Резьба по дереву на ранних скандинавских церквях

Содержание

Резьба по дереву: создаем узоры на доске в 3 приема — Ремонт квартиры своими руками: школа ремонта для новичков и не только

Резьба по дереву на ранних скандинавских церквях

Простыми инструментами на обычной доске можно создавать шедевры

Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Разновидности резьбы

Скандинавская резная доска с сюжетным изображением (раннее средневековье): техника работы почти та же, что и сегодня

Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

Шкатулка с контурным изображением

  1. Контурная резьба — пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
  2. Геометрическая резьба — самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.

Шкатулка с классическим примером геометрического оформления

  1. Плосковыемчатая резьба — технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

Панно, изготовленное по плосковыемчатой технологии

Разновидностью этой методики считается также сквозная резьба , при которой в заготовке формируют не только углубления, но и отверстия.

  1. Скульптурная резьба (объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма. Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

Пример несложной деревянной скульптуры

Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

Инструменты резчика

Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

ИллюстрацияИнструментНазначение
Нож-косякУниверсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.
СтамескиНаиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:

  • плоские;
  • полукруглые;
  • уголковые;
  • скобчатые.
КлюкарзыСпециальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.
ЛожкорезыКак следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

Цена профессиональных инструментов для резки достаточно высока. И все же начинающему мастеру не стоит экономить: лучше приобрести несколько ножей и стамесок приличного качества. Тогда первый опыт не будет испорчен, и можно будет сосредоточиться на освоении приемов и техник резьбы.

Выбор древесины

Заготовки можно приобрести почти в любом художественном магазине

Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

Пластичность липы позволяет формировать сложный рельеф с минимальными усилиями

  1. Липа — идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
  2. Ольха (красная и черная) — тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!

Береза (на фото) подходит для изготовления накладок на мебель

  1. Береза — более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
  2. Дуб — отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.

Дуб обрабатывать непросто, но зато изделия получаются буквально на века

  1. Груша — древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

Благодаря своей плотности груша отлично держит рельеф

Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

Темы и сюжеты для декоративной обработки могут быть самыми разными — например, такая кельтская вязь

Приемы и методики при геометрической резьбе

По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

  1. Подготовка — выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
  2. Собственно резьба — нанесение рельефного узора.
  3. Финишная обработка — устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:

ИллюстрацияЭтап работы
Нанесение рисунка.На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву.Во втором случае эскиз распечатываем и переносим на основу, делая проколы шилом в точках пересечения линий.
Прорезка контуров.Ориентируясь на рисунок, резцом прорезаем контурные линии. При этом соблюдаем глубину и направление подрезки.
Вырезание треугольных элементов.После базовой прорезки переходим к основной части работы. Каждый треугольник подрезаем на клин с двух сторон. После этого вырезаем третью сторону, извлекая фрагмент древесины.
Вырезание остальных элементов.После того как будут выбраны все треугольники, переходим к другим деталям резьбы — скосам, плоскостям, дугам и т. д. Прорезаем их, стараясь не повредить уже обработанный участок.
Чистовая прорезка.После завершения основных операций острым резцом обрабатываем проблемные участки, удаляя дефекты и формируя ровные четкие линии.Плоскости тщательно шлифуем, стараясь не снять рельеф.
Морение/лакировкаОбрабатываем изделие морилкой или лаком, либо применяем декоративную пропитку с тонирующим эффектом.

Заключение

Источник: https://kursremonta.ru/remontnye-raboty/rezba-po-derevu-1081

Художественная резьба по дереву из Норвегии

Резьба по дереву на ранних скандинавских церквях

В Норвегии я была уже относительно давно, но недавно, просматривая фотографии, я обнаружила некоторые с норвежской резьбой по дереву, а также иногда с последующей росписью по резьбе, их я хочу предложить вашему вниманию.

Художественная резьба по дереву из Норвегии

Всем хорошо знакомо это народное мастерство, на Руси оно было тоже широко распространено. Вспомним резную мебель, шкатулки, предметы домашнего обихода, наличники на окнах, детские игрушки. Но это наше родное, которое не кажется ничем особенным.

Место проживания народности безусловно оказывает огромное влияние на народные ремесла, в них просматривается местный национальный колорит. Это что-то свое, неповторимое, что больше нигде не встретишь.

Воспользуемся возможностью сравнить уже известные русские мотивы резьбы с приведенными тут норвежскими. Причем как древними, так современными. Возможно, найдется что-то общее с народными промыслами народов русского севера.

Резьба по дереву в старинных церквях

Мы посетили несколько старинных деревянных церквей, снаружи и внутри украшенных затейливой художественной резьбой.

Называются они ставкирки. Это уникальные церквушки, которые были построены в 10-13 веках из бревен, в них нет ни одного гвоздя.

Помните русское деревянное зодчество 18 века (гораздо позже!)? Кижи. Что-то подобное и тут. Викинги строили свои драккары (боевые корабли) подобным образом.

И каждая из ставкирок, где мы побывали, была, естественно самой-самой. Одна самой старой церковью в Норвегии, другая самой маленькой, и так далее.

Норвежская церковь «ставкирка» с резьбой

На удивление хорошо сохранилась старинная резьба вокруг дверей. Дерево черное, выглядит как обугленное. Чтобы оно в суровом климате дольше сохранялось, древесину смолили.

Что немного удивило — вход для посетителей во все церкви был платным. И цена приличная, 50 — 80 норвежских крон, в основном по 60, т.е. около 6 евро, что мне показалось довольно дорого просто за самостоятельное посещение небольшой церкви без какой-либо экскурсии. Но старина… Посмотреть надо.

Раньше таких деревянных церквей было огромное количество, число их исчислялось тысячами. Первые строились прямо на земле, служили свою службу, пока через один-два десятка лет не сгнивали. На их месте строились новые. Смоление дерева увеличивало срок службы, но ненадолго. Позже стали возводить церквушки на каменном фундаменте.

Всего таких ставкирок сохранилось совсем мало, меньше 30 штук по всей Норвегии.  Все они не действующие. Одни стали музеями под открытым небом, другие перешли в частную собственность. Отсюда наверное и такая стоимость посещения.

Орнаменты викингов в резьбе по дереву

Мне очень понравились национальные мотивы со стилизованными оленями, которые обычно на рисунках расположены парами, по двое, расположенных симметрично один к другому. Они настолько необычны, что сразу обращают на себя внимание. Встречаются довольно часто, на витринах магазинов, стенах.

Трафарет норвежские олени

В музее показано как размечается деревянная поверхность по эскизу, как идет резьба. Есть пример, где снизу уже прослеживается вырезанный мотив, а сверху только карандашная разметка.

Норвежские олени так замаскированы в сложном рисунке, что их не сразу-то и найдешь. Попробуйте сходу найти найти их на картинке внизу среди витиеватых узоров!

Выполнение резьбы по дереву от схемы к орнаменту

Резьба в деталях

Плоскостная прорезная резьба с эскизами

Интересны примеры геометрической прорезной резьбы по дереву. Это композиция, которая состоит из элементов, каждый из которых вписан в квадрат. Как мы видим, это может быть и круг. Рядом в раме помещен чертеж – схема (эскиз) для резьбы, по которой выполнялась работа.

Прорезная резьба характеризуется тем, что рисунок выполняется не только на поверхности древесины, а именно прорезается насквозь. Получается ажурный узор. Все происходит на одной плоскости, поэтому этот вид резбты называется плоскостной.

Геометрической ее можно назвать потому, что каждая деталь состоит из центрально-симметричной геометрической фигуры, украшенной дополнительно поверхностной рельефной резьбой.

С другой стороны вставлено стекло, вся композиция может успешно служить художественной перегородкой, через которую на противоположную сторону проникает свет.

Геометрическая резьба по дереву

Вот один пример простого геометрического рисунка резьбы.

Пример прорезной резьбы

Ниже показан эскиз, по которому выполнена прорезная художественная резьба по дереву. На схеме выглядит проще, чем в оригинале.

Эскиз для прорезной резьбы по дереву

Если вы собираетесь заняться этим видом творчества, то в качестве трафарета для резьбы можно брать любые контурные рисунки, узоры, орнаменты. Предназначены они могут быть совсем для другого — например, для вышивки гладью или ришелье, рисования и тому подобного.

Современные сувениры, вырезанные из дерева

В лавочках и магазинах на прилавках множество сувениров – выбирай на вкус.

Что же за фигурки тут можно приобрести? Понятное дело, северных животных. Это киты, дельфины, пингвины, моржи. Много лодок, красиво выгнутых, с парусами, напоминающие о викингах.

Декоративные фигурки, вырезанные из дерева

Я очень люблю дерево, наверное прежде всего потому, что это природный материал, оно «теплое», поэтому всегда обращаю внимание на изделия из дерева.

Драккар викингов — поделка из дерева

Моржи — вырезание из дерева

Есть также норвежские украшения в национальном стиле – кулоны с геометрической резьбой.

Норвежские деревянные украшения с резьбой

Панно из дерева с резьбой

В одном из населенных пунктов, где мы останавливались (ночевали мы в так называемых хижинах – деревянных домиках), я обнаружила интересную картину, украшающую снаружи стену деревянного дома.

Резьба по дереву — панно по мотивам норвежских сказок

Насколько я помню, есть такая норвежская сказка про трех троллей, у которых был всего один глаз на двоих. Они держались при ходьбе один за другого, чтобы не потеряться, а глаз передавали при необходимости друг другу.

Два мальчика их бедной семьи были в это время в лесу, отобрали у троллей единственный глаз, а вернули его только за золото с серебром.

Один глаз на троих

Панно вырезано из дерева, а затем отдельные его части покрашены в разные цвета. Даже при таком суровом северном климате краска хорошо сохраняется.

Та же техника применена для украшения «окна», вернее, похожей на окно рамы (доски объявлений), в которое помещается информация о ближайших важных событиях в этом населенном пункте. Использованы всего несколько цветов – кирпично-красный, темнозеленый и желто-золотистый.

Резьба по дереву с окрашиванием

Небольшой бонус. Посмотрите просто изделия из дерева, которые украшают небольшие уютные норвежские гостиницы, кафе.

Настенный светильник и кружка из березы с корой и берестой.

Кружка викингов из березы с берестой

В магазинчике вместе с кружкой продавалось еще женское белье викингов – бюстгальтер и трусы. Но самое примечательное то, что сшиты они были из шкур!

Источник: http://DolgoLi.ru/hudozhestvennaya-rezba-po-derevu-iz-norvegii/

Виды резьбы по дереву: контурная, плоскорельефная, ажурная, пропильная

Резьба по дереву на ранних скандинавских церквях

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.

Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.

История резного дела

В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.

Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.

В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.

Центрами резьбы в России были сёла:

  • Богородское;
  • Аргуново;
  • Абрамцево, Кудрино и другие.

В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.

В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.

Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:

  • Северная Америка — искусство индейских племён;
  • Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
  • Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
  • Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
  • Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
  • страны исламского мира — украшение мечетей;
  • Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).

Современная резьба: классификация по типу резьбы

Для классификации важны:

  • соотношение фона и узора по высоте;
  • форма элементов узора;
  • инструменты, с помощью которых выполняется работа.

Сквозная резьба

Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.

Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.

Её подвиды

Пропильная резьба по дереву

Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.

Пропильная резьба по дереву

На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.

Прорезная, или ажурная резьба по дереву

Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:

Глухая резьба

Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.

При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:

Рельефная резьба по дереву

Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.

Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.

Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.

Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева

Плоскостная резьба

Плосковыемчатая резьба по дереву

Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).

Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:

— с заоваленным контуром;

— с подушечным фоном;

— с подборным фоном.

Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.

Контурная резьба по дереву

Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.

Скобчатая (ногтевидная) резьба

Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.

Скобчатая резьба

Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.

Геометрическая резьба

Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).

  • Трёхгранновыемчатая резьба  — если смотреть на такую резьбу в профиль, выемки будут треугольной формы.
  • Двухгранновыемочная резьба — две грани выемки сходятся под углом 30-40 градусов.
  • Четырёхгранновыемочная резьба — углубления имеют форму квадратов и прямоугольников. Техника выполнения аналогична трёхгранновыемочной.
  • Чернолаковая резьба  — по внешнему виду близка к гравюре по дереву. Фон покрыт чёрной краской или лаком. Изображение остаётся светлым, естественного цвета дерева, контрастным по отношению к фону. Преобладать может цвет фона или цвет рисунка (аналогично позитиву и негативу в фотографии). Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.

Объёмная резьба (скульптурная)

Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.

Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.

Богородская резьба по дереву

Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.

Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.

Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи.

Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина.

Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».

Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:

а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)

б) движущиеся.

Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.

В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.

Домовая резьба

Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.

В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.

Элементы домовой резьбы:

подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;

фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;

причелины — расположены на фронтоне и углах дома;

«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.

Резьба бензопилой

Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.

Резьба бензопилой

Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.

Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).

Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Изобразительное искусство викингов

Резьба по дереву на ранних скандинавских церквях

Когда говорят про викингов, всегда вспоминают нападения, грабежи и насилие. Проще говоря, всегда говорят о варварстве. Но если познакомиться с искусством Древней Скандинавии, дошедшим до нас в виде изумительных изобразительных орнаментов, искусных рунических надписей и великолепной поэзии скальдов, будет тяжело называть викингов бездушными варварами.

В этой статье рассмотрим историю развития и стили изобразительного искусства эпохи викингов на базе доступных археологических находок.

Самый известный топор викингов из захоронения Маммен. Считается, что был использован как ритуальное орудие, не в качестве боевого.

Хоть на сегодняшний день и мало известно о ремесленниках Древней Скандинавии, но сохранилось множество предметов, которые были искусно изготовлены мастерами своего дела. В основном, это металические, каменные и деревянные изделия. С подавляющим количеством первых.

Первые археологические находки в регионе (Дания) датированы уже началом III-го века. И уже с этого времени учёные могут проследить развитие прикладного искусства населения.

Изначально орнаменты ритуальных или повседневных предметов, украшений были достаточно примитивны. Сильное влияние на стилистику оказывало близость к границам земель подвластным римлянам, а также соседство с континентальными германскими народами.

С течением времени, когда технологии изготовления железных предметов и инструментов в частности стали доступнее, более широкое распространение искусные предметы получили среди всех слоёв населения, а не только знати. Период 550-1050 гг считается поздним этапом Железного Века Скандинавии.

Примерно с началом Вендельского периода (550-750 гг, название дано по месту археологических находок того времени, Вендель) скандинавы начали разрабатывать свои собственные стили изобразительного искусства.

Вендельский «утиный» шлем, Государственный музей истории Швеции, Копенгаген

Сюжетные линии носимых украшений, орнаментов зданий, оружия, предметов обихода, рисунков на рунических камнях — всегда мифологического и, позднее, религиозного христианского характера. Дело в том, что искусно украшенный предмет если не являлся амулетом напрямую, то обязательно носил защитную функцию. Тем охотнее были востребованы предметы с сюжетом из мифов, саг и Библии.

Стили изобразительного искусства викингов

Учёные искусствоведы разделяют стили эпохи викингов, а также стили предшествующие эпохе викингов. До 9-го века есть 3 стиля без названия, пронумерованные римскими цифрами: I, II, III. Каждый из них латинскими буквами подразделён на подстили. Наиболее важным считают последний подстиль перед началом эпохи викингов (примерно до 750 г): стиль III/E, или просто стиль E.

Типичный пример скандинавского стиля III/E. Бронзовое навершие меча, Хелльви, о. Готланд.

Отличительной особенностью стиля E являются 3 орнаментных мотива, использующихся как непосредственно до начала эпохи завоеваний скандинавов, так и на всём протяжении вплоть до XI-го века. Это: “ленточные животные”, “хватающие животные”, мотив “великого зверя”.

Мотив ленточных животных Хватающие животные Мотив великого зверя

Мотивы стиля E прослеживаются и дальше во всех 6-ти стилях эпохи викингов: Осебергский (Усебергский) стиль, стиль Борре, стиль Йеллинге, стиль Маммен, стиль Рингерике, стиль Урнес.

Периоды развития стилей изобразительного искусства эпохи викингов

Осебергский стиль взял название из-за находок в осебергском захоронении (Норвегия). Яркий представитель — столб-голова животного (возможно, устанавливался на нос драккара). Покрыт орнаментом в одноимённом стиле.

Столб-голова из Осебергского захоронения.

Стиль Борре назван в честь одноимённого захоронения в Вестфольде, Норвегия. Главный представитель — бронзовые накладки на конскую упряжь.

Бронзовые накладки на конскую упряжь. Стиль Борре

Стиль Йеллинге (Еллинге, всегда с «е» на конце). Назван по захоронению в местечке Йеллинг, Ютландия, Дания. Главный представитель — йеллингский серебряный кубок.

Серебряный кубок из Йеллинга

Стиль Маммен также взял название из одноимённого захоронения в Ютландии, Дания. Кроме самого яркого представителя, ритуального топора из Маммен (см.

в начале статьи) есть и другие. Например: стороны креста Торлейфа, о.

Мэн; типичная для этого стиля маска человека на рунном камне из Архуса (Орхуса), Дания; знаменитая Камменская шкатулка с резьбой по кости.
Узор в стиле Маммен на кресте Торлейфа Рунный камень с маской в стиле Маммен Камменская шкатулка

Стиль Рингерике назван по месту раскопок в Норвегии. Типичные представители: рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp) и флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция. Оба с мотивами «великого зверя».

Рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp), Норвегия Флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция

Стиль Урнес взял название от одноимённой каркасной церкви (Ставкирка) в Урнес, Норвегия. Работа по дереву на покрытиях этого здания и являются типичным представителем декоративного направления.

Ещё один представитель: изящная брошь из Линдхольм Хойе (Lindholm Høje), Дания.

Основные мотивы произведений

На изделиях мастеров эпохи викингов часто изображаются животные: волки, медведи, змеи и всевозможные птицы. Звери носили символическую роль. Предполагается, что они играли роль амулетов, защитников своих владельцев, оберегов. Изображаемые животные придавали сил или особенных качеств, необходимых викингам в бою и мореплавании.

Тоже самое касается фигурок и изображений богов: Одина, Тора, Фрея, его сестры Фрейи. Или артефактов, присущим этим богам. Символические обереги помогали бондам в уходе за хозяйством, женщинам в уходе за собой. Амулеты искали защиту покровителя в бою или просто приносили удачу.

Кулон молота Тора, Швеция Статуя-амулет Тора из Эйрарланд, Исландия Статуя Фрейя. Исторический музей Швеции. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

Очень много встречается изображений женщин с кубками — это валькирии, встречающие воинов в Вальхалле.

Кулон Валькирия, Швеция. Изображение изменено. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

На рунных камнях (особенно характерны камни из Готланда, с чёрным фоном), ставнях, панелях деревянных зданий можно было встретить целые сцены из саг, приключений богов, сцены из Рагнарёк — конца мира. Например, сюжет про Волунда в «Песне о Вёлунде Кузнеце«.

Встречается масса изделий с изображением сцен из Легенды о Сигурде. Этот сюжет интересен ещё и тем, что демонстрирует мотивы: борьбу со злом и погибель от греховного завладения проклятым золотом.

Одна из сцен легенды о Сигурде на доске портала ставкирке из Хилестад, Норвегия. XII век

На позднем этапе эпохи викингов всё больше просматривается христианское влияние. Это изображения распятия на подвесках, кулонах. задача мастера была показать Христа сильным и главенствующим в постоянной борьбе между язычеством и новой верой в умах скандинавов.

Распятие, серебряный кулон. Бьёркё, Швеция. Исторический музей Швеции. Изображение изменено. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

Изобразительные стили эпохи викингов во времени плавно перетекают один в другой и на позднем этапе стиль Урнес сплетается с Романским стилем, становящимся всё более и более популярным во всей Европе.

Столб из церкви Урнес, Норвегия. Смесь Романского стиля и мотивов стиля Урнес

Источники: Искусство Викингов (Джеймс Грэхем-Кэмпбелл), Викинги (Хольгер Арбман), Шведский национальный музей.

Источник: https://fiord.org/vikingpedia/izobrazitelnoe-iskusstvo-vikingov.html

Резьба по дереву: скандинавская, рельефная, контурная и другие виды, рисунки и эскизы, видео и фото

Резьба по дереву на ранних скандинавских церквях

Простыми инструментами на обычной доске можно создавать шедевры

Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.