СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК…

Виктор ЗудуФилософские сказки на всю жизнь. Сказка ложь, да в ней намек

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК...

© Виктор Зуду, 2018

ISBN 978-5-4490-7297-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Сказка ложь, да в ней намек, – вот определение, в котором скрыта вся философская суть любых сказок.

Сказки бывают очень разными и у всех народов они свои.

Русские народные сказки полны символизма, мистики, скрытых тайн и секретов.

Мои сказки полны философского смысла, над которым надо поразмышлять, подумать и возможно будут полезны на всю оставшуюся жизнь.

Я не делаю из этих сказок секретов, да и на сказки они мало похожи, нет волшебства и мистики, но я думаю, что для пытливого читателя они будут интересны.

Удачи Вам, уважаемые читатели, в понимании сути этих сказок!!!

Сказка о женщине, которая хотела стать счастливой

Жила —была обычная девочка, которая, как все люди, уже с детства, хотела быть счастливой. В детстве её счастье заключалось в заботе о ней и любви к ней её родителей.

Она думала, что родители обязаны заботиться и любить её так, как она этого хочет, но родители её любили и заботились о ней так, как могли.

Девочка росла капризной и требовательной. Ей хотелось, чтобы о ней заботился и любил весь мир, потому что родители не могли любить её так, как она хотела. Она страдала и думала, что родители её не любят, но они говорили, что любят её.

Прошло несчастливое, как ей казалось, детство, обычная девочка выросла и превратилась в необычную красавицу. Природа её одарила женственностью и красотой. Девушки ей очень завидовали, а мальчишки толпами крутились вокруг её.

Вспоминая детство, красавица сделала вывод, что детство её было несчастливым. Она не унывала, потому что поняла, что красива и думала, что красота сделает её счастливой.

Она подолгу любила вертеться перед зеркалом и очень страдала если на её красивом лице появлялся какой —нибудь прыщик.

На её природную красоту добры молодцы слетались, как пчелы на мед. Все её завистливые подруги повыскакивали замуж, уже успели родить детей, а наша красавица всё так и не могла выйти замуж.

Она искала своего идеального мужчину, который бы был достойным её красоты. Она думала, если найдет свой идеал мужчины, то обретет своё женское счастье. Но оказалось, что найти идеального мужчину, это сложная задача.

Но она, как ей показалось, его нашла. Это был стройный, спортивно сложенный красавец.

Все говорили:

– Какая красивая гармоничная пара!

Красавица была на седьмом небе от счастья, ведь она его нашла.

Её муж был подающим надежды певцом. Будучи артистом, он требовал к себе повышенного внимания. Будучи красавцем, его постоянно окружали симпатичные фанатки.

Жена ревновала мужа к фанаткам. В браке она успела родить сына и дочь. Ей стало казаться, что муж её не любит, хотя он говорил ей, что любит. Она хотела, чтобы муж любил её так, как она этого хочет, но ничего не получалось, потому что муж её любил так, как мог.

Её брачное, семейное счастье оказалось не долгим и не прочным. Они развелись. Красавец артист ушел к другой более молодой женщине.

Для красавицы это была трагедия мирового масштаба и если бы не дети, которых надо поднимать, она бы повесилась.

Эго красавицы было оскорблено, унижено, обижено до глубины женской души, но на руках маленькие дети, а их надо воспитывать. Она любила их и заботилась о своих детях как могла.

Красавица сильно переживала свой развод и страдала от одиночества. В её реальной жизни и ближнем окружении идеальных мужчин не было. Красавица замкнулась в себе, она оказалась очень несчастной женщиной. Она полностью окунулась в работу и воспитание детей.

Время шло, дети вырастали, а красавица превращалась в зрелую женщину. Она стала считать, что её счастьем является рождение детей и реализация материнства, что выполнение природной миссии, это и есть её женское счастье. Но дети выросли и сами превратились во взрослых мужчину и женщину. Вскоре сын женился, а дочь вышла замуж, и так получилось, что стали жить отдельно от матери.

Женщина снова осталась одна. По ночам к ней приходили тоска, печаль, хандра, скука, грусть и пели ей душещипательные песни, давили на мозги, нарушали кровообращение, становилось трудно дышать.

Дом, работа, ночь, холодная постель, одиночество, дом, работа, ночь, холодная постель, одиночество —тоска зеленая. Однообразие замучило до тошноты.

Женщине очень хотелось, чтобы рядом с с ней был, хотя бы понимающий её друг, который бы мог приласкать, когда грустно, поговорить, когда тяжело на душе, понять, когда идет душевное общение, дарить внимание и замечать её женственность, видеть в ней женщину, человека и личность. Ей очень хотелось получать тепло от любимого мужчины, но рядом таких мужчин почему —то не было. Она сильно страдала. Получалось, что её жизнь была полностью наполнена страданиями, и от того оказалась несчастной.

Женщина впервые, по —настоящему разочаровалась в любви и счастье.

От разочарования и досады, от тоски и одиночества, её обиженное и униженное женское эго часто плакало.

Безысходность и беспомощность прочно легли тяжким грузом на её хрупкие женские плечи и давили своей мощью.

Тяжело было всё это переживать.

Женщина решила не падать духом и стала осваивать просторы интернета. Освоив интернет, она стала знакомиться с людьми и заводить виртуальную дружбу. Началось общение с новыми людьми.

Виртуальный мир интернета помог женщине окрасить реальность одиночества виртуальным общением с новыми виртуальными друзьями. Один виртуальный друг даже признался ей в любви.

У женщины вновь появилась надежда хотя бы на виртуальную любовь, но и эта любовь оказалась только виртуальной. Женщина вновь испытала нервное потрясение.

Её просто виртуально обманули, а обман, даже виртуальный, она тяжело переживала.

– Где же оно женское счастье, каким оно бывает, может счастья вовсе нет?

С такими вопросами она легла спать и увидела удивительный сон.

Во сне к ней пришел глубокий столетний старец, седой мужчина в белом одеянии, с очень живыми карими глазами, которые излучали тепло и свет.

– Кто ты, седой старец? – спросила во сне женщина.

– Я твой духовный Отец и Наставник.

– Разве такие бывают?

– У каждого земного человека есть свой духовный Отец и Наставник.

– Как тебя зовут?

– Называй меня ХРАНИТЕЛЕМ МУДРОСТИ.

– Зачем ты ко мне пришел, да ещё во сне?

– Чтобы помочь тебе обрести высшую ценность непреходящего значения, которая называется мудростью, а через неё стать абсолютно счастливой женщиной, человеком, личностью.

– Разве мудрость обретается?

– Да, она обретается, хотя есть в каждом человеке, но её наличие надо осознать, а это означает, обрести мудрость вновь, даже при её наличии. Дочь моя, поиск личного женского счастья затянулся, тебе уже за 50 лет и даже сейчас ты находишься в состоянии разочарования и неверия, что счастье есть.

Счастливый человек не пребывает в несчастье и не ищет счастья.

Большинство женщин глубоко несчастны только потому, что они связывают своё счастье с наличием у них внешних условностей, как уходящее приходящих иллюзорных ценностей, сильно к ним привязываются и начинают от них зависеть. Когда они приходят, то вроде бы становятся счастливыми, когда они уходят, то становятся истинно несчастными.

Этими условностями являются родители, затем друзья, подруги, любовники, мужья, дети, близкие и дальние родственники, какие —то вещи, работа, деньги и т. д.

Что же получается в итоге?

Родители состарились, заболели, или несчастный случай, – умерли. Друзья, подруги, любовники, мужья, пришли и ушли. Дети выросли и стали взрослыми, отделились от родителей и стали жить самостоятельно.

Вещи состарились, обветшали, сломались, потеряли функциональность и их пришлось выкинуть на свалку. Работу приходится менять, а деньги – их всегда мало, тоже приходят и уходят.

Ничто для человека из всего этого не остается навсегда и навечно.

Разве могут все эти иллюзорные уходяще – приходящие надуманные, навязанные ценности приносить вечное счастье, радость, блаженство от того, что ими обладаешь, их имеешь, их, добиваясь потом и кровью, достигаешь?

– Тогда что же является реальной непреходящей ценностью вечного бытия? К чему надо стремиться?

– Вечной ценностью бытия является осознание того, что Я —ЕСМЬ, КАК Я и только КАК Я.

Именно в Я содержится другая вечная ценность, которая называется МУДРОСТЬЮ Я, как Я —МУДРОСТЬ.

В МУДРОСТИ Я содержится ещё одна вечная ценность, это ЗНАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ о Я, как Я-ЕСМЬ, как только Я.

Однажды осознав себя как я —ЕСМЬ только как Я, обретя МУДРОСТЬ и познав АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ бытия и жития своего Я, как только Я, любой человек обретает абсолютное вечное счастье.

Такой человек начинает жить мудро и в жизни начинает применять знание абсолютной истины, а это означает, что он жить будет правильно.

Мудрость —это вечная ценность, которая пребывает в Я вечно, но в реальной жизни человека является большим дефицитом.

Живи, чтобы стать мудрой, но не просто живи, а старайся сохранить свою ЖЕНСТВЕННОСТЬ.

Женственная женщина всегда пребывает в отличном настроении. Она истинно любит себя и весь мир, она счастлива, как женщина. Она всегда находится в состоянии влюбленности в себя и в мир вокруг.

Мудрость поможет ей освободиться от всех негативных проявлений.

Целью всей жизни мудрого человека станет желание поделиться мудростью с другими людьми, со всем миром, а это очень благородная миссия.

Человек обретает статус УЧИТЕЛЯ и НАСТАВНИКА и выходит на общечеловеческий уровень бытия и общения.

Мудрость подскажет, как сохранить женщине женственность.

Полюби момент ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, в котором ты всегда пребываешь, как вечное, бессмертное Я, как вечная, бессмертная точка.

Впереди у тебя много времени. Осознай себя как Я, сохрани женственность и обрети мудрость.

Старец замолчал, наклонился и три раза поцеловал женщину в лоб поцелуем мудреца и исчез, словно его и не было.

Женщина проснулась.

Впервые её лицо осветила истинная улыбка, вошла блаженная радость и растворилась в ней без остатка.

Она поняла, что ей дальше делать, как жить, куда идти, к чему стремиться.

О, КАКОЕ ЭТО СЧАСТЬЕ!!!

Источник: https://fictionbook.ru/author/viktor_zudu/filosofskie_skazki_na_vsyu_jizn_skazka_l/read_online.html

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК...

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» — эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.

Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки.

Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи   связи человека с окружающей средой.

Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.

Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.

Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения.

Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки.

Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.

В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку.

А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых.

Это не ли радость, счастье для детей-писателей.

В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой.

Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки.

К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.

Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком.

Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко».

Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.

Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.

А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.

Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.

Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.

Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его.

«Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу.

Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.

Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился.

Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.

Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть.

Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули.

А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…

Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть.

Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца.

А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.

Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.

Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.

Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.

Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.

Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.

Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.

Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:

«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».

Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.

Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький.

Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись.

Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.

Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети.

Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными.

Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.

Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.

Аня Жукова, 6 лет

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.

А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.

Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки.

Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали.

Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.

Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору

Я из дому вышла, был сильный мороз!

Смотрю весь народ, направлялся на площадь.

И мы побежали на площадь бегом.

А там, я глазам своим не поверила,

На площади ёлка стоит: «Красота!»

Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.

Они с Дед Морозом ведут хоровод.

Меня поздравляют, подарки мне дарят.

О чудо!Ведь это пришёл Новый год!

Софья Рыбакова, 6 лет

Источник: https://dohcolonoc.ru/detskoe-tvorchestvo/4062-skazka-lozh-da-v-nej-namjok-dobrym-molodtsam-urok.html

«‎Сказка – ложь, да в ней намек». О духовном смысле сказок

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК...

Человек подобен дереву, которое своими ветвями тянется к Солнцу (к Богу),  а корнями уходит в корни традиционной культуры семьи и страны. Память о прошлом делает нас сильнее.

  И, воспитывая ребенка, мы стремимся прививать ему любовь к Богу.  Ребенок духовно возрастает через Таинства церкви, через житие матери и отца, через игры, через обучающую литературу, и конечно, через сказки.

Именно поэтому важно, чтобы родители сами правильно их понимали.

«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»

(Мф, 13).

Следуя за Христом, церковные люди прошлого строго исполняют обеты. Цитаты из Библии используют как прямое руководство к святому жительству.  Познавая духовные истины, детям рассказывают свои притчи в виде сказок. Рассказывают им о праведности и готовят их к возможным жизненным и духовным ситуациям.

Сказки дошли до нас из старины, цитаты из летописей и старинных книг подтверждают это.  В книге А. Терещенко «Быт русского народа» хорошо описана набожность русского народа:

«В древние времена вставали до восхождения солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его святой помощи на все добрые дела, и, не помолясь, никакого не начинали дела. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле, ходили прежде в церковь помолиться.

В опасных же предприятиях исповедовались и причащались. Выступая в поход или осаждая приступом город, все воины исповедовались и принимали Святые Тайны, и тогда они шли бесстрашно на смерть.

Сражаясь за отечество, охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства».

В те времена некая иносказательность бытия было нормой, так русский народ обрастал сказками и притчами.

Золушка с телефоном в руках – современная иллюстрация к сказке

Современные сказки

Сегодня в интернете можно найти сотни сайтов с толкованиями и расшифровками сказок. Одни рассматривают сказку с точки зрения психологии. Другие представляют толкования как смесь религиозных  течений (буддистские, индуистские, ведические и эзотерические лжесмыслы).

Сказки претерпевали изменения в течение истории. Сначала при книгопечатании в 18-19 веках. После октябрьской революции мысли о Боге вырезались из сознания людей. Однако истины все равно оставались в людях. Сказки, мультфильмы, фильмы советского периода были пропитаны христианскими смыслами,  но показывались завуалировано.

В наше же время снова сказки претерпевают изменения. В продаже появляются книги в сокращенном виде, а иногда в переписанном виде.  В сказках важные духовные смыслы стали вырезаться либо меняться в худшую сторону.

Я  приведу только один пример. Открывая старую книгу «Золушка» Шарля Перро, мы увидим некоторые поручения мачехи юной девушке, есть разные сохранившиеся интерпретации, возьмем самую распространенную. В советской версии мультфильма наказ звучал так:

«Золушка, послушай, крошка, потрудись ещё немножко, перемой ка всю посуду и натри полы повсюду, дров на месяц наколи, на год кофе намели, посади среди цветов сорок розовых кусков (тридцать три куста роз), и пока не подрастут, подметай дорожки тут; если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца».

Золушка в советском мультфильме 1979 года

В современной трактовке в сокращенной версии этих наказов нет.  Текст сейчас выглядит так:

«У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, воротники и оборки. Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. И вот, наконец, мачеха и сестры уехали на бал. Когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала».

Духовное значение отрывка сказки «Золушка».

Я хотела бы раскрыть некоторые значения образов в сказках, которые раскрываю в рамках своего семинара «Основы нравственных ценностей и духовный смысл сказок».

Tomas Sully (1783-1872) «Cinderella» / “Золушка” 1843 год

В Евангелии сказано:

«Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос»

(1Кор.12:7-12)

А также сказано в Послании к Ефесянам 6:11-17:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому  что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».

Edward Coley Burne-Jones «Cinderella» / “Золушка” 1863 г.

То есть Господь Бог наш Иисус Христос через Святое Писаниеучит нас, что что-то Он дает нам как дар, но этот дар заслуженный добрым святымжительством. Он избирает нас для служения Богу и людям, «ибо много званых, амало избранных» (Матф.22:14 ). И наша прямая задача стать Воинами Христовыми,облеченными в духовные доспехи. 

И через сказки наши дети получают духовные уроки, учатся  исполнять заповеди. Так и во многих сказкахнаш герой, например, Иван Дурак получает благословение родителей илиблагословение сказочного героя, наставляющего на правильный путь : «Отца и Мать чти, слабым помогай и бедных необижай. Добро твори и зла никому не делай».

В поручении мачехи юной девушке звучат также важные благословения. И они имеют большой духовный смысл.
  1. «Перебери  горох». Это базовый навык духовной жизни, умение отличать добро от зла, умение просеять как через решето приходящее в нас.  Не, иначе говоря, как Божий дар «различение духов» (1Кор.12:10).  
  2. «Помой посуду, постирай, очисти жилище». Это характеристики чистоплотности души. Дом наш, это душа христианская, которая должна на пути духовной жизни стать Храмом Божиим в нас самих. И само понятие очистительных «процедур» души, как говорят Святые Отцы,  духовная баня, которые выражаются в еженедельной исповеди и причастии. Духовное оплакивание грехов души является основой духовности. Святой Иоанн Креститель дает ключ ко спасению своих душ, говоря фарисеям: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:8). Также в Новом Завете сказано: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12», «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:18), «Я крещу вас в воде в покаяние» (Матф.3:11).  
  3. «Дров на месяц наколи, на год кофе намели» Путь в тридевятое царство  во всех сказках всегда лежит через леса. Многие святые также используют  образ леса, как образ непролазной  чащи грехов. Когда неофит приходит  в храм, ему приходиться  выкорчевывать в своей душе сначала «бревна» (мелкие грехи), потом деревья (большие грехи),  а потом уже выходить в открытое поле.  А Святое Писание говорит о бревнах в наших глазах: «Или как скажешь брату твоему: “Дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».  (Матф.7:4-5).
  4. «Посади сорок розовых кусков». В разных вариантах сказки имеются разные упоминания: «посади тридцать три куста роз» или «посади сорок кустов роз». Число «тридцать три» отсылает нас к мысли о тридцати трех ступенях духовной жизни (книга  Иоанна Лествиничка «Лествица»). Также тридцать три года было Иисусу Христу, когда он принес себя в жертву за грехи людей. Также число «сорок» напоминает нам о сорока днях поста, сорока днях хождения по пустыни Иисуса Христа, о сорока днях хождения по пустыни святого Иоанна Крестителя. Сами же розы, как цветы благоуханные и тонкие, часто являются символом благодати Божией. Именно поэтому в иконописи святых людей иногда изображают с цветами в руках. И когда в церкви праздник, то его украшают цветами, которые потом часто становятся целительными.
  5. «И пока не подрастут, подметай дорожки тут». И пока благодать Божия не осолила Вас, пока Ваши духовные этапы жизни не пройдены Вами, пока вы не преодолели все испытания, Вы подметаете путь к Богу, к кустам Благодати, ходя еженедельно в храм.
  6. «Если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца». В Библии сказано много об усердии, например «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). «Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя  Твое, Господи, ибо оно благо» (Пс.53:8). И когда всё исполнено до конца, то есть человек прошел путь духовной жизни, то он приходит к Царским вратам Святого дворца. Но войти он сам во Дворец не может. Встречают человека Ангелы, Святые люди и сама Пресвятая Богородица. И достойные  встречаются с Богом на брачном пире. 

«Золушка» Гюстава Доре, 1867 год, гравюра

И в конце рассказчик сказки, как правило, старушка или старик, говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Я встречала дополнение к этой фразе: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок, а злым – погибель». И мне кажется, что дополнение звучит страшно, но оно правильное.

Потому что тот, кто пытается использовать заповеди Божии во зло, приходит ко Христу со злым каменным сердцем и злым намерением, без желания исправиться, погибает. А то, что рассказчиком является старик или старуха, это исконная традиция Святой Руси.

Ибо наставниками всегда были старосты, то есть мудрые опытные люди.

В России идет тенденция, когда родителей учат сочинять свои сказки. При том, что родители не имеют духовной закалки. Я призываю всех, сохраняйте старые книги, сохраняйте наши сказки, нашу историю и литературу. Читайте Святое Писание и Святое Предание ежедневно, постигайте духовные смыслы.

Сейчас я провожу семинар «Основы ценностных ориентиров и духовный смысл сказки» для православных родителей.  И надеюсь, если Бог даст, то обязательно напишу книгу о православном толковании сказок.

(4 4,25 из 5, вы уже поставили оценку) Загрузка… Темы: мнение, воспитание, традиции, это интересно

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/skazka-lozh-da-v-nej-namek-o-duhovnom-smysle-skazok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.