Студенческий фольклор

Студенческий фольклор | Приметы, обряды, ритуалы | Багира

Студенческий фольклор

Студенчество во все времена было особой «кастой» общества, живущей по своим неписаным законам братства и взаимовыручки, отличаясь от остальных людей удивительным оптимизмом, весёлой беззаботностью и неистребимой верой в чудеса. Эти качества в полной мере нашли своё отражение в студенческом фольклоре, неотъемлемая часть которого — так называемые сказки — предания, легенды, байки и поверья, бытующие в среде питомцев отечественных вузов.

Незримые покровители

Традиционно покровительницей всей студенческой братии считается святая мученица Татиана — небесная заступница, помогающая в трудные минуты даже самым нерадивым студентам.

В Ленинграде во второй половине XX века студенты приходили к часовне над могилой знаменитой пророчицы — блаженной Ксении Петербургской — на Смоленское кладбище и наклеивали на строительный забор, окружавший захоронение, тетрадные листочки с просьбой о помощи в сдаче зачетов и экзаменов.

Студенты Томского государственного университета — одного из старейших вузов Сибири — ещё в 80-90-е годы прошлого века свято верили в спасительную силу земли, взятой с безымянной могилы на старом городском кладбище. Перед самым началом экзамена этой землёй было принято посыпать зачётку.

Согласно преданию, в начале XX века в той могиле была похоронена дочь местного купца, Анна.

Молодая девушка страстно желала учиться и собиралась поступать в университет, однако строгий отец запретил ей это сделать, а чтобы непокорная дочь не сбежала — замуровал её в одной из комнат своего большого особняка, где она вскоре и умерла. После смерти Анна якобы явилась нескольким молодым людям, пообещав, что станет помогать всем студентам города…

Добрый дедушка-историк

Игорь Савинов, в середине 1980-х годов — студент Саратовского педагогического института, а ныне — преподаватель одного из вузов Екатеринбурга, любит рассказывать своим ученикам историю, произошедшую с его однокурсником и другом Андреем П.

Уроженец Саратова, Андрей прекрасно успевал по всем предметам, за исключением печально известной всем студентам советского периода «Истории КПСС». Вопрос с этой дисциплиной стоял столь остро, что Андрея уже собирались отчислять из института.

В день перед повторной сдачей экзамена отчаявшийся молодой человек поставил перед собой портрет своего покойного деда — именитого историка, по стопам которого Андрей собирался пойти, и, едва не плача, стал жаловаться на судьбу.

Излив своё горе безмолвному фотоснимку, несчастный отправился спать, чувствуя, что завтрашний день его пребывания в институте станет последним.
На следующее утро Андрей предстал перед высокой и строгой комиссией. Вытянув билет, сел за парту и начал готовиться к ответу, лихорадочно вспоминая все, что знал по теме вопросов.

Неожиданно для себя он вдруг почувствовал на своём затылке чьё-то лёгкое дыхание, а затем отчётливо услышал голос, знакомый ему с детства. Андрей понял, что за его спиной, не видимый никем, находился его покойный дед, который надиктовал своему отчаявшемуся внуку исчёрпывающие ответы на вопросы билета. Последовавшее за этим блестящее выступление Андрея поразило комиссию, члены которой единодушно поставили студенту оценку «отлично».

Знаете ли вы что…

В средневековых университетах студенты могли оштрафовать лектора, если он начинал лекцию слишком поздно илии не придерживался объявленного им курса, или не объяснял трудные места в излагаемом тексте.

В студенческой среде ходит немало слухов о призраках и привидениях, обитающих в стенах вузов или университетских общежитий.

Так, в 70-е годы XX века среди студентов, проживавших в общежитии Иркутского педагогического института, из уст в уста передавалась байка о призраке старого профессора, время от времени появлявшегося на общих кухнях общежития. Согласно легенде, однажды уважаемый преподаватель вуза узнал о романе своей дочери с бедным и не блиставшим особыми знаниями сокурсником.

Как-то вечером профессор нагрянул в общежитие, куда к своему возлюбленному ушла его дочь. В одной из секций на кухне, к своему ужасу, он увидел её, предающуюся бурной страсти с тупоумным студентом. Сердце профессора не выдержало столь непристойной сцены, и он замертво упал на кафельный пол.

С тех пор студентам, поздними вечерами пробирающимся на кухню, чтобы полакомиться перед сном остывшей картошечкой с закопчённой сковороды или попить чайку с залежалым сухариком, нет-нет да и доводилось увидеть прозрачный сутулый силуэт, растворяющийся в стене при появлении молодых жильцов.

Для того чтобы задобрить призрак строгого профессора, студенты даже оставляли на ночь на кухонном столе раскрытый учебник и недопитый стакан чая.
Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков в 70-90-е годы прошлого века располагалось на территории старого военного городка в зданиях дореволюционной постройки.

Его выпускники любят рассказывать истории о том, как вечерами в пустынных гулких коридорах и аудиториях можно было услышать вдруг возникающие в воздухе незнакомые голоса, постукивание шпор, а в помещениях, служивших столетие назад конюшнями — ржание невидимых лошадей и цоканье копыт.

Особой известностью у курсантов пользовалось привидение старого усатого капрала, которое все почему-то звали «Сан Санычем». С ним — выплывающим из темноты — не раз сталкивались во время обхода территории в ночное время дежурные офицеры и курсанты, нёсшие службу в суточном наряде. Некоторые шутники даже отдавали призраку честь, после чего он, видимо удовлетворённый таким почтительным к себе отношением, немедленно исчезал…

Поверья и не только…

Практически все студенческие поверья и приметы имеют отношение к успешной сдаче зачетов и экзаменов. Так, некоторые из студентов уверены, что зачетка, положенная на ночь под подушку, гарантирует положительную оценку по всем предметам. Такого же эффекта можно добиться, если присесть на зачётку непосредственно перед сдачей экзамена.

Несомненную пользу во время сессии приносит метод надевания по утрам нижнего белья наизнанку. Некоторые из представительниц прекрасного пола считают дурной приметой мыть перед экзаменом голову или щеголять в какой-нибудь обновке.

Вместе с тем «отлично» будет в кармане, если накануне подбить туфельки обязательно чётным количеством гвоздей и заявиться в этой обувке на суд высокой комиссии. Неизменный успех сопутствует во время сессии тем, кто приколет старую булавку под воротник рубашки или кофточки.

Однако, помимо этих суеверий, с давних времён у студентов существовал ряд сложных магических ритуалов, к которым прибегали «продвинутые» молодые люди.

Скажем, ещё в XIX веке студентки некоторых учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, желавшие успешно сдать экзамены, в ночь перед испытанием садились перед зеркалом, надев на себя платье, в котором назавтра должны были предстать перед профессорами, а поверх него — вывернутую наизнанку шубу.

После этого, запалив семь восковых свечей, девушки принимались вызывать «зеркальника-молчальника», который, согласно поверью, во сне подсказывал, какой жребий выпадет им на экзамене, а на самом испытании — замком сковывал уста профессоров, чтобы те не задавали лишних вопросов.

В прошлом столетии некоторые студенты осмеливались путём магических наговоров на фотографии профессоров добиться особой благосклонности у экзаменаторов. Верхом удачи считалось заполучить «счастливый билет». Для этого нужно было на чистом листе бумаги своей рукой написать вопросы, ответы на которые хорошо знаешь.

Затем листок отнести на кладбище и закопать в одну из могил на три дня. После этого следовало извлечь бумагу с вопросами и, читая определённые заклинания, сжечь её, а оставшийся пепел всыпать в рюмку водки и залпом её выпить. Теперь вероятность того, что экзаменуемому попадутся «лёгкие» вопросы, начинала равняться заветным ста процентам…
И в нашем столетии — веке высоких информационных технологий — студенты, порой не столь усердно, как в прежние времена, грызя «гранит науки», продолжают верить в чудеса, которые наперекор всем законам нашего сложного материалистического мира все же происходят в их нелёгкой, но такой счастливой жизни.

Журнал: Тайны 20-го века №3, январь 2011 года Рубрика: Мистика

Сергей Кожушко

Tags легенда предание Тайны 20 века удача поверье примета университет призрак студенты фольклор общежитие экзамен

Источник: https://www.bagira.guru/omens/studencheskij-folklor.html

Г. С. Батыгин (1951-2003) Сайт, посвященный российскому социологу Геннадию Семеновичу Батыгину

Студенческий фольклор

Забавные фразы из лекций в Шанинке с Неофициальной страницы студентов факультета социологии МВШСЭН

19 февраля 2002 г. в МВШСЭН прошло празднование дня рождения Г.С. Батыгина. Студенты-социологи сделали в его честь стенгазету. Одна из иллюстраций из этой газеты (см. выше). Также были опубликованы результаты шуточного социологического опроса о Батыгине (*.doc).

* * * 

2001-2002 уч. год: 

Записки на полях с лекций по»Методология социологического исследования»:

Сингулярности молчат (прим. из книги «Лекции по методологии социологических исследований»)Мне кажется, что мир здравого смысла создает мир знания превращенного . «Бог не выдаст — свинья не съест». Это один из моих знаменитых афоризмов. Второй из них следующий: «Было бы корыто — свинья найдется».

Некоторые из нас научные сотрудники, и мы знаем, что самое трудное в нашем ремесле — не отстаивать свое «мнение» (у нас мнения вообще не должно быть), а привести все аргументы против всех, в том числе против самого себя.

Сумеречное состояние души, переходящее в маниакальный синдром…

(извиняясь)

Анкета в 300 вопросов — монстр, она может захлопать крыльями, но не полетит. В поле такие монстры не летают. 

Я бы хотел вам навязать тезис… (рассказывая о той или иной теории)

Язык представляет собой немыслимую биологическую машину…Я немножко смутно припоминаю…Эта метафора, которая приняла вид аллюзии…Для социолога — так называемого гуманитария…

Человек вообще не представляет для нас интерес, мы даже не знаем жив он или нет. Он для нас информант, и никакой его духовный, внутренний мир нас не интересует.

Никаких результатов тут не предвидится…

 (начиная курс по редактированию и стилистике)

И что? И ничего!Редактор умирает в авторе…Сакрально-когнитивный институт заведующих…Язык вступил в неформальные отношения с узусом по причине внешней бедности…

Мужики тоже поняли, что произошла настоящая реификация. Это и есть настоящий Дюркгейм (об эпизоде из повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Как эта машина летает в поле?Оказывается, грустный мужик протокольного вида 37-40 лет лучше подходит для проведения социологических опросов. Именно поэтому Гэллап не принимает на работу красивых девушек.

 Филологи говорят, что это не моего ума дело. Я согласен, что не моего. Вернемся к нашей недостаточности.Птеродактили — такие птицы, которые не могут гоняться за грантами.

Елочки сильнее лапок (о разных типах кавычек). 

Воспримите как мое политическое завещание: нельзя говорить «реальная действительность».Дуэль в «Евгении Онегине» нельзя было предовратить, потому что работали тексты Ленского и Зарецкого. 

Борясь с солнечным светом, проникающим через жалюзи аудитории: От солнца никуда не деться. Пусть торжествует тьма!

Я не знаю, что отвращает меня от этого старого русского слова «самость».Как кот вокруг горячей каши, ходит Рогозин…Микросоциология ничем не отличается от макро-.Вам понятно, а нам нет.Живые люди — это просто иллюзия.

Я сейчас перечислю темы, а потом мы в них усомнимся… Что делать?Это было установлено качественным методом, который ни на что не годен.Marine — это не женское имя, это военные моряки.Образец нарциссообразного эпатажа.

Surveyed to death.

Ну, чтоб я это знал (с одесским акцентом).

Любой танец — преодоление тяготения.Давайте, я вам навяжу одну умную мысль, которая мне кажется значимой…Давайте я навяжу вам одну умную мысль, которая мне кажется занимательной.

Давайте, чтобы не входить в эту темную проблему…Это моя выдумка, поэтому не принимайте ее всерьез.Я фломастером намазал на стене буквы.

Обнаружил, что расстояние с другом не очень близкое (о результатах применения семантического дифференциала). 

 * * * 

2002-2003 уч. год:

— Переводы перепутаны немного: в одном одна строка нравится, в другом — другая.

— В жизни всегда все можно объяснить. Даже бред. Но как создается научный отчет объяснить нельзя. 

— Задать вопрос о поле оскорбительно.

— Классификация животных по Борхесу, вытащенная на свет Фуко, очень напоминает классификацию инструментов социологов. 

— Wording включает в себя работу фэйса.

-Эмпирия нам очень мешает!

— Пифагор зашел на Предвечный сайт.

— Разрешите принять участие в дискуссии в качестве старого птеродактиля.

— Ползучий позитивист:

— Вот тут где-то плавают физики, химики: Они что-то думают.

— Мне не стыдно за эту статью. В своем идиотизме она очаровательна.

— Какой-то дикий научный сотрудник носится по всей карте науки!

— Этот человек думает, что он социолог: Правильно, пусть думает.

— Философ из пяти букв, но не Маркс (О Ницше)

— Если дух веет где хочет, то и эпистема может воплощать себя где угодно

— Если мы беремся изучать Geistwissenschaften, для этого не обязательно быть человеком

— Удивительно, что бесконечное повторение одного и того же может казаться оригинальным. Мне самому.

— Смысл жизни в том, чтобы избавиться от амбивалентности. Ну нельзя быть богатым негром!

— Здесь нет логики. Зато есть ссылка на Линда.

— Господи, что я написал?! Пора лечиться электричеством.

— Они знаю не только, кто написал статью, но и то, кто на самом деле ее написал.

— Синдром стареющего научного сотрудника: он резко глупеет и одновременно выглядит величественным.

— За соответствие высказывания факту идти на костер не стоит. 

— Весь русский язык может быть сведен к трем языковым примитивам: судьба, тоска, дорога. 

— На каждого эпистемолога найдется свой антрополог. 

— Внешний вид, который иногда принимают умные люди — это вид стигмы.

— В своей книжке Гофман забыл об этом упомянуть. Но подсказать ему, к сожалению, нельзя. Он умер. 

* * *

Ко дню рождения Г.С. Батыгина, 19 февраля 2003 г.

Прогулки с Чеховым

Телеграмма от Роберта К. Мертона

 — Скажите, Мертон, ведь недаром

В печать книжица «Соц. журнала»,
Батыгиным сдана?

— Да, есть же люди в наше время,Ученые — святое племя,

Великие умы».

Телеграмма от М.Ю. Лермонтова

Недаром помнит вся Россияпро День Батыгина!И крепко ему руку жмет,Настойчиво желает процветаний,И вдохновений творческих, мечтаний,И руку продолжает жать,Здоровья и удач желать,Но все же руку отпускает,

И рюмку следом наливает.

Телеграмма от А.С. Пушкина

Средь суеты научных бурьХраните гордое терпение,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Батыгин, верь — взойдет онаЗвезда пленительного счастьяSoc. science вспрянет ото сна,Но на фронтоне ИС РАНа

Напишут ль наши имена?

Разное

В.И. Ленин о «Социологическом журнале»: Лазарсфельд, Поппер и Мертон разбудили Батыгина. Батыгин развернул социологическую агитацию. 

Сожженная рукопись Н.В. Гоголя: «Как Батыгин и Девятко посорили качественную и количественную социологию»

 Советы методолога: Семь раз отмерь респондентов по Гуттману, один раз по Лайкерту. Резать не надо!

По мотивам Даниила Хармса. Социологические анекдоты. 

Пришел как-то Конт к Батыгину домой. Долго думали они над формулировкой принципов позитивизма.

Сказал как-то Батыгин Дюркгейму: «Ну что, брат, Эмиль?»

Переоделся как-то Батыгин в Маркса и поехал к Энгельсу в Манчестерскую мануфактуру за грантом. Скоро по Европе стал бродить призрак количественной социологии, распространяющий томики в синей обложке.

Однажды Батыгин написал письмо Полу Лазарсфельду. «Дорогой далекий друг, — писал он, — я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Гена». Когда письмо принесли, Пол предавался самосозерцанию. Так погрузился, хоть режь его. Жена толкала, толкала, письмо подсовывала — не видит. Он, правда, по-русски читать не умел. Так и не познакомились.

Однажды Джордж Герберт Мид написал монографию. Социологическую. Про одного человека, который направлял и контролировал формирование у публики впечатлений о себе. Главным предметом исследования стал Владимир Владимирович (намек на Президента).

И вот он с помощью PR-щиков играет спектакль перед гражданами своей страны, заставляя их поверить, что персонаж, который они видят перед собой, действительно обладает демонстрируемыми качествами. Мид назвал книгу «Представление себя другим в повседневной жизни». Подписался: «Батыгин.» И отнес Дюркгейму, чтобы напечатать в журнале. Дюркгейм был человек робкий.

Он прочитал рукопись и покрылся холодным потом. Решил скорее ее отредактировать. И отредактировал. Место действия перенес в Чикаго. Российский народ заменил абстрактными индивидами. Вместо PR-щиков у него стали молоденькие американские девушки из среднего класса, и не они обижают индивидов, а они их. Зачеркнул «Батыгин» и написал «Ирвинг Гофман».

Поскорее отправил рукопись в редакцию, отер холодный пот со лба и лег спать. Вдруг среди сладкого сна его пронзила кошмарная мысль. Название. Название-то он не изменил! Тут же, почти не одеваясь, он уехал в Беркли.

Новости науки

Открытым остается вопрос: «Кто же такой Батыгин?» (из диссертации Д. Рогозина)

«Батыгин?!» — это первая реплика, произнесенная 650 тыс. лет назад хомо-социологом (из статьи С.В. Чеснокова).

И. Климов сообщает: По результатам опроса ФОМ на вопрос «Кто же такой Батыгин?» 51% россиян-социологов ответило, что Батыгин это наше все. 18% считает, что Батыгин это науке-хорошо-известный летающий субъект (НЛС). 15% с негодованием отметили, что Батыгин это все ихнее. 11% заявили, что видели бы они его в третьем мире. 5% затруднилось с ответом.

После сложных подсчетов количества транспортно-пешеходных и телефонно-электронных коммуникаций, анализа биографическо-библиографических индексов цитирования, числа статей на один трудодень, числа учеников и успешно защитившихся аспирантов, с помощью теории графов было показано, что самой сетевой личностью российской социологии является Г.С. Бытыгин (по результатам исследования Г. Градосельской)

Антоша Чехонте: Дополнительные вопросы к Всероссийской переписи населения

16) Умный вы человек или дурень?

17) Вы честный человек? мошенник? разбойник? каналья? адвокат? гаишник или?

18) Какой фельетонист вам более по душе? Юрий Проханов? Максим Соловьев? Михаил Леонтьев? Будберг из «МК» или?

19) Иосиф вы или Калигула? Сусанна или Нана?

20) Жена ваша блондинка? брюнетка? шатенка? рыжая?

21) Бьет вас жена или нет? Вы бьете ее или нет?

22) Сколько вы весили килограмм, когда вам было десять лет?

23) Горячие напитки употребляете? да или нет?

24) О чем вы думали в ночь переписи?

25) Элизабет Тейлор видели? нет?

По мотивам Антоши Чехонте. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. М., «Наука», 1983.

Антон Чехов. Задачи сумасшедшего математика

1) За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?

2) Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провел он в путешествиях, треть жизни потратил на удовольствия. Сколько стоит килограмм гвоздей, и был ли женат Автолимед?

3) Под Новый год из фойе Большого театра было выведено 200 человек за драку. Если дравшихся было двести, то сколько было бранившихся, пьяных, слегка пьяных и желавших, но не находивших случая подраться?

4) Что получается по сложении сих чисел?

5) Английский язык имеет 137856738 слов, французский в 0,7 раз больше. Англичане сошлись с французами и соединили оба языка воедино. Спрашивается, что стоит третий попугай и сколько понадобилось времени, чтобы покорить сии народы?

6) В среду 17-го июня 2001 года в 3 часа ночи должен был выйти со станции А поезд железной дороги, с тем, чтобы в 11 час. вечера прибыть па станцию В; но при самом отправлении поезда получено было приказание, чтобы поезд прибыл на станцию В в 7 часов вечера. Кто продолжительнее любит, мужчина или женщина?

7) Моей теще 75 лет, а жене 42. Который час?

По мотивам Антоши Чехонте (1882 г.) Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. М., «Наука», 1983

Designed and printed by V.O. & N.D.

Источник: http://www.batygin.com/index.php/vospominaniya/folklore

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.