Размышления о народной музыке и культуре

Что мы знаем о музыке Древней Греции?

Размышления о народной музыке и культуре

Древнегреческая музыкальная культура — исторически первая, о которой мы знаем достаточно много.

Почему так случилось?

В Древней Греции появились философы, мыслители, которые стремились понять, как всё устроено на самом деле. Свои рассуждения они записывали (или их ученики записывали за ними). Осталось множество текстов. А древнегреческий язык не был забыт, и эти тексты нетрудно прочитать.

Есть среди них, конечно, и размышления о музыке.

Авлетистка на пиру.

Греки записывали поэзию и драму, философские трактаты и рассказы о далёких землях. Конечно, они нашли способ записывать и музыку. Для этого они использовали буквы.

Каждая буква означала ноту, а записывались буквы-ноты вторым рядом над строками текста. Этот способ был ещё несовершенным: так нельзя было записать ритм.

Но реконструкции древнегреческой музыки можно считать достаточно точными.

Сколия Сейкила, текст и ноты.

Музыкальных инструментов было множество, и нередко инструменту сопутствовал миф. Так, Аполлон играл на кифаре, и кифара считалась самым благородным из инструментов.

Нимфа Сиринга превратилась в тростник, спасаясь от бога Пана, и безутешный Пан изготовил из тростника флейту-сирингу. Авлос изобрела Афина, но бросила его, потому что игра на авлосе требовала некрасивого раздувания щёк; авлос подобрал сатир Марсий.

Были у греков и ударные инструменты: тимпаны и кимвалы. А в третьем веке до нашей эры появился и первый клавишный инструмент — орган-гидравлос.

Аполлон с кифарой.

А что необычного мы знаем о музыке Древней Греции?

Музыка мироздания

Пифагору приписывается создание одной из самых величественных философских концепций: музыки сфер. По легенде, Пифагор единственный из людей мог слышать эту музыку физически. Прочие должны были постигать её только разумом.

Согласно ранней концепции, Земля находилась в центре мира. Её окружали сферы, несущие на себе Солнце и планеты. В движении планеты издавали звуки, и сочетания этих звуков складывались в небесную гармонию.

Себя же самого сей муж организовал и подготовил к восприятию не той музыки, что возникает от игры на струнах или инструментах, но, используя какую-то невыразимую и трудно постижимую божественную способность, он напрягал свой слух и вперял ум в высшие созвучия миропорядка, вслушиваясь (как оказалось, этой способностью обладал он один) и воспринимая всеобщую гармонию сфер и движущихся по ним светил и их согласное пение.Ямвлих о Пифагоре

Тетрахорды

Наверняка вы слышали, что в гамме семь нот. Так вот, в древнегреческой гамме их было четыре. Гаммы назывались «тетрахордами», буквально — «четыре струны» (а всё потому, что на ранней лире струн было четыре).

Вряд ли найдётся человек, который не сможет отличить минор от мажора. Разных тетрахордов было намного больше: фригийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, энармонический… и это далеко не всё (а вот минора с мажором тогда не было).

Тетрахорды тоже легко отличали друг от друга. Фригийский тетрахорд считался изнеженным и страстным, дорийский — суровым и мужественным.

Идея о том, что музыка способна вызывать определённые чувства в зависимости от своего устройства, родилась именно тогда.

«Сегодня он играет джаз…»

Ещё древние египтяне много тысяч лет назад жаловались, что молодёжь не уважает старших, плохо воспитана, нерадива, и конец мира, несомненно, уже близок. То же самое повторяли и древние греки. Греки при этом уточняли, что во многом тут виновата музыка.

Да, бездуховная новая музыка, чересчур страстная, а то и позаимствованная у каких-нибудь идейно чуждых народов — это она во всём виновата. Надо её запретить!

Рассуждая об идеальном государстве, философ Платон полагал, что занятия музыкой обязательны для всех достойных граждан. Музыка помогала воспитывать здравый смысл и благородство духа, так же, как гимнастика формировала крепкое и здоровое тело. Но, разумеется, это должна была быть старинная, проверенная веками музыка: те песни, которые певали деды.

…научились древние пифагорейцы звуками музыки трогать свирепые души. И Дамон, пифагореец, обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, пением к жизни умеренной и честной.Царлино, «Установления гармонии»

Конкурсы

Древние греки любили и ценили разнообразные состязания. Кто не слышал об Олимпийских играх? А ведь они были далеко не единственными. Пифийские игры, Истмийские, Немейские, Карнейские…

Далеко не все они были спортивными.

На Истмийских играх состязались в том числе поэты и музыканты, а Пифийские игры изначально целиком были посвящены искусствам, и только позже в них включили и состязания атлетов.

Как современные Олимпийские игры наследуют древней традиции, так и современные музыкальные конкурсы тоже зародились в глубокой древности!

Теория и практика

А ещё в Древней Греции родилась одна удивительная и, пожалуй, немного забавная особенность, которая с тех пор так никуда и не делась.

Теория музыки расходилась с практикой.

В наши дни научные исследования популярной музыки, конечно, существуют, но их очень мало. И те, что существуют, чаще описательные (биографии певцов, истории создания песен), чем аналитические. Настоящие исследования посвящены совсем другой музыке.

И в Древней Греции мыслителей куда больше интересовала неслышимая гармония мира, чем реальные песенки и наигрыши. Кроме того, вся древнегреческая музыкальная теория говорила об одноголосной музыке.

А о том, что многоголосная музыка вообще существовала, мы можем судить только… по ругательствам в её адрес.

Дескать, певцы и музыканты разводят беспорядок со своим многоголосием и не уважают старинную простоту.

Да, немало наша культура унаследовала от древних греков!..

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/5b9447045960b700aa6852e4

Русская народная песня. Что она собой представляет?

Размышления о народной музыке и культуре

Самое интересное, что народные исполнители не считают свое пение музыкой. К последней относят только инструментальное исполнение. И распространенность инструментальной музыки сильно отстает от вокала. Поэтому «музыку» оставим в стороне. Обратимся целиком к песне.

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть является непосредственно элементом такого процесса.

Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является. И. Е. Репин, «Бурлаки на Волге», 1870−73 гг.
Источник: hudojnik-peredvijnik.

ru

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны.

Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

Народная песня — это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня — это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

И, как и наша сегодняшняя разговорная речь, народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой.

Даже если словам песни (которые оттуда не выкинешь) не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно.

И ясно, что в нашем случае слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова. Ф. В. Сычков, «Праздничный день»
Источник: artchive.ru

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые — как филологи, так и музыканты — долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.

1. Многоголосие

Многоголосие нам привычно в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но это, скорее, влияние городской культуры на поздние пласты народного творчества.

В собственно народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Но существуют и правила координации.

Но они не так строги, как в музыке Баха, например, или Моцарта. А. С. Степанов, «Хоровод»
Источник: artchive.ru

Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.

2. Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).

Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

3. Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха.

Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.

Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня — это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшей Новгородской республики. В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.
Источник: artchive.

ru

  • По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные.
  • Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.
  • Также существуют плясовые и хороводные.
  • Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные.
  • К ним примыкает более современная частушка со страданиями.

При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Так споем же, друзья! частушки, разговорная речь, русские народные песни, народное пение

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/31748/

Размышления о народной музыке и культуре. Про культурный базис и творения на его основе

Размышления о народной музыке и культуре

В прошлой статье про деньги затронул тему базиса мироощущения, теперь хотелось бы развить мысль в другом направлении — от политики перепрыгнуть на вторую мою любимую тему, про культурный базис.

Сегодня поговорим про музыку и вообще культуру.

О музыке серьёзной и развлекательной
О сознательном и подсознательном в музыке
О народной музыке и попсе

Общие мысли про культурный базис

Регулярно привожу в своих статьях иллюстрацию в виде конструкции из кубиков — для того, чтобы построить высокий и прочный дом, необходим фундамент, он же базис. Это касается многих вещей, далеко не только комсомольских строек. 

В прошлой статье говорил про моральные ценности, сейчас — про культуру.

Никогда не задумывались, почему в кавказских или среднеазиатских «тусовках» практически всегда играет музыка с их национальными корнями?..

Даже молодёжь, которая, казалось бы, должна слушать Джастина Бибера, слушает «тумц-тумц» под свою родную пентатонику.

А наша расейская — в основном музыку на фашисском, (в запущенных случаях — на японском итд); но, в общем, «калинки-малинки» вы там не услышите; к народной культуре, даже в этно-варианте типа «Иван Купалы», люди приходят у нас всё же ближе к 30. А всё почему?..

А потому, что разные подходы к формированию культурного базиса.

Понятно, что базис состоит не из одного кирпича — из сотен и сотен мелких галечек, но тут важно соотношение мух и котлет

Если человек, к примеру, слушает «Пинк Флойд», но при этом на 80% его базис состоит из, например, украинских песен, то «Пинки» не станут для него идолом — будут одним из его кирпичиков, возможно, самым ярким, но — всего одним из.

А вспомните подростковые фанатские войны — панки против металлистов, металлисты против рокеров; для наших детей музыка (зачастую к тому же низкопробная) становится буквально всем, потому что никакого другого базиса нет.

У традиционной музыки по сравнению с современной поп-музыкой (и не только поп-, любой популярной) есть одна важная особенность — она многогранна, из одного жанра переходит в другой, и всё равно остаётся самой собой; за колыбельками стоят детские считалки, за считалками игры и заклички, за ними — молодёжные игры и песни, затем трудовые и боевые песни, и так — до духовных стихов и похоронных обрядов. Поэтому можно всю жизнь в ней вариться без какого-то слома базиса.

А современные дети входят в мир под одну музыку, в школе знакомятся с другой, с третьей — в итоге у них всё время смена культурного базиса происходит.

В плане культурного многообразия это, возможно, и не так уж плохо, но в общем для развития личности такие Перестройки — безусловное зло, ибо помогает формировать современный тип человека — перекати-поле.

Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст.

Когда-то это казалось смешным, наверное, только ведь походит на правду…

Здесь речь пойдёт уже про музыкантов.

Как уже многократно писал, народная традиционная культура в силу своей всеохватности, даже несмотря на несколько пренебрежительное к ней отношение, по-прежнему интересна музыкантам, даже вполне современным.

Иногда они принимаются за «каверы» народных песен — зачастую выходит неплохо, хотя в основном, конечно, получаются эпик-фейлы — на мой предвзятый взгляд. А всё почему? Да всё потому же, из-за базиса, точнее — неправильного его сочетания.

В лучших случаях попыток скрестить ужа с ежом встречаются два разноплановых коллектива — один современный, другой — традиционный, и с двух сторон накидываются на творчество; если у обоих всё в порядке с творчеством, то получается хорошо — например, анс. Д. Покровского + оркестр Пола Винтера; и совместная работа нашей «КрАсоты» с шведским «RAmantik».

http://rutracker.org/forum/vie…

Но такие случаи редки, и в основном музыканты начинают творить, как говорили у нас в пехоте, «в одно рыло» — мы же сами с усами, консерватории поназаканчивали, а ну-ка подать сюда материал для надругательства! И пошло-поехало.

Основная пичалько состоит в том, что базис у музыкантов ныне редко хотя бы на малую часть содержит традиционную музыку; в лучшем случае там затесался засракульт, о чём я тоже уже многократно писал.

В итоге подлинного базиса практически не видно, и, даже ухвативши неплохое произведение, музыканты из него вытёсывают что-то такое, что не имеет отношения к оригиналу вообще — потому что выстроено на неправильном базисе.

Ведь музыка — это не только нотки, это и отношение, и костюм, и интонация — музыканты поймут.

Как бы отреагировали, например, классические музыканты к «каверу», например, на итальянскую оперу, исполняемому с кавказским акцентом, в кепках, с вкраплением лезгинки и джигитовки?

Так почему же можно лапать как попало наши народные песни? Тайная великая есть.

Даже когда люди искренне хотят сделать что-то доброе и вечное, но ввиду отсутствия подходящего базиса не особо понимающие — как; частенько таких заносит в ЗасРаКульт (Заслуженный работник культуры), или в этно — даже когда они хотят заниматься «истинным и народным».

Что хуже всего — они даже не понимают, что заблуждаются, ещё и другим рассказывают: вот, мы поём русские песни, так пели в народе. Ага, пели в народе хором под аккордеон, строем на сцене…

Просто у них нет понимания, «что такое хорошо, и что такое плохо» — иногда их так научили. А учёба — это есть создание базиса.

Вообще создание культурного базиса — это задача из разряда циклопических.

Годами надо погружаться в определённую культуру; недаром профессиональные музыканты годами учатся в своих школах, училищах и консерваториях — там не только пиликать на скрипочке обучают, но и проходят историю музыки и прочую музыкальную теорию.

В народной музыке с теорией попроще, но там полно других аспектов — бытовых, календарных и прочая; там тоже с голой пяткой на шашку не напрыгнешь.

И поэтому даже когда профессиональные музыканты идут в народное творчество (даже после «народных» отделений) — их там подстерегает масса сюрпризов. Базис-то у них не совсем той системы, кирпичиков исконных раз-два и обчёлся, а современных ого-го; вот и перекашивает зачастую таких профи из стороны в сторону.

Кому удаётся балансировать и постепенно расширять «правильную» часть базиса — тому респект и уважуха, а кто всё время падает во грех народных хоров в кокошниках — с теми отдельный разговор нужен.

В оконцовке хочется сказать ещё раз про народную культуру как базис — она не помешает любому музыканту, хоть классическому, хоть рокерскому.

Не будет народного базиса — будет что-то другое, скорее всего — куда более негативное; а то и вовсе ни черта не будет, а на пустоте ничего не построишь, повторюсь.

Тарас Выхристюк

Источник http://xommep.livejournal.com/…

В очередной раз подниму «культурную» тему — на сей раз в разрезе позиционирования музыки и культуры в целом в жизни человека.

Будучи в экспедициях в Забайкалье, иногда слышал выражение «Артисты приехали».

Это про нас-то, банду сугубо любительскую во всех смыслах. Просто у людей — даже глубоко-глубоко в деревнях — уже сложилось впечатление, что если занимаешься музыкой, значит уже артист. И иногда сложно убедить, что ты — такой же человек, как и они; особенно старшее поколение.

Про крестьянство я уже говорил — музыка окружала человека с рождения и до смерти, причём не «тумц-тумц» из колонок и наушников, а живой звук, и мало того — сам человек и был инструментом. У крестьян была народная музыка, у дворянства — своя, пусть европейская и оторванная от жизни, но всё же — они тоже занимались музицированием, сочинительством и всё такое.

Что в институтах благородных девиц, что в кадетских училищах, сызмальства знать приучалась к культуре — не на уровне «все слушаем Пинк Флойд», а учились играть на инструментах, петь и танцевать.

Было своеобразное культурное воспитание элиты; про крестьянское воспитание я уже говорил раз 100 500.

Практически любой человек мог сыграть или спеть какое-нибудь произведение — не для сцены, для себя и знакомый; это была разновидность досуга. Сейчас нам (вам) сложно в это поверить, но посиделки у рояля — нисколько не менее увлекательны, чем за бутылкой пепсиколы. В народе просто никаких других альтернатив не было — темно стало, либо спать ложись, либо песни пой.

И вот что-то вдруг случилось в середине 20-го века, с появлением СМИ. У нас сейчас принято кивать на «проклятых коммунистов», которые загубили народную культуру — но ведь во всём мире такая же ботва приключилась, может быть, за исключением Индии с Китаем.

Скорее всего, случилось такое перерождение по вполне естественным причинам, особо злого умысла в этом наверняка не было — раз так синхронно всё обвалилось повсеместно; просто появились новые виды досуга — радио, потом телевизор — вот музыка и поменяла свою функцию.

Но сейчас уже стало очевидно, что это тупиковый путь, и надо ворочаться к изначальной концепции культуры — как к части жизни каждого человека.

Ничего не имею против этих товарищей, особенно если они не занимаются вредительством, но как-то мне кажется неправильным отделением от культуры всего остального населения.

Если мы ведём разговор про русскую культуру, то она должна быть делом каждого человека, а у сейчас получается — мы сидим и слушаем, что там большие дяденьки скажут на тему нашей с вами культуры.

Тем паче, что с перестроечных времён в нашей российской культуре половина имён — вообще не русские.

Почему нееврей не может быть министром Культуры Российской Федерации

Я ничего не имею против не русских россиян, многие из них действительно сделали для русской культуры больше классических ИванИванычей, но когда под русской культурой начинает подразумеваться творчество немцев и евреев — тут уже у меня возникают определённые вопросы.

Культура — это ведь не скрипочки и холсты, это мировоззрение и система ценностей, если хотите. В русской культуре, например, была принята концепция человека-оркестра — каждый человек должен уметь всё подряд — и дом построить, и защитить семью, и на инструменте сыграть, и за скотиной следить, и так далее — всё сам.

Но сейчас в массы идёт внедрение другой концепции — узкого специалиста, который может копать, а может не копать, и то в узкой области. 

Понимаю, что разделение труда, повышение производительности и всё такое — но в итоге получаем очень неустойчивую систему, которая работает эффективно только в идеальных условиях, а случись чего — и всё валится, потому что того нет, этот в отпуске — а заменить некем, и в итоге всё рушится, а поделать уже ничего нельзя.

Ровно так же случилось с нашей культурой.

Из низов культура почти ушла — условно говоря, остались только «Ой, мороз-мороз» в пьяном виде — и высшие круги, которые должны были по идее отвечать за несение культуры в массы, выродились до полной непотребности.

И что теперь с этим всем делать — решительно непонятно.

Только по старинке засучивать рукава и самим заниматься восстановлением порушенного. Не нравятся народные песни — берите в руки гитару, скрипку или фоно (тем более, что сейчас можно купить синтезатор практически задёшево, его перемещать проще), и творите сами, не надейтесь на больших дяденек «из телевизора».

Понимаю, что культурное воспитание у нас сейчас аховое — но тем не менее многие дети ходят в музыкальные школы, какой-то определённый базис там получают. И без музыкального образования можно войти в музыку, без художественного — в живопись, и тд — просто нужно желание и практика.

Я ведь зачем выкладываю всякое у себя на Ютуб-канале — не только затем, чтобы похвалиться, что я такой или сякой, и вот таких-то знаю :)) — чтобы было у кого поучиться. Если кому что-то понравится — можно брать и учить прям с ютуб-записи.

Мы частенько учим что-то по аудио-записям фконтакта, так что технологии можно использовать не только во вред, но и вполне на пользу традиционной музыки.

Это раньше за оригинальными образцами бегать приходилось кругами по всей стране, а сейчас зашёл в Яндекс — и вот тебе материал, бери не хочу.

Профессиональных музыкантов можно и нужно использовать как ориентир, но ни в коем случае не как икону и носителей абсолютной истины, будь они хоть трижды Страдивари и четырежды Паганини.

Профи — они действительно так живут, среди музыки, за это получают немаленькие суммы теньге, но это, как я уже писал выше, расходится с русским пониманием жизни — у нас-то человек должен всё уметь делать сам.

А когда человек пилит на скрипке целыми днями, то у него уже берега начинают путаться, и центр тяжести в голове смещается, что мы и видим на примере нонешней нашей «культурной» элиты.

Ни моральных, ни нравственных примеров наша «элита» предоставить не может — так что пусть себе пилит на гитарке что-то, мимо ноток не попадает и ладно.

Только не надо их воспринимать как учителей жизни и носителей Истины, чем наша молодёжь в последнее время сильно грешит — по многим таким «учителям» дурка плачет, не говоря уж о целительных лагерях ГУЛАГа.

Культура снизу должна идти, от простых людей. К чему и призываю. Это не так сложно, как кажется — надо только захотеть и заняться

Тарас Выхристюк

Источник http://xommep.livejournal.com/…

Оформление, коллажи — ИНФОбазист СМ.

Скачать «В.Лычковский (сост.) — Ежедневная русскость №1 сентябрь 2015.pdf» 

  • Социум
  • Идеология и патриотизм
  • Культура

Источник: https://cont.ws/@infobazasm/136935

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.