Потребительские отношения формируют с раннего детства

Содержание

Раннее детство в психологии

Потребительские отношения формируют с раннего детства

Определение 1

В психологии раннее детство – это возрастной период от 1 года до 3 лет.

Это возраст в личностном развитии, познавательной и социальной сферах, возраст формирования новой социальной ситуации развития, когда возникает совместная деятельность ребенка и взрослого и становится предметной. Совместная деятельность связана с тем, что взрослый человек учит ребенка правильно пользоваться предметами, объясняет их необходимость.

В раннем детстве социальная ситуация выглядит так – «ребенок – предмет -взрослый».

В этом возрасте для ребенка важным является предмет, который становится для малыша главным и на этом предмете сосредотачивается всё внимание – это может быть машинка, кукла, стул и др.

Фактически это не совсем так, потому что овладеть человеческими способами употребления предметов ребенок без помощи взрослого ещё не может.

Мотив деятельности заключается в предмете и способе его употребления, поэтому совместная деятельность становится предметной. В этом возрасте идет интенсивное развитие общения, которое становится не только эмоциональным, но и речевым.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В конце первого года жизни ребенок становится на ноги, что имеет очень большое значение, а сам этот период получил название ходячее детство. Прямохождение является задачей, связанной с сильными переживаниями, и для её решения важна поддержка, участие и одобрение взрослого человека.

Постепенно малыш начинает ходить уверено, увеличивается его автономность от взрослого и с внешним миром складывается более свободное и самостоятельное общение.

Доступными становится большее количество предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.

Возникает желание потрогать всё своими руками, повертеть тот или иной предмет, ребенок требует внимания к себе и совместной игровой деятельности.

Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое. Взрослый становится для ребенка раннего возраста соучастником игры и предметной деятельности, образцом для подражания, который оценивает знания и умения ребенка, эмоционально его поддерживает.

Полноценное общение – это доверчивость и эмоциональность, которую проявляет ребенок, чувствительность к оценке взрослого и перестраивание своего поведения исходя из поведения взрослого, активное использование во взаимодействии речи.

Ребенок в этом возрасте должен усвоить логику предметного действия, которую выделил Д.Б. Эльконин. Например, двухлетний малыш не может спускаться с дивана, пытаясь делать это вниз головой или боком.

Взрослый должен повернуть ребенка головой к спинке дивана, спустить сначала одну ножку, а затем другую, приговаривая – вот так, вот так. После нескольких попыток ребенка надо только поддерживать и поощрять.

Образец действия взрослого является главным звеном обучения маленького человека.

Формирование предметного действия у ребенка

Делая анализ усвоения предметных действий, Д.Б. Эльконин выделил определенные закономерности:

  • действия ребенка производятся, потому что они представляют совместную деятельность ребенка и взрослого;
  • на начальном этапе идет усвоение общих действий – цель, смысл, основной рисунок и несколько позднее совершенствуется техническая сторона действий;
  • ребенок, действуя по образцу, строит собственный образ действия с предметом, постепенно осваивая операционально-техническую сторону действия;
  • заканчивается формирование предметного действия, когда у ребенка возникает образ действия;
  • ребенок, формируя свое предметное действие, отождествляет себя с взрослым;
  • взрослый является источником эмоциональной поддержки и образцом для подражания.

Ребенок, воспроизводя действия взрослого, сначала выполняет их по моторике и результату несовершенно, но постепенно они становятся, направлены и осмысленны. Очень хорошей ситуацией является разыгрывание представления с какой-нибудь игрушкой, когда взрослый с улыбкой на лице адресует действие малышу, вовлекая его в игру. Наблюдая за этими действиями, ребенок присоединяется к игре.

Есть ещё один тип предметных действий – это соотносящие действия, суть которых состоит в приведении 2-х или нескольких предметов в пространственное взаимоотношение. Например, складывание матрешки и др.

Разные способы обучения выполнению соотносящих действий дают развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка.

В психическом развитии ребенка важно использовать полифункциональные предметы – обычная палочка может выступить в роли градусника или ножа, кубик может стать кусочком мыла и др. Используемые предметы дают определенную свободу действий, а это дает им возможность выступить средством овладения замещением.

Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Замещение является важной предпосылкой развития игры, но бывает, что даже к концу раннего детства оно оказывается несформированным.

В этих случае ребенку необходимо специальное внимание, чтобы выяснить причину несформированности замещающих действий и, безусловно, оказать педагогическую помощь в становлении знаковой функции сознания.

Познавательное развитие в раннем детстве

В раннем детстве ребенок очень активно исследует разные свойства предметов и способы их использования. В результате совершенствуется восприятие ребенка, развивается мышление, идет формирование двигательных навыков.

В основе всестороннего и полного восприятия лежит овладение предметной деятельностью. Чтобы эти способности были лучше развиты, необходимо выполнение предметных действий, требующих учета различных свойств предметов.

Внешними ориентировочными действиями выступает подбор и соединение предметов по их форме, цвету, расположению в пространстве, в результате чего ребенок добивается правильного практического результата. Насколько хорошо и качественно ребенок овладеет этими действиями, зависит от помощи взрослого и предлагаемых ребенку игрушек.

В раннем детстве зрительное восприятие непроизвольно и избирательно, поэтому ребенок часто опирается на бросающиеся в глаза отдельные или случайные признаки.

Зрительная ориентировка является следующей ступенькой, когда возможным становится целенаправленный выбор предмета по образцу – по форме, размеру, по цвету. Происходит постепенное накопление представлений о свойствах предметов. Развивается фонематический слух, а внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность.

Замечание 1

Решение задач в раннем детстве происходит с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки.

Наглядно-образное мышление складывается пока для ограниченного круга задач.

В развитии мышления одной из основных линий является формирование обобщений. Сначала обобщение возникает в процессе действия, а потом закрепляется в слове. Способность к обобщению имеет большое значение, т.к. происходит выделение предмета, его свойств и функций, а это уже начало сложной логической переработки материала, осознание окружающего мира.

Развитие речи способствует активному совершенствованию знаковой функции сознания. Для усвоения речи раннее детство является сензитивным периодом. Развивающаяся предметная деятельность в этом возрасте создает мощный стимул к усвоению речи. Речевое обращение по поводу действий с предметом становится орудием организации делового сотрудничества с взрослым.

Происходит совершенствование понимания речи взрослых и переход к собственной речи.

На третьем году жизни большим достижением в понимании речи становится понимание рассказа другого человека – речь начинает выступать основным средством познания и является важнейшим приобретением развития.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/rannee_detstvo_v_psihologii/

Глава XIII раннее детство

Потребительские отношения формируют с раннего детства

В концепервого года ребенок становится наноги. Это приобретение имеет такоебольшое значение, что иногда этот периодназывают «ходячее детство».

На первыхпорах прямохождение,ходьба — этоособая задача, связанная с сильнымипереживаниями, для решения которойнеобходима поддержка, участие и одобрениевзрослых.

Постепенно ходьба становитсяуверенной, увеличивается автономностьребенка от взрослых и складываетсяболее свободное и самостоятельноеобщение с внешним миром. Расширяетсякруг доступных ребенку предметов,появляется ориентировка в пространствеи определенная самостоятельность.

Основная потребностьребенка раннего возраста — познаниеокружающего мира через действия спредметами.

Самостоятельно ребенок неможет открыть способ употребленияорудий и других специфически человеческихпредметов, способ использования ихявляется очевидным, не лежит наповерхности. Психологическая «робинзонада»не способна обеспечить эффективноеразвитие человека.

На основанииситуативно-личностной формы общениястроится новая потребность в предметномвзаимодействии. Происходит расчленениепредметной и социальной среды.

Складывающаясясоциальная ситуация развития, характернадля раннего детства, может быть обозначенаформулой: «ребенок — предмет — взрослый».Ребенку все хочется потрогать повертетьв руках, он постоянно обращается квзрослому с пpocьбой,с требованием внимания, с предложениемпоиграть вместе.

Разворачиваетсясовершенно новая форма общения —ситуативно-деловое общение, котороепредставляет собой практиче-ское,деловое сотрудничество по поводудействий с предметами составляет основувзаимодействия ребенка со взрослымвплоть до 3 лет. Контакт становитсяопосредованнымпредметом и действием с ним.

Средстваобщения — это привлечение внимания кпредмету, обмен игрушками, обучениеиспользованию предметов по назначению,совместные игры.

Взрослый дляребенка раннего возраста — это преждевсего со-участник предметной деятельностии игры. Со стороны взрослого важнывнимательность и доброжелательностьпартнера. Кроме того, он выступает какобразец для подражания, как человек,оценивающий знания и умения ребенка иэмоционально поддерживающий его,подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристикиполноценного общения ребенка раннеговоз-раста со взрослыми1:

— инициативностьпо отношению к старшему, стремлениепри-влечь его внимание к своим действиям;

— предпочтениепредметного сотрудничества со взрослым,на-стойчивое требование от взрослогосоучастия в своих делах;

— доверчивость,открытость и эмоциональность отношенияк взрослому, проявление к нему своейлюбви и охотный отклик на ласку;

— чувствительностьк отношению взрослого, к его оценке ипе­рестраивание своего поведения взависимости от поведения взрос­лого,тонкое различение похвалы и порицания;

— активноеиспользование речи во взаимодействии.

§ 2. Развитие предметной деятельности

Ведущейдеятельностью ребенка в раннем детствеявляется уже не эмоциональное общениесо взрослым, а предметно-манипуля-тивнаяили, точнее, орудий но — предметнаядеятель­ность . Особенно значимымидля психического развития считают­сяорудийныеи соотносящие действия.

Орудийно-предметные действия — этодействия с предметом-орудием в соответствиис об­щественной функцией и общественновыработанным способом ис­пользования.Примеры орудийных действий — пить изкружки, причесываться расческой, рисоватькарандашом, копать лопаткой, насыпатьв ведерко.

«Сложность выполнениятакого действия заклю­чается в том,что ребенок должен научиться действоватьне «в логи­ке руки», когда предметиспользуется как естественное еепродол­жение, а влогике самого орудия, т.е.

нужно приспособить движе-ние руки кспецифическим свойствам предмета.

Один из классическихпримеров, описанный П.Я. Гальпериным, —овладение ложкой как орудием приемапищи.

Проходит длительный периодобучения: вначале ложка выступает какпростое замещение руки — ребенокпытается поднести ложку ко рту пократчайшему расстоянию, так же какзажатый в кулаке сухарь.

Лишь постепенноребенок осваивает орудийную логику:зачерпнув из чашки, держать ложку строгогори­зонтально, сначала поднять вверхвертикально, а затем уже поднести кгубам2.

Как происходитобучение? Д.Б. Эльконин выделил логикуус­воения предметного действияребенком. Приведем пример из на­блюденийЭльконина за поведением внука в возрастеот 1 года до 2 лет:

«Андрей (второй год жизни)не умеет слезать с дивана. Он пытаетсяспуститься с него вперед головой иликак-то боком. Бабушка учит Андрея. Онаповорачивает его головой к спинкедивана, спускает одну его ногу с дивана,затем — другую.

И при этом все времяприговаривает: «Вот так! Вот так!» Впоследующих попытках она уже толькоподдерживает мальчика, помогая емупроизвести соответствующие движенияи поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Черезнекоторое время Андрей вновь оказываетсяна диване и ему надо слезть с него.

Онсамостоятельно поворачивается головойна спинке дивана и осторожно спускаетодну ногу, потом другую. Каждое движениеон сопровождает словами: «Баба, так!Баба, так!» А затем, встав ногами на пол,восклицает: «Андрей—молодец!»»1

Главноезвено обучения — образец действия,который дает ребенку взрослый. Анализируяпроцессусвоения предметных действий, Д.Б.Эльконин выделил следующие закономерности2:

1. Ребенок производитте или иные действия потому, что онипредставляют собой совместную совзрослым деятельность или вы-полняютсяпо поручению взрослого. Смысловой центрситуации усвоения предметных действий— взрослый и совместная деятельностьс ним.

2 Ребеноквначале усваивает в новых действияхнаиболее общее: цель, смысл, основнойрисунок, т.е. то, что делает действияосмысленными, целенаправленными. Лишьпозднее совершенствуется техническаясторона действий, отрабатывается ихоперационально-технический состав.

3. Критерийправильности употребления орудий — нефактический результат, а соответствиеобразцу действия.

Воспроизводя образец,ребенок строит собственный образдействия с предметом, при этом постепенноосваивая операционально-техническуюсторону действия. Создание образадействия — не одномоментный акт, дляэтого требуются многочисленные пробы.

Компоненты действия входят в образтолько на основе санкции взрослого.Возникновение образа действия — конецформирования предметного действия.

4. Процесс формированияпредметного действия у ребенкасо­провождается отождествлением себяс взрослым.

5. Взрослый —образец для подражания, руководитель,контро­лер, а также источник эмоциональнойподдержки.

Схематическоевоспроизведение действий взрослогостановится мощным стимулом дальнейшегоразвития деятельности ребенка,воспроизводимые ребенком действиявзрослого, оставаясь какое-то времянесовершенными по моторике и результату,направленны и осмысленны.

Наиболее подходящейситуацией обучения является «обращенныйпоказ», т.е.

разыгрывание перед ребенкомпредставления с игрушкой, при которомвзрослый специально адресует ему своидейст­вия, называет его по имени,улыбается, вовлекая в игру.

Именно вэтом случае ребенок с удовольствиемнаблюдает за действиями взрослого,подражает им, присоединяется к игре. Вдальнейшем, когда взрослый оставляетребенка одного, тот долго продолжаетна­чатую игру.

Другойтип предметных действий — соотносящиедействия.

Цельсоотносящих действий состоит в приведениидвух или не­скольких предметов вопределенное пространственноевзаимоот­ношение (складывание матрешки,пирамидки, других сборно-разборныхигрушек, закрывание коробки крышкой,вкладывание в отверстия фигурок разногоразмера и формы). Показано, что разныеспособы обучения выполнению соотносящихдействий имеют различный развивающийэффект для перцептивных спо­собностейребенка.

Напервых порах взрослые стремятсяпознакомить ребенка с ос­новнойфункцией предмета, с основным правиломиспользования вещи. Однако важноезначение в психическом развитии в раннемдетстве имеет и использованиеполифункциональныхпредметов.Так, палочка может выступить в ролиградусника, мостика, ложки, ножа; кубикможет стать куском хлеба или мыла,кирпичом или утюгом.

Подобные предметыне диктуют жестко способ их исполь­зованияи предполагают определенную свободудействия, что по­зволяет им выступитьсредством овладениязамещением. Заме­щающеедействие (в зарубежной психологии егоназывают символическим) характеризуетсяновым, условным отношением междупредметом и его использованием исвидетельствует о зарож­дении знаковойформы сознания.

Двухлетняя девочка протягивает мамекамешек: «Вот тебе конфетка, кушай!»(камешек используется в значенииконфеты).

Способность кзамещению рассматривается как одна изважней­ших предпосылок развития игры.Иногда замещение оказываетсянесформированным даже к концу раннегодетства.

В этом случае ребенок напредложение покормить куклу, осмотревстол с игруш­ками, отвечает, что кормитьнечем — нет ни хлеба, ни чая, ни сахара.

Такие дети нуждаются в специальномвнимании с тем, чтобы выяснить, с чемсвязано отставание в формированиисимволических (замещающих) действий, иоказать им педагогическую помощь встановлении знаковой функции сознания.

Источник: https://studfile.net/preview/3567441/page:57/

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Потребительские отношения формируют с раннего детства

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение.

Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения.

Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве.

Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств.

Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур.

Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psihologi-nazvali-vazhnye-uroki-kotorye-detyam-dolzhny-prepodat-roditeli-a-ne-zhizn-1826315/

Ранее детство практ 2, вопросы с ответами

Потребительские отношения формируют с раннего детства

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Раннее детство

  1. Чем отличаются собственно предметные действия от простых манипуляций с предметами? Почему ведущую деятельность раннего детства называют орудийно-предметной?
  2. В чем заключается значение развития предметных действий для психического развития ребенка?
  3. Почему раннее детство считают сензитивным периодом речевого развития? Чем обусловлены речевые трудности в период раннего детства?
  4. Что такое «символическое мышление»? По каким проявлениям можно судить о его формировании?
  5. Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ребенка раннего возраста, опираясь на отрывок из про­изведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кризиса трех лет.

«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помощи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно, то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко; Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги.

Я придер­живаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки.

Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпу­тывает нога из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть.

Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать наконец дверную ручку…

Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания.

Исследование позиций родителей в вопросах раннего развития детей с функциональными нарушениями

… разных подходов Глава 5. Исследование позиций родителей в вопросах раннего развития детей с функциональными нарушениями .1 Разработка анкеты .2 … что ребёнок растет не приспособленным к жизни.

В раннем детстве его не приучают к самостоятельности, выполняют многие действия не …

, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами …

…Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, гневом, слезами».

7.Какие симптомы кризиса трех лет демонстрируют дети в при­веденных ниже отрывках? Какие еще симптомы данного возрастного кризиса вам известны?

«Мама предлагает Стасику (мальчику трех лет) идти гулять, на­чинает одевать его. «Не хочу гулять!» — заявляет ребенок, который раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. «Не хочешь, не надо», пожимает плечами мама. «Гулять, гулять» — требует малыш.

Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: «Не хочу гулять!» Предложение взрослого вызывает у него упорную негативную реакцию.

На следующий день все входит в норму, малыш не сопротивляется предложениям мамы, но спустя несколько дней опять вдруг категорически отказывается от прогулки, не позволяет себя одевать, плачет.

Оля, девочка двух с половиной лет, одеваясь на прогулку, кате­горически отказывалась от помощи взрослого, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитате­ля, который, невзирая на протесты девочки, обул ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама, и буду гулять своими»»

8.Как вы думаете, в чем психологический смысл кризиса трех лет как «кризиса социальных отношений» ребенка? Каковы предска­зуемые последствия кризиса? Какова правильная родительская позиция в данный период?

«Ребенок в раннем детстве — это существо, которое всегда на­ходится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан.

В кризисе трех лет проис­ходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподхо­дящий момент, он может разломать их со злости, происходит из­менение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка.

Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.

Психология 18

… : пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М., 2004. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М.

, 2004. 2 … . Профессиональные деформации личности 2 20 1 — — — 19 Контрольные тесты 8. Психология профессиональных кризисов 2 20 — — — — 20 Контрольные тесты 9. Психологическое обеспечение профессиональной …

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивиро­вать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Если обобщить фактическую картину симптомов кризиса трех лет, то мы не сможем не согласиться с исследователями, которые утверждают, что кризис, в сущности говоря, протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.

Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к автори­тету матери, отца. Происходит также кризис личности — «я», т. е.

возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации.

Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ре­бенка и окружающих людей».

Литература

  1. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис 3 лет / Л.С.Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. — Т.4. С. 340 — 375.
  2. Галигузова А.Н. Ступени общения: от года до шести / А.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.
  3. Гуськова Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет / Т.В.

    Гуськова // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 75−85.

  4. Крайг Г. Психология развития.
  5. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
  7. Эльконин Б.Д.

    Психология развития

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/otvetyi/ranee-detstvo-prakt-voprosyi-s-otvetami/

Как детство влияет на взрослую жизнь / Здравый смысл

Потребительские отношения формируют с раннего детства

Пост опубликован: 14.02.2018

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

Схемы делятся на два типа:

Адаптивные — обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;

Неадаптивные — являются источником психических расстройств.

Влияние детства на взрослую жизнь — формирование схем

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

Примерные потребности ребенка:

Безопасность — стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;

Связь с другими — свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;

Автономия — пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;

Ощущение собственного достоинства — внимание и любовь со стороны родителей.

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда.

В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия.

Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.

Как детство влияет на взрослую жизнь?

Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

Обидные слова

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.

Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать.

Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха.

В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство — это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами — подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.

Ссоры опекунов

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения — это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются.

Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни.

Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

Отсутствие теплого прикосновения

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д.

Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны.

Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

Запреты для ребенка

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:

  1. Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;
  2. Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;
  3. Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;
  4. Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот — пытается доказать, что он его заслуживает.

Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни.

Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

В заключении

Мы — сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.

Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознание того, какую ключевую роль они играют.

Сильное беспокойство, ненависть, агрессия — это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве.

В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

детская психология, психология поведения

Следующая статья >>> Как справиться с неловкой ситуацией

Следующая статья >>> Как узнать что человек врет — признаки, жесты и эмоции

Источник: https://zdravyismysl.ru/detskaya-psihologiya/kak-detstvo-vliyaet-na-vzrosluyu-zhizn.html

Раннее детство

Потребительские отношения формируют с раннего детства

Период раннего детства – от 1 года до 3-х лет.
Основная потребность ребенка – познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ использования предметов. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии.

Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок – предмет – взрослый».

Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Развитие предметной деятельности

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная деятельность (орудийно-предметная).

Примеры орудийных действий: пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка).

Познавательное развитие ребенка

Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.
Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи мячик).

Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий – наглядно-действенное мышление. Действия с образами предметов (наглядно-образное мышление) только начинают складываться Одна из основных линий развития мышления – формирование обобщений.

Обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове.
Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи.

— активный словарь ребенка 12 месяцев включает обычно от 5 до 40 слов;— после года он увеличивается примерно до 100 слов;— после полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится более активным.Это выражается в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?». Темп речевого развития возрастает.

К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем – примерно 1200-1500 слов. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся полными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис трех лет Л.С. Выготский описал как «семизвездъе симптомов», которое выражается через:
1) негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Возрастная психология

Источник: https://xn--b1adef0ban2h.org/rannee-detstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.