Традиционные обряды и представления населения Карелии, связанные с баней

Обычаи и традиции Карелов

Традиционные обряды и представления населения Карелии, связанные с баней

Карьялайзет – так именуют себя представители народа, который называют карелами. Основное место проживания – Республика Карелия и близлежащие области Российской Федерации. В средине этноса существуют и отдельные этнические группы со своими самоназваниями.

Карьялайзет — древний этнос

Старинные хроники упоминают о предках нынешних карел издавна. Самые давние упоминания относятся к скандинавским сагам. Русские летописи впервые говорят о карелах в 1143 году, когда карельская земля была в составе Новгородского княжества.

Предки карел обитали на северо-западе Ладоги. Язык относится  к финно-угорской группе с несколькими наречиями, которые стали результатом отношений с древними финнами и вепсами. В древней топонимике и народном фольклоре прослеживается финское влияние.

Карелия — край озер и рек

Промыслы

Издревле карелы были охотниками и рыболовами. Впоследствии начали заниматься скотоводством и земледелием. Разводили овец, получая шерсть и мясо. Содержались коровы и низкорослые породы лошадей. Ближе к северу держали оленьи стада.

Земледелие носило трехпольный и подсечный (под поля вырубались и сжигались участки леса) характер. Конопля и лен сеялись для изготовления ткани. Из зерновых собирали урожай ячменя, ржи, овса, гороха и пшеницы. Из корнеплодов культивировались – редька, брюква и репа. Спустя время начали выращивать морковь, лук, картофель и свеклу. Землю обрабатывали мотыгами, сохами, боронами и плугами.

Наличие большого количества водоемов – естественная причина распространения рыбной ловли. На тихой воде с помощью вбитых в дно кольев и натянутой сети сооружали ловушки для рыбы. Охотились на всю дичь, которая обитала в лесах, используя добытое мясо в пищу, а шкуры для изготовления одежды.

Карельские промыслы
Распространено было и собирательство. В лес ходили за грибами, ягодами и диким медом. Добывали также смолу. Позже пчеловодство сделалось домашним. Лес заготавливался и для строительных нужд и для продажи (сплавлялся по рекам).

Развито у карелов было кузнечное дело. Из местной руды плавилось железо. Кузнецы работали с медью, бронзой, серебром. Ковалось оружие, орудия труда, изготовлялись ювелирные украшения. Древние карелы занимались резьбой по дереву, гончарным ремеслом. Обрабатывали шкуры и выделывали кожу. Одежду шили из домотканых полотен. Солому и бересту использовали для плетения.

Обработка металла

Кухня

Рыба использовалась в пищу в большом количестве. Запасы на зиму производились с помощью засаливания, сушки или вяления. Уха была самым распространенным блюдом. В нее добавлялась перловка или мучная болтанка, а также лук и картофель. На столе присутствовали каши, хлебобулочные изделия из кислого и пресного теста, мясо, молоко, грибы и ягоды, пиво и квас.

Совет

При возможности не отказывайте себе в наслаждении отведать карельской ухи. Она одна из лучших в мире.

Блюда карельской кухни

Жилье

Дома ставили деревянные. Фундамент отсутствовал. Интересно, что в доме находилась и скотина и жилье для людей. Такая планировка характерна для представителей финно-угорских племен. Избы ставились хаотично возле водоема. Ограждались частоколом, украшались резьбой. Обязательными элементами поселений были амбары, навесы для хранения инвентаря и бани.

Карельские усадьбы

Семейные традиции

Семьи у карелов были очень большие. В одном дворе проживало до сорока человек. Объясняется это совместным обитанием нескольких поколений родственников. Старики почитались. Приобщались к посильному труду дети.

Кто главный в доме у карелов?

Все подчинялись главе семейства и его жене. Владение имуществом было совместное, так же как и ведение всего хозяйства. Периодически собирался семейный совет для решения назревших хозяйственный или иных проблем.

Свадебные обычаи уходят корнями в язычество. Ритуальные действа состояли из сватовства и ритуала увода невесты из дома родителей. Все это сопровождалось обрядовыми песнями и старинными заговорами.

Религиозные верования

В современной Карелии преобладающей религией является христианство (в том числе старообрядчество). В местном культе христианские обряды смешаны с древними верованиями предков карелов.

Древние верования карьялайзет

Поклонения деревьям. Предполагалось наличие у всего живого (в том числе и у деревьев) души. Поэтому заготовка леса превращалась в целый ритуал с привлечением колдуна, который читал заговоры.

А после самому лесорубу необходимо было обращаться к духам за разрешением на порубку. Поваленные и первоначально обработанные деревья в течение сорока дней оставались в лесу умирать.

А в местах захоронений и священных рощах деревьев не трогали никогда.

Культ деревьев

Поклонение духам

Практиковалось поклонение духам природных стихий и домашнего очага. В народных верованиях лешие имели свои срубы в лесу, и социальный уклад был схожим с человеческим. Водная стихия принадлежала русалкам и водяным. И в зависимости от настроения они могли и напакостить людям. Ветрами повелевали четыре брата с разным нравом и характером.

Поклонение природным стихиям

Огнем повелевал рыжебородый дух, при чем ничего общего с домашним очагом он не имел. В карельских преданиях существовало много разных потусторонних созданий, обитающих рядом с человеком.

Это дворовые духи, кикиморы, Мара, выстригающая шерсть на невымытых домашних животных.

А дух бани,  несмотря на покровительство роженицам, мог наказать людей за неправильное пользование баней вплоть до удушения.

Сосуществование духов и людей

Шаманы и колдуны посредством заклинаний задабривали духов, чтобы те если не помогали, то хотя бы не мешали деятельности людей. На теле и в доме размещались обереги. С тех далеких времен осталась традиция росписи и декорирования домашней утвари.

Шаманы Карелии уже не вызывают трепета и воспринимаются как экзотика севера. Но языческие традиции оставили после себя богатейший пласт устного народного творчества, выраженного в былинах, сказаниях, обрядах, песнях и др.

Шаманы
Вывод:

Карелы – древний этнос испокон веков обитавший на берегах Ладоги. Обычаи народа уходят корнями в далекое языческое прошлое финно-угорских племен. Поэтому уклад жизни подразумевал полную самодостаточность и большие дружные семьи.

Карельская деревня

Источник: http://www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-i-traditsii-karelov

Традиции и обычаи народов Карелии

Традиционные обряды и представления населения Карелии, связанные с баней

Карелия — один из самых интересных регионов на Русском Севере. Без преувеличения шикарная природа, множество рек и озёр, идеально подходящих для рыбалки и отдых, плюс огромное количество природных и архитектурных достопримечательностей. Всё это ежегодно привлекает сюда сотни тысяч людей, которые едут в Карелию чтобы отдохнуть и познакомится с самобытной карельской культурой.

Но далеко не в одних только лесах и достопримечательностях заключается богатство Карелии. Самое интересное, что здесь есть — это люди.

Люди, в характере которых парадоксально соединяются истинное православие и языческие ритуалы, церковные обряды и древние магические заклинания.

Здесь по-прежнему можно найти живые деревни, во многом сохранившие традиционный уклад, рядом с которыми на местах древних захоронений растут священные деревья.

Одна из основных причин формирования такого уникального культурного ареала на территории Республики — её расположение. Карелия всегда находилась как бы на границе двух миров — западного и славянского, католичества и православия. Именно в таких условиях и формировалась традиционная карельская культура, вобравшая в себя черты Востока и Запада, при этом сохранившая своё собственное лицо.

История карельского народа

Карелы — народ финно-угорской группы, сами себя они называют «карьялайзет». По итогам переписи населения 2010 года на территории Республики проживает чуть больше 45 000 людей, относящих себя к карелам. Это менее 10% всего населения региона. Если сравнивать с переписью 1926 года, то численность карельского народа уменьшилась с 100 781 человек, то есть более чем вдвое.

Старинные хроники, в которых впервые упоминаются карелы, относятся к середине X века. Однако предки карел жили на берегах Ладожского озера давно, они именовались племенем весь, из которого впоследствии вышли нынешние вепсы, карелы и некоторые другие северные народы.

До прихода карел на земли Приладожья здесь обитало малочисленное финно-угорское племя саамов (русские называли их «лопари»), занимавшееся охотой и собирательством.

Карелы принесли с собой навыки земледелия и скотоводства, опыт построения срубных построек, а так же хорошее знание кузнечного дела.

Огромное количество водных ресурсов, сосредоточенных на территории Карелии, способствовало развитию рыболовства.

Жильё и семейные традиции карелов

Дома карелы ставили срубные, без фундамента. Обычно строились рядом с водоёмами, но общего плана застройки для всего поселения не существовало — ставили дома, где больше нравилось. Под одной крышей находились и помещения для животных и жилые комнаты для людей, но эта практика вообще типична для финно-угорских народов.

Семьи были большие, обычно вместе жило несколько поколений. Быт был очень патриархальный, все подчинялись старшему мужчине в роду. Свадьбы устраивали по расчёту, мнением невесты интересовались мало, всё решалось на семейном совете. Одновременно с этим был широко распространён брак уводом.

Язычество и христианство

Православие в Карелии имеет крепкие и древние корни, недаром здесь до сих пор сохраняется огромное количество церквей и монастырей, в том числе и знаменитый на весь православный мир Валаамский монастырь. Однако языческие верования и традиции здесь никогда полностью не теряли своих позиций. Шаманы, духи и колдуны — неотъемлемая часть карельской культуры.

Верования древних карелов основывались на тесной связи с окружающей человека природой. Люди верили, что у всего живого, в том числе и деревьев, есть душа.

Поэтому даже заготовка древесины для строительства дома требовала особого подхода, желательно с участием шамана, читавшего особые заговоры. Срубленные деревья не вывозили из леса сразу, а оставляли на месте рубки на сорок дней — умирать.

Существовали у карелов и свящённые рощи духов, в которых деревья рубить было запрещено.

Карсикко

Одушевление деревьев связано у карелов с интересным обычаем изготовления карсикко — особым образом обрубаемого или срубаемого дерева. Делали карсикко по разным причинам: в случае смерти родственника, для привлечения удачи на рыбалке, даже человеку, впервые выезжавшему в город на ярмарку, советовали делать карсикко.

Процедура изготовления карсикко тоже была разной, и зависела не только от причины, но и от местных обычаев.

Например, где-то у дерева полностью обрубали все ветки, в других областях оставляли одну верхушку, а кое-где просто срубали несколько веток и оставляли несколько знаков на стволе дерева.

Карсикко, изготовленное с упоминанием святого Петра считалось священным и становилось практически иконой. Но во всех абсолютно случаях считалось, что между карсикко и сделавшим его человеком создаётся тесная магическая связь, сохраняющая даже после смерти.

Приметы карелов

Взаимоотношения живых и мёртвых, людей и духов — ключевой элемент традиционных верований карел. Предки и духи окружали человека повсюду. В лесу одни духи, на озере другие, дома третьи. И со всеми нужно было взаимодействовать — задабривать или, наоборот, отпугивать, чтобы не принесли лиха. Для этого использовали различного рода заговоры, обереги, талисманы, соблюдали приметы.

Например, у рыбаков, варивших на берегу уху из свежего улова, существовала традиция «приглашать» святого Петра — покровителя всех рыболовов. При этом нельзя было забывать и о духе озера — грозном водяном, которого обязательно нужно было задобрить перед выходом на рыбалку, а в случае удачного улова отблагодарить.

Были свои приметы у карельских земледельцев. Например, сеять полагалось только на растущую луну, а в поле нужно было выходить затемно и желательно на голодный желудок, чтобы «разжалобить землю». Если сажали репу, то в поле обязательно прятали хворостину, чтобы «отгоняла» от посевов зайцев.

Праздники у карелов

В Карелии, как и во многих других регионах нашей страны, некоторые православные праздники имеют свои особенности.

Например, на Пасху здесь не принято ездить в гости, праздник считается чисто семейным, хотя куличи здесь так же освящают и яйца тоже красят.

На Троицу здесь часто проводятся кулачные бои между парнями, а девушки в это время слушаю кукушек, стараясь по голосам птиц разгадать свою судьбу.

Много в Карелии и чисто языческих праздников. Некоторые из них сохранялись на протяжении всей истории, а некоторые были возрождены современными энтузиастами.

Поскольку Карелия туристический регион, то в летний сезон здесь всегда проходит огромное количество разного рода фестивалей, в том числе и связанных с языческими праздниками.

Если надумаете ехать в Карелию летом, обязательно поищите, какие мероприятия проходят в округе. В большинстве случаев точно найдёте что-нибудь интересное.

Источник: https://sorola.ru/articles/traditsii-i-obychai-narodov-karelii/

Свадьба / Svuad’bu —

Традиционные обряды и представления населения Карелии, связанные с баней

Историки говорят, что полноценных и достоверных описаний карельской свадьбы до XVIII века не сохранилось. Есть, правда, посыльная грамота новгородского архиепископа Макария, в которой он призывает искоренять на местах «языческие требища и обряды», в красках обрисовывая их вред для христианской души.

Вспоминая о чуди (то есть о карелах в том числе), иерарх пишет: «Многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также де и жоны их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими прежними жонами; а которые не женаты, а живут з девками и з жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися».

Ученые считают, что речь здесь идет о пережитках родоплеменного строя. На самом же деле к середине XVI века большинство крещеных карел спокойно жили в нормальных православных браках.

Свадьбы въ корелѣ происходятъ большею частью или осенью — до Филипова поста, или въ Рождественскомъ межговѣньѣ. Выборъ такого времени — вполнѣ понятенъ. Относительная свобода отъ работъ и домашнихъ занятій, нѣкоторая зажиточность крестьянъ въ это время — все это обусловливаетъ выборъ такого времени для заключенія браковъ.

В XIX веке карелы заключали брак почти всегда по сватовству. Решение о свадьбе принималось коллективно родственниками будущей пары, хотя насильственных браков было немного — за девушкой призвали определенную свободу действий.

Эта свадьба, как вы понимаете, не настоящая — совместный проект двух фольклорно-этнографических коллективов: музея «Кижи» и московского театра «Братыня».

Художественное кино снято три года назад, официальное название проекта — «Заонежская свадьба: фольклорно-этнографическая реконструкция традиционного культурного ландшафта». Потренировавшись на ландшафте, музей «Кижи» через год поженил настоящую пару: москвичей Анну и Арсения Улановых.

Молодые. из фондов музея-заповедника «Кижи» / Елизавета Медведева

В 2013 году музей «Кижи» объявил конкурс для пар, желающих поучаствовать в традиционном заонежском свадебном обряде. Победили Анна и Арсений.

Отец Анны родился в Петрозаводске, а в деревне Боярщина (часть исторической Кижской волости) у Ани много родственников. «Молодые» на момент «свадьбы» были уже год как женаты, а знакомы десять лет. И практически каждое лето приезжали на Кижи.

Невеста. из фондов музея-заповедника «Кижи»Всё готово к свадьбе. из фондов музея-заповедника «Кижи»Жених. из фондов музея-заповедника «Кижи»В Покровской церкви. из фондов музея-заповедника «Кижи»Саундтрек. из фондов музея-заповедника «Кижи»Пляшем и поём. из фондов музея-заповедника «Кижи»

Лемби / Lembi

Карельской девушке с раннего детства объясняли, что замуж рано или поздно выйти придется. Воспитывали ее соответственно: трудолюбивой, хозяйственной, терпеливой.

Но замуж-то хочется по любви! И вот тут мы расскажем о лемби. Под этим словом карелы понимали способность девицы окружать себя поклонниками. И здесь важны были не только красота и сексуальная привлекательность, но и (!) хорошая репутация.

Замуж карелки не торопились: лет до тридцати вполне могли проходить в девушках. Беломорская Карелия, 1894. И.К.Инха

Люди знающие практиковали ритуалы, поднимающие лемби. Прошедшая через такой обряд девушка должна была стать уверенней в себе и — как следствие — более привлекательной.

Людмила Иванова, научный сотрудник ИЯЛИ КНЦ РАН:
— Лемби у карелов — это особая магическая сила, способность очаровывать.

Это и внешняя, и внутренняя красота, синтез нравственных и физических достоинств.

Очень емкое понятие, включающее в себя и честь, и обаяние, и домовитость, и счастье, и добрую славу, и удачу, и внешнюю привлекательность. То, что в наши дни понимается как харизма и сексапильность.

Лемби всем желающим сегодня поднимают на празднике «Солнцеворот» (в ежегодном режиме). Сергей Сыродоев / группа соцсети СолнцеворотГоворят, помогает. Sergey Loupgris / группа соцсети Солнцеворот
Традиционно обряд поднятия лемби проводили в определенные дни и в определенных местах. Дни выбирались значимые с языческой или православной точки зрения (причем системы иногда совпадали).

Из мест самым популярным была баня: ритуалы, проводившиеся в ней, даже получили отдельное название — lemennostokyly/баня поднятия лемби. Такой обряд считался радикальным средством и часто применялся как последняя надежда (в этом случае в баню нужно было идти втайне от всех).

В обряде использовали обычные бытовые предметы и вещи — веник, дрова, воду. Веник из березы, ольхи или рябины.

Дочь одного из главных героев по имени Евкениэ (девушка непривлекательная) обращается к деревенской знахарке для поднятия лемби. Та ведет Евкениэ в баню, парит и моет специально приготовленной водой. Сразу после бани девушка идет в поле, находит след любимого, «оборачивает» его и произносит заговор: «Пусть душа твоя обернется, как твой след».

И жизнь ее налаживается.

Бесёды / Bes’odat

С 14-16-летнего возраста парни и девушки начинали ходить на деревенские гулянья — бесёды. Проводили их каждый день, кроме субботы. Парни скидывались и снимали у какой-нибудь вдовы горницу для танцев и посиделок.

Девушки на встречи приходили с рукоделием: почти с детства они готовили себе приданое. Одних полотенец надо было заготовить к будущей свадьбе штук сорок — одарить всю родню мужа, продемонстрировав хозяйственность. Некоторые вышивали до сотни полотенец — как бы между делом, на бесёдах.

Полотенце. 1889, деревня Сяргозеро, Медвежьегорский район. Из собрания Национального музея КарелииПолотенце. 1920-е годы, деревня Римская, Пудожский район. Из собрания Национального музея КарелииПолотенце.

Конец 19 века, Кондопожский район. Из собрания Национального музея Карелии

На вечерние посиделки молодежь выходила в лучших нарядах, стараясь почаще их менять.

Если девушка приходит каждый раз в новом сарафане, то несложно сделать вывод о благосостоянии семьи.

Матери и отцы (как и сегодня) на нарядах для дочери не экономили: от этого зависело будущее замужество и ее судьба.

Праздничный наряд девушки из Олонецкой губернии. 19 век. Из собрания Национального музея КарелииПраздничный головной убор «венец», состоящий из короны, жемчужной сетки-поднизи и банта. Олонецкая губерния, 19 век. Из собрания Национального музея КарелииСерьги с жемчугом.

Конец 19-начало 20 веков, деревня Шокша. Эти серьги входили в приданое. Из собрания Национального музея Карелии

Уже на бесёде парень мог сказать красавице, что хочет посвататься. Девушка никого не отговаривала: пусть идет к родителям. Замуж выходить не обязательно, а лемби повышается.

Чем больше женихов, тем лучше невеста.

На карельской вечерине молодые люди знакомились, присматривались, приценивались. Подолгу общались, сидя вдвоём на лавочке. Танцевали — не на пионерском расстоянии. Ну, и какое ухаживание без подарков?

Зеркало в оправе. Конец 19 — начало 20 века, Франция. Из собрания Национального музея КарелииКошелек. Конец 19 — начало 20 века, деревня Чуйнаволок, Олонецкая губерния. Из собрания Национального музея КарелииПлаток. Вторая половина 19 века, Россия. Из собрания Национального музея Карелии

Патьвашка / Pat´vaška

Главным по свадьбам в карельской деревне был колдун. На севере его называли патьвашка/pat´vaška, а южные карелы — тиедойника/tiedoiniekka («знающий») или клетникка/kletnikka.

Слово патьвашка нам особенно симпатично, поэтому колдуна мы будем звать именно так. Помимо защиты жениха и невесты от злых духов и прочей порчи патьвашка руководил действиями участников обряда. Он должен был в совершенстве знать и очередность действий, и набор охранительных заговоров и заклинаний.

Еще до сватовства колдун начинал работать. Парень должен быть подпоясан (пояс — мощный оберег) плюс вокруг будущего жениха очерчивался топором круг по земле. Теперь можно было отправляться в дом девушки.

«Патьвашка» — сват-колдун. из коллекции Российского этнографического музея / Л. КапицаГлавный атрибут патьвашки — ольховый посох (kožičendašauva/сватальная палка). 19 век, Олонецкая губерния. Из первой коллекции Национального музея КарелииПатьвашка совершает обряд защиты молодых от порчи. Беломорская Карелия, 1894. И.К.Инха

Главный атрибут колдовства патьвашки — посох из ольхи, на свадьбе без него было совсем никуда. Во время церемонии посох использовался в обрядах любовной магии: например, патьвашка пропускал через него одежду жениха перед тем, как тот ее надевал. Посохом же передавал подарки от невесты жениху и его родственникам. Снимал им платок с невесты. Ловкий был патьвашка.

Сватовство / Kozičendu

Историки говорят о двух основных типах карельской свадьбы: севернокарельском и южнокарельском. Северный был гораздо проще южного (тот многое позаимствовал у русской свадьбы).

Свататься ходили обычно жених и сват, иногда вместе с отцом жениха. Отцу невесты полагался денежный выкуп, но врученные деньги еще не означали, что девушка просватана.

Родители невесты должны были принять сватов по всем правилам карельского этикета: разговаривать с гостями любезно, посадить их в красный угол под иконами, угостить чаем (а неплохо бы водкой).

Эта реконструкция снята в Суоярви в 1920 году, роли исполняют местные жители. Вторую и третью часть фильмы можно найти на .

Чаще всего, как говорят этнографические источники, девушку силком замуж не выдавали. Случалось это крайне редко, если уж жених действительно выгодная партия — богатый и из хорошей семьи. Но за такого и сами хотели.

Девушка выходила в комнату, где за столом сидели сваты, и вставала у икон. Сваты смотрели внимательно: если задует свечку — можно отправляться восвояси, если же свеча оставалась гореть, то дело сделано. Тогда бились по рукам с хозяином дома и отправлялись готовиться к свадьбе.

Невеста у свечи. Беломорская Карелия, 1894. И.К.ИнхаРукобитие. Беломорская Карелия, 1894. И.К.Инха

Рукобитие (между сватами и отцом девушки) происходит не голыми руками, а через полу пиджака или кафтана. Патьвашке в этот момент полагалось звенеть монетками на тарелочке.

Пока все беседовали о будущей свадьбе, в дом приходили подруги девушки — попеть. Невесту и жениха они называли княгиней и князем, за что получали денег на семечки.

Жених и невеста / Ženihü da andilas

К свадьбе готовились обе стороны: варили пиво, закалывали скот, покупали водку. В семье невесты отдельно шился свадебный костюм. Жених тоже не в обносках шёл на свадьбу.

Свадебный костюм / Svuad’bu sovat

Невесту перед свадьбой не жалели: считалось, что чем больше она плачет до венчания, тем меньше будет плакать в семейной жизни.

Накануне свадьбы для неё топили баню — если не было своей, то соседскую. Готовили баню подружки, веник полагался берёзовый, из веток дерева, что растёт в священной роще. Все приготовления сопровождались пением и ритуальным плачем.

Исследователи отмечают, что у карел свадебные и похоронные причитания («поэзия вечной разлуки») практически не отличалась ни по поэтике, ни по напеву. В них имелось много общих мотивов, и главнейший — это связь с культом умерших родичей, с верой в сверхъестественные силы.

При этом причитальщица выступала в роли как бы посредницы между невестой и миром духов, невестой, покидавшей свой род, «задабривавшей» покойных предков.

Плакальщица на свадьбе. Беломорская Карелия, 1894. И.К.ИнхаПлакальщицы на свадьбе. Современная реконструкция. Калакунда-2015. ИА «Республика» / Николай Смирнов

Плакать и причитывать помогала во время проведения всего свадебного обряда плакальщица, а на севере их было даже две. Плакальщицы сопровождали свадьбу как и патьвашка, защищая молодых от порчи и сглаза.

Праздник / Pruazniekku

Свадьбы в Карелии играли по-разному. Карелы-людики многое заимствовали у русской свадьбы, на севере праздник был невозможен без патьвашки — он играл чуть ли не большую роль, чем жених. Богатые семьи отмечали замужество дочери по две-три недели, бедные управлялись за два-три дня.

Расплетание девичьей косы. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

Карельская свадьба была большим событием не только для молодых и их семей, но и для всей деревни. Настоящее драматическое представление с большим кругом действующих лиц, у каждого своя роль. Саундтрек — обрядовая поэзия и магия: заговоры, заклинания, причитания, свадебные песни, песни-руны калевальской метрики.

День свадьбы начинался с венчания. Затем все шли в дом невесты, причем принято было по пути проехать через ворота: дети загораживали их и требовали от жениха деньги за невесту. Откупившись, жених вел процессию к дому невесты, где все садились за праздничный стол.

Современная свадьба в карельских традициях. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»Обязательный православный обряд. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»В новую жизнь.

Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

Перед свадьбой и во время церемонии девушку называли княгиней. Сразу после она становилась снохой.

А сноха, по мнению карел, должна была работать больше всех в доме, причем ей всегда доставалась самая трудная работа. И никакого медового месяца.

Терпела нелегкую жизнь молодая жена безропотно: в карельской деревне старших критиковать было не принято. Такие отношения в семье считались нормой, отчего и переносить их было проще.

Ну а если муж решался на смелый шаг — уйти из родительского дома (для чего нужно было решить квартирный вопрос), то жена становилась полноправной хозяйкой. И со временем обзаводилась собственной снохой.

Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö / Замуж выходить да жениться, что заново родиться

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Елена Малишевская, сотрудник музея «Кижи»
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

Источник: http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/svadba-svuad-bu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.