Романовская игрушка — мастер Гункин Иван Федорович (1928-1997)

Центр романовской игрушки

Романовская игрушка - мастер Гункин Иван Федорович (1928-1997)

История романовской игрушки началась в XVII веке, когда острог Романов охранял покой южных границ Руси. Его основатель – боярин Иван Никитич Романов – был дядей первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича (1596-1645 гг.).

Окрестности этого поселения были богаты залежами глины отличного качества четырех разных сортов – белой, желтой, черной и красной. Именно это во многом определило интерес жителей к гончарному ремеслу.

Мастера изготавливали разную глиняную посуду и игрушки, а затем отправляли их на продажу в соседние города, села и на ярмарки.

Тогда «игрушечные» сюжеты отражали повседневный быт крестьян: фигурки романушек и романцов, домашние животные, птицы. Пример – «летящий жаворонок». Эта игрушка очень проста, но умельцы извлекают из нее такие заливистые трели, что поневоле заслушаешься.

 Секреты лепки романовской игрушки десятилетиями бережно хранили в семьях, а с приходом советской власти промысел пришел в упадок. Возродить ремесло смог потомственный мастер Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.). Работал он всегда молча, даже когда проводил занятия у ребят.

Впрочем, это ничуть не мешало внимательным детям постигать искусство лепки, просто наблюдая за движениями рук мастера. Его последователь Виктор Васильевич Маркин (род. в 1949 г.) сегодня является самым искусным мастером в этой области.

Он воспитал более 500 учеников, и сейчас его дело продолжают народные мастера России – Анастасия Короленко, Ольга и Анжелика Волокитины, Снежанна Ильина, Яна Харина.

 

 Сегодня мастера и специалисты Центра романовской игрушки всесторонне развивают и поддерживают романовские промыслы, ведут научно-исследовательскую работу, воспитывают молодых мастеров, представляют жителям региона и всей России культурное достояние Липецкой Земли.

 Они занимаются изучением и реконструкцией не только игрушки, но и традиционной текстильной куклы, романовского костюма и вышивки. За несколько лет работы специалисты провели сотни мастер-классов, завоевали десятки наград на разных конкурсах, организовали множество фестивалей, конференций и выставок.

Романовская игрушка посетила олимпийский Сочи, Италию, Францию, Индию, «Славянский базар» в Витебске. Ежедневно проводятся интерактивные программы для детей. Этот познавательно-развлекательный отдых с детьми может многому научить не только ребят, но и родителей. Мастера уверены: самобытные романовские промыслы интересны людям самого разного возраста, профессии и культурных предпочтений.

 Для интересного и увлекательного отдыха с детьми гостям предлагается более 15 интерактивных программ, которые включают в себя театрализованное представление, два мастер-класса по романовской игрушке и другим промыслам Липецкой области, чаепитие с пирогами: «Новый год по-романовски», «Дары волхвов», «Масленица-разгуляйка», «Сороки», «Средокрестье», «Петрушка на ярмарке», и др. Туристам и тем, кто приехал с желанием провести незабываемый отдых с детьми, придется по нраву программа «Игрушки в гостях у Романушки», в которой мастера рассказывают о традиционных игрушечных промыслах России.

 

 Здесь дети могут в форме интерактивной игры совершить путешествие с Романушкой по деревням разных глиняных промыслов – Каргопольского из Архангельска, Филимоновского из Тулы, Кожлянского из Курска, Старооскольского из Белгорода, Дымковского из Кирова, Абашевского из Пензы и других известных старинных центров игрушки.

«Тройка»

 Один из классических сюжетов романовской игрушки. У мастера большая свобода в выборе композиции: он может выполнить «Тройку», «Выезд в два коня», «Упряжку в одного коня» (сюжет представлен только в романовской игрушке), «Парадный выезд» или «Военную композицию».

Для молодой супружеской пары изготавливали «Свадебную упряжку». В этом сюжете рядом с ней бежит глиняная собачка, она охраняет новобрачных и правит лошадьми «дружка». Символы промысла – Романушка и Романец – тоже любят выезжать на праздники и участвовать в народных гуляниях.

«Парочка»

Подобных композиций в романовской игрушке очень много, каждый зритель или коллекционер найдет «свой» образ. Яркий наряд барышни украшен поясом, подвеской, шляпкой или брошью; рядом с дамой красуется офицер, дворянин или романец с гармонью. Эти игрушки одни из самых молодых в промысле, их стали лепить после открытия курорта «Липецкие минеральные воды» в начале XIX века.

«Паровоз»

 На изготовление такой игрушки уходит немало сил и времени. Но в результате из печи выезжает настоящий красавец, которого затем покрывают красками или глазурью. Длина состава может достигать полуметра!

» Синий олень»

Синий олень – небесный покровитель молодой супружеской пары и уже зрелой семьи. Игрушку дарят молодоженам, это символ семейного благополучия, любви, мира и согласия. У оленей бывает разная форма рогов, а если игрушка небольшая, то задние ноги для нее мастер не лепит.

«Жаворонок с птенцами»

 Жаворонок – самая простая, архаичная фигурка, с лепки которой дети начинают осваивать ремесло.

Летящий жаворонок очень прост и компактен, жаворонка с ножками опытный мастер сделает за несколько минут, а работа на фото представляет птичку и ее потомство.

«Семейных композиций» в романовское игрушке множество: это и собака со своим щенком, и коза с козлятами, и утка с утятами. Так мастера отдают должное одной из главных жизненных ценностей – крепкой и дружной семье.

«Петух»

Хозяин двора, знак огня и символ солнца. Есть местное поверье: как у одной хозяйки все домашние птицы собрались во дворе и начали спорить о том, кто же из них самая главная.

Каждая старалась перекричать другую, петушок же тихо сидел на жерди и молчал. А на следующее утро не разбудил хозяйку, и та никого не успела покормить вовремя – ни уток, ни гусей, ни курочек.

Хорошее назидание беспокойным птицам; так петух и стал заправлять дворовым хозяйством.

«Птица Сирин»

 Этот образ подарил романовской игрушке В.В. Маркин. Его Сирин соединил в себе черты птицы и Романушки. Теперь другие мастера ориентируются на работы Виктора Васильевича, интерпретируя образ в традициях своих промыслов. В росписи используются яркие краски (закрепляются яичным желтком или клеем) и «серебряные оживки».

Приезжайте в гости!

Несомненно, этот красочный и насыщенный отдых с детьми запомнится своими яркими впечатлениями всей семье! А с каким интересом рассказывают ребята о своих совместных поделках с родителями родственникам и друзьям. «Центр романовской игрушки» ждет в гости детей и взрослых!

Адрес: Липецкая область, Липецкий район, село Троицкое, ул. Гагарина, 60

Группы в социальных сетях:

«» – https://.com/c_romanovo

«» – https://ok.ru/obukolastn

Телефон:

Центр романовской игрушки: +7 (4742) 75-91-98

Заказ программ: +7 (4742) 47-23-23, 8-904-288-07-52 (пн.-пт., с 9 до 17 часов)

Источник: https://www.positivcity.ru/organizatsii/otdykh-i-turizm/otdykh-s-detmi/tsentr-romanovskoy-igrushki/

Снежанна Ильина. Люди — Путеводитель по русским ремёслам

Романовская игрушка - мастер Гункин Иван Федорович (1928-1997)

Как рождается крынка – я увидела ещё маленькой девчонкой восьми лет. Зачарованно и безотрывно смотрела на работу мастера, который на моих глазах накатывал жгутики и намазывал друг на друга, а потом происходило чудо — жгуты исчезали, несколько движений рук и появлялась крынка, горшок. «Волшебник» — подумала я…

Учителя

В 1986 году стала посещать кружок лепки из глины, который организовал учитель истории и изо Маркин Виктор Васильевич, на базе средней школы с. Троицкое.

По его приглашению к нам приходил последний, потомственный мастер-гончар по романовскому промыслу — И. Ф. Гункин ( 1928—1997 гг.) .

С неподдельным детским интересом я наблюдала, как из комочка глины, сильные умелые руки творят чудеса —игрушки.

Выезд в два коня. Романовская игрушка. Мастер: С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0 Через несколько лет Маркин В.В. и Гункин И.Ф. собрали ножной гончарный круг в кабинете, где проходил кружок и Иван Федорович стал сажать за него мальчишек — обучать. За гончарный круг он не посадил ни одну девчонку, только приговаривал: «Не бабское это дело, лепите игрушку». Мне оставалось только смотреть, слушать и самой лепить.
Петух. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Во время занятий Иван Фёдорович рассказывал о своей жизни: как заготавливали глину, как «мучили» её (замачивали), как лепили игрушки всей семьей от мала до велика, как обжигали. Для ребёнка это было серией сказок, воображение дорисовывало картинки к каждому рассказу.

Олень-древо с птичкой. Небесный покровитель молодых пар. Романовская игрушка. Мастер: С.Н. Ильина С.Н. Ильина, CC BY-SA 4.0

По окончанию учебного года летом приходила к Ивану Фёдоровичу домой. К нему на практику приезжали студенты из ЛГПИ Художественно-графического факультета, и он проводил занятия у себя дома. Там я впервые увидела, что такое обжиг в горне (печь для обжига в земле), как игрушки и посуда меняют свой цвет при обжиге.

Горшок. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Ещё тогда, в детстве, я решила, что когда-нибудь у меня будет такая же печь. Когда Гункин И.Ф. перестал вести занятия по романовской игрушке в школе, их продолжал вести Маркин В. В., он и стал моим учителем и наставником.

Свой горн

В 2005 году мы с мужем поставили горн у себя на участке, предварительно изучив горн Гункина И. Ф. Земляной горн представляет собой яму, выложенную внутри кирпичом.

Растопка С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Состоит горн из двух камер. Одна, нижняя, служит топкой, вторая – камерой для укладки изделий. Так называемая печь прямого огня.

Первый же обжиг в печи показал, что пройдет не один год, прежде чем смогу овладеть процессом обжига. Выяснилось, что этот процесс несравним с простым подбрасыванием дров в костер.

Это, если хотите, исследовательская работа —научиться качественно обжигать работы в горне.

Горн С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

В разных частях камеры, во время обжига может быть разная температура на 200-300°С. С одного обжига мы можем получить и пережог изделий, хорошее качества работы и недожог керамики.

Изначально поставила себе задачу научиться обжигать в печи без помощи современных технологий — по старинке. Опираясь на воспоминания из рассказов Гункина И.Ф., частично свои воспоминания, выстраивала режим нагрева печи.

Опыт работы в электрических печах с игрушкой уже был немаленький, оставалось его перенести на дровяную печь.

Работала в эти годы только с игрушкой, с одним видом глины и определяла температуру на глаз. Чтобы научиться относительно равномерно обжигать работы у меня ушло три года.

По истечении этого времени пришло умение управлять температурой в любой части горна, поднимать и опускать её, делать температурные выдержки.

Попутно изучала свойства пород дров, которыми приходилось пользоваться и их своевременное использование на разных этапах обжига.

Впервые случайно села за гончарный круг в 2005 году, выкрутив небольшой горшочек.

Общение с опытными мастерами на выставках и фестивалях помогло приобрести большое количество информации о горнах, самодельных гончарных кругах, печах. В 2006 г.

мне собрали самодельный электрический круг, и Маркин В.В. уговорил Петра Федоровича Гункина, брата Гункина И.Ф., давать мне уроки и поставить пальцы на круге.

В то время приоритетным направлением в моей работе была романовская игрушка, а гончарное ремесло лишь любительским интересом. Серьезно темой гончарства я занялась с 2010г. Гункина П. Ф уже не было в живых и пришло осознание, насколько ценными были те немногие уроки, что я получила.

Топка горна С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Каждый местечковый промысел включает ряд движений и определённое положение рук для того, чтобы превратить глиняную массу в любую форму на гончарном круге. Для того чтобы отработать эти движения до автоматизма нужна только практика.

Отличительной особенностью романовского промысла является жгутовой прием использования глины при изготовлении сосудов средних и крупных форм. Маленькие формы (кружки, миски, тарелки) вытягивали из комка глины. На круг набивается донце, которое выравнивается сразу.

Затем накатываются жгуты, количество которых зависит от величины и высоты сосуда, который вы хотите выкрутить. Жгуты вмазываются правой рукой, в то время как ладошкой левой руки формируете внешнюю стенку сосуда. Нижний жгут примазывается очень тщательно к донцу.

Дальше, вмазывая один жгут на другой, мы поднимаем стенки сосуда, на нужную высоту. Тщательно все смачивается водой, и, работая одновременно двумя руками, превращаем жгутовой « цилиндр», в однородную заготовку. Следующий этап — это придать заготовке нужную форму.

Гончарная утварь. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Липецкая земля богата залежами глин, разных цветов и составов. Одни богаты известняком и мелом, тощие и жирные. Посуда, которую мы изучала в фондах музеев Липецка, отличалась по цвету, соответственно была разной по составу глины. Где мастера копали глину? Какие местные глины смешивали? Спросить было уже не кого.

Проще всего глину приобрести на профильном заводе, готовую к употреблению. Но это не местный материал, поэтому на протяжении нескольких лет была опробованы все глины Липецкого района. Работала с чистой карьерной глиной, смешивала разные виды глин, изменяла их пропорции в составе глиняной массы, обжигала изделия, сравнивала со старыми образцами.

Работа не прекращалась, пока не добилась положительных результатов.

Со свинцовыми глазурями я принципиально не стала работать. Меня заинтересовал более старый и экологически чистый способ обработки посуды. Следующей задачей, которую я поставила для себя — были «синюхи».

Романовский промысел

Во время работы по поиску материалов в Государственном архиве Тамбовской области и Государственном архиве Липецкой области, встречались упоминания о мастерах Романовского уезда, которые в середине XIX в. возили работы по всей Тамбовской губернии. То есть промысел был достаточно мощным и богатым.

Паровоз в вагонами. Романовская игрушка. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Есть упоминания о том, что мастера производили около 90 видов посуды и участвовали в крупных ярмарках, представляющих Тамбовскую губернию. Мастера Романовского уезда упоминаются в справочнике по промыслам Тамбовской губернии – 1900г. издания. В 1921 году с. Романово переименовано в с. Ленино.

Водовоз с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

После 1920-х годов пока не найдены архивные упоминания о гончарном промысле, только об игрушечном. Встречаются краткие заметки в периодической печати.

По рассказам Гункина Ивана и Петра Федоровичей, их отец и другие мастераперестали массово возить на ярмарки посуду и игрушки во времена коллективизации — конец 1930-40-х г. Облагали налогом не только каждый горшок на телеге, но и каждую игрушку.

Нет реализации для мастера, нет и производительности. Многие бросили свои мастерские, и ушли работать на подработки, чтобы кормить семьи.

Мужик на козле с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

После Великой Отечественной войны 1941–1945гг. многие мастера не вернулись. И.Ф. Гункин — остался единственным гончаром на всю округу. Благодаря искусствоведам А.Н Фрумкину, Н.Ф. Вяткиной, которые обратили внимание на романовскую игрушку, а значит, привлекли внимание к работе и знаниям И.Ф. Гункина, появилась возможность возродить и романовский гончарный промысел.

Возрождение

Последние 60 лет гончарный романовский промысел был в тени игрушечного промысла, над возрождении которого работал не один десяток лет группа мастеров.

Выезд парочки с возницей. Романовская игрушка. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Первым делом были изучены фонды Липецкого областного краеведческого музея и Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Затем были поездки по окрестным селам, в дома культуры, при которых создавались уголки быта и мини- музеи. Знакомилась с коллекциями Липецких школ и гимназий, где на удивление есть даже акты о приемке и истории предметов.

Романовская игрушка7. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Благодаря этим энтузиастам, найдены образцы посуды, которых нет ни в одном музее Липецка. Подавляющее большинство — это обливная посуда.

Документально установлено, что посуду и игрушку обливали уже с середины XIX века. Но, очевидно, по большинству старых образцов, даже если посуда была обливной, её все равно слегка чернили.

Это была дань вековым традициям или мастера воспринимали посуду такой? Сейчас трудно сказать.

Офицер на коне. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Более поздние образцы (весь период работы И.Ф. Гункина) были только обливными, даже не было и намека на чернение. По рассказам старого мастера «синюхи» делал его отец — Федор Гункин. Часть отец делал обливными — это на рынок, часть синюшили для себя и для местных.

Собака со щенком. Романовская игрушка. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Благодаря сотрудничеству с искусствоведом Н.А. Прямковой и краеведом Липецкой области А.Ю. Клоковым были найдены интересные образцы посуды начала XX в., а самое главное — это были «синюхи». Опыт обжига игрушек в горне был, осталось восстановить процесс обработки «синюхи» на нашей местной глине, ну и конечно параллельно обучаться гончарному ремеслу.

Обжиг

Обжиг разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, который можно проводить и в электрических печах. Восстановительный — это томление посуды при определённой температуре без доступа кислорода. При этом процессе, посуда приобретает от серого ( часто неравномерного) до черного цвета.

Горн. С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

Цвет посуды зависит от температуры, при которой замазываются все отверстия, засыпается и перекрывается любой доступ кислорода. Имеют значения и дрова, которые закладываются перед закупориванием. У каждого мастера свои хитрости. Ушло несколько лет, чтобы освоить этот процесс, но результат до сих пор непредсказуем.

Гончарная посуда. С.В. Ильина С.В. Ильина, CC BY-SA 4.0

В этом прелесть горна, он может служить как обычной печью для обжига керамики, так и выполнять функции восстановительной печи. В последнем случае могут восстанавливаться металлы и соли, содержащиеся в глине. Оттенки на работах могут быть медными, серебристыми, бронзовыми, обычные глазури приобретают различные металлические и люстровые оттенки.

С каждым обжигом, открываешь что-то новое для себя, в себе, в своей работе.

Источник: https://ru.russianarts.online/masters/179771-snezhanna-ilina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.