Ремесло

Содержание

Ремесло в средневековом городе

Ремесло

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты.

Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе.

Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

2. Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё — кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия.

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться.

Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам.

Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье — работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца.

В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики.

У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

3. Цехи-союзы ремесленников

 Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи 

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

4. Роль цехов в жизни города. 

 Вся жизнь ремесленников была связана с цехами.   Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера.

Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия.

Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями».

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ — Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья — ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/98-remeslo-v-srednevekovom-gorode-14-15-vv.html

Значение слова «Ремесло»

Ремесло

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

стар. ремество ср.

рукомесло, рукодельное мастерство, ручнойтруд, работа и уменье, коим добывают хлеб; | само занятие, коим человекживет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда.Ремесла за собой (за спиной) не носишь, а с ним добро. И то ремесло,коли кто умеет сделать весло. С ремеслом не пропадешь. Без ремесла-безрук.

Не у ремесла, так у промысла, звероловы, рыбаки. Лесное ремесло,дуги, ободья, оглобли и пр. У них ремесло под мостом, грабят проезжих.Наше ремесло быльем поросло, или было ремесло, да быльем поросло, то же,что: было ремесло, да вином залило. Соха кормит, ремесло поит, промыслыодевают, обувают. Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Худое ремеслолучше хорошего воровства. И воровство ремесло (прибав. да не хлебное).Ремеслу везде почет. Ремесло за плечами не висит (не тяготит). Ремесловотчина. Ремесло кормилец. Знай одно ремесло, да блюди, чтоб хмелем непоросло! Было ремесло, да хмелем поросло. Ремесло пить-есть не просит, ас ним добро (а само кормит). Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Ремесло к собакам занесло. Такое ремесло, что к черту занесло (хмель).Вот то ремесло, что весь дом растрясло! У кого воровство, у того иремесло. Не с ремеслом вор — и не без промысла. Человек сыт однимхлебом, да не одним ремеслом. Больше ремесла, больше и злыдней (т.е.дела, хлопот). За ремеслом ходить- землю сиротить.

Ремесловый,ремесленный люд, ремесленник, -ница, и стар. ремественник, кормящийсяремеслом, и пр. сапожным, скорняжным, кузнечным, столярным и пр. вообщемастеровой. Ремесленная Управа. Ремесленные сословия. Ремесловыепромыслы. -ников и -ницын, все, что лично их; -ничий, -нический, кремеслам и к ремесленникам относящ. Ремесленность ж. -ничество ср.мастерство, занятие рукомеслом, ремеслами. Ремесленничать, заниматьсяремеслами, особенно в крестьянстве.

В словаре ожегова

РЕМЕСЛО, -а, мн. ремесла, -сел, -сдам, ср. 1. Профессиональное занятие — изготовление изделий ручным, кустарным способом. 2. Вообще профессия, занятие (разг.). Тайны писательского ремесла. * За старое ремесло приняться (разг. неодобр.) — вернуться к прежним неблаговидным делам, поступкам. || прил. ремесленный, -ая, -ое (к 1 знач.).

В словаре ефремовой

Ударение: ремесло́ ср.

  1. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом.
  2. перен. Работа без творческой инициативы, по сложившемуся шаблону.
    1. Профессия, занятие.
    2. Какое-л. занятие, дело.

В словаре фасмера макса

ремесло́диал. ремество́, укр. ремесло́, реме́ство, блр. ремество́, др.-русск., ст.-слав. ремьство τέχνη (Супр.), сербск.-цслав. ремьство, ремезьство (мин. Михановича, XIII в., согласно Ильинскому, ИОРЯС 16, 4, 14), чеш. řemeslo, слвц. remeslo, польск. rzemiosɫo, др.-польск. rzemięślnik (библия Софии и др.), в.-луж. rjemjesɫo, н.-луж. ŕеḿеsɫо.

Сравнивают с *rǫbъ «кайма», rǫbiti (см. руб, руби́ть), далее лтш. remesis «плотник», remik̨is – то же, др.-лит. remẽsas «ремесленник», remẽstas «ремесло» (Скарджюс, Žod. Dar. 311, 367), лит. rem̃ti, remiù «подпирать», ram̃tis «подпорка», ramtýti «рубить», rámdas «рубец», лтш.

ram̃stît «рубить тупым топором, пилить тупой пилой», др.-прусск. romestue «топор», англос. rėmian «чинить, восстанавливать»; см. Маценауэр, LF 16, 181; М.–Э. 3, 479, 509 и след.; Эндзелин, СБЭ 198; Траутман, Арr. Sprd. 416.

Прочие сравнения – у Ильинского, ИОРЯС 16, 4, 14 – сомнительны, особенно из *erbmez-slo, якобы связанное с рабо́та. Ср. ремеза́. Носовой гласный в др.-польск. считается вторичным (ср. Лось, Gram. polska 1, 60; Улашин, Symb. Rozwadowski 2, 402; Брюкнер 475), поэтому не рекомендуется использовать его наряду с с.-в.-р.

ремясло (1650 г.) для далеко идущих выводов относительно первонач. формы, вопреки Соболевскому (Лекции 82). См. также рукомесло́.

••

(См. еще Френкель, ZfslPh, 23, 1955, стр. 342. – Т.)

В словаре д.н. ушакова

РЕМЕСЛО́, ремесла, мн. ремесла, ср. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло.
| перен. Профессия, занятие. «Зубастой щуке в ум пришло за кошачье приняться ремесло.» Крылов.

В словаре синонимов

дело, занятие; профессия, специальность; мастерство, рукомесло; рукоделие, минерва, промысел, искусность, призвание, работа

В словаре энциклопедии

мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней).

Для ремесла характерны: решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников).

—Василий Николаевич (1907-83) , российский селекционер, академик АН СССР (1974) и ВАСХНИЛ (1964), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1977). Разработал методы селекции, позволившие создать высокоурожайные сорта пшеницы («мироновские»). Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1979).

В словаре синонимы 4

дело, занятие, искусность, мастерство, минерва, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

ремесло́,ремёсла,ремесла́,ремёсел,ремеслу́,ремёслам,ремесло́,ремёсла,ремесло́м,ремёслами,ремесле́,ремёслах

значением слова:

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE

Ремесло — это… Виды ремесел. Народные ремесла

Ремесло

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки ремесленной деятельности.

Понятие о ремеслах

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций.

Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.).

Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда — политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья).

Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте.

Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера.

Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное.

Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д.

Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки.

В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы.

Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло — это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью.

Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов — копья, мечи, топора, стрелы.

Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло — одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 — 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе.

Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.

д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться «ювелир». В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло — это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Источник: https://FB.ru/article/187467/remeslo---eto-vidyi-remesel-narodnyie-remesla

Какую технику использовали древнерусские ремесленники?

Ремесло

Фото с сайта goldrussia.antikwariat.ru

Немало было на Руси искусных ремесленников.  Все, что создавалось в то время, делалось исключительно своими руками. Ни о каких роботах, естественно, люди не знали, даже представить такое не могли. Но, тем не менее, некоторая техника облегчающая труд у них имелась.

У древних людей были различные ремесла, к 12 веку их насчитывалось около 60 видов. Древнерусские ремесла делились на женские и мужские. Женское ремесло на Руси носило художественный характер. Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками.

Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами. С развитием феодального строя все больше ремесленников попадали в зависимость от феодалов. Какую технику использовали древнерусские ремесленники, целиком и полностью зависело от вида производства.

Да, немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров превосходных, но ведь создание орудий, помогающих в деле, тоже своего рода ремесло.

Ремесла древних славян.Техника, которую использовали ремесленники древней Руси

Как уже упоминалось выше, ремесла делились на женские и мужчины. Женщины ни в чем не уступали мужчинам ремесленникам, они добросовестно и с любовью работали над каждой вещью. Больше всего процветало женское ремесло в монастырях. Но еще до крещения Руси, когда было язычество, ремеслу в жизни людей тоже находилось место.

Почти все художественное ремесло принадлежало женщинам, за исключением ювелирного дела, этим, в большей степени, занимались мужчины.

Женское ремесло на Руси

  1. Шитье и вышивка. Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению.

    С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой, камнями или жемчугом. С семи лет девочки учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы.

    Все фигуры изображались в геометрическом виде. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека.

    Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах, это два деревянных кольца разного размера.

    На меньшее кольцо натягивали ткань, сверху надевали кольцо большего размера и, используя иголку, наносили рисунок. Технологий вышивки имелось много разных видов ,например, крест, полукрест, гладь и другие.

  2. Фото с сайта www.stihi.ru

    Ткацкое дело. Прядение и ткачество, означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были весьма примитивны, изготавливались они из дерева.

    Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными.

    Они имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок.

  3. Плетение. Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались населением до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.
  4. Роспись. Роспись достаточно поздний народный промысел, который появился ближе к 17 веку, это нанесение рисунка на различные предметы, чаще всего на посуду. Существовало несколько видов росписи, например, гжель. Гжелью назвали роспись по месту изготовления фарфоровой посуды, эта территория находилась около реки Агжелка. Там расписывали посуду в сине-белом цвете, такой рисунок на другой территории назывался роспись под гжель. Другой вид росписи – жостовская роспись, это художественная роспись металлических подносов. Еще один, сохранивший свою популярность по сей день, вид росписи – хохлома. Это декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красными, зелеными и черными красками по золотому фону. Сначала на посуду наносился оловянный порошок, а он серебряного цвета, затем изделие покрывали специальным раствором и обжигали в печи, благодаря чему достигался золой цвет. В рисунках преобладали цветы, птицы и ягоды. Самый большой цветок располагался посередине, вокруг него цветы поменьше, а сверху наносили птиц.

Мужское ремесло в Древней Руси

  1. Фото с сайта shr32.ru

    Ювелирное дело. Самым популярным ювелирным изделием в Древней Руси были колты, а попросту височные кольца. Чаще всего эти кольца были полыми, изготовленными из золота или серебра. Для изготовления височных колец  ювелирной техникой, известной древним ремесленникам, была техника, называемая зернью.

    Она заключалась в том, что готовые колты украшались маленькими металлическими шариками. Так же в ювелирном деле использовалась скань. Это тонкая, как волосок, проволока из золота или серебра, которая скручивалась в жгут, из которой получались ажурные узоры. В наше время на раскопках были найдены великолепные колты, украшенные жемчугом и разноцветными рисунками.

    Для подобных узоров использовалась техника перегородчатой эмали. Данная техника, к сожалению, в 21 веке забыта. Это тончайшая работа, занимающая много времени. На изделие мастер напаивал тонкие металлические перегородки, тем самым формируя рисунок.

    Затем отдельные части этого узора заполнялись разноцветным порошком, который при нагревании с помощью высоких температур, превращался в стекловидную массу. Эта масса и есть эмаль.  Изделия, выполненные по технике перегородчатой эмали, были очень дорогими и принадлежали высшим слоям общества.

    Еще одной излюбленной ювелирной техникой славян являлось чернение, которое использовали для украшения браслетов. Чернь – это сплав из олова, меди, серебра и других составляющих, ее наносили на изделие, как основу для будущего рисунка. В качестве узора чаще всего использовали языческую тематику и символы.

  2. Кузнечное дело. Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, оружия и доспехи для воинов, различные предметы быта.  Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. Для каждого вида металла необходима своя температура. После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы с помощью молота. Когда была достигнута поставленная цель, изделие опускали в воду, для затвердевания металла. Так же древние кузнецы занимались литьем, металл нагревался до жидкого состояния и отливался в нужные формы. Температура плавления, как и температура раскаливания, для каждого металла своя. Для изготовления оружий производилось сначала литье, затем ковкой доводили его до нужного состояния и, если требовалось, затачивали.  В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи. Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток.  Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая еще больше напоминает современный молоток. Кувалда имеет длинную деревянную рукоять и тяжелый металлический наконечник. Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Так же не обойтись кузнецу без наковальни, главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскаленного металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило.
  3. Фото с сайта www.referat.geum.ru

    Скорняжное дело. Скорняки занимались выделкой и обработкой шкур животных. Пушнина и изделия из кожи использовались в создании одежды, так же этот товар был одним из самых главных в торговле.

    Сначала на мясную сторону шкуры наносили овсяный состав и оставляли на несколько дней для размягчения. Затем с помощью специального ножа, размякшее мясо счищалось, и шкура обрабатывалась измельченным мелом для удаления влаги.

    Далее шкура выбивалась и вытягивалась, после чего ее можно было использовать для изготовления изделий.

  4. Гончарное дело. Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремеслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Изначально этим видом деятельности занимались исключительно женщины. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы, вручную, лепили сосуды различных размеров. Позже гончарное дело перешло и в руки мужчин. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Как правило, гончарный круг был деревянным, который крепился к специальной скамье. Скамья имела отверстие с осью, благодаря чему круг вращался. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из нее посуду. Из глины изготавливали не только посуду, но и первые игрушки, которые несли свой символический смысл. Различные свистки и колокольчики, которые отгоняли злых духов, детские игрушки, предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей

Здесь рассмотрены основные, ремесла восточных славян. На самом деле, их гораздо больше. Часто отдельные виды ремесел проистекали из уже существующих. Все что мы видим и чем пользуемся в 21 веке, все это пришло к нам от древних людей. Многие предметы, найденные на раскопках, выставляются в музеях нашей страны. А ювелирные изделия поражают своей красотой и дороговизной.

Да, немало было на Руси искусных ремесленников. ЕГЭ по истории  очень часто включает в себя вопросы о ремесле древних славян, что только доказывает искусность русских мастеров, поэтому людям интересующимся историей это необходимо знать. Но не только будущим историкам важны такие знания, они так же важны любому человеку уважающему труд своих предков.

Ведь их труд – это наше настоящее и будущее.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/kakuyu-tehniku-ispolzovali-drevnerusskie-remeslenniki.html

Про ремесло

Ремесло
vita_colorataИз этого текста я для себя выделила эту фразу: «Ремесленники могли знать о двойственной природе ремесла. С одной стороны, они придавали сырому материалу новую форму. С другой стороны, материал трансформировал и самого ремесленника.

» Общение с материалом, с чем бы ты не работал, тебя изменит. Потому что, что бы что-то сделать хорошо, ты должен начать говорить на его языке.

Сейчас слово «ремесло» приобрело обыденное значение.

Ремесло — это ручной труд, которым человек обычно занимается ради удовольствия (время от времени получая за это денежное вознаграждение). Некоторые виды ремесел называют искусством, так как через них человек самовыражается.

Промышленная революция, которая свела на нет необходимость в предметах, изготовленных вручную, изменила и наше отношение к ремеслу.

Ремесло превратилось в хобби.Тем не менее когда-то к ремеслу относились по-другому. В культурах примитивных народов ремесла всегда считались божественным откровением, а не изобретением человека. Керамика, вышивка бисером, живопись, сельское хозяйство, медицина, вязание, ткачество, пивоварение, резьба по дереву — всё это было создано богинями и богами, духами, божествами.

Все ремесла изначально были связаны с духовной стороной жизни. Женщина, старательно лепившая из глины, собранной на берегу реки, кувшин для воды, священнодействовала и прекрасно это осознавала.

Когда ремесла использовались для создания ритуальных предметов или предметов, символизировавших божества, возрастала связь «ремесленника» и божественной сущности: приемы, которые боги открыли людям, использовались для прославления этих богов.Так как все ремесла были сакральными, «ремесленники» не просто трансформировали предметы.

Ремесло становилось обрядом, символом духовной связи человека и божества. Таким образом, ремесло никогда не было простым хобби, это был обряд, посвященный силе и славе, религиозный ритуал.Ремесленники могли знать о двойственной природе ремесла. С одной стороны, они придавали сырому материалу новую форму. С другой стороны, материал трансформировал и самого ремесленника.

Так, каждое ремесло было сакральным процессом, приводящим как к материальным, так и к нематериальным изменениям.На заре человечества религия и магия были нераздельны. Существует лишь небольшая разница между молитвой, обращенной к восходящему солнцу, и гравировкой по камню, защищающей от врагов из соседней деревни.

Оба действия были связаны с нематериальной, абстрактной стороной жизни человека, оба были мало доступны для понимания, и оба были жизненно важны для тех, кто их осуществлял.В доисторических захоронениях в Европе было обнаружено много предметов магического и/или религиозного свойства.

Уже тот факт, что эти вещи были сделаны руками, а не просто найдены, добавляет им силы и делает их эффективнее, так как сама техника их создания была божественным откровением. Это связывало их с недоступной пониманию силой неба, солнца, ветра, молнии и самой земли.

В более близкую нам историческую эпоху магические предметы изготавливались из всех доступных материалов (дерева, раковин, камня, глины, костей, перьев, кожи, меха, цветов и семян). Чаще всего эти предметы выполняли защитную функцию. В те времена материал был не важен. Важно было то, что ремесленник придавал ему форму, соответствующую своим потребностям.

Этот созданный и надлежащим образом используемый предмет помогал человеку контролировать свою жизнь.До изобретения сборочного конвейера, до того как на Западе стало доминировать христианство, ремесло было сакральным/магическим искусством, символом силы, власти над миром и над собой.

В английском языке намек на исконное значение слова «ремесло» (craft) сохранился только в слове «колдовство» (witchcraft), что обозначает «ремесло колдуньи». Только колдуньи и маги помнят о магическом значении ремесла. Ремесло колдуньи включало магию, лечение травами, акушерство, помощь в затруднительных ситуациях, предсказание погоды, а также создание магических предметов.

Вообще же колдуньи занимались магией, варили отвары из трав и мастерили защитные амулеты для тех, кто приходил к ним за помощью. Вероятно, ведьмы знали о природной энергии, которая содержится в самом ремесле.Хотя сакральная/магическая природа забыта, сами ремесла выжили. Средние века и Возрождение многое сделали для слияния христианства и ремесла.

Определенные виды ремесел (включая каменную кладку, плотницкое дело и гравировку) использовались в деле прославления Господа, а ремесла, связанные с бытом, потеряв своё магическое значение, превратились в профессии.

Слова «колдунья», «ведьма» стали вселять страх, хотя дело было не в самих колдуньях, а скорее во власти религии, которая исказила значение этого слова и использовала его в борьбе со своими врагами. Колдовство стало вселять ужас. Занятия, каким-то образом связанные с магией, могли повлечь за собой аресты, суд и казнь.

Колдуны и их ремесло ушли в тень, а с ними — и остатки былого подлинного значения ремесла.Суть ремесла постепенно менялась. Ремесло потеряло своё сакральное значение (исключая «церковные» ремесла), а древнее искусство создания амулетов либо стало ассоциироваться с христианством, либо было окончательно забыто.

Ремесло стало светской профессией, а ремесленники — простыми производителями определенных товаров (некоторые из которых, нужно признать, были произведениями искусства). Магические предметы изготавливались частным образом и использовались в условиях строжайшей секретности. Само понятие ремесла изменилось.Если мы действительно хотим превратить ремесло в один из магических инструментов, нам нужно осознать его огромное значение. Ремесло — это не просто лепка из глины или создание маканых свечек. Ремесло — это процесс трансформации, который мы можем использовать, чтобы изменить и себя, и свою жизнь.Любой этап ремесла — это уже магическое действие. Сбор материалов, наполнение предмета силой и его использование, каждый шаг в создании вещи — это неотъемлемая часть магии ремесла.Таким образом, ремесло — это больше, чем просто сделанные вручную предметы искусства. Это связь с нашей душой. Это ценный инструмент, который мы можем использовать, чтобы изменить нашу жизнь. Ремеслом может овладеть любой человек, который готов учиться и страстно хочет изменить свою жизнь. Этого можно достичь только с помощью ясного понимания подлинного значения ремесла.

 Источник: Скотт Каннингем, Дэвид Харрингтон «Магические ремесла»

vita_colorataС чего начинать обзор города — каждый решает по своему, но мне кажется, что большой процентов туристов, что в Москве, что в Казани, начинает с кремля, святая святых исторического города. В этом мы тривиальны и тоже идем сначала туда.Метро подвозит к основанию горы и дальше нужно подняться и зайти через Спасскую башню на территорию кремля. Ну, как в Москве когда-то.
Спасская башня была построена вместе с белокаменными стенами в 1556-1566 годах. До этого кремль был деревянным. Первоначально она была простым четвериком, на который в конце 17 веке поставили два восемерика и завершили характерным московским шатром. Высота башни достигла 44 метров.  в верхнем восьмерике звонница, откуда разносился звон набатного  колокола.

Вид вовнутрьВид, оглядемшись на улицу Кремлевскую.Кремль открывает вам свои объятья и приглашает в свои музеи. Тут есть художественная галерея с коллекций Николая Фешина и выставочными залами.

Есть музей государственности, куда я идти не особо рекомендую, за немалые деньги вы увидите в основном копии исторических артефактов и сведения о развитии государства со времен Золотой Орды,что можно найти и почитать и в интернете.Забавно, но путеводитель 1976 года сообщает, что Казань скоро будет праздновать свое 800-летие.

Тогда датой ее основания считался 1177 год исходя из записи , что в лето 6685 (1177 г.) булгары воспользовались распрями среди своих воинственных соседей и на самом краю своего государства подобрали место, которое оказалось «и скотопажитно, и пчелисто, и зверисто, и рыбно, и всякого много угодья, яко не обрести другого такого…по всей русской земле».

Однако стараниями археологов, откопавших на территории кремля чешские монеты времен короля Вацлава, Казань состарилась значительно и отпраздновала в 2005 году свое тысячелетие. В 1391 году в «Рогожском летописце» она уже упомянута как центр султаната, что говорит о том, что место для города было выбрано удачное и он быстро вырос.

Мы же идем любоваться видами сверху на реку Казанку и новое строительство под стенами кремля.Храм Рождества Пресвятой Богородицы ( Пятницкая церковь)Дом рядом с церковью демонстрирует то ли неровность местной почвы, то ли хитрый замысел строителей.И это не горизонт завален, он действительно стоит под углом к прочей застройке.

Перед входом в кремль вас одолеют местные экскурсоводы, здесь очень популярны индивидуальные экскурсии, и я видела, как сопровождают группы из двух-трех человек и даже одного. У экскурсовода папочка, в которой фотографии лучшего,что он вам покажет, он уверит,что вы увидите то, что не сможете сами лицезреть только гуляя по туристической улице Баумана.

В папке обязательно будет Дворец земледельцев, в обиходе «дом колхозника». Что там находится, я так и не поняла, но Татарстан может гордиться своим сельским хозяйством. Здесь вполне обеспечивают себя сами молоком и мясом, соседняя Чувашия снабжает картофелем и грибами.

Сзади кажется элитное жильеРейсхтаг — детский лепетПовернувшись к кремлю, увидим апсиды Благовещенского собора. Строители , все те же Постник Яковлев и Иван Ширяй, что строили и сами стены. Колокольня собора утрачена.Место для собора выбирал сам Иван Грозный.Рядом с собором находится дом архиерея.

Когда юный Алеша Пешков «ощутил усталость души, едкую плесень сердца» и пробовал застрелиться на берегу Казанки, монахи наложили на шестнадцатилетнего отрока строгую епитимью. Юноша рассердился,послал монахов к черту, пригрозил: если они не оставят его в покое, то он повесится на воротах дома архиерея.

А это виднеется башня Сююмбеки, знакомая всем москвичам по Казанскому вокзалу.Башня Сююмбеки — очень известное сооружение. Сохранившееся предание гласит, что царица Сююмбеки была женой трех последних ханов. Отданная в жены двенадцатилетней девочкой, она пережила трех мужей, над прахом второго из них Сафы-Гирея , якобы поставила мавзолей.

В другой легенде говорится, что с этой башни царица бросилась на камни, не желая быть заложницей у царских воевод.Башня была дозорной, отсюда увидели войска Пугачева. Она построена из обожженного кирпича и ростом в 58 метров.С 17 века башня радует красотой и изяществом своих пропорций.Башню стянули металлическим поясом, спасая ее от разрушения.Решетка башни.

Надгробие рядом с башней.В этом дворце устраивает приемы президент Татарстана. Вспомнила Нижний, где в кремле сидит губернатор и подумала, что кремль ассоциируется с местоположением главы, кем бы он ни был. Статусное место.Мечеть Кул Шариф появилась не так давно и обогатила силуэт кремля.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани. Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч.Внутрь можно попасть, экскурсию и посетителей пускают на балкон .Мечеть выглядит не очень крупной по сравнению с теми, что мы видели в Касабланке, Каире и Стамбуле. Но пространство внутри красиво.Ковер — подарок от Ирана.

Можно занять железный трон без всякой борьбы престолов.

Вечером мы еще гуляем вокруг кремля .

Page 3

?

|

vita_colorataРаз неделя началась темой творчества, то продолжим ее фильмами на эту тему.Новый сезон я открываю тем, что покупаю цветные карандаши в соответствии с цветами модного сезона. Точнее, уже редко покупаю, их уже много, только отбираю те, которые будут использоваться чаще. На нашем рынке есть много различных карандашей хорошего качества, россыпью и наборами. Для художника интересны карандаши с дополнительными возможностями, например, акварельные. Рисунок можно размыть кисточкой и получить акварельный эффект, что даст на рисунке сочетания четких  линий с мягкими пятнами.Из лучших карандашей те, что выпускает фирма Faber castel. Я еще помню, как давно когда-то мой дед подарил мне один такой карандаш, обычный графитовый, но этой фирмы. Я не знаю откуда он был у него, вполне возможно,что еще из трофейных и он его берег и не использовал. Так что это был знаковый подарок.Производство карандашей — увлекательный для зрителя процесс. Мы подчас даже не предполагаем сколько операций нужно выполнить, чтобы у нас  в руках был карандаш, особенно такой как Faber Castel

Источник: https://vita-colorata.livejournal.com/1169767.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.