Старая линза в поселке Шабры

Шабровский тальковый карьер «Старая линза»

Старая линза в поселке Шабры

Широко известный тальковый карьер «Старая линза» привлекает множество туристов в любое время года, но мало кто знает историю данного карьера. В этом посте я предлагаю познакомиться с историей знаменитого Шабровского талькового рудника.

Месторождение талькового камня было известно еще с 1880-х годов и разрабатывалось местными жителями в небольшом размере кустарным способом.До 1917-го года добыча талька производилась с большими перерывами. А с 1917 по 1925 годы рудник вообще не эксплуатировался.

В конце 1930-го года, в связи с огромным недостатком огнеупорных материалов в стране, президиумом ВСНХ СССР было вынесено постановление о форсировании промышленных разведок на уральских месторождениях талькового камня.

Так, по специальному распоряжению, были начаты обследование и разведка Шабровского месторождения талько-магнезитового камня.
В течении 1931 года продолжалась разведка месторождения для оценки запасов и планирования рудника. Когда запасы были подсчитаны, приступили к проектированию рудника.

В период строительства рудника в 1931-1932 годах часть леса в окрестных лесах была вырублена под строительство рудничного поселка (пос. Шабры).

Рабочая сила вербовалась из поселков Горный Щит, Большое Седельниково и Перескачка.

Добыча талько-магнезитового камня производилась объединением «Уралтальк» (ныне Шабровский тальковый комбинат) открытым способом из большого карьера. В 1929-1930 годах карьер был невелик и имел глубину всего 10-12 метров.

Все работы производились вручную – блоки вырубались кайлами и затем отделялись ломами и клиньями.

Полученные блоки тут же в забое распиливались обычными двуручными пилами на кирпичи стандартных размеров или вывозились конной тягой на поверхность и распиливались уже на поверхности.

Из рудничных построек был небольшой домик для десятника и один небольшой барак на 15-20 рабочих.За время с 1930 года рудник значительно вырос, карьер увеличился в 4 раза. Был построен поселок с электрическим освещением, больницей и школами.

Вскрышные работы производились вручную, взрывным способом и экскаватором. Работали паровые экскаваторы «Менк-Гамброк» с емкостью ковша 0,8 м3. Откатка осуществлялась вагонетками «Коппеля» и нефтяными мотовозами, если подъем откаточных путей был небольшой.

При более крутых откаточных путях использовали электрические лебедки.В начале 1936 года длина карьера составляла примерно 200 м, ширина в средней части – 40-50 м, а глубина достигала около 30 м.

Рудник снабжался водой из старого затопленного карьера, питающегося водами поверхностного происхождения и родниками. Этот карьер остался после разработки Воздвиженской золотоносной россыпи.

В период с 1931 по 1936 годы талько-магнезитовый камень добывался в блоках стандартных размеров – 0.8х0.8х0.65 м. Получение таких блоков достигалось комбинированной работой электрических врубовых машин и пневматических перфораторных молотков. Разработка велась уступами.

Отделение блоков производилось помощью клиньев. Для этого 3-4 забойщика одновременно ударяли по клиньям и блок отделялся.

Полученные блоки при помощи кабель-крана и деррик-кранов поднимались из карьера на поверхность, где грузились на вагонетки и отвозились в распилочные цеха или в места ручной распиловки.

Северо-восточный борт. Подъем кабель-краном блока талько-магнезитового камня из карьера для распиловки. Справа работает деррик-кран.

На руднике работало два кабель-крана. Сейчас от них остались только опоры и тросы над карьером.Лестница на опору.

у площадка с роликами и крепежными устройствами.Все металлические элементы кованные и резанные. Никакой сварки.

Толщина металла около двух сантиметров

Оконцовка несущего каната (троса).

Для подъема блоков камня использовалась передвижная тележка с системой блоков.

Тележка перемещалась по толстому несущему канату (тросу) с помощью тягового каната (троса) меньшего диаметра. Спуск и подъем тележки, в свою очередь, осуществлялся с помощью подъемного каната (троса).

Диаметр несущего каната (троса)

Система направляющих роликов

Ручную распиловку блоков производили обычными поперечными пилами.Механический распиловочный цех состоял из станков с продольными пилами и станков со стальными дисковыми пилами.

Блоки на вагонетках вкатывались в станки с продольными пилами, где распиливались на пластины. Вскоре стальные пилы были заменены победитовыми резцами, что сократило время распиловки в 6 раз.

Далее пластины поступали на станки с дисковыми пилами, где распиливались уже на кирпичи.

В 1937 году рудник перешел на более простую и удобную систему получения кирпичей – с помощью установок А.М. Столярова, дающих возможность получать кирпичи непосредственно из забоя.

Каждая установка состояла из двух машин – первая машина с двумя дисками диаметром 1 метр с промежутком между ними 250 мм. Она шла впереди вдоль забоя и нарезала породу двумя вертикальными пропилами вкрест ее простирания.

Вторая машина имела 3 горизонтальных диска на одном валу и моторе и 4 вертикальных диска на другом валу и моторе. Она следовала за первой и давала уже готовые кирпичи.

В пределах забоя машины перемещались на платформе, по рельсам узкой колеи. По мере разработки забоя, рельсы снимались и перекладывались.

Так выглядел забой для врубовых машин.

Остатки установки Столярова до сих пор можно найти на дне карьера, только с каждым годом она разрушается от вандалов. Если раньше, в 2008 году, она стояла еще целая, то в 2009 году уже стала разломана.

Таким образом установка Столярова одновременно давала 6 кирпичей, а при ровной стенке забоя – 8 кирпичей.
Получаемые кирпичи были сырыми и ломались при транспортировке, имея большой процент отходов. Для решения этой проблемы были построены две обжигательные печи, в которых производился обжиг кирпичей.

Печь для испытания огнеупорных материалов на шлакоустойчивость по методу Гартмана.

В 1970-х годах технический прогресс позволил получать огнеупорные кирпичи из молотого талька, путем флотации (обогащения), прессования и спекания. Так, в 1974 (1977) году карьер был законсервирован в связи с изобретением новых технологий в добыче и отработки запасов.По специальным рельсам вниз спустили насосы и трубы для откачки воды.

Внизу переоборудовали насосную станцию с дежурным.

По специальным траншеям грунтовые воды сводятся к насосной. Откачиваемая вода используется на Шабровском тальковом комбинате для технических целей. Зимой трубы для откачки воды размораживают путем сжигания покрышек.

Для проходки траншей использовался баровый грунторез (огромная цепная пила), который сохранился до наших дней, правда сильно изуродованный вандалами.

Так же на дне карьера сохранился польский экскаватор КМ-602А с обратной лопатой. Такие машины выпускались в 1950-1980 годах в Польше на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).

Помимо техники, в карьере сохранились и другие металлические атрибуты – радиатор масляного трансформатора, катушка от пневморукава и др.

Особенностью карьера являются несколько живописных водопадов, которые красивы и зимой и летом. Зимой они превращаются в ярко-голубые ледники.

Сейчас карьер имеет глубину около 100 метров при длине 500 метров. Спуститься в карьер можно по старой деревянной лестнице, которая поддерживается в исправном состоянии.

Стены карьера после прохождения установки Столярова напоминают египетские пирамиды

Западный борт карьер. В середине произошел обвал породы

Вид на северный борт с уступа. Подняться по ступеням довольно легко, правда тальк сам по себе очень скользкий, поэтому требуется осторожность.

Юго-западный борт

Дно карьера словно выложено тротуарной плитой, – это следы от машины Столярова.

Местами оно покрыто мхами и растительностью.

За многие годы уступы карьера также покрылись ярко-зелеными мхами

На дне карьера даже есть туалет для дежурного насосной станции и для посетителей.

В юго-восточном борту есть небольшой родник с чистой водой

До недавнего времени Шабровский тальковый комбинат производил добычу талька на новом месторождении – в карьере «Новая линза», который находится по соседству. Резервом комбината является месторождение «Большая линза».

Использованная литература и источники:

Учебная геологическая практика. / Под ред. В.Н. Огородникова. 2011.

Шабровский тальковый карьер «Старая линза» на карте:

Источник: https://uralmines.ru/shabrovskij-talkovyj-rudnik/

Карьер Старая Линза

Старая линза в поселке Шабры

В поселке Шабровский (или просто Шабрах) был расположен, пожалуй, самый интересный туристический объект в ближайших окрестностях города Екатеринбурга.

Это тальковый карьер необычной формы с небольшим водопадом и остававшейся на дне техникой. Своеобразный музей под открытым небом, прекрасно подходящий для съемок фильмов по мотивам произведений братьев Стругацких.

Красивое и необычное место, не имеющее аналогов на Урале.

Увы, в 2017 году после поломки насоса уникальный карьер ушел под воду. Здесь образовалось глубокое озеро, постепенно уровень воды становился все выше и выше…

Немного истории

Шабровские недра отличаются богатством и разнообразием. В XIX веке здесь работали многочисленные золотые прииски, до сих пор добываются тальк, мрамор и змеевик. В окрестностях встречаются ценные минералы.

В 1829 году (5 июня по старому стилю) в Шабрах побывал и путешествовавший по России немецкий ученый Александр фон Гумбольдт со спутниками Густавом Розе и Христианом Готфридом Эренбергом. Экскурсию по Шабровским золотым россыпям для них устроил сам главный горный начальник хребта Уральского О.С. Осипов.

Во время посещения Шабровских приисков немцы, помимо прочего, отметили встречающиеся здесь тальковый сланец, змеевик и кристаллы граната.

Тальк в этих местах начали добывать позже — в 1880-е годы, но понемногу, кустарным способом. Более крупная добыча в те годы велась под Сысертью — на месте нынешнего озера Тальков Камень.

А в 1931 году в Шабрах возник крупнейший в Советском Союзе тальковый комбинат, работающий и в наши дни. Добываемый тут тальк используется в самых разных областях промышленности. Он применяется при производстве резиновых изделий, пластмасс, керамики, в химической промышленности и т.д.

Тальк – самый мягкий минерал, жирный на ощупь, но при этом он обладает огнеупорными свойствами (температура плавления талька 1530º C), плохо проводит тепло и электричество. Благодаря его огнеупорным свойствам кирпичи из талькового камня широ­ко применялись на уральских заводах в ХIХ и большей части XX века. Кстати, тальковый камень использовали и наши далекие предки для плавки руд.

О карьере старая линза

Именно с карьера, получившего название Старая Линза («старая» – потому что сейчас уже не используется, а «линза» — за линзовидную форму залежей талька), начинался в советское время Шабровский тальковый комбинат. Тальк выпиливали кирпичиками с помощью вертикальных и горизонтальных пил и поднимали на поверхность по воздуху — на тросах подвесной канатной дороги.

Из-за такой технологии добычи стены карьера имели столь непривычный для карьеров вид ступенек, напоминая египетские пирамиды.

Да и дно карьера производило обманчивое впечатление, словно было выложено гладкими плитами. Вряд ли где-то еще на Урале есть что-то подобное.

Спуск в Старую Линзу происходил по деревянным лестницам, за состоянием которых хорошо следили, ремонтируя или заменяя.

Длина карьера – 300 метров, ширина дна карьера – до 100 метров, а глубина достигала метров 70-80.

При разработке карьера был пробит водный горизонт. В итоге в нескольких местах карьера с его склонов вытекали ручейки. Наиболее мощный – в северо-западной части карьера. Здесь образовывался настоящий двухступенчатый водопад, столь редкий для Среднего Урала.

Кстати, вода здесь была непригодна для питья. Она имела заметный привкус из-за большого количества примесей.

Вода из всех ручейков собиралась в небольшом озерке с прозрачной, голубоватой водой. Над озером стоял домик, где находился насос, откачивавший воду. По соседству – избушка, в которой дежурил сторож, присматривавший за насосом.

Карьер Старая Линза был законсервирован в 1974 году, когда весь тальк стали добывать на новом карьере (Новая Линза) менее хлопотным способом, без выпиливания кирпичей. С тех пор во избежание затопления карьера воду с его дна постоянно откачивали. Делалось это на тот случай, если вновь решат возобновить здесь работы по добыче талька. 

На дне карьера стояла старая техника, в том числе зарубежного производства. Здесь можно было увидеть и пилы, которыми выпиливали тальковые блоки. Одна из них была изобретена в 1930-е годы коллективом предприятия и получила название «пила Столярова».

Эта пила всегда вызывала наибольший интерес посетителей, она напоминала гигантскую пилу «Дружбу».

Стоял здесь и экскаватор, причем зарубежного производства. 

Судя по сохранившейся на борту надписи, он был польского производства.

Также в Старой Линзе можно было заметить рельсы узкоколейки, тележки, механизмы подъемника и т.д.

Старая Линза была красива как летом, так и зимой. Водопад зимой покрывался сверху красивой ледяной коркой…

а на южном склоне карьера за зиму намерзал толстый слой голубого льда.

Здесь любили устраивать тренировки альпинисты.

Был на дне карьера и… туалет. Довольно экзотичное сооружение для карьеров было предметом многочисленных шуток среди посетителей Старой Линзы. Будто бы и земная ось через него проходит, и портал в иные измерения внутри открывается…

Местами на дне карьера было довольно влажно. Весной в лужах размножались лягушки. Дно и склоны карьера постепенно зарастали молодыми сосенками. В некоторых местах стенки карьера покрывались мхом.

Встречались в карьере и близ него и редкие растения: пальчатокоренник мясокрасный, венерин башмачок пятнистый, ночная фиалка, наперстянка крупноцветковая, дикорастущая лилия-саранка.

Любители геологии могли найти интересные образцы для своей коллекции. Кроме того, близ спуска в Старую Линзу расположен склад производственных отходов, где можно было взять на память о прогулке красивый кусочек змеевика или мрамора.

Еще одна «изюминка» этих мест — сохранившийся около карьера участок узкоколейки, столь редкий для нашего времени.

В Старой Линзе снимались некоторые сцены фильма Алексея Мурадова «Правда о щелпах» (2003 г.). Трое бывших одноклассников встречаются после долгой разлуки на похоронах старушки — бывшей соседки и отправляются вместе странствовать по родному городу, «воскрешая» по пути собственное прошлое, — говорится в аннотации к фильму.

Также в карьере снималась сцена фильма Алексея Федорченко «Ангелы революции» (2015). 

Кадр из фильма «Правда о щелпах»

Если пойти по дороге дальше Старой Линзы, то можно попасть к карьеру Новая Линза. Сейчас добыча на нем не ведется, и карьер затоплен. Летом здесь можно искупаться или просто позагорать на берегу. 

Затопление Старой Линзы

К сожалению, в начале 2017 года вышел из строя насос, откачивавший воду из карьера. Починить его оперативно не смогли, вдобавок в трубах замерз лед. В итоге карьер стал заполняться водой. Под многометровой толщей воды скрылись удивительные достопримечательности карьера: старая техника, водопад, месторождения минералов.

Самая удивительная достопримечательность Екатеринбурга навсегда ушла в прошлое (а в 2018 году в Екатеринбурге по решению губернатора Куйвашева и олигарха Козицына уничтожили и другую уникальную достопримечательность — телебашню, давно ставшую символом города и которую можно было бы превратить в объект мирового уровня).

Екатеринбург постепенно утрачивает свои самые знаковые объекты. 

Сейчас на месте Старой Линзы образовалось обычное карьерное озеро, каких множество на Урале. Вопреки расхожему мнению, не подходит это озеро и для дайвинга.

Хотя на дне остались интересные артефакты, погружения тут малоинтересны из-за низкой прозрачности воды. Внизу просто-напросто ничего не видно.

Зато озеро подходит для пикников и купания летом (в те редкие моменты, когда лето приходит на Урал). 

С каждым месяцем воды в карьере становится все больше. Удивительно, что оказавшиеся под водой сосны и березы спустя несколько месяцев после затопления все еще стояли зелеными. Перед вами видео, снятое во время посещения затопленного карьера ураловедами в ноябре 2017 года. 

Как добраться до Старой Линзы?

Чтобы попасть на Старую Линзу, достаточно сесть в Екатеринбурге на остановке «Южная» на автобус № 9. Расписание автобуса висит на остановке. В среднем он ходит два-три раза в час. Поскольку административно поселок Шабровский относится к Чкаловскому району Екатеринбурга, стоимость проезда такая же, как поездка по городу.

Ехать нужно до конечной остановки «Шабровский». От остановки идите по железной дороге в юго-восточном направлении, в сторону талькового комбината.

Сразу за зданиями комбината справа появятся тропки, которые через несколько десятков метров выведут сначала на грунтовую дорогу, а затем к самому карьеру. От остановки до карьера – не более 20-30 минут ходьбы.

Хотя Старая Линза находится на территории предприятия, доступу в нее пока никто не препятствует.

GPS-координаты Старой Линзы: N 56º 37.572’; E 60º 36.350’.

Также, помимо Старой Линзы, в окрестностях Шабров можно посетить скалы на горе Высокой (Змеиной горке), Шабровские каменные палатки, Гематитовую горку.

© Павел Распопов

UraloVed.ru

Гора Высокая, Змеиная горка и Шабровские каменные палатки

Шабры — Рудный (26.09.2015)

Гора Хрустальная

Карьер Старая Линза на карте:


Пожертвовать 100 рублей «Ураловеду»

Источник: https://UraloVed.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/staraya-linza

Карьер Старая линза

Старая линза в поселке Шабры

Для меня Шабры известны с детства, когда я ездил с родителями в лес за грибами, как и многие другие горожане. Но однажды я выяснил, что не только грибами знамениты окрестности поселка Шабровский.

Здесь, в 27 километрах от Екатеринбурга, находится крупнейший в Советском Союзе, а теперь в России, карьер по добыче талька.

До открытия этого месторождения тальк добывали недалеко от города Сысерть, вспомните озеро Тальков Камень.

Работы на Старой линзе начались в 1927 году, а в 1974 недалеко от карьера нашли новые залежи талька, и стали разрабатывать их новыми методами. А Старую линзу законсервировали, что говорит о том, что когда-нибудь добычу талька здесь возобновят. И до сих пор карьер в том же состоянии, что и 40 лет назад.

Воду, стекающую по склонам, откачивает насосная станция, деревянные лестницы для спуска вниз поддерживают в рабочем состоянии. Единственное, что ясно указывает на пролетевшие годы — это деревья, выросшие по склонам карьера. В полутора километрах от Старой линзы есть затопленный карьер Новая линза.

Оба карьера находятся на территории действующего Шабровского талькового комбината, имеющего ограждение, охрану и проходную. Впрочем, к туристам охрана относится вполне благосклонно.

Карьер Старая линза имеет глубину около 100 метров, ширину 250 и длину 400 с лишним метров. Отличительная черта карьера — то, что он вырублен высокими ступенями в тальковой монолитной скале. Поэтому стены его имеют вид стен египетских пирамид красивого глубокого серого цвета. Высоко над карьером натянута старая канатная дорога с зависшей на ней последней вагонеткой, по дну проложены рельсы.

С давних времен сохранились несколько механизмов — экскаватор, огромная пила, лебедки, вагонетки и тому подобное. С одной стороны Старой линзы грунтовые воды образовали настоящий водопад из двух каскадов. Его ширина примерно 12-15 метров. Из стоков этого водопада и нескольких ручьев справа от лестницы натекло озеро прозрачной и чистой воды, как раз над ним построена насосная станция на сваях.

Подошли выходные теплого месяца сентября. Мы на велосипедах едем на карьер Старая линза у поселка Шабровский, или просто Шабры. О нем мы узнали из рассказов знакомых туристов, по фотографиям место показалось интересным.

Поселок Шабры, кстати, образовался именно по причине строительства комбината и разработки карьера. Интересно и название поселка — Шабры. В Белоруссии есть слово сябры, помните ансамбль такой? Так вот, слово это означает товарищ, или сосед.

Так что шабровцы — это соседи…

Ехать в Шабры нужно по Полевскому тракту, выехав из Екатеринбурга через Вторчермет. Там по дороге километров шесть до поворота с указателем «Шабровский» налево, еще километра три до станции Сысерть (не путать с городом Сысертью!), сразу после переезда свернуть по главной дороге направо и ехать до самого поселка. Мы так и сделали.

Вроде бы совсем недалеко, но путь все время ведет чуть-чуть в горку, поэтому к станции Сысерть уже чувствовалось некоторое утомление. В пристанционном поселочке немного проехались по улицам, видели странное сооружение — недостроенный кирпичный дом посреди небольшого озерца (или большой лужи).

Затем вернулись на дорогу и двинулись к Шабрам.

В поле у ручейка, пересекавшего дорогу, остановились отдохнуть, пообедали. За полем виднелась горка, покрытая лесом, в одном месте разрытая: такой лысенький склон с большими камнями, явно там что-то добывали. Дальше дорога прошла под железнодорожным мостом, на котором почему-то стоял длинный грузовой состав — по правилам, кажется, останавливаться на мостах поездам запрещено.

Еще километр, и мы въезжаем в Шабры. Перед поселком справа видны развалины заброшенной воинской части — казармы еще стоят в виде дома, а другие строения совсем рассыпались.

Но без дела эти руины не стоят, там даже табличка висит, что здесь организуются пейнтбольные игры. Потратив полчаса на обследование этой достопримечательности, продолжаем путь на карьер Старая линза.

Ведет туда дорога через проходную Шабровского талькового комбината, с машинами туристов не пропускают, а вот с велосипедами — пожалуйста.

Едем по территории мимо мрачноватых цехов и каких-то хибарок типа бараков, доезжаем до карьера, в котором добывают серпентинит, в нем и вокруг него стоят разные экскаваторы, бульдозеры и другие машины неясно-копательного назначения. Налево вела дорога через лес на Новую линзу, а направо — на Старую линзу. Мы поехали направо. Метров через 500 справа сквозь деревья стал просвечивать карьер, дорога начала заворачивать и спускаться вниз.

И вот мы стоим у спуска в Старую линзу — длинной деревянной лестницы с хлипкими перилами. Деревья расступились, и открывается захватывающий вид — карьер оказался очень большим, каким-то даже величественным. Нам он напомнил Гранд-Каньон и египетские пирамиды одновременно.

С лестницы видно, как далеко до дна. Там внизу растут кусты, проложены рельсы, поблескивают кое-где лужи, но, в основном, сухо. Вдоль стен карьера бродят маленькие фигурки туристов, некоторые карабкаются на серые уступы. К своему восторгу видим на дальней стене карьера настоящий водопад.

Привязываем велосипеды к березке и начинаем спуск.

Лесенка крутая, некоторые ступени сломаны — недаром у карьера висят предупреждающие таблички: «Опасная зона. Спуск запрещен». Но мы готовы рискнуть. Преодолев первый марш лестницы, оказываемся на узкой длинной площадке с перилами, по которой надо дойти до второго марша.

Спускаемся дальше, и вот мы уже на дне. Осматриваем с любопытством крутые стены карьера в виде узких серых ступеней, они изначально были идеально ровные, но сейчас многие чуть осыпались или откололись. По ним довольно просто подняться даже до края карьера, если хочется.

Подняв голову, замечаем висящий на тросах высоко над линзой механизм — этакий железный паук. Наверное, использовался когда-то для перевозки грузов через карьер.

Дно размерами со стадион кое-где заросло кустами и молодыми деревцами, но большие участки как будто вымощены квадратными кирпичами. Рядом по склону журчит ручей, отдельные капли падают и со мха вокруг.

Выходим на середину карьера, снизу он кажется еще больше.

Видим множество следов работы человека — недалеко от лестницы стоит гигантская, страшноватая на вид, пила. Метров пять в длину, наверное. На ржавых рельсах застыла ржавая же маленькая вагонетка. Кругом валяются куски железных тросов.

В районе водопада — экскаватор с бессильно упавшим ковшом, дальше — какая-то железная штука, потом мы узнали, что масляный радиатор (огромных размеров). Еще одна вагонетка на рельсах прямо над вырубленным в скале каналом с прозрачной водой.

Все эти индустриальные детали напомнили «Космодром» под Дегтярском, такое же место брошенных разработок.

Начинаем обход карьера по кругу. Видим, что и по противоположному от водопада склону струится вода, только поток намного меньше. Видим надписи на ступенчатых стенах «Здесь был Гриша» в два этажа высотой, видимо, этот Гриша очень хотел быть значимым человеком, но ума хватило только на эту надпись.

Возле одного из склонов Старой линзы компания из 5 человек — жарят шашлык в принесенном с собой мангале. Доходим до водопада, это каскад из нескольких ступеней. Забираемся на площадку почти под струями, пробуем водичку: холодная, чистая. Александр все снимает на фотоаппарат.

У экскаватора тоже задерживаемся, чтобы как следует его разглядеть.

Потом идем к месту, откуда все время доносится глухой шум мотора — это насосная станция, домик, построенный на сваях прямо над озерцом с дивной красоты водой, она абсолютно прозрачная, а из-за талька с голубовато-зеленоватым оттенком — как на море. Домик расписан граффити. Там постоянно живет смотритель, который следит за насосами.

Если не откачивать воду все время, Старую линзу быстро затопит. К озерцу от водопада ведет канал глубиной около метра. На его бережку недолго сидим, любуясь водой. Хорошо здесь, красиво, даже не верится, что такое место так близко от Екатеринбурга. Но нам надо еще успеть посмотреть на Новую линзу — до нее километра два по дороге.

Поэтому двигаемся к лестнице и начинаем подъем.

Выезжаем из карьера Старая линза, и бодро катим по дороге на другой карьер. Видим свороток налево от основной дороги — там, то ли отвалы, то ли просто площадка, куда свозили щебень. Но нам прямо. Вскоре открывается большое водное пространство — это озеро затопленной Новой линзы.

Вдоль берега внизу идет песчаная дорога, по ней можно съехать к самой воде, что мы и делаем. Пыль стоит столбом! Зато у озера видно дно, где-то резко уходящее вглубь, где-то плавно понижающееся. Есть даже мостик для ныряния. Эх, летом здесь, наверное, загорать хорошо. Садимся у воды немного перекусить.

Скоро нужно ехать в обратный путь, а то уже и дождик накрапывать начинает.

Но нам повезло, непогода обошла нас стороной и до города мы добрались сухими, тем более в этом направлении ехать легче, под горку.

Эта поездка еще раз показала, что даже в ближайших окрестностях Екатеринбурга немало любопытных техногенных и природных объектов, доступных для одно-двухдневных походов и прогулок, пешком или на велосипеде.

Если Вы побывали в таких местах, будем благодарны за информацию, которую можно отправит по форме обратной связи.

Кстати на карьер Старая линза мы приезжали и зимой, с друзьями на машине. В это время года он выглядит ничуть не хуже, чем летом. Каменные ступени, немного припорошенные снегом, все равно хорошо заметны.

А водопад и вовсе представляет собой сказочное зрелище — он не замерзает целиком, а просто одевается в ледяной панцирь, внутри которого все так же бежит вода, выбивая изо льда пещеры, кружевные узоры и фантастические фигурки.

Дно же карьера превращается в залитый каток, впрочем, не очень скользкий.

В 2017 году карьер Старая линза был затоплен водой, тем самым потеряв свою уникальность…

Из Екатеринбурга нужно доехать до поселка Шабры. Туда ходят пригородные автобусы, отправляются с остановки Южная, но можно сесть и по ходу движения, например на Вторчермете, или на Южной подстанции. Расстояние около 20 км, ехать примерно час.

Выходить на развилке, возле переезда, остановка недалеко от магазина «Стройматериалы». Затем продолжить движение вдоль железнодорожных путей по улице со странным названием «50 пикет». Затем поворот направо, и Вы у проходной Шабровского талькового комбината. Чаще всего охранники не препятствуют прохождению на территорию, если только Вас не целый отряд. От остановки до карьера около двух км.

Если пройти удалось, идете по левой дороге, она приведет прямо к карьеру Старая линза, там разберетесь. Даже на территории довольно много всяких интересных техногенных объектов.

Если через проходную не пустили, не беда, возвращаетесь до основной дороги, и идете дальше, по улице Тальковая, до поворота направо, и через станцию можно пройти к карьеру.

Либо пройти еще дальше, до кладбища, и через него по лесной тропе попадаете на территорию комбината, на карте эта дорога видна. Такой путь будет два с половиной километра. Только на кладбище не задерживайтесь, Вам еще рано…

карьера Старая Линза, поселок Шабры

Этот ролик я нашел в интернете. Посмотрите, как там было.
Сейчас это можно увидеть разве что с аквалангом…

Фотографии карьера Старая линза

Источник: http://www.dv-pro.ru/4-PUTESHESTVIYA/STARAYA%20LINZA.html

1. Про поход выходного дня в заброшенный карьер «Старая линза»

Старая линза в поселке Шабры

Сегодня решил написать очередной рассказ с советом «куда поехать в окрестностях Екатеринбурга, чтобы посмотреть красивые места».

В поселке городского типа Шабровский (местные называют его Шабры) вы можете посмотреть заброшенный карьер «Старая линза» и почувствовать себя персонажем художественного фильма «Я – легенда». Данное кинематографическое произведение – одно из моих любимых.

Оно начинается с того, что вы погружаетесь в атмосферу города, внезапно оставленного людьми… Если вы решите доехать в Шабры в поход выходного дня, то на своей шкуре испытаете, что значить попасть в пост-апокалипсис…

В разделе «Походы выходного дня» вы уже могли добраться со мной к таким туристическим достопримечательностям Свердловской области, как:

  • Озеро «Тальков камень» в природном парке «Бажовские места».
  • Пещера «Дружба» в национальном парке «Оленьи ручьи».
  • Озеро «Бездонное» в окрестностях города Нижний Тагил.
  • Гора «Волчиха» рядом с Ревдой.
  • Порог «Ревун» близ г. Каменск-Уральский.

В каждом из отчетов я пытался подробно рассказать и показать, как доехать до того или иного туристического объекта, что можно посмотреть там. Давайте не отходить от такого плана и сегодня.

Как добраться к карьеру «Старая линза» в поселке Шабровский

Если вы решите доехать на машине в поход выходного дня к карьеру «Старая линза», то маршрут вашего передвижения будет зависеть от того, в какой части Екатеринбурга вы начинаете свое путешествие.

Если вы попадете сюда с западной части мегаполиса, то проще всего выехать на улицу Селькоровская, переходящую в Полевской тракт.

Двигаясь по этой трассе, вы доезжаете до автобусной остановки «Полеводство» и сворачиваете налево в строну «Железнодорожная станция «Сысерть» (не путать с одноименным райцентром) и поселка Шабровский. Как добрались до «станции Сысерть», за переездом, сворачиваете направо в Шабры.

Ну, а те, кто добирается в карьер с восточной части города, могут выехать сначала на Челябинский тракт, доехать до Y-образного перекрестка с большими буквами «ЕКАТЕРИНБУРГ» и на нем (перед буквами) свернуть направо в сторону деревни Сидельниково.

Проехав метров 500, увидите еще одну развилку, тоже сворачиваете направо и выезжаете в поле. На перекрестке сворачиваете на «Нефтебазу», направо. Едете по этой живописной, петляющей по березовой роще, дороге до уже упомянутой выше ж.д.станции «Сысерть».

На въезде сворачиваем влево в сторону Шабров (дорога прямо, через переезд приведет нас на Полевской тракт).

На въезде в поселок Шабровский видите снова перекресток (ул. 50-й пикет и им. Ленина) и переезд.

1. Заброшенный карьер Старая линза. Как доехать. Рядом с этим переездом находится остановка «Шабры», на которой нужно выйти, если вы решили добраться на автобусе. И пройти пешком прямо. Ну, а на машине, сразу едем прямо… Снято на любительскую зеркалку Nikon D5100 и профессиональный зум-объектив для КРОПнутых камер Nikon 17-55mm f/2.8G.

Если вы будете добираться к карьеру на общественном транспорте, то на остановке «Южная» садитесь на автобус и доезжаете до «Шабры». Вот только с номером маршрута у меня заминка. В прошлые годы сюда ходил маршрут №105, но сейчас ДубльГис утверждает, что №9. Вы выйдете у перекрестка, что показан на фото выше и до талькового комбината придется дойти пешком.

Никуда не сворачиваем. Едем прямо. Метров через четыреста, справа, видим проходную завода ОАО «Шабровский тальковый карьер» и стоянку для автомобилей. Машину можно оставить здесь и пешком пройти метров триста до станции «Тальковая», а можете проехать дальше. Обычно, мы доезжаем непосредственно до здания этой остановки электричек и оставляем свой автомобиль рядом.

2. Карьер Старая линза. Как доехать на автомобиле или на автобусе. Небольшой домик слева — железнодорожная станция «Тальковая». Переходим пути напротив него и по тропинке идем к карьеру.

Карта расположения заброшенного талькового карьера Старая линза со схемой, как добраться на машине или на автобусе из Екатеринбурга. Можно понять, как доехать по Полевскому или Челябинскому тракту, через аэропорт Кольцово.

Переходим железную дорогу напротив остановочного пункта и, по тропинке параллельно старому забору Талькового комбината и перпендикулярно станции, проходим сначала через грунтовую дорогу, а потом через узкоколейку.

3. Переходите дорогу и направляетесь по тропинке к карьеру Старая линза. Фото снято прямо напротив ж.д. станции «Тальковая» (она слева за кадром)

Перед тальковым рудником вас встречают признаки Апокалипсиса. Например, вот старая телега, похожая на ту, в которой герои фильма «Кин-цза-цза» пели песню «Мама, мама, что я буду делать?..»

4. Карьер Старая линза в Екатеринбурге. Транспорт с планеты Кин-цза-цза. Фото снято на Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8 и поляризационным фильтром Hoya. Правда, картинка лучше выглядит?

5. Когда будете добираться до карьера «Старая линза» увидите такой вот внеземной транспорт…

За грунтовой дорогой вы увидите одноэтажный ангар, а за узкоколейкой – сам карьер «Старая линза».

6. Вид на заброшенный тальковый карьер «Старая линза»

Координаты GPS для навигатора:

На сегодняшний день у каждого второго туриста есть навигатор на смартфоне. Чтобы было проще добраться на машине, привожу координаты GPS стоянки машин перед главными воротами ОАО «Шабровский тальковый комбинат», где обычно оставляют машину: 56.632668, 60.604423.

Мы, как я уже писал, решили доехать до здания железнодорожной станции «Тальковая». Вот ее координаты GPS: 56.629264, 60.608977. Отсюда переходим железнодорожные пути и по тропинке, вдоль старого забора добираемся до карьера.

Отчет о нашем походе выходного дня в карьер «Старая линза»

Все туристические достопримечательности, описанные мною в разделе «Походы выходного дня из Екатеринбурга», мы посещали по нескольку раз. И в карьер «Старая линза» мы приехали уже на четвертую экскурсию за последние несколько лет. Мне нравится здесь: чистый воздух, старые и ржавые артефакты. Настоящий музей Урала под открытым небом!

Тальк (минерал, используемый в резинотехническом производстве, при изготовлении пластмасс и керамических изделий) является огнеупором. Из него делали кирпичи для металлургических заводов, коих в 18-м веке на Урале были десятки и сотни.

В Шабрах самовольная добыча началась в 1880-х годах, а с  1931-го года здесь открылся комбинат по добыче и переработке минерала. Сначала использовался только ручной труд, затем стали применять специальные механические пилы.

7. Карьер Линза. Если присмотреться, справа в углу можно увидеть ржавый брошенный экскаватор.

Карьер «Старая линза» вытянулся в длину на 300, в ширину – на сотни, а в глубину – на 80 метров. Чтобы спуститься на дно этой техногенной ямы, нужно пройти немного по серпантину (сторона, параллельная узкоколейной железной дороге).

8. По такому «серпантину» спускаемся в карьер Линза

Здесь вы уже начнете «ахать» от вида «пирамид индейцев Майя с полуострова Юкатан в Мексике». Если почитаете в разделе «Самостоятельные путешествия» мой отчет о поездке на машине в Ушмаль, можете сами убедиться в сходстве этих двух типов техногенных объектов.

9. Мотивы пирамид Майя в тридцати километрах от Екатеринбурга. Карьер Старая линза

10. Наверное, в карьер «Старая линза» добрались тоже индейцы Майя из Мексики…

Потом спуститесь по деревянным лестницам ниже (они довольно крутые, будьте осторожны, если приехали в поход выходного дня вместе с детьми).

11. На дно каменоломни ведут крутые деревянные лестницы. Карьер Линза в Екатеринбурге. Поселок Шабровский

Пройдете по «тропинке над пропастью».

12. Шабры. Заброшенный тальковый карье «Старая линза». Слева — обрыв

И начнете материться от восторга! Жаль, что пространство здесь ограничено и фотографировать «Старую линзу» всегда приходится на широком угле, из-за чего трудно передать масштабность этой ямы. Наверное, в следующий раз попробую снять панораму из нескольких кадров, снятых на большем фокусном расстоянии, тогда объемы рудника не потеряются на двумерной плоскости снимка.

13. Старая линза. Екатеринбург. Жаль, что нет возможности сфотографировать этот пейзаж на длинном фокусном расстоянии. На широком угле теряются масштабы. Поверьте, вид вживую просто завораживает!

14. Террасы на стенах карьера Старая линза. Иллюстрация к отчету, как доехать на машине или на автобусе из Екатеринбурга

Чтобы увидеть подобный пейзаж, сотворенный индейцами Майя, мы отправились в 15-тичасовый полет над Атлантикой в Мексику. А вы можете сэкономить полторы сотни тысяч рублей, если решите доехать к красоте в черте Екатеринбурга…

Раньше я думал, что тальк пилили огромной пилой из фильма ужасов, которую можно увидеть в каждом отчете туристов, побывавших на «Старой линзе». Совсем недавно узнал, что я ошибался: тальковые кирпичи нарезали с применением установки А.М.

Столярова, состоящей из 2-х машин с несколькими дисковыми пилами, делающими горизонтальные и вертикальные надрезы.

А «бензопилой» прорезали траншеи на дне карьера для отвода грунтовых вод (называется она, к слову, баровым грунторезом, и по запросу в Интернет можно увидеть фотки подобного устройства, используемого в виде прицепного приспособления для трактора).

15. Ровные ступеньки на стенах талькового карьера Старая линза

Вот как выглядит само орудие производства и пыток самостоятельных туристов.

16. Кадр из фильма ужасов «Пила»… Старая линза. Екатеринбург

17. Вот она какая «Дружба»!.. В карьере Линза будет поинтереснее даже, чем у озера Тальков камень в парке Бажовские места

Если вы не боитесь замочить ноги (а раз уж вы решили добраться к карьеру «Старая линза», то почему бы и не пойти на жертвы), то сможете сфотографировать вот такой вот водопад.

 Чтобы получить размытую воду на фотографии, нужно использовать длинную выдержку — в отчете об экскурсии к водопаду Эраван в Таиланде, куда мы тоже съездили на машине, подробно расписано, какие настройки использовать при съемке.

18. Водопад на стенах каменоломни Старая линза.

Еще одно мое заблуждение: думал, что добытый минерал, поднимали в небольших вагонетках по такой вот мини-рельсовой дороге (слева на фотографии).

Но в других источниках утверждают, что тальк поднимали с помощью кабель-кранов (на подходе к «Старой линзе» мы видели вышку с тележкой, повисшей на тросах), а эти «рельсы» установили для спуска в карьер насосов и труб для откачки воды, когда в 1974 году было принято решение о консервации рудника.

19. Старая линза. Екатеринбург. По такой железной дороге, видимо, поднимали вагонетки с тальковыми блоками наверх.

Хотя я и боюсь до чёртиков высоты, все же, не удержался от того, чтобы по ступенькам не забраться на одну из «пирамидальных» стен карьера. В принципе, в сухую погоду особой опасности тут нет, а вот весной и в дождливую погоду, следует проявлять максимальную осторожность, чтобы ваш поход выходного дня не закончился в травмпункте.

20. Если решите забраться на стены карьера Старая линза в поселке Шабры, будьте осторожны, пожалуйста…

Отсюда открывается вид на еще один, самый крупный водопад… Весной, во время таяния снега и подъема грунтовых вод он особенно полноводный.

21. Самый большой водопад в карьере Старая линза

И на главную достопримечательность Старой линзы – старинный, брутальный, ржавый экскаватор. Но фотографий его вы не увидите, так как меня в этот момент отвлекли царевны… О них, о лягушках-царевнах, можно прочитать в следующей части рассказа. Обратите внимание, что есть еще 2-я часть рассказа — внизу статьи ссылка!!!

Информация о фототехнике, используемой во время похода выходного дня в заброшенный карьер по добыче талька «Старая линза»

Все фотографии в первой главе данного отчета о походе выходного дня в окрестностях Екатеринбурга сняты на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с репортажным объективом 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom. Фото, сфотографированные на солнце, получились такими насыщенными, так как, кроме всего прочего, применялся поляризационный фильтр Pro1 Digital CIRCULAR PL.

Его я взял в аренду у друга перед второй самостоятельной поездкой в Китай и Таиланд в этом году и полярик очень помог улучшить качество фотографий при ярком солнце.

Вообще, если когда-нибудь дойдут руки писать отчет о нашем путешествии, я отдельно остановлюсь на описании данного полярика, так как наснимал тестовые фотки и видео… Но дату, когда мой отчет появится, сейчас трудно назвать…

Примеры изображений со сравнением действия китайского поляризационного фильтра Kenko и китовым объективом  Nikkor 18-55 можно посмотреть в статье «Что подарить фотографу» и в 11-й главе отчета о самостоятельной поездке на арендованной машине по Мексике, где я рассказываю про отдых в Тулуме (Tulum) и пирамидах Коба (Coba). Не смотря на разницу в цене в 8 раз, каких-то проблем с падением качества у него я не обнаружил.

Кстати, вот как выглядел карьер «Старая линза» и автор этого блога примерно 22 года назад. Тогда мы еще не знали что такое Интернет, и об этой достопримечательности в Свердловской области знали немногие туристы — было тихо и довольно жутко.

22. Как выглядел карьер «Старая линза» в 1992 году. Ну и автор блога был другим…

Если вы ищите информацию, где еще можно посмотреть красивые места в окрестностях Екатеринбурга, рекомендую посетить упомянутые выше достопримечательности:

* * *

Внимание! На новогодние праздники у нас стояли сильные морозы. В карьере разморозило трубы, по которым откачивали воду. Теперь достопримечательность довольно быстро уходит под воду. В комментарии ниже можно посмотреть видео по состоянию на 14 января 2017 года: в Старой линзе пила уже скрылась, экскаватора тоже почти не стало. К весне, думаю, останется только озеро…

Источник: https://photo-and-travels.ru/1-staraja-linza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.