы, прыжков, бега, — наступал черед другим пестушкам, которые имели свою ритмику, соответствующую характеру вырабатываемого двигательного навыка. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:

Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Кроме того, в народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей ребенка.

Так, когда подходило время ребенку вставать на ножи и делать первые шаги (обычно это бывает после года), родные по-своему «помогали» ему – брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша.

Это называлось «разрезать» путо (путы) и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.

Если ребенок долго на начинал ходить, плохо стоял на ножках, его ставили в пророщенный овес либо вели под ручки по полю, засеянному овсом, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе, способствовать укреплению ножек ребенка.

В деревенской России применялись и особые приспособления для малыша, начинающего сидеть и ходить. «Ходалки», «сиделки», «стоялки» делались следующим образом.

Два – три деревянных обруча разного диаметра соединялись рябиновыми ветвями и образовывали каркас наподобие колокола. Нижний обруч – самого большого диаметра – волочился по полу, не давая ребенку упасть и «доехать» до опасной границы – печки, порога.

Верхний же, самый маленький, располагался на уровне груди, он не позволял выскользнуть (мешали ручки).

Первые шаги ребенка сопровождались присказками, стишками. Мать, которая обычно учила ребенка ходьбе, звала его к себе ласковым голосом и жестами. Наиболее распространенным приговором было «та-та-та», этим звукам приписывалось магическое действие по «распутыванию» ног ребенка. Первый  самостоятельный шаг ребенка было принято отмечать.
Развитие других частей тела.

Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их встороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки.

Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведения рук, имтирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становился более растянутым, плавным «Лунь плывет, лунь плывет».

Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, т.е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением.

Это способствовало не только развитию сложных координированных движений скелетной мускулатуры, но и закреплению единства объекта и движения в целостном образе.

В свою очередь, у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.

Уты, уты полетели, На головку сели. Сели, сели, посидели Да опять полетели.

Уты, уты, уты…

Потешки

Среди неистощимого богатства методов и средств физического развития и воспитания детей раннего возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания, как правило, в конце первого- начале второго года жизни ребенка.

Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия.

Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики. Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.

Важно отметить, что  в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождались словами.

Это делалось не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо физического неудобства, переключить его внимание на другой раздражитель (вспомните, как мы сегодня, пытаясь накормить ребенка нелюбимой им манной кашей, развлекаем его всякими песенками и прибаутками: лишь бы еще одну ложечку съел!) Для нас гораздо более важно, чтобы слово закрепило ритмику, последовательность движений, дало особый знак действиям и вещам и тем самым способствовало развитию умственных способностей ребенка.

Сегодня врачи-логопеды знают, что если раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начинает говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами.

 Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память – память на фонеизнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка.

В этом плане младенчество является критическим периодом для развития речи.

Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мать рано приучала ребенка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела». Дотрагиваясь до тех или иных органов, мать называла их, весело приговаривая:

Нос лепешкой! Нос лепешкой! Щечки-булочки у нас. Ай, люшеньки, люли, Щечки-булочки у нас! Зубки, словно миндалинки, А глазки – Коринки…

и т.д.

Таким образом, колыбельные, пестушки, потешки комплексно и разнонаправленно воздействовали на ребенка, формировали его восприятие и память. Они не только способствовали его физическому развитию, но и создавали предпосылки для познания мира.

Пестушки и потешки

Когда ребенок гулит или аукает, приговаривают: Ах, поет, поет Соловушка! Ах, поет, поет Молоденький; Молоденький, Хорошенький,

Пригоженький!

* * * Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая: Потягунюшки, поростунюшки! Роток-говорунюшки, Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.

* * * Когда ребенок начинает становиться на ножки: Дыб, дыб, дыбочек

На первый годочек!

* * * Когда ребенок учится ходить: — Ножки, ножки, Куда вы бежите? — В лесок по мошок: Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

* * * Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят: Тяни холсты, Тяни холсты, На рубашечку,

На столешничек.

* * * Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то-от себя, приговаривая: Тоню тяну, Рыбу ловлю, В кошель кладу, Домой несу: Щурки и кучки, Плотички и полички. Один ершок- Да и тот в горшок. Щей наварю, Николая накормлю, Спите-тко, ребята,

Не чухкайте.

* * * Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая: А тпру, тпру, тпру! А тпру, тпру, тпру! Не вари кашу круту, Вари жиденькую, Вари мяконькую,

Да молошненькую.

* * * А тари, тари, тари! Куплю Маше янтари, Останутся деньги, Куплю Маше серьги, Останутся пятаки,- Куплю Маше башмаки, Останутся грошики, Куплю Маше ложки, Останутся полушки,

Куплю Маше подушки.

* * * Ехала барыня По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам-

Да бух!

* * * Ребенка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая: Три-та, та, три-та, та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка по подлавочке, Ловит кота за лапочки: — Ох ты, котик, коток, Крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

* * * Ребенка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают: Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька, Невеличенька: Сама с вершок, Голова с горшок. Шу-вы! Полетели,-

На головушки и сели.

* * * Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка и припевают: Идет коза рогатая, Идет коза богатая: Ножками: топ! топ! Глазками: хлоп! хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

* * * Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка: — Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. — Что ели? – Кашку. — Что пили? – Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели,- Шу-у-у – полетели,

На головку сели.

* * * Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают: Сорока, сорока, Сорока — белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали.

Все своим деткам отдала.

* * * Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают: Этому дала на блюдечке, Этому на тарелочке, Этому на ложечке,

Этому поскребышки

* * * Останавливаясь на мизинце, добавляют: А этому нет ничего. А ты мал маленек: За водицей не ходил, Дров не носил,

Кашки не варил.

* * * Разводя ручки в стороны и затем, быстро положив на голову, говорят: Шу-у-у, полетели-

На головку сели.

* * * Перебирают по очереди пальчики ребенка и приговаривают: Большаку дрова рубить (большой палец), А тебе воды носить (указательный), А тебе печь топить (безымянный), А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

* * * Перебирают пальцы и при этом говорят: Идут четыре брата Навстречу старшему. — Здравствуй, большак! – говорят. —  Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка

Источник: https://mei-sonnen.ru/poteshki-i-pestushki-dlya-samyih-malenkih.html

Пестушки

Пестушки и потешки для малышей

Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения.

В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша.

Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.

Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».
Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.

Потягушеньки,Порастушеньки,В ножки — ходушеньки.В роток — говорок,

А в голову — разумок.

***

Потягунюшки —Порастунюшки,Поперёк — толстунюшки,А в ножках — ходунюшки,А в ручки — хватунюшки,А в роток — говорок,

А в голову — разумок.

Щечки

Щечки, сладенькие щечкиНежные, как лепесточки.Щечка – раз и щечка – два!

Целовать давно пора!

Волосики

Косики-колосики,Отрастут волосики!Вымоем их мылом

И причешем мило.

Глазки

Прилетела к нам синичкаСела Ване на ресничкиКрыльями закрыла глазки,

Чтобы снились Ване сказки.

Шея

Стану я немножко выше —Всё на столике увижу!Потянусь, достать сумею…

А пока тяну я шею.

Плечики

Есть у человечикаДва красивых плечика.Когда чего-то мы не знаем,

Мы плечиками пожимаем!

Пятки

Пятки, розовые пятки,Поиграем с мамой в прятки!Мама спряталась: ку-ку!

Я найти ее смогу!

Попка

Мы на попку сядем,Куколку нарядим:Вот на шею — бусики,

А на попку — трусики!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.