Русская тряпичная кукла

Захватывающие сведения о русской тряпичной кукле

Русская тряпичная кукла

История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.

История происхождения

С давних времен и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.

Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.

Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.
Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.

Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Когда приезжаю сваты родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.

Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.

Особенности русской тряпичной куклы

Традиционное изделие славян имело несколько отличительных характеристик:

  • Отсутствие черт лица.
  • Для изготовления игрушки не использовали режущие и колющие предметы.
  • Кукла чаще всего воплощала женский образ.
  • У изделия не было имени, только название.

Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.

Во-вторых, неудачное нарисованное лицо, способно испортить характер куклы. Гримасы люди придумывали самостоятельно, в зависимости от ситуации. Конечно, в наши дни это кажется немного странным, но попробуйте побеседовать с безликой «барышней», и все поймете.

Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.

Почему среди тряпичных кукол так мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость куколки крепится на жесткой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имелась мужская суть, скрытая глубоко внутри.
 

Материалы для изготовления

Тряпичная народная кукла создавалась из подручного сырья. Чаще всего мастерицы выбирали:

  • Для обрядовых игрушек брали обрывки старых вещей или ткани.
  • Для декоративных фигурок предпочитали использовать новую материю.
  • Соломенные или травяные пучки.
  • Палочки из дерева, поленца.
  • Для наполнителя брали ветошь или золу.

Наибольшим спросом пользовались игрушки, которые своим внешним видом отражали культурные ценности той или местности.

Значение русской тряпичной куклы

Все изделия можно условно классифицировать на три подгруппы:

  • Игровая фигурка. Отличалась небольшими размерами, собирали из подручных материалов.
  • Оберег. При их создании не использовали инструменты.
  • Для обряда. Готовили для участия в разнообразных ритуалах.
Каждая из групп включает десятки куколок, отличающихся устройством. Предназначение игрушки определяло ее дальнейшую жизнь, оно практически никогда не менялось и в исключительных случаях комбинировалось.

Например, обрядовыми фигурками нельзя играть, так же, как игровые изделия не участвовали в ритуалах. А вот оберег иногда давали в руки детворе. Чаще всего это были куколки-лекари, наполненные высушенными целебными травами.

Разновидности кукол

На Руси выделяли несколько типов фигурок, в зависимости от предназначения и заложенного в них смысла.

Игровые детские куклы

Собирали для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.

Традиционные куколки, предназначенные для малышей, имели разные названия:

  • Зольная. Для изготовления брали золу из домашнего очага, её соединяли с водой и скатывали шарик небольшого размера для головы. Подобное изделие считалось сильнейшим оберегом.
  • Дружок. Создавали куколку для того, чтобы ребенок не боялся оставаться один в избе. Изготовлением игрушки малыши занимались вместе с бабушкой или мамой.
  • Птичка. Делали из куска яркой материи в форме квадрата. С помощью нитей ткани создавали нужную фигуру. Птички отличались небольшим размером, их вешали над колыбелькой младенца или в углах дома.
  • Пеленашка. Куклу, завернутую в материю, клали в кроватку к ребенку, чтобы они принимала на себя нападки злых духов
  • Сеня-Малина. Фигурка отличалась ярко-рыжими волосами, передавала образ славянского мужичка, облаченного в красивую сорочку.

Обрядовые куклы

При их изготовлении мастерицы придерживались определенных правил. Они предназначались для проведения ритуалов, иногда фигурками играли детишки.

  • Кострома. Делали на Масленицу, хранили в течение всей праздничной недели, а после сжигали на костре.
  • Пасхальная куколка (для головы брали яичко) и голубка (ярко-красной расцветки). Использовали в качестве декоративных элементов интерьера.
  • Купавка. Собирали игрушку к седьмому июля. На Иван Купала изделие сплавляли по речке. В зависимости от того, как кукла себя поведет (вернется к берегу, попадет в водоворот), предсказывали, каким будет остаток года.
Веснянка. Игрушкой обменивались между собой подружки, призывая скорейший приход тепла.
  • Плодородие. Изображала многодетную мамочку, помогала привлечь достаток в семью.
  • Лихоманки. Игрушку изготавливали в количестве тринадцати штук, чтобы защитить малыша от недугов. Куколок выставляли в ряд на печи.
  • Кормилица. Фигурка имела внушительный бюст.
  • Кубышка-травница. Игрушку наполняли лечебными растениям, использовали для очищения воздуха в избе, вешали над колыбелькой.
  • Кувадки. Предназначались для парней. Во время родов муж защищал супругу от нечистой силы, изготавливая подобные куколки. После появления на свет малыша, их сжигали.

Обережные куклы

Игрушка была участником всех важных событий, протекающих в жизни семейства: свадьба, рождение ребёнка, похороны и т.д. Их было огромное количество:

  • Колокольчик. Родина фигурки Валдай. Считалось, что она приносит благие вести. Отличительные черты изделия – три юбочки по числу видов счастья (медь, золото и серебро). Исполняет роль оберега и создает в доме позитивную атмосферу.
  • Девка-баба (Вертуха). Кукла имеет две головы, четыре руки и пару юбок. Секрет фигурки заключается в том, что одна девка спрятана под подолом бабы. Если ее перевернуть, то молодуха появится на свет. Считается отражение женской сущности: девчата веселы, красивы. После замужества они становятся заботливыми хозяйками, хранительницами очага (бабами).
Неразлучники. Предназначены для семейной пары. Изделие вешают во главе свадебного кортежа после венчания. По завершении гуляний, оберег размещают в доме.
  • Берегиня. Вешали над входной дверью, чтобы защитить жильё нечисти и злых духов.
  • Зернушка. Состояла из мешочка, наполненного крупой. Символизировала достаток и благополучие.
  • Подорожница. Куколка небольшого размера, держащая в руках котомку, наполненную землей или золой. Считалась оберегом путников.
  • Очистительная фигурка. Выводит из избы отрицательную энергетику.
  • Десятиручка. Помогает женщинам справляться с домашними хлопотами.

Куклы-мотанки

Истоки игрушки в трипольской культуре. В основе изделия скрученная сварга, символизирующая движение. Получается в результате скручивания и свивания глины. Вместо лица фигурка носит изображение распятия, что свидетельствует о ее пребывании за пределами времени.

Для изготовления мотанки не используют острые предметы, материалы берут натурального происхождения. При создании куклы запрещено завязывать узелки. Единственное исключение делается для небольшого узла в конце, который символизирует пуповину. В процессе завязывания мастерица загадывала желание.

В некоторых случаях отдельно делали руки и крепили их к телу. Одеяние и головной имели определенное значение:

  • Юбка – символ земли, волны на ней указывают на связь с водой.
  • Сорочка. Триединство Вселенной.
  • Украшение на волосах – связь с небом.

Все детали и аксессуары делали отдельно, а затем приматывали к телу. Наши предки верили, что если человек взялся за изготовление игрушки, то должен довести дело до конца. В противном случае на его голову обрушатся несчастья.
 

Куклы в русских народных костюмах

Одеяние жителей Руси имело характерные особенности, по которым можно было определить возраст человека и принадлежность к губернии. Каждая область имела собственный стиль и цветовую гамму.

Отличительная черта русского костюма – прямой силуэт, не акцентирующий внимание на контуры фигуры. Простой фасон компенсировали богатой вышивкой, яркой отделкой и аппликациями. Национальные наряды не сковывали движения, были просторными и удобными.

Основные элементы одежды славян: рубаха (отличалась по длине у мужчин и женщин), сарафан и юбка. Все вещи девушки декорировали орнаментом. На голову надевали кокошник или платок.

Таким своеобразным обликом отличались и куклы в национальных нарядах. Тряпичные игрушки чаще всего презентовали родственникам для скрепления кровных уз. Важная деталь русских кукол – наряд с них нельзя снять. Одежда и фигурка были единым целым.

Заключение

Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.

Интересные сведения о тряпичной кукле вы получите, посмотрев видеоролик.

Источник: https://7kul.ru/promysly/zahvatyvayushhie-svedeniya-o-russkoj-tryapichnoj-kukle

Слово педагога |

Русская тряпичная кукла

Горбунова Елена Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №84
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Русская тряпичная кукла в развитии детского творчества»
15.03.2019
Раздел: дошкольное образование

«Русская тряпичная кукла в развитии детского творчества».

Подготовила: Горбунова Е.О.

2019г.

Человек, утративший свои корни, становится

потерянным для общества. И ничто так не способствует

формированию и развитию личности, её творческой активности,

как обращение к народным традициям.

В. Н. Сорока — Российский

Наше неспокойное время, , когда привычными стали слова

«безнравственность», «бездуховность», мы всерьез

задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.

Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не

имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том: «Как

и какими методами воспитывать нравственность?». А для этого

нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным

творчеством России. Это позволит им почувствовать себя

частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,

богатую славными традициями. Сегодня незаслуженно забыты

народные игры, традиционная русская кукла не привлекает

внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она

не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры

всего человечества, кукла сохраняет в своём облике

самобытность и характерные черты создающего её народа.

Целью моей статьи стало: познакомить детей с русской

тряпичной куклой, приобщать детей к народной культуре через

совместное творчество с взрослыми. В соответствии и целью

были поставлены

задачи:

1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской

тряпичной

куклы, научить работать с тканью при создании выразительных

образов.

1.

Способствовать развитию ручной умелости,

конструктивных умений,

творчества и способности к преобразованию материалов.

2.

Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о

семье, семейных

ценностях, традициях и быте русского народа.

3.

Совершенствовать навыки самостоятельной и

коллективной работы.

4.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к

обычаям нашего

народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и

конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно

знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А

это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего

народаЯ решила помочь своим воспитанникам на примере

народной игрушки расширить знания о традициях. Многое о

том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги,

мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать

участником событий и проявить своё творчество. Именно

поэтому у нас в группе появился музей русской народной

игрушки. Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и

каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и

сценки с использованием тряпичных кукол. Более глубокое

изучение истории куклы продолжилось на занятиях на тему:

«Тряпичная кукла». Мною были разработаны конспекты ОД:

«Коллекция народных кукол», «В гостях у бабушки Арины»,

«Тряпичная кукла-желанница», «Масленица», «Кукла-

колокольчик», «Кукла Крупеничка», «Знакомство с русской

народной куклой Кувадкой», «Изготовление народной куклы:

Кубышка-травница».

Работа была посвящена освоению теоретической части

куклы из бабушкиного сундука, история тряпичной куклы и её

назначение, когда появились куклы, кто и для чего создаёт их, и

из чего делают традиционную народную куклу, стали

осуществлять основные операции при работе с иглой и

ножницами.

В процессе работы с детьми мы совместными усилиями

превращали исторический опыт человечества в систему

открытых проблем, которые дети осмысливали. Чем раньше

ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее

он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей,

живших в далёкие времена, научится чтить память своих

предков.

Основным этапом стала непосредственная

При изготовлении кукол — «Закрутка», «Неразлучники»,

«Кубышка -травница», «Капустка» деятельность детей носила

уже не репродуктивный характер, а творческий. Каждая семья

хотела украсить куклу так, чтобы она стала самой красивой. Вот

где проявилось творчество. Они подбирали цветовую гамму,

использовали различную фурнитуру для украшения своей

куклы.

Я предложила детям организовать в группе совместный свой

мини -музей народной куклы. Им эта идея понравилась. После

каждого занятия по созданию кукол наш музей начал

пополняться «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились

своими сделанными куклами. Сначала они их брали домой,

играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей

народной куклы увеличивался. Изготовление кукол приносило

радость. Работа с мягким (теплым) материалом давала

ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей.

С готовыми игрушками дети играли. Это ещё одна

положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка:

девочки перестали носить в группу таких кукол как «Винкс»,

«Брате», «Барби» заменяя их сделанной своими руками, что

очень радовало.

Чтобы процесс изготовления куклы проходил более наглядно,

мною был подобран материал и оформлен в виде презентаций. А

в свободной деятельности для того, чтобы дети могли ещё раз

сделать наиболее понравившуюся им куклу самостоятельно,

была составлена картотека по этапам изготовления каждой

куклы в отдельности.

Как приятно было видеть положительные результаты

проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и

рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им

сделать.

Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и

образовательный. В совместной деятельности с детьми

удалось интегрировать следующие образовательные

области:

социально-коммуникативная: дидактические игры «Узнай

элемент

узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и

др.,

народные подвижные игры, хороводные игры, сюжетно-ролевая

игра

«Семья»;

познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с

народными

игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», обследование

игрушек,

составление описательных рассказов;

речевое: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о

народной

игрушке, составление творческих рассказов «Моя любимая

игрушка», беседы

с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с

бабушкиным

сундуком»;

чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле;

— художественно-эстетическое: подбор музыки для проведения

непосредственно образовательной деятельности;

рисование «Нарисуй тряпичную куклу», изготовление кукол,

создание детьми своих игрушек из разного материала; правила

работы с ножницами и иголкой;

— физическое развитие: знакомство с новыми подвижными

играми.

При работе с родителями были использованы такие формы

и методы как:

— беседы о важности, данной проблемы;

— консультация: «Народная кукла как средство приобщения

ребенка к

народной культуре», «Народная кукла в игре современных

детей»;

— мастер класс: «Изготовление народных кукол»;

— привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству

с русским

народным творчеством;

— участие в выставке музея «Старинная кукла».

Таким образом, я убедилась, что правильно организовала свою

работу. Ведь она помогла повысить мой профессиональный

уровень, а продуктивная деятельность, помогла у детей

развивать интегративные качества (творческое воображение,

коммуникативные навыки, любознательность, способность

принимать позицию другого человека, сблизить родителей и

детей и многие другие качества).

Формула успеха заключается во взаимной привязанности

детей, родителей и воспитателя — увлечённых любимым

делом.

Результат моей работы:

— собран материал по изготовлению и применению тряпичной

куклы в

непосредственно — образовательной и самостоятельной

деятельности

детей;

— составлены конспекты НОД по изучению и созданию

народной куклы;

— пополнена и обновлена предметно -развивающая среда

группы;

— созданы презентации по истории куклы;

— составлена картотека этапов изготовления кукол;

— создан мини-музей тряпичных, кукол в группе;

— оформлен альбом фотографий «моя любимая тряпичная

кукла»;

— записан музыкальный альбом (рисунки под музыку);

— оформлена выставка кукол сделанных руками детей и

родителей;

— удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в

творческий

процесс.

Этой проделанной работой я довольна. При реализации

поставленной цели получила положительный опыт, который

смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8699

Живая русь | Русская кукла и её история |

Русская тряпичная кукла

История создания русской куклы уходит своими корнями в далекое прошлое. В то время, когда наши предки жили натуральным хозяйством и все делали своими руками. Добывали себе пищу, возводили дома и  обустраивали свое жилище.

Изготовлением кукол на Руси, как правило, занимались женщины и девушки. Изначально их делали не столько для детей, сколько для сохранения «чистоты» в доме.

Куклы служили оберегами и защитниками для древних славян от злых духов и непрошенных гостей.

Поскольку в то время на территориях нашей страны процветало язычество, существовало множество  праздников,  для которых изготавливались  куклы в разных нарядах и костюмах.

Самые значимые праздники того времени – это Коляда, Купала, Великдень и другие. С приходом христианства эти праздники стали называться по другому, но большинство традиций осталось и соблюдается по сегодняшний день, в том числе и в удаленных уголках России.

Есть люди, которые по прежнему изготавливают кукол , наряжают их в красивые народные костюмы и используют в качестве оберегов, а не игрушек для детей. Одним из самых значимых и любимых праздников для славян был Великдень. В настоящее время он совпадает с пасхой.

А традиция раскрашивать яйца, печь куличи и изготавливать традиционных русских кукол пришла к нам именно от празднования Великдня. Лучшего оберега , чем кукла , созданная своими руками, в то время не существовало.

И для любой женщины это было очень важным событием и делом в её обыденной жизни.

Как и сегодня, социальное неравенство существовало и 2000 лет назад. Поэтому материалы, которые использовались для создания кукол,  у всех были разные.

Кто был более обеспеченными могли позволить себе сделать куклу из разноцветных тканей, украсить ее бронзой или даже серебром.

  А те у кого не было такой возможности довольствовались деревянными веточками, самыми дешевыми, однотонными тканями типо мешковины и любыми другими предметами, которые не имели большой пользы в ведении домашнего хозяйства.

Но со временем женщины стали обращать внимание, что девочки с удовольствием играют с этими куклами. Поскольку использовать обрядовых кукол для игр было не позволительно, появилась новая традиция изготовления игровых кукол для детей.

Изначально их делали очень маленькими, размером от 8 до 15 см высотой и выглядели они очень просто по сравнению с обрядовыми куклами.  Как правило  изготавливали их из натуральных материалов: старые ткани, обрезки, ветки, солома, зола, уголь, трава, мох, листья.  Иногда в домах наших предков появлялись и деревянные куклы и игрушки.

Но сделать их мог далеко не каждый. Необходим был специальный навык, и вырезали их в основном мужчины.  Так и появилось на свет два основных направления в создании русской куклы и игрушек. Женщины и девочки изготавливали своими руками различных тряпичных кукол, а мужчины занимались резьбой по дереву и делали деревянных кукол и игрушки.

Самые популярные среди древних славян тряпичные куклы имели свои названия. Вот некоторые из них:

  • Первой , как правило, делалась Кукла – дружок. Она создавалась всей семьей, бабушкой с дочерью и внучками, чтобы ребенок мог рядом с этой куклой ощутить поддержку и любовь своих близких. Считалось, что такая кукла помогала вырастить ребенка смелы и могла на время заменять заботу мамы. И давать ей возможность больше успеть по хозяйству.
  • Так же с появлением малыша в доме, часто изготавливалась Кукла-Птичка. Делали её из самых ярких тканей, которые имелись в доме и подвешивали над кроваткой ребенка. В основном их делали по несколько штук и это считалось хорошей забавой для маленького человечка, который не давно появился на свет. Рассматривая их он мог с интересом наблюдать как эти птички качаются над ним.

Было еще очень много названий и разновидностей тряпичных кукол. Обучать девочек мастерить кукол начинали в раннем детстве, в 5-6 лет. Считалось, что в этом возрасте ребенок хорошо понимает и может многое уже делать самостоятельно, без помощи взрослых. Часто при создании куклы мама пела дочке песни, рассказывала сказки или беседовала о чем-нибудь интересном.

Потому что делать кукол было необходимо с любовью, радостью и находится в хорошем настроении, чтобы кукла получилась красивая и смогла так же дарить свою любовь тем, кто с ней играл. Традиция изготовления тряпичных кукол дошла и до наших дней. И где-то в отдаленных уголках нашей страны, бабушка учит внучку, как сделать первую в жизни куклу своими руками.

Теперь немного расскажем и о деревянных куклах и игрушках

Есть версия , что первые деревянные игрушки на Руси появились в период с 8 по 10 век. Их вырезали из разных видов древесины. Но в основном использовались береза и сосна, так как они считаются одними из самых «мягких»  видов древесины и легко поддаются обработке. Из них делали различные фигурки людей и животных, вырезали свистульки на забаву детям. 

Но первые официальные упоминания в летописях о деревянных игрушках приходится на период  14-15 веков. В то время основным местом производства деревянных игрушек на Руси считался город Сергиев Посад.

Вокруг него находилось множество мастерских, где работали знаменитые резчики и по дереву. И даже  на территории Троице-Сергиевой лавры тоже трудились священнослужители и занимались резьбой по дереву.

Они создавали множество деревянных игрушек, фигурок и кукол , которые пользовались хорошим спросом среди населения.

Возле стен лавры в то время действовал огромный старинный рынок (ТОРГ) куда приезжали купцы не только из всех уголков Руси, но и  из-за рубежа.

Сергиев Посад по праву считался в то время столицей деревянной игрушки.

Известно , что деревянные солдатики, фигурки людей и животных, корабли, церкви и многое другое, изготовленное в мастерских Сергиево Посада, имелись в коллекциях российских императоров, королей Пруссии и Франции.

Со временем в Европе, в начале 18 века, стали появляться фабрики со станками и машинами на которых производились деревянные игрушки в большом количестве и имели достаточно низкую цену.

 И множество  мастерских по ручному производству стало постепенно сокращаться.

Но и на сегодняшний день есть мастера, которые продолжают традиции наших предков и делают вручную различные деревянные игрушки, фигурки и куклы.

Часто к ним поступают заказы от музеев , коллекционеров или просто от больших ценителей истории нашей страны.

Фарфоровые куклы

Самым современным этапом в создании куклы считается изготовление фарфоровых кукол

Родоначальником изготовления фарфоровых кукол считаются французы и это не случайно. В период с 17 по 18 век Франция считалась законодателем моды во многих областях.

Поэтому, когда там создали первую фарфоровую куклу, которая максимально соответствовала пропорциям человека, имела натуральные волосы  и несколько различных нарядов, никто не удивился. Оставалось только восхищаться красотой и изяществом этих созданий.

Поскольку это были необычные куклы, они получили даже свое собственное название – Пандоры.

Создавали их, как правило, опытные мастера и художники. Одежду для них шили лучшие портные и стоили эти куклы очень дорого. Фарфоровые куклы и по сей день считаются элитой кукольного рынка во всем мире. Необыкновенная красота, изумительное изящество, удивительное сходство с человеком, не оставляют равнодушными миллионы людей на нашей планете. 

В 19 веке на смену ручному производству фарфоровых кукол пришел фабричный метод изготовления. Они стали более доступными и большее количество покупателей имело возможность приобретать такие изделия. Массовое производство было налажено во Франции и Германии.

Кроме самих кукол, стали производиться разнообразные аксессуары к ним. Домики для кукол, мебель,  куклы дети и куклы взрослые. У некоторых экземпляров стали двигаться руки, ноги и голова. И по сей день Германия является лидером в производстве кукол из фарфора.

Но истинных ценителей индивидуальности, оригинальности и неповторимого шика привлекают куклы ручной работы. Они несут в себе частичку души мастера, который вложил в её создание все свои таланты и любовь.

Разнообразие фарфоровых кукол , на сегодняшний день , может поразить кого угодно. Они бывают и большие (в человеческий рост) и маленькие (10-15 см высотой), изображают и взрослых и младенцев, имеют огромное количество нарядов, причесок, обуви и даже нижнее белье и чулки для кукол встречаются довольно часто.

Однако наиболее популярными среди покупателей являются куклы размером от 30 до 50 см. На куклах такого размера хорошо видно все детали – прическу, макияж, глаза, одежду, аксессуары, украшения, но в то же время она является достаточно компактной и её легко переносить, перевозить или переставить в доме на другое место.

Фарфоровых кукол часто используют для декорирования гостиных , кухонь, кабинетов, детских комнат. Они выглядят очень красиво и изящно в любом интерьере и по праву являются его украшением.

Фарфоровая кукла – это бесценный подарок любителям красоты и грациозности, она настолько реалистична, что рядом с ней можно забыть про возраст и почувствовать себя героем какой-нибудь удивительной сказки.

Наши куклы ручной работы, высокого качества изделия. Головы и руки кукол выполнены из фарфора. Наряд кукол выполнен яркими тканями в новогоднем стиле.

Куклы выполнены полностью вручную, начиная от расписанного лица и заканчивая пошивом одежды. Качественная сувенирная кукла с фарфоровыми элементами отлично дополнит собой новогодний интерьер.

Кукла может быть в наличии или мы сделаем её на заказ специально для Вас. 

Наши куклы демонстрируют костюмы разных эпох, разных губерний России, других стран мира, сказочных и исторических персонажей.

Промысел существует уже более 15 лет, высокое качество наших кукол создано душой и любовью мастериц. Производством занимаются опытные мастерицы Суздаля, Сергиева Посада, Владимира, Москвы и Санкт-Петербурга.

Художники-дизайнеры разрабатывают модели сувенирных и игровых кукол‚ которые выпускаются малыми сериями и тиражами.

В настоящее время в мастерской работают художники по костюму‚ мастера по производству кукол‚ росписчики‚ литейщики фарфора‚ швеи‚ конструкторы и сборщики кукол.

Каждая кукла выполняется вручную из фарфора, картона‚ ткани‚ обклеена узорной тесьмой‚ кружевом‚ лентами и другими декоративными элементами. Каждая кукла имеет историческое или национальное значение.

Источник: http://xn----8sbfpk9bhp6f9a.xn--p1ai/novosti/russkie-kukly/russkaya-kukla-i-eyo-istoriya.html

Особенности русских тряпичных кукол

Русская тряпичная кукла

Ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы.

Кукла — способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла — не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.

Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла — достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика.

В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.

Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.

Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам — взрослым и детям.

Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом.

Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам.

Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Народная тряпичная кукла даёт сегодня блестящие техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло».

В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы».

Каждый треугольничек и квадратик – как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка «читает» внуку.

Лоскут «с голубыми колокольцами» — про первое «мамкино платьице», купленное у коробейников, про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, — это от дедушкиной рубахи».

Словно родовое письмо-треугольник напоминает он о судьбе родного человека, о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздаёт руский характер, образ отчего дома. Так и тряпичная кукла.

Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.

И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникали из обрядовых), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеки, в почитании предков. Вот почему у руской тряпичной куклы множество аналогий…

Встречают по одёжке

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры.

Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривался определённый смысл.

Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды.

Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы.

Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости.

Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков.

Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами.

Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов….

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важнейший принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ.

Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен. Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали.

Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором.

А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь – например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным.

Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Из книги «Руская тряпичная кукла», авторы Галины и Марии Дайн.

Скачать книгу в формате PDF http://drevoroda.ru/rod_pamiat/682/2740.html

Подарок, с любовью и заботой о близких

Руская тряпичная кукла может стать сильным оберегом для близкого человека или замечательной игрушкой для ребёнка, наполненной живым теплом и глубоким смыслом. Для вас она может быть советчицей и помощницей в любых делах и обстоятельствах. Помните, ещё в сказке у Василисы обережная кукла Берегиня была, во всех делах ей помогала?

Конечно же, для создания такой волшебной куклы есть особые правила:

Обережную куклу «крутят», «мотают». Сшивать тело куклы нельзя, его завязывают нитями или просто делают узел из ткани. К кукле не должен прикасаться металл. Если вам нужно подровнять какие-то детали наряда, сделать вышивку на одежде куколки или как-то украсить, то одежду с куклы сначала надо снять.

Когда завязываете нить на кукле, делайте нечётное количество оборотов (один или три). Все узлы вяжите с добрыми пожеланиями.Славянских обережных кукол делают только женщины и только в присутствии других женщин или в одиночестве. В комнате, где крутят кукол, мужчин быть не должно.

Исключение – для детей, однако, в этом случае мальчика надо занять каким-то делом.Первую куклу-оберег для дома, своими руками созданную, оставьте себе, другие уже можете и дарить.Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обережную куклу за один день (с утра и до отхода ко сну).

Прежде чем творить куклу-оберег дома, представьте, какой она будет, подумайте не только о её внешнем виде, но и о её качествах характера. Будет куколка вам подругой, помощницей или мудрой советчицей? Когда будете делать куклу, держите этот образ в своих мыслях.Свою причёску соберите, спрячьте под платок, чтобы в куклу случайно не упал волос.

Куклу лучше крутить на своих коленях, в «подоле», а не на столе.Обережным куклам не рисуют лиц, чтобы в них не могли вселиться злые духи. По этой же причине кукле не следует давать имя, зовите её по названию: обережной куклой Берегиней, Желанницей и т.д.К кукле относитесь с уважением, помните о том, что она – ваша подруга и помощница.

Когда кукла готова, выберите для неё место в жилище. Возьмите оберег в руки и прислушайтесь к своим ощущениям. Где вашей помощнице будет приятно находиться? Если вы подарили обережную куклу другому человеку, посоветуйте ему сделать то же самое.Куклу не дают в руки посторонним людям, только вам и вашим родным можно к ней прикасаться.

Разговаривайте со своей куклой не только когда просите её о чем-то. Делитесь с ней новостями, рассказывайте о своих радостях и бедах, так вы быстрее подружитесь с оберегом.Если кукла порвалась, сильно испачкалась или вы просто чувствуете, что она больше не готова вам помогать, значит, пора попрощаться с ней.

Поблагодарите оберег за верную службу и отдайте природе. Сами решайте, что вам и вашей кукле лучше: сжечь оберег, закопать или отправить по воде. Перед этим попрощайтесь с куклой и обязательно скажите: «Ты больше не кукла, теперь ты снова кусочки ткани, нитки, пряжа, ленты (перечислите, из чего сделана именно ваша кукла)».

Если кукла потерялась или её украли, скажите: «Благодарю тебя за службу! Ступай с миром!»

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/osobennosti-russkih-tryapichnyh-kukol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.