Половое просвещение и половое совращение

Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков

Половое просвещение и половое совращение

Половое воспитание– это система мер, направленных навоспитание у детей, подростков и молодежиправильного отношения к вопросам пола.

Задача полового воспитания – способствоватьгармоничному развитию подрастающегопоколения, полноценному формированиюдетородной функции, соблюдениюнравственных норм в половом поведении,содействовать укреплению брака и семьи.

Представление о том, что половымвоспитанием надо заниматься тогда,когда дети вступают в период половогосозревания, неправильно, так как частьвопросов надо решать уже в детстве.Малыш вступает в мир не абстрактнымдитятей, но будущим мужчиной или женщиной.Даже уход за ними не одинаков, а темболее – воспитание.

Цель педагогическихзабот взрослых – как можно деликатнееучить мальчика быть мужчиной, девочку– женщиной. Медики и психологи считают,что утрата чувства пола порождаетглубокие изменения всей личностичеловека. У такого человека наблюдаетсяощутимая потеря своего «Я», нарушаетсявся система его отношений с другимилюдьми. Даже небольшое отклонение отнормы в области полового самосознаниявлияет на семейную жизнь разрушающе.

Половое воспитаниедолжно быть составной частью комплексаучебно-воспитательных мероприятий,осуществляемых в семье, дошкольномучреждении, школе и т.д. Необходимастрогая дифференцировка половоговоспитания в зависимости от пола,возраста, степени подготовленностидетей.

Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подходсо стороны родителей, медицинскихработников, педагогов, воспитателей.Неподготовленность и неосведомлённостьподростков в вопросах пола нередкоявляется причиной тяжелых жизненныхситуаций. Неосведомлённые в вопросахпола подростки часто пугаются и стыдятсяфизиологических изменений, происходящихв их организме.

Не найдя ответа у родителейи педагогов, они нередко прибегают кслучайным источникам, получая, какправило, искаженные сведения. В своевремя В.Г.Белинский отмечал, чтонравственная чистота вовсе не заключаетсяв неведении, но подразумевает сохранениедобродетели при достаточной осведомлённости.

Большую опасность несёт в себе ипротивоположная тенденция, характеризующаясяростом сексуальной тематики в литературе,кино и на телевидении. В связи с этимочевидна роль полового воспитания вобщей системе воспитания подрастающегопоколения.

Половое просвещениезаключается в ознакомлении детей санатомо-физиологическими, сексологическими,гигиеническими и другими сведениямипо вопросам пола и половой жизни.

15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола

В процессе половоговоспитания можно условно выделитьнесколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.

Родителям необходимознать, прежде всего, физиологическиеособенности развития ребёнка, то естькакие внешние проявления половой системыпринимать за нормальные и какие следуетсчитать отклонениями от нормы.

Надознать также, что является нормальным всексуальном (половом) развитии ребёнка(например, у мальчиков первого годажизни перед мочеиспусканием можетнаблюдаться эрекция (напряжение половогочлена). С первых дней жизни ребёнканеобходимо проводить туалет наружныхполовых органов.

После каждогомочеиспускания ребёнка подмывают безмыла, после дефекации – с мылом. Приэтом девочек надо подмывать в направленииспереди назад. Необходимо прививатьгигиенические навыки по уходу за телом,умению подмываться (с 5-летнего возраста),регулярному мочеиспусканию и опорожнениюкишечника.

Необходимо устранятьраздражающие действия на эрогенныезоны (избегать ношения тесной одежды,лечить глистные инвазии). Формированиюпонятия половой принадлежностиспособствует то, что взрослые постоянноподчёркивают: это дядя, это тётя, этомальчик, девочка. В 3 года ребёнокзаявляет: «Я мальчик» или «Я девочка».Он уже знает назначение многих органовтела.

Дети в этом возрасте задают вопросытипа: «Откуда я взялся?» На эти вопросыследует отвечать, например, так (дляматери): «Я родила тебя в роддоме» Можнопривести сравнения из жизни животных.Излишняя детализация процесса рожденияможет пробудить в детях интерес ксексуальным подробностям.

Не надоотказываться отвечать на вопросы, этолишь увеличивает интерес ребёнка ктеме, заставляет искать ответ у более«осведомлённых» лиц. Что касаетсявымысла и сказок, к которым иногдаприбегают родители, то со временемнаступает разоблачение этих уловок икак следствие возникает недоверие детейк родителям, стремление побольше узнатьо скрываемой от них стороне жизни.

Важно добиться уребёнка уважения ко всему, что связанос рождением, и, в первую очередь,почтительное отношение к матери. Ребёнкунадо внушить, что он появился потому,что мать и отец любили друг друга и оченьхотели его появления. С первых лет жизнинеобходим дифференцированный подходк воспитанию мальчиков и девочек.

Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам– другие. Игры детей разные. Мальчикичаще играют в войну, а девочки – в куклы.Воспитание сына – это, прежде всего,будущего мужа, отца. Если мальчик сраннего возраста с уважением относитсяк матери, бабушке, сестре, то впоследствиибудет так же относиться и к девушке,жене.

В семье отношение к мальчику должнобыть строже, неудачи следует критиковатьрезче. Будущих мужчин с раннего детстванеобходимо готовить к преодолениюжизненных трудностей. С раннего возраставажно требовать от мальчиков, чтобы онизащищали девочек, уступали им место,помогали выполнять более тяжелуюфизическую работу.

У девочек же надовоспитывать правильное отношение кмальчикам, учить проявлять чуткость,заботливость. В дошкольном возрасте удевочек проявляется желание наряжаться,украшать себя. Они, подражая взрослым,красят губы, подводят брови, хотят бытькрасивыми.

Надо не высмеивать раннеестремление девочек к красоте, а прививатьим основы хорошего вкуса, чувство меры.При этом половое воспитание тесносвязано с эстетическим.

У детей в семьедолжны быть определённые обязанности.Мальчик, девочка после игры могут убратьигрушки в коробку. Чем старше ребёнок,тем сложнее обязанности.

К.Д.Ушинскийуказывал на то, что стремление некоторыхродителей огородить своего ребёнка оттруда и любой ответственности, создатьмаксимум благ и минимум трудностей,приводит к моральному притуплению,скуке, погоне за низменными наслаждениями.

Родители должнывнимательно следить за половым развитиемребёнка.

Одно из наиболеечастых проявлений задержки половогоразвития у мальчиков – крипторхизм,когда одноили оба яичка находятся в паховом каналеили брюшной полости.

При этом оченьважно начать лечение как можно раньше,так как крипторхизм приводит к перерождениюткани яичек и к бесплодию.

Бить тревогунадо и в том случае, если яички будутпрощупываться как очень маленькиегорошины, что говорит об их недоразвитии.

У мальчиков можетнаблюдаться врождённое расширение венсеменного канатика (варикоцеле):в области мошонки появляется клубоквыпячивающихся сосудов. Устранить этоможно только хирургическим путём.

В первое времяпосле рождения у мальчика внутреннийлисток крайней плоти как бы склеен споверхностью головки полового члена.Такое состояние называется физиологическимфимозом ине должно вызывать опасений. На 2-м или3-м году жизни ребёнка происходитсамопроизвольное отделение крайнейплоти от головки полового члена.

Однако у некоторыхдетей отверстие крайней плоти узкое иголовка не обнажается. В этом случаетребуется несложная операция – рассечениекрайней плоти; если этого не сделатьсвоевременно, могут развиться осложнения,например, парафимоз– ущемление головки полового членавплоть до омертвения тканей.

При заболеванияхцентральной нервной системы (ЦНС),опухолях, эндокринных желез возникаетпреждевременное половое развитиемальчиков. Такие мальчики в первые 2-3года жизни быстро растут, в 3-5 лет ихрост может соответствовать росту7-8-летнего ребёнка.

Зоны костного ростазакрываются раньше – в 8-10 лет, вместо19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц,фигура становится непропорциональной.Рано, с 2-3 лет начинает расти половойчлен, а размеры яичек могут отставатьот возрастной нормы.

Преждевременнопоявляется и огрубение голоса. Приначавшихся признаках раннего половогоразвития родители должны обратиться кэндокринологу. При ушибе или раненииполовых органов ребёнка надо показатьврачу.

Если у девочки при этом произошлоповреждение девственной плевы родители,должны сохранить документ, выданныйврачом.

На втором этапе–7-13 лет –дети, до того дружно игравшие вместе,чётко разделяются на два лагеря:мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себеполовую (в социальном отношении) роль.В это же время формируется и характер.

В этом возрастной период жизни ребёнкаособую роль играют взаимоотношенияродителей, которые воспринимаются имкак образец взаимоотношений полов. Всемьях, где мать требовательная,эмоционально сдержанная, а отец ласковый,уступчивый, девочки часто вырастаютрезкими, мужиковатыми, а мальчики –феминизированными.

В играх детей этоговозрастав нередко отмечаются мужскоеили женское социальное поведение:казаки-разбойники или дочки-матери ит.д.

Мальчик можетиграть в дочки-матери, но быть при этомотцом или сыном. Если же он легкосоглашается на роль «мамы», «дочки», -над этим уже стоит серьезно задуматься.Но вмешиваться в детские игры не стоит,даже если они кажутся неприличными.

Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу,в доктора обнажает живот или ягодицы,каждый 8-й – половые органы. Педагогическоевмешательство может потребоватьсятолько в тех случаях, когда в игреучаствуют более старшие дети и подростки,которые могут оказать дурное влияниена детей.

Для нормального половогоразвития и установления правильныхотношений между мальчиками и девочкамиважно воспитать такие нравственныекачества, как стыдливость, готовностьоказать помощь. Необходимо формироватьобщие интересы (посещение музеев, театрови т.д.).

Нередко в дошкольном и младшемшкольном возрасте у детей возникаетчувство симпатии, влюблённости. В такихслучаях не надо фиксировать на этомвнимание ребёнка, лучше постаратьсяпереключить его интересы на книги, игрыи т.д.

Третий период(с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков)– подростковый период, период половогосозревания. К этому периоду подросткиособенно девочки, должны приобрестивсе необходимые навыки ухода за собой.

Мать должна подготовить девочку кпоявлению менструаций. Половое воспитаниев этот период должно учитывать происходящиев организме подростка функциональныеизменения.

Этот возраст характеризуетсяусилением функции эндокринных желез,особенно половых, что, способствуетпостепенному пробуждению половоговлечения.

Характер появленияновых черт: стремление к самостоятельности,самоутверждению. У подростков особенновыражена дисгармония между процессомполового созревания, проявлениемполового влечения и уровнем зрелости.Поэтому очень важно, чтобы представлениео половом развитии и гигиеническихнавыках подросток получил от родителей.

Девочку в этот период следует подготовитьк тому, что у неё появятся менструации,а мальчика – к появлению поллюций.Матери должны научить правилам туалетадевочек при менструациях, ведениеменструального дневника. Рассказать офизиологии этого явления, об одежде,питании и режиме в этот период.

Мальчикидолжны знать, что поллюции – этозакономерное, естественное явление,при котором необходимо соблюдениеправил элементарной гигиены.

Очень важно впериод полового созревания оберегатьподростка от преждевременного пробуждениячувственности; решающую роль при этомимеют условия жизни в семье.

Такиеявления, как пьянство, безнравственноеповедение взрослых формируют распущенность,цинизм. Возбуждающе действуют эротическиесцены в жизни, кино, литературе.

Вредноевлияние оказывает разрешение детямподолгу нежиться в постели, обильнаяжирная и пряная пища, сладости. Совершенноне допустим алкоголь.

Основная цельполового воспитания подростков –воспитатьв них моральную устойчивость к разнымразвращающим влияниям.

Четвёртый этап– половоевоспитание подростков старшего школьноговозраста (юношей и девушек) и окончившихшколу должно заключаться в освещениивопросов взаимоотношений полов внравственном, социальном и гигиеническомаспектах, изложения основ гигиены ифизиологии половой жизни, гигиены брака.

В этот период у девушек возникает желаниенравиться окружающим, стремление клюбви, ласке. Юноши присматриваются кдевушкам, стараются выглядеть взрослее,в связи, с чем нередко перенимают привычкивзрослых (в том числе вредные: курение,употребление алкоголя).

Молодые людииногда чувствуют себя неловко в обществесверстников противоположного пола и вэтот период важно тактично помочь им.Если жизнь молодых людей наполненаувлекательными делами, то чрезмерногоинтереса к вопросам пола обычно невозникает.

В связи с этим важное значениев этот период имеет воспитание творческихнаклонностей, занятия физкультурой испортом, которые способствуют гармоничномуразвитию организма.

В юношеском возрасте между юношей идевушкой могут установиться дружескиеотношения, что нередко пугает родителейи педагогов, которые иногда прибегаютк всевозможным запретам, приводящимчаще всего к конфликтам. Вместе с тем,проявляя деликатность взрослые недолжны занимать позицию полногоневмешательства.

При половом воспитанииюношей важно сохранить у них чувствонежного отношения к матери, что «если,вырастая, ребёнок не научился любитьродителей, братьев, сестёр…, оченьтрудно рассчитывать, что он способенглубоко полюбить избранную женщину».Родители должны воспитывать у сыновеймужскую сдержанность, уважение к девушке.В половом воспитании девушки необходимобольшее внимание уделять разъяснениюпонятий «девичья честь», воспитаниючувства женского достоинства. Половоевоспитание проводят родители, медработники,воспитатели и педагоги.

Источник: https://studfile.net/preview/4017108/page:50/

Виден просвет: россияне за уроки сексуального просвещения подростков

Половое просвещение и половое совращение

Большинство россиян поддерживают введение в школах уроков полового просвещения, выяснил ВЦИОМ. Историю обсуждений, попыток и запретов сексуального воспитания подростков вспомнили «Известия».

Появление и исчезновение предметов, курсов или отдельных уроков полового просвещения в стране всегда было связано с тем, насколько свободно тема секса обсуждалась в обществе и СМИ и что по этому поводу заявляли власти.

Революционные эксперименты

Первые годы существования советской России некоторые историки называют временем подлинной сексуальной революции. Одним из первых декретов новой власти стал декрет о гражданском браке, который устанавливал правила вступления в брак.

Среди прочего, документ давал право «туземным жителям» Закавказья «вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет».

Несмотря на неоднозначность таких положений с сегодняшней точки зрения, на первых порах попытка регламентировать личную жизнь привела не к «сексуальному закрепощению», а к пересмотру — и нередко отрицанию старых норм.

В 1920 году были разрешены аборты — для операции теперь было достаточно желания женщины. Тогда же была декриминализована (но ненадолго) гомосексуальность. Упрощена процедура разводов.

В прессе читателей учили личной гигиене и рассказывали об особенностях тел мужчин и женщин.

В это время психоаналитиком Верой Шмидт был основан экспериментальный детский сад, в котором интерес детей к сексу, как и к чему бы то ни было еще, не сдерживали.

Находился детский сад (или, как он еще назывался, детский дом «Международная солидарность») в одном здании с Государственным психоаналитическим институтом — особняке купцов Рябушинских в центре Москвы, где позже долго жил Максим Горький.

И посещали его по большей части дети высокопоставленных советских чиновников, которых, по принципам фрейдистского воспитания, не ругали и не хвалили, а просто рассказывали обо всем.

Среди прочего, не ругали и не хвалили за онанизм, а объясняли природу физиологии.

Разговоры о поощрении детской сексуальности ходили вокруг садика долго. И после посещения очередной комиссией сначала закрыли институт, сделав фрейдистский садик обычным, а потом и его ликвидировали. К 1926 году в здание въехало уже новое учреждение.

К концу 1920-х от сексуальных экспериментов власти отказались, столкнувшись с демографической проблемой. Стране нужны были новые работники и солдаты, аборты начали активно критиковаться и в 1936 году были запрещены. Статья о наказании за мужеложство появилась в Уголовном кодексе тремя годами раньше.

Исследователи истории сексуального просвещения, говоря об этом времени, любят приводить цитату из «Книги для родителей» знаменитого советского теоретика образования Антона Макаренко.

«Никакие разговоры о половом вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время.

Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом», — писал в 1937 году Макаренко, которого в 1988 году ЮНЕСКО назвало одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления ХХ века.

Личная жизнь в СССР

До 1960-х о сексуальном образовании в стране официально не вспоминали. Одна из примет времени: в редакции Большой советской энциклопедии 1940 года в статье «Половая жизнь» говорилось о пользе «разумного переключения полового влечения в область трудовых и культурных интересов». В первых послевоенных версиях энциклопедии, в том числе 1955 года, одноименной статьи вообще не было.

К середине 1960-х среди педагогов, врачей и психологов пошли разговоры о необходимости полового воспитания детей, которое неразрывно связано с воспитанием нравственным.

Ответом на эту дискуссию можно считать вышедшую в 1965 году программную статью ныне живущего советского политика Валерия Скурлатова «Устав нрава».

В ней он призывал не заниматься «так называемым «половым воспитанием», потому что «пол — дело интимное, здесь всё должно решаться само собой».

За статью Скурлатова на три года исключили из КПСС — изложенные в ней идеи были признаны близкими фашистским. Кстати, написан «Устав нрава» был по заказу МГК ВЛКСМ (Московского городского комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи). Но после публикации о половом воспитании в школе забыли почти на 20 лет.

1983–1985 годы — единственный период за последние 100 лет, когда учителя в российских школах (вернее, школах РСФСР) могли хоть как-то открыто говорить о сексе. Некоторые исследователи связывают появление курсов «Гигиеническое и половое воспитание» в восьмом классе и «Этика и психология семейной жизни» в девятом и десятом с тем, что в начале 1980-х учеными был впервые описан СПИД.

В пособиях для учителей (как правило, уроки вели учителя биологии) «Девочка — подросток — девушка» и «Мальчик — подросток — юноша» говорилось, среди прочего, о профилактике венерических заболеваний.

Но эта информация дополнялась, например, рассуждениями о причинах и последствиях курения и алкоголизма («Если с курящими юноши и мужчины общаются охотно, то замуж их берут не столь охотно»).

И пассажами вроде «стремление представителей мужского пола носить прическу, приближающуюся… к традиционно женской, не может не вызывать недоумения».

И хотя через два года курс свернули, сам факт его появления означал признание того, что у человека, кроме общественной, есть личная жизнь. И что о некоторых ее особенностях стоит узнать до брака.

Уроки 1990-х

В 1994 году президент Борис Ельцин утвердил программу «Дети России». А его советник по вопросам семьи, материнства и детства Екатерина Лахова способствовала тому, что на подпрограмму «Планирование семьи» в том же году было выделено 2 млрд рублей. Деньги пошли в том числе на создание учебных пособий по половому воспитанию, сторонницей которого Лахова была.

К работе над программой Минобразования привлекли совет экспертов.

Вошедшая в него директор Института возрастной физиологии РАН Марианна Безруких вспоминала, какой жесткое сопротивление со стороны церкви и некоторых СМИ вызвала их работа уже на этапе анкетирования в школах.

Будто бы задаваемые старшеклассникам вопросы могли их развратить. По мнению академика Российской академии образования Игоря Кона, который также входил в экспертный совет, чиновники Минобразования заранее не задумались о политическом сопровождении их работы.

Аргументов противникам добавило еще и то, что, по словам Кона, одновременно с началом разработки пособий школам разослали пять «альтернативных программ» полового воспитания, которые были написаны авторами, никогда не работавшими в школе.

К 1997 году, после многочисленных нападок в прессе и угроз обратиться в прокуратуру, разработка школьной программы по половому воспитанию была прекращена. А начавшиеся было экспериментальные занятия в школах 15 регионов так и остались экспериментом.

Против идеи сексуального воспитания школьников в 1990-е активно высказывались представители Русской православной церкви. Архиерейский собор 1997 года постановил, что курс полового воспитания мог «радикально изменить к худшему нравственную атмосферу в обществе, нанести ущерб целостности человеческой личности, особенно в детском и юношеском возрасте».

В 2007 году на фоне роста количества ВИЧ-инфицированных в России РПЦ представила проект школьного курса о взаимоотношениях мужчин и женщин, одно из занятий которого было посвящено профилактике заболевания.

«Выход — это верность единственному супругу или супруге в течение всей жизни и воздержание до брака», — заключали авторы программы, разработанной по заказу РПЦ в Национальном научном центре наркологии Росздрава на грант ООН.

В 2013 году министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил возобновить обсуждение возможности сексуального просвещения в школах.

В ответ на это Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов сначала рекомендовал больше заниматься чтением классической русской литературы («там всё есть, и про любовь, и про отношения полов»).

А год спустя заявил: «У меня спрашивают, когда у вас появится секспросвет? Я говорю: никогда».

С тех пор об уроках сексуального просвещения в российских школах говорят только в связи со скандалами. Когда учителя, которые пытаются интегрировать информацию в курс или приглашают врачей или психологов поговорить с подопечными, сталкиваются с негодованием разнообразных родительских организаций.

Но идут на это немногие, потому что любой рассказ несовершеннолетним о сексе при желании можно трактовать как нарушение принятого в 2012 году закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он прямо запрещает «изображать и описывать действия сексуального характера» детям до 16 лет.

То, что опрос по теме провела госкомпания «Всероссийский центр изучения общественного мнения», может дать надежду сторонникам секспросвета в школах на изменение ситуации.

Изучал настроения россиян ВЦИОМ и раньше. В 1991 году за половое просвещение школьников высказались около 60% участников всероссийского опроса.

А в 1997-м — более 80% педагогов и около 90% учащихся 7–9-х классов и их родителей.

Источник: https://iz.ru/813188/ignat-shestakov/viden-prosvet-rossiiane-za-uroki-seksualnogo-prosveshcheniia-podrostkov

Как в России происходит половое воспитание

Половое просвещение и половое совращение

На диване в обычной московской квартире сидят парень и девушка, обоим не больше 16 лет. В воздухе чувствуется запах белого вина и неловкость.

В ухе у молодого человека установлен беспроводной наушник – отец и его друзья следят за парой через скрытые камеры и подсказывают, как ускорить момент близости.

Однако перед поцелуем связь внезапно обрывается, один из помощников выливает на аппаратуру кофе. В итоге сын вынужден действовать самостоятельно.

Как только связь налаживается, мы видим ту самую девушку, но уже в фате и свадебном платье. За руку ее держит тот самый парень в крайне растерянном и угнетенном состоянии – явный намек на то, что девушка в итоге забеременела, а парню, «как настоящему джентльмену», пришлось на ней жениться.

Это отрывок из совместного клипа русской рэп-группы «Каста» и латвийской рок-группы «Brainstorm» на песню «Про секс», который призывает родителей уделять внимание половому воспитанию детей. А то очнуться не успеешь, как вот она – незапланированная беременность и стремительно несущаяся к скорому разводу свадьба.

История вопроса

Рекомендованных для образовательных целей материалов по половому воспитанию в России нет, кроме маленькой главы с очень общими знаниями в учебнике по ОБЖ для 11 класса.

Школьникам приходится черпать знания об отношениях между мужчиной и женщиной, контрацептивах и рисках при незащищенном сексе из таких вот роликов, а еще – художественных фильмов, компьютерных игр, порнографии и разговоров со сверстниками.

При этом дети в большинстве случаев боятся обращаться к родителям с расспросами, а те и сами не против перенести ответственность за «неудобные разговоры» на школы – согласно опросу ВЦИОМ, более 60% россиян поддерживают введение уроков полового воспитания в школах.

Во времена СССР в школах эта тема, разумеется, тоже не поднималась, а глава о репродуктивном процессе появилась в советском учебнике анатомии лишь в 1986 году. 

В 2014 году Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах.

Учебный курс до сих пор не ввели, а в правительстве не могут прийти к единому мнению по этому вопросу.

Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что о контрацепции нужно рассказывать уже в школе, но министр просвещения Ольга Васильева и детский омбудсмен Анна Кузнецова не поддержали эту идею.

Введение уроков полового воспитания также осложняет закон 2012 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет. Потенциально он может работать и против учителей, однако некоторые предпочитают рисковать.

Подпольное просвещение

34-летняя учительница английского языка Светлана два года назад провела внеклассный урок о ВИЧ среди восьмиклассников. В ходе разговора выяснилось, что половой жизнью жила почти половина класса, однако презервативами никто не пользовался.

«На моё недоумение они ответили, что им стыдно их покупать. У меня прямо вырвалось: “Сигареты и алкоголь покупать не стыдно [в России нелегально продавать их детям до 18 лет], а презервативы стыдно [по презервативам никаких ограничений нет]?” Все хором ответили “Да”», — вспоминает учительница.

После этого она провела отдельный разговор с женской половиной класса о методах контрацепции и абортах. Разрешения на проведение этого урока у родителей она не спрашивала.

«К родителям мы обращаемся редко, жалуемся на детей – еще реже, ведь всякое бывало. Однажды узнали, что мальчика, на которого жаловались учителя из нашей школы, отец избивал и запирал в погребе. После этого мы стараемся большую часть проблем решать без родителей», — заявляет учительница.

Учитель по физике из Москвы Дарья подтверждает – иногда дети даже из благополучных семей не знают базовых вещей.

«Некоторые девочки не знают, что менструация и моча идут из разных каналов, не знают о тампонах, девственной плеве. Мальчики стыдятся и боятся поллюций и эрекции», — жалуется она. 

И добавляет, что о репродуктивной системе и ВИЧ в российских учебниках по ОБЖ и биологии пишут в общих чертах. Да и многие учителя сами предпочитают опускать эти главы и переходить к следующей теме. 

Зачатие от одного касания и «тайны» от священника

Александра Сотова, 25-летняя продавец-кассир из Волоколамска, в августе этого года родит своего первого ребенка, девочку. И она хотела бы, чтобы половое просвещение будущей дочки проходило не так, как у нее.

«Нам рассказывали, что зачатие может произойти чуть ли не от любого прикосновения парня к девушке», — уверяет она.

Правдиво о защите начали рассказывать только в колледже, но в 16 лет эта информация была актуальна уже не всем, так как в каждой группе было по 2-3 беременных студентки.

Также в школы для бесед о нравственности иногда приглашают батюшек, рассказывает 26-летняя учитель-логопед Татьяна Грибанова. А их компетенция в этом вопросе вызывает большие сомнения.

«Представителей было двое, батюшка и его жена. Они рассказывали, что информация от всех партнеров женщины передаётся её ребёнку, и приводили пример: «Если попытаться скрестись кобылу и зебру, а потом ту же кобылу с жеребцом, то родятся полосатые жеребята».

Ситуация, в которой священник без согласования с епархией делится со школьниками своей личной «псевдонаучной» точкой зрения, является недопустимой, заявляет руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков, однако такие случаи происходят не так уж редко.

«Подобные высказывания не соотносятся с позицией церкви, это частная позиция конкретного человека. В этом случае родители имеют полное право пожаловаться в администрацию школы или епархию», — утверждает он.

При этом все визиты священнослужителей проходят исключительно с согласия самой администрации школы.

«Часто школы просят принять участие в воспитательных процессах. Администрация и учителя порой не знают, что делать с тем нравственным и моральным состоянием детей, с которым они сталкиваются каждый день», — объясняет Волков.

Половое самовоспитание

Уроки полового воспитания могут нанести ущерб психике ребенка — это первый и основной аргумент, которые приводят противники введения соответствующего образования в школах. 

Многие учители и родители считают эту тему слишком интимной, чтобы обсуждать ее с чужим человеком, такое должно обсуждаться только в семье. 

«Мы как-то без уроков всему научились, и дети смогут на своем опыте», — третий по популярности аргумент. 

Половое воспитание 40-летнего Алексея, отца десятилетней дочери, произошло через видеокассеты с эротическими фильмами, журналы для взрослых и христианскую литературу для детей.

«И всё хорошо у нашего поколения сложилось. А сейчас дети умнее нас, тем более со своими интернетами», — уверен он. 

Секс-просвет для всех

Кто умнее – родители с кассетами или дети с интернетом, понять сложно. Но сторонники сексуального образования среди детей и подростков  говорят о том, что оно еще очень важно для защиты от возможных посягательств. 

Пока одни спорят о необходимости введения полового воспитания в школах, активисты давно начали действовать в рунете. 

ЮНЕСКО запустил в российской соцсети «» сообщество «Двор». Там с помощью мемов делятся полезной информацией о контрацептивах, отношениях и способах борьбы с депрессией.

По словам сотрудницы отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александры Илиевой, секс-просвет – это не только контрацептивы и личная гигиена, но и умение защититься от насилия со стороны противоположного пола. 

«Подросткам важно знать не только о физиологии, но и о том, как правильно сказать «нет», и у кого попросить помощи в случае оказания давления», — считает Илиева. 

Она сожалеет, что группу почти не посещают взрослые. Илиева уверена, что родителям и учителям тоже полезно прочитать и осмыслить информацию, и уже потом передавать ее детям.

Секс-просвещением начали заниматься и русские видеоблогеры. Татьяна Мингалимова, которая обычно берет интервью с поп-звездами на своем -канале, запустила проект «Подруги». Там она с подругами в баре обсуждает первый секс, виды оргазмов и главные ошибки в ласках.

Все эти темы на специальных мастер-классах и лекциях обсуждаются и со взрослыми, рассказывает специалист по связям с общественностью сообщества «Kinky Russia» Яна Задорожная. По ее словам, техника секса – далеко не главное.

«Мы учим в первую очередь культуре секса – защите и взаимному согласию. Ведь прежде чем учить детей, нужно научить чему-то и взрослых», — заявляет Задорожная. И не согласиться с ней действительно трудно.

Источник: https://ru.rbth.com/read/383-sex-education-in-russia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.