Современные представления марийцев о Боге

Содержание

Марийцы и язычество

Современные представления марийцев о Боге
Их зарежут и приготовят в больших чанах, подвешенных к деревьям.

Пока аромат еды, готовящейся в чанах, плывет среди голых стволов священных деревьев, участники действа, опустившись на колени, возносят свою первую молитву в ходе древней традиционной религиозной церемонии в лесу.

Когда гусей съедят, их шкура и кости будут сожжены на большом костре.

Гусь считается здесь священным животным, поскольку живет в трех стихиях.

Он может летать, плавать и ходить по земле.

Действующие лица — марийцы, проживающие в регионе Марий Эл, который находится примерно в 800 километрах к востоку от Москвы.

Для марийцев природа является центром всего. Считается, что марийцы пришли в эти края на берегах Волги примерно 3000 лет тому назад, но первые упоминания о народе мари приходятся на VI век.

Немного об истории этих мест:

1552 — Эти земли были завоеваны первым русским царем, Иваном Грозным. Подавляющее большинство стало сочетать свою прежнюю веру и христианство. До 1552 года марийцы подчинялись татарам-мусульманам и подвергались преследованиям с их стороны.

1917 — После революции в России и образования СССР собственная религия марийцев стала — как и все прочие религии — крайне нежелательна, но продолжала существовать — тайно.

1920 — Была создана Марий Эл — как независимая марийская область, а с 1936 по 1991 года Марий Эл — Республика Марий Эл со столицей Йошкар-Олой.

1990 — Религия мари получила официальное признание как третья религия в России и, т.о., уравнена в правах с православием и исламом.

Настоящее время — В регионе приживают сейчас примерно 700 000 жителей, марийцы сегодня в меньшинстве. Всего в России сейчас проживают около 600000 марийцев. Примерно 300000 из них живут за пределами региона Марий Эл.

Марийцы — это финно-угорский народ, они говорят на своем языке и имеют свою особую религию. Она занимает настолько центральное место в культуре этого народа, что марийцев нередко называют последними язычниками Европы. Сами марийцы утверждают, что их религия — одна из древнейших в мире.

Главное место в религии народа мари занимают различные виды ритуалов жертвоприношения, все они основываются на природе. Главным сегодня является поклонение Кугу- Юмо — Большому Белому Богу. Прежде поклонялись 13 богам, есть некоторые различия между обрядами между регионами в зависимости от их географического положения — на возвышенности или в низинах.

Если попытаться выразить это коротко, то в основе религии народа мари лежит следующая философия: природа оказывает магическое влияние на людей, существовать без нее они не могут. Поэтому она является источником всего хорошего, ее надо охранять, беречь, заботиться, ей надо поклоняться.

Но сегодня лишь меньшая часть народа мари поклоняется своей религии в ее изначальном виде. Большинство одновременно с этим являются прихожанами православной церкви и параллельно практикуют обе религии.

Марийцев часто преследовали и угнетали власть имущие, в частности, именно из-за их религии, и это происходит по-прежнему.

Марийцы и язычество. Кадр из фильма “Небесные жены луговых мари”

Итальянский фотожурналист Раффаэле Петралья (Raffaele Petralla) трижды ездил к марийцам в Россию и планирует снова навестить их в мае.

Впервые он приехал к марийцам в 2010 году, в беседе с Jyllands-Posten он рассказал, что на самом деле ехать к ним он не собирался. В Россию он прибыл совсем по другому поводу.

«Я был в Чернобыле, собирался снимать то, как эту территорию открывают для туристов. И пока я там был, никак не мог избавиться от навязчивой идеи о том, что все, что я ел или к чему прикасался, было радиоактивным. И поэтому мне захотелось уехать как можно дальше от тех мест, и вскоре меня заинтересовал регион Мари»

Он поискал информацию в интернете, и нашел достаточно для того, чтобы решить отправиться в эти края и встретиться с марийцами у них дома.

«Я попытался связаться с кем-то, из живущих здесь, и нашел одного музыканта, Юрия, который исполнял традиционную марийскую музыку. Я написал ему — через интернет, а он пригласил меня к себе в гости. Именно так и началось мое «марийское приключение».

Музыкант жил в деревне Ошара, и когда итальянский фотограф приехал туда, его приветствовали концертом, устроенным 12 из семей деревни. Потом были и танцы, и немало самогона — местной водки домашнего приготовления.

Когда фотограф посещал марийцев, каждый раз визиты затягивались больше, чем на месяц, жил он у разных гостеприимных семей, поскольку с гостиницами и прочими традиционными местами для ночлега, в регионе дела обстоят плохо.

«Когда я перемещался по региону, то, как правило, слегка хитрил. Просил местных зимой помогать мне с транспортом», — рассказывает фотограф, который о своей цели, связанной с поездками и проживанием со своей камерой среди мари, говорит следующее:

«С самого начала я ставил перед собой цель запечатлеть то, как люди живут в сельской местности, ту духовность, которая так распространена в обществе. Дело в том, что я обнаружил, что их повседневная жизнь очень тесно связана именно с духовностью. Я увидел, с какой любовью и с каким уважением они относятся к природе, и это проявляется даже в самых мелких повседневных вещах»

Вот что Раффаэле Петралья рассказывает, в частности, о своих пока еще трех месяцах в гостях у марийцев: «Марийцы — очень гостеприимные и приветливые люди.

Я много езжу, но еще никогда не встречал столько людей, которые были готовы разрешить мне пожить у них дома, хотя они меня совсем не знали.

Во время моих поездок я побывал во многих деревнях, и везде мне предлагали место для ночлега и еду».

Петралья также подчеркивает, что он повсюду чувствовал себя настолько своим, что просто автоматически начинал принимать участие в повседневной жизни деревень.

 Фотограф приезжал к марийцам и ледяной зимой, и очень жарким летом, поэтому ему удалось познакомиться с тем, как этот народ живет круглый год.

Он побывал в школах, в так называемых «колхозах», старых коллективных хозяйствах еще советских времен, а также во многих других местах.

На вопрос о том, что вообще движет им как фотографом, Раффаэле Петралья ответил Jyllands-Posten:

И последний вопрос: вы можете рассказать о том, как вы обычно работаете?

«Я предпочитаю рассказывать непрерывные истории, и, как правило, я провожу в одном месте довольно долгое время.

Таким образом, у меня устанавливаются определенные отношения с теми, кого я фотографирую, в моей компании они чувствуют себя в безопасности. Нередко проходит много дней, прежде чем я достаю камеру.

Очень важно, чтобы мои герои чувствовали себя комфортно и вообще не вспоминали бы о ней».

Источник: https://posredi.ru/marijcy-i-yazychestvo.html

Марийцы: религия к какой вере относится?

Современные представления марийцев о Боге

Мари являются финно-угорским народом, верящим в духов. Многих интересует, к какой религии относятся марийцы, но на самом деле их нельзя определить к христианству или мусульманской вере, ведь у них свое представление о боге.

Этот народ верит в духов, деревья для них священны, а дьявола у них заменяет Овда. Их религия подразумевает, что наш мир зародился на другой планете, где снесла два яйца утка. Из них вылупились добрый и злой братья. Именно они и создали жизнь на Земле.

Марийцы проводят уникальные обряды, уважают богов природы, а их вера – одна из самых неизмененных с древних времен.

История народа мари

По легенде, история этого народа началась на другой планете. На Землю прилетела утка, живущая в созвездии Гнезда, и снесла несколько яиц. Так и появился этот народ, судя по их верованиям.

Стоит заметить, что они по сей день не признают всемирных названий созвездий, именуя звезды по-своему.

По преданиям, птица прилетела из созвездия Плеяды, а, например, Большая Медведица у них называется Лосем.

Священные рощи

Кусото – это священные рощи, которые так почитают марийцы. Религия подразумевает, что люди должны на общенародные моления приносить в рощи пурлык. Это жертвенные птицы, гуси или утки.

Чтобы провести этот обряд, каждая семья должна выбрать самую красивую и здоровую птицу, ведь ее будет проверять на годность для обряда картам марийский жрец. Если птица годная, то у нее просят прощения, после чего проводят освещение с помощью дыма.

Таким образом народ выражает свое уважение духу огня, очищающему пространство от негатива.

Именно в лесу молятся все марийцы. Религия этого народа построена на единстве с природой, поэтому они считают, что, прикасаясь к деревьям и проводя жертвоприношения, они создают прямую связь с богом. Сами рощи не высаживались специально, они там находятся с давнего времени.

По легенде, еще древние предки этого народа выбрали их для молений, основываясь на том, как располагается солнце, кометы и звезды. Все рощи принято разделять на родовые, деревенские и всеобщие. Причем в одних можно молиться несколько раз в году, а в других – лишь единожды в семь лет. Большая энергетическая сила есть в Кусото, считают марийцы.

Религия запрещает им ругаться, шуметь или петь, находясь в лесу, ведь по их вере природа и есть воплощение бога на Земле.

Борьба за Кусото

На протяжении многих веков рощи пытались вырубить, и народ мари долгие годы отстаивал право на сохранение леса. Вначале их хотели уничтожить христиане, навязывая свою веру, потом лишить марийцев священных мест пыталась Советская власть.

Для сбережения лесов народу мари пришлось формально принять православную веру. Они посещали церковь, отстаивали службу и тайно шли в лес, чтобы совершить поклонения своим богам.

Это привело к тому, что многие христианские обычаи стали частью веры марийцев.

Предания об Овде

По легенде, когда-то давно жила на Земле строптивая марийка, и однажды она прогневала богов. За это ее превратили в Овду – страшное существо, у которого большие груди, черные волосы и вывернутые ноги. Люди избегали ее, поскольку она часто наводила порчу, проклиная целые селения.

Хотя и помочь она тоже могла. В былые времена ее часто видели: она живет в пещерах, на окраине леса. До сих пор так считают марийцы. Религия этого народа строится на природных силах, и считается, что Овда – первоначальная носительница божественной энергии, способной принести и добро, и зло.

В лесу есть интересные мегалиты, очень похожие на блоки рукотворного происхождения. По преданиям, это Овда выстроила защиту вокруг своих пещер, чтобы люди не беспокоили ее. Наука предполагает, что древние марийцы с их помощью защищались от врагов, но самостоятельно обработать и установить камни они не могли.

Поэтому эта местность очень привлекает экстрасенсов и магов, ведь считается, что это место мощной силы. Иногда посещают его все народы, живущие поблизости. Несмотря на то, как близко живут мордва, марийцы и удмурты, религия у них разная, и нельзя относить их к одной группе. Многие легенды у них похожи, но и только.

Марийская волынка – шувыр

Шувыр считается настоящим магическим инструментом марийцев. Эту уникальную волынку делают из коровьего мочевого пузыря. Сначала две недели его подготавливают с помощью каши и соли и только потом, когда пузырь обмякнет, к нему прикрепляют трубку и рог.

Марийцы считают, что каждый элемент инструмента наделен особой силой. Музыкант, использующий его, может понимать, о чем поют птицы и говорят звери. Слушая игру на этом народном инструменте, люди впадают в транс. Иногда с помощью шувыра люди исцеляются.

Марийцы верят, что музыка этой волынки является ключом к воротам мира духов.

Почитание усопших предков

Марийцы не ходят на кладбища, они зовут умерших в гости каждый четверг. Раньше на могилах мари не ставили опознавательных знаков, сейчас же они просто устанавливают деревянные колоды, где пишут имена усопших.

Религия марийцев в России очень похожа на христианскую тем, что на небе души живут хорошо, но живые верят, что их покойные родственники очень тоскуют по дому.

И если живые не будут вспоминать своих предков, то их души станут злыми и начнут вредить людям.

Каждая семья устанавливает отдельный стол для умерших и накрывает его, как для живых. Все, что приготовлено на стол, должно стоять и для невидимых гостей. Все угощения после ужина отдают на съедение домашним животным.

Этот ритуал также представляет собой прошение предков о помощи, вся семья за столом обсуждает проблемы и просит помочь найти их решение. После трапезы для умерших топят баню, и только через время туда заходят сами хозяева.

Считается, что нельзя спать, пока все селяне не проведут своих гостей.

Марийский медведь – Маска

Существует легенда, что в древние времена охотник по имени Маска прогневал бога Юмо своим поведением. Он не слушал советы старших, убивал зверей ради потехи, да и сам отличался хитростью и жестокостью.

За это бог покарал его, превратив в медведя. Охотник раскаялся и просил помиловать его, но Юмо приказал ему следить за порядком в лесу. И если он будет исправно это делать, то в следующей жизни станет человеком.

Пчеловодство

Религия древних марийцев особое внимание уделяет пчелам. По давним преданиям считается, что эти насекомые самыми последними попали на Землю, прилетев сюда из другой Галактики. Законы Мари подразумевают, что у каждого карта должна быть своя пасека, где он будет получать прополис, мед, воск и пергу.

Приметы с хлебом

Ежегодно марийцы мелят немного муки вручную, чтобы приготовить первый каравай. Во время его приготовления хозяйка должна шептать на тесто добрые пожелания для всех, кого планирует угощать лакомством.

Рассматривая, какая религия у марийцев, стоит обратить особое внимание на это сдобное угощение. Когда в семье кто-то отправляется в дальний путь, пекут специальный хлеб. По преданиям, его нужно положить на стол и не убирать, пока путники не вернутся домой.

Практически все обряды народа мари связаны с хлебом, поэтому каждая хозяйка, хотя бы на праздники, но печет его сама.

Кугече – марийская Пасха

Марийцы используют печи не для отопления, а для того, чтобы готовить еду. Раз в год в каждом доме пекут блины и пирожки с кашей. Это делают на праздник под название Кугече, он посвящен обновлению природы, а также на него принято поминать усопших.

В каждом доме должны быть самодельные свечи, сделанные картами и их помощниками. Воск этих свечей наполнен силой природы и во время плавления усиливает эффект молитв, считают марийцы.

К какой вере относится религия этого народа, ответить сложно, но, например, Кугече всегда совпадает по времени с Пасхой, отмечаемой христианами. Несколько веков стерли грани между верой марийцев и христиан.

Празднования обычно длятся несколько дней. Сочетание блинов, творога и каравая для марийцев означает символ тройственности мира. Также на этот праздник каждая женщина должна выпить из специального ковша плодородия пиво или квас. Также они едят крашенные яйца, считается, что чем выше хозяин его разобьет о стену, тем лучше будут нестись куры в нужных местах.

Обряды в Кусото

В лесу собираются все люди, желающие объединиться с природой. Перед молитвой карты зажигают самодельные свечи. Нельзя петь и шуметь в рощах, гусли – это единственный музыкальный инструмент, разрешенный здесь. Проводятся обряды очищения звуком, для этого ударяют ножом о топор.

Также марийцы верят, что дуновение ветра в воздухе очистит их от зла и позволит соединиться с чистой космической энергией. Сами моления проводят недолго. После них часть пищи отправляют в костры, чтобы боги насладились угощениями. Дым костров также считается очищающим. А остальную пищу раздают людям.

Некоторые берут еду домой, чтобы угостить тех, кто не смог прийти.

Марийцы очень ценят природу, поэтому на следующий день карты приходят на место проведения обрядов и убирают за собой все. После этого в рощу нельзя заходить никому от пять до семи лет.

Это нужно, чтобы она восстановила энергию и смогла насытить ей людей во время следующих молений. Вот какую религию исповедуют марийцы, она за время существования стала походить на другие веры, но все же многие обряды и легенды сохранились неизменными с давних времен.

Это очень уникальный и удивительный народ, преданный своим религиозным законам.

Источник: https://FB.ru/article/316598/mariytsyi-religiya-k-kakoy-vere-otnositsya

Марийское язычество

Современные представления марийцев о Боге
Удача улыбнется вам!

Марийцы являются одним из народов, относящихся к финно-угорской группе. На сегодняшний день они являются населением республики Марий Эл.

Численность марийцев составляет порядка семисот тысяч человек. У этого народа есть своя уникальная и самобытная культура, свой язык, свои традиции.

Но особенно интересно, что у марийцев есть и своя религия, отличная от других народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Разумеется, что марийцы в древности также были язычниками. Но их язычество имело свои особенности. Можно сказать, что оно объединило в себе черты монотеизма и политеизма.

Исторический экскурс

Вплоть до девятнадцатого века в республике сохранялись языческие традиции и обряды, моления. Но затем власти решили прекратить это. Можно сказать, что они загнали язычество марийцев в узкие рамки.

В начале прошлого века вообще совершали репрессии над жрецами из-за проведения ими молений. Марийцы, которые из поколения в поколение оставались язычниками и не принимали христианство, считали себя выше крещеных.

Даже в брак с последними не вступали.

Положение язычников в Марий Эл усугубилось во времена СССР. Им приходилось тайно совершать свои обряды.

Характеристика марийского язычества

Для начала необходимо отметить, что как и для язычества в целом, для марийского характерен культ природы. Марийцы верили в могущественные силы ее, поклонялись ей и уважали ее.

Хотя они продолжают делать это и по сей день.

Также для марийского язычества характерно наделение всех объектов окружающей среды душой. Изначально существовал политеизм, но при этом из всех богов выделялся верховный. Последнего звали Кугу-Юмо.

И лишь к девятнадцатому веку религия марийцев окончательно сконцентрировалась на этом боге, став монотеистической.

Если вернуться к многобожию марийцев, то в отличие от того де славянского язычества, боги покровительствовали над совершенно другими стихиями. Например, были боги Луны, Вселенной, звезд, зари, тумана.

Согласитесь, что в других видах язычества таких богов не было. Бог-Творец (Кугу-Юмо) имел внешность обычного человека и был самым главным среди других богов.

Кроме него была Мать-Земля, Мать-Солнце, Бог всего живого и другие.

А вот из сходств с другими вилами язычества можно назвать веру марийцев в духов типа лешего, водяного и других. Эти духи обитают в так называемых священных рощах. Подобных рощ в республике несколько сотен. Есть у марийцев-язычников и капища. В этих священных местах проводят обряды жертвоприношений. В качестве жертв обычно используют животных: лошади, быки, овцы, а также домашних птиц.

Марийцы-язычники проводят разного рода ритуалы (в том числе и жертвоприношения), обряды, массовые моления. Обычно это делают в лесах. Моления имеют свои разновидности:

  • Случайные (например, просьба у природы дождя или солнца).
  • Общинные (во время крупных праздников).
  • Деревенские.
  • Уездные.
  • Частные, или семейные (во время свадьбы, похорон).
  • Мировое моление.

Важно отметить, что моления проводятся с определенной периодичностью и со своим смыслом. Например, в 1949 году власти позволили марийцам провести мировое моление в честь победы над фашизмом. Оно продолжалось в течение двух недель.

Моление начинается с того, что в священной роще готовят жертвенный обед. Жрецы устанавливают в роще стойку, где желающие могут угоститься чем-нибудь вкусненьким. Девушки в это время играют на музыкальных инструментах, создавая приятную атмосферу ожидания. И вот в один момент в роще становится тихо-тихо. Это значит, что у первого костра уже началось моление.

Каждая семья ставит свечи в блинные горки и зажигает их. Затем, «вооружившись» хвойными веточками и устремив взгляд на священное дерево, все запевают марийскую песню, обращенную к богу. Затем то же самое начинается у второго костра и так далее. Во время моления организатор его с помощниками берут немного еды с жертвенного стола. Это и есть жертва.

Ее в конце сжигают в костре.

Современное положение марийского язычества

Современная ситуация такова, что в республике Марий Эл, по данным опросов, проживают около шести процентов язычников и более половины населения – двоеверы. Но двоеверы – это те же язычники, просто они считают русского бога и Кугу-Юмо одним и тем же богом, просто имена их отличаются.

Лишь треть марийцев является православными христианами. В деревнях, оказывается, до сих пор живут так называемые жрецы, которые поддерживают языческие традиции. Также есть и слой интеллигенции, который ищет спасение против русификации в язычестве.

Создаются всевозможные языческие направления и организации.

Марийское язычество – это наиболее традиционная языческая религия, наиболее стойкая. Оно продолжает свое существование, несмотря на все сложности и преграды.

Люди силы. Марий Эл

Источник

Источник: https://slavicnews.ru/mariiskoe-iazychestvo/

Какая вера у марийцев: язычество, впитавшее христианство

Современные представления марийцев о Боге

Попробуйте угадать, какая вера у марийцев? Христианство? Что-то восточное? Нет, всё мимо. У этого народа России собственная религия. И многие из нас ничего никогда о ней не слышали. Не беда — сейчас исправим ситуацию.

Марийцы — небольшой народ в республике Марий Эл, их вера — марийская традиционная религия

Перед разговором о том, какая вера у марийцев, нужна пара слов о них. Что это за народ? Мы его знаем под разными названиями: мары, черемисы и т.д. Преимущественно это люди, населяющий Республику Марий Эл.

Если и это ничего не говорит нашим читателям, то здесь на помощь придёт география и другие источники. Мы же сосредоточимся на религиозной стороне вопроса.

Марийцы в национальных одеждах. chemodan-tour.ru

Только коротко приведём основные данные о марийцах:

  • их около 550 тысяч;
  • есть несколько внутренних групп марийцев: горные, луговые и пр;
  • этот народ имеет собственную веру — марийскую традиционную религию.

Марийцы почитают единого Бога и ряд второстепенных божеств — сил природы

Но разве один только термин ответит нам на вопрос о том, какая религия у марийцев? Будь то буддизм или православие, разъяснений бы не понадобилось. Однако здесь речь о чём-то уникальном, не знакомом широкому читательскому кругу.

Марийская традиционная религия частично напоминает тенгризм. Это тоже почитание сил природы и преклонение перед ними

В этом чувствуется влияние Востока — причём дальнего. Подобный взгляд на наш мир характерен в большей степени для Китая, чем для России или, скажем, Индии.

Марийская религия знает много имён богов, но более других в ней всегда почитали верховного бога по имени Ош Кугу-Юмо — Большой Белый Бог. Таким образом, это не простой политеизм, а генотеизм (монолатрия) — форма, промежуточная между едино- и многобожием.

Марийцы отождествляют своего Бога с христианским Единым Богом.

Если опираться на мнение профессора религоведения Андрея Борисовича Зубова, то всякая религия проходит путь от монотеизма к политеизму, а значит, вера марийского народа находится на первой ступени деградации религиозного сознания. Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все исследователи.

Сам религиозный путь марийцев противоречит идее об изначальном единобожии. Этот народ в течение XIX века пришёл к представлению о Едином Божестве. Впрочем, всегда можно трактовать это как возвращение к изначальной вере, а не этап в эволюции религиозного сознания.

Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо

Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.

Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).

Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.

Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах
Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.

Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.

Мировое Дерево присутствует в мифах марийцев и роднит их с другими религиями.

Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.

Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.

Марийцы проводят ритуал в священной роще. cdn24.img.ria.ru

Ещё интересные черты Юмо:

  1. Молот. И ещё одна параллель со Скандинавией! Именно молотом орудует бог Тор. Случайность ли это? Учитывая северную родню марийцев, вряд ли.
  2. Молнии-стрелы. У какого только божества не имелось такого оружия! Это всегда бог-воин, который при помощи стрел одолевает страшное чудовище. Примеров десятки: Индра и Вритра, Зевс и Тифон, Геракл и Гидра, Мардук и Тиамат и др. Вот и Юма при помощи того же оружия сражается со злым духом.
  3. Происхождение из яйца. Для финских народов Мировое яйцо — важный мотив. Богиня Ильматар, похожая на греческую Эвриному и месопотамскую Тиамат, хранила яйцо, снесённое некой изначальной уткой. Юмо тоже происходит из яйца, снесённого подобной уткой. В этом мифе Юмо — селезень, и у него есть брат, настроенный враждебно. Это напоминает средневековый образ дьявола. Что не удивительно: марийская религия многое заимствовала из христианский преданий и перерабатывала. Например, говорится, что Юмо вылепил человека из глины.

Марийцы приносили в жертвы коней и поклонялись богам в священных рощах

Религиозная практика марийцев уже не та, что была раньше (впрочем, где как). Многие люди уже не так черствы к братьям нашим меньшим.

Однако история помнит о том, какие ужасные обряды проводили люди древности. И это характерно для сознания древнего человека. Храм — довольно позднее место поклонения.

Юмо почитали в священных рощах.

Прежде люди отлично понимали, что Бог находится везде, а природа — куда больше выступает в качестве Его храма, нежели стены какого-то здания.

Священные рощи нам более всего известны по античной традиции. В них проводили некоторые религиозные мистерии. Да и сегодня кто не слышал про Богемскую рощу? Традиция массового моления на природе осталась, хотя и трансформировалась.

Одна из священных рощ марийцев в республике Марий Эл

Среди древних иудеев тоже существовали такие рощи или, как минимум, священные деревья. Их связывают с культом богини Ашеры. Её символ — дерево. Здесь переплетаются вместе легенды о мировом Древе и Древе познания добра и зла, хотя реконструировать изначальный миф вряд ли возможно.

Во многих религиях, от Скандинавии до Индии был ритуал жертвы коня: животное привязывали под деревом на верную погибель. Именно этот обряд и проводили предки марийцев.

Впрочем, в жертву языческому богу приносили и других животных

Моления не исчерпывались одними жертвами. По сей день верующие марийцы обращаются к высшим силам в двух типах мест для поклонения:

Есть свои традиции для похорон, свадеб и других событий.

Многие марийцы сочетают свою веру с православием

Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.

Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.

Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.

Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. upload.wikimedia.org

Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.

С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.

Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.

Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию

Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру

В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.

Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.

Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.

Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. mari.eparhia.

ru

Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему.

Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.

Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.

Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания

Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.

Православные имеют подавляющий процент среди верующего населения

У православия сложились трудные отношения с марийцами. Попытки христианизировать эту область предпринимали ещё с первых лет после присоединения к Руси. Успеха они не имели.

С XVIII века марийцев начали христианизировать насильно. В итоге народ лишь утвердился в негативном отношении к христианству, а многие его представители охотно примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва

Хотя и сегодня у православия не всё гладко в этих землях, количество верующих христиан (пусть даже номинально верующих) очень велико — преобладающий процент.

В 1993 году образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Она включает 8 благочиний и имеет два монастыря. Идёт активное строительство и реставрация православных храмов.

Верующие с энтузиазмом занимаются просветительской деятельностью.

проблема местного православия — конфликт с представителями традиционной марийской религии. Будущее сильно зависит от способности обеих сторон договориться.

Источник: https://hranitel.club/2434-kakaya-vera-u-marijcev

Последние язычники Европы: обряды марийцев, взгляд изнутри

Современные представления марийцев о Боге

Большую часть жизни я живу рядом с язычниками и, говоря нынешним языком, мне норм. Причем речь идет не о каких-то банальных неоязычниках или ньюэйджевых торчках-индуистах. И чтобы уточнить еще больше: я говорю не метафорически, и это не тот вид текста, в котором я иносказательно буду называть какую-то группу населения многобожниками и бичевать их пороки.

Речь идет о настоящих, олдскульных, натуральных язычниках — и их верования одновременно интереснее, банальнее и безумнее, чем вы могли себе представить. Попутно я буду приводить более-менее близкие культурные ассоциации, просто чтобы было удобнее и мне, и вам.

Марийцы

Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев.

Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии.

В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.

Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они.

Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми.

Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.

Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла

Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа.

И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает.

А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.

https://www.youtube.com/watch?v=Y4FScX9Tcyo

В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.

Местные и их верования

Выступление Александра Таныгина, верховного марийского жреца (хотя и не всеми признанного)  на фоне надписи «триумф Афродиты» — настоящий сюрреализм

Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.

К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.

Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой.

А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины.

В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.

Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.

При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами.

Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны.

Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.

В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.

Что представляет собой марийское язычество

Эта разумная и терпимая вера, тем не менее, требует жертв. Осокин с довольной улыбкой рассказывает, в какой ужас приходили православные миссионеры, обнаруживая за околицами зажиточных и красивых, как с пасторальной картинки, марийских деревень настоящие капища:

— А там жрецы в белых одеждах, летят пух и перья, бьют птицу и скот, хлещет кровь!

Я, конечно, не Фрэзер и даже не Элиаде, но кое-что описать и проанализировать все же могу. Как устроена марийская религия? Здесь есть несколько ключевых вещей: священные рощи, жрецы и культ Юмо.

Священные рощи — это, фактически, храмы и заповедная территория, в этом марийцы напоминают кельтов с их священными лесами.

Здесь проводятся обряды, читаются молитвы и приносятся жертвы, в наше время — съестные припасы и «арака», то есть самогон.

Достоверных сведений о человеческих жертвоприношениях, к счастью, нет, хотя в XIX веке процессы о ритуальных убийствах проходили над мордвинами с их похожей мифологией и верованиями.

Жрец религии, «карт», исполняет довольно предсказуемые функции наставника и более сведущего посредника между миром людей и богов. Как и все жрецы, они имеют необъяснимое пристрастие к странным шапкам. Юмо, как я уже сказал — верховное божество марийцев, которое вобрало в себя представления о Боге от русских и даже об Аллахе от соседей-татар.

Определить священнослужителя всегда легко по странной шапке

По всей вероятности, уже к приходу русских марийцы находились между многобожием и единоверием, то есть по их представлениям верховное божество является всезнающим, безличностным и как бы разлитым по всей вселенной, а другие боги являются чем-то вроде его заместителей. В то же самое время, Юмо имеет свой характер, норов и даже внешний вид и как бы некую подслеповатость к людским делам.

Все, что я тут рассказываю звучит слегка по-лавкрафтовски: одни из последних в Европе настоящих язычников, жертвоприношения и прочее — но на деле это не так жутко и мистично, как может показаться на первый взгляд.

Человек осмысливает божество, перенося на него свои представления о власти.

Он экстраполирует их и доводит до предела: китайцы считали верховное божество императором, скандинавы эдаким верховным вождем-конунгом и так далее.

Котлы для варки приношений на священной горе Чумбылат

В представлении марийцев, Юмо — это нечто вроде сельского старосты, но в масштабах Вселенной. Он повелевает всем и знает все, но при этом он же своеобразно хитроват, любит, когда люди обращаются к нему за помощью, а также ценит вкусные подачки и даже самогон.

Кроме того, Юмо строг, справедлив и по какой-то причине обожает танцы и блины. Короче говоря, больше похоже на председателя колхоза, чем на трансцендентную сущность.

В общем, при всей экзотичности, марийское язычество — это такая милая сельская религия, где все по-своему просто, по-деревенски рационально и уютно.

Оно и понятно: у пахарей, охотников и скотоводов не было времени и сил на то, чтобы создавать развитую и сложную мифологию. Религия должна была быть полезной и понятной, как соха или молоток, и делать жизнь трудяги хотя бы немного слаще и осмысленнее.

В завершение расскажу три типичных истории. Все они, так или иначе, связаны с похоронами, но это нормально: похороны — чуть ли не единственный случай, когда огромная масса родственников собирается вместе.

История номер 1. Похороны прабабки

Моя прабабка умерла в 95 и поэтому считалась чем-то вроде местной реликвии. Перед смертью она завещала, чтобы ее любимый правнук, то есть я, ехал на кладбище на ее гробу. Всем идея показалась просто отличной: так я непременно унаследую ее долголетие. Мне было 5 лет, и я помню этот день до сих пор — реально жуткое переживание.

Другая часть тех же похорон: был пойман огромный черный петух, ему отрубили палец и этим обрубком на стыке гроба и его крышки начертили несколько крестов.

Как я понимаю, чтобы бабуля не возвращалась.

История номер 2. Похороны кузена

Тяжелая история: двоюродный брат, у которого были проблемы со здоровьем, решил вопрос просто, спрыгнув с крыши многоэтажки. Его смерть была экстраординарной, поэтому его не только не хотели отпевать в православной церкви, но и родственники решили провести обряды по-максимуму.

Во-первых, каждый из пришедших должен был принести какой-нибудь алкогольный напиток и вылить в общую банку (об этом ниже). Дальше: самый дальний родственник из присутствующих должен был надеть вещи покойного и ходить в них большую часть дня. Этим родственником оказался русский паренек Вася из Сибири, муж одной из кузин.

Как вы понимаете, Вася был не просто шокирован, но натурально боялся, что мы все тут — сраные сатанисты и теперь похороним его вместе с усопшим. В конце всех мероприятий родственники вышли и разожгли прямо во дворе спального района огромный костер, где и сожгли эти вещи.

Уже у костра было необходимо отпить из банки с общим алкоголем и обмазать им себе веки. Это было одновременно отвратительно и смешно, так как бурда получилась немыслимая: один из пришедших, недавно откинувшийся зэк Коля, принес коктейль «блейзер».

Зрелище полусотни людей, жгущих одежду в костре и обмазывающихся алкоголем, смутило соседей настолько, что они на всякий случай сообщили полицейским. Но те и похлеще вещи видали, сами понимаете.

История номер 3. Прогулка по кладбищу

В любой культуре есть специальные люди, которые отвечают за преемственность культурных кодов. Среди нашей родни такой человек — моя тетушка. В ее обязанности входит очень важная, но редкая в наши дни процедура: во время посещения умерших на кладбище она обязана обходить могилы, читая определенные формулы.

Суть в том, что никто не должен располагаться у могил для поминовения до тех пор, пока человек вроде моей тети не обойдет все могилы и не поприветствует лежащих в ней. Формула не особо четкая, все делается приблизительно: приветственные слова вслух и обязательные подробные рассказы с новостями из мира живых.

Так, к примеру, рассказывалось даже о том, что я поступил в аспирантуру, и все в таком духе. Рядом с могилами полагается обильно есть и выпивать, а также веселиться и травить интересные истории: усопшие жаждут убедиться, что у живых все хорошо, сытно и весело, грустных людей осаживают и уговаривают хотя бы изобразить бодрый настрой.

Когда читаешь о подобных доисторических обрядах, происходящих на Борнео, в Индии или Гренландии, они всегда воспринимаются как великолепная и чарующая экзотика. Когда являешься свидетелем чего-то подобного, да еще и с детства, то все кажется просто неимоверной дикостью; происходящее кажется глупым и пугающе иррациональным, хочется быстрее убраться подальше.

Контраста религиозным обрядам марийцев добавляет их обыденный контекст: описания марийских традиций рисуют в воображении что-то загадочное и древнее, хотя на самом деле многое происходит во дворах панельных домов, неподалеку от футбольных коробок — горит костер, стоит жрец в странной шапке, на гробу с начертанными на нем странными символами куда-то едет человек.

Источник: https://disgustingmen.com/history/modern-pagan-rites-marii-el

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.