Русские узоры. Возрождение души

Русский народный узор. Как нарисовать русский узор

Русские узоры. Возрождение души

Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор.

Исторические сведения о русском народном узоре

Следует понимать, что существует два термина – узор и орнамент. И это изначально было не одно и то же. Даже сейчас орнаментом можно назвать не каждый узор. К примеру, если это постоянно повторяющийся рисунок (раппорт).

На Руси считалось, что узор гораздо глубже, он больше значит. Слово же орнамент является заимствованным с латыни, да и появилось оно гораздо позже и обозначает украшение. На Руси ему был аналог — “украсы”. Считалось, что он предназначен для оформления декоративной стилизации. Однако в дальнейшем эти два понятия переплелись и стали дополнять друг друга.

Русский народный узор – это совокупность различных линий, символов, других элементов, которые могут как повторяться, так и быть в единственном варианте. В разных местностях рисунки могут отличаться. Так, в восточных областях на Руси в узоре можно встретить такой элемент, как “индийский огурец”, который и на сегодняшний день является популярным.

Также каждая местность имела и свою цветовую гамму узоров и орнаментов.

Знаки и символы в русском узоре

Если рассматривать русский народный узор с точки зрения символики, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.

Самыми популярными символами в узоре являются:

  • Звезда Алатырь, или, как ее еще называют, крест Сварога. Она имеет восемь лепестков и символизирует Вселенную, ее циклы сворачивания и разворачивания.
  • Также очень популярным является символ Берегини (Рожаницы). Это схематическое изображение женщины, которая оберегает.
  • Очень значимым символом является Древо Жизни, которое иногда еще называют Мировым деревом. Он объединяет в себе мировую ось, мироздание и род.
  • Всем известен символ Коловрат. Во времена Гитлера свастика стала символом войны и фашизма, однако изначально это было вовсе не так.
  • Также популярен символ Орепей, который представляет собой гребенчатый ромб. Этот символ приносит счастье, равновесие и душевное спокойствие.
  • К тому же, используют в узоре и орнаменте цветы, звезды, спирали и другие символы, каждый из которых несет определенное значение, усиливая положительную и защитную энергию человека.

Помимо вышеперечисленных элементов существует и множество других. К тому же, почти все узоры схемы имеют достаточно разнообразные. Один и тот же символ можно изобразить по-разному, сохраняя, впрочем, общие черты и линии. Так возникают целые обережные фразы, а также небольшие рассказы или заговоры.

Сакральный смысл узора

Следует знать, что один и тот же символ, но изображенный в разных частях одежды, мог иметь разное значение. К примеру, знак Орепей, изображенный в зоне локтя на женской одежде, обозначал предка. Если его изображали на подоле, то он был входом в потусторонний мир.

Также символически изображали и древних богов, которые перемещались на колесницах. В них запряжены были различные животные, которые олицетворяли конкретное божество.

Некоторые русские узоры (фото представлено ниже) в своей числовой повторяемости несли определенный код. Так, важными были следующие числа:

  • три (Абсолют, Троица, время, пространство);
  • четыре (стороны света, времени года);
  • семь (символ гармонии);
  • двенадцать.

В подобных узорах и орнаментах проявляется и отношение к матушке-природе наших предков. Они своими изображениями как бы просили у нее защиты и покровительства от различного зла, бед и напастей.

Где используют русские народные узоры?

Использование узоров довольно разнообразно. Их применяют в вышивке на одежде, полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари, домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был оставлен без рисунка.

Русские узоры (фото их есть в нашем обзоре) – это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные символы (ромбы, линии, точки).

Различие узоров в разных регионах

Каждый регион России имеет свою историю росписи, вышивки, узоров и орнаментов. Рассмотрим русский народный узор (картинки некоторых будут представлены ниже) по некоторым видам и местностям:

  • гжельская роспись – характерна синяя и белая цветовая гамма в рисунках, которые делаются на керамических, фарфоровых изделиях;
  • роспись, которой славна деревня Жостово, на металлических подносах;
  • очень интересна хохломская роспись различными узорами, для нее характерен золотистый цвет (также есть красный, желтый и оранжевый);
  • помимо этого, во многих регионах изготавливали свои, особые игрушки (дымковская, каргопольская, старооскольская), каждая из которых имела свой, неповторимый узор в росписи;
  • также очень известны павловопосадские шали, которые выполняются в красных и черных цветах, с цветочными узорами.

И это даже не все известные промыслы, где применяется русский народный узор.

Самые древние узоры

К наиболее древним узорам можно отнести совокупность различных знаков, которые в старину имели особое значение и просто так не наносились ни на одно изделие. Каждая семья имела свой набор вышивок, росписей, которые передавались из поколения в поколение. Они даже обладать особым смыслом для семьи, быть ее собственным символом. Конечно, со временем знания были утрачены.

Старинные русские узоры дышат на нас таинственностью, силой оберегов, значением каждой завитушки или знака.

Сейчас очень многие собирают в свою копилку подобные изображения, которые имеют смысл.

Как начать рисовать русские народные узоры

Сейчас люди все чаще обращаются к нашему наследию предков, желая возродить утраченные традиции. К примеру, очень многие задаются вопросом о том, как нарисовать русский узор. С чего же начать?

Сперва следует понять, что на Руси существует множество техник росписи, вышивки, которые имеют свои особенности. Для начинающих узоры нужно брать не очень сложные, имеющие повторяющийся рисунок. Так будет легче уловить саму его суть.

Перед самим рисованием нужно потренироваться с простыми его составляющими: точками, линиями, штрихами, капельками, петельками и др. По сути, самый трудный узор и состоит из вышеперечисленных деталей. Из этих простых форм после некоторого времени тренировок можно будет создавать более сложные.

Для того чтобы понять, как нарисовать русский узор, не следует торопиться. Некоторые формы могут действительно показаться сложными, однако нужно помнить, что все они состоят из простых.

Раскладывайте сначала повторяющийся рисунок на детали, изображать его начинайте с самых легких и основных, к примеру, точки. Вокруг нее постепенно дорисовывайте другие формы, и так в самом конце можно получить свой законченный узор.

Взгляните на расположенное ниже фото, на котором представлены все этапы рисования. И убедитесь, что процесс этот не такой уж и сложный.

Таким образом, можно научиться, как самому создавать орнаменты и узоры. В принципе, можно брать и уже готовые схемы, а после переносить их на поверхность.

Использование узоров на предметах домашней утвари

Также узоры и орнаменты в древности выполнялись и на предметах обихода, домашней утвари. К примеру, на Руси на солонках изображали шестилепестковую розетку. Это имело символическое значение. Эта розетка обозначала солнце, а соль считали связанной с ним. Также ее изображение часто находили на прялках, как символ бесконечного времени.

Помимо символической росписи утвари, также существовала и просто украшающая изделие. Конечно, она появилась не сразу, а техника вырабатывалась годами.

Следует отметить, что некоторые узоры, схемы которых достаточно сложны, изготавливаются и до сих пор мастерами. Это, к примеру, хохломская роспись, которая очень красиво и богато выглядит. Однако ее изготовление достаточно сложное и многоэтапное.

Использование узоров в вышивке

Русская вышивка на Руси традиционно не просто украшает одежды, рушники, покрывала и другие изделия из полотна, но и является оберегом. Переплетение узоров носит отнюдь не случайный характер. Все символы находятся на своем месте.

Помимо этого, имеет значение в вышивке и цвет нити, которая используется. Рассмотрим некоторые моменты:

  • для защиты малыша подойдет вышитый петух или конь в красных или черных цветах;
  • для успешной деятельности вышивку следует выполнить в голубых или золотисто-зеленых тонах;
  • шерстяная вышивка подойдет в том случае, если уже есть какие-то энергетические дыры, ее делают в области чакр человека;
  • лен используют для умиротворения, им вышивают деревья, птиц, звезды или солнце;
  • для женщин в вышивке нужно использовать черный цвет, чтобы уберечься от бесплодия;
  • для мужчин – зеленый (защищает от ран), синий (оберегает от стихий).

Помимо этого, в вышивке используют и символы – крест (преграда и защита от зла), звезда (небесный огонь), круг (обозначает плодородие, изобилие и материнство) и другие.

Таким образом, русская вышивка – это целый набор знаний, который применяли наши предки в древности, защищая себя, родных и свой род.

Использование узоров на одежде в старину

Наверное, самым известным применением узора и орнамента является народный костюм. Даже самый несведущий в этом деле человек узнает эту вышивку. Правда, цвета и узоры русских народных костюмов опять же разнятся по регионам.

К примеру, чем южнее местность, тем ярче одежда была у людей. Это было обусловлено тем, что раньше краска была натурального происхождения, и чем теплее было, тем большее существовало разнообразие в возможностях ее произвести.

Если говорить про мужскую и женскую одежду, то первая почти не имела отличий в регионах, разве что предпочтения по цвету и узору. А вот женская одежда была довольно разнообразна и значительно отличалась.

Геометрические узоры, а также вышивка разнообразных фигурок животных была очень популярна в северной части России. А вот южные имели более цветную вышивку (часто красную).

Применение русского народного узора в современной одежде

Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами (к примеру, в 1976 году Russian Collection от Ив Сен Лорана).

В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Помимо колоритных традиционных, используют яркие цветочные (или другие народные) принты. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя.

Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю (к примеру, павловопосадские платки).

Таким образом, русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.

Источник: https://FB.ru/article/163683/russkiy-narodnyiy-uzor-kak-narisovat-russkiy-uzor

Сила русского хоровода

Русские узоры. Возрождение души

Хороводы – одно из древнейших обрядовых действий, связанных с культом Солнца, с течением времени приобретают отчасти обрядовый, отчасти развлекательно-игровой характер.

Именно в таком качестве они и сохраняются на долгое время в народной традиции.

Хороводы известны с древних времен, они существуют у всех народов, они имеют магическую силу, сплачивая людей, гармонизируют отношения с миром, приносят радость.

Хоровод известен людям уже с эпохи палеолита (его восстанавливают по наскальным рисункам, по сохранившимся на глине, внутри пещер отпечаткам босых ног).

Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств.

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод.

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль.

Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, — хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг.

И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры, В. Даля, хоровод (карагод, танок, круг, улица) — это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. Употребление слова «хоровод» в фольклористике, этнографии, искусствоведении и разговорной речи имеет много значений.

В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах.

Правда, русская деревня знала и зимние хороводы на улице, но это было редкостью.

Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами.

Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг.

Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15.

Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших.

Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей.

В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок.

В некоторых хороводах участники движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.

Все эти соединения напрямую зависят от географии, ведь хоровод распространен по всей территории России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Например, северные хороводы всегда отличались благородностью, выдержанностью и удивительной музыкальностью. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души.

Северные хороводы – самые сдержанные, чинные, спокойные, но, в то же время, сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину.

В центральных районах России, близ Москвы, хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества – удивительными по своей природе песнями.

Такие хороводы непременно сопровождались хлопаньем в ладоши, притопыванием, быстрыми и энергичными движениями. А теплый и ласковый юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами, порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью. В этом танце – стремительность, сила и безграничный задор.

Хороводы были популярны, как в деревне, так и в городе. Если не вдаваться в тонкости, то можно сказать, что деревенские и городские хороводы не сильно различались.

И там и там был темперамент, радость, интрига и, разумеется, она – царица народного веселья — хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, обычно зрелого возраста. Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. Она вечно молода, игрива, говорлива, умеет отлично петь и танцевать.

Хороводница распоряжалась всеми увеселениями, стояла во главе хоровода, внимательно следила за процессом, придумывала новые танцевальные фигуры и рисунки.

Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды — предмет особенной заботы поселян. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами.

Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – каждый высматривал среди танцующих нарядных дев невесту.

Девушки тоже не терялись и следили: кто же смотрит пристальнее всех, кто подойдет и позовет с собою в заводной игре.

Русские хороводы были распределены по времени года, свободным дням и по сословиям.

Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются с наступлением зимы.

Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни их не отпускает крестьянский труд. Городские хороводы также начинаются со Святой недели и продолжаются все лето и осень, несколько раз в неделю.

Говоря о характере хоровода, следует отметить, что русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода и носит название орнаментального.

Чаще всего художественное содержание таких хороводов связано с образами русской природы. Тесная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями и танцами, помогла созданию множества рисунков – фигур хоровода.

Замысловатые танцевальные переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев. И наоборот – тонкие узоры кружев, например, часто повторяют вензеля хоровода. Изобретательности танцевального рисунка на Руси придавалось большое значение.

Часто хороводник или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения, чтобы придать танцу интерес и выразительность.

Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам.

Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков.

К тому же хоровод, как драматическое действие, требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Венок символизирует брачный союз, платок – подушку, шелковая плеточка – символ силы и покорности. Все в этом хороводе – творчество.

Исследуя хитрости и секреты «хороводной науки», остается только удивляться: какая фантазия, какая образность, какая самобытность, какая красота.

Какие виды хороводов бывают?

Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Рисунок хороводов часто напоминает замысловатые узоры русских кружев, участники двигаются цепью, змейкой, встречается построение в два ряда.

Орнаментальные обрядовые хороводы являются древнейшими. Им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаичных песен, инструментальное сопровождение встречается редко.

Необрядовые отличаются более развитой хореографией, сопровождаются либо песнями, либо инструментальным ансамблем, иногда с песней и инструментальной музыкой одновременно хороводы устраивались в лугах и полях, на берегу рек и озер, на улицах и погостах; участники, взявшись за руки, плавно, в медленном темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и др.) иногда выстраиваются в линии друг против друга.

Затевали “веревочку”: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни.

“Веревочка” выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую.

Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать… свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре — танец «Коловрат».

Различие между народными и сакральными танцами

Народные танцы:

  • групповые танцы, передаваемые из поколения в поколение с древних времен, основаны на языческих обычаях, традициях.
  • особое понимание жизни, а не только развлечение.
  • с появлением церкви запрещены, сохранились лишь некоторые рисунки движений.

Сакральные танцы:

  • всегда носят характер поклонения или сообщения с чем-то высшим.
  • попытка наладить контакт со своим глубинным Я, ответить на вопросы «Кто Я? Для чего я здесь?..»

Сакральный танец — основа ритуальной и духовной жизни наших далеких предков. Эти движения являются проводниками во внутренний мир для поколений людей на протяжении тысячелетий.

Роль женского сакрального танца была наиболее сильной в культурах, почитающих богинь, где женщины справляли обряды и богослужения, что наблюдалось в культурах всего мира.

ьИменно с почитания богини начинается путь сакрального танца в мире. Космическая Мать-Богиня символизирует силу и гармонию самой жизни.

Женщины резонируют с образом богини как женского аспекта божественного – вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности.

Хоровод планет Солнечной системы располагается вблизи плоскости, проходящей через солнечный экватор, и кружит вокруг Солнца в одном и том же направлении — с запада на восток. Горит солнечный костер, а вокруг него хоровод планет. Иногда планеты выстраиваются в ряд.

Жизнь, — это священный танец деятеля ,облаченного в физическую оболочку, являющую собой прекрасное человеческое тело. Забывший свое прошлое не имеет, в этом танце своего будущего, т.к. ему неведомо предназначение сакрального танца богов, переданного человеку чтобы тот помнил дорогу домой.

Хоровод помогает равномерно организовать свое биополе, за счет взаимодействия с сородичами. Равномерно замкнутая цепь это своего рода вращение и организация Тока Силы.

Смена ритма и направления хоровода давало взаимодействие с разного рода потоками, вибрациями. Что собственно полностью характеризует устроение большего хоровода КОЛОГОДНОГО.

Фигуры хороводов

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка».

Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком.

Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Источник: https://veles.site/news/sila-russkogo-horovoda

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Русские узоры. Возрождение души

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян

  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки.

Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела).

Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел

  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись

  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни

  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки

  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

https://www.youtube.com/watch?v=1RqyXD7IbJQ

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Источник: https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/drevnie-sekrety-russkogo-narodnogo-ornamenta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.