Про колёсную лиру — начало

Колёсная лира. Руководство пользователя

Про колёсную лиру - начало


Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская.

Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида.

Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.   

______________

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки.

Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма.

Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

C c G  

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти.

Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью.

После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.  

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира — инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент — это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости.

 В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения.  Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами.

Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол. 

____________

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

____________

История колёсной лиры

краткая историческая справка

Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.

  На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением.

Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России — Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.

  Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром.

Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен.

Например, в традициях донских казаков лира (местное название — рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы.

Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.

В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки. 

Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца

Источник: http://www.balalaiker.ru/expluatation/kolyesnaya-lira/

Колёсная лира (органиструм, харди-гарди)

Про колёсную лиру - начало

Колёсная лира (органиструм, харди-гарди) — струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр, который по праву считается предшественником никельхарпы.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии — drehleier, во Франции — vielle a roue, в Италии — ghironda или lira tedesca, в Венгрии — tekero. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски — ліра, по-украински — колісна ліра или реля, а по-польски — lira korbowa.

Устройство

Колёсная лира — трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком.

Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба.

В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12—13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами.

При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо — выступ) и незвучащую (выступ — верхний порожек).

Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.

Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные — бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные — вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание.

Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12.

Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок — октавой ниже мелодической, бас — квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.

Игра на лире

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны.

Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны.

Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».

Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн.

Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши.

Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.

При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя — подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны.

Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый.

Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.

История

В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку.

К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента.

В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце). Возможно, она была занесена сюда с Украины.

Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту.

Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы.

Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры.

Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем бандура, благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.

На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек.

Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире.

Экзамен происходил при участии «дедов» — старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» — «освобождение») — право играть самостоятельно.

Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету — на счастье.

Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.

До конца прошлого — начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит бандуру.

Однако это не осуществилось: бандура выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика — гнусавость.

Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.

В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист.

Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента.

Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.

Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Колёсная лира в наше время

Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению.

В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов, мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие» и др.

За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore’s Night».

Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов группы In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»).

: Колёсная лира на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник: https://eomi.ru/plucked/hurdy-gurdy/

Алтайские мастера возрождают старинные гусли, колесную лиру и забытые свирели

Про колёсную лиру - начало

Борис Стефанский: «На гулянке уронил свой фагот, дырку пробил, дунул — а там еще один звук».

Олег Богданов

— Да я колесо изобретаю! Разве можно в наше время что-то новое создать?- восклицает Борис Стефанский. Почти сорок лет житель Барнаула изготавливает народные инструменты —жалейки, свирели, рожки, гусли, гармошки-концертино. — Спрашивают когда, как это у меня такой инструмент получился, говорю: на гулянке уронил свой фагот, дырку пробил, дунул — а тамеще один звук…

Борис Михайлович подносит к губам окаринку — с виду инструмент напоминает яйцо с дырочками, — и комната наполняется благородными, похожими на голос флейты, звуками —исполняется «Шутка» Баха!

— Тембр какой необычный, а! — радуется Стефанский. — На такой свистульке любую тему сыграть можно. Вообще-то, их из глины делают, но я научился из гипса лепить — они тут же засыхают, и печь не нужна. Окарина — гусенок. Как ни странно, название итальянское, а вот, гляди-ка, к нам на север попала и прижилась.

Помимо гипса, в качестве заготовок музыкальных инструментов мастер использует древесину и коровьи рога — чтобы плакали жалейки; металлические гардины и лыжные палки — из нихвыходят хорошие свирели, и, конечно бытовой пластик.

— В начале 80-х я познакомился с Дмитрием Деменчуком — мастером народных инструментов из Западной Украины, он как раз делал интересные свирельки. Пока в руках их держишь, обернешь какбы невзначай газеткой, пальцем проведешь — все дырочки и отпечатываются, — хитро прищурившись, улыбается Борис Михайлович.

— Деменчук, когда узнал о моих копиях, посмеялся только:не додумался бы, говорит, до такого. А я и сам не думал, нужда заставила — мы в то время в Барнауле как раз создали ансамбль «Русь». А инструментов-то не было в магазинах: ни жалеек,ни свирелей, ни брелок — последнюю по тембру, как балалайку, ничем не заменишь.

Я и по книгам многие образцы изучал, делал.

Мастер извлекает из ящика с десяток разной длины свирелей.

— У каждой из них своя красочка. Свирель как струна — чем длиннее и шире, тем ниже звучит, — демонстрируя свое богатство, рассказывает Стефанский. — На свиреляхвесь Восток играет — и Китай, и Таиланд, и Индия. Что касается чисто русских — вот владимирский рожок, — тут Борис Михайлович ловким движением достает на свет деревяннуюдудку с раструбом. — На такой только русские играют.

Запретная музыка

— Правой рукой крутишь ручку, а левой нажимаешь на кнопочки. Ну-ка, давай попробуем, — десятилетнего Никиту обучают премудростям игры на диковинном инструменте — лиреколесной — это сплав баяна, виолончели и шарманки в одном экземпляре.

Игорь Бабушкин,
барнаульский музыкант, ведущий мастер-классы игры на народных инструментах для школьников:

В средние века на Руси на этом инструменте играли крестьяне. А еще подобный инструмент, релей, был у казаков.

Но в 1655 году царь Алексей Михайлович издал указ об исправлении нравов на Руси, и в рамках борьбы со скоморошеством этот инструмент, а также многие другие: домры, гусли — приказали жечь. И даже название их вслух произносить запрещалось.

Тогда в качестве альтернативы придумалибалалайку. Позже, в конце XIX века, некоторые инструменты возродились, но не все.

Никита тем временем пытается исполнить на лире «Кузнечика». Крутя ручку, приводит в движение колесо из оргстекла, колесо, задевая, заставляет звучать струны, а при нажатии кнопкиполучаешь нужный звук.

Этот инструмент — дело рук барнаульского мастера Александра Гнездилова.

Кроме колесной лиры, усовершенствовал он и алтайский топшур, варган, домру соединил с банджо, а для гуслей придумалмеханизм, позволяющий переходить музыканту в разные тональности.

Но главной своей заслугой мастер считает возрождение скифской арфы — останки ее были найдены во время раскопок Пазырыкскихкурганов Горного Алтая в 1947 году, и в 1995 году Александру удалось воссоздать модель инструмента.

— Я сделал несколько вариантов арфы: от двухструнной до семиструнной — все ведь развивалось от простого к сложному. И спустя тысячелетия инструмент зазвучал: сейчас на нем играют,например, группы «Скифы», «Алтай — Кай», Театр песни Елены Камбуровой, — рассказывает мастер. — В Барнауле инструмент хранится в экспозиции Музея историилитературы, искусства и культуры Алтая.

Наследие Бояна

Другой юный участник мастер-класса Илья примеряет на себя роль гусляра — над этим инструментом Гнездилов сейчас работает наиболее увлеченно. В его коллекции уже есть и гусли звончатые, и щипковые, и клавишные самогуды.

— Пятиоктавные гусли, пожалуй, были самыми трудоемкими — на их изготовление ушло почти четыре месяца, — комментирует умелец. — Конечно, перед тем как приступить, делаюнаброски на бумаге, но до миллиметра не выписываю — много времени занимает, да и не нужно это.

Теперь в планах у Александра Гнездилова — организовать на Алтае фестиваль игры на гуслях. Пригласить музыкантов со всей России и во всей красе показать инструмент Садко и сказителяБояна.

— Я в свой ансамбль эти инструменты тоже потихоньку ввожу, — говорит Игорь Бабушкин. — Со временем, надеюсь, для каждого из них будут отдельные пьесочки.

Но пока с репертуаромпроблемы — в средние века инструментального фольклора в современном понимании этнографов не было, музыку почти не записывали.

Да и нотная грамота была другой — для записи песнопенийиспользовали невмы — нотные знаки, состоявшие из точек, черточек и крючков.

Справка

В мае 2012 года Александр Гнездилов возглавил со­зданную краевую общественную организацию «Центр многострунных инструментов народов Алтая», куда вошли лучшие алтайские мастера редкихмузыкальных инструментов.

В ноябре Александру Гнездилову присудили звание «Народный мастер Алтайского края».

Факт

Освоить азы игры на колесной лире или звончатых гуслях может каждый. Запись на мастер-классы под руководством Игоря Бабушкина по телефону 47−85−83.

Источник: https://altapress.ru/afisha/story/altayskie-mastera-vozrozhdayut-starinnie-gusli-kolesnuyu-liru-i-zabitie-svireli-97115

Полезная информация о колёсных лирах

Про колёсную лиру - начало

Наиболее вероятно, что колёсная лира появилась в X веке во Франции, XII веком датируются первые её изображения. Это был органиструм, разновидность колёсной лиры, инструмент большой длины, поэтому на нём играли два человека.

Инструмент использовался в католических храмах. Однако есть предположение, что именно органиструм изображен на копии византийской фрески VIII века, что говорит о византийских корнях инструмента и более его раннем происхождении.

Есть мнения, что компактный вариант инструмента, то есть именно колёсная лира, существовал параллельно с органиструмом. Колёсная лира в средние века могла как иметь клавиатуру, так и быть инструментом с безладовым грифом (как у виолончели). Существуют средневековые изображения католических монахов, играющих на колёсных лирах.

Инструмент, ещё в средние века распространился в большинстве стран Европы. Он был популярен у странствующих музыкантов, а также и у интеллигенции и даже у знати.

Французские лиры XVIII века, на которых играла французская аристократия, благодаря этому стали инструментами с большими музыкальными возможностями, получили богатую отделку.

В Европе и теперь не потерян интерес к колёсной лире. Существуют десятки разновидностей форм, строев. Современные европейские инструменты имеют от 3-х до 12-ти струн, из них 1-4 игровые, и, плюс к этому, ещё и резонансные струны.

Что касается русской колёсной лиры, то первые упоминания о ней на Украине относятся к XVI веку. В Россию же инструмент попал с поляками в начале XVII века, во времена смуты. Тогда на нём играли скоморохи. Колёсная лира, скорее всего, никогда не имела широкого распространения на территории современной России, и к XIX веку встречалась довольно редко.

На Украине же в XIX веке был расцвет колёсной лиры. Лира практически вытеснила бандуру и кобзу, т.к. игра на ней не требовала особой виртуозности. Репертуар украинских лирников в основном составляли песни религиозного содержания, весёлые же песни лирники пели неохотно.

По мнению многих дореволюционных учёных-этнографов, все лирники были людьми слепыми, что тоже накладывало отпечаток на исполняемые ими песни. Также лира была хорошо известна и в Белоруссии. Было и небольшое количество русских лирников, что доподлинно известно.

Это были жители Орловской, Брянской и других областей.

Русская (укораинская) колёсная лира, в отличии от европейской, была инструментом чисто народным. Поэтому она отличалась грубостью изготовления, редко, когда лиры имели хороший звук. Они были несложно устроены, имели 3-4 струны и не более 10-ти клавиш. Клавиатура, как правило, была неправильной с точки зрения расположения клавишь.

Исключение составляли некоторые белорусские лиры, имеющие 4 струны и 24-клавиши (хроматическую клавиатуру). Последний известный русский лирник проживал до 50-х годов XX века в Брянской области. Купленная у него в 1953 году лира хранится теперь в Московской консерватории.

Мне довелось её реставрировать, и теперь эта лира в хорошем рабочем состоянии и играет на родных “жильных” струнах.

О сложности ухода за колёсными лирами (самый важный пункт сайта).

Это, действительно, очень немаловажный пункт. Колёсная лира – это один из самых капризных в регулировке музыкальных инструментов.

Понадобится много терпения, прежде чем вы научитесь всем премудростям регулировки инструмента, прежде чем звук вашей лиры станет всегда одинаково устойчивым.

Однако постигнув сию науку, вы сможете сладить с лирой в жару и мороз и не потратите на это много времени.

Поэтому, начав пользоваться инструментом, просмотрите все (!!!) эти видео-сюжеты хотя бы один раз, что бы знать, где искать ответы на вопросы, которые у вас обязательно возникнут в процессе общения с инструментом. Чрезвычайно внимательно (!!!) следуйте моим видео-советам, и всё у вас получится.

Смотрите о том, как содержать колёсную лиру в рабочем состоянии

Что делать, если колёсная лира плохо звучит.

Как отрегулировать ую струну.

Как обмотать бурдон.

Как обмотать ую струну.

Как канифолить колесо.

Как влияют время года и влажность на лиру.

Что обязательно взять с собой.

Строи колёсных лир 1.

Строи колёсных лир 2.

Как правильно вращать колки при настройке.

Как правильно держать колёсную лиру.

Жужжащий мостик. Что делать, если он плохо звучит.

Как настраивать флажки клавиш.

Особенности вращения ручки и нажатия клавиш.

Что делать, если проворачиваются колки и флажки.

Как быть, если заклинило флажки.

Как правильно снять ручку вращения.

Про ограждение лиры.

Что делать, если заела клавиша.

Что делать, если отвалилась кобылка.

Перделка.

Минигриф басового бурдона.

Как отрегулировать громкость бурдонов.

Как отключать струны.

Как отключить ую струну, если нет зацепа.

Как настроить ые струны четырёхструнной лиры.

Пример игры на лире.

Источник: http://ewhim.ru/poleznaya%2Binformacia%2Bo%2Bkolesnyh%2Blirah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.