Плетение на дощечках

Как ткать пояса на дощечках

Плетение на дощечках

Одним из самых древних видов ткачества является ткачество на дощечках. Появилось он гораздо раньше ткацкого станка, ещё в начале нашей эры. Возможно, корни его происходят из древнего Египта. Рассвет этой техники приходится на эпоху средневековья в регионах Скандинавии и Англии.

Англосаксы и викинги ткали на дощечках красивейшие шнуры и тесьму, которыми затем украшали свою одежду. Раскопки археологов свидетельствуют о том, что данным способом рукоделья владели мастера разных стран. Так в своё время дощечки обнаружили в Китае, Норвегии, Германии, Швеции.

У народов, издавна населявших территорию современной Ленинградской области, существовали различные виды ручного ткачества – ткачество на дощечках, на берде, на нитах.

Ткачество на дощечках – термин этнографический. В древности дощечки могли быть сделаны из дерева, кожи, рога и даже металла. Например, в Новгороде подобные приспособления изготавливались из кости. Деревянные дощечки применялись для плетения поясов в различных областях России вплоть до начала 20 века.

Это очень древний вид ткачества, это технология перехода от плетения, от витья верёвок к ткачеству.

Тканые пояса в русском костюме

Обязательным элементом и женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. Ходить без пояса, «распоясаться» считалось большим грехом и неприличием. Пояс в древнерусском костюме играл сакральное значение, выполнял функцию оберега. В разном возрасте люди носили разные пояски.

Для ребёнка хватало просто кручёного шнурка, для подростков, девчонок и парней, это были потолще пояски, кручёные уже из большего числа нитей с каким-то незамысловатым рисуночком. Затем с возрастом пояс становился всё шире. И затем, самый красивый, самый нарядный пояс был бранный, выполненный на свадьбу .

Или вытканной на поясе молитвой или с посвящением конкретному человеку.

Пояса различаются по технологиям, по орнаментации, по цветовой гамме.

На поясах ткались знаки отличия рода, предпочтения в выборе будущего или какие-то высказывания. Пояс – обязательная деталь костюма на Руси. Он являлся своего рода оберегом для его владельца.

Пояс надевали на ребёнка прямо при рождении, тем самым как бы привязывая его к этой жизни. Конечно, это была просто ниточка, спряденная с наговором. По мере роста ребёнка, по мере взросления менялся вид пояса.

Подготовка к тканию пояса

В наши дни это давно забытое русское ремесло начало понемногу возрождаться. Применяют его обычно для изготовления поясов, лент или тесьмы с различными узорами. Такие ленты используются для декора одежды, для галантереи, а также для интерьера дома.

Чтобы овладеть этим ремеслом, не требуется сложных и дорогостоящих инструментов. Главное – это желание и нехитрые инструменты.

В качестве инструментария мы используем пояс, нож для прибивания утка, ножницы, шерстяные, полушерстяные, льняные или шёлковые нитки, которые должны быть предварительно наснованы(намотаны).

Длина нитки берётся в зависимости от того, какое изделие вы хотите сплести. Это длина изделия плюс одна треть длины.

Существует несколько видов рисунков. Бывают пояски заправочные, т. е. в каждую дощечку заправляется определённым образом цветные ниточки и при постоянном повороте этих дощечек всё время в одну сторону или в определённой периодичности. Например, шесть поворотов в одну сторону, затем шесть поворотов в другую. Таким образом получается определённый рисуночек.

Пояса на Руси изготовляли в разных технологиях, например, в бранной технике. Или просто плели шнурки, Существовало много разных видов ручного плетения поясов.

Есть две техники ткачества на дощечках. Закладная, где узор получается из расположения цветных ниток при заправке. И техника переброса, когда рисунок получается при перемене дощечек местами.

Итак, переходим непосредственно к ткачеству. Для этого нужно изготовить специальные дощечки. Это квадратики со стороной 6 см из тонкой фанеры, из плотного картона или из пластика. По углам на квадратиках проделываются дырочки. Лучше всего пронумеровать все дощечки и каждую дырочку. Дырочки нумеруются по часовой стрелке.

Квадратики нужно сделать с гладкими краями и срезать уголки, чтобы при повороте за них не цеплялись наши ниточки.

Кроме этого, нужен челнок. Я делаю его из того же картона. На него наматывается уток.

Ширина получаемого изделия зависит от количества применяемых ниточек и от их толщины. Чем больше ниток, тем шире получится пояс.

В своей статье я расскажу о наборной технике.

Ткачество

В каждую дощечку вставляются 4 ниточки. Они могут быть одного цвета и разных цветов.

Для ткачества с орнаментом в некоторые дощечки мы будем заправлять нити только в две дырочки, те, которые расположены по диагонали.

Итак, начинаем.

Выбираем рисунок, каким будем ткать. У нас такой.

Для него нужны ниточки двух цветов. Желательно, чтобы они были контрастными.

Края изделия, как правило, делают одного цвета, заправляя ниточки во все четыре отверстия. Среднюю, узорную часть выполняем на дощечках, заправленных двумя ниточками разных цветов. Для нашего рисунка нам нужно 8 дощечек с четырьмя ниточками и 10 дощечек с двумя ниточками (дальше я их буду называть узорными).В обычные дощечки вставляем ниточки одного цвета, в узорные –двух цветов.

Начинаем заправлять ниточки. Для начала возьмём ниточки длиной около метра. По нашему рисунку нужно заправлять следующим образом. В первую, третью и четвёртую – по 4 светлые нити, во вторую – 4 тёмные нити.

В следующие 10 дощечек вставляем по одной тёмной и одной светлой нити в дырочки, расположенные по диагонали. И затем в две дощечки – по четыре светлые нитки, в одну – 4 тёмные нити и в последнюю – 4 светлые нити.

Теперь собираем дощечки в стопочку. Складываем так, чтобы по верху шли ниточки того цвета, который нужен по рисунку. У нас простые дощечки расположены по краям, а узорные расположены так, чтобы по верху шли тёмные нити. Так нити располагаются для первого ряда.

Вообще я в начале пояса всегда тку несколько рядов без рисунка, просто полосками. А уже потом начинаю рисунок.

На челнок наматываем уток. Его лучше брать того же цвета, что и основная нить, но можно брать потоньше. У меня она светлая.

Края всех ниточек складываем ровненько и завязываем узел. К этому узлу привязываем шнурок или верёвочку. Это будет начало нашей работы. Второй конец закрепляем на чём-нибудь неподвижном.

Чуть выше талии обвязываем себя поясом и к нему привязываем шнурок. Нити для ткачества должны быть хорошо натянуты. Когда мы натянули нити, между верхними и нижними нитками образуется отверстие – зев.

В этот зев будем прокладывать нить утка.

Аккуратненько поворачиваем все дощечки на 90 градусов к себе. Нити меняются местами. И в зев снова можно прокладывать уток. Его не нужно сильно затягивать, но и болтаться свободно он не должен.

Чтобы у нас получился требуемый рисунок, нужно всё время следить за тем, какие ниточки у нас сверху. Простые дощечки всегда поворачиваются на 90 градусов, а узорные надо вращать в зависимости от узора.

Поворачивая пару узорных дощечек вместе с простыми на 90 градусов два раза, мы тем самым оставляем первый цвет наверху. Но при следующем повороте он должен уйти вниз.

Поэтому мы смотрим на рисунок: если по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек как обычно, на 90 градусов.. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, т. е.

на три четверти оборота, так, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. И не забываем после каждого поворота прокладывать уток.

Если вам приходится прервать работу, нужно обязательно зафиксировать дощечки в том положении, в котором они находились на конец работы. Можно закрепить их канцелярской резинкой или большой булавкой, продев её в дырочки на дощечках. Тогда, начиная работу после перерыва, вы не спутаете рисунок.

Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который на них можно выполнить. Непременным условием является только одно – по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках. А сами орнаменты можно брать самые разные.

Чтобы рисунок получился чёткий, надо быть очень внимательным. Каждый огрех буден ясно виден на изделии. С первого раза будет получаться медленно, со временем, при условии тренировки, работа будет двигаться всё быстрее и легче.

Сейчас, в век современных технологий, многие мастерицы ткут пояса на дощечках с помощью специальных приспособлений, которые позволяют ткачихе не привязываться к своему творению Вот примерно такие.

Я надеюсь, что достаточно понятно объяснила и показала весь процесс. И если вы возьмётесь за это дело, оно доставит вам массу приятных моментов и результат вас порадует.

Источник: https://elenatrifonova.ru/tkachestvo-na-doshchechkakh

Проектирование в GTT схемы переплетения для ткачества на дощечках. 4 отверстия

Плетение на дощечках
lianina_minsk

Проектирование в GTT схемы переплетения для ткачества на дощечках.
Заправка дощечек в 4 отверстия

Чтобы соткать красивый поясок на дощечках, когда нет под руками расписанных удачных схем проектирую их в программе Гюнтрама.

Не все еще понятно в их  построении поэтому решила не просто делать, а записывать порядок. Так яснее, где произошел сбой, да и после такой работы не забуду уж точно.

Исследуя принцип работы в GTT сейчас по ходу придумаю несколько схем и научусь управляться с программой.

Выбираю 14 дощечек по 4  отверстия.

Цвета  ниток: красная и белая.

Подразумевается, что пользователи уже представляют, как правильно заправлять дощечки, что означает S и Z заправка. Ибо если нет, то вам сначала сюда. Собственно и эта запись просто подробное пережевывание  всего материала Гюнтрама привязанное к конкретно выбранной схеме заправок нитей.

Начинаю с разборки заправки Threaded-in Pattern, 4 holes

Открываю программу GTT.  Скачать можно здесь

Выбираю: Create (Создать) / Threaded-in-Pattern(заправка нитей) по рисунку) / 4 holes (4 отверстия – имеется в виду заправка нитей во все 4 отверстия) (см. Рис. 1)

Рис. 1.

[Нажмите, чтобы прочитать]

На экране открывается рабочее поле. На его  панели управления нахожу кнопку CardSetup и нажимаю (красная стрелка на рис.2) .

Рис. 2

После этого открывается окно CardSetup (Рис. 3), в котором необходимо внести данные.

Рис. 3

Всплывающие подсказки кнопок на панели  на рис. 4:

Рис 4.

Итак, в окно выбора количества карточек  вставляю цифру 14 и нажимаю на кнопочку с галочкой (зеленая стрелка на рис. 5).

Рис. 5

В табличке справа появляется схематическое изображение отверстий в дощечках (рис.6) с указанием номеров по порядку. Темные кружочки в 4 ряда соответствуют 4-м отверстиям в дощечках. Ниже идет ряд показывающий вид заправки карточки S или Z.

Рис.6.

Заполняю поля по стрелкам (рис. 7):

1) при нажатии на верхний большой кружок (красная стрелка 1) открываю табличку ColourSelection выбора цветов заправки дощечек, выбираю, например, красный цвет (синяя стрелка 1)

2) аналогично нажатием на нижний кружок (красная стрелка 2) соответствует выбору зеленой стрелкой 2   белого цвета.

Рис. 7.

Назначаю цвета заправляемых нитей (рис. 8).

Изменение цвета заправки каждого отверстия соответствующей дощечки (черные кружки на рис 6)  можно осуществить кликая левой (красный цвет) или правой (белый цвет) кнопкой мыши на выбранный кружок (подсказки на рис. 8).

Это получится только после того, как выбраны основные цвета нитей в крупных кружках слева на панели.

Рис.8.

Указываю повороты карточек – S или Z заправки

Повороты дощечек изменяются при клике левой кнопки мыши либо на сами символы S/Zв ряду, либо на соответствующие кнопки панели слева (подсказки на рис. 4 и 6.)

Итак, на рис. 9  имеем законченную схему заправки дощечек. Остается  нажать кнопку «Accept».

Рис.9

После сохранения выбора поле рабочего стола выглядит, как показано на рис. 10.

Рис 10.

На этом этапе уже можно выполнить сохранение начатого документа: File/Save. (рис 11)

Рис.  11

На появившейся панели SavePattern в верхнем правом окне напротив слова «Папка» выбираю, в какой папке сохранить схему, а в окне нижней панели напротив «Имя файла» задаю название,  котором кроме номера схемы ввожу способ создания рисунка: Treaded-in-pattern и 4- количество отверстий в используемых дощечках (Рис. 12).

Рис. 12

Продолжение 

В моем случае схема в поле 1 показала, что при выбранной мной заправке карточек и данном виде поворота рисунок узора будет не симметричен.

Поэтому, нажав кнопку CardSetup (Рис. 3), вношу изменения  — меняю справа порядок заправки карточек с Sна Z и наоборот (рис. 14).

Рис. 14

Снова выполняю вращение вперед и отмечаю, что на схеме узор выглядит уже симметрично.

Попутно  увеличиваю размер рисунка в поле 1 и раздвигаю границы поля (рис. 15). Рассматривая схему заправки карточек в левом нижнем углу поля отмечаю, что там поменялось – в крупных кружках отмечены другие буквенные обозначения узорообразующих заправленных отверстий карточек – было А, стало D.

Рис. 15.

Продолжаю вращать все карточки в направлении «от себя» (Рис. 16, 17)

Рис. 16

Рис. 17.

При продолжении вращения только вперед получим повторяющийся раппорт.

Запись в поле 2:

Pick (порядковый номер хода)   Forwards (поворот дощечек вперед – «от себя»Back (то же назад «на себя»,  Twist – показывает какие карточки были повернуты для создания узора. К слову, поворачивая конкретные карточки вы меняете направление скручивания нитей.  Этот поворот соответствует тому, как если бы вы эти карточки вращали в противоположном направлении.

Забегая вперед скажу, что можно создать новое направление узора двумя способами:

1)  выбранные карточки вращать назад, в то время как остальные вращаются вперед или

2) в выбранных карточках поменять направление S на Z или наоборот, но вращать все карточки в одном направлении вперед.

Вариации ходов при одинаковой  заправке карточек (в поле 2 записано, в какую сторону они вращались)

Рис. 18, а – все карточки только вперед.

Рис. 18, б – 4 хода все карточки только вперед и 4 хода все карточки только назад.

Рис 18

Кроме того, при нажатии кнопки Show Reverse of band(Рис.18а – оранжевая стрелка) откроем окно 1, которое покажет рисунок на изнаночной стороне пояса.

При нажатии кнопки Threading Diagramm(Рис.18б – зеленая стрелка) откроем окно диаграммы заправки дощечек.

Далее вариации которые получаются при варьировании ходов дощечек вперед-назад (Рис. 19, 20):

Рис. 19, а – все карточки только назад.

Рис. 19, б – 3 хода все карточки только вперед и 3 хода все карточки только назад.

Для отмены действия служит кнопка Undo (рис. 19, б розовая стрелка)

Рис. 19.Рис. 20, а  — раппорт образуется в результате повтора по 2 хода всех дощечек назад-вперед;Рис. 20, б, в – то же, но повтор по 1 ходу (изменяется только начальный ход  — в одном случае начинаем вращать дощечки  вперёд, затем назад, во втором – назад, а после вперёд;

Рис. 20, г – вращение дощечек 2 хода вперёд, зачем чередование по 3 хода назад-вперёд. 

Рис. 20.

На рисунке 21 после первых двух ходов (Рис 21, 1)  вперед меняю положение дощечек 5 и 9 с положения S на Z, а дощечек 6 и 10 с Z на S (Рис 21, 2-3) и снова делаю ход вперед. Справа на рисунке (поз. 4 и 5)   видно, что появляется запись в позиции Twist, которая соответствует смене положений дощечек.

Повторю сказанное раньше:

этот же рисунок можно получить и в случае если выбранные дощечки 5-6 и 9-10 я буду вращать назад, в то время как остальные вращаются вперед. Можете проверить.

Рис. 21

Нажатие на кнопку «Ryjgfr Showing turning direction» вызывает появление на схеме указателя направлений вращения дощечек F (forwards)– вперед  и B(back) — назад.

Рис.22.

Кнопка «Change between block vs real image» показывает направление наклона дощечки, а значит и скручивания нитей.

Рис. 23

Кнопка «Show uppermost hole» показывает буквенное обозначение цветообразующих отверстий в дощечках на каждом повороте. Обычно на это не смотрю, поскольку умудрялась  каждый раз не так подписать  буквы напротив заправленных отверстий и как-то обходилась без них.

Рис. 24.

Кнопка «Show long floats» -«показывать длинные поплавки (длинные участки узора, как понимаю) выделяет, в моем случае желтым цветом, участки на рисунке (Рис. 25). Пока не поняла, что это означает для меня и для узора (хорошо или плохо) т.к. во время тканья поясов ничего «криминального» для них в этом не замечала.

Рис. 25

Теперь поработаю с кнопкой «Show colors» (розовая обводка на рис. 26) .

До тех пор, пока я не изменила (выбрала) цвета в обведенных зеленым квадратиках на панели инструментов слева, ничего в узоре не менялось. Но стоило только назначить цвета (красный и белый), как клики мышкой на поле узора (к слову, основного – слева) заработали.

Как и раньше:

— клик левой кнопкой мыши в поле рисунка (синяя стрелка на рис 26, а) даёт красный цвет,

— клик правой кнопкой мыши – белый цвет

Что изменилось, показано на рис. 26, б белой стрелкой. Изменения коснулись и схемы заправки дощечек (синяя и голубая рамки на рисунках а и б).

Рис. 26.

В довершение посмотрим, как изменится рисунок если мы изменим заправку дощечек

В основном варианте (Рис 27, а) у нас заправка SZSZSZSZSZSZSZ

Изменяем её на SSSSSSSZZZZZZZ (Рис. 27 б) , желательно симметрично, чтобы готовый поясок не перекручивался. При неизменной схеме заправки карточек и том же числе  и порядке ходов рисунок заметно видоизменился

Снова изменив положение карточек SZZZZZZSSSSSSZ (Рис 27, в) получаем новый вариант узора. Изменения не значительны, но есть.

Программа Гюнтрама очень  удачно показывает, что у нас получится на выходе и позволяет спланировать изменения в узоре до того, как мы налепим ошибок в реале.

Рис. 27

Есть еще способ, который используется для создания шаблона, поворотом дощечек не только индивидуально, но и в пакетах. Его я рассмотрю чуть позже.

Ниже вариации полученных узоров на память — как-нибудь попробую их соткать. Уж больно хороши:

.

Page 3

|

Источник: https://lianina-minsk.livejournal.com/112463.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.