Сказ про поливной изразец

Московский изразец

Сказ про поливной изразец
ornament_i_stiltiny_rat
Московский изразец. Выставка.

Постоянная экспозиция, москвичи, наверное, видели.

В качестве архитектурной керамики, первые терракотовые плитки в Москве появлись в конце XV века.В начале XVI веке они уже активно использовались для украшения фасадов и печей.Первые Московские изразцы были «красными», цвета обожженной глины, и рельефными, делались с помощью деревянных форм — формовок. Вскоре их сменили «поливные» изразцы, покрытые глазурью.В начале XVII века приобрели популярность»муравленные» изразцы, которые покрывались зеленой свинцовой глазурью.Временем расцвета изразцового искусства считается вторая половина XVII века, когда московские мастера научились производить непрозразные глазури — эмали, позаимствовав технику их изготовления у белорусских мастеров. С появлением цветных эмалей появились расписанные цветные изразцы. Техника рельефа и росписи сочетались.

___________________________________________

XVI — XVII века.Красный печные изразец, конец XVI — начало XVII.Изразец муравленный, XVII век.Изразцы фасадные:из декора церкви Ермолая на Садовой, 1680-е. Понравились щеки.из декора колокольни церкви Николая Явленного на Арбате, 1680-е.из декора колокольни церкви Николая Явленного на Арбате, 1680-е.Изразцы печные, изразцовая печь, 1680-е.

_______________________________________________________________

XVIII в.Петр I не любил древнерусский изразец и поэтому приказал делать изразцы на манер шведских. Изразцы XVIII века отличаются от ранних «западностью». Главным героем сюжетов стал человек. Кроме того, в XVIII веке почти перестали делать фасадные изразцы, украшая, в основном, только печи. Но печи были главным украшением интерьера, и изразцы, изготавливаемые для печей, обычно включали крупные составные панно.К концу XVIII века приобрели популярность растительные орнаменты.В росписи изразов участвовало 2 — 3 человека: один рисовал рамку, другой — основной рисунок, третий делал надпись.Изразцовое панно «Каин и Авель», кон. XVIII в. Очень живописно: cветящийся топор и ошалелые глаза.

Печные изразцы, сер. XVIII в.

«Ярость свою укрощаю»

«Верная моя со мною всегда»»Не мог проглотить»»Головушка заболела»Нечто странное. Призрак?»Тем питаюсь»»Уповая, дондеже жизнь лелею» (пока живу, надеюсь). Странный молодой человек. Почему у него выраженны женские половые признаки?»Сие наше домашнее»»Едем в путь» (на европейских парусниках), нач. XVIII в.Вторая пол. XVIII в.Китайское влияние.Святой (?) в римских одеждах гладит волка (?)Домик китайский, нос — нет.

________________________________

XIX в.В ХIХ веке широко распространяется фабричное производство изразцов, одним из основных производителей было товарищество М.С. Кузнецова. Также сохраняется индивидуальное производство, например, в  Абрамцевских мастерских создают изразцы по эскизам русских художников, в первую очередь, Михаила Врубеля. Изразцы вновь популярны на фасадах зданий. Появляется мода на изразцы, напоминающие древнерусские.Изразцовая печь 1850 г. (выполнена по эскизам архитектора Ф. Рихтера для палат Романовых на Варварке).Изразцы фасадные (завод А.Г. Гусарева).Панно с птицей, XIX в.?Панно товарищества М.С. Кузнецова, кон. XIX в.Печные изразцы товарищества М.С. Кузнецова, кон. XIX вПечные изразцы Абрамцевской мастерской, кон. XIX в.Художник М.А. Врубель.________________________________________XX век.XX век изменил жизнь московского изразца в сторону советской символики.Панно керамическое, 1920-е годы.Плитки керамические, 1920-е годы. Художник Д. Ципирович._______________________________________2000-е годы.Удивили современные изразцы по мотивам древнерусских, художников Анны Удальцовой, Евгения Тарабина, Николая Любимова и других. Некоторые выглядят, как древние. Мне очень понравились.Печные и фасадные изразцы.

В объяснялках — что запомнила, прощу прощения за возможные неточности.
Адрес: г. Москва. Музей усадьба «Измайлово».

Мет 15.
Шпалеры «Девять героев древности». Этот пост ДЛЯ ЭСТЕТОВ.

Дорогие читатели, это не ошибка, я написала 2 одинаковых поста, один — для всех (я назвала его «пост для эстетов»), а другой — для любопытных. Отличаются они лишь одной иллюстрацией, но она непристойная, хотя речь идет о манускрипте 14 века. Выбирайте сами, какой пост смотреть, если что, я предупредила.

Герои шпалер — это т.н. «герои-воины» всех времен и народов: три языческих (Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь), три иудейских (царь Давид, Иисус Навин, Иуда Маккавей) и три христианских (король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский). Такой рейтинг впервые упоминается в 1312 г. в поэме Жана де Лонгийона «Обет павлина», и этот список героев стал очень популярен в Средние века во всей Западной Европе.

Шпалеры сотканы во времена герцога Жана I Великолепного Беррийского (графство Берри, ныне Южные Нидерланды) около 1400 г. По другой версии, в 1385 г.

в мастерской Николя Батая, придворного ткача короля Франции Карла Y, который знаменит серией шпалер «Анжерский апокалипсис».

Это предположение основано на том, что обе серии работ имеют схожие черты, кроме того, Николя Батай был самым известным мастером своего дела в то время.

Исходно было три гобелена с 9-ю (возможно, 10-ю) персонажами, но сохранилось только 5 персонажей. Удалось собрать 4 больших полотна, каждое — примерно 4¼ метра в высоту. Герои изображены на тронах, в современных на тот период времени одеждах, в окружении придворныхна его плаще и знамени — три золотые короны, символизирующие королевства Северного Уэльса, Южного Уэльса и Логрии.

Юлий Цезарь, с гербом в виде двуглавого орла — символа Римской империи.Мне понравились его слуги.

Гектор Троянский или Александр Македонский, кто именно — неизвестно. Изображение льва, сидящего на стуле, со шпагой в руке, обычно связывали с Александром Македонским, однако такой же лев украшал щит Гектора Троянского.
Иисус Навин и царь Давид.

Фрагмент с придворными, герб герцогства Берри (в красных квадратах).

Иисус Навин, с гербом в виде дракона.
Царь Давид, с лирою на гербе и раскрытой книгой на коленях.

Я фотографировала, в основном, фрагменты, но на сайте Метрополитена есть все изображения целиком.

Оригинал поста — http://tiny-rat.livejournal.com/247870.html.

Page 3

Источник: https://ornament-i-stil.livejournal.com/254164.html

Кильдюшевский В. И. Следы производства изразцов в Пскове в XVII в

Сказ про поливной изразец
arheologi(ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПА НА УЛ. СОВЕТСКОЙ, 47)

Исследователи, занимавшиеся изучением изразцового производства Руси XVI—XVII вв.

, считают Псков одним из древнейших центров этого яркого явления в области декоративного искусства.

Об этом свидетельствуют сотни изразцов, найденных во время археологических раскопок, декоративные пояса псковских церквей, сохранившиеся до наших дней.

Высокий уровень керамического производства, тесные экономические и культурные связи с Прибалтикой, западными соседями, наличие значительной прослойки зажиточных людей — потенциальных покупателей изразцовых печей способствовали превращению Пскова в один из наиболее ярких центров изразцового искусства.В 1988 г.

во время раскопок на Полонище, в квартале между современными улицами Советской и Калинина, в северо-восточное углу раскопа, при зачистке материка на глубине 102—104 см от (обнаружена яма площадью 5 кв. м, впущенная в материк на глубину 260—70 см.

Верхняя часть заполнения (25—30 см)—горелый слой с большим количеством керамики (свыше 1000 фрагментов), костей животных, бытовыми изделиями, в том числе обломками изразцов и киотов, — характерна для культурного слоя этого раскопа.С глубины 130—135 см конфигурация ямы и характер ее заполнения значительно меняются.

Она становится овальной в плане размерами 2,8X1,4 м и заполнена серым слоем с большим количеством песка и глины. С глубины 192—197 см размеры ям уменьшаются до 1,8X1,3 м. В заполнении верхней части ямы до глубины 180 см идет пустой слой с единичными находками вещей и керамики.

Нижняя часть ее, глубиной 80—85 см была забит; обломками черепицы — лемеха с зеленой поливой (около 1000 фрагментов), изразцов (с поливой и без нее) около 50 фрагментов, киотов двух типов (12 фрагментов). Там же найдены обломки кирпичей с пятнами поливы и без нее, около 600 фрагментов керамики.

Характер заполнения позволяет считать ее ямой с браком мастерской по производству изразцов и черепицы.На фрагментах поливных изразцов — следы неравномерной поливы, некачественный ее обжиг, а на неполивных — коробление I шелушение поверхности, трещины, прожоги. Удалось восстановить 10 целых форм. Среди изразцов можно выделить остатки двух на боров печных изразцов.

Первый составляют рамочные изразцы 20X21 см с румпой высотой 7 см. На большей части лицевых изразцов изображены единорог и лев, стоящие друг против друга и задних лапах. В центре композиции — дерево с узкими ветвями проходящее посередине лицевой пластины. На других лицевых изразцах — насыщенный растительный орнамент.

К этому набору относятся также городки, карнизы, подзор.Ко второму набору относятся безрамочные лицевые изразцы (21X20,5 см) с изображением птицы, клюющей ягоды. Найдены четыре варианта изображений, составлявших, вероятно, единую композицию. Сюда же относятся и перемычки с растительным орнаментом.

Все они не имеют поливы, кроме одного, покрытого неравномерным слоем зеленой поливы.Полная копия первого печного набора с зеленой поливой найдена в 1988 г. в раскопе XIV на ул. Ленина (раскоп А. А. Александрова), единичные фрагменты на Козьмодемьянской (1988 г., С. В. Белецкий) и в Довмонтовом городе в 1961 г. (В. Д. Белецкий).

Лицевые изразцы этих типов обнаружены в декоре колокольни церкви Одигитрии, построенной в 1685 г. (По мнению Ю. П. Спегальского, на ее декор были использованы изразцы от сломанных печей).Таким образом, можно констатировать, что в раскопе по ул. Советской были найдены явные следы деятельности керамической мастерской по производству поливных изразцов и черепицы.

Количество брака (особенно черепицы) говорит о значительных масштабах производства. Можно предположить, что из стены этой мастерской вышел изразцовый набор печи из раскопа XIV по ул. Ленина. Не исключена возможность изготовления в этой же мастерской и части декора колокольни церкви Одигитрии на Печорском подворье. На основании стратиграфии, анализа материала и стилистической их близости к изразцам церкви Одигитрии можно датировать эту яму 70-ми годами XVII в.АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИКраткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции

1989 год

?

|

arheologi(ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ X—XIII вв. ДНЕПРО-ДВИНСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ)

Среди каменных бус древнерусских памятников X—XIII вв. преобладают сердоликовые. Изучением их в северо-восточных и северо-западных областях Руси занималась М. В. Фехнер. Основной вывод исследовательницы в том, что распространение сердоликовых бус на территории Руси совпадает с ареалом арабских монет и что они являются восточным импортом.

Сердолик один из распространенных и любимых камней на Востоке. Наиболее крупные и древние запасы природного сердолика известны в Индии, на Аравийском полуострове; кроме того, он встречается в Малой Азии, на Кавказе и в Средней Азии. Особенно славились мастерскими по обработке камня г. Сапа в Южной Аравии и г. Кулур в Индии.

Основными изделиями были бусы, которые представляли предмет широкого вывоза.В Днепро-двинском междуречье территории Белоруссии сердоликовые бусы встречены как в городах, так и в курганах. Всего учтено 144 пункта, где насчитывается около 400 экземпляров бус. Они представлены такими же формами, какие встречены на других древнерусских землях. Основные из них следующие.1. Многогранные шаровидные.

Встречены в 13 памятниках (23 экз.). Найдены в городах Подвинья, в курганах у Борисова на Березине, у Новогрудка и в Поднепровье. Ранние находки происходят из курганов с трупосожжениями конца IX—X в., а основнаямасса датируется X—XI вв. Такая форма бус на Руси редка. М. В. Фехнер отмечает находки многогранных шаровидных бус в бассейне Клязьмы, в Ярославском Поволжье, в верховьях Десны.

За пределами Руси они имели широкое распространение в средневековых памятниках Средней Азии.2. Многогранные — четырнадцатигранные. Учтены в 19 пунктах (около 30 экз.). Встречены в Витебском Подвинье, у Борисова, в округе Минска. Больше всего их отмечено в Поднепровье (9 случаев). Датируются бусы концов IX — началом XI в.

Ранние находки сделаны в курганах с трупосожжениями; найдены в верховьях Ловати, на Березине, в Понеманье. М. Ф. Фехнер четырнадцатигранные бусы датирует IX — началом XII в. и указывает их основные находки в Приладожье, в Ярославском Поволжье, в Смоленском Поднепровье. В Гнездовских курганах четырнадцатигранные бусы найдены с арабскими монетами IX — начала X в.

Этим же временем датируются аналогичные бусы Киевского некрополя. В Старой Ладоге этот тип бус относится к основным в X в. Широко представлены четырнадцатигранные бусы в памятниках X—XI вв. Северного Кавказа и в средневековых среднеазиатских памятниках.3. Призматические бусы. Они относятся к числу наиболее распространенных на западнорусской территории (61 пункт и более 130 экз.).

Находки отмечены по всему региону, но скопления фиксируются в верховьях Березины, в Минском округе, в бассейне белорусского течения Днепра. Время бытования X — начало XII в.Ранние находки происходят из курганов с трупосожжениями X в.; основное количество приходится на X—XI вв.; в городских слоях встречаются единичные экземпляры XII — начала XIII в.

Призматические бусы широко представлены на древнерусской территории: в Приладожье, в бассейне верхней Волги, в Смоленском Поднепровье, в могильниках Чернигова и Киева. М. Ф. Фехнер датирует их X—XI вв.За пределами Руси они известны среди материалов Саркела-Белой Вежи, Херсонеса, Бирки и Средней Азии. По сведениям И. В. Пташниковой в Хорезме призматические бусы наиболее характерны для IX—XI вв.4.

Бипирамидальные бусы. Находки их самые многочисленные(53 пункта и более 143 находок). Ареал этого типа бус в целом совпадает с распространением призматических, но отличается по концентрации находок. Основное количество бипирамидальных бус происходит с территории, расположенной вдоль белорусского течения Днепра и его притоков. Датируются они XI—XII вв.

В городах единично встречаются в слоях XIII в. В северо-восточных и северо-западных областях Руси по данным М. В. Фехнер на бипирамидальные приходится 75% от всех сердоликовых бус. Основная масса находок относится к XI—XII вв. Распространены бусы широко, но концентрация находок приходится на территорию вятичей, Смоленское Поднепровье. В Новгороде они бытуют в XI — середине XIII в.

Довольно часты бусы этой формы в Прикамье и Поволжье. Встречены в незначительных количествах в памятниках VIII— IX вв. Крыма, Северного Кавказа. Основное распространение бипирамидальные бусы имели в средневековых памятниках Средней Азии. Е. Е. Неразик считает их особенно популярными в Хорезме.В западнорусских памятниках встречены сердоликовые бусы круглых форм.

Среди них большинство находок относятся к типу шарообразных. Учтено 14 пунктов (43 экз). Встречены они в верховьях Березины, в Поднепровье, в городах на Припяти. Датируются шарообразные бусы в курганах X—XI вв., в городах XI— XII вв. На других территориях Руси этот тип редок. Чаще находки отмечены в Волго-Клязьминском междуречье, в Смоленском Поднепровье.

В Новгороде они обнаружены в слоях X—первой половины XI в. Шарообразные бусы преобладают в слоях X в. Старой Ладоги. Они являются одной из основных форм среди сердоликовых бус Бирки. Эта форма бус самая распространенная в памятниках Северного Кавказа VI—VII вв. (до 70%), количество их уменьшается в VIII—IX вв. (до 50%). В Средней Азии шарообразные бусы бытуют все I тыс. и в начале II тыс. н. э.

По собранному материалу можно сделать лишь предварительные наблюдения. Сердоликовые бусы западнорусских земель соответствуют по типам и датировкам находкам других древнерусских территорий. Бусы многогранные шаровидные, четырнадцатигранные и шарообразные располагаются преимущественно на северо-западе региона (по направлению Витебск, верхняя Березина, Минск, Новогрудок) и вдоль Днепра.

Призматические бусы в массе также соотносятся с этими направлениями.Иное распределение сердоликовых бипирамидальных бус — они сосредоточены в бассейне Днепра. По-видимому, такое распределение надо связывать с перенесением основного направления торговли с Волжского на Днепровский путь.АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИКраткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции

1989 год

Источник: https://arheologi.livejournal.com/85461.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.