Тайны славянской одежды

Одежда древних славян

Тайны славянской одежды

Архаичная мода славян одновременно проста и загадочна, поэтому изучать праславянскую моду довольно-таки интересно. Что скрывается за этими противоречиями, и какая одежда древних славян для женщин известна на сегодняшний день? Давайте разбираться.

Из чего изготавливалась женская одежда древних славян?

Изучая лингвистические данные древних времен известно, что первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех.

Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы.

Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей.

Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно.

Сукно, сермяга или власяница – это шерстяная ткань, которая начала использоваться в XI—XIII вв. В каждой славянской семье женщины занимались ткачеством и прядением с помощью веретен.

Разумеется, что богатая племенная знать и князья покупали заморские ткани, например византийскую шелковую материю.

Одежда древних славянок

Древняя одежда славян значительно отличалась от одежды соседних народов. По письменным свидетельствам, а также археологическим материалам мало что известно про женскую одежду.

По поздним данным можно судить, что в основном это были длинные рубахи (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани.

Рубахи были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные.

Для всех слоев населения покрой был одинаковым – перегнутый кусок ткани с отверстием для головы, скрепленный поясом, позже стали сшивать рукава. Простые женщины носили рубахи изо льна, а вот знатные девицы – из привозного шелка. В XIII веке появилась хлопчатобумажная ткань.

Женщинам не позволялось носить ременные пояса, только вязаные или тканные.

Про платья древних славян упоминается лишь в шестнадцатом веке, и назывались они сарафаны. Длинные вышитые рукава, вместо воротника одевался ожерелок, украшенный камнями и перламутром.

Пришивной манжет и косой ворот появились в семнадцатом веке. Декорирование платья всегда носило глубокий смысл, в основном это сочетание обережной и волховской символики (кони, птицы, дерево Жизни, изображение Богов и полосчатые орнаменты).

Использовались узорные лоскутные нашивки и тесьма.

Традиционный цвет на Руси – красный, и существовало около тридцати его оттенков.

Одежда и украшения древних славян

Славянские мастера на весь мир славились искусными ювелирными украшениями. Многие иноземные мастера присматривались к великолепным творениям, копируя их.

Гривна – металлический обруч, надетый на шею, для многих народов это был оберег, не дававший душе покинуть тело. По другим источникам это было украшение, которое позволяли себе только некоторые слои общества.

Височные кольца – это украшения головных уборов, которые крепятся возле висков. Их носили незамужние девушки, подвешивая к лентам и венкам.

Серьги-кольца – проволочные изделие крупного размера. Носили их обычно по несколько штук.

Браслеты – самые известные славянские украшения, чаще всего попадающиеся в раскопках. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотыми цепочками.

Подвески – крупные металлические кулоны, которые носились на шнурах или цепочках. Популярными были подвески в виде свастики, крестов, ромбов, полумесяца, а также в форме животных.

Одежда древних славян очень быстро видоизменялась, но всегда оставалась верной своим традициям и культуре. Поэтому она так интересна и оригинальна!

Древнегреческая культура – одна из первых европейских культур современной цивилизации. Именно Древняя Греция подарила миру Олимп и первые мифы о богах, а также богатейшую историю и высокую культуру. Что же касается одежды Древней Греции – то тут тоже есть о чем поговорить.Государство древних римлян существовало достаточно долго, поэтому и одежда была достаточно разнообразной – от простых фасонов, которые носили обычные жители, до богатейших и красивейших нарядов, в которые облачалась аристократия.
Китайская культура – одна из самых древних в нашей цивилизации, она очень богата и разнообразна. То же касается и одежды, в том числе и древнего Китая – в то время пока в Европе были лишь кочевые племена, на Востоке была высокоразвитая империя.Японская культура очень самобытна – все-таки на протяжении практически всего своего развития Япония была отрезана огромными морскими пространствами от всего мира, что свело к минимуму влияние других народов на нее. В связи с этим и японский народный костюм не похож ни на какой другой.

Источник: https://womanadvice.ru/odezhda-drevnih-slavyan

Расшифровка тайных славянских узоров

Тайны славянской одежды

Узор, это то, что мы можем узреть. Что Вы узреваете в Узоре? Вы же понимаете, что достаточно лишь беглого взгяда и становится совершенно ясно — это не просто хаотичный набор закорючек и крестиков. Это — язык, это код. Как же его прочитать, понять?

Сейчас модно говорить всякие непонятные, даже учёным слова, типа медитации. Наши предки просто узревали на Узорах целую Вселенную. Открывается ли эта Вселенная Вам?

Прекрасным примером использования славянского узора является народная вышивка. Узором-вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкую верхнюю одежду, головные уборы и платки.

Пример: рушник — изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками, и является предметом искусства. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.

Рушник

Считается, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека.
Но главное: узор на одежде говорил многое о самом владельце.

Узор на одежде как оберег не его основное предназначение. Своя рубаха ближе к телу ибо она как кожа, только твоя, для тебя и о тебе.

Одежда являлась как бы уникальной картиной ее владельца и несла на себе богатую смысловую нагрузку.

Не только по крою одежды а прежде всего по узору можно было понять откуда человек, кто он, какой его род деятельности, каков его духовный статус и представление о мире и так далее. А уж охранную функцию узор нес как само собой разумеющееся.

Приведу пример  — если ребенок идет за руку с своим отцом, отец конечно защитит своего ребенка в случае опасности но это не имеет никакого отношения к тому куда они идут и о чем разговаривают по пути.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность.

Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя.

Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия.

Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется ни девочке, ни мальчику они были не нужны.

Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе.

Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Узоры

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него.

Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия.

Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Свадебный платок. Деталь вышивки. Первая половина XIX в. Тамбовская губерния. Шацкий уезд. Двустороннее шитье и гладь.

Обережные узоры

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание — оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило.

Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния — такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу.

Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры.

Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни.

С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.

Знаки

  1. Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.
  2. Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

  3. Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
  4. Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  5. Крада («решетка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.

  6. Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня — Агуни).
  7. Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».
  8. Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
  9. Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
  10. Ярга (свастика). Иначе – коловорот.

    Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила.

    Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название.

    Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться… Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.

  11. Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  12. Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.
  13. Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Боги

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX в. Новгородская губерния, Устюженский уезд. Двустороннее шитье.

Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд. Шитье двустороннее и набором.

Макошь

С необычной стороны этот образ раскрыт в статье «Иван. Купальская этимология»

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон — знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.

  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в.

Псковская губерния, Порховский уезд. Шитье тамбуром.

Цвета

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный — для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат.

Оранжевый — для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый — для третьей чакры (область солнечного сплетения) — центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый — для четвертой, сердечной чакры.

Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой — для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека.

Синий — для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый — для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

  1. Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
  2. Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
  3. Зеленый – Растительность, Жизнь.
  4. Черный – Земля.
  5. Золотой – Солнце.
  6. Синий – Небо, Воды.
  7. Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Источник: https://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/rasshifrovka-tajnyx-slavyanskix-uzorov/

Защитные символы древних народов и тайны славянских оберегов — Милитари Блог

Тайны славянской одежды

Славянские обереги и их значение – это отдельная тема для изучения историков. Они могут рассказать нам о многом. Обереги являются частью культурного наследия наших предков. По ним можно судить о мудрости и религии этого великого народа. Большинство оберегов имеют солярные символы, что говорит о поклонении славян Солнцу.

Их использовали для личной защиты и защиты близких людей от природных явлений, зла, порчи или сглаза. Обереги подбирались индивидуально. Если, например, в христианстве взрослые и дети носят крест для защиты, то в язычестве можно было выбрать амулет, близкий по энергетике и значению.

Тогда он становился не просто аксессуаром для красоты, а действительно сильным оберегом.

Несмотря на то что мы живем в 21 веке, славянские амулеты все так же популярны. Их носят люди разных возрастов и профессий. Подбирая славянские обереги, нужно знать их значение, описание и толкование. Если не уделить должного внимания выбору амулета, то он может не подойти энергетически и не обеспечит должной защиты.

Общая информация о славянских оберегах

Обереги древних славян содержат не только солярные символы, обозначающие поклонение культу солнца. Некоторые из них (Коловрат, Ладинец, Солнцеворот) представляют собой свастику.

Такую же форму имеет наша галактика, называемая Млечный путь и это еще не все. ДНК человека тоже напоминает свастику. Это может значить, что славяне обладали более глубокими знаниями, чем об этом известно.

О простом совпадении также может идти речь, но оно маловероятно, если учитывать всю мудрость этого великого народа.

Современные славянские талисманы имеют такой же внешний вид, как и были раньше. В интернете можно найти их фото, на основе которых и делают амулеты.

В древности для изготовления амулетов использовали те материалы, которые были доступны народу. Изначально применялось дерево. Позднее их стали делать из металлов, а также костей или зубов животных.

Такие славянские амулеты и обереги давали человеку силу животного, которому принадлежали эти части.

Сейчас обереги старой Руси делают преимущественно из золота и серебра, при этом предпочтение отдают все же серебряным изделиям, поскольку раньше считалось, что этот металл отпугивает нечистую силу. Это значит, такие обереги славян обеспечат человеку самую мощную защиту. Изделия из золота еще и подчеркивают статус владельца. Они являются самыми ценными и дорогостоящими из всех амулетов.

При выборе талисмана нужно ориентироваться на их значение и на свою интуицию. Если тянет к какому-то определенному талисману, то он и подходит по энергетике. Не стоит забывать и о том, какой амулет имеет смысл. Бывают славянские обереги от сглаза и порчи, для удачи, для финансового благополучия и другие.

Славянские обереги для мужчин

Мужские славянские обереги всегда отличались от женских оберегов. В первую очередь у них разная энергетика. К тому же мужской оберег должен был защищать человека во время охоты и сражения. Он также сохранял здоровье и приносил удачу.

Славянский оберег для мужчин традиционно делают из серебра или меди. Они просты и лаконичны, в отличие от некоторых женских талисманов. Наибольшей силой обладают те амулеты, которые мужчине сделала мать, жена или сестра. В древности женщины изготовляли их даже из своих волос.

Такой оберег должен был вернуть любимого с войны живым и невредимым.

Мужчинам можно носить славянские обереги в виде украшений, а можно наносить их символы на военное снаряжение или вышивать их на одежде.

Велес – это один из богов славянского пантеона, в честь которого был создан этот амулет. Он выглядит, как лапа медведя или волка. Такой оберег мужчина должен был носить всю жизнь, не расставаясь с ним.

Амулет может привести человека на самый верх карьерной лестницы, сделать его богатым и успешным. Оберег подходит мужчинам, на род занятий которых влияет погода: рыбаки, фермеры, пожарные, охотники и другие.

Амулет также защищает от несчастий, бед и так далее.

Такие славянские знаки наделены стихией огня, которая способна защитить от любой негативной энергии, размолвок, погодных явлений, порчи и сглаза. Раньше этот оберег использовали для налаживания отношений между родами и для защиты от войн.

Этот оберег усиливает все черты характера, которыми должен обладать настоящий мужчина: доблесть, отвага и мужественность. Он делает человека сильнее и выносливее, а также внушает уверенность в себе. Раньше его могли носить только люди военного дела, но теперь он подходит и для повседневного обихода. Амулет защищает от нечистой силы, порчи и сглаза.

Оберег помогает мужчине стать сильнее, мудрее и мужественнее. Он дает силу, которая позволяет выстоять против недругов и природных стихий. Амулет может носить любой мужчина, но больше всего он подходит людям, род деятельности которых зависит от стихии: моряки, пожарные, рыбки и другие.

Оберег подходит людям, стремящимся к духовному росту. Он помогает самосовершенствоваться и защищает от болезней, порчи и сглаза.

Этот амулет могут носить только мужчины, достигшие 32-летнего возраста. Его можно начать носить и раньше, но только после выполнения долга перед Родиной, например, после участия в боевых действиях. Оберег помогает изменить жизнь в лучшую сторону.

Благодаря такому оберегу, мужчина обретает мудрость, отвагу и силу предков. Он также получает защиту от стихий и обеспечивает успех всех начинаний. Похожими свойствами обладает и оберег Стрибожич. Особое внимание на такие амулеты рекомендуется обратить мужчинам, работа которых связана со спасением или опасностью: пожарные, полицейские спасатели и другие.

Это один из самых популярных и почитаемых оберегов. Он делал мужчину храбрее, усиливал волю к победе и давал силу. Амулет защищал во время боя, а также в повседневной жизни.

Такой амулет подходит для мужчин, стремящихся к самосовершенствованию. Он развивает дар, которым обладает человек, заряжает энергией, помогает понять смысл жизни. Оберег защищает мужчины от неудач, бед, порчи и сглаза. Благодаря амулету можно найти свою истинную любовь или возродить в душе прежние чувства.

Амулет создан в честь Перуна – бога грозы и молнии. Он давал мужчине его защиту и силы. Амулет помогал выстоять на поле боя и защитить родную землю от набегов врагов. Оберег также обеспечивает защиту семьи мужчины и помогает сохранить супружескую верность.

Обереги древних славян для женщин

Женские славянские обереги отличаются от мужских своим изяществом и красотой. Они помогают женщине сохранить семейный очаг и родить здоровых детей. Амулеты защищали ее и ее будущее потомство. Славянские обереги для женщин можно носить в виде украшений или вышивать символ на одежде.

Это оберег счастья и любви. Он был популярен в давние времена и пользуется спросом у современных женщин. Оберег помогает удачно выйти замуж, выносить и родить ребенка. Он также защищает от болезней и неудач.

Это двусторонний оберег – одна сторона – это Яровик, другая – Огневик. Благодаря такому сочетанию амулет обладает невероятной силой. Он помогает приумножать богатства и притягивает удачу.

Оберег защищает саму женщину и ее будущих детей от болезней, бед, порчи и сглаза. Он укрепляет дух и дает силу, позволяющую справиться со всеми трудностями.

Яровик-Огневик помогает женщине легче перенести беременность и роды.

Амулет создан в честь богини Лады-Богородицы – богини любви и семьи. Он помогает женщине сохранить свою красоту и молодость, защищает от происков нечистой силы и злых людей. Оберег дает женщине любовь, помогает удачно выйти замуж и родить здоровых детей.

Оберег создан в честь богини Макошь. Она покровительствует зрелым женщинам, помогает им создать крепкую семью и дает силы сохранить семейный очаг. Соответственно, оберег обладает этими свойствами. Он подходит замужним женщинам. Амулет защищает от бед, болезней, притягивает деньги и счастье.

Амулет издавна носили только взрослые женщины, которые стали матерями, и в современном мире эта традиция не нарушается. Только в этом случае оберег обеспечит защиту и принесет удачу, а не разрушат энергетику своей хозяйки.

Этот оберег нужно носить тем девушкам, которые хотят завести детей. Он поможет исполнить им эту мечту. Во время беременности его защитные силы не ослабевают. Оберег помогает справиться с депрессией, которой подвержены беременные и облегчает боль во время родов. После рождения ребенка амулет защитит маму и малыша от бед, невзгод, порчи и сглаза.

Оберег Ладинец приносит женщине счастье, другое его название – Крест Лады-Богородицы. Амулет также способствует излечению от женских заболеваний и защищает от болезней. Он защищает и от сглаза, порчи и любых дурных взглядов.

Обереги для детей

Славянские амулеты, талисманы и обереги подходят и для детей.

Существуют такие обереги, которые можно вешать над кроваткой ребенка и тогда он защитит его от злых, завистливых взглядов, сглаза и порчи. В прежние времена оберег для ребенка делала мама.

Обычно такой символикой украшали одежду малыша. Сейчас славянские обереги для детей можно просто купить в любом специализированном магазине.

Оберег был создан в честь бога Рода, бога всего живого на земле и в других мирах. Его вешали над кроваткой или клали в колыбельку малыша. Благодаря этому ребенок получал защиту сам и вся его семья. Такой оберег было принято всегда держать в доме даже после того, как малыш вырастал.

Для защиты малыша мамы могут сделать куклу-пеленашку. Этот славянский оберег до сих пор принято изготавливать самостоятельно. В процессе работы нельзя пользоваться ножницами и иглами. Из белой ткани делается маленький жгут, который будет телом куколки.

Затем на нее повязывается косыночка, и она пеленается в небольшую тряпочку. Сверху куколка заматывается красной ниткой. Личико куколке рисовать не принято. Ее нужно положить в кроватку малышу.

Благодаря такому оберегу, ребенок получит защиту от порчи и сглаза.

Древнеславянские обереги для дома

Славянские обереги для дома защищают от краж, пожара и других несчастий. Изображением практически любого амулета можно украсить стены жилища, кроме тех, какие можно носить только лично.

Изображение этого оберега можно повесить на стены дома, чтобы защитить его. Он отгоняет нечистую силу, не дает болезням проникнуть в жилище, уберегает от воров и пожаров. Алатырь также привлекает счастье и удачу. Его можно не только повесить на стены дома, но и носить лично в виде украшений или вышивать на одежде.

Для дома также подойдет оберег Родовик, Молвинец и другие универсальные амулеты.

Универсальные обереги

Древнеславянские обереги могут быть универсальными, то есть их могут носить все без исключения.

Это оберег молодоженов. Он защищает любовь супружеской пары от угасания, от измен и ссор, но только если его правильно носить. Его нельзя носить кому-то одному из супругов. В день бракосочетания его надевают на мужа и жену и после этого они уже не должны с ним расставаться.

При этом его нельзя использовать без вышивки, которую традиционно кладут на супружескую постель. Как только первый ребенок появился на свет, супруги снимают оберег, заворачивают его в вышивку и убирают в надежное место.

Он не теряет своей силы и продолжает оберегать семью, но уже с пополнением.

Одолень трава считается женским оберегом, но его обратная сторона – это Цвет папоротника, который является мужским оберегом. Значит, это универсальный оберег, который защищает от нечистой силы, порчи и сглаза и притягивает счастье и везенье.

Не нужно путать этот оберег с Печатью Велеса, потому что это разные амулеты. Оберег Велеса похож на перевернутую букву А. Это универсальный амулет, который помогает обнаружить скрытые потенциалы. Оберег открывает путь к тайным знаниям. С его помощью можно проводить магические ритуалы. Амулет дает возможность устанавливать связь с потусторонними мирами.

Оберег создан в честь бога Сварога. Он помогает развиваться духовно, осознать смысл жизни и не отходить от намеченной цели. Во время ношения оберега нельзя совершать дурных поступков, потому что Сварог почитается только добро и справедливость, поэтому наказание за такие деяния не заставит себя ждать.

Как говорят придания, этот оберег преподнес в дар людям сам бог Рода. Нет ничего удивительного в том, что он считается самым сильным амулетом. Он защищает, притягивает удачу и помогает обрести любовь. Оберег можно носить в виде украшений, его изображение можно вышивать на одежде или наносить на тело как татуировку.

Источник: https://dubki-nk.ru/proekty/zashhitnye-simvoly-drevnih-narodov-i-tajny-slavyanskih-oberegov.html

Славянская одежда: краткие сведения и реконструкция | Как одевались на Руси?

Тайны славянской одежды

Окружающие события всегда оказывали влияние на вкусовые предпочтения человека, его взгляды, интересы. Так, в нашем обществе еще 20 лет назад было принято во все глаза смотреть на запад и без зазрения совести, в чистую, копировать все их привычки, пристрастия и повадки.

Те времена прошли, страна повзрослела, и мыслящие представители общественности стали приходить к выводу о том, что мы совсем не знаем наших корней. Так мы начали потихоньку углубляться в свое прошлое.

Появилось много информации, легенд и вымысла относительно истории наших прародителей. Ежедневно дискуссии на эту тему лишь усиливаются. Широкую популярность приобрели различные обереги, предметы одежды, различные аксессуары, которые могут быть причастны к славянской культуре.

Но в этой статье мы будем говорить о славянской одежде. Информации о ней много, очень много. Мы лишь бегло пробежимся по основным моментам. Подробности же будут раскрывать в последующих статьях.

* Сегодня у нас есть фото украшений и реконструкции древнеславянской одежды, как женской, так и мужской. Картинки чуть ниже.

Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций

Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.

Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.

Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.

  1. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
  2. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача — привить любовь к сородичу.
  3. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.

Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.

Значение цвета в древнерусской одежде

Смысл и значения цветового оттенка славянской одежды:

  • Зеленый — символ богатой растительности и жизни, которую она дарует;

  • Черный — ассоциируется с землей, в положительном смысле. Поскольку земля всегда приносит урожай;

  • Синий — небесный цвет. Одновременно, означает и водные просторы.

Словом, все мыслимые стихии к которым предки относились с большим почетом и уважением. В отдельную категорию можно выделить элементы гардероба красного цвета.

Слово «красный» и его производные всегда произносились в речи для определения красоты, нарядности. Аналогично особо выделялось и золотое шитье. Его значение — Солнце. Было довольно распространено в Киеве.

Каждая деталь гардероба имела свое отличие, предназначение и являлась знаком чего-либо.

Воротник

Считается, что древнерусские воротники — традиционно косые или в виде выреза, иногда прямые, с двумя способами застегивания:

  1. иногда на пуговицу,
  2. иногда при помощи ленты.

Однако, воротники тоже были разнообразны, и шились из различных тканей, и по-разному украшались:

  • Удавалось находить в курганах воротники из шелка, украшенные жемчугом.

  • Стоячие воротники, основой которым была береста или кожа. Высота такого воротника примерно 2.5 см, узоры выполнены слева от разреза.

  • Помимо косых воротов, распространены были в форме трапеции или каре.

  • Очень широко распространялись косоворотки, воротники-стоечки. Высота такого воротника 2.5-3 см. Они имели вышивку и застежку-пуговку (справа) и петельку для нее (слева).

Рукава

И в мужских и в женских рубахах рукава всегда были чуть длиннее требуемого. Это позволяло делать из них красивые складки, засучивая, и подвязывая тесемочками или лентами у запястья.

Возможно, рубахи как таковые были объектами священнодействия. Кроме исторических догадок, основанных на сохранившихся документах, намеки на это можно уловить и в сказках. Например, эпизоды, где прекрасная девица взмахом рукава творила чудеса (Царевна лягушка). Ведь известно, что все сказки родились из древних преданий, путем которых славяне доносили принципы своих верований до детей.

Сарафан

Будет удивительным узнать, что чисто женским нарядом этот предмет одежды стал относительно не давно. На заре своего появления, был замечен и в мужских образов.

Традиционная выкройка представляла собой полукруг — из соображений экономии материала. Очень популярный элемент образа у представителей всех слоев населения до петровских реформ.

При раскопках археологи находят изображения, на основе которых можно сделать вполне достоверный вывод о славянском быте. В частности касается это и штанов. Недвусмысленные рисунки демонстрируют узкие модели, длиной не более чем до щиколотки. В этом месте они заправлялись в онучи — длинные широкие полоски ткани, которые обматывались вокруг голенища.

Пояс

Всегда являлся элементом одеяния и мужчин, и женщин.

  1. Женский покрой — тканый, широкий, завязывающийся под грудью, с остатками длинного конца.
  2. Мужской вариант очень похож на современный ремень. Именно в тех временах и теряются его исторические корни. Главный символ воинского достоинства — вот чем являлся ременной пояс для взрослого мужчины.

Особую ценность являли собой полоски кожи срезанные с раненного во время охоты, но еще не мертвого тура — дикого свирепого быка.

Головной убор

Опираясь на документальные источники, ученые делают вывод, что шапкой мужской головной убор на территории обитания славян назывался с момента своего изобретения. Вид они могли иметь разнообразный. Материал для изготовления также использовали всевозможный. Всё как в современном мире моды.

Объединяло модели обязательная традиция. Шапку необходимо было снимать перед старшим по статусу или возрасту, уважаемым, авторитетным человеком. А в общем и целом, о мужских головных уборах славян мало что известно.

К женскому аналогичному атрибуту относились более трепетно. В славянской одежде — это было основной защитой от злых сил. Непокрытой девичья голова могла оставаться только до замужества.

Длинная коса всегда приветствовалась окружающими. В то время как распущенным локонам придавали особую магическую силу — они могли приворожить суженного. Повзрослев, допускать подобный внешний вид возбранялось.

Это могло навлечь беду на весь род: неурожай, гибель скота и прочие неприятности. С тех пор слово «опростоволосилась» употребляется в самом негативном смысле. Изначально оно имело буквальное значение — опозорила род.

В курганах были найдены фрагменты головных уборов, выполненные из:

  • шерсти;

  • шелка;

  • растительного происхождения;

  • возможно, меха.

Нередко находили крученые нити и ленты из этих же материалов. А так же металлические ленты из серебра, бронзы и иных сплавов.

Неотъемлемым элементом женских головных уборов были височные кольца.

По своей конструкции женские головные уборы можно разделить на три типа:

  1. сложные головные уборы, состоящие из большого количества деталей;
  2. головные уборы ленточного типа;
  3. из куска цельной ткани.

Обувь

Два самых распространенных типа:

  • Лапти. Плелись и лыка, бересты или кожаных ремешков. Отличались расцветкой, узором, дополнительными украшениями (в праздничном варианте).

  • Кожаные башмаки. Привилегия городских, состоятельных жителей.

Верхняя одежда

Как нам известно, древнерусская одежда была в основном двубортной. Отсюда и популярность стоячих воротничков.

Из трех основных элементов состояла верхняя одежда славян:

Здесь они приведены списком, который соответствовал порядку облачения. Для их изготовления в ход шел самый разнообразный материал, в зависимости от назначения, статуса и состоятельности будущего владельца: от самого простого сукна до великолепных мехов.

В последнем недостатка не было, но он очень ценился, в том числе и далеко за границей.

Реконструкция древней славянской одежды

По материалам, которые удалось собрать археологами, по старинным изображениям, летописям и прочему удалось реконструировать древнерусский костюм.

На рисунке 71-73 представлена реконструкция княжеско боярского убора. Эти одежды известны по фрескам 10-13 вв. На их основе можно сделать вывод, что женская княжеская одежда по крою была двух типов:

  1. Платья прямого покроя, перехваченные поясом у талии. Рукава у такой одежды могли быть и узкими, и широкими с опястьем. Чаще всего такие платья шили из однотонной ткани и украшали подол орнаментом. Иногда каймой или оплечьем. Табл. 71 (1)
  2. Прямые и немного расширяющиеся к низу платья, с узким рукавом и опястьем. Шили их из богатой ткани с орнаментом, украшали каймой, вышивкой и оплечьем. Именно такие наряды плотно вошли в княжеский костюм в 16-17вв. Рис. 73 (1, 2).

На рисунке с реконструкцией княжеской одежды изображены кожаные сапоги. Предположительно, такие носили в Новгороде.

Женская княжеская одежда

На рис. 71 (1) у княгини на голове венец. Их форма могла быть различной, тут изображен такой. Подобные ему находили в одном из киевских курганов (рис. 72 (2, 3)). Снизу, на рясны (древнерусские украшения) к нему крепятся колты (древнерусское полое женское украшение из металла).

Эти колты обнизаны обнизаны полыми шариками, а рисунок на них изображает плетенку и двух грифонов, по обе стороны от нее (рис. 72 (4)).

Такой же узор из плетенки мы видим и на воротнике женщины. Плюс ко всему, золотую вышивку воротника дополняет рисунок из крестов. Застегивался ворот на полые пуговки из серебра с изображением все той же плетенки (рис. 72 (5)). Таким образом, головной убор и ворот составляют единый ансамбль.

Оплечье платья, пояс и подол украшали тиснеными бляшками и шитьем. В центре платье украшали ленты, расшитые золотом (рис. 72 (8)).

Орнамент на лентах очень схож с орнаментом на браслетах (рис. 72 (6, 7)).

На рисунке 73 (1) мы видим парадный костюм княгини. На рисунке 73 (3) представлен костюм незамужней боярыни.

Рядом с женщиной на рисунке изображен мужчина (71 (2)). На князе:

  • островерхий венец, похожий на корону;

  • кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки;

  • зеленые порты;

  • мягкие красные сапоги, украшенные бляшками и бусинами.

Оплечье, подол и нагрудник также украшены бляшками. Сама ткань кафтана темно-красная, с орнаментом и кринами.

На рисунке 75 представлены реконструкции костюмов древнерусской знати и горожан. А рисунок 76, 78 показывает нам крестьянскую одежду (по материалам курганов вятичей).

Из прошлого в настоящее

За неизвестностью кроется много всего интересного. Даже одежда требует продолжения разбора, чтобы познать всю значимость ее для древнего человека. Ведь каждый элемент мог быть дополнен в каждом конкретном случае, какой-либо важной деталью, которая молчаливо давала много информации окружающим.

Поэтому наиболее любознательных впереди ожидает долгий и интересный путь.

P. S. Все иллюстрации с реконструкцией одежды славян взяты из журнала «Советская археология» и выполнены Сабуровой М. А.

Источник: https://pearative.ru/stati/slavyanskaya-odezhda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.