ПОСИДЕЛКИ

Исторический словарь — значение слова Посиделки (поседки, Беседы, Вечерки)

ПОСИДЕЛКИ

собрания (сборища) сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Распределялись посиделки с работой и без нее в основном по календарным срокам, но были свои оттенки и по дням недели. Так, в Тверской губ.

, начиная с «Филипповских заговен», то есть с 14 ноября, каждый вечер, кроме канунов воскресений и праздников, молодежь собиралась на посиделки поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. (К шитью и вышиванию обращались тогда, когда кончится лен.

) На Святках собирались без работы, а «в зимний мясоед», то есть от Крещения до Масленицы, — опять с прялками или иной работой. В субботние вечера и накануне праздников собирались только 2-3 подруги — шили, вязали или вышивали. Делать же настоящую работу — прясть — в такие дня было не принято. На Масленице «поседок» совсем не бывало, молодежь развлекалась по-другому.

Подобное чередование посиделок с работой и чисто развлекательных соблюдалось повсеместно, хотя и с некоторыми отклонениями. Помимо местных особенностей, в некоторых сообщениях отразились определенные изменения в соблюдении ограничений в сроках проведения посиделок. Так, из Пошехонского у.

сообщали, что сидеть на беседах в субботу, а тем более в воскресенье, считается грехом, но при этом добавлялось, что «в последнее время» (материал был собран в 1880-х) в некоторых местах стали устраивать беседы и накануне праздников. На время Великого поста вечерние развлечения молодежи, как правило, прекращались либо становились более редкими и носили особенно строгий характер.

На них пели только «протяжные» песни — всякое другое пение считалось великим грехом. «В говенны (Великий пост — от глагола «говеть») грех калёкать», — такое утверждение бытовало в Обоянском у. (Курская губ.). В Пошехонском у. Ярославской губ. девушки собирались на посиделки Великим постом, но только днем и без парией. Не разрешалось петь ничего, кроме духовных стихов.

Местная традиция сроков посиделок в значительной мере зависела от климата: на Севере они во многих районах начинались с конца сентября или начала октября. В то же время открытие сезона бесед приурочивалось в каждом месте к конкретной дате церковного календаря; на Иоанна Богослова (26 сентября); на Покров (1 октября); на Кузьму и Демьяна (1 ноября) и пр.

В Сибири, даже в южной ее части, супрядки начинались уже с середины сентября — с Воздвиженья. В некоторых самых северных районах, например Сургутском у., вечерки устраивались круглый год.

Там не было летней страды, на время которой всюду прерывались почти все увеселения, и, кроме того, многие виды работ выполнялись молодежными «помочками» (конопаченье мхом домов, замес глины для кирпичей, носка земли на потолок для утепления и т.п.). А главное — холод загонял молодежные компании под крыши. Возрастной состав посиделок различался в зависимости от местной традиции.

Нижняя его граница определялась наличием или отсутствием самостоятельных посиделок подростков. В самой общей форме можно сказать, что он совпадал с составом хоровода: определенный возрастной рубеж, признаваемый в этом районе как достаточный для приобретения качеств жениха или невесты, открывал для юного крестьянина и двери посиделок. По замечанию информатора из Адуевской вол.

Медынского у. (Калужская губ.), парни, начинающие «женихаться» (16-17 лет), и девушки, начинающие «невеститься» (14-15 лет), посещали все «игрища, увеселения, хороводы, гулянья по лугам, «выставки» и посиделки». В Зарайском у. Рязанской губ. девушки начинали ходить на посиделки тоже с 14-15 лет, парни — с 17-18-ти. Такой возрастной «ценз» был наиболее распространен.

В некоторых местах Дорогобужского у. Смоленской губ. парни ходили на посиделки не ранее 18 лет, девушки — не ранее 15. В Елатомском у. Тамбовской губ. «средний возраст» на посиделках составлял 16-18 лет. Распространены были ограничения др. рода. В Ростовском у. (Ярославской губ.) молодая крестьянка, родившая внебрачного ребенка, в течение года не допускалась на посиделки.

Но и по истечении года другие девушки чурались ее, опасаясь, что в противном случае и о них может пойти дурная слава. Обычно такая крестьянка находила себе в какой-нибудь деревне подругу с похожей судьбой. Это отношение определялось тем, что потеря девственности считалась большим грехом. Парень, соблазнивший девушку, обычно на ней уже не женился.

Но если он обманул ее, давая обещание жениться и расписку в том, или обменялся с ней крестами (имеется в виду обручение, а не обряд побратимства), то, по мнению большинства крестьян, он должен был на ней жениться, и даже священник не должен был венчать его с какой-либо другой девушкой. В Маленковском у. (Владимирской губ.

) на посиделки вообще не принимали девушек, которые были близки с парнями, да и сами они туда не ходили, «боялись быть осмеянными». Девушку с подобной репутацией, пришедшую на посиделки, кто-нибудь из парней мог просто выдворить из избы. Замужние женщины во многих местах приходили на посиделки с работой.

В развлекательных же сборищах молодежи зимой, как правило, замужние и женатые не принимали участия. Если это и не возбранялось местной традицией, то нередко они сами считали для себя такую форму развлечения неприличной. Иногда участие их вызывало протест со стороны холостой молодежи.

Еще больше были различия местных норм в отношении участия молодых вдов в посиделках: от полного исключения такой возможности до активного и постоянного участия их наравне с девушками. Житель Бельского у. Смоленской губ. полагал, что «самое лучшее совместное препровождение времени парней и девушек бывает в длинные осенние и зимние вечера, собрания их носят название «посиделок».

К этому времени выделывается лен, и женщины целые ночи проводят за прялкой. В одной из хат, более просторной, и притом в семье более веселой, собираются девушки, куда приходят и парни, кто лапоть плести, кто какую-либо зимнюю снасть к саням ездить в леса, а кто поболтать и вволю посмеяться.

В «посиделки» родители охотно отпускают дочерей, знают, что ничего худого они там не увидят и не услышат». Продолжались эти сборища часов до 12, а иногда и дольше. Работа сопровождалась песнями и шутками. Девушки возвращались домой «с полными рукоятками тонких белых ниток». Парни на посиделках высматривали невест: «и работяща, и красива, и за словом в карман не полезет».

Сходную картину дает описание из Гжатского у. Смоленской губ.: девушки с прялками собирались в чью-то избу; туда же являлись парни, приносили гостинцы (подсолнухи, орехи, конфеты); пели песни, шутили. Информатор пишет об общей атмосфере посиделок — на них «вообще царит веселье». Но ни в этих смоленских, ни в других описаниях почти не встречается упоминание танцев. В.И.

Чичеров связывал строгий характер предновогодних посиделок с Рождественским постом, ссылаясь, в частности, на сведения по Пельшемской вол. Кадниковского у., где не только пляски, но и песни не разрешались в этот период.

Если бы в избе не было никого из стариков, и то бы они побоялись устроить пляски: «неравно кто-либо ненароком проговорится, а узнают — плохо будет, от стариков достанется на орехи». Кроме того, на сборищах с работой была и основная цель — напрясть как можно больше (то же и с другими видами работ).

Поэтому посиделки такого рода, проходившие и за пределами сроков поста, отличались определенной сдержанностью; для игр и плясок не оставалось времени. В Ильинской вол. Ростовского у., например, где на «посиденках», проходивших по очереди у каждой девушки, вязали варежки, участницы приходили с заданным старшими «уроком», то есть с нормой — сколько связать за вечер.

Парни тоже вязали варежки, но, по-видимому, лишь ради компании, так как для них «уроки» не устанавливались. На будних «посиделках» в этом районе пели песни, а изредка удавалось и потанцевать. Известный фольклорист П.И. Якушкин подробно описал посиделки смешанного состава в д. Ракоме (недалеко от Новгорода). Он сам принимал в них участие в 1858.

Девушки приходили на посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: «Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось приветливое: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» Многие парни приносили свечи. До этого горел лишь светец с лучиною в переднем углу.

Парень зажигал свечку и ставил той девушке, которая нравилась. Она говорила с поклоном: «Спасибо, добрый молодец», не прерывая работы. А если в это время пели, делала лишь поклон, не прерывая и песню. Парень мог сесть около девушки; если же место было занято другим, то, поставив свечу, отходил в сторону или садился около другой. У многих прях горело по две свечи.

Разговаривали вполголоса, временами пели. Под песню шла и игра-пантомима, изображавшая действия, о которых рассказывала песня. Парень, ходивший около девиц с платочком, бросал его одной из них на колени («Он кидает, он бросает шелковый-то он платочек девке на колени…»). Девушка выходила на середину, заканчивалась песня поцелуем. Теперь платок бросала девушка одному из сидящих и т.д.

Бросить платок сразу же парню или девушке, который (или которая) только что выбирал, считалось зазорным. Хороводные игры чередовались с песнями без игр. Посиделки смешанного состава с работой бывали поочередные — у каждого парня и каждой девушки или только у каждой девушки; в нанятом помещении, в отдельных домах, добровольно бравших на себя эту обузу. Посиделки без работы, чисто развлекательные приурочивались обычно к праздникам. В некоторых местах они имели особое название — вечеринки, вечереньки, пирища, сходбища. Устраивали их в просторной избе, нередко нанятой в складчину или за средства, заработанные коллективной жатвой молодежи на полосах хозяина избы либо богатого односельчанина. На таких беседах ходили под песни парами, играли в жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки и др., плясали. Затевали «веревочку»: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. «Веревочка» выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую. Те, кто водил хоровод первыми, постепенно отцеплялись и садились на лавки по стенкам; спустя некоторое время снова включались в игру. Из подвижных игр хороводного типа популярно было также исполнение песенного диалога двумя партиями, поочередно наступавшими одна на другую («А мы просо сеяли, сеяли…» и пр.). Все участники перед началом каждой песни-диалога отвешивали поклон противоположной стороне. М.М. Громыко

Смотреть значение Посиделки (поседки, Беседы, Вечерки) в других словарях

Посиделки — посидухи, посидеть и пр. см. посажать.
Толковый словарь Даля

Поседки Мн. Местн. — 1. То же, что: посиделки.
Толковый словарь Ефремовой

Посиделки Мн. Устар. — 1. Вечеринка сельской молодежи, устраиваемая в зимнее время для занятий какой-л. ручной работой и для развлечения.
Толковый словарь Ефремовой

Посиделки — посиделок, посиделкам, ед. нет (обл.). Собрание, вечеринка деревенской молодежи, устраиваемая для развлечения в зимнее время. Итти на посиделки. Прясть на посиделках.
Толковый словарь Ушакова

Поседки — -док, -дкам; мн. Нар.-разг. = Посиде́лки. Девушки собрались на п.
Толковый словарь Кузнецова

Посиделки — -лок, -лкам; мн. Вечеринка деревенской молодёжи в старой русской деревне для какой-л. совместной работы и развлечения в осеннее и зимнее время. Собраться, прийти на п………
Толковый словарь Кузнецова

Посиделки — (вечерки; у украинцев — вечерницы) — в России обычайкрестьянской молодежи собираться осенними и зимними вечерами в избе дляработы (прядение и т. п.) и развлечений.
Большой энциклопедический словарь

Посиделки — (вечерки; у украинцев — вечерницы), старинный обычай крестьянской молодежи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы и развлечений.
Сексологическая энциклопедия

Метод Клинической Беседы — (в детской психологии) — см. Женевская школа генетической психологии.
Психологическая энциклопедия

Речь, Слово, Слух, Изречения, Поговорки, Рассказ, Повествование, Сказка, Басня, Беседы, Толки, Совет — Философский смысл термина: Предмет обсуждения (Гомер); весть (Софокл); предание, миф (Платон); сюжет, фабула (Аристотель).
Философский словарь

ПОСИДЕЛКИ — ПОСИДЕЛКИ, -лок. В старой русской деревне: зимняя вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-н. занятием, ручной работой. Собраться на п. [не рекомендуется употр. в знач………
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Посиделки (поседки, Беседы, Вечерки)

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/33221

Славянские вечерние посиделки, супрядки. Чем занимались в Велесовы дни? Статья от Северной сказки

ПОСИДЕЛКИ
Девушки на прядимых вечерних посиделках

Супрядки, вечёрки, прядимые посиделки, начинались в ноябре, после праздника Макошь. К этому сроку лён убран, вытрепан, очищен, готов к пряденью.

С середины ноября до самого конца Больших Велесовых Святок, Водокреса, собираются девицы, жонки, старухи, для «женских помочей» – совместного прядения льна.

Вечерние посиделки часто прядением не ограничивались, о том далее сказ пойдет.

Как проходили вечерние посиделки в деревнях?

За зиму надобно много льна спрясть, для работы такой со всей деревни собирались девки в одной избе. Избу выкупали у одинокой старухи, бедной вдовы, в иной раз собирались вечерние посиделки поочередно в избах участниц супрядок, бывало, пряли в натопленной бане.

На зимние посиделки, супрядки, допускались девушки, прыгнувшие в поневу, замужние женщины, отдельно собирались прясть льняную кудель старухи.

В некоторых местностях даже девочки, ещё не допущенные на взрослые посиделки, помогали прясть, но приходили только на посиделки «прядимые», без игр, вечерних гуляний, святочных гаданий.

Самые частые вечерние посиделки – девичьи. Сбираются девушки-красавицы в одной избе, оплачивают хозяйке дрова для печи, лучины для освещения горницы, прядут за разговорами и песнями:

Уж я сеяла, сеяла ленок Уж я сея приговаривала Чеботами приколачивала Ты удайся мой беленький ленок!

Я мочила, мочила ленок… Я сушила, сушила ленок… Я трепала, трепала ленок… Я чесала, чесала ленок…

Уж я пряла, я пряла ленок… Уж я ткала, я ткала ленок…

Вечерние посиделки на Большие Велесовы Святки

В Велесовы дни вечерние посиделки волшебные! Собирались девушки в одной избе, да не столько пряли, сколько о женихах разговор вели, вечером же непременно святочные гадания начинались.

Святочные гадания на женских посиделках

Способов святочного гадания много ведали девицы: пели подблюдные песни, раскладывали бобы по счету, капали воск в чашу с водой.

На супрядках гадали на ниточках, спряденных «наопак», значит, веретено девушка крутит противосолонь левой рукой.

Две нити нарекала девица своим именем и именем парня, что ей люб, бросала нити в таз с водой, смотрела: вместе ли поплывут ниточки, ждать ли свадьбы с милым?

На Большие Велесовы Святки вечерние посиделки часто были «игримыми». На супрядки заглядывали парни из соседних изб, из других деревень.

Потому в Велесовы дни девицы на супрядки красиво наряжались, брали веретенце с напряденными уж нитями, показать свое мастерство, а уж как придут парни на женские посиделки – будет не до работы.

Чтобы девушек в игры, танцы вовлечь, парни могли и прялку спрятать, веретено отнять, кудель поджечь. Девушки выкупали веретена поцелуем, после чего начинались игры, песни, танцы.

«Игримые» вечерние посиделки девушек с парнями

Истории о супрядках в Велесовы дни

Весело проходили вечерние посиделки молодежи на Большие Велесовы Святки, а всё ж помнили – время то опасное! На улицу ночью старались без надобности не показываться. В Велесовы дни ходят по земле «шиликуны», черти, злые духи.

Сохранились на Севере былички о встрече с ними:

Рассказывала мне одна бабка, что пришла на супрядки, сидят, прядут, а парней-то и нету вовсе. Одна девка-то возьми и скажи: «Хоть бы черт пришел заместо парней». Сидят, прядут. Вдруг входят двенадцать парней, садятся на лавку супротив их, сидят. Вдруг упало, веретено, наклонилась одна поднять-то его, смотрит, а под лавкой-то хвосты у них. А их [девушек] две сестры было-то.

Как побежали они к дому-то. Прибежали домой-то, а двери-то закрыты. А на дворе лен постлан был, ну, настелен лен. Вот побежали черти к дому-то, а лен встает и говорит человеческим голосом: «Слушайте меня, меня с земли собрали, в землю насыпали, ухаживали, лелеяли, сжали, потом постлали..

» Так он и рассказывал, и вот закончил, и на последнем слове петух пропел, они [черти] и исчезли.

Не только девки с шиликунами сталкивались, парни, что заходили на женские посиделки, тоже их встречали:

Нашего-то, Митина-та, дедушку хватали в бане-то. Хватали. Дак вот один с гармошкой зашел. Девки, говорит, поют писни. Ну, я, говорит, иду с гармошкой. Девки сидя, правильно, прядут. Раньше пряли там, в бане, все делали в бане. Прядут, говорит, девки. А ноги-те, гот, всё прятают. А ноги-то коровьи. Копыта. Ну, а снарядные [ряженые], всё это писки поют.

А он, видно, заметил. «Да разденься, с нами побудь, — дескать,— все тепло в бане». Раньше топили бани-то, пряли дак. Топили специально, собирались в бане. Ой, тут в бане блазнило [Блазнить — казаться, мерещиться] так всё, в логу она была. И он говорит: «Да я пойду на улицу» Платочек, платочек им оставил носовой.

Назавтра пришли, аж платочек весь на ленточки. Он убежал, убежал, догадался. Оне, говорит, за им, за им. Да он обратно к пруду-ту. На крылечко заскочил, зыбатся [Зыбаться — трястись (от страха)]. «А, — говорят, — догадался!». Оне бы его задавили. Вот так.

Вечерние посиделки – древняя традиция!

Разное о супрядках в Велесовы дни сказывают, а всё одно собиралась молодежь в январе до самого Водокреса на вечерние посиделки в теплой избе. Девушки пряли лён, гадали, разговоры о парнях вели. Знамо мороз любви не студит! Парни выбирали невесту: красавицу да рукодельницу.

Нынче о временах тех вспоминаем. Хорошо бы сейчас заглянуть на такие женские посиделки, взять в руки деревянное веретенце, под его мерное кручение вести разговоры с подругами, дожидаться парней с гармошкой да гостинцами…

На славянские вечерние посиделки переправить вас не можем, а духом родных традиций поделимся! О волшебных вечерах в деревне, где собирали зимние посиделки в старину, поведают волшебные истории из книг «Северной сказки»!

Пусть древние традиции оживают с доброй славянской сказкой!

Читайте нашу статью «Зимние мысли про Колядки».

В издательстве «Северная сказка» стараемся мы возрождать древние традиции, чтобы все могли пользоваться традиционным, природным календарем. Сделали мы такой календарь на 2020 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников! Календарь можно бесплатно скачать здесь

С теми, кто хочет в начале нового Кологода в будущее заглянуть, предсказанием славянских Рез делимся. Боги дали нам ответ, чего ждать в грядущем году. Узнать предсказание можно здесь.

В январе и горшок в печи замерзает. Лютые морозы стоят на дворе, а добрый люд не унывает! Девушки, жонки, даже девчушки и старухи на вечерние посиделки собираются. «>

Источник: https://NorthernFable.ru/article/vechernie_posidelki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.