Сафонов Борис Феоктистович

Борис Феоктистович Сафонов, советский лётчик-истребитель: биография, награды, память

Сафонов Борис Феоктистович

Борис Феоктистович Сафонов — это самый знаменитый в Советском Союзе летчик-истребитель. В начале войны (1941-1942 гг.) он совершал поистине легендарные боевые вылеты. Недаром Сафонов – первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это высокое звание в ходе выполнения заданий командования.

Это был неординарный человек. В нем прекрасно сочеталось мастерство бойца с отзывчивостью, добротой и великолепными организаторскими способностями. Борис Феоктистович Сафонов был застенчивым и скромным по натуре.

Он никогда не хвастался своими победами, употребляя лишь такие фразы, как «мы сбили», «мы летали».

Кроме того, многие уничтоженные им вражеские самолеты Сафонов зачислял на счет своих товарищей, так как эти победы не были для него самоцелью.

Биография

Тульская губерния, село Синявино — это место, где 26.08.1915 г. родился Борис Сафонов. Отец и мать будущего героя были простыми крестьянами.

После окончания с отличием школы-семилетки Борис поступил в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества). Данное учебное заведение готовило специалистов, знающих паровозное дело. В этой школе парень вступил в ряды ВЛКСМ.

Борис Сафонов, биография которого считалась обычной для его сверстников, скорее всего, стал бы железнодорожником. Однако Ленинский комсомол, членом которого он являлся, объявил о своем шефстве над авиацией. И тогда тысячи юношей и девушек устремились в небо.

Среди них был и Борис Феоктистович Сафонов. Он стал членом кружка, организованного при школе Осовиахима, впоследствии ставшей Тульским аэроклубом. Именно здесь будущий военный летчик Сафонов приобрел качества, весьма необходимые для пилота.

Это уверенность в своих силах и самостоятельность, дисциплинированность и выдержка.

Далее молодой парень благополучно прошел медицинскую комиссию и стал учеником летчика в аэроклубе Тулы. Он много и усердно занимался теорией наземной подготовки.

Даже перед сном, уже лежа в постели, Борис мысленно перебирал в памяти все детали приборной доски, которая находится в самолете перед пилотом. Так он закреплял свои знания, полученные во время занятий.

Далее были самостоятельные полеты, во время которых Сафонов проявил свой незаурядный талант.

Тульская губерния – место, где родился, вырос и учился будущий орденоносец, была покинута им в августе 1933 г. Это случилось после успешного окончания парнем аэроклуба, когда Борис по направлению командования попал в Качу. Здесь готовили военных летчиков.

Учеба в Качинской школе

В период нахождения в этом учебном заведении Борис Сафонов тщательно изучал труды классиков марксизма-ленинизма. Это стало начальным этапом подготовки к вступлению в Коммунистическую партию.

В годы учебы в Качинской школе, в возрасте девятнадцати лет, Сафонов становится летчиком-истребителем.

При этом он показывает великолепные навыки по воздушной стрельбе, по технике пилотирования и по знаниям материальной части, заслуживая по всем этим дисциплинам высшие оценки.

В характеристике, написанной в эти годы инструкторами, отмечено, что Сафонов отличается быстрой реакцией, сообразителен и находчив в воздухе, кроме того, отмечена его достаточно высокая степень инициативности.

В декабре 1934 г. Борис Сафонов был направлен к дальнейшему месту прохождения своей службы. Им стал Белорусский военный округ, а конкретнее его 40-я авиационная бригада. В это время на вооружение советских ВВС были приняты новые самолеты. Ими были И-15 и И-16, а также И-153.

Борис с воодушевлением изучал новые машины, часами пропадая в библиотеке. Уже в начале лета 1936 г. появившиеся на вооружении Советской Армии самолеты были хорошо изучены Сафоновым.

Летчик-истребитель даже выработал собственный метод ведения боя, который впоследствии великолепно зарекомендовал себя в годы войны.

В 1937 г. Борис Феоктистович Сафонов был принят кандидатом в члены Коммунистической партии. В это же время он становится также секретарем комсомольской организации.

В 1938 г. сформировался пятнадцатый авиационный полк. Борис Сафонов стал в нем помощником командира по комсомольской работе.

В декабре 1939 г. по радио прозвучала первая сводка о боевых действиях, которые начались на границе Советского Союза с Финляндией. Военный летчик Сафонов тут же подал рапорт, в котором изложил о своем желании зачисления в истребительную эскадрилью, отправлявшуюся на Север. Просьба Бориса Феоктистовича была удовлетворена.

Работа инструктором

На Севере Борис увлекся историей морской авиации, что и определило его последующий жизненный путь. Кроме того, летное мастерство Сафонова, талант организатора и умение обучать не остались незамеченными.

Старшего лейтенанта назначили на должность командира учебно-тренировочной эскадрильи. Будучи превосходным морским летчиком-истребителем, Сафонов стал строгим и терпеливым педагогом.

Он готовил новичков ко всем неожиданностям, с которыми им предстояло встретиться в реальном сражении.

Первый бой

Войну с фашистской Германией Борис Сафонов – летчик-истребитель – начал на самолете И-16. Уже 22.06.1941 г. он совершил свой первый боевой вылет над полуостровом Рыбачьим. Вместе с В. Воловниковым они атаковали бомбардировщик Не-111. Огонь советские летчики вели до тех пор, пока у них не закончились боеприпасы. Однако задымившийся немецкий самолет все же скрылся в облачности.

Первые победы

Уже через два дня после начала войны с фашистами Сафонов вылетел на своем И-16 с целью перехвата немецкого разведывательного Ju-87. После долгой погони вражеский самолет был атакован.

Вначале Сафоновым был убит стрелок и повреждена машина. После этого советский летчик при помощи длинной очереди отрезал самолету хвостовое оперение. Вражеская машина упала в бухту Зеленцы, где ее обломки были подобраны подошедшим катером.

Этот самолет стал первым из сбитых в небе Севера.

Вторая победа была одержана Сафоновым 27.06.1941 г. На землю упал сбитый им совместно с товарищами немецкий самолет HS-126, который впоследствии советские пехотинцы прозвали «Костылем».

В дни начала войны над Кольской землей проходили упорные авиационные бои. Немцы стремились использовать время полярного дня, когда солнце в течение круглых суток стоит над горизонтом. Вражеские самолеты, сгруппировавшись большими звеньями, производили атаку на корабли советского флота.

Численность наших истребителей была небольшая, и поэтому морским летчикам приходилось совершать в день по 6-7 боевых вылетов. С каждой встречей с вражеским самолетом Борис Сафонов совершенствовал тактические приемы, ведя ближний бой.

При этом он изучал все возможности немецких машин, воевавших над нашими Северными землями.

Список воздушных побед Сафонова значительно пополнился в следующие два месяца. Именно в это время немцами были предприняты массированные налеты на порт Мурманск и северные советские аэродромы.

Так, 7 июля «девятка» И-16, во главе которой находился Сафонов, прикрывала морскую базу Полярное.

В это время в небе над охраняемой ими территорией появилась группа немецких самолетов Ju-87, которые сопровождали вражеские истребители Me-109. Завязался воздушный бой.

Немецкие самолеты были атакованы советскими летчиками, которые сбили семь вражеских машин. Наша «девятка» вернулась на базу в полном составе.

Уже 10 июля 1941 г. Борис Сафонов стал капитаном. Помимо присвоения очередного звания отважного летчика назначили командиром авиационной эскадрильи истребителей. Также бойцу была вручена новая машина И-16 типа 17, которая имела заводской номер 28213-95. На ее фюзеляже Сафонов написал «Смерть фашизму!».

Борис Феоктистович скрупулезно готовился к каждому воздушному бою. Он лично следил за состоянием своего самолета, каждый раз присутствуя при зарядке боекомплекта, а также проверяя снаряды, которыми была набита лента.

На выданном ему И-16 Сафонов совершил 109 вылетов, во время которых сбил 17 вражеских истребителей и бомбардировщиков. За весь период боевых действий на его машину трижды ставили новые моторы.

Сегодня этот самолет является одним из экспонатов Ленинградского Военно-Морского музея.

14 июля 1941 г. Сафонова наградили орденом Красного Знамени. Проведенный в этот день воздушный бой добавил в список его побед два сбитых вражеских бомбардировщика. 27 июля им были уничтожены еще два пикировщика немцев, а 8 августа – истребитель Me-109. К концу первого военного лета в списке лично сбитых Сафоновым самолетом было десять вражеских машин.

Боевая осень

Своего апогея военные действия на Севере достигли в сентябре 1941 г. Это время, когда немцы предприняли решительные меры по прорыву обороны советских войск. Для этого они перебросили на Север свою авиацию со всех фронтов. Вражеские машины постоянно находились над нашими передовыми, вступая в схватки с советскими истребителями.

Во время боев Борис Сафонов использовал как приемы обороны, так и агрессивные методы, буквально ошеломлявшие врага. Порой он имитировал паническое бегство, а когда немецкий летчик уже радостно праздновал победу, вдруг сбрасывал скорость и оставался в хвосте обескураженного врага.

В любом бою Сафонова отличала взаимовыручка и взаимопомощь. Это было главным правилом советского аса. Не жалея своей жизни, летчик спешил на помощь товарищам.

Так, в одном из поединков младшим лейтенантом Максимовичем был атакован бомбардировщик Ju-88. Увлекшись боем, он не заметил появившегося сзади Me-109.

Сафонов тут же бросился выручать товарища, несмотря на то что к этому моменту расстрелял весь имевшийся у него боекомплект. Немецкий летчик испугался яростной атаки и вышел из боя.

Мужество и отвага Бориса Сафонова были отмечены командованием. 16 сентября 1941 г. отважный летчик удостоился звания Героя Советского Союза. К тому моменту, когда данный Указ был опубликован, на счету Сафонова был уже внушительный список воздушных побед.

Личный поединок

В те же осенние дни 1941 г. Сафоновым был уничтожен известный немецкий ас. «Мессер» это летчика, на фюзеляже которого был изображен рыжий пес, держащий в зубах краснозвездный истребитель, часто видели во время атак на авиаполк. Враг держался нагло, но открытого боя избегал. Сафонов мечтал о встрече с фашистом, и однажды такой случай ему представился.

Советский летчик смело навязал бой врагу, который умело выбирал выгодные для него позиции с помощью выполнения сложных пилотажных фигур. Однако уже по истечении пары минут Сафонов завел свой «Ястребок» в хвост «Мессеру» и после непродолжительного преследования произвел несколько метких очередей. Машина врага загорелась и камнем упала вниз.

Немецкий летчик оставил пылающую машину и на парашюте приземлился прямо на позиции наших зенитчиков. Плененный советскими бойцами враг оказался не кем иным, как известным Вилли Френгером.

На счету этого матерого немецкого аса было девятьсот боевых вылетов и тридцать шесть самолетов, сбитых над Ла-Маншем, за что военное командование наградило его двумя Железными Крестами.

Новые назначения

24 октября 1941 г. Сафонову поступило предложение собрать лучших летчиков в 78-й истребительный авиационный полк и возглавить его. Борис Феоктистович принял новое назначение. Вооружение нового авиаполка состояло из двадцати семи «Харрикейнов» — машин, которые передали советским ВВС английские летчики.

Техника была не новая и в большинстве своем требовала ремонта. Кроме того, английские самолеты решено было перевооружить. По инициативе Сафонова на них поставили четыре крупнокалиберных пулемета, два из которых вскоре заменили на пушки.

Несколько позже под плоскостями машин были установлено направляющее снаряжение для реактивных снарядов.

Будучи командиром 78-го авиационного полка, Борис Сафонов показал замечательные организаторские способности, а также умение воспитывать и обучать подчиненных. За эти заслуги ему было присвоено очередное звание – майор.

Борис Сафонов продолжал совершать боевые вылеты, увеличивая счет сбитых им вражеских машин. 22 декабря 1941 г. ему был вручен второй орден Красного Знамени, а 22 января 1942 г. – третий.

Командиром 78-го полка авиации Сафонов был короткий период. 20 марта 1942 г. его поставили во главе 2-го Гвардейского. В этом авиаполку отважный летчик начинал войну. Сафонов продолжал пополнять список своих боевых побед. В этот период на его кителе появилось еще две награды. Это Золотая Звезда Героя и награда Британии – орден «Ди-Эф-Си».

Последний бой

Возглавляя 2-й Гвардейский авиаполк, гвардии подполковник Сафонов много времени и сил отдавал руководству. В связи с этим летать он стал меньше, но практически в каждом бою пополнял список своих побед.

В 1942 г. перед его полком поставили новую задачу. Помимо обороны порта Мурманск летчики должны были охранять союзные военные конвои, находящиеся на территории Северного флота. При выполнении этой задачи и погиб знаменитый советский летчик. Свой последний боевой вылет он совершил 30 мая 1942 г., поднявшись в воздух для прикрытия следовавшего в Мурманск конвоя союзников.

Сафонов был ведущим четверки советских машин. Однако одна из них из-за неполадок в двигателе вернулась назад. Три советских летчика ввязались в бой с шестью вражескими бомбардировщиками, пойдя на врага в стремительной атаке. В суматохе, возникшей во время схватки, звено распалось. Больше Бориса Сафонова не видели.

Место гибели отважного летчика в Баренцевом море можно найти по карте. Это 69 градусов 51 секунда северной широты и 64 градуса 42 секунды восточной долготы. Он погиб в неравном бою с фашистами, сбив при этом два самолета. ВВС потеряли аса морской авиации, на счету которого в мае 1942 г. числилось 25 сбитых машин врага.

Какова причина гибели Бориса Сафонова? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. По одной из версий, он не смог совладать с внезапной атакой одного из «Юнкерсов», а по другой – упал из-за отказа двигателя. Последнее из этих двух предположений считается наиболее вероятным.

Память

Боевые заслуги Бориса Феоктистовича Сафонова выразились не только в сбитых им самолетах противника. Советский командир внес большой личный вклад в развитие авиации Северного флота. Под его руководством значительный боевой опыт обрели десятки пилотов, которые впоследствии получили звание Героя Советского Союза.

Имя летчика-североморца не забыто и сегодня. Памятник Борису Сафонову установлен в Североморске, Мурманске и Плавске. Есть бюст героя и в поселке Федотово под Вологдой в расположенном там военном гарнизоне.

Именем отважного летчика назван поселок Сафоново Мурманской области. В этом населенном пункте открыт музей ВВС Северного Флота, перед которым разбита Аллея Героев. Здесь установлены бюсты пятидесяти трех летчиков-североморцев, которые были удостоены звания Героя Советского Союза, в числе которых находится бюст Б. Ф. Сафонову.

Источник: https://FB.ru/article/253459/boris-feoktistovich-safonov-sovetskiy-l-tchik-istrebitel-biografiya-nagradyi-pamyat

Самое интересное в истории Российского флота

Сафонов Борис Феоктистович
Б.Ф. Сафонов

13 (26) августа 1915 года родился Борис Феоктистович Сафонов – прославленный летчик-истребитель морской авиации Северного флота.

Благодаря мужеству и высокому профессионализму он в 27 лет стал первым дважды Героем Советского Союза и лучшим советским лётчиком-истребителем 1941—1942 годов, одним из девяти дважды Героев Советского Союза в составе Военно-Морского Флота СССР.

Погибнуть легко, а нам надо жить и побеждать – говорил Сафонов, обучая молодых пилотов боевому мастерству.

Борис Феоктистович воевал только одиннадцать месяцев, а как много успел сделать! Он совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов (включая 6 предположительно) и 5 в группе. Он успешно осваивал новую технику, в том числе и иностранные самолеты, и обучал пилотов эффективному использованию их в бою. Сейчас место гибели Б.Ф. Сафонова является местом боевой славы Северного флота.

Путь к мастерству

Борис Феоктистович родился в селе Синявино Тульской области. В школьные годы он занимался в кружке планеристов, а затем поступил в Тульскую школу летчиков Осоавиахима. В 1933 году Сафонова направили в 1-ю военную школу пилотов (Качинскую), которую он окончил в ноябре 1934 года с высшими оценками.

В его характеристике были отмечены быстрая и точная сообразительность в воздухе, образцовая стрельба, но и «склонность к ухарству в полете», поскольку он усиленно осваивал фигуры высшего пилотажа.

Мастерство и выдающиеся победы Сафонова станут более понятными на фоне общей картины развития морской авиации нашей страны.

С 1934 по 1940 год Сафонов являлся инструктором парашютно-десантной службы 40-й авиационной бригады Белорусского военного округа. В 1940 г.

он подал рапорт о переводе на Северный флот (о его истории читайте в статье «Северный флот — наш сильнейший аргумент в мировом океане»). Просьбу удовлетворили, и он стал командиром звена истребителей 72-го полка ВВС Северного флота.

В мае 1941 года в полку была сформирована 4-я эскадрилья, получившая новейшие истребители И-16. Ее командиром стал старший лейтенант Сафонов.

Истребитель И-16 Сафонова

Военное лихолетье

В 1939—1940 годах эскадрилья Б.Ф. Сафонова принимала активное участие в боевых действиях на северном фронте советско-финляндской войны.

Истребители использовались тогда в основном для ведения разведки и патрулирования, но совершали и штурмовые налёты на вражеские объекты.

ВВС и ПВО Финляндии на Севере практически отсутствовали, но наше командование не исключало, что помощь финнам могут оказать флоты и авиация ряда западноевропейских стран.

С первых дней Великой Отечественной войны летчики Северного флота успешно сражались против превосходящих сил противника. Сафонов первым из североморцев сбил фашистский Не-111. Это произошло уже на третий день войны — 24 июня.

Он всегда бил врага в упор, с близких дистанций, бил точно, метко, наверняка. Так было и в бою 9 августа 1941 года, когда более 60 самолетов противника шли в район Мурманска. Сафонов со своей эскадрильей истребителей И-16 вылетел на перехват.

Наши летчики расстроили боевой порядок врага и сбили пять самолетов.

Командующий Северным флотом А.Г. Головко в дневнике за 24 июня записал: «Сафонов — герой дня. И, думаю, не только одного дня. Он — общий любимец… Отличный, волевой летчик… Самолетом владеет в совершенстве.

По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен — по характеру настоящий летчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учебу у него. Побольше бы нам таких соколов».

О том как в то время нужна была поддержка авиации нашим кораблям читайте статью о Таллинском прорыве.

Первая Золотая звезда

Яркой страницей в историю авиации Северного флота вошел воздушный бой 15 сентября 1941 года. На этот раз 47 немецких бомбардировщиков приближались к одной из баз флота. На перехват Сафонов повел 7 истребителей и лично сбил три вражеские машины.

Наши пилоты атаковали врага из облаков с разных сторон, что вызвало у противника панику. Командир немецкой авиагруппы радировал: «Окружен советскими истребителями». Пользуясь растерянностью врага, «сафоновцы» сбили 9 самолетов.

Также умело, активно и самоотверженно сражались наши летчики и на Ладоге, защищая «Дорогу жизни» в осажденный Ленинград. Подробности читайте здесь.

Основными задачами наших истребителей являлись прикрытие Мурманска и кораблей, сопровождение бомбардировщиков, разведка и штурмовка объектов врага.

Сафонов и летчики его эскадрильи подходили к их решению творчески, постоянно искали и внедряли новые приемы воздушного боя, что и было основой их успеха. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 16 сентября 1941 года капитану Б.Ф.

 Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он имел 130 боевых вылетов, 33 воздушных боя, сбил 11 самолетов врага.

Освоение новой техники

Сафонов неустанно совершенствовал свои знания и навыки летного мастерства.

Еще в летной школе он досконально изучил и освоил истребитель И-15, благодаря чему он и его подчиненные успешно выполняли все летные задания в период советско-финляндской войны. Великую Отечественную Сафонов встретил и бил врага уже на И-16.

Хорошее знание этого самолета и максимально возможное использование всех его возможностей позволили Борису Феоктистовичу уже в первые дни войны побеждать в воздушных боях с противником.

Истребитель «Харрикейн» Сафонова

В сентябре 1941 года майор Сафонов был назначен командиром вновь сформированного 78-го истребительного авиаполка, оснащённого британскими самолётами Hawker Hurricane.

Он первым из североморских летчиков облетал английский самолет и показал на нем фигуры высшего пилотажа, а вскоре новый самолет освоили и другие летчики полка. Со временем по инициативе Сафонова, «Харрикейны» перевооружили.

Сначала два пулемета заменили на пушки ШВАК, затем добавили направляющие для реактивных снарядов.

Во второй половине марта 1942 г. подполковника Сафонова назначили командиром 2-го гвардейского истребительного авиационного полка, который получил новые американские самолеты «Китти Хок».

Первым этот самолет изучил и опробовал командир, а затем он лично обучил полетам на «Китти Хок» весь летный состав своего полка. Быстрое и совершенное овладение иностранной авиационной техникой снискали Б.Ф.

 Сафонову авторитет и уважение английских пилотов, находившихся в то время на Северном флоте.

Истребитель «Китти Хок» Сафонова

В марте 1942 года четырём лётчикам-североморцам (в том числе и Б.Ф.

 Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой вручили высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».

А советское командование в представлении к награждению английским орденом отметило: мужество, отвага и геройство Сафонов являются примером для всего летного состава Северного флота, в том числе и для англичан.

Обучение подчиненных

Сафонов известен не только числом сбитых самолетов, им были подготовлены десятки первоклассных пилотов, многие из которых впоследствии стали Героями Советского Союза.

Он учил их летать и садиться в сложных условиях (туман, дождь, снег), внезапно атаковать из облаков или со стороны солнца. Учил летчиков на их ошибках и успехах, личным примером в бою.

Он был строгим и требовательным командиром, но это не вызывало обид, поскольку его требования были справедливыми и подкреплялись победами в воздушных боях.

Сафонов поддерживал жесткую воинскую дисциплину. Но летчики знали его отеческую заботу о подчиненных и шли к командиру с любыми делами и затруднениями.

Спокойным тоном, задушевностью, рассудительностью, глубоким знанием летного дела Борис Феоктистович завоевывал авторитет и уважение сослуживцев.

Да и внешним видом он располагал к себе: статный, плечистый, подтянутый, со звездой героя и орденами на груди. Каждому хотелось быть таким же.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.