Советские плакаты

Купить социальный плакат времён СССР

Советские плакаты

Старинные плакаты и их коллекционирование – вещь уникальная и своеобразная.

В России это явление развито слабее, чем на Западе, в виду того, что рынок еще недостаточно развит, а понимание ценности таких вещей приходит довольно медленно.

Страны Запада активно развивают это направление, так как в моду вошла русская авангардная живопись, и отечественные плакаты очень хорошо встраиваются в этот тренд.

Плакат – вид изобразительного искусства, ориентированный на массы. В отечественной истории такое искусство служило рупором пропаганды каких-либо идей, политической агитации.

Также плакаты использовались как средство наглядного обучения, инструктажа, донесения какой-либо информации до масс и, конечно же, рекламы. Плакат – это изображение, которое сопровождается каким-либо текстом.

Соответственно, по назначению их можно было поделить на категории: социальный плакат, учебный, инструктивный, военный, рекламный и даже детский плакат.

Антикварная ценность и востребованность плакатов

В чем же ценность плакатов? Этот вопрос многим может не давать покоя, ведь многие из нас встречались со старыми плакатами, висящими на заводах, а у кого-то они остались от дедушки или бабушки и так и пылятся где-то на антресолях.

Если это так – задумайтесь о том, как мало плакатов дошло в целости и сохранности до наших дней. Несмотря на то, что это массово тиражируемые изображения, их век был недолог.

Они выцветали на солнце, размокали под дождями, их срывали, они сгорали, иногда их просто выбрасывали как хлам. А ведь все это – артефакты из прошлого, иллюстрирующие настроения исторических эпох, в которые жили наши предки.

Конечно, сейчас сложно воспринимать их адекватно, времена сильно изменились. Но именно поэтому плакат остается для нас как ретроспектива, к тому же чрезвычайно редкая.

Как таковое, плакатное искусство появилось в XIX веке. Оно развивалось в печатавшихся тогда брошюрах, афишах и объявления. Сначала плакаты имели вид обычных постеров с надписями, иногда украшенные орнаментами и другими декоративными элементами. Однако позже, когда идею подхватили политики, стали приглашать художников, иногда – очень известных, которые превратили плакат в форму искусства.

Политикам понравилось то, что искусством можно влиять на мысли, а значит, и поведение людей. Плакат, в отличие от обычного, «музейного» искусства был прямолинейным. Он не требовал вдумчивости, расшифровки посланий – он бил прямой наводкой в мозг и попадал.

Лаконичность, простота и понятность, законченность плаката позволяла успешно доносить послание для всех, кто его видел и тем самым рекламировать определенные товары, кандидатов, завлекать людей на культурные и социальные мероприятия и т.д. Возникла успешная формула, в которой изображение создавало настрой, а текст – главный информационный посыл.

Автор плаката, художник, здесь уже не был автором в привычном понимании. Он был просто инструментом, чья задача была как можно ярче, точнее и проще передать идею, которую уже придумали за него.

Купить советские тематические плакаты

Сейчас особое значение для коллекционеров имеют плакаты СССР, работа, труд, военная и политическая агитация в которых была главной темой. В них заключены идеалы и настроения людей, живших в совсем недавнем прошлом.

Особенно ценными становятся плакаты о подвигах военного времени, пропагандистские плакаты, предназначенные для воспитания определенных идеалов.

Кроме того, немалую ценность представляют советские плакаты послевоенного времени, посвященные различным профессиям, борьбе с пороками на производстве, прославляющими ценность труда. Именно в таких плакатах заключен дух и ценности людей того времени.

Также очень ценятся советские плакаты 20-х годов авторства таких художников, как Николай Прусаков, Александр Родченко, братья Стенберги и других. Таких плакатов, изображенных в конструктивистском стиле, очень мало, а позже они были вытеснены набравшим силу соцреализмом.

Очень мало осталось и других плакатов довоенной эпохи. Искусство плаката в СССР стало активно развиваться с первых дней советской власти. К раннему периоду относятся революционные агитационные плакаты, выполненные по макетам известных советских художников – В. Дени, Г. Клуциуса,
Моора, В. Маяковского и др.

В 1920-е гг. с развитием индустрии в СССР появляются отдельные направления в плакате – авиационные плакаты («Авиахим», «Добролет»), сельскохозяйственные, индустриальные, киноафиши. Яркий, лаконичный язык плаката был особенно созвучен эпохе конструктивизма. Динамизм и необыкновенная пульсация времени воплощена в лучших плакатах Л. Лисицкого, А. Родченко, В.

Лебедева, А. Самохвалова. Еще в 1920-е гг., а затем и в последующие десятилетия в СССР выпускались различного рода просветительские плакаты, в том числе пропагандирующие здоровый образ жизни («В здоровом теле – здоровый дух!»),

борьбу с вредными привычками и т.п. Со временем все больше появляется плакатов с образами вождей и пропагандой социалистического строя.

Конечно, таким занятием, как коллекционирование плакатов, занимаются только особые гурманы, которые действительно получают большое удовольствие от процесса. Ведь он представляет собой довольно большое количество трудностей, связанных не только с поисками плакатов и их покупкой, но и с определением подделки, условиями хранения и показа, и т.д.

Плакатов осталось очень мало, их практически нигде не найти, так как бумага стремительно разрушается от времени, а зачастую многие владельцы, если вдруг обладают такими артефактами, порой не придают им ценности, хранят в жутких условиях или вообще выбрасывают их на помойку.

Поэтому в России коллекционеров плакатов не так много – владельцев действительно стоящих, масштабных коллекций можно пересчитать по пальцам.

Стоит упомянуть о том, как правильно хранить плакаты. Первое и самое важное правило – ни в коем случае нельзя сворачивать их в трубку. Держать плакаты лучше в больших папках, в которых они будут находиться в развернутом состоянии. Стоит также следить за микроклиматом в помещении – температура должна быть примерно 18-20°С и влажность в диапазоне от 45 до 60%.

Купить плакат СССР

На нашем сайте вы можете ознакомиться с коллекцией советских плакатов «Русской Антикварной Галереи». Большая их часть представляет собой послевоенный период, однако есть и экземпляры периода ВОВ, а также довоенные образцы.

Если у вас есть плакаты времен Советского Союза, или вы являетесь коллекционером советских плакатов – приглашаем вас к сотрудничеству. «Русская Антикварная Галерея» на взаимовыгодных условиях готова выкупить у вас плакаты времен СССР.

Пожалуйста, для предварительной оценки сфотографируйте ваш плакат в высоком разрешении и пришлите изображения к нам на почту. А если есть возможность – будем рады видеть вас и ваш артефакт для живого общения в нашем магазине-салоне.

Ждем всех любителей старины в «Русской Антикварной Галерее». Добро пожаловать!

Источник: https://rus-gal.ru/category/plakaty/plakaty-sssr/

Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика

Советские плакаты

Наглядная визуальная агитация была неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина. Он встречался с ней на улице, на работе, посещая места отдыха и магазины.

Советские плакаты, без сомнения, можно выделить в отдельное направление в рамках соцреализма, их рисовали профессиональные художники (а иногда мировые знаменитости), а слоганы для них, зачастую, писали выдающиеся писатели и поэты.

Рассматривая плакаты разных годов можно смело судить о внутренней и внешней политике СССР, и даже о некоторых мировых событиях.

Но, так как плакаты предназначались только для внутреннего потребления, почти всё, что создавалось советскими плакатистами остается неизвестным мировой публике, хотя многие работы вполне себе представляют художественную ценность. Мы постарались отобрать самые, на наш взгляд, интересные и показательные из них, и сделали подборку для наших читателей.

Плакаты 20-30-х годов

Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.

До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!

Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.

Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»

Сталинская эпоха

Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.

«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»

Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.

«Любимый Сталин – счастье народа»

В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.

«Строительство социализма»

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.

Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат

«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.

Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.

«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.

Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.

Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.

«Так будет с фашистским зверем»

«С Новым годом, ребята!»

Холодная война

Как известно, после войны отношения между СССР и странами запада сильно похолодели. Советская пропаганда не могла на это не отреагировать, появляются антиамериканские и антинатовские плакаты.

«Люди, будьте бдительны»

«НАТО»

«За Европу без ядерного оружия!»

Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.

Времена Брежнева

Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал.

Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя.

Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих.

«Как работал, так и заработал»

«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»

«Не лги никогда»

«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»

«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»

В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.

Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.

“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity).

Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы.

Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР.

Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно.

Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Источник: https://www.learnrussianineu.com/ru/sovetskie-plakati-chast-1-obshhestvo-politika

Советские плакаты

Советские плакаты

Материал из Lurkmore

A long time ago, in a galaxy far, far away…События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!

Плакат «Нет!» — один из самых знаменитых среди своих собратьев

Советские плакаты — произведения искусства множества отечественных художников, бывшие на всеобщем обозрении в течение почти всего XX века, отличающиеся особым стилем рисовки и незримой, но инстинктивно понятной меметичностью.

По факту — плакаты были своеобразным средством агитации людей к различным видам деятельности (военной, трудовой, учебной в конце концов). Начиная с царской России и заканчивая перестройкой, плакатопечатание насчитывает около 10 периодов разной степени винрарности и мастерства художников.

Несложно догадаться, что если в Сталинскую эпоху плакаты стали чуть ли не одним из главных символов всего СССР, то во время перестройки всё окончательно скатилось в сраное говно.

[править] Суть

Во времена, когда в стране творится тотальный пиздец, первостепенная задача для правительства любого государства — поддержать спокойствие в рядах обывателей, на которых оное, собственно, держится.

Лучше всего, да и легче, делать это путём переключения сознания людей на проблемы более к ним приближенные, или же представлять слишком явные масштабные в более патриотичной форме, тем самым засылая иллюзию в разум хомячка, что он, именно он и никто другой, способен обустроить Россию, тем самым поднимая его ЧСВ и вселяя чувство спокойствия и радости за место своего обитания.

Учитывая то, что глобальный пиздец — совершенно нормальное состояние для той страны, агитационные плакаты приходились очень кстати. Практически на каждом углу подворотни можно было встретить призыв любить Россию, учиться, работать, молиться, поститься, слушать радио «Радонеж» и ещё множество других, угодных партии деяний.

Призывы, как правило, сопровождались изображениями пафосных накачанных спортсменов (обоих полов), гордо смотрящих на зрителя свысока и всем своим видом призывая последнего сделать это.

Сам агитационный текст помещался сверху, или же снизу (или где угодно), в обыкновенной либо стихотворной форме, но так или иначе просто не мог не вызывать чувства гордости, радости и уверенности в завтрашнем дне.

Условно разделить эпоху плакатов по этапам можно следующим образом:

Вставай, проклятьем заклеймённый!

  • Царская Россия — невиданное изобилие суровых богатырей и девок в кокошниках. Пропаганда сведена к минимуму, основной тематикой была реклама всяких импортных товаров для буржуазии, афиши театра, кино и помощь инвалидам и семьям жертв войны. Зачастую плакаты того времени рисовали писатели красками по холсту, известные любому школьнику, который хоть раз отрывался от контры для похода с экскурсией в Третьяковку или Русский музей.
  • Период революции и гражданской войны — всем участникам требовалось особое давление на умы быдлоидов, так как не каждый был в состоянии сопротивляться разрыву шаблона во время такой вакханалии. Основные агитации — записывайся добровольцем, поливай говном капитализдов, бей белых, пока не покраснеют, отправляйся воевать с поляками — с одной стороны, и бей жидобольшевиков — с другой. Предыдущее поколение художников, охуев от ужасов войны, спиздило трактор, и на смену пришла стайка молодых и убежденных в скором приходе коммунизма до мозга костей. Проводятся массовые выставки и конкурсы плаката, на него обращают пристальное внимание задроты-критики.
  • 1920-е годы — НЭП, расцвет социализма, а посему активное стремление в одночасье его не просрать. Одновременно с тем расцвел и «золотой век» советского плаката. Идёт призыв человека к работе, школьника к учёбе, родителей к воспитанию. Правительство борется с религией, голодом, пьянством и мировым капиталом, художники активно помогают. Возрождается реклама, но теперь уже всякого советского ширпотреба, появляются кионоафиши. В плакаты проникает фотомонтаж. В общем и целом — страна к успеху шла.
  • 1930-е годы — раскрутка культа Ленина и начало культа личности Сталина, физкультурников, летчиков и ударников-стахановцев. Прибавляется тема ускоренного выполнения пятилетки, а также борьбы с вредителями и шпионами. Плакатов все рисуется много, но общее качество постепенно ухудшается, поскольку много талантливых афторов вернулись к холсту и книжным иллюстрациям.
  • Военное время — градус поцреотизма таки самого что ни на есть годного, не фимозного патриотизма, зашкаливает за критическую отметку. Происходит агитация народа к военной службе, ударной работе на заводах и всему прилагающемуся.
  • Послевоенная эпоха — когда волнения начали потихоньку сходить на нет, требовалось в срочном порядке переводить умы граждан на взгляды «всё в шоколаде». Усиливается пропаганда культа личности, активно пиарится успешный, беспроигрышный коммунизм. Между прочим, почти все популярные многоцветные плакаты со Сталиным относятся к этому периоду — в 30-ые они были брутальными и черно-белыми. Все сферы жизни стали постепенно возвращаться в прежнее русло (см. «1920—30-е годы»). Также, с началом холодной войны особое внимание уделяется бывшим союзникам и агрессивному американскому империализму.
  • Хрущёвская оттепель — с приходом к власти великого кукурузо тематика стала соответствующей, то бишь агитация к колхозному труду как доминирующему. Другими основными темами стали распашка целины, покорение космоса, производственная безопасность, борьба за мир и социалистическое братство угнетенных народов.
  • Брежневская эпоха — полимеры начали мало-помалу попахивать самопросиранием, и неспроста. Кроме отчаянных, высосанных из пальца попыток сохранить идеи Ленина и тогдашний госстрой в первозданном состоянии, а также поддержать отечественного производителя, редко можно было встретить что-то ещё. Качество плакатов постепенно падало, и вместо высокого искусства плакат стал украшением школьных, армейских и заводских стенгазет. Многие уже тогда подумали, что это начало конца, и оказались правы.
  • Перестройка — СССР окончательно накрылся медным тазом, что не могло не отразиться на сабжах, кои, повинуясь всеобщей тенденции, стали лишены смысла чуть менее, чем полностью. Рисовать их стали люди, крайне неровно держащие карандаш в руках и со школьной скамьи накрепко забывшие слово «композиция». А после развала совка, когда одно только слово «агитация» вызывала у небыдла лютую попоболь и воспоминания о солнечном ГУЛАГе, ее стыдливо переименовали в социальную рекламу, и на этой печальной ноте закрывается славная история советских плакатов. Но постойте, отправляться в морг еще аrхирано! А всё благодаря интернетам.

[править] Фотожабы

Сказать, что советские плакаты — излюбленная тема фотожабберов, — значит не сказать ровным счётом ничего. Ажиотаж темы в среде изобразительного искусства интернетов не поддаётся объяснению, это можно лишь ощутить на практике.

Без лишней скромности, сабж стал своего рода визитной карточкой всех русских фотожабберов.

Фактически тот, кто за весь свой период деятельности ни разу не пародировал такой плакат, полноценным жаббером считаться не может, и это вполне справедливо.

Подобно временам совка, плакаты в интернетах можно увидеть чуть ли не на каждом углу.

Вариации в степени madskillz встречаются самые разнообразные, и как это ни печально, унылых высеров всегда больше, чем полноценных работ, как, впрочем, и всегда.

Но стало ясно одно — сабж навеки останется в умах и душах народа русского как неотъемлемая часть культуры и наследия последнего, да и вообще нашего всего.

С течением времени из общего числа картинок выделились несколько особенно меметичных, своеобразная илита, так сказать. Без лишних слов, вот их неполный перечень:

[править] И конечно же…

Фотожабы — тысячи их!
13yesПоказатьСкрыть
  • Оригинал известен как «Стыдно!»
  • Общепит. Оригинал — постер фильма «Папиросница из МосСельПрома» ажно 1925-го

[править] См. также

  • СССР
  • Фотожаба
  • Тоталитарное искусство
  • Кукрыниксы

[править] Ссылки

  • Коллекция плакатов, разбитая на эпохи

Источник: https://lurkmore.to/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B

Плакаты СССР, Изображений: 327

Советские плакаты

Советские и досоветские агитационные плакаты и рекламные постеры. Отсортировано в хронологическом порядке.  

1880-1899

Великое и противоречивое время… Итогом трагической смерти Александра II Освободителя от рук народовольцев стало воцарение Александра III, который не поддерживал либеральных пристрастий отца.

Российское общество, раздираемое противоречиями прусского пути развития капитализма, металось от оголтелого черносотенного шовинизма до крайнего либерализма и революционности. Время «дикого» капитализма с 18-часовым рабочим днём и детским трудом… Время веры в «доброго» царя и надежд прогрессивной интеллигенции на светлое будущее.

Воцарение на престол Николая II начнет обратный отсчёт существования Российской империи. А пока – все спорят о будущем России и ее исторической миссии.

1900-1914

Становление империализма в России сопровождается грандиозными событиями, трагическими и великими. Расстрел «веры в доброго царя» в Кровавом воскресенье оборачивается первой российской революцией 1905-1907 гг., которая увенчается созывом российского парламента – Государственной Думы.

Столыпинская реформа выведет страну на первые места в мире по экспорту пшеницы, запустит экономический рост, стимулирует развитие промышленности. А также расставит по всей стране «столыпинские галстуки» – виселицы, на которых военно-полевые суды будут вешать всех, кто подозревается в участии в революционном движении.

К сожаленью, все экономические достижения сгорят в пожаре первой мировой войны, а Столыпин – реформатор-монархист – будет предан царем и убит революционерами.

1915-1920

Первая мировая война обостряет и без того болезненные противоречия в стране, и Российская Империя прекращает свое существование в огне трагической и беспощадной гражданской войны.

Кто они, пресловутые большевики, установившие власть Советов? Великие мыслители или преступные шарлатаны? Однозначного ответа не найдено до сих пор.

Очевидно одно: неспособность к решительным действиям царского, а потом и Временного правительства ввергает многомиллионную страну в беспрецедентный эксперимент, результаты которого мы наблюдаем до сих пор.

1921-1940

Время великих надежд и великих подвигов! НЭП, а затем индустриализация выводят молодую Советскую страну из аутсайдеров мировой политики и заставляют страны Запада прислушаться к мнению новой индустриальной державы.

Подвиг народа сделал невозможное: из аграрной страны, разрушенной многолетней войной, СССР превращается в индустриального монстра! Не обошлось и без трагедии: именно в этот период было полностью уничтожено российское крестьянство как класс. На смену крестьянину пришел колхозник, который не являлся собственником земли и благ, ею производимых.

Коллективизация и раскулачивание до сих пор не оцениваются однозначно историками. Одни видят в ней путь к построению великой страны, другие – преступление против собственного народа, его ограбление.

1941-1945

Трагическое и великое время. Время Подвига всего советского народа, единым кулаком ударившего по фашизму. Битва за Москву, которая стала первым (!!!) поражением немецких войск, а также другие, не менее впечатляющие сражения, например, под Сталинградом.

Партизанское движение, которое приносило фашистам ущерб не меньший, чем боевые сражения. Подполье… Подвиги вершились не только на поле боя, но и в тылу. Кто более герой – солдат, уничтоживший ценой своей жизни вражеский танк или мать, потерявшая в войне всех детей? Победа далась дорогой ценой.

Ценой, в которую каждый советский человек внес свою лепту.

Советские и досоветские агитационные плакаты и рекламные постеры. Отсортировано в хронологическом порядке.

Советские плакаты

В годы советской власти руководством КПСС велась активная пропаганда коммунистического будущего, которое возводилось на культовый пьедестал. Работа велась по всем направлениям, её ход регулировался партией централизованно.

Идеология марксизма-ленинизма активно внедрялась в массовое сознание всеми доступными средствами, от печатных материалов и плакатов до радио и, во второй половине XX века, телевидения. Однако характер и напор советской пропаганды изменялись по мере того, как история государства выходила на новый виток.

Гражданам внушались не только постулаты о социальном равенстве и справедливости, здоровом образе жизни, акцент также делался и на патриотизм.

Оружием пропаганды стали не только средства массовой информации – театральное, изобразительное искусство, а также литература – были сориентированы соответствующим образом. Сегодня мы имеем возможность оценить то культурное наследие, которое оставила после себя советская эпоха.

Любое, даже самое незначительное произведение или публикация в годы СССР, несли в себе пропагандистскую нагрузку.

Самым ярким и широко распространённым примером пропаганды того времени служат советские плакаты, которые были призваны в доступной форме доводить до массового сознания коммунистические идеи.

Плакат оказался самым быстрым и мобильным видом искусства того времени.

В период войны плакат должен был обладать следующими качествами: острая подача информации, моментальная реакция, агитация, с помощью которой выявились главные черты языка плакатов.

Это были условные и простые изображения, лаконичность, четкие жесты призыва. До начала революции существовали только театральные афиши и рекламные объявления.

Первые плакаты имели маленький размер и всего 4-6 цветов, ведь художникам приходилось работать, когда был дефицит красок и карандашей. Совсем недавно плакаты СССР несли большой вклад в общении между людьми.

Плакаты были повсюду, их можно было увидеть на перронах, в кабинетах, ресторанах, учебных заведениях. Они были разные: цветные, рисованные с острыми призывами. Власти при помощи плакатов хотели обозначить смысл жизни советского народа.

Чаще всего авторы данных работ были никому не известные живописцы или простые рабочие. Сегодня плакаты той эпохи очень интересны, они невольно возвращают нас в то время.

Как направление искусства, плакаты СССР, скорее всего уже потеряно, ведь их заменили компьютеры, телевидение, но эти милые афиши окунают в воспоминания. Большую часть времени в данном искусстве занимали агитационные плакаты.

Не найдётся человека, который бы не помнил изображённую девушку в красной косынке и указательным пальцем возле губ с лозунгом «Не болтай!». А известный постер с красноармейцем, где тот спрашивает людей: «Ты записался добровольцем?». Таких плакатов очень много. Во время войны их даже помещали на танки, которые шли в бой.

Данная агитация действенно боролась не только с врагом, но и с лодырем, и грабителем. Самое главное, что советские плакаты прививали любовь к Родине, а это очень важно.

1880-1899 1900-1914 1915-1920 1921-1940 1941-1945

Плакаты СССР

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.