Тоншаевские марийцы / Культура мари (Фото Михаила Бурлацкого)

Содержание

Луговые марийцы: происхождение народа, условия жизни и исторические факты

Тоншаевские марийцы / Культура мари (Фото Михаила Бурлацкого)

Россия является многонациональной страной, ведь в ней проживает большое количество разных народов.

В республике Марий Эл живут луговые марийцы, имеющие свою культуру, язык и традиции, которые уходят корнями в глубину веков.

История этого народа очень интересна, а их обычаи и красивые национальные костюмы поражают воображение. Прочитав данную статью, вы узнаете о луговых марийцах много нового.

Происхождение марийцев

Марийский этнос сформировался в IX-XI веках. О происхождении народа ученые и археологи спорят до сих пор. Некоторые считают, что марийцы близки к народу под названием меря. Кто-то пытается доказать его схожесть с представителями мордвы. Достоверно известно, что уже в IX-XI веках этнос делился на горных и луговых мари. Марийцы входят в большую семью финно-угорских народов.

Небольшой экскурс в историю марийского народа

В настоящее время в Марий Эл проживают луговые и горные марийцы. В чем разница между ними? Горные с древних времен живут на правом берегу Волги, и лишь некоторая часть обитает на левом берегу этой реки. Луговые изначально жили вблизи Малой Кокшаги, но позднее расселились и на другие территории. В настоящее время они проживают в Ветлужско-Вятском междуречье.

Выделяют три группы марийцев:

  • Луговые.
  • Горные.
  • Восточные.

Восточными себя называют те, что проживают в Башкирии. Согласно историческим источникам, они переселились туда из-за того, что не хотели принимать православную веру. Восточные и луговые марийцы имеют общий язык, поэтому отлично понимают друг друга.

Горные марийцы с XV века подчинялись русскому царю. Некоторые историки считают, что они присоединились к Русскому государству добровольно, другие же предполагают, что у них не было другого выхода. Луговые долгое время выступали на стороне татар.

Присоединение луговых марийцев к русскому государству было очень длительным. Они долго сопротивлялись и пытались сохранить свою независимость.

Однако правительству Ивана Грозного удалось подавить движение повстанцев, вследствие чего луговые марийцы вошли в состав Русского государства.

Несмотря на то, что их присоединение не было добровольным, а большая часть этого народа испытала страшные потрясения во время Черемисских войн (под таким названием в исторических источниках сохранилась борьба луговых марийцев с Русским государством), они смогли сохранить свою самобытность и традиции.

Образ жизни

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень. Практически все семьи имели свои огороды, где сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Большинство представителей марийцев разводили скот: коз, коров, овец, лошадей.

В настоящее время очень хорошо развито в республике Марий Эл пчеловодство, а мед, собранный на пасеках марийского края, славится по всей стране. Благодаря тому, что марийцы проживают вблизи рек и крупных водоемов, они всегда имели возможность ловить рыбу. Также пользуется популярностью охота.

Многие занимаются лесными промыслами: лесозаготовками, смолокурением.

В XIX веке луговые марийцы проживали в деревянных избах с двускатной крышей. Обязательным атрибутом дома была русская печь. Обстановка в избе была совершенно простая: вдоль стен размещались лавки, на стенах имелись полки для икон и посуды. Спали на кроватях или нарах.

В теплое время года еду часто готовили в летней кухне, которая представляла из себя небольшую постройку с земляным полом. Зажиточные марийцы строили большие двухэтажные кладовые. Внизу хранили продукты питания, а на втором этаже — ценную утварь.

Вера луговых марийцев

Несмотря на то, что марийцы были вынуждены под давлением принять православную веру, они не отреклись от своих традиционных обычаев. С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. В рощах проводятся моления и совершаются обряды.

Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, ведь оно считается главным. Луговые марийцы верят в верховного Бога Юмо, а также поклоняются его помощникам. В священной роще нельзя шуметь и петь. Это место очень важно для каждого представителя марийского народа.

Во время посещения священной рощи мужчины разжигают костры, устанавливают котлы и варят еду. Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.

Обычаи и традиции

С древних времен марийцы объединялись в общины, куда входили жители нескольких селений. За невесту принято было платить выкуп, а ее родители, в свою очередь, давали приданное. Свадьбы были очень шумными и веселыми.

Туда могли прийти все желающие, ведь создание новой семьи считалось грандиозным событием. Многие свадебные традиции сохранились у народа и по сей день.

Жених с невестой и гости часто облачаются в национальные костюмы, звучат старинные марийские песни.

У луговых марийцев была развита народная медицина. Если кто-то болел, то принято было обращаться к знахарю, который обладал необъяснимой силой. Целители и сейчас очень сильно ценятся, а запись к ним составляется на несколько месяцев вперед. Луговые марийцы верят, что знахари могут излечить любые болезни.

Отражение традиций и обычаев на экране

Огромную известность этот народ приобрел после выхода на экраны фильма «Небесные жены луговых мари». В нем рассказывается о необычных традициях и вере марийцев. На первый взгляд может показаться, что это сказка, ведь сложно поверить, что подобные обычаи сохранились в наше время.

Но на самом деле луговые марийцы смогли пронести их сквозь века. И по сей день они посещают священные рощи, верят в чудодейственную силу знахарей и колдунов, надевают на праздники свои традиционные наряды.

Фильм «Небесные жены луговых мари» положительно оценили даже на Римском кинофестивале.

Наряды марийских девушек

Костюмы луговых марийцев заслуживают отдельного внимания. Представительницы женского пола предпочитали многослойные наряды, которые сложно было надеть самостоятельно. Важнейшую роль играли украшения из монет. Известно, что раньше их передавали по наследству из поколения в поколение.

Естественно, украшения надевали только по праздничным дням, а в рабочие будни предпочитали скромные костюмы из льняных и конопляных тканей. До XIX века женщины носили головной убор под названием «шурка». Он имел берестяной каркас и напоминал мордовские и удмуртские уборы.

Заключение

История и культура марийского народа очень интересна. В республике Марий Эл существуют музеи, побывав в которых, можно окунуться в прошлое и увидеть особенности быта горных и луговых марийцев. Также там можно полюбоваться невероятно красивыми костюмами, расшитыми монетами, бисером и украшениями.

Источник: https://FB.ru/article/459018/lugovyie-mariytsyi-proishojdenie-naroda-usloviya-jizni-i-istoricheskie-faktyi

Людмила Ямурзина: марийцев прозвали

Тоншаевские марийцы / Культура мари (Фото Михаила Бурлацкого)

ТАЛЛИНН, 16 ноя — Sputnik, Александр Лукьянов. Как действует Программа родственных народов в Эстонии, для чего марийским женщинам украшения из монет и во что они верят, корреспонденту Sputnik Эстония рассказала руководитель марийского общества в Таллинне Людмила Ямурзина.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

Относящиеся к группе финно-угорских народов, марийцы проживают в основном в России, Республике Марий Эл. В Эстонии же, в Таллинне, Ямурзина оказалась 14 лет назад благодаря эстонской Программе родственных народов, направленной на поддержку финно-угорских народов, проживающих за пределами Эстонии.

Программа известна с начала 1990-х годов. Она действует и сегодня, претерпев много изменений. Если вначале приехать в Эстонию, чтобы получить здесь высшее образование, могли сразу несколько десятков абитуриентов из России, то с течением времени их стало приезжать в разы меньше.

«В 2005 году марийцев, прибывших в Эстонию учиться по Программе родственных народов, было лишь четверо. Я выбрала этнографию, другие были филологами. Все мы занимались марийским языком и культурой», — вспомнила гостья редакции.

© Фото : из личного архива

Людмила Ямурзина с семьей на Днях родственных народов в Риге

Людмила Ямурзина училась в докторантуре Тартуского университета, в котором действовал Центр Пауля Аристэ, известного эстонского лингвиста и этнографа, исследователя финно-угорских языков. Получив в соответствии с Программой родственных народов диплом, люди возвращались домой, но в случае с Ямурзиной получилось иначе – она вышла замуж и осталась в Эстонии.

Народ водоплавающей птицы

«У всех финно-угорских народов есть единый миф о создании земли. В нем говорится о том, что в самом начале не было суши, а был лишь океан. И Бог сказал утке, чтобы она нырнула и достала со дна песчинки. Так появилась земля», — рассказала Людмила.

Этот миф отражается в названии документального фильма «Народ водоплавающей птицы», снятого в 1972 году эстонским писателем и исследователем, а позже первым президентом вновь независимой Эстонии Леннартом Мери. Фильм повествует об истории, языковых и культурных связях финно-угорских народов. Рассказчики в нем — ханты, манси, коми, финны, карелы и марийцы.

Общий у финно-угорских народов не только миф об утке, сотворившей землю, продолжила Людмила, но общие и основные цвета национальных орнаментов — белый, черный, красный. Они доминируют в вышивке, которую Людмила принесла с собой.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Главный элемент национального марийского орнамента

«Это — один из национальных символов марийского народа, символ солнца. В центре его — человек с ангелами на плечах. Подобный символ является главным элементом в любой культуре, потому что от солнца зависит вся жизнь на земле», — объяснила Людмила.

Национальный орнамент и языческие ритуалы

Отличия можно увидеть в национальном орнаменте, сравнимом с древними рунами. Его можно читать, как письмо. Людмила обратила внимание на головной убор, который принесла с собой. Все здесь вышито вручную, и вышивка очень мелкая. Каждая вышивальщица вкладывала в нее свой смысл. Всегда вышивались полотенца, в которых можно разглядеть историю семьи.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Старинный головной убор мариек шимак

Марийская культура – устная, в ней долгое время не было письменности. Различные истории передавались именно через орнаменты, а также через ритуалы, основное предназначение которых в традиционной культуре – передача знаний. Совершаясь каждый раз в одно и то же время, они утверждали правильность этих знаний.

Традиционная марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До сих пор ее последователи свои религиозные ритуалы, проводимые в соответствии с традиционным календарем, совершают в священных рощах.

Таких некрещеных марийцев, объяснила Людмила, называют «чимари». Это как бы «чистые» марийцы, язычники. На моленьях у всех должна быть чистая одежда и чистое тело. Отсюда и цвет национального марийского костюма — он белый.

© Фото : из личного архива

День марийского героя, апрель 2017 года

Разделение марийцев на крещеных и некрещеных произошло во времена насильственной христианизации Ивана Грозного. Часть марийцев, не желавших того, ради сохранения родной культуры бежала на восток, в башкирские степи. До сих пор в Башкирии живут их потомки.

Не аутентичность, а стилизация

Помимо того что в Поволжье много мелких народов, свое влияние на марийскую культуру оказывает и Россия, это заметно по структуре и цвету современных орнаментов. Также стирает культурные различия развитие индустрии туризма и прикладного искусства.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина держит в руках куклы в национальных марийских костюмах

«Посмотрите на этих куколок, в их костюмах уже все стилизовано. Тем не менее есть некоторые отличительные черты, по которым можно определить, что здесь именно марийские куклы. Это видно по орнаментам их костюмов. В женском орнаментированы грудь, перед (передник), рукава. Орнамент должен быть и сзади, чтобы сглаз не подействовал», — объяснила Ямурзина.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Куклы в национальных марийских костюмах

По ее словам, не совсем верно сделан мужской костюм. В его орнаменте в центре рубахи должен читаться акцент, защищающий главные органы человека. Ведь это – парные куклы, мужчина и женщина. Они отвечают за сохранение рода, поэтому должны себя оберегать, сохранять для новых поколений.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

Так же стилизованно выглядит народный музыкальный инструмент трещотка. Марийская музыка ритмичная, и в танцах главное – отстучать ногами правильный ритм. Этому помогают барабан и вот такие трещотки.

Украшение защищало женщин

Самая же дорогая для Людмилы Ямурзиной вещь – традиционное марийское нагрудное украшение монисто, сделанное из старинных монет и принадлежавшее когда-то ее прабабушке.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

«Этим оно и ценно. От прабабушки украшение перешло к бабушке, которая переделала его под себя. К сожалению, часть монисто утеряна. Оно сделано из царских серебряных монет, самые старые из которых относятся к началу 19-го века. Некоторые из них – с портретом Екатерины», — рассказала Ямурзина.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Нагрудное украшение монисто из серебряных монет царского времени

Для традиционной культуры подобное украшение – оберег. Это и функциональная защита, ведь монеты – металл. К тому же они блестят, то есть отражают свет, энергию. Когда в старину в деревню приезжал фотограф, все наряжались. Женщины надевали белые платья и эти украшения. В праздники украшали себя еще больше, потому что предстояло выйти в свет.

Будущий 2020-й год для Таллиннского марийского общества (поначалу это было марийское землячество) – юбилейный, ему исполнится 30 лет. У общества – две основные цели: первая – поддерживать представителей марийского народа, вторая – сохранять эстонско-марийские связи.

В Эстонию нередко приезжают делегации из Республики Марий Эл, эстонские делегации наносят ответный визит.

Также в течение года общество проводит в Таллинне два больших праздника. Осенью это концерт финно-угорских народов, когда все их представители 19 октября, в День родственных народов, собираются в эстонской столице. А весной члены общества отмечают День марийского героя и приглашают принять участие в празднике фольклорные коллективы из Марий Эл.

Три года при Таллиннском марийском обществе действовала детская воскресная школа, сегодня подобные мероприятия проводятся для родителей с детьми.

Вам будет также интересно прочитать это:

Источник: https://ee.sputniknews.ru/culture/20191116/18472681/Lyudmila-Yamurzina-mariytsev-prozvali-poslednimi-yazychnikami-Evropy.html

Марийские дети земли. Путешествие в Йошкар-Олу

Тоншаевские марийцы / Культура мари (Фото Михаила Бурлацкого)

Республика Марий Эл на карте

«Ничего себе, а где это?», «ого, как далеко!», «а почему именно туда?» — спрашивают и очень удивляются, услышав, что добралась я из Москвы всего за полтора часа — на самолёте. Если быть точной, расстояние между городами — 747 км, но у большинства москвичей сложилось ошибочное представление, будто Йошкар-Ола — «это где-то за Уралом, а то и не в нашей стране»…

На самом деле республика Марий Эл находится на востоке европейской России, в Приволжье. Коренное население республики — марийцы или, как их раньше называли, черемисы — финно-угорский народ с собственной культурой, обычаями, религией и языком. Сейчас численность марийцев едва превышает 700 тысяч человек.

Столица республики, Йошкар-Ола, тоже сравнительно небольшой город. По данным на прошлый год в нём проживало 263 тысячи человек, из которых только 58 тысяч — марийцы. Да и в республике живет лишь половина всех марийцев, а остальные рассеяны по областям и республикам Поволжья и Урала.

— Я родилась в Йошке, живу здесь всю жизнь, — рассказывает девушка Лена. — У нас в семье все русские, все друзья наши тоже…  Мне кажется, я не знаю лично ни одного марийца.

Только мама рассказывала, что их родная деревня граничила с марийской, и люди между собой не очень общались: жениться старались на своих, смешиваться было не принято.

Русские марийцев даже побаивались: говорят, среди них много колдунов, они могли навести порчу или сглазить… Я слышала, что и сейчас у нас в республике есть закрытые марийские деревни, где чтут старинные традиции и молятся в священных рощах.

«Последние язычники Европы»

Всемарийское моление. Фото Сергея Таныгина

Марийцев называют «последними язычниками Европы». Многие мари и сегодня регулярно участвуют в жертвоприношениях.

По всей республике рассеяны почти две с половиной сотни священных рощ, некоторые даже охраняются государством. Согласно марийским традициям, роща — это храм, который нельзя осквернять ни мусором, ни криком, ни руганью, ни ложью.

Нельзя рубить деревья, использовать землю и даже собирать ягоды и грибы.

Раньше большие моления собирали в специально ограждённой роще до пяти тысяч человек. Посторонних туда не допускают: марийцы верят, что мысль материальна — мысли непосвященного или неверующего могут испортить общую молитву.

В жертву богам приносят домашний скот, кроме козы и свиньи — эти животные считаются нечистыми. Для больших просьб закалывают корову или лошадь.

А некоторые марийцы в качестве жертвы зажигают гигантскую свечу и приносят к ней масло, воск, зерно, лепешки.

В Национальном музее республики Марий Эл работает Фаина Ивановна З., чистокровная марийка.

Фаина Ивановна

— Когда я была маленькой, примерно 60 лет назад, в нашей деревне ещё носили такие костюмы, — показывает она на выставочный стенд с национальным костюмом горного мари. — Марийцы бывают луговые, горные и восточные. Я из горных. Конечно, у нас соблюдались традиции, но в нашей деревне не молились в рощах — мы ходили в православные храмы…

Культура, костюмы и даже язык у горных и луговых марийцев сильно отличаются. По словам Фаины Ивановны, горные и луговые мари, случайно встретившись, порой могли не понять речь друг друга.

— У нас есть пословица: «Корныш лекат гын, рушым «земляк», татарым «изай», чувашым «родо ман»», что значит:  «Если окажешься в пути, назови русского «земляк», татарина — «старший брат», а чуваша — «родня»», — объясняет она.

— Обычаи и традиции во многом зависят от территории, с которой граничит марийский народ — со временем многое заимствуется. Уже издалека, по платью и головному убору люди понимали, откуда пришел человек. Например,  у нас, горных, на костюмах было меньше вышивки и орнамента: многие могли позволить себе купить ткань, а не ткать ее самостоятельно.

Горные марийцы стали многое заимствовать у русских, например, вышивку гладью и роспись сундуков, а луговые — у татар.

Куда пропали марийцы?

Марийские костюмы. Экспозиция национального музея республики

В XVI веке, когда войска Ивана Грозного пытались взять Казань, а татары в ответ совершали набеги на Москву, горные марийцы очень страдали от проходящих через их территорию войск.

Формально они находились в составе Казанского ханства, но защиты от него не получали: в Казани было неспокойно, постоянно сменялась власть. Тогда горные мари собрали посольство к Ивану IV, чтобы тот «их пожаловал и послал рать на Казань».

В июне 1551 года горные мари присоединились к Российскому государству.

Луговые марийцы жили на другой территории — в лесах, на болотах. Через их земли войска не ходили, и даже сборщики податей редко наведывались в эти труднопроходимые чащи.

Луговые мари находились ближе к Казани, с которой у них были налажены экономические связи. Им не хотелось ничего менять. После взятия Казани они несколько десятилетий восставали.

Эти восстания вошли в историю как три черемисские войны общей длительностью почти в 30 лет.

— Историки называют эти войны геноцидом, — продолжает Фаина Ивановна. — Что могли охотники с луками и стрелами против пушек и ружей? В конечном счёте луговых мари насильно присоединили.

В ходе черемисских войн, в 1584 году, на берегу реки Малая Кокшага был основан наш город-крепость Царевококшайск или Царь-Ола, что в переводе с луговомарийского значит «царский город» (с 1919 года — Краснококшайск, с 1928 года — Йошкар-Ола, «красный город» — «ТД»). Он был оплотом русских царей, построенным, чтобы захватить непокорных луговых мари.

Поэтому до XVII века тут жило только русское население, а марийцы обитали в окрестных деревнях.  Так и сегодня: большая часть населения Йошкар-Олы — русские.

Удыр пуч или девичья труба

Очень многие луговые мари бежали от русских и христианизации на Урал, к башкирам, к татарам. Бежали в таких количествах, что это стало вызывать опасения у русского царя: был даже издан указ о розыске, поимке и насильственном возвращении беглецов в свои деревни. Тем не менее, в процентном соотношении сбежало больше народа, чем насчитывалось горных марийцев — так появились восточные мари.

А вот горные марийцы постепенно стали «вливаться» в русскую культуру: праздновать русские праздники, Масленицу, Святки. Многие добровольно крестились.

Чтобы отличаться от некрещеных, они завязывали пояс с правой стороны («ПРАВОславный»), а не с левой, как это было принято у марийцев (пояс — оберег, защищающий сердце).

Не носить пояс вовсе считалось неприличным, отсюда и пошла поговорка «распоясался».

—  Косить у нас всегда ходили нарядными, в самой парадной одеже, — вспоминает Фаина Ивановна, —  передник, пояс, чистая рубаха. Такое было поверье, что относиться к хлебу надо почтительно. Из зёрен последнего снопа варили кашу и угощали всех соседей, чтобы был урожай.

Косить все ходили, и мужчины, и женщины — даже детей иногда брали в поле. Нас с самого детства приучали к работе: марийская девочка с семи-девяти лет уже начинала готовить себе приданое и погребальный наряд.

Раньше ведь жили плохо, рано умирали… Начинали обучать вышиванию с самого сложного элемента — с контура, ведь не было ни канвы, ни рисунка. Мастерство невесты было сразу видно по её приданому, потому оно имело очень большое значение.

Когда в семье рождалась девочка, пуповину ей обрезали на веретене, чтобы была хорошая мастерица-«тонкопряха», а когда мальчик — на топорище, чтобы был хороший мастер.

Всё решала не любовь, а экономика

Иван Денисов и его жена Виктория в традиционных свадебных нарядах. Деревня Марийские Карши. Фото Фёдора Телкова, «Русская планета»

— Был особый день, когда совершеннолетние девушки собирались в арендованной избе и демонстрировали свои умения. А деревенские женихи приходили на «общие смотрины» выбирать себе невесту.

Чтобы и в отдаленных деревнях женихи узнали, что где-то подросла невеста, девушки брали «удыр пуч» («девичью трубу»), забирались на гору и трубили. Было понятно: сколько звуков труб — столько и невест в деревне. Уже с 12 лет девочку могли выдать замуж. К сожалению, все решала не любовь, а экономика.

Люди стремились выжить: богатая семья хотела быстрее взять в дом невесту, чтобы были рабочие руки, бедная — поскорей выдать дочь замуж, чтобы не кормить лишний рот. Моего прадедушку, например, женили в 14 лет. Рассказывали, что жена была намного старше и относилась к нему как к ребенку: наработаются в поле — она его возьмет на ручки и спать унесет.

О каких супружеских обязанностях в такие годы могла идти речь? Часто оба молодожёна были ещё совсем детьми.

Фаина Ивановна хорошо помнит свадьбы у себя в деревне:

— Проезжали на свадебной телеге или на санях жених с невестой, а под ними — или шкура медвежья, или одеяло шерстяное. Мех, шерсть — это покровительство предков считалось, защита. На свахе, на невесте, иногда на лошадках даже — тяжелое монисто. Это тоже не только украшение, а сильнейший оберег, передававшийся по наследству.

Говорят, монисто могли весить до 16 кг! Монеты на нем были старинные, разных времен. Если денег не было — на монисто цепляли металлические бляшки, но деньги с них никогда не снимали, не использовали — это считалось грехом. Во время войны, я слышала, многие женщины относили свои монисто в фонд обороны — на танк, или на самолет.

Представляете, что значило для марийки отдать родовую память?

Пьяного выгоняли из деревни

Сокта и коман мелна

Вдохновленные рассказами Фаины Ивановны,  мы отправились угоститься национальными марийскими блюдами.

Еда оказалась очень похожей на русскую: те же вареники — но по размеру втрое больше наших, а внутри — творог или капуста. Называется «подкоголь». Те же блины — но пекутся они в три слоя из манной, овсяной или пшеничной крупы, а внутри — картофель или творог.

Называется «коман мелна». Пирог с картофелем и луком — «кравец», варёная колбаса из сала или крови с крупой — «сокта».

Медовуху марийцы зовут медовщиной, а с приходом русских, жалуются, появился в марийских деревнях и самогон. По словам нашего экскурсовода, традиционно марийский народ был очень строг с алкоголем: если хотя бы раз человека замечали пьяным — выгоняли из деревни.

«Дочь замуж никто не отдаст, общие дела не позовут делать — раз ты не можешь за собой следить, то доверия тебе нет. Пили маленькими глотками из ковша все по очереди, чтобы приобщиться к обряду».

А с угощениями существовала традиция: если гости приносили на праздник ржаной каравай — желают иметь достаток в семье, а если творожную лепешку — корову.

Умер? Скатертью дорога!

Выехали за город. Проезжаем поле, а вдали маленькие домики виднеются, над ними — высокие шесты с тряпками. «Что это?» — спрашиваю. — «Марийское кладбище».

Интересная особенность марийской религии — отношение к смерти.  Развитый культ предков предполагает единство мира — люди уходят, чтобы вернуться, верят марийцы.

Поэтому об умерших почти не горюют: на могилу кладут полотенце, символизирующее ровную дорогу в иной мир — «скатертью дорога» (эта поговорка раньше имела положительную коннотацию). Возле могилы вбивают шест —  «вертикальную ось мира», соединяющую в единое целое верхний и нижний миры.

На  сороковой день родственник или друг надевает одежду умершего и изображает его самого: с ним советуются, разговаривают, просят передать «привет» другим усопшим.

*     *     *

Марийская священная роща

Через несколько недель после возвращения в Москву я уже приготовилась отвечать на удивлённый возглас моей ученицы Ани: «Йошкар-Ола! Ничего себе…», когда услышала неожиданное продолжение: «…Я же сама марийка! Я оттуда!»

Оказалось, что Аня с мамой переехали в Москву не так давно, а родственники до сих пор живут в Марий Эл. Анина мама прекрасно говорит по-марийски, а дома у них хранится старинный национальный костюм и монисто.

— В нашей семье есть предание, что монетки на этом монисто пожаловал нашему далекому предку сам Стенька Разин. Рассказывают, будто прародитель наш был рыбаком, и попался проплывающему по Волге казацкому предводителю. Дед не растерялся, накормил разбойников вкусной рыбой, — и жизнь свою сохранил, и деньги получил.

Фото автора, фото на главной — группа Марий Ӱярня

Источник: http://www.taday.ru/text/2164166.html

Марийцы

Тоншаевские марийцы / Культура мари (Фото Михаила Бурлацкого)

Народные герои одобряют эту статью Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе

Территория расселения мари Современная марийская молодежь в традиционных костюмах Молодой А.М.Горький в традиционной марийской рубашке Мари, мордва, Русские.

Изменчивость генофонда Восточной Европы в пространстве главных компонент (стрелками обозначены центры тяжести «этнических облаков»). Лимборская С.А. и др. Этногеномика и геногеография народов Восточной Европы. – М.: Наука, 2002.

Марийцы в традиционных костюмах и интерьере Финно-угорские народы Восточной Европы и их соседи к началу формирования первых государств в регионе

Марийцы (мари), Черемисы (черемись) — древний народ финно-угорского происхождения, селившийся к северу от средней Волги, в междуречье Вятки и Унжи.

Мари, марий: название марийцев, которое этимологизируется как как «человек», «мужчина», «муж». А «черемись» есть древнерусское название марийцев.

Современные марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где по данным переписи 2002 года их было 42,88% населения республики, в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и др. северных областях центральной России.

Суть явления[править]

В отношении государственности марийцев издавна сложилась ситуация, подобная устройству Чечено-Ингушской республики времен СССР. В силу противостояния Казанского и Московского царств из единого марийского этноса выделились сильно отличающиеся друг от друга этнографические группы, которые некоторые исследователи даже считают двумя разными народами:

  • Горномарийцы (кырыкмары), в противостоянии Казани и Москвы вставшие на сторону Москвы (в их фольклоре любимый герой князь Акпарс, возглавлявший марийские отряды в войске Ивана Грозного). Проживают в районе города Козьмодемьянска.
  • Луговые марийцы (олык марий), воевавшие на стороне татар против Ивана Грозного, их сопротивление продолжалось ещё 50 лет после падения Казани (любимый фольклорный герой — князь Болтуш, возглавлявший борьбу с русскими). Большая часть республики Марий Эл заселена луговыми марийцами.

В итоге, с XVI в. часть марийцев устремилась в Закамье на башкирские земли, положив начало формированию отдельной этнографической группы восточных мари.

История мари[править]

Марийский народ начал общаться с цивилизацией преимущественно через булгар, расселившимся в удобном для торговли районе слияния Волги и Камы. Поэтому в культуре и языке мари весьма заметно влияние тюркских мотивов.

Захват Казани Иваном Грозным и перемещение центра волжской торговли на территорию современной Нижегородской области способствовал, в свою очередь, воздействию на марийцев культуры Московии, зарождающейся русской культуры. Марийцы начинают использовать кириллический алфавит.

Подпортила историю отношений Москвы с народом мари насильственная христианизация, из-за которой православие, как и у других христианизированных поволжских народов, было воспринято весьма поверхностно.

Особенность истории мари — благодаря тому, что междуречье Унжи и Вятки не так богато ресурсами, и не занимают стратегического положения, серьезных вооруженных конфликтов с царизмом у народа мари, в отличие от эрзя, не было. Колонизацией марийских земель ранее занимался Новгород Великий, находящийся в подобном нижегородскому Поветлужью климатическом поясе:

Послал Князь Великий на черемису воевати … князя Семена Романовича и с ним детей боярских, двор свой и совокупишася все пойдоша из Галича на Николин День декабря 6 лесы без пути, а зима была вельме студена. Тоя же зимы в 6 генваря на Крещение Господне рать Великого Князя, приде в землю черемисскую, и много зла учинила земле той, людей иссекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгаша, а кони их и всякую животину, что нельзя с собой имати, то все иссекоша, а что животы их, то все взяша и повоеваша землю их …И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми

Мари в Нижегородской области[править]

Природа и ландшафт современной Нижегородской области к северу от Волги, в особенности Поветлужье — один из основных районов формирования самосознания народа мари.

Во время походов монголов, а затем насильственной христианизации властями Московии южной части современной Нижегородской области северные земли начинают заполняться беженцами, в основном принадлежавшими в своем мировосприятии к народу эрзя.

Из сочетания мари-эрзя и сформировалось в своей основной части нынешнее население этих районов, приняв сформировавшуюся в XVII в.

русскую самоидентификацию, за исключением наиболее удаленных районов, таких, как Тоншаевский, где сохранилась оригинальная самоидентификация мари.

Марийские шутки[править]

  • Традиционный рецепт национальной кулинарии. Заполнить полкастрюли водой. Положить 3–4 столовые ложки. Кипятить 40 минут, помешивая. Добавить 2 стакана, оставив на маленьком огне, не давая закипать. Добавить еще 2 чайные ложки. Бросить щепотку. Размешать, поставить на холод. Через 38 минут подать к столу под хреном.
  • В связи с технической неисправностью автомат по продаже пива работает в режиме полуавтомата, вследствие чего монеты принимает, а пива не выдает.
  • Обед станет гораздо вкуснее, если не завтракать.

Смотрите также[править]

  • Основание Нижнего Новгорода
  • Описание черемисов на сайте hrono.ru
  • Марийский вики-проект Aboutmari.com
  • Официальный сайт правительства Мари Эл

Источник: https://www.nnov.ec/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B

Добрый Юмо и злой Кереметь. Кто помогает марийцам сохранять традиции веков

Тоншаевские марийцы / Культура мари (Фото Михаила Бурлацкого)

Верованиям народа мари, относящегося к финно-угорской группе и живущего в Республике Марий Эл, — почти 15 столетий. С VI века народ хранит традиции поклонения божествам, олицетворяющим силы природы.

Точную дату возникновения марийской веры установить невозможно, утверждают ученые. Однако в период VI–IX веков, когда формировался марийский этнос, верования уже существовали, рассказал Никандр Попов, старший научный сотрудник Марийского НИИ языка, литературы и истории имени Васильева.

Верховное божество марийцев — Кугу Юмо (Кого Йымы), олицетворяющее Вселенную, небесные и земные природные силы, единство происхождения народа от одного прародителя. 

Божества делятся на две группы: высшие и низшие. Самых главных два: добрый — уже упомянутый Юмо и злой — Кереметь. У Юмо есть свита: мать, создатель и предопределитель, пророк, докладчик, ангел-хранитель.

Высших божеств около 30. Есть и подчиненные: например, только покровителей земледелия — более 15, а есть еще богини природы, наиболее почитаема из которых богиня рождения — Шочын Ава.

Всего же, как говорит Попов, насчитывается 180 божеств и духов.

Характерная особенность марийской религии — общественные жертвоприношения в честь покровителей земледельческого труда, которые проводятся в специально отведенных для молений рощах.

Главное моление

На одном из таких обрядов, прошедшем в этом году в роще Куженерского района, удалось побывать и корреспондентам ТАСС. 

«Это главное моление всех марийцев, оно в этой роще проходит раз в пять лет. На сегодня исследовано около 300 священных рощ, в Куженерском районе их 64 зарегистрировано, из них в 29 идут моления регулярно», — рассказал Альберт Рукавишников, глава общины марийской традиционной религии «Ошмарий-Чимарий». Он является и марийским жрецом — картом.

Подготовку начали рано утром, когда около тысячи человек, включая большое количество молодежи, собрались в роще. В этот раз жертвенным животным выбрали гуся (также жертвой могут быть избраны баран, овца и лошадь).

Пока ощипывали и разделывали птицу, в огромных железных котлах кипела вода. Всего котлов было несколько десятков, в одних варилось мясо, в других — каша. Когда все было готово, накрыли жертвенные столы, на которые положили хлеб, тарелки с едой и зажгли свечи. 

После всех приготовлений началось само моление: на марийском языке читали молитвы, под которые  окуривали дымящейся головешкой еду. 

Достучаться до небес

«В православии есть традиция колокольного звона, а у нас это удар ножа о топор», — поясняет Рукавишников. Этот звук у марийцев символизирует стремление «достучаться» до Всевышнего, Божьей Матери или других богов.

После проведения обрядов верующие вместе с гостями приступили к трапезе.

Как учат марийским обрядам

Около 14% жителей Марий Эл — приверженцы традиционной религии. В республике для них создано 13 общин, учетом которых занимается Республиканский центр марийской культуры. 

По данным секретаря Галины Ласточкиной, центр проводит обряды, а также помогает создавать такие же религиозные общины для марийцев, живущих в других регионах: шесть создано в Башкирии, по одной — в Нижегородской области и Татарстане. Галина рассказала, что помимо этих регионов марийцев много в Свердловской и Пермской областях.

«Молодежь перенимает традиционные верования марийцев. Особенно много молодых людей на летних молениях. При этом они приезжают не только из Марий Эл, но и из других регионов. Там наглядно можно увидеть, что молодежь хочет узнать нашу традиционную марийскую религию, перенять опыт наших картов. Они активно помогают в облагораживании священных мест», — рассказала Ласточкина.

В этом году центр открыл марийскую школу, где желающие в рамках программы профессиональной переподготовки специалистов в сфере национальных и религиозных отношений смогут не только больше узнать о традиционной религии марийцев, но и изучить создание некоммерческих организаций, делопроизводство, бухучет. Обучение длится восемь месяцев, слушатели учатся одну неделю в месяц. Выпускникам будет выдан сертификат о том, что они являются специалистами по истории религии. Такие специалисты могут служить и жрецами (картами). 

Школа открылась в начале октября, сейчас в ней занимаются 20 слушателей. Марийцы, живущие в Башкирии, уже обратились в центр с просьбой о создании у них аналогичной школы.

Один из слушателей курса, 36-летний Александр Степанов, объяснил, что хочет быть ближе к традициям предков, проводить семейные моления и подтянуть марийский язык.

Марийские верования помогают ему в жизни, отметил Степанов.

Олег Павленко

Источник: https://tass.ru/v-strane/5818854

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.