Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Историческое значение старинных прялок и их особенности

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Раньше не продавали пряжу для вязания. Рукодельницы изготовляли ее со стриженой овечьей шерсти самостоятельно. Старинные прялки представляли собой простое устройство, состоящее всего из двух частей. Так как это был исконно женский труд, прялка сопровождала хозяйку на протяжении всей жизни.

Пряли как в одиночестве, так и в компании, проводя за этим занятием многие часы и часто засиживаясь до позднего вечера. Поэтому очень важно было для женщин, как эта самая прялка выглядит. Много внимания уделялось сначала ее внешнему виду.

Виды старинных прялок

А чуть позднее постоянно усовершенствовалась прялка для максимальной оптимизации и автоматизации процесса. Ее использовали во множестве народных обрядов. Прялка служила основой древней мифологии не только славян, но и остальных народов мира.

В антикварных магазинах сейчас можно купить огромное количество прялок. От самых простых, с необыкновенно красивой росписью, до сложных, содержащих колесо в качестве ручного привода. Цена зависит от множества факторов, таких как состояние прялки, роспись, история, с ней связанная, редкость и других.

История прялки

Чтобы полностью понять смысл этого орудия труда в истории нашего народа, необходимо проследить, как менялся внешний вид прялки у нас и во всем мире с течением времени. И то, как она постепенно трансформировалась, становясь полностью автоматизированной.

Как же выглядела прялка с самого начала? Поначалу пряжу просто скручивали, это считается наиболее ранним прообразом прядения. Потом было изобретено веретено, а чуть позже и прялка. Процесс изготовления пряжи стал непрерывным и значительно ускорился. Сначала прялки имели ручной привод, а вскоре они начали приводиться в действие ножным приводом.

С помощью такой прялки уже можно было контролировать качество пряжи и толщину нити, но эти параметры еще и зависели от самой овечьей шерсти. На качество пряжи влияло то, какая была овца и даже в какой период она была пострижена. Например, более мягкая шерсть получалась от овцы, постриженной зимой.

История трансформации прялки начинается именно с изобретения веретена. Несколько тысячелетий она просуществовала именно в таком виде. Процесс был сложным и трудоемким и состоял из большого количества однообразных движений. Это были вытягивание, скручивание и наматывание. При низкой производительности трудозатраты были очень велики и руки быстро уставали.

Такие прялки сохранились в большом количестве, и сейчас их можно найти практически во всех музеях истории и народного быта. Это связано с тем, что приспособления были максимально простыми, и их могли себе позволить даже самые бедные люди. А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая и стала существенным прорывом.

Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Второй рукой она вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить, если это делалось под углом, то она наматывалась.

В 1530 году Юргенсом из Брауншвейга была изобретена самопрялка. Вместо ручки, она приводилась в действие ножным приводом. Для работы освобождались обе руки, что существенно ускорило и упростило весь процесс. Работа выглядела следующим образом. Наглухо были соединены веретено c рогулькой. Их в действие приводило нижнее большое колесо, которое было соединено с укрепленным на веретене блоком.

На одном из концов катушки, которая надевалась на веретено, был укреплен маленький блок. Оба блока запускались одним колесом, а из-за разницы в диаметрах имели и разную скорость вращения: катушка вращалась быстрее, чем рогулька и веретено.

Это приводило к тому, что на катушку наматывалась нить со скоростью, равной разнице между скоростями веретена и катушки. Прядильщица вытягивала из пряслицы волокна и немного их закручивала, а после направляла на ось веретена.

После прохождения рогульки нить наматывалась на катушку.

В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию.

Один только этап его необходимо было делать вручную — несколько закручивать. В 1735 году Джоном Уайтом был изобретен вытяжной прибор. Он состоял из пары вращающихся валиков, и для него можно было использовать только подготовленный материал.

Предварительно волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.

Последний процесс со временем также был механизирован. Была изобретена чесальная машина, которая состояла из цилиндра с крючками и желоба, а волокна хлопка пропускались между ними. В 1741 году Джон Уайт полностью собрал первую механизированную прядильную машину. Однако она имела значительные размеры и цену, поэтому широкого распространения не получила.

Свою нишу в истории прялки заняла изобретенная Харгвисом прядильная машина, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Она имела восемь вертикальных веретен. Вытяжного валика в ней не было, а вместо него — пресс из двух деревянных брусков. Поэтому в ней был один важный недостаток: нить получалась довольно слабой, и чтобы ее как-то усилить, приходилось добавлять нить льна.

На основе этой машины была изобретена, как сейчас считается, самая удачная машина Аркрайта. Она имела некоторые части от предшественниц. Вытяжной механизм Уайта и наматывающе-крутильный Юргенса. Процесс прядения на этой машине был полностью автоматизированным. Прядильщику оставалось только следить за тем, чтобы материал подавался в машину.

Крепость нитей была достаточной, чтобы не нужно было добавлять лен. Машина Аркрайта получила название «ветромашина», так как имела высокую скорость и давала возможность непрерывной работы. Но нить, которую давала эта машина, была довольно грубой хоть и крепкой. В отличие от тонкой хрупкой нити, которую получали при помощи машины «Дженни».

Чтобы найти золотую середину, Кромптон создал свою мюль-машину. Она и внесла последнее слово в историю создания современной универсальной прядильной машины. Она включала вытяжное устройство в виде валиков и специальную каретку, которая ходила взад-вперед и с помощью которой переключались веретена.

Параллельно с развитием самой машины развивался и привод. В какой-то момент в качестве тяговой силы были использованы ослы. Им на смену пришли паровые двигатели, которые потом сменились электродвигателем. Электродвигателем были снабжены не только прядильные машины, используемые в промышленности, но и бытовые прялки.

Прялка как произведение искусства

Прялка была не только рабочим инструментом, никакое другое орудие труда так не украшалось. Они и до сих пор считаются произведениями искусства. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие методы декорирования.

Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Кроме росписей, часто на прялках красовалась подпись мастера и дарственные надписи или пожелания. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.

Поверхности прялки были довольно сложными. Можно сейчас увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее. В этом случае судить о народном искусстве, как о примитивном, не стоит. Посещая разнообразные музеи, где выставлены старинные прялки, можно увидеть насколько многогранно, сложно и искусно они были украшены.

Конечно, говоря о росписи, имеют в виду прялки, которые были полностью ручными и состояли из двух основных частей: вертикальной, куда привязывается прядильная нить, и горизонтальной. Вертикальная часть, в свою очередь, состояла из лопати и шейки. Расписывали и раскрашивали в основном лопать.

Древние обычаи, связанные с прялкой

Прялка входила в народные обряды и традиции не только на Руси и в Российской империи, но и в других краях. Она чаще всего сопровождала женщину от рождения и до замужества и далее в замужней жизни. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.

Плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. Когда парень и девушка собирались пожениться на Русском Севере, жених дарил своей возлюбленной прялку, сделанную собственными руками и украшенную. На такой прялке помещалась его подпись и считалось, что после такого подарка он обязан был жениться.

Так пряли в старину

Пряли в основном зимой и осенью. Часто прялка участвовала и в праздничных традициях этого периода года. Например, с ней связана традиция кататься на Масленицу. Женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.

Считалось, что чем дальше они доедут, тем уродится длиннее лен. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени. Участвовала прялка в этом празднике и у чехов. Ее возили по селу, украшенную лентами, и после этого продавали в трактире.

На Рождество, чтобы избежать заплевывания духов, все прядильные инструменты прятались подальше в чулан. А у сербов хозяйка ходила к скоту и приносила с собой, кроме прялки, также немного пряла. Это делалось для того, чтобы скот не был голодным.

Первая посетительница дома на Рождество в Словении должна была немного поработать прялкой для кур и урожая льна.

Там же существовал и такой обычай: невеста должна была прячь после первой брачной ночи, а прялку ей подавала свекровь; считалось что это сулит молодоженам богатую жизнь.

Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:

  • Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет — значит, не судьба.
  • На Троицу нить пускали по воде и смотрели, утонет она или поплывет; если поплывет — судьбой дана жизнь, если утонет — смерть.
  • Лучину втыкали между половиц и обвивали пряжей изо льна. Потом пряжу поджигали и смотрели: куда склонится — оттуда считалось и жених будет.
  • Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.
  • На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.
  • На невесту в бане надевали пояс из пряжи. По числу узлов на поясе «программировали» число сыновей, которые у нее родятся.
  • По количеству узлов на нитке, которой перевязывали пуповину, определяли, сколько еще детей родится.
  • В колыбель новорожденного клали: для девочки пряльце, а для мальчика лучок для отбивки шерсти. В некоторых краях было принято подвешивать предмет, относящийся к прялке, например, веретено или ножницы, около колыбели младенца, чтобы отвлекать от ночных духов.
  • Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.

Прядение также тесно связано и с мифологией. Прялка считалась связанной с тем светом, а прядение — функцией некоторых мифологических персонажей. Пряли или разматывали клубок с пряжей девы судьбы.

Если прялка на ночь была оставлена без благословения или с неоконченной куделью, по верованиям восточных славян, пряла нечистая сила.

Именно как заместитель или атрибут нечистой силы прялку чаще всего и воспринимали.

Девушки верили, что пряжу необходимо непременно закончить в канун Рождества, иначе прялка придет за ними на венчание. Ударенные прялкою ребенок должен был заболеть, девушка — неудачно выйти замуж, а увидеть во сне прялку в руках кикиморы на лавке было знаком к покойнику в избе.

Как видно, прялка занимала в жизни женщины тех времен практически ключевую роль. Именно поэтому они сейчас и настолько ценятся как антикварное произведение. Каждая прялка имела свою историю, которая длилась многие годы. Она была свидетелем рождений и свадеб, любви и ненависти, самых важных моментов в жизни каждого человека.

Источник: https://DedPodaril.com/interesno/starinnye-pryalki.html

Прялка — обычаи и обряды. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Всем привычная расписная прялка стала каким-то «расхожим местом» при упоминании народного художественного творчества, а вот бытовая сторона прядения и обычаев, связанных с этим процессом, освещена мало. Попробуем рассказать некоторые нюансы этого технического процесса, а также обрядовую его принадлежность.

Сарафан и пермогорская прялка Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Жизнь и труд

Жизнь простого крестьянина была неразрывно связана с трудом — отдыхать он мог лишь во время крупных христианских праздников и гуляний. Всё остальное время ему приходилось трудиться, чтобы обеспечить худо-бедно своё пропитание и прочие потребности.

Детская прялочка (фрагмент) Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Детей сызмальства приучали к труду, с самых младых лет ребёнок видел, что жизнь его родителей — это постоянный производственный процесс. В летний период это работа на поле, в зимний — ремесло. Детям делали игрушки, и они с удовольствием играли во взрослых: пацанам точали топоры, а девочкам прялки. А там, где символы, там и ритуалы. 

Прялки Поважья, Шенкурск Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Ночная Неспяха и прочие «Кевы»

Самая первая встреча с прялкой происходила в самом раннем младенчестве. К зыбке новорожденной девочки привязывали игрушечную прялицу, а то и настоящую прялку с куделью и веретеном.

Делалось это для оберегания сна младенца, так как считалось, что ребёнку мешает спать существо, приходящее по ночам ( у русских его называли «Мара», «Дневная Неутеха» , «Ночная Неспяха», «Ночной Вопль», «Кева».

 У карел оно называлось «itkettaja» — «Ночной Плач».

Почему-то наши предки были уверены, что вместо того, чтобы щекотать и щипать девочку, это существо женского пола всё бросит и начнёт ткать нить!

Фрагмент прялки Всадник Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Передача традиций и прялка

Лет в пять–семь начинали обучение прядению, именно тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла из себя копию взрослой. В этот период обучения давали прясть грубую пряжу из обрывков льняных волокон.

Обучению придавалось огромное значение, ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты. Поэтому обучение было строгим: в день нужно было выпрясть 1–2 пасмы, то есть около 30–60 метров нити.

Заданный урок старались выполнить любыми путями:

… Девочкой вечером прялицу положу и говорю: «Черт, черт! Выпряди мою куделю!» Думаю, за ночь выпрядет… Утром беру прялицу и говорю: «Господи, благослови мою прялицу!

Долгое время процесс обучения проходил под присмотром старших — бабушек. Вместе с бабушками собирались лён прясть маленькие девочки и девушки:

Сидим с ними. Бабушки пели, разговаривали. Соберутся вечером, песни поют. Прялки с собой приносили…

Именно в этот период будущая женщина перенимала традиции, нормы, правила поведения, принятые в обществе. Именно тогда в её память откладывались сотни услышанных песен, «старин», сказок, историй. Долгими зимними вечерами собирались женщины в какой то избе, в середине комнаты стоял светец с несколькими горящими лучинами, а малец всё время менял их, чтобы огонь не погас.

Женщины говорили, конечно, о женском, но сплетни и местные новости быстро заканчивались и начинались рассказы, сказки, песнопения…

Далеко не в каждой деревне жили такие сказительницы как Аграфена Крюкова или Мария Кривополенова, невероятная память которых умудрялась сохранить тысячи стихов и былин, поэтому репертуар повторялся, что давало возможность девочкам запомнить оригинальное звучание и тексты. Вся эта певческая идиллия продолжалась ровно до момента появления в деревнях радио, после этого, настоящий фольклор быстро сошёл «на нет». 

Нелёгкий труд

Сейчас трудно и представить, сколько времени и труда затрачивалось на изготовление одного аршина льняного полотна! Работы начинались ранней весной, вспаханную землю засевали семенами льна, проросшие всходы в июле пололи, в августе поспевший лён выдёргивали руками вместе с корнем, затем его обмолачивали — выбивали семя из головок, а стебли раскладывали в поле тонким слоем и оставляли там на всю осень.

Фрагмент прялки из Поонежья Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Вымоченные дождями, продутые ветрами, стебли становились мягче, а перед заморозками их собирали, высушивали. Затем ломали, мяли и трепали дабы отделить жёсткую внешнюю оболочку — кострицу от сердцевины, которая и шла на изготовление ниток.

Чтобы сделать волокно ещё мягче, его несколько раз прочёсывали гребнями, после чего оно становилось мягким и шелковистым, как волосы ребёнка.

Прядение начиналось в ноябре и продолжалось всю зиму, процесс этот был очень медленным, нудным, малопроизводительным. Комок волокон (кудель) закреплялся на прялке с помощью спицы, а потом привязывался специальной лентой-мотогузом.

Пряха свивала из волокон нить, смачивая её слюной и скручивая сначала пальцами, а потом веретеном. Готовая нитка наматывалась на веретено, а когда оно переполнялось — сматывалась в клубки.

Прясть, да не всегда

Вместе с этим, прядение жёстко регламентировалось и категорически запрещалось во многие дни: праздники и их кануны.  

…бабушка в праздничные дни не пряла, ни-ни! К прялке не подпускала: «Не трогай»,— говорит, и убирала, а почему не говорила. «Грех будет!»,—говорила, меня и мама предупреждала: «Не пряди перед праздником и в воскресенье, грешно будет! Можно после обеда, а до обеда грешно — Бог накажет.

Более того, в некоторые дни прялки и вовсе выносили из избы, причём на простое шитьё и вязание такой жёсткий запрет не распространялся. У русских и карел существовали дни, когда нельзя было прясть из за страха встретиться со змеёй, а сегозерские карелы не занимались этим в Святки, из-за боязни наказания мистического существа в образе зверя — «кегри».

Ограничивалось и место, где можно было сидеть за прялкой:

Считалось, грех прясть в мужском углу. Пряли в женском углу, там и кровать стояла. А мужской угол — где иконы. Там, на лавке, мужики работали.

Вообще любое действие закреплялось какими-то мини-заклинаниями, ритуалами. Так, в Каргополье, матери поучали:

«Клади благословясь прялку, не то кикимора придет – напрядет». Полагалось после работы убирать прялку со словами: «Пой с богом, прялочка»

Повзрослевшим девушкам, конечно, становилось скучно сидеть со старухами и, войдя в следующий период жизни, они начинали себя готовить к супружеству, а во все времена, самое сложное в этом вопросе — найти нормального мужика.

Каргопольские прялки Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

«Повод вырваться из дома»

Распрощавшись с бабушками и их «старинами», молодухи начинали бегать на вечёрки — собрания молодёжи, в которых прядение было подчас лишь поводом вырваться из дома:

… ставили прялку в угол да танцевали, в кадриль ходили

Компании собирались в домах одиноких пожилых женщин, за это им приносили гостинцы, мелкие подарки, а то и небольшие деньги, собранные в складчину.

Девушки рассаживались на свои прялки, заводили свои девичьи разговоры, затягивали песни, а там, где собираются девушки, обязательно появляются и парни- это непреложная истина всех времён и народов.

Будущие женихи порой приезжали издалека, шумно обставляя своё прибытие: расписные сани, звон колокольчиков, гармонист… Предки наши, мусульманами не были, и потому кое-какие вольности на этих вечеринках позволялись — молодцы садились, прижавшись к избранницам, а то и им на колени.

«Сядь-ко, милый, на колени, посоветуем об деле, Мы об деле, об таком: сыграем свадебку тайком»., «Ты прядись, прядись, куделюшка, прядись и не ленись. Сядь-ко, миленький, за прялочку, народу не стыдись».

В какой то момент, народу становилось явно не до физического труда

«… На вечерку я пришла, в большой угол села. Моя прялка именна к порогу полетела», «… За мою за прялицу все садятся пьяницы, а тверезый – никогда. Наверно, прялочка худа!»

Как и в любом обществе, где перед молодыми людьми стоит выбор будущего спутника жизни, этот выбор не всегда прост и не обходится без разочарований и обид

… У меня прялочка точена. У подруженьки така. Волощана к нам не ходят, мы не любим никака.

Удивительно, но сексопильность была одной из отличительных черт молодой девушки того времени и разговор шёл не о красоте, а именно о сексуальной привлекательности! У русских это называлось «славутность». У карел «лемби».

Девицы на выданье знали множество ритуалов, чтобы повысить эту славутность — то голыми попами мяли рожь по ночам на полях у богачей, то читали заговоры…

Конечно, очень сильно на привлекательность, влиял размер приданого, но, кроме этого, к будущей избраннице предъявлялось множество требований, ибо окончательный выбор делали всё же не сами горячие юноши, а их родители.

И тут выходило на первый план именно умение прясть, ткать, вышивать и вообще производить товар, который может быть продан. На банальное трудолюбие девицы смотрели родители женихов, ибо жена это бесплатная работница. 

Фрагмент прялки Добрый молодец и лев Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

После периода ухаживания, дроли шли-таки под венец и прялка на какое-то время откладывалась в сторону, в свадебных обрядах она, как правило, не участвовала. Но после первой брачной ночи, она опять появлялась на свет и выступала в роли предмета инициации — наутро свекровь приносила невестке… свою прялку и… предлагала поработать на ней.

«В первое утро она прядёт, штобы богатее жить», после чего прялка свекрови больше не попадала в руки невестки, а та пряла уже на своей, принесённой из своего дома, что должно было подчёркивать незримую связь со своим оставленным родом.

Так прялка, подаренная отцом, во время ещё девичества сопровождала женщину всю жизнь, до самой старости. Вообще эта связь «женщина–прялка» была непреложной.

Прялка с чудо-птицами Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

В пожилом возрасте, когда женщина теряла свои силы, она пряла нить своей жизни уже круглогодично, более того, прясть шерсть становилось символом старости, в противовес шёлку, вышиванию и «золотым пялам», которые олицетворялись с девичеством.

Случаи, когда прялку клали в гроб, были редки, но примеры такие существовали. Так прялка становилась спутницей женской судьбы — от рождения до смерти. 

Текст Николая Телегина. Текст написан в основном на материале статей О.А. Набоковой, сотрудника заповедника «Кижи»

Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/107017-pryalka-obychai-i-obryady/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.