Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Содержание

Русское лоскутное шитьё. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты. 

Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.

Коврик, Архангельская область Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток,  ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества  в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.  

Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь) Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Ценилось конечно и  домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев.

Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды.

Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик Римма Быбина, CC BY-SA 3.0Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища. 

Первыми лоскутными работами были геометрические  узоры : сшивались полосочка  к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. 

Развитие

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

Покрывало, из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

А как же без традиций

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Одеяло в технике «Русский квадрат» Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

  • «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
  • «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
  • «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».

Разное отношение

В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.

Украшение, авт.Наталья Вихрова Наталья Вихрова, CC BY-SA 3.0

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.

Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

Рисунки-символы Сочинской олимпиады Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Пока нет музея

Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.

В статье на сайте ассоциации говорится:

«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся  в фондах  и запасниках  некоторых музеев. Фонды и запасники  — это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.

Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском  государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее  города Шенкурск (Архангельской области).

  Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких  стендах…

и  в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью  во всем  мире —  совсем не временное увлечение…

Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству  уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»

Коврик, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь) Римма Быбина, CC BY-SA 3.0

В статье использованы:

Материалы с сайта www.quilters.ru, а так же из книгиСветланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация».

Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/52041-russkoe-loskutnoe-shityo/

История лоскутного шитья

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Пэчворк, квилтинг, лоскутное шитьё или лоскутная мозаика — это любимый многими вид рукоделия, в котором цельное полотняное изделие создается из маленьких разноцветных кусочков ткани.

Лоскуты выкладываются в определенном порядке, словно кусочки плитки в мозаике, сшиваются между собой и дополнительно простегиваются на машинке. История лоскутного шитья прослеживается с давних времен и с момента своего создания эта техника полюбилась во многих странах и прочно вошла в жизнь людей.

Говоря о лоскутном шитье, мы имеем в виду не только домашнее хобби, покрывала, подушки, коврики, но и лучшие мировые подиумы, коллекции именитых дизайнеров, которые успешно используют пэчворк в своих работах.

Однако далеко не все знают, когда и где зародилось это искусство, откуда оно берет свое начало и как сумело покорить весь мир. Давайте вместе окунемся в историю и проследим путь лоскутного шитья от истоков до сегодняшнего дня.

Зарождение пэчворка

Вы удивитесь, но, похоже, что пэчворк существовал чуть ли не на всем протяжении истории человечества. Одни из первых упоминаний подобной техники встречаются еще в документах древнего Египта, Индии, Китая и Японии. Так, например, широко известен египетский орнамент, который датируется приблизительно Х веком до нашей эры.

Он был создан не из привычной сейчас ткани, а из кожаных лоскутов. В некоторых музеях экспонируются исторические костюмы, ковры и прочие элементы быта, сшитые когда-то из множества различных частей. Вообще, сборка цельного продукта из кусков появилась у многих восточных народов, как считается, параллельно и независимо друг от друга.

Человек, будучи в те времена стесненным в ресурсах и экономным в своей жизнедеятельности, старался найти применение всему, что его окружало. Он заметил, что после шитья остается много маленьких кусочков ткани и кожи, которые по отдельности уже не применимы для создания одежды или предметов обихода. Однако и выбрасывать их было бы большим расточительством.

Но то, что мало и не нужно само по себе, может стать частью чего-то действительно полезного, да еще и красивого.
Тогда и пришло решение соединить разноцветные обрезки в единое целое. Так зародилось лоскутное шитье.

Постепенно техника начала свое путешествие по всему миру иодной из первых остановок была Европа. Как мы все знаем, во временаСредневековья всю Европу охватило пламя крестовых походов, и люди тысячаминаправились на Восток. Кровавое столкновение столь различных культур в XI-XVвеках, однако, привело к взаимовыгодному обмену.

Рыцари привозили с собой вкачестве военных трофеев пестрые восточные ткани, ковры, одежду, перенималиособые техники кроя, в том числе и лоскутную мозаику. Затем в XVI столетиипоследовал период активной торговли между Англией и Индией, славившейся своимиспециями, чаем и невероятной красоты тканями.

Вообще, стоит отметить, чтолоскутное шитье особенно полюбилось в туманном Альбионе, но не в качествехобби, а благодаря дефициту. В 1712 году правительство, стремясь поддержатьсобственное производство, наложило запрет на продажу индийских тканей.

Англичане, привыкшие к достатку иностранного товара и не создавшие еще достаточноеколичество отечественных мануфактур для покрытия собственных потребностей,оказались в нужде. Цены закономерно выросли (и на свои ткани, и наконтрабандное полотно), а выкидывать обрезки как раньше стало слишком накладно.

Теперь их пускали на новые изделия, и вскоре техника аппликации завоевалалюбовь, как светских модниц, так и их экономных мужей.

Однако только на Европе и Востоке пэчворк не остановился. После открытия Северной и Южной Америк началось постепенное заселение континентов европейцами. Англичане, голландцы, немцы, испанцы, искавшие счастья в Новом Свете, привозили с собой свою культуру и быт. Таким образом, с XVII века лоскутное шитье переселилось в Америку.

И тоже прижилось благодаря дефициту. Транспортное и товарное сообщение с новыми землями было крайне скудным, поэтому в первые десятилетия и даже века переселенцы испытывали большую нехватку даже самых необходимых вещей. Одежду приходилось носить очень долго, изношенные вещи не выбрасывались, а чинились с помощью лоскутов старой ткани.

Обрезки от новой шли на пошив.

Развитие лоскутных техник

Со временем технология лоскутного шитья была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Изготовление стеганых одеял из обрезков ткани – квилт (от англ. quilt) – стало своеобразной традицией и времяпрепровождением.

Согласно обычаю стеганые одеяла были даже неотъемлемой частью свадебного приданного: невесты должна была сшить тринадцать одеял в стиле квилт. Вскоре после того, как лоскутное шитье обосновалось в Америке, начали появляться свои собственные схемы и узоры.

Темы для них брали из бытовых реалий, окружавших людей — от орудий труда до библейских притч («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Звезда Огайо и Техаса», «Лестница Иакова»). К сожалению, с тех времен практически не осталось лоскутных покрывал, потому что использовались ежедневно и быстро изнашивались.

Квилты же с более сложной аппликацией представлены большим разнообразием, из-за того, что они хранились более бережно.

Помимо упомянутых выше узоров и блоков, американки создавали и другие техники. Например, в 1876 году была впервые упомянута техника под названием «Крейзи» (англ. crazy, безумный). Данный вид квилта считался роскошью — итоговый продукт создавался из дорогих, в основном шёлковых, парчовых тканей, бархата, дополнялся вышивкой, аппликацией и бисером.

Для этой техники можно было использовать обрезки абсолютно любого цвета и формы, а само изделие использовалось только в качестве украшения дома, так как оно было активно украшено декоративными элементами (бисером, аппликацией, помпонами), части скреплялись слегка, и стирка была невозможна.

Обычно в подобных одеялах широко использовались японские мотивы. Однако техника «Крейзи» могла быть частью повседневного быта. В таком случае дорогие шелковые ткани просто заменяли на материалы подешевле и практичнее – шерсть, хлопок и лён отлично подходили для каждодневного использования.

Новая техника дала толчок развитию торговли товарами для хобби и рукоделия, в частности для квилтинга и пэчворка.

Лоскутное шитье имело большую популярность в Америке, люди проводили регулярные выставки, издавали журналы с иллюстрациями. Благодаря этим документам истории мы имеем возможность проследить, как менялась мода, схемы, техники, ткани и прочие особенности. Интерес к пэчворку (особенно в Америке и Японии) не утихает и по сей день.

Не так давно Ив Сен-Лоран представил миру коллекцию одежды, в которой использовал лоскутное шитье и таким образом значительно привлек внимание публики к данному виду фольклорного искусства.

Стали популярны квилт-клубы, магазины рукоделий с готовыми наборами, тематические книги и журналы. На сегодняшний день, Северная Америка, Великобритания и Австралия являются ведущими странами, культивирующими пэчворк. Вы вряд ли найдете семью, в которой никто не занимается лоскутным шитьем.

Лоскутное шитье в России

Что касается нашей страны, то и у нас лоскутное шитье появилось не так давно, хотя экономия ткани всегда была в почете.

Я думаю, каждый из нас может вспомнить свои поездки в деревню к родным, деревянные срубы, теплые избы, уютные плетенные разноцветные коврики и пестрые стеганые одеяла, созданные заботливыми руками бабушек. До XVIII века покупная ткань на Руси была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье.

В деревнях полотно ткали сами, соответственно и использовать старались каждый кусочек, да не по одному разу.

Доказательство бережливости наших предков можно найти и в главной домоводческой книге «Домострое», где подробно расписано, как хорошей хозяйке следует раскраивать новую ткань, чинить одежду и аккуратно хранить обрезки и старые тряпочки.

Уже тогда широко использовались лоскутные коврики, одеяла, можно найти и изображения женских юбок, сшитых из нескольких кусков тканей. Упоминания о непосредственно лоскутном шитье начинают появляться с XIX века. Тогда увеличились объемы поставок заграничной ткани и стали расти собственные мануфактуры. При шитье одежды из покупной ткани, ширина которой была больше, чем в домотканых полотнах, оставалось много обрезков. И вскоре им нашли применение. Вещи из лоскутов использовались как в практических, так и в декоративных целях:

  1. В первом случае, они создавались из старой одежды, дешевых тканей и шились не особо искусной стежкой.

  2. Во втором случае, тщательно подбирались цвета и форма лоскутов, ткань могли покупать специально для этих целей (например, так люди шили одеяла к свадьбе, рождению ребёнка, создавали парадную одежду и т.д.).

Вскоре лоскутное шитьё начали использовать даже в качестве замены более дорогим кружевам и вышивкам. Причем в каждой местности наблюдались свои предпочтения в сборке полотна, выборе цветовых решений и методе стежки.

В целом, традиционные узоры сводились к использованию простых квадратов, прямоугольников, треугольников, полосок, к сочетанию ярких контрастирующих цветов, деревенских мотивов.

Использование общей основы, к которой пришивались лоскуты, было редкостью.

В России пэчворк тоже привлекал внимание художников. Так вначале XX века данную технику использовали в своем творчестве футуристы иавангардисты. В результате возрождения интереса к этому виду народногоискусства появились целые коллекции шедевров лоскутного шитья.

Полюбоваться имиможно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусстваМосквы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситцаи множестве городских краеведческих музеев.

В России проходит фестиваль«Лоскутная мозаика России», где предоставляются произведения современныхмастеров.

Лоскутное шитье стало жанром декоративного искусства, способомхудожественного высказывания, частью высокой моды, а также распространённым вовсем мире хобби.

Пэчворк и лоскутная мозаика требуют совсем немного расходов инавыков, но в результате дают вам прекрасное украшение интерьера в фольклорномстиле.

Попробуйте и вы! А мы уверены, что каждый найдет для себя множествоинтересного в этом простом, но таком веками любимом занятии.

Лоскутное шитье стало жанром декоративного искусства, способом художественного высказывания, частью высокой моды, а также распространённым во всем мире хобби.

Пэчворк и лоскутная мозаика требуют совсем немного расходов и навыков, но в результате дают вам прекрасное украшение интерьера в фольклорном стиле.

Попробуйте и вы! А мы уверены, что каждый найдет для себя множество интересного в этом простом, но таком веками любимом занятии.

Источник: https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya/

История лоскутного шитья (кратко). История лоскутного шитья в России

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций — мозаичных узоров — из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

История возникновения лоскутного шитья

Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами.

В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами.

В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна.

Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани.

Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

Западное название такой техники — пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные хлопчатобумажные ткани ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.

Англия как родина пэчворка

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок — одеял местного производства, выполненных из привозных тканей.

С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него.

С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.

Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия — в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.

История лоскутного шитья в России

В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в.

, что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком.

Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.

Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий — и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

Сделано в России

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике «деревенских» узоров — немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками.

Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант — ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур.

Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.

В результате появились целые коллекции шедевров народного прикладного искусства (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия).

А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев.

Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.

Легко ли шить из лоскутков?

Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов.

Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин «стегать» означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани).

Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.

Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей — от тряпичных кукол, одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.

Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку.

При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Необходимая составляющая успеха — наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит.

Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект.

И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне — одеяла, всевозможные пледы и наволочки.

Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на декоративные панно, а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды — ею может быть уютный стеганый жилет или летний сарафан в народном стиле.

Современные тенденции

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, источником вдохновения сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.

В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того — проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества.

Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством — принадлежащим целому миру.

Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

Источник: https://FB.ru/article/193932/istoriya-loskutnogo-shitya-kratko-istoriya-loskutnogo-shitya-v-rossii

«Пэчворк» — история возникновения и техники лоскутного шитья

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

В последнее время очень популярным становится такой вид рукоделия как «Лоскутное шитьё» или как сейчас его часто называют «Пэчворк» (от англ.

patchwork — одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов). Недаром в музее проводится уже вторая выставка посвященная этому увлекательному ремеслу.

Поэтому мы решили познакомить посетителей с печворком и немного описали техники лоскутного шитья.

История лоскутного шитья

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н.э.

, в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома, так и покупной. В 18 веке вечера у женщин проходили за прялкой, пяльцами и ткацким станком. Ткань женщины ткали сами, полотна делали шириной 40 сантиметров, что соответствовало крою полотенца или рубахи, чтобы при шитье отходов не оставалось.

Постепенно в домашний обиход начали входить недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых составляла 75-80 сантиметров, то есть шире кроя одежды. Мудрые хозяйки оставшимися при крое лоскутками стали удлинять одежду, украшать рубахи, а самые мелкие лоскутки сшивались в одно разноцветное полотно.

А так же использовались старые вещи, которые уже никто не носил.

Так и зародилось лоскутное шитье, символом которого стало лоскутное одеяло, непременный атрибут крестьянского дома, знак уюта и гостеприимства.

Лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло.

Техники лоскутного шитья

На первый взгляд технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, воплощая в жизнь свою задумку. На самом же деле лоскутное шитьё требует наличия художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, а также умения шить. Результаты порой потрясают своей красотой!

Разглядывая готовые изделия, порой задаёшься вопросом: как с помощью одинаковых элементов (квадратов, треугольников, полос, уголков, ромбов) создаются разные узоры? Оказывается дело тут в способах, которыми сшиваются эти элементы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Лоскутная техника «Русский квадрат»

Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат, равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям.

Лоскутная техника «Быстрые квадраты»

В её основе лежат квадраты, которые вырезаются из сшитых заранее полос ткани. Такие квадраты ещё называют сборными квадратными блоками или «быстрыми» квадратами. Нарезав необходимое количество, можно комбинировать и сшивать квадратные блоки в произвольном порядке.

Техника «Лоскутные уголки»

Отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, из которых затем сшивается объёмное полотно.

Техника «Акварель»

Техника достаточно популярна и в ней тоже используются квадраты. Главное условие — подбор правильной цветовой гаммы. Комбинация ткани от светлого к темному создаст эффект рисования акварелью. За основу можно взять 7 видов ткани с некрупным рисунком, например, цветочным принтом, тогда вам будет несложно сложить из них красивый узор.

Техника «Бревенчатая изба»

В основе этого способа лоскутного шитья тоже лежат полосы, которые собираются вокруг центрального квадрата и располагаются по спирали. Центральный квадрат можно сместить в угол, тогда рисунок получится уже другим.

Техника «Волшебные треугольники»

«Треугольник» — очень распространённый элемент лоскутного шитья. Треугольники удобны в работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды.

Чаще всего в лоскутном шитье используются равнобедренные треугольники. Соединяя короткие стороны, получаем узоры из пёстрых многоцветных полос, сшивая длинные стороны — цветные квадраты.

Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

Техника «Ляпочиха»

Очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, настроченные на основу, создают объёмное полотно.

Здесь в ход могут пойти старые трикотажные вещи, например, футболки. Лучше, если ткань не будет сильно осыпаться. Эта техника пришла с севера нашей страны, «Ляпок» с немецкого переводится как лоскуток.

Техника «Ляпочиха» появилась с изобретением швейной машины.

Техника «Соты» или «Бабушкин сад»

Узор, напоминающий соты, собирается из шестиугольников. Из шестиугольников легко собрать цветок, середину которого можно выделить пуговицей, обтянутой тканью.

Техника «Полоска к полоске»

Рисунок в данном случае собирается из разноцветных полос ткани, расположение и сочетание которых может варьироваться по-разному. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик в виде паркетных дощечек, которые уложены зигзагом, уголками, ромбиками или лесенкой, принесут вам массу приятных эмоций.

Техника «Шахматка»

Маленькие квадратики укладываются в шахматном порядке. Если развернуть квадраты углом вверх, то получим «шахматку» из ромбов. При желании сначала можно сшить несколько маленьких квадратиков в «шахматные» блоки, которые в дальнейшем сшивать, как ромбы.

Техника лоскутного шитья настолько занимательна, что говорить о ней можно без остановки. Сколько вариантов узоров, столько в лоскутном шитье существует и техник. И если у вас будет свободное время советуем обязательно попробовать себя в этом ремесле, ведь результатом будет красота созданная своими руками.

Выставки лоскутного шитья в музее

— «Лоскутное вдохновение»
— «Лоскутные забавы»

Источник: https://museum59.ru/news/tehniki-loskutnogo-shitya/

История развития лоскутного шитья: возникновение техники пэчворк

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Помимо салата и скандала, женщина еще может сотворить совершенно из ничего прекрасные изделия ручной работы: лоскутные одеяла, подушки, коврики, шторы, одежду и аксессуары из обрезков ткани. Все это называется одним словом — пэчворк. Во все времена, в разных странах мира, в том числе и в Киевской Руси, ценили изделия, изготовленные своими руками.

Лоскутное шитье, история которого уходит в древние времена, занимает особое место среди таких широко известных видов рукоделия, как вышивка, вязание, плетение и другие.

 Пэчворк, квилт или лоскутное шитье – вид ремесла, при котором по принципу мозаики сшиваются самые разнообразные лоскутки в одно цельное изделие. Само название происходит от английских слов patch – заплатка, кусочек лоскутка; work – работа.

Для изготовления одеял из лоскутков, стёганых изделий в России такая техника используется давно.

История пэчворка

В период возникновения пэчворка, женщины были вынуждены применять этот вид ручного мастерства в связи с бедностью и необходимостью хоть как то обновлять свою одежду и предметы интерьера.

этому лоскутное шитье вначале носило исключительно практический характер. Неслучайно популярность пэчворк повышалась в разных странах в момент кризисов.

Но со временем пэчворк стал популярным видом рукоделия, которым может заниматься любой желающий.

Факты про первое упоминание самые разнообразные. Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам.

В одних источниках говорится о стеганном похоронном навесе палатки египетской королевы, которая жила в 980 году до н.э.

В других — о ковре, найденном в могиле, который предположительно был изготовлен в первом столетии до н.э.

В музее «Булат» в Каире находится образец египетского рисунка, который был создан из кусочков газельей кожи около 980 г. До н. э.

Следующие упоминания из истории пэчворк относятся к раннему средневековью. Это были два простеганных лоскута, между которыми размещали мягкую прокладку, Такие изделия использовались в качестве бронежилета в армии Уильяма Завоевателя.

Эта броня кроме некоторой защиты давала солдатам также тепло.

Бытует такое мнение, что именно подобный стеганный бронежилет и натолкнул рукодельниц на мысль создания стеганных покрывал, которые стали упоминаться в записях одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого столетий.

В четырнадцатом столетии было значительное изменение климата по всей Западной Европе. Зимы стали очень холодными. И это похолодание сделало стеганые покрывала предметами первой необходимости. В ход пошло все, чем только можно было наполнить такие одеяла: мох, перья, шерсть ягнят, и даже травы.

В Южной Европе такого глобального похолодания не наблюдалось, поэтому история лоскутного шитья приобрела декоративный характер. При помощи пэчворк женщины шили для всей семьи одежду и украшали свой дом.

В Великобритании и Голландии лоскутные изделия принято было считать семейными реликвиями, передаваемые из поколения в поколение, и молодых девушек с раннего возраста обучали лоскутному шитью и стёжке, при помощи которых они готовили себе приданое.

В Германии пэчворк долго не находил свое место. Правда, имеются упоминания, датированные XIII веком, в котором говорилось о том, что существовала стежка в одежде, прежде всего она применялась для уплотнения материала и термоизоляции. В этом столетии также появились так называемые гобелены, в которых можно было наблюдать классические признаки лоскутного одеяла.

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие вечера давали возможность заниматься рукоделием. Женщины коротали их за прялкой и ткацким станком. Сырьем для тканей у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из полученного волокна ткали ткань.

Вся процедура выращивания этих культур, обработки сырья была очень продолжительная и трудоемкая, поэтому ткани в России делали шириной 40 см. Этот размер соответствовал крою рубахи или полотенца, чтобы при изготовлении изделия практически не оставалось обрезков.

На Руси такие ткани использовались в основном крестьянами.

Но с XIX века, благодаря развитию машинного производства в России, все больше стали популярными недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых была 75-80 сантиметров, то есть превышала ширину кроя одежды.

Экономные мастерицы стали применять оставшиеся обрезки, украшая рубахи, подолы юбок, удлиняли детскую одежду. Самые же маленькие лоскутки сшивали в единое полотно. Так появилось в России искусство лоскутного шитья, и его главный символ — русское лоскутное одеяло.

Со временем интерес к технике пэчворк начал пропадать. Это было связано с повышением благосостояния граждан. В современном мире пэчворк снова привлекает к себе внимание большого количества людей, среди которых и знаменитые художники и дизайнеры.

Техники пэчворка

В настоящее время существует множество разновидностей техники пэчворка, кроме того мастера и сейчас придумывают новые направления лоскутного шитья. Сегодня существуют уже готовые схемы, которые позволяют даже неопытным мастерицам шить сложные орнаменты из лоскутов.

В самой основе техники пэчворк лежит квадрат, который может иметь разные размеры — от больших до самых маленьких. Сшивать квадраты можно в любой последовательности, таким образом, составляя геометрические фигуры.

Узоры на изделиях могут быть простыми и содержать в себе два цвета, а могут быть, и разноцветными — вариантов масса, и все зависит только от фантазии рукодельницы.

Кроме того, существуют виды лоскутного шитья: пэчворк-апликация, шитье из кожи, вязанный пэчворк, килт — каждый может выбрать технику, которая будет ему по душе.

Пэчворк из кожи

Изделия из кожи в стили пэчворк были популярны во все времена. Они всегда смотрелись красиво и богато. Этот материал очень благородный, и имеет весьма непростой характер, и при этом очень хорошо кроиться, превосходно выглядит, хорош в носке и долгое время не теряет своего вида.

Сегодня изделия из кожи, изготовленные своими руками, пользуются особым спросом. Разнообразные композиции, панно, кошельки, сумки, пояса, браслеты, и этот список можно продолжать и продолжать. Вы можете самостоятельно смастерить поделки из кожи, только нужно немного запастись терпением. Советуем вам воспользоваться некоторыми советами при создании изделий из кожи:

  • Детали из кожи ни в коем случае нельзя смётывать, потому что остаются следы, поэтому перед тем, как прострочить деталь на швейной машинке, скрепите их булавками.
  • Сшитое изделие нельзя распарывать, так как останутся следы от иголки.
  • Чтобы лапка швейной машинки хорошо шла по коже, ее необходимо предварительно смазать подсолнечным маслом.
  • Подкладка к изделиям из кожи пришивается так же как и к изделиям из обычной ткани.
  • Если изделие их кожи загрубело, и потеряло первоначальный вид, его нужно смазать на сутки в глицерине.

Чтобы овладеть техникой лоскутного шитья, необходимо, в первую очередь, ваше желание и терпение. Самое трудное – это начать. Но если вы это сделаете, то оторваться от творения лоскутного полотна практически невозможно – такой увлекательный и неповторимый этот мир пэчворка!

Источник: https://ale4ka.ru/istoriya-razvitiya-loskutnogo-shitya-vozniknovenie-texniki-pechvork/

История лоскутного шитья в России и за рубежом

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Лоскуток к лоскутку — и на глазах получается изысканный узор, вызывающий умиление и восторг у детей и взрослых. Несмотря на интенсивное развитие современных технологий, именно к этому виду рукоделия снова возвращается былая популярность. Шитье из лоскутков занимает достойное место среди таких видов рукоделия, как шитье, вязание, вышивание.

История лоскутного шитья

История лоскутного шитья почти такая же древняя, как этот мир. По крайней мере, с тех пор как люди начали использовать пошив для изготовления своей одежды.

В каирском музее содержится одеяние, созданное из кусочков кожи газели, возраст которого определили в примерно тысячу лет до нашей эры. В Японии XVI ‒ XIX веков носили одежду, украшенную узором из лоскутов.

Из этого следует, что техника шитья из лоскутков, вероятно, пришла в Европу с Востока.

Стесненность в средствах толкнула рукодельниц на создание этого стиля.

Но они в то время и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство, основанное на аккуратном сшивании одежды и предметов быта из маленьких разноцветных кусочков ткани.

Тогда бережливые хозяйки годами собирали обрезки тканей, оставшихся после раскроя, или целые фрагменты от износившейся одежды. Таким
способом пополняли свой гардероб жители многих стран, возможно, даже независимо друг от друга.

Американская история развития пэчворка

Однако считается, что история пэчворка в том виде, который мы знаем сейчас берет свое начало от европейцев, в спешке покинувших свои дома в направлении Северной Америки. Бросив большую часть своего имущества (а многие и вовсе не имея его), переселенцы испытывали острую нужду во всем.

Их одежда за время долгого странствия сильно износилась, денег не хватало на еду. Поэтому предприимчивые жены первых американских иммигрантов додумались до таких ухищрений: из 2-х слоев ткани и утепляющей прокладки между ними они шили одеяла. Верхний декорированный слой был выполнен из разноцветных элементов, а нижний — однотонный.

Эта техника шитья получило название квилт, который является ближайшим родственником пэчворка.

Позже квилтинг стал традиционным видом искусства в Америке. Согласно обычаю приданое невесты должно было включать в себя тринадцать одеял в стиле квилт, последнее из которых изготавливалось после помолвки девушки и содержало в себе эффектный орнамент из почти семисот разноцветных ромбов.

Постепенно техники пэчворк и квилт совершенствовались, в руках мастериц превращаясь в настоящие шедевры. Рукодельницами были разработаны целые методики и разнообразные приемы в исполнении своих работ. Несмотря на то, что сшивание изделия из лоскутов требовало немало усилий, множество женщин со всего мира творили свои произведения искусства.

Период Великой депрессии в Америке тридцатых годов отодвинул уже ставший национальным видом творчества пэчворк на далекий план. Это связано с тем, что ткани почти не поступали в продажу и были не по средствам большинству жителей страны. Популярность в эти годы приобрела одежда, выкроенная из мешков для продуктов.

Периоды популярности лоскутного шитья совпадали с периодами экономических трудностей в той или иной страны.

Такое оригинальное и самобытное искусство как пэчворк или квилтинг не могло окончательно остаться в прошлом. В семидесятых годах XX века оно пережило свое второе рождение, став модным досугом среди жительниц Соединенных Штатов Америки.

Особенно массово внимание американцев обратилось к лоскутному шитью к годовщине празднования двухсотлетия независимости. Тогда, в 1976 году были найдены и извлечены из чердаков старинные семейные квилты и другие изделия в стиле пэчворк.

Занятия лоскутным шитьем значительно упростились в связи с появлением швейных машинок и других приспособлений, облегчающих сборку неповторимых орнаментов.

Рукодельницы копировали и преображали старые узоры лоскутной мозаики, создавали новые техники и способы сбора тканевых элементов.

Они объединялись в специализированные кружки и группы рукоделия, которые со временем перенеслись в Европу и в другие уголки земного шара.

Источник: https://loskutbox.ru/patchwork/istoriya-loskutnogo-shitya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.