Тагильский вензель

Вензель и монограмма в графическом дизайне

Тагильский вензель

Что приходит к нам в голову в первую очередь, когда мы слышим слово вензель. Я лично всегда представлял себе различные завитушки и крендельки, словом «вензелёчки». Но это вовсе не простые узорчики и виньетки.

Что значит вензель

Заглядываем в толковый словарь для выяснения.

Вензель (от польск. Węzeł — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.

Оказывается с монограммой они довольно схожи. Можно сказать даже, что это почти одно и то же.

Что такое монограмма

Это слово имеет греческие корни и означает (mono – один, gramma – буква) знак, образованный при помощи соединения между собой букв. Буквы могут переплетаться или просто стоять рядом. Чаще эти буквы это начальные значения имён или фамилий.

Мы видим незначительные отличия. Как правило, отличие заключается в разном количестве узоров и украшений. Т.е. вензель это более сложный знак.

Монограммы соответственно имеют более строгую форму и воспроизводятся несколько проще.

Вензель может быть простым и сложным. Сложные принадлежат нескольким владельцам, а простые используют буквы принадлежащие только одному. Они могут украшаться короной или венком.

Принадлежность

Вензель может обозначать и нескольких владельцев, в то время как монограмма лишь одного.

Художественная насыщенность

Вензель несёт гораздо больше узоров, геральдических символов прочей дополнительной информации. А монограммы это просто переплетённые инициалы.

Воспроизведение

Монограмму можно отобразить в ручную, в то время как вензель будет воспроизводится гораздо сложнее.

История

Монограммы были замечены в 350 гг. до н.э. и использовались при этом на монетах. Фактически начали использоваться с возникновением письменности и служили чем-то вроде подписи. В Российской империи имели свой вензель многие высокопоставленные особы. Это был знак отличия, который могли иметь не многие.

Интересное по теме  Трансформации с текстом

С VII века монограммы стали использоваться в качестве печатей правителями княжеств, заменяя собой личную подпись на письмах и документах.

В средние века этими знаками помечались одежда, драгоценности, столовые приборы, портсигары и прочие предметы обихода. При этом на одежде присутствовала корона соответствующая титулу владельца – баронский, графский, королевский или дворянский.

Монограммами проставлялись изделия средневековых художников и ремесленников. Иногда это были не буквы, а различные растения и животные. Некоторые использовали цветок, другие змею, но все помещали свой знак, в укромный уголок на краю картины.

Некоторые из этих красивых знаков сохранились до сих пор на фасадах зданий, либо на кованых изделиях.

Использование

На данный момент они используются для оформления подарочных и сувенирных изделий. Располагаются на пригласительных билетах и открытках. Активно используются при оформлении корпоративной символики.

Монограммы и лигатуры

В своей недавней статье я говорил о лигатурах. Чем отличается лигатура от монограммы? Ведь лигатура это тоже несколько букв замешанных в один знак – по сути та же монограмма. Лигатура образует один знак – графему, а монограмма новый знак не образует, она не сливает две графемы в одну, а лишь «переплетает» их в одну композицию, но не в одну букву.

Виды 

Вензеля и монограммы бывают простыми и сложными, это зависит от количества инициалов. Простой монограммой называется та, что принадлежит одному человеку.

Сложные вензеля это те, что имеют несколько инициалов от различных людей и родовую фамилию.

Сложные вензеля и монограммы передавались раньше по наследству, от одного поколения к другому и наносились на драгоценности, посуду, мебель и т.д.

Теперь подробней по каждому из указанных видов монограмм.

Личные монограммы 

Такой вид монограмм может состоять из одной буквы, в основном это начальная буква имени или фамилии либо из двух, к примеру, для Алексея Зайцева это может быть как «А», так и «З» либо обе буквы сплетённые вместе.

Интересное по теме  Основы веб-типографики

Монограммы и вензеля имени из трёх букв, больше популярны в русскоязычной среде, что объясняется некоторыми культурными особенностями, ведь в России человека часто зовут по имени и отчеству. При разработке монограмм, буква фамилии, исполняется чуть большего размера, либо может выделяться как-то по-другому.

Семейные монограммы

Парные (семейные) монограммы в наше время весьма популярны в качестве свадебного атрибута, используют вензеля при оформлении приглашений и визиток, для оформления свадебного зала и тортов, свадебных кортежей.

Расписывается либо одна буква – начальная буква в фамилии молодой семьи, например, у Ивановых  – «И», так и две, сплетённые из инициалов имен супругов.

Самыми распространёнными и часто встречающимися являются парные русские вензеля, состоящие из трех букв, располагающиеся особым образом: первой идет начальная литера женского имени, следом – первая буква фамилии пары, а в конце – первая буква имени мужчины.

Женский или мужской вензель?

При разработке вензеля из русских букв следует помнить о некоторых общепринятых правилах:  Мужские знаки делаются только из печатных букв; каллиграфические наклонные применяют при создании  символов для женщин; в женской монограмме первой будет начальная буква имени, следом самая большая буква – фамилии, а в конце  буква – отчества (такая же по размеру, как и имя); в вензелях для мужчин размер всех трёх букв всегда одинаков; если мужской вензель состоит из двух символов, то в первую очередь пишется имя, после него фамилия, при этом размер букв одинаков.

Разработка вензеля

Благодаря современным векторным программам мы можем разработать довольно интересный вензель очень просто. Что нам для этого понадобится? Векторный редактор и несколько каллиграфических рукописных кириллических шрифтов. Это немного, правда ведь?

Интересное по теме  60 бесплатных кириллических шрифтов с характером

Конечно, для разработки действительно качественного знака понадобиться ещё листок и карандаш. Всё же начинать лучше с набросков, постепенно дорабатывая их.

Теперь вы знаете, что такое вензель и чем он отличается от монограммы. Надеюсь, статья была для вас интересна. Не бойтесь экспериментировать со шрифтами. Пробуйте на вкус лигатуры. Хороший дизайнер должен уметь и знать всё.

Источник: https://alexsv.ru/venzel-i-monogramma-v-graficheskom-dizajne/

Тагильская роспись: история, особенности, материалы

Тагильский вензель

Если вы не увлекаетесь историей ремесел и в декоративно-прикладном искусстве разбираетесь на обывательском уровне, вряд ли известна вам тагильская роспись.

А ведь именно предвосхитила появление жостовской росписи подносов, почитаемой и узнаваемой далеко за пределами России.

Как вошли в истории тагильские мастера, как возник промысел, и где черпать вдохновение в этом направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

История

Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел.

В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.

Тагильской росписи подносов мы обязаны потомкам старообрядцев-иконописцев. Эта художественная традиция легко узнаваема в декоре подносов: серебро, золото и металлический песок, характеризующие нижнетагильский промысел, взяты из прорелигиозного творчества.

В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу.

Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев.

Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.

До школы Демидова роспись подносов прославляла династия художников Худояровых. В 18-ом веке Вавила и Федор Худояровы настолько усовершенствовали и традиционализировали роспись подносов, что промысел уже не умещался в тагильских пределах. Достиг он знаменитого впоследствии села Жостово Мытищинского уезда: тот случай, когда ученик превзошел мастера, но не обесценил его заслуг.

Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть.

Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает.

Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений.
направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

Особенности росписи

Все началось с пластичного тагильского железа, податливость и качество которого позволяли искать разные сферы его применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это столь искусно, что изделие требовало равнозначного декорирования. Тогда и взялись за дело художники-лакировщики.

Творческий пик промысла – это мода на подносы-картины: в центре изделия художник маслом писал копию картины, которая удачно вписывалась в форму подноса. Картинка могла быть списана с бумажной гравюры, а так как те преимущественно были черно-белыми, о цветовом решении заботился сам художник.

Традиционный тагильский расписной поднос:

  • галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
  • рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
  • четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
  • ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
  • четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
  • нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
  • следование правилам сочетания цветов;
  • вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.

Сущность классической тагильской композиции – организованность, гармония, структурирование элементов.

Главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. Ее и переняли у основоположников росписи подносов жостовские мастера. Сначала, правда, тагильские умельцы занимались цировкой по цветному фону.

Цировка – это старинный технический прием, применяемый в орнаментации иконописных работ. Тогда поверх золота оформляли красочный фон, краски затвердевали, затем мастера тоненькой иголочкой соскребали краску до золота.

Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», он был и прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Секрет же лака прост: точнейшая дозировка компонентов, в числе которых льняное и конопляное масло.

Материалы

Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.

Для тренировки и обучения технике понадобятся материалы:

  • чистовая заготовка разделочной доски;
  • черный акрил;
  • масляные краски;
  • льняное масло и растворитель;
  • кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).

Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.

Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению.

Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями.

Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.

Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).

Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.

Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.

Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/tagilskaya-rospis-rodonachalnik-dekorirovannyh-podnosov.html

Тагильская роспись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Тагильский вензель

Для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

Прямоугольный поднос с красными цветами Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Зарождение ремесла

Тагильская роспись рождена потомками иконописцев — старообрядцев. Поэтому в ней  использовались приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото.

Как самостоятельное ремесло она сложилась, благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия.  Называлась такая роспись тогда — горнозаводская.

Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.
Круглый поднос Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.

О подносе

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла . Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

Незабудки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.

Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков, — всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков.

Круглый поднос Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Роспись

особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком».  Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи.

Но в самом начале писали по другому.  Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.

Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.

Поднос с фирменным клеймом Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам

«особую цветовую яркость и едва уловимые переливы тончайших оттенков»

 Особо это коснулось подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».

Краски и лак

Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось. 

Про лак на тагильских изделиях нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С. 

Ассортимент продукции Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0 Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.

На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски. 

Промысел в наше время

Производство тагильских подносов и сохранение ремесла сейчас оставляет желать лучшего. На выставке «Ладья 2014» представленные изделия вызвали интерес и удивление посетителей. 

Настоящие фирменные Тагильские подносы изготавливаются на нескольких предприятиях, объединённых в Нижнетагильский Центр Народных Промыслов и Ремёсел. И торговые знаки — НТЦНПР и Тагильский поднос, защищены в ФГБУ ФИПС, Роспатент.

Обучают будущих мастеров в Уральском Колледже Прикладного Искусства и Дизайна. Основанный в военные годы, колледж существует и поныне, помогая сохранять традиции древнего и редкого ремесла.

Тагильская роспись подносов. Тагил-ТВ

Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/11366-tagilskaya-rospis/

Тагильский поднос: история, описание и интересные факты

Тагильский вензель

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и скоростного интернета, все большему количеству горожан требуется отдых от суеты и обыденности.

Желание самоопределения как нации направляет помыслы к изучению обычаев и устоев наших предков. Желание реализации в делании чего-либо поднимает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, мы обращаемся к народным промыслам.

Одним из удивительных объектов исконно русских традиций является тагильский поднос.

Исторические истоки

Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков затеряны имена мастеров, давших начало настоящему искусству, промыслу, прославившему Великую Русь.

Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные профессии: кузнец, лакировщик, оковщик.

Весь XVIII век развития промысла – это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды.

Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» — золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого.

Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.

Расцвет промысла

Конец XVIII — начало XIX века — период расцвета промысла. Его называют веком школ Демидовых, о которых поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло.

Обозами расписные шкатулки, сухарницы, подносы, сундуки и другие предметы быта, изготовленные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу.

Это был Золотой век развития промысла.

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех кустарных ремесел. Ускоряющийся темп жизни вынуждал отказываться от тонкой ручной работы, заменяя ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные самобытные детали заменяет трафарет.

К 20-м годам XX столетия жизнь промысла сохранилась в немногочисленных артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Искусные подносы ручной работы были невостребованы в советской России, поэтому их отправляются на Ближний восток и Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при Нижнетагильском заводе эмалированной посуды.

С 90-х годов прошлого столетия, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса, начинается медленный и уверенный подъем забытого промысла. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа живописцев Демидовых

О школе Демидовых необходимо рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Коммерсанты Демидовы хорошо понимали, что главное в промысле — это кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу, куда пригласили преподавать основы живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе на протяжении четырех лет учились исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но производство все равно испытывало нехватку кадров. Тогда стали принимать в школу девочек и женщин.

Интересно, что Демидовы в качестве стимула для желания научиться «писать сильно», предусматривали поощрение женщин в виде выдачи платков.

Постепенно создание расписных подносов переходит в женские руки, что имеет место и сегодня.

Школа оказала колоссальное влияние на развитие промысла как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» аутентичная тагильская роза – символичный цветок, на долгие годы ставший олицетворением промысла.

Тагильский поднос — это подносы-картины, с выразительными отточенными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно получает развитие живопись на многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железа, узоры–паутинки и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так создавался тагильский поднос.

Развивалась и особенная тагильская роспись – техника двойного мазка. Тогда же сформировались и главные направления в сюжетных линиях.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых заключается в пропорциях растворенных в скипидаре копала, конопляного масла и терпентины хвойных деревьев. В отличии от восточного холодного лакирования, применялся способ быстрого горячего (при температуре в 300 градусов) лакирования. В состав добавляли оксид свинца и марганца — лак становился прозрачным и освежал краски. Секрет его так и не разгадан.

Что такое тагильский поднос?

Подносы делали и продолжают делать в мастерских. Меняются технологии, но и сегодня ручной творческий труд — основа промысла.

Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается два раза грунтом, а затем черной эмалью. После просушки заготовка переходит в руки художника, затем орнаментариста. После росписи изделие лакируется.

Современный промысел

Создают произведения искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки юридически защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров.

Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами.

Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые экспонировались в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей родины. Работы мастеров Худояровых и Дубасниковых – жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций.

Тагильские изделия преподносились в дар князьям и монархам.

Самобытная тагильская «лакерная» живопись – уникальный пример народного промысла, дошедшего до наших дней и продолжающего удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.

Источник: https://FB.ru/article/308392/tagilskiy-podnos-istoriya-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Тагильский расписной поднос

Тагильский вензель
Подробности Категория: Другие виды росписи 24.03.2019 08:37 238

О жостовских подносах знают почти все, восхищаются их цветовым разнообразием и ярким колоритом. Гораздо меньше известно о тагильском подносе. А ведь именно тагильский поднос

был предшественником жостовского. В наше время промысел росписи жестяного подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово.Подносный промысел в Нижнем Тагиле Свердловской области возник в первой половине XVIII в. на уральских металлургических заводах Демидовых.

Деми́довы – род богатейших российских предпринимателей (заводчиков и землевладельцев), которые ещё при Петре I создали оружейные и горнодобывающие предприятия в Туле и на Урале. Демидовы внесли огромный вклад в освоение и развитие уральской земли.

Нижнетагильская роспись производится обычно по чёрному фону. Но иногда это правило нарушается, и мы видим красный, синий или зелёный фон.

Основными сюжетами нижнетагильской росписи, как и жостовской, являются цветочные букеты с пышными садовыми и мелкими полевыми цветами, а также уральские пейзажи или старинные города.

Тагильские подносы бывают двух типов: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Формы подносов круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие. 

Начало

Документально точное время возникновения тагильского лакового дела не установлено. Это могло произойти в 1730-1740-х гг.В Нижнем Тагиле изготавливали металл высокого качества, известного далеко за пределами не только Урала, но и России.

Но не всегда работа заводов была стабильной, поэтому население одновременно использовало ремёсла, а заводчики Демидовы этому не препятствовали и даже поощряли их. В 1774 г. был пущен листопрокатный стан. Железные изделия надо было защитить от коррозии, так родилась технология покрытия олифой с последующим обжигом, что создавало прочное и красивое покрытие.

Тагильские художники-иконописцы обладали большими знаниями и навыками в работе с различными материалами и красками – так укрепился подносный промысел в Нижнем Тагиле. Особенностью тагильских подносов были масляные суриковые покрытия, которые также способствовали защите железа от коррозии.

Промысел творчески развивался.

Изделия покрывались лаком, который назывался «тагильским» (или «хрустальным»), и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки.

Иконопись определила и особенность декора тагильских лакированных изделий XVIII в. – сюжетные композиции и орнамент. Тематическая живопись появилась в промысле уже на ранних этапах существования лакового дела.

Борт подноса украшали просечным орнаментом, который состоял из очень простых элементов: на кайму из «чашечек» опирался ряд «решеточки, два мотива», которые дополняли друг друга. Часто бортик венчала кайма из бусин. Цветочная роспись в этот период была представлена стилизованными изображениями полевых и лесных цветов.

В первоначальный период лаковая роспись по металлу была делом преимущественно мужским. Только с середины XIX в. дело перешло к женщинам.

Развитие промысла

В первой половине XIX в. промысел активно развивался, и в 1830-1840-х годах достиг наибольшего подъема. Наряду с производством массовой продукции изготовлялись уникальные заказные вещи.

Чайник ручной ковки (середина XIX в.)
Ассортимент лакированных изделий был очень разнообразен: подносы, масленки, сухарницы, столики, шкатулки. Формы подносов использовались разные, в том числе 6-8-гранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия.

Граф Николай Никитич Демидов
В этот же период владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым была учреждена школа живописи. В школу на полное обеспечение принимались мальчики с 12 лет.

Обучение проходило 4 года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев – профессиональный художник.

В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины.

Авторы подноса: Сидор и Василий Дубасниковы (XIX в.). В центре подноса в прямоугольной золотистой рамке расположена сюжетная многоцветная роспись по мотивам истории Индии: «Отъезд детей Типпо-Саида и Зенаны». Копия с картины английского художника Броуна.

По периметру подноса проходит широкая кайма с трафаретным растительным орнаментом золотистого цвета.

Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, кисти винограда, ягоды и т.д.

В XIX в. основной композицией стала цветочная, главным мотивом в которой был сказочный розан. Замечательными мастерами лакового дела были Худояровы.

Династия Худояровых

В династии Худояровых, занимавшихся росписью подносов и изобрётшей тайну хрустального (стеклянного лака), было 4 поколения.
Основатель этой династии – Андрей Степанович Худояров (1722-1804). Он создал свою мастерскую и занимался росписью железных изделий.

Его сыновья Фёдор и Вавила продолжили дело отца. По заказам Демидовых они выполняли работы для дворцов в Москве и Петербурге.

У Фёдора Худоярова было 3 сына: Павел, Исаак и Степан, которые также продолжили семейный промысел. Степан был послан Демидовым в Италию для усовершенствования в живописи и работал под руководством Карла Брюллова.

Он занимался живописью и мозаикой и даже участвовал в отделке Исаакиевского собора в Петербурге. Четвёртое поколения Худояровых также в основном состояло из художников.

Дом Худояровых
К середине XIX в. активно развивались творческие династии мастеров-подносников: Худояровых, Головановых, Дубасниковых, Бердниковых, Чаусовых, Перезоловых, Кайгородова и др. В то же время сложились традиции тагильской росписи: красочные цветочные букеты и орнаментальные заставки.

Традиционным элементом цветочного орнамента прочно стала «тагильская» роза. Это фантазийный цветок, не похожий на розу в привычном восприятии. Цветы располагались в центре изделия таким образом, чтобы букет смотрелся с любой точки зрения.

Живописное изображение дополнялось выполненными по трафаретам оригинальными бордюрами и изящной каймой. Характерной особенностью тагильского подноса являлось цветной фон, на котором и расцветали сказочные букеты.

Оригинальной находкой тагильских художников являлось разделение всего поля подноса на секторы при помощи золотного орнамента или трафарета. В таких секторах мог быть самостоятельный фон с различными цветочными композициями.

В конце XIX в. кустарное производство в России переживало кризис, который не миновал и тагильский подносный промысел. Остро встал вопрос удешевления отделки подноса.

В это время все большее распространение получило «маховое» письмо: кончик кисти подхватывает цветную краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли, листья. Эта техника постепенно вытеснила кропотливую работу над деталями, упростила форму и предельно её стилизовала.

Стала популярна технология деколи – нанесение изображения на поверхность путем переноса краски со специальной бумажной основы (переводная картинка). Подносы с деколью в этот период иногда ценились даже выше, чем с оригинальной росписью.

Скупщики не брали на реализацию высокохудожественные произведения, это привело к снижению художественного и технического качества изделий. Впоследствии, когда началось массовое производство, такая манера стала главенствующей.

Эпоха артелей

Большинство артелей появилось в 1920-е годы. Преобладала быстрая «маховая» роспись. В это время производство уральского подноса перешло от штучной продукции на массовую.

Уральцев с российского рынка сместили мастера из Подмосковья, а уральская продукция отправлялась в Среднюю Азию, Монголию, Китай.Но промысел продолжал существовать, и в нём сохранялись и черты мастеров XIX в., и зарождались современные явления.

Это было время жесткой конкуренции между частными мастерскими и объединившимися в артели кустарями. Среди них выделялись артели «Пролетарий» (1925) и «Красная заря» (1926).

На круглых, овальных, прямоугольных подносах были изображены плоды с листьями, травки и цветы.

Это были условные плоскостные изображения на темных и ярких фонах. Появлялись подносы-панно с изображениями советских деятелей.

Поднос с погрудным портретом М.И. Калинина, советского государственного и партийного деятеля (артель «Пролетарий)

Современность

Промысел продолжает развиваться. Появляются новые темы и идеи. Особенность современного этапа – видоизменение традиционной цветочной росписи. Изображение «тагильской розы» видоизменяется – она приобретает индивидуальный характер.

Применяются, кроме двуслойного мазка, элементы многослойного письма. Разнообразится тематика росписи. Создаются копии полотен известных художников.
В начале XXI в.

в Нижнем Тагиле сохраняются два направления лаковой росписи по металлу: цветочное и сюжетное.

Нижнетагильский музей истории подносного промысла

Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла, который расположен в доме Худояровых. Хранятся они и в других музеях Нижнего Тагила.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkie-narodnye-promysly/vidy-rospisej/1011-tagilskij-raspisnoj-podnos

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.