Репортаж из кузницы Виктора Мизгирёва. Кузнец нашего времени

Выковать волюту, оживить металл. Репортаж из кузницы, где рождаются жираф и Кощей

Репортаж из кузницы Виктора Мизгирёва. Кузнец нашего времени

Сошлись как-то в одной кузнечной мастерской инженер-строитель с высшим образованием Михаил и потомственный кузнец в четвертом поколении Алексей.

Сошлись по старинной для кузнечного ремесла традиции — оба пришли учениками набираться опыта. Наковали несколько дюжин совков с кочергами, пару ворот, два мотоцикла и двухметрового «Чужого».

А потом открыли свою мастерскую, где есть место не только бизнесу, но и творчеству.

В кузнечной мастерской могилевчан Михаила Мудреченко и Алексея Акулова просторно и светло. По углам — металлические заготовки и «железяки», на стенах — инструменты, в центре — небольшая, но внушающая уважение наковальня и огромный рабочий стол с металлической столешницей.

Большая часть оборудования сделана вручную, говорят ребята. Горн тоже — он газовый: так удобнее и дешевле, чем возня с дровами. А первое, что здесь родилось на свет, — турник. На нем кузнецы «отдыхают» в свободное время. В их деле нужно быть физически крепким, иначе попробуй помаши 10-килограммовым молотком весь день, чтобы расплющить 200 «лапок»…

«Чужой» как путевка в профессию

В кузнечное дело ребята пришли разными путями. Михаил Мудреченко — выпускник Белорусско-Российского университета со специальностью инженера-строителя. Говорит, поступил и выучился только из-за родителей — они настояли.

— Я с детства любил рисовать, и у меня неплохо получалось, но родители посчитали, что профессию нужно получать… более хлебную, что ли, — объясняет Михаил.

— Я отучился, отработал 2 года по распределению и еще один по контракту. Но душа все равно просила творчества. Случайно увидел в интернете ролик про кузнецов-оружейников, заинтересовался этой темой.

А потом увидел, что делают и художественную ковку, и загорелся научиться так же.

Михаил составил список кузнечных мастерских в Могилеве и начал обзванивать. Говорил, что ничего не умеет, но очень хочет научиться и просился учеником. Объясняет: кузнечное дело — это только практика. Теория здесь ничто, какой бы диплом у тебя не был. Если молоток в руках не держал, все равно начинаешь учеником, будь ты хоть дважды профессор и кандидат наук

Михаилу везде отказали. Лишь в одной мастерской спросили, умеет ли он сваркой заниматься. Тогда могилевчанин понял, что совсем «пустым» в кузницу идти не стоит.

Он обратился к сварщикам, которые работали в одной с ним организации, попросил научить.

Один из них посоветовал начать делать сувениры из болтов — такие делал кто-то из его знакомых — и так набить руку на сварке. Сказал, что этим и заработать можно.

Совместная работа Михаила и Алексея. .com/metal.craft

— Первый сварочный аппарат я купил долларов за четыреста. Попросил знакомых выделить мне угол в гараже для практики и стал делать сувениры.

Они стали быстро получаться, но свободное время для этого у меня было только в выходные, — вспоминает Михаил.

— А меня настолько это захватило, что я не мог в будни заснуть: в голове гвозди, болтики и гаечки складывались в фигурки — так хотел я воплотить все это в жизнь.

Через какое-то время парень вернулся к списку кузнечных мастерских и уже начал высылать им на почту свои работы — показывал, что умеет. Откликнулись две частных организации. Он выбрал ту, что раньше находилась на улице Гагарина.

Михаил Мудреченко делает «Чужого». .com/metal.craft

Там парню «выделили» кучу металлолома и попросили «что-нибудь сделать». Так появился «Чужой», который стал могилевской достопримечательностью. Кузнец до сих пор не может объяснить, почему «родился» именно этот персонаж:

— Наверное, так выделенные детали «сложились» в голове. Когда наниматели увидели, что получается, то дали уже хороший металл. Так и появилась моя первая кованая работа.

Секреты кузнечного ремесла трех поколений

Когда Михаил заканчивал работу над скульптурой «Чужого», высота которого составила 2,3 метра, в эту же мастерскую пришел Алексей. В отличие от будущего напарника, парень не получил высшее образование, но кузнечное дело было в крови — он четвертый в поколении кузнецов.

— Прапрадед еще до революции имел две кузницы в Могилеве. Можно предположить, что многие кованые элементы на старинных зданиях в Могилеве, кованые ограды на кладбищах вышли из его кузниц. Дед и отец, правда, металлургами были, а я уже художественной ковкой занялся, — рассказывает парень.

Алексей говорит, что с детства был знаком с металлом. «У всех детей был конструктор, а у меня сварочный аппарат», — шутит он. В кузницу парень попал так же, как и его будущий напарник, — напросился учеником. При этом он уже имел кое-какие навыки, да и секретов прапрадеда-кузнеца знал немало.

Пока Михаил ваял «Чужого», Алексей делал совки и кочерги. Потом их поставили в пару. Парни развивали мастерство, работали и параллельно пытались совместить ремесло и творчество — вековые секреты кузнечного дела и знание современных технологий с инженерным образованием сошлись на раз.

Ребята сделали кованый мотоцикл — как выставочный образец — первому нанимателю. Фирма уехала в Москву, и мотоцикл — тоже. Второй подобный мотоцикл сделали второму нанимателю в Могилеве. А потом решили работать на себя.

.com/metal.craft

Спрос на ковку упал, но интерес растет

Козырьки, перила, ворота, заборы — это основные заказы в мастерской «Кузнечный двор». Чаще всего люди приходят с эскизами или картинками из интернета. А есть и те, кто приходит просто с идеей или просьбой «сделать что-нибудь эдакое». Тогда Михаил берет бумагу, карандаш и набрасывает эскиз при заказчике.

Клиенты попадаются разные. Кто-то полагается на вкус и опыт кузнецов, кто-то заказывает уже готовые образцы, «чтобы можно было потрогать», а потом отказывается от услуг. Все это рабочие моменты, пожимают плечами кузнецы и говорят: единственное, за что никогда не возьмутся, это сделать «быстро и дешево». Поясняют: в кузнечном деле такого не бывает:

— Видели как-то у клиента металлическую лестницу, от которой листик дети, играя, отломали. Лестница не кованая — штампованная, и на срезе виден пористый металл. Кованую такую же по виду и молотком сломать сложно, но стоить она будет дороже. Клиент потом жаловался, мол, хотел сэкономить, а теперь новую поставить уже дорого.

Так выглядит свежевыкованная волюта — деталь, например, будущего забора. (Волюта — от итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.)

Спрос на кованые изделия сейчас упал, говорит Михаил. Но интерес растет — наверное, впервые после того, как металлические изделия стали массово штамповать на советских заводах.

— Тогда ведь нужно было все одинаковое и функциональное, о красоте мало думали. А лет 10 назад ковка начала набирать серьезные обороты. Все хотят сделать свой дом неповторимым и, главное, прочным.

Ведь те же кованые перила будут служить не одному поколению — при правильном уходе, конечно, и при грамотной сборке. Однако и в этом есть определенная мода.

Да и дело вкуса не последнее место занимает, — продолжает Алексей.

Конкуренция в типовой ковке большая не только в Могилеве — в Беларуси вообще. А вот художественной мало. «Потому что нужны и вкус, и навыки определенные. И заводы тут не конкуренты, так как одни и те же перила на две разных лестницы не станут», — объясняют ребята.

И рассказывают, как отличить хорошее кованое изделие от плохого. Во-первых, металл должен быть толстым, а изделие — литым, не полым. Во-вторых, после сборки тот же забор должен выглядеть как единое полотно, а не набор секций, однако это умеют немногие.

Лев в доспехах и музей кованых скульптур

Совмещать работу и искусство ребятам удается. Сувениры из болтов и гаек разлетаются на ура. Один из них — и довольно увесистый — улетел в Нидерланды. Фанаты из Беларуси подарили его группе Within Temptation.

Гитарист группы Within Temptation Стефан Хеллеблад выложил фото сувенира в инстаграме. .com/metal.craft

А сейчас в мастерской рождаются двухметровый жираф и трехметровый Кощей в доспехах. Второй уже сейчас выглядит жутковато, как и положено сказочному герою. Первый — радость для механика-перфекциониста.

Скульптура будет статичной, но детали подобраны так, чтобы создавалось впечатление, будто жираф сейчас заведется и начнет двигаться: на месте сердца — двигатель, внутри каркаса шеи — шестеренки и цепи.

Кузнецы говорят, что глаза обеих скульптур будут светиться, а на спину жирафа можно будет посадить ребенка для фото.

— Многие конкуренты смотрят на нас и пальцем у виска крутят, мол, зачем мы хороший металл «переводим», делаем ненужные скульптуры вместо того, чтобы сварить мангал, — смеется Михаил.

— Просто кузнечное дело сейчас — бизнес, а не творчество. А мы считаем, что если все время заниматься рутиной, то становится скучно.

И со временем оказывается, что все делается не зря — ни одна работа не пропадает.

Михаил и Алексей мечтают выковать для Могилева льва в доспехах, с флагом за спиной и ключом на поясе. Даже название скульптуре придумали — Хранитель. А в будущем хотят сделать в городе сад кованых скульптур. А еще — выездную кузницу, сделанную под старину, чтобы развлекать туристов, гостей различных праздников и, главное, новобрачных

— Раньше молодожены обязательно шли к кузнецу, где он давал свое благословение. От кузнеца ведь вообще жизнь зависела: коня подковать — к нему, сельхозинвентарь починить или сделать — тоже к нему. Раньше кузнецов настолько уважали, что если по улице шли поп и кузнец, то люди не знали, кому первому кланяться, — улыбается Алексей.

— При этом кузнеца боялись. Считали, что он связан и с богом, и с дьяволом. Он ведь и творец, и с огнем работает, — подхватывает Алексей. — Мистики добавляло то, что кузнец обычно селился на краю деревни, чуть поодаль. Хотя это было сделано из соображение пожарной безопасности — просто чтобы не спалить деревню.

Современные кузнецы далеки от мистицизма. Правда, подкову на счастье нет-нет да попросят выковать. Но парни могут и не это. Блоху подковывать, конечно, не собираются, но идей у них — множество, а запала, кажется, еще больше. Главное, чтобы горн в кузнице был горячим.

Источник: https://news.tut.by/culture/520651.html

Кузнец Виктор Кузнецов

Репортаж из кузницы Виктора Мизгирёва. Кузнец нашего времени

При всей известности его острых и прочных ножей в России и за рубежом, часто можно услышать вопросы: когда и где появился на свет Виктор Кузнецов? Биография кузнеца проста и замысловата одновременно. Виктор Васильевич Кузнецов родился в 1947 году. Его малая родина – Восточная Сибирь. К кузнечному делу шел долго.

Без суеты

Школа, армия, университет (факультет востоковедения, кафедра китайского языка), жизнь в громадном, шумном городе… Как оказалось, все эти и другие ступени человеческого бытия вели сибиряка к главному — кузнечному горну в небольшой деревушке под Мценском.

Именно там, вдали от людской суеты, без телевизора, с ограниченным доступом к сети интернет более сорока лет живет и работает Виктор Кузнецов — один из лучших российских специалистов по ручной ковке. Случается, приезжает в Москву в гости к дочке, проверяет почту.

Саморазвитие для него – это чтение до сотни исторических и философских книг ежегодно. Разделяет учение Лао Цзы. В самом начале в нем есть совет тем, кто хочет по-настоящему открыть сердце людям: «Уезжай из города, селись ближе к земле…» Мудрое учение считает не религией, а философией жизни.

Чистота – это бог металла

Интерес людей к твердой узорчатой стали для клинков – булату — существует много веков. Добровольный отшельник Виктор Кузнецов увлекся старинным промыслом в 70-е годы.

Первую информацию об упругой стали с необычной внутренней фактурой («узором») почерпнул из книги П. П. Аносова «О булатах». Кузнецов раз и навсегда усвоил важный постулат горного инженера, ученого-металлурга Павла Аносова — для выплавки булата нужно чистое железо, оно самое ковкое. Чистота – это бог металла.

Кузнечное дело – это прежде всего практика. Работать с металлом Виктор Васильевич начал в 1985 году. К действию его подтолкнула простая стамеска – инструмент для работ по дереву. Она понадобилась Кузнецову, и он отправился в железнодорожную кузницу (ПЧ).

Рабочий кузнечного производства сделать стамеску не мог, но показал Виктору, как производятся нагрев, ковка, закаливание металла. В дальнейшем Кузнецов стал отличным мастером по изготовлению разнообразных стамесок, в том числе для создания миниатюр и нэцкэ.

Идите в баню

Первые стамески Кузнецов грел в банной печке, ковал на рельсовом обрубке. Позже у него появились наковальня и клещи. Этот кузнечный инструмент доживал свой век в заброшенной колхозной кузне, но, установленный на подворье Кузнецова, обрел «второе дыхание». Газовый горн располагался под навесом, что не позволяло использовать его зимой.

Тогда кузнец построил маленькую кузницу площадью 12,5 квадратных метра и установил в ней небольшой угольный горн. Виктор Васильевич утверждает, что работает только на собственноручно нажженном древесном угле. Это естественное биотопливо использовали еще наши предки.

Однажды кузнец устремился к сложной цели — сделать отменную сталь, самую лучшую в мире. Считает, что близок к достижению намеченного. Слишком высоко замахнулся? Низкую планку Кузнецов никогда не признавал.

Говорит, что запредельность больше стимулирует человека к действию, только она способствует истинному профессиональному (и личностному) росту.

Работает сибиряк самоотверженно, выходных не делает: если не в кузне, то на Вернисаже.

Идеальная простота

Опыт – сын ошибок трудных. Шаг за шагом Виктор Кузнецов накапливал мастерство. Бракованных стамесок было все меньше, затем не стало вовсе. Кузнечное дело стало привычным (и в то же время всегда новым). Последующие пятнадцать лет Кузнецов учился делать ножи: острые, прочные, незамысловатые по форме.

Художественная ковка не пришлась ему по душе. Хотя к вершинам мастерства кузнец шел в том числе через декоративность, к которой быстро охладел. Простота, как известно, – крайний предел опытности. Любая искаженная хотя бы на микрон линия бросается в глаза. Ножи Виктора Кузнецова изящны, часто слишком бесхитростны, но режут отлично.

Первую плавку булата Кузнецов сделал в 2004 году, обладая двадцатилетним кузнечным опытом. К началу 2013 года он сделал 830 плавок, подробно проанализировав каждую.

Виктор Васильевич написал почти 30 статей по кузнечному делу, ведет семинары, имеет учеников. Он взял лавры победителя первенства и чемпионата России по резу каната.

Разработал собственную систему испытания ножей («по-взрослому»).

Испытание ножей «по-взрослому»

Испытание холодного оружия на прочность существует еще со времен Петра I, есть испытательные стандарты в экспертно-криминалистическом центре МВД России (на твердость, прогиб и т. д.). Кузнецов разработал свои стандарты режущих свойств (своеобразное ОТК). Важнейшим считает испытание на прочность.

Основными покупателями ножей Кузнецова являются охотники. Товар пользуется спросом среди иностранцев. Все потребители высоко оценивают работу уникального «отдела технического контроля». Она эффективна, возврата практически нет. Большинство отзывов свидетельствуют о том, что московско-мценский кузнец Виктор Кузнецов делает булат достойного качества.

Источник: https://autogear.ru/article/252/498/kuznets-viktor-kuznetsov/

Кузнечное ремесло в живописи и искусстве

Репортаж из кузницы Виктора Мизгирёва. Кузнец нашего времени

Просматривая материал в интернете на предмет кузнечного дела часто наталкиваюсь на картины, где изображены кузнецы. Много старинных произведений, но есть и интересные работы современных художников. Делюсь найденной информацией и, чтобы интереснее было смотреть картины, добавил некоторые любопытные факты.

Кузнечный промысел

Роман Колмаков — Русские кузнецы. 2004 г

Одно из древнейших ремесел, о чем свидетельствуют старейшие исторические находки каменного века.

В них видно использование ударных инструментов при обработке металлических самородков. Заниматься ковкой предметов начали в VI веке до н.э.

, и конечно же это были простые, грубо изготовленные изделия для бытовых нужд. Позже начали выполнять шлемы, кольчуги, мечи и копья.

В.Курдов — Кузнец. 1970 г (слева) и Г. Горский — Кузнец и красное колесо .2010 г. (справа)

Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Слово «кузнец» означало «мастер по металлу».

Кузнец-ремесленник выковывал свои работы с помощью незатейливого комплекта из молотка, наковальни, зубила и клещей.

И, поныне не устаем удивляться, как во времена Ивана Грозного кузничным искусникам удавалось вручную делать кованые пушки.

Боги-кузнецы

B. Spranger — Venus at the Forge of Vulcan.1610 г (слева) и G. Vasari — Vulcan’s Forge. 1567-68 гг (справа)

В мифах древних цивилизаций встречаются боги кузничного призвания – древнегреческий Гефест и древнеримский Вулкан.

Frans Floris Venus at Vulcan’s Forge. 1560-64 гг

Гефест – бог огня и ветра, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры родился слабым и хилым ребенком, к тому имел увечье на ногах. За безобразие и хромоту родители дважды сбрасывали его с Олимпа. Но море помогло ему и приняло в свои объятья.

На протяжении долгих дней до самого совершеннолетия Гефест на морском дне занимался любимой работой — ковал. Много прекрасных уникальных предметов, которым не было равных ни по прочности, ни по изяществу, сделал бог-мастер.

Он воздвиг золотые чертоги, под которыми пировали греческие боги.

Francisco de Goya — The Forge.1817 г (слева) и P. Rubens — Vulcano forjando los Rayos de Jupiter. (справа)

Вулкан – огненный бог, художник металла, защитник от пожаров. Работал в пещере Этна на Сицилии и из-под его молота выходили настоящие произведения искусств. Свои работы дарил другим богам. Зевсу создал щит-эгиду, Гелиосу — колесницу. По поверью, когда он начинал работать из горы подымался дым и пламя. Отсюда и пошло название науки «вулканология».

Происхождение фамилий в разных странах

avid Jefferson Chalfant The Blacksmith. 1907 г

Профессия и труд кузнеца ценились всегда. Мастер-ремесленник занимал немаловажное место в обществе и был почитаемым человеком. До сих пор распространенными во всем мире являются фамилии:

Акиндинов Алексей. Кузнец. 1998 г

  • В России – Коваль, Кузнецов, Ковалев
  • В Украине – Ковальчук, Коваленко
  • В Польше – Ковальский, Ковальчик

Blacksmith. 1950 г

Есть и английский «Кузнецов» — Смит, германский – Шмидт, французский – Ферран, испанский – Эрреро, армянский – Дарбинян, грузинский – Ажиба, Мчедлидзе.

Поэты о кузнице и ковке

Нефедов Иван — Кузнец и жена

Литераторы с особой любовью и душевной теплотой воспевали нелегкий труд кузнеца.

Рисунок из старинной книги XVI век

Кузнец (Сергей Есенин – 1914 г)

Душно в кузнице угрюмой, И тяжел несносный жар, И от визга и от шума В голове стоит угар. К наковальне наклоняясь, Машут руки кузнеца, Сетью красной рассыпаясь, Вьются искры у лица. Взор отважный и суровый Блещет радугой огней, Словно взмах орла, готовый Унестись за даль морей… Куй, кузнец, рази ударом, Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром, Прочь от горя и невзгод! Закали свои порывы, Преврати порывы в сталь И лети мечтой игривой Ты в заоблачную даль. Там вдали, за черной тучей, За порогом хмурых дней, Реет солнца блеск могучий Над равнинами полей. Тонут пастбища и нивы В голубом сиянье дня, И над пашнею счастливо Созревают зеленя. Взвейся к солнцу с новой силой, Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.

Blacksmith by ilison. 2000 г

Подблюдная песня к свадьбе 

Идёт кузнец из кузницы, Слава! Несёт кузнец три молота, Слава! — Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец! Слава! Ты скуй мне венец и золот и нов, Слава! Из остаточков — золот перстень, Слава! Из обрезочков — булавочку! Слава! Мне в том венце венчатися, Слава! Мне тем перстнем обручатися, Слава! Мне тою булавкою убрус притыкать, Слава! Да кому мы спели — тому добро, Слава! Кому вынется, тому сбудется, Слава!

Тому сбудется — не минуется! Слава!

L. Giordano — The Forge of Vulcan. 1660 г (слева) и Матье Ленен — Венера в кузнице Вулкана (справа)

Кузнец (Николай Забурунный)

Подгорный мастер, рудознатец, Куёт он латы и мечи. И никогда не потухает

Живой огонь в его печи.

Стоит у горна чёрн и грязен, Металла славный чародей, Но гордый лик его прекрасен –

В глазах горит огонь идей!

Он властелин огня и стали. Всегда в труде, всегда в поту. Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Гефеста ученик упорный, Ему от бога дан талант. В его руках звенит покорный,

В огне рождаемый, булат!

Мила Гаврилова В кузнице. 2010 г

Смотрите картины дальше.
Евгений Родин

Диего Веласкес. Кузница ВулканаЖар металла. 2010 г (слева) и И. Нефедов — Кузнец (справа)Гефест Боги и титаны Древней ГрецииКузнец — фэнтэзи. 2010 гTh. Robinson — The Apprentice Blacksmith. 1886 г (слева) и Л. Плахов — Кузница 1845 г (справа)Кузнец куёт оружие. 2002 гМеч 2006 г (слева) и С. Найпис — В кузне. 1908 г (срапва)Georg Raphael Donner Venus in Vulcan’s Workshop. 1730 г

Источник: http://kuznica-vrn.ru/kuznechnoe-remeslo-v-zhivopisi-i-iskusstve/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.