Про нестандартное мышление

Содержание

Как развить нестандартное мышление и креативность, которые живут в каждом из нас | Rusbase

Про нестандартное мышление

На протяжении всей нашей жизни мы замечаем вокруг себя тех, кто выделяется из общей массы и толпы. «Выскочки» и «воображалы» – такими ярлыками мы награждали в детстве тех, кто не боялся проявлять себя и высказывать свое мнение. «Белая ворона», «неформал» – говорили о таких в юношестве.

В зрелом возрасте мы смотрим на таких людей с восторгом, интересом, а иногда даже с завистью.

Именно они первыми высказывают блестящие идеи на брейнштормингах, ловко решают задачи, над которыми безрезультатно бьются десятки умов, в их головы приходят простые истины, способные вершить революции.

Творческие люди успешны во всем: пишут, рисуют, поют, творят, добиваются успехов в бизнесе и приковывают к себе интерес окружающих.

Что отличает их от большинства, почему именно они способны генерировать уникальные идеи и что каждый из нас может сделать для того, чтобы раскрыть подобные способности в себе? Для начала давайте разберемся, какие черты характера отличают творческих людей и какие качества личности позволяют им успешно применять свою креативность на практике.

Характеристики творческой личности

  • Гибкость ума и нестандартный взгляд на вещи. Творческие люди обладают способностью мыслить вне рамок и клише. Они свободны от стереотипов и открыты к новым, пусть даже сумасшедшим идеям;
  • Оптимизм и юмор. Жизненные трудности воспринимаются творческими людьми как уроки, приносящие бесценный опыт и мудрость. А способность посмеяться над собой и ситуацией обеспечивает легкое отношение к любым возникающим проблемам;
  • Любознательность. Буквально – они любят знания, любят новые места и общение с новыми людьми. Им все интересно, все любопытно, как маленькие дети, они не прекращают задавать вопросы окружающим и самим себе, а жизнь воспринимают как возможность для самовыражения;
  • Уверенность в себе и независимость от чужого мнения. Творческие люди не боятся высказывать точки зрения, отличающиеся от общепринятых. Они не оглядываются на других с целью получения признания, они смотрят только в себя. Так, индийский математик Сриниваса Рамануджан добился колоссальных успехов в области теории чисел, не имея специального математического образования. Несмотря на специфику науки, Сриниваса не боялся творить и имел смелость сначала выдвигать теоремы и формулы и только потом вместе с лучшими профессорами Кембриджского университета в течение нескольких лет искать их доказательства;
  • Эмоциональное восприятие жизни. Творческие люди проживают жизнь ярко и эмоционально. Они осознают свои реакции и эмоции, позволяют себе испытывать любые чувства и эмоции, находятся в состоянии «здесь и сейчас».

Творческий подход применим во многих аспектах нашей жизни – от разгадывания детского ребуса до проработки стратегии развития бизнеса или решения сложной жизненной ситуации.

При каждом таком творческом акте неизменно происходит создание чего-то нового – находится новый путь решения поставленной задачи или применяется какой-то новый подход. В этом, собственно, и заключается само творчество и самореализация.

При этом всегда происходит взаимодействие познавательной сферы личности и эмоционального интеллекта в единстве, где исключение одной из сторон невозможно (подробнее об этом здесь).

А следовательно, развивая эмоциональный интеллект, мы развиваем свое творческое начало, которое есть у каждого без исключения.

1. Работаем над своими психологическими барьерами

Будьте честны с самим собой и проанализируйте, что мешает вашей креативности выйти из тени предрассудков и страхов. Нередко основной причиной является боязнь показаться глупым. Руководствуясь этим страхом, человек выбирает путь наименьшего сопротивления – «быть таким, как все».

Корни такой установки уходят глубоко в наше детство, когда родители, возможно, негативно реагировали на творческие порывы ребенка, гасили их или даже стыдили за них.

Работаем с самооценкой и обращаем внимание на то, как мы реагируем на креатив своих детей, чтобы не наступить дважды на те же грабли.

2. Слушаем свой внутренний голос

Творчество – это реализация неповторимости и уникальности нашей личности. Искать его нужно прежде всего в самом себе: слушаем свою интуицию, доверяем своим ощущениям и осознаем свои эмоции.

Нас учат в школе, что из пункта А надо сначала попасть в пункт В и только потом – в пункт С. Череда логических последовательных выводов может приводить нас к правильным и оптимальным жизненным решениям и выборам. Но! Мы живем не в линейном мире.

По последним данным теории струн, мы живем минимум в 10 измерениях, и из пункта А можно сразу попасть в пункт Z.

Как? Ответ на такой трудный вопрос скрывается не вовне, а внутри нас, и основная задача – услышать его, приоткрыв рамки привычных убеждений, и дать право жить нашим самым смелым фантазиям.

3. Входим в «творческий поток»

Многие из вас испытывали так называемое «состояние потока» – состояние некого транса, когда с удивительной легкостью и за короткий промежуток времени свершаются дела, создаются произведения искусства, решаются трудные задачи. Время в таком состоянии летит незаметно, человек находится в своей высшей степени работоспособности и вовлеченности в дело. 

Это состояние – не вымысел, а изученное психологическое явление, которое впервые исследовал американский психолог Михай Чиксентмихайи. Михай утверждает, что в состояние «потока» может войти каждый без исключения путем работы над восприятием действительности.

Способы концентрации внимания и входа в поток у каждого свои. Вспоминаем пережитый опыт потокового состояния и привносим в свою жизнь максимум аналогичных условий для его создания.

Это может быть особая музыка, созерцание прекрасных видов, поездка в одиночестве на автомобиле, общение с близкими «на одной волне» – вариантов масса, важно найти и использовать свой. 

4. Развиваем творческое мышление

Важной составляющей творческого потенциала человека является способность творчески мыслить – креативить. И если вы чувствуете явный пробел в этом умении, вот конкретные упражнения, которые помогут натренировать творческого мышление:

5. «Фантазии на скорость»

Возьмите любые карточки c картинками или словарь русского языка. Наугад выберите два слова или две картинки и быстро придумайте предложение, в котором будут использованы обе картинки или оба слова. Например, находим слова «заяц» и «куст», строим предложение: «Заяц прячется под кустом». Попробуйте выполнить упражнение вместе с детьми – понравится всем!

6. «С конца до начала»

Представьте, что результат какого-либо дела, которого вы хотите достичь, уже существует. Пройдите «лабиринт» от финиша к началу – прокрутите в голове все шаги, которые были сделаны, в обратном порядке. Упражнение позволяет увидеть целостную картину и сложить воедино все действия по реализации какого-либо проекта, которые ранее никак не могли соединиться в пошаговый план.

7. «А что, если?» 

Представляем себя детьми и начинаем фантазировать: «Каким бы был наш мир, если бы в сутках было 45 часов?», «Каким бы был наш мир без электричества?», «А что если бы все люди могли читать мысли друг друга?», «А что если бы все наши желания исполнялись?» – и т. д. Размышлять можно в одиночестве, с детьми или с близкими во время дружеских посиделок. Хорошее настроение гарантировано!

8. Визуализация 

Вашу реальность, ваши мечты о будущем, конкретные задачи или проекты – оформляем наглядно. Берем большой лист ватмана, старые вырезки, цветную бумагу, фото, пластилин, ленточки и т. п. Правил и инструкций нет, полная свобода творчества. Удивитесь, как из полного хаоса вы сами создадите наглядную картинку любого аспекта вашей жизни.

9. Общение

Один из самых эффективных способов повышения творческой активности – это окружение себя творческими и разносторонними людьми. Выходите из тени, дискутируйте, высказывайте свое мнение, спорьте! Ведь именно в конструктивных дискуссиях знания становятся «объемными», а события и явления предстают перед нами с разных сторон.

10. Дыхательные практики

Самое простое – «техника на 5 счетов»: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох и снова остановка.

 Снижаем уровень тревожности, повышаем уровень осознанности: во время дыхания постепенно концентрируемся на частях тела – от кончиков пальцев ног и до самой макушки.

Представляем, как воздух проходит через все наше тело, каждый орган вдыхает и выдыхает кислород, постепенно растворяясь со светом вокруг. Попробуйте!

11. Состояние «спокойной воды» 

Представьте, что все ваши волнения и тревоги – это рябь на реке, которая мешает увидеть водную гладь и отражение в ней прекрасного мира вокруг. Спокойная вода – объективная реальность – такая, какая она есть. 

Итак, теперь мы знаем, что творчество – это неотъемлемая часть нас самих, которую нужно найти, удержать и непременно развивать. Оно наполняет нашу жизнь смыслом, позволяет быть целостными и дает возможность самореализации. Раскрытие своего творческого потенциала – это именно то, с чего стоит начать путь поиска гармонии с собой и окружающим миром.

Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase

Источник: https://rb.ru/opinion/kreativ-v-kazhdom/

Нестандартное мышление: 10 эффективных способов его развития

Про нестандартное мышление

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Ещё Стив Джобс говорил о том, что нестандартное мышление или креативность – это просто умение находить связи между обыденными вещами.

Именно из-за этого творческие люди иногда не могут принять тот факт, что их считают гениями, порой испытывая чувство вины, ведь они, по их мнению, всего на всего заметили очевидное и уже существующее, просто нашли этому более необычное применение.

И сегодня мы рассмотрим способы, с помощью которых каждый сможет развить в себе неординарное мышление.

Знаете, чего напрочь лишены неординарные личности? Шаблонов и стереотипов. Опыт – прекрасная вещь, на него можно опираться в сложных и не очень жизненных ситуациях, но если человек не выходит за его границы, то формируется стереотип, какой-то определённый механизм, который помогает принимать решения.

И, с одной стороны, он снимает тревогу и напряжение, ведь если я действую однообразно, я уже знаю, какие будут последствия и результаты, отчего испытываю спокойствие. А с другой – ограничивает, потому что я не исследую, то есть, не задаюсь вопросом о том, а как будет, если я поступлю иначе, что случится, если немного изменю ход действий?

Этот закостенелый способ уже может не работать, перестанет быть актуальным, а я буду дальше им пользоваться, не получая удовлетворения и ожидаемого результата, не находя в себе силы с ним распрощаться. Так что, первое, что вам необходимо сделать – преобразовать своё мировоззрение в нешаблонное, свободное от стереотипов и границ. То есть, взгляните на привычные вещи под непривычным углом.

Например, как можно использовать ручку, помимо того, чтобы писать? Набросайте варианты, пусть даже совсем нелогичные, ведь именно так появились, допустим, аудио книги или магазины самообслуживания. Просто кто-то когда-то задался вопросом, а что ещё можно сделать с книгой? Как узнать, что в ней изложено, не читая?

2. Сумасшедший архитектор

Интригующее название, не так ли? Задание не менее интересное, и состоит в том, что вы попробуете себя в роли архитектора, то есть спроектируете дом и приусадебный участок. Для этого выпишите первые 10 слов, что пришли вам в голову. Допустим, ананас, подушка, жаба и т.д. После чего, используя свой ассоциативный ряд, начинайте создавать.

Кстати, уровень ваших художественных способностей совсем не имеет значение, как и логичность, реальность задумок.

Используя предложенные мной слова, давайте сделаем стены постройки жёлтого цвета, как у спелого ананаса, а внутри, вместо обоев, будут по всему периметру подушки, с вышитыми на них лягушками.

Таким образом, если у вас есть дети, можно совместно провести весело время, причём с пользой для каждого участника.

3. Перевёртыш

Попробуйте какое-то слово произнести наоборот. Непросто, правда? Особенно, если оно длинное. Но есть маленькая хитрость, начинайте с чтения вывесок и названий магазинов, тогда ваш мозг перестроится, и вы научитесь переворачивать слова самостоятельно.

Думаю, не стоит напоминать, что необходима ежедневная тренировка, даже если у вас стало получаться, закрепите новоприобретённое умение, чтобы оно превратилось в навык. Если кто-то из близких людей будет практиковаться с вами, то со временем вы сможете спокойно разговаривать на улице или в транспорте, не переживая, что вас подслушают. Вернее, слышать вас будут, но понимать – вряд ли.

4. Спец. сигналы

Видели картины, где спец агенты на задании во время какого-то боя обмениваются информацией с помощью жестов? Так вот, договоритесь с членами семьи или близкими друзьями о том, что в течение часа вы будете общаться только жестами, можно подключать и мимику, главное, удержаться, чтобы не проронить ни слова. Проигравший, к примеру, будет оплачивать обед в ресторане или подготовит сюрприз. Это для мотивации, если просто победы и понимания того, что развиваешься, недостаточно.

Только это всё должно происходить в процессе какой-то совместной деятельности, иначе может и не быть повода что-то сказать друг другу. Можно вместе приготовить ужин, какое-то новое и незнакомое для участников блюдо, или собрать конструктор, найти потерявшуюся вещь, обсуждая, где кто смотрел и, набрасывая варианты её местонахождения.

5. Задом-наперед

Хотите необычный способ чтения книги? Приступите к её изучению с конца. Ведь как развить креативность, если мыслить привычным образом, используя обыденные предметы? А я отвечу – никак.

Поэтому набираемся терпения, выбираем совсем незнакомый рассказ (начинайте с маленьких объёмов, иначе, достав, к примеру, «Войну и мир», можно навсегда перехотеть быть неординарной личностью), и читаем, начиная с самой последней страницы. Ваш мозг очень активно включится в работу, ведь нарушенная последовательность событий не позволит вам заскучать, замечтавшись о чём-то отдалённом.

6. «Каракули»

Бывало такое, что, во время длительного разговора по телефону, вы на первом попавшемся листике начинали рисовать всякие вензеля и линии, тщательно их зарисовывая и разрисовывая?

Так вот, задание состоит в следующем, подготовьте шаблон, например, на одинаковом расстоянии друг от друга в несколько рядов изобразите маленькие крестики или нолики, после чего, пофантазируйте, и добавьте им ножки-ручки и прочие атрибуты, превратив в какие-то фигурки, взяв за основу изображённый символ. Можно распечатать текст с китайскими иероглифами, чтобы усложнить задачу. Это, кстати, ещё и неплохо расслабляет, помогая справиться со стрессом и ощутить спокойствие.

7. Ассоциации

Ну, куда же без них? Невозможно получить неординарное мышление, не позволяя потоку мыслей литься свободно и естественно, без границ и включения логики. Оглянитесь прямо сейчас, что вы видите? Выберите лишь один предмет.

Теперь следует взять лист и начертить две колонки. В первую вы будете выписывать прилагательные, которые описывают вашу ассоциацию, а во второй свойства, ну которые совсем нельзя применить по отношению к выбранному объекту.

Мне первой бросилась в глаза бутылка минеральной воды. Бутылка стеклянная, пластиковая, маленькая и т.д. Или пушистая, жидкая. Старайтесь написать не менее 20 пунктов в каждой колонке, чтобы мозг хорошенько включился в работу.

8. Сложно не по детски

По поводу не шаблонности, вот надеть свитер может каждый здоровый человек на планете, верно? Родители или другие взрослые ещё в детстве научили этому процессу, который кажется таким простым. А что, если завязать глаза? Или использовать только одну руку, балансируя при этом на одной ноге?

Попробуйте что-то нарисовать, вставив карандаш в пальцы ног, или почистить зубы без помощи рук. Задачи не из простых, но вполне посильные, особенно, если пробовать снова и снова. Возможно, тогда мы будем более терпимыми к детям, когда они долго копошатся или не справляются, с, вроде бы, совершенно несложным делом?

9. Схожести

Опять-таки настало время придумывать ассоциации. Ну что поделать, если развитие благодаря им более быстрое и эффективное? Итак, как обычно, берём лист бумаги и выписываем 5 первых пришедших в голову существительных. После чего выписываем общие признаки всего ассоциативного ряда.

Не обязательно выкладываться в одно слово, да ещё и прилагательное, можно подумать о том, что можно сделать одинаковое действие с помощью каждого из них. Может, именно благодаря этому упражнению взяла начало традиция пить из туфельки невесты на свадьбе? Кто знает, вдруг и вы сможете изобрести что-то, что прославит вас и принесёт успех?

10. Я миллионер

Самое приятное задание для тех, кто мечтает об успехе – представьте, что выиграли или получили в наследство миллион долларов с одним условием – необходимо его потратить до последнего доллара. Детально распишите, куда и на что именно. Только вот незадача, тратить нужно не впустую, а вкладывая в то, что принесёт прибыль.

Отличное упражнение для бизнесменов и предпринимателей. Постарайтесь не придумывать банальные способы, облегчая задачу, к примеру, приобрести дом за миллион и сдавать в аренду звёздам для вечеринок или продать немного позже за более высокую цену.

Рекомендация

Как всегда я рекомендую сайт викиум. Там кроме памяти еще и много интересных задачек в разделе мышление. Посмотрите, я частенько практикуюсь в занятиях на этом сайте. Вроде и отдохнул, играя. В тоже время — польза для мозга.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вам интересно узнать, насколько вы неординарно мыслите, рекомендую пройти онлайн — тестирование «Тест на определение уровня творческих способностей». Успехов Вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: https://Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/nestandartnoe-myshlenie.html

Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове!!!

Про нестандартное мышление

Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей.

Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи.

Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.

Что это такое

В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи.

Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем.

Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.

Примеры нестандартного мышления:

  1. Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
  2. Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.

Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями.

При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека.

В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.

Типы мышления

Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения.

Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения.

Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.

Основные типы мыслительной деятельности:

Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.

Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.

Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…

Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…

По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.

Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.

Креативность — это хорошо или плохо

Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни.

Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира.

В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений.

В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам.

При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.

Мышление и головной мозг

Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание.

Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов.

Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.

Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач.

В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается.

Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед.

Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений.

Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.

Методы и принципы мышления

Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.

Общие принципы:

  1. Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
  2. Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
  3. Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.

Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений.

Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов.

В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

Шесть этапов:

  1. Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
  2. Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
  3. Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
  4. Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
  5. Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
  6. Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Упражнения

Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта.

При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки.

Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.

Ответы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.

Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:

Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.

  • Цепочка логических вопросов

Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.

Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.

Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.

Источник: https://ponervam.ru/nestandartnoe-myshlenie.html

Какие трюки помогают развивать нестандартное мышление?

Про нестандартное мышление

Чаще всего наше мышление достаточно стереотипно и типично, как и у многих других людей. Мы всё принимаем за чистую монету. Однако эти 7 шагов помогут развить нестандартное мышление и изменить взгляд на многие вещи.

«Мысли нестандартно!» Сколько раз вы слышали подобное и задавались вопросом «Как я могу это сделать?». Мыслить «иначе» — наиболее востребованный навык сегодня.

Если вы взгляните на большинство профессиональных должностных инструкций, вы заметите, что критическое мышление отмечено как необходимый навык.

Так как же мы можем научиться думать не как все, особенно если мы никогда раньше так не делали? Первый шаг заключается в следующем: чтобы думать «по-другому», нужно поступать «по-другому».

1. Играйте в детские игры

Да, ваши глаза вас не обманули, вы действительно всё правильно прочли. Итак, многие детские игры сегодня – отличный сложный стимулятор мышления. Играйте в развивающие игры со своими детьми или с друзьями, получая удовольствие и одновременно развивая своё критическое мышление. Это могут быть головоломки, игры на смартфонах, настолки или даже компьютерные игры.

2. Все люди разные, как и их типы мышления

Знакомство с новыми людьми – отличный шанс узнать то, чего вы не знали раньше, осознать или открыть для себя новые возможности. Ибо есть такие люди, которые, начав говорить, поражают всех своим ходом мыслей.

Может и вам посчастливится найти такого собеседника. Главное помните: каждый новый знакомый – это кладезь информации и идей, которые вы можете трансформировать и анализировать, чтобы развить нестандартное мышление.

3. Впечатления наталкивают на новые мысли

Каждый новый опыт, хороший или плохой, заставляет задуматься. Попробуйте следующее:

  • Поэкспериментируйте с новыми блюдами.
  • Попробуйте выбрать новый маршрут до работы и наблюдайте новые виды и пейзажи.
  • Путешествуйте (как бы заезжено ни звучало)! Любые путешествия – однозначно тонна эмоций, а, следовательно, и мыслей.
  • Знакомство с другими культурами. Изучение любой культуры и погружение в неё значительно расширяют спектр ваших чувств и активизируют мыслительные процессы.

4. Формируйте мнение на основе правильных фактов

Первый шаг к своему мнению – это верные факты. Одно дело, когда вы формируете мнение на основе эмоций, чувств, и другое – думать, опираясь на факты.

Разговаривайте с людьми, проводите исследования, делайте всё возможное, чтобы получить достоверную информацию. Самый простой способ сделать это привычкой – начать с простого.

Каждый раз, когда начинаете формировать своё мнение, отвечайте на простые вопросы:

• Откуда мне знать, что это правда?
• Какие факты подтверждают моё мнение?

5. Черпайте идеи извне

Люди просто переполнены идеями. Мы живем в эпоху информационной перегрузки и, по сути, нет никакого недостатка в идеях, чьи бы они ни были. Чтение различных источников на разные темы — еще один отличный способ начать мыслить «иначе».

Выберите случайным образом какой-нибудь журнал или книгу. Попробуйте сформировать своё мнение о прочитанном. Теперь, когда вы узнали, откуда можно «взять» нестандартное мышление, вам необходимо научиться выражать себя.

Ведь знания без практики бесполезны.

6. Дискутируйте с друзьями

Соберите друзей и проведите групповое обсуждение — своеобразный кружок. Можете говорить о чём угодно, лимита тем не существует. Вы можете перейти от политики, спорта и здоровья к воспитанию детей, работе, личной жизни и многому другому. Группа должна быть примерно из 6 человек. Разбейте группу на 2 части.

Одна должна говорить в пользу темы, а вторая – против неё. Дайте каждому человеку 3 минуты на высказывание. После того, как все высказались, дайте друг другу возможность задать вопросы и поддержать свои точки зрения.

Подобного рода дружеское мероприятие помогает не только формировать своё мнение, но и убедительно и лаконично выражать его.

7. Смотрите на всё через призму объективности

Как бы нам ни хотелось думать, что наше мнение правильно и логично и что мы никогда не ошибаемся, это не так. Главное — это то, что мы смотрим на мир субъективно, через наш опыт, наше воспитание, восприятие и мировоззрение.

Когда мы начинаем формировать мнение, очень важно видеть вещи через призму объективности.  Это сложно, никто не спорит, но не забывайте принимать во внимание все факты и имеющуюся информацию. Такой взгляд приходит с осознанной практикой.

Начните уже сегодня!

Flytothesky.ru

Источник: https://flytothesky.ru/nestandartnoe-myshlenie/

Привычка достигать, как мыслить нестандартно и 22 способа генерировать идеи

Про нестандартное мышление

Алена Лепилина

А вы уже слышали про дизайн-мышление? Это вид out-of-the-box thinking, или нестандартное мышление. Если вы прокачаете этот навык, то сможете улучшить свою жизнь по всем фронтам.

Это подтверждает 48-летний опыт Бернарда Роса — основателя легендарного института дизайна Стэнфорда, где слушателям открывают их собственный мир, заставляя отказываться от привычных стереотипов и демонстрируя множество новых возможностей.

В книге «Привычка достигать» Бернард Рос собрал лучшие идеи по дизайн-мышлению и кучу практических упражнений, которые можно брать и делать прямо сейчас. Вот несколько любопытных отрывков из книги.

Что такое «дизайн-мышление»?

Бернард начал преподавать дизайн-мышление почти 50 лет назад, еще до того, как это стало мейнстримом.

Ему слово: «Дизайн-мышление — это набор принципов, которые наша группа разработала для эффективного решения самых разных дизайнерских проблем.

Мы ввели этот термин, когда заметили такую штуку: мышление большинства успешных дизайнеров и их подходы к решению проблем существенно отличаются от мышления обычных людей.

Знакомьтесь, Берндард Рос. — Источник

Дизайн-мышление поможет эффективнее решать проблемы, лучше сосредоточиваться на начатом и добиваться большей удовлетворенности жизнью. Вы ощутите энергию, которой обладаете и которая сделает вашу жизнь лучше.

Вы можете взяться за давно откладываемые дела и освободиться от оков, которые ограничивали проявления потенциала, научиться изменять окружающую действительность и, наконец, достигннуть того, чего хотите всерьез.

Как решить проблему?

Вот вам вопрос: «Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?». Ответ дизайнерски мыслящего человека: «А зачем вообще использовать электрические лампочки?».

Именно с этого нужно начинать решение любой проблемы — изменить подход к ней и задать другие вопросы. Правильно заданный вопрос — это половина успеха. Это помогает доходит до сути проблемы.

Мы сами загоняем себя в проблемы

Например, мой друг Кайл искал себе жену. Он задавал вопрос: «Как найти жену?». Но на самом деле суть проблемы был в том, что он просто хотел общения. И когда он поставил вопрос «Как получать достаточное количество общения?», вопрос с «поиском» жены отпал.

Незнакомое знакомое, или Функциональная ригидность

Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому. Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.

Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.

Что вы видите на картинке? — источник.

Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.

Самое главное, что стоит развивать: вы должны суметь сделать известное и привычное неизвестным и непривычным.

1. «Что если?»

Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что если бы не было силы притяжения? А что если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.

2. Матрица принятия решений

Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.

В книге вы найдете 22 способа генерировать идеи и решать проблемы, — иллюстрация из книги

3. Схемы последовательного развития событий

Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.

«Моя работа не имеет никакого значения»

Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.

Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.

Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами выбрали для себя значение, которое вкладывают в эти отношения. Например, неудача может быть поначалу очень болезненной. Но она редко становится катастрофой, если человек не придает ей такого значения.

Быть у руля

Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту. Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?»

Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой.

На деле вопрос должен звучать так: «Как мне перестать переживать из-за того, уходить в отставку или нет?» Ответ был на поверхности: «Перестань об этом думать».

Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.

Дизайн-мышление научит вас быть у руля своей жизни.

Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.

По материалам книги «Привычка достигать»

Обложка поста:pexels 

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/02/09/privychka-dostigat-kak-myslit-nestandartno-i-22-sposoba-generirovat-idei/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.