Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. Черных А.В.

Содержание

Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото

Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. Черных А.В.

1046
Время чтения: 6 мин.

Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм…

Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.

У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.

Основные сведения о национальном костюме

Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.

Важно! У праздничных одеяний количество одежд было больше, чем у повседневных.

О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.

Многообразие нарядов

В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.

Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.

Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Особенности кроя

Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.

Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.

У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты.
Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.

Интересно! Орнаменты, украшающие традиционные одеяния башкир, имеют символическое значение.

Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.

Женский национальный костюм

Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка. Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился всё краше. Это подтверждают многочисленные фото.

Платье — основа наряда

Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой).

В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.

На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.

Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.

Другие элементы костюма

В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы.

Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.

Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.

Интересно! Передник (алъяпкыс) — обязательная часть праздничного наряда. Для торжественных случаев он шьется из дорогих и красивых тканей.

Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.

Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.

Мужской национальный костюм

Костюм представителей сильного пола не поражает разнообразием вариантов нарядов. Мужчины менее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью элементов мужские одежды не уступают женским.

На каждый день башкирский муж предпочитал рубашку свободного кроя, штаны и длинный халат или камзол (в зависимости от статуса). Популярностью у мужского населения пользовались суконные чекмени.

Более теплым вариантов верхнего одеяния являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высоким воротом.

В мужской одежде башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.

Интересно! Жителей юга и севера Башкирской автономии можно распознать по форме выреза рубахи.

У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А жители северных районов носили модель, более привычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровный.

При наступлении холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.

В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и башмаках. Зимой в ход шла валяная обувка.

Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и женщины носили национальные меховые шапки-бурэки.

Особенности детского национального костюма

Детская одежда практически не отличалась от взрослой.

Нарядная и повседневная одежда девочек повторяла наряды мам. Малышкам нельзя было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой особую шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.

Для мальчишек одежда полностью копировалась с мужской. Как и родители, они облачались в рубашки со шнуровкой, штаны, в качестве ремня был богато украшенный пояс в традиционном стиле местности.

Свадебный национальный костюм

Свадьба — это знаменательное событие в жизни молодых. Для башкир оно обладало особенной торжественностью. Подготовке свадебных нарядов молодоженов уделялось не меньше внимания, чем всему празднеству.

Одежды жениха и невесты должны были поразить и ослепить присутствующих на свадьбе. Ради этого родители готовы были платить баснословное вознаграждение местным мастерицам-вышивальщицам.

Свадебное платье украшалось лентами и богатыми оборками.

Цвет традиционного наряда молодых имел значение, он отшивался в двух цветах:

  • красном — символе дома и теплого семейного очага;
  • белом — олицетворявшем солнце и лад в делах семейных.

Голову избранницы покрывали воздушным платком. А обувью становились белые сапожки, они отшивались из тончайшей и мягкой козьей кожи.

Красную свадебную рубаху для будущего супруга невеста шила и вышивала собственноручно и непосредственно перед важным днем вручала её суженому.

Башкирские костюмы создавались на века. Современная молодежь бережно хранит эти народные традиции.

Подпишитесь на наши Социальные сети

Понравилась?

(+1 баллов, 3 оценок)

Загрузка…

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/bashkiry-natsionalnyj-kostyum-foto/

Башкирский национальный костюм для мужчин, женщин и детей

Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. Черных А.В.

Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи.

Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами.

Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.

Варианты и особенности нарядов

Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.

Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.

Женский

Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой.

Среди основных особенностей данного изделия:

  • изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
  • был предусмотрен широкий вырез горловины;
  • под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.

Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:

  1. В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
  2. Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
  3. Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.

В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.

Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк.

Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.

Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая.

Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.

Мужской

Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.

Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.

Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины  дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.

Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.

Праздничный

Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.

Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.

Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:

  • красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
  • белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.

Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.

Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.

Материалы и отделка

Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.

Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.

Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.

Верхнюю одежду часто украшают аппликациями. По краям изделия нашивают тесьму красного или золотого цвета.

Многообразие оттенков

Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • коричневый;
  • синий;
  • черный;
  • зеленый;
  • желтый.

Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.

Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.

Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

Источник: https://odezhda.guru/natsionalnaya/1494-baskirskij-kostum

Народы Пермского края

Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. Черных А.В.

В Пермском крае на западных горных склонах Северного и Среднего Урала на площади 160 236 кв. км. (24 место среди субъектов РФ) проживает 2 632 122 чел. (18 место среди регионов России). Здесь проживают издавна 125 самобытных этносов.

Среди них доля русского населения составляет 87,1% (2 191 423 чел.), соответственно татар — 4,6% (115 544 чел.), коми-пермяков — 3,2% (81 084 чел.), башкир – 1,3% (32 730 чел.). Меньше здесь проживает удмуртов – 0,8% (20 819 чел.), украинцев – 0,6% (16 269 чел.

), белорусов – 0,3% (6 570 чел.), немцев – 0,3% (6 252чел.), чувашей – 0,2% (4 715 чел.), марийцев – 0,2% (4 121чел.).

Традиционно на землях Прикамья жили семь больших этносов, русские и удмурты, татары, коми-пермяки и манси, марийцы и башкиры, здесь органично соединились традиции тюркских, многих финно-угорских и исконных славянских народов. 

Русские

Русские – самобытный восточнославянский этнос, ставший исторически самым многочисленным из европейских народов, отличающийся широтой души и милосердием, богатыми духовными традициями и семейными устоями, верой в честность и справедливость, добротой, отзывчивостью, готовностью сопереживать и всегда прийти на помощь.

На севере Прикамья русские поселенцы появляются с присоединением Перми Великой к России в 1472 г. и вовлечением прикамских земель в сферу политики московского князя. Власть подкрепляли одновременной христианизацией диких кочевых племен. С переходом Казанского ханства (1552 г.) и Ногайской орды (1563 г.

) под руку московских князей районы южного Прикамья становятся частью Московского государства и активно заселяются. 

Второй волной переселения сюда русских стали события 1558-1568 гг., когда царь Иван IV отдает прикамские земли видному тогда купцу А. Ф. Строганову. Для работы на его предприятиях приветствовался приезд безземельных крестьян из европейских волостей.

Третьей мощной волной переселения сюда русских стало присоединение западно-сибирских земель к Русскому государству после похода Ермака (1580-е гг.). Большой поток переселенцев двинулся на неизведанные и необжитые сибирские земли, многие оседали в Прикамье и Зауралье. С этого времени стала постепенно формироваться старожильческая часть местной русской общины.

С обнаружением здесь огромных запасов меди, железа и золота в XVII в. началось активное заселение земель по Каме русскими рудознатцами, добытчиками и промысловиками.

Сегодня русские расселены равномерно во всех административных районах Пермского края. В основном все они православные христиане, но большую этно-конфессиональную группу сред них составляют старообрядцы, прибывшие сюда в середине XVII в. после церковного раскола при патриархе Никоне.

Основу многочисленных исторических миграционных потоков в Прикамье составляли выходцы с разных губерний Русского Севера, поэтому именно севернорусская культура в большинстве проявляется среди русских жителей Пермского края.

Только жители южного Прикамья обладают севернорусскими и среднерусскими чертами культуры. 

Русские переселенцы приносят в Пикамье пашенное земледелие и животноводство, развивались также рыбная ловля и охота, ремесла и кустарные промыслы, обработка дерева и ткачество. Жили русские поселенцы в деревнях и селах разной планировки в усадьбах с избами и закрытыми просторными дворами.

Главными элементами жилища были печь, полати, красный угол, стол, лавки, полки. Костюм поселенцев полностью соответствовал русской традиции, женщины в старину одевались в рубаху с ярким сарафаном, позже сменившиеся кофтой и широкой юбкой. Мужчины одевались в пестрорядинную туникообразную рубаху и штаны из полосатой пестряди.

Календарь традиционно оставался земледельческим и сохранил близость к севернорусской календарной обрядности. 

Татары

Тюркоязычный этнос татары стали по численности вторым в Пермском крае. Местные татары – мусульмане-сунниты, но среди них многие приняли православие, тесно традиционно и культурно взаимодействуют с башкирами, переплетение и взаимопроникновение их культур здесь сильно заметно.

Этногенез пермских местных татар проходил именно на этой территории, поэтому они входят в отдельную этническую группу данного этноса. Татарский язык сформировался на основах казанского диалекта и вошел в кыпчакскую подгруппу алтайских тюркских языков.

Женщины татарки традиционно одеваются в длинную просторную рубаху и широкие шаровары, поверх надевается нарядный вышитый нагрудник с украшениями кукрекче и широкополый халат. Голову женщины татарки прикрывает платок, чалма, калфак.

Мужчины всегда носят просторную рубаху кумлек и широкие штаны ыштан, поверх надевался длинный халат, по цвету и качеству ткани он мог много рассказать о владельце. С принятием предками татар булгарами ислама в X в. в традициях этого народа стало заметно смешение тюркских корней и арабской культуры.

Позже пермяцкие татары ощутили сильное влияние русских традиций и культуры. Жили татары в деревянных просторных избах, дворы которых огорожены сплошным забором. Издавна татары славятся своим гостеприимством и хлебосольством, почитанием семьи, предков, твердыми устоями в воспитании детей. 

Коми-пермяки

Коренной для данной территории финно-угорский самобытный этнос коми-пермяки именуют себя чаще «коми отир», либо «коми морт». В основном их старинные поселения сосредоточены в бывшем национальном округе. По своему языку и древним традициям они больше всего тяготеют к родственным родам коми-зырян.

Литературный язык их развит слабо и книг на нем практически не издается. Издавна представители данного народа, жившие среди суровой природы, были язычниками, но позже среди них появилось много православных христиан и старообрядцев.

Формировался этнос здесь, занимались коми-пермяки традиционно земледелием, разводили домашний скот, ловили рыбу, женщины пряли и ткали, мужчины хорошо владели ремеслом изготовления глиняной посуды. 

Сегодня коми-пермяки занимаются сельским хозяйством, заготавливают и обрабатывают древесину, охотятся и удят рыбу, возрождают старинные промыслы.

Традиционной одеждой женщины коми-пермячки была ситцевая белая туникообразная рубаха с вышивкой по воротнику и груди, цветной, часто клетчатый сарафан и передник. Наголову женщины одевали цветные с орнаментом платки или вышитые кокошники. Мужчины коми-пермяки издавна носили светлую вышитую рубаху, подпоясанную поясом-кушаком и широкие штаны.

Обувью раньше были лапти из лыка, позже традиционные сапожки коты и погалешки. Для культуры современных коми-пермяков характерны и древние языческие, связанные с земледельческим календарем, и христианские праздники. 

Четвертым по численности этносом здесь стали башкиры, древний тюркоязычный народ из алтайской языковой семьи с весьма самобытной культурой и ареалом расселения. С принятием ислама татарами, жителями Волжской Булгарии в X в., мусульманство суннитского толка распространилось и у башкир.

В этногенезе башкир участвовали множество кочевых и полукочевых народов, древние башкиры и финно-угры, булгары и мадьяры, кыпчаки и ногайцы, казахи и татары. Особенно влияли на формирование башкирского этноса древние финно-угорские самодийские народы (упей, уваныш, терсяк, сызгы) и иранские племена. По образу жизни башкиры издавна относятся к полукочевым народам, занимались скотоводством.

 
Башкирские мужчины славились хорошими охотниками и рыбаками, собирали мед диких пчел и дары тайги, освоили ковку и тонкое ювелирное дело. Женскими традиционными занятиями стали: изготовление шалей и войлочных ковров, вязание и ткачество.

Традиционная одежда башкир изготовлялась из хорошо обработанных овчин и войлока, домотканых и приобретенных тканей, украшалась монетами, бисером и аппликацией. Носили башкиры широкие штаны, халаты, полукафтаны, камзулы, тюбетейки, чепцы, шапки из войлока и ушанки. 

Удмурты

Автохтонным исконным населением здесь стал финно-угорский этнос удмурты. Со временем удмурты претерпели большое влияние на свои традиции русских и татарских обрядов, но остались весьма самобытным народом.

Они бережно хранят народные календарные земледельческие верования, хотя многие из них стали православными христианами. Жили они издавна соседскими общинами, разводили скот, сажали зерно и картофель, охотились и собирали дары тайги.

Женщины вязали и вышивали, пряли и ткали, изготовляли яркую и нарядную, богато украшенную бисером и монетами одежду. 

Марийцы

Еще одним самобытным финно-угорским этносом Пермского края являются марийцы, чаще называющие себя «мары» или «маре». Этногенез марийцев берет начало от ананьинской археологической культуры (VIII-III в. до н. э.

), этот древний народ сформировался уже в начале I тыс. н. э. Культурными традициями и организацией быта местные кунгурские марийцы очень схожи с чувашами.

Многие марийцы приняли православие, но большая их часть исповедует традиционную языческую монотеистическую религию, основанную на поклонении силам и законам природы. 

Манси

Автохтонным древним народом пермской земли стали манси, хотя их здесь живет в Вишерском заповеднике не более 40 человек.

Данный этнос близок к хантам, но имеет свой мансийский язык, богатую мифологию и ставшие традиционными верования в природных духов, местный шаманизм.

Занимаются манси разведением оленей и другого копытного скота, охотой и ловлей рыбы. Зимой манси живут в избах, в течение лета на оленьих кочевках в чумах. 

Пермский край издавна полиэтничная и многонациональная территория, хотя народы, живущие здесь, сильно различаются по традициям. Многие из них кочевали по уральским предгорьям и Прикамью за благоприятными климатическими условиями и богатыми пастбищами. К XV в.

несколько кочевых племен поселились здесь и стали коренными народами данной местности.

Культурные традиции одних народов проникали в культуру других этносов, взаимно обогащая друг друга, большое влияние оказали на коренные местные народы русская культура и православие. 

Источник: https://karatu.ru/narody-permskogo-kraya/

Народы Пермского края: традиции, культура и этнография

Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. Черных А.В.

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан — на юге, Свердловская область — на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование – Пермский край — сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения — 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.).

Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве.

Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской.

В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары.

На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы – это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа — мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого – русский.

Источник: https://FB.ru/article/276941/narodyi-permskogo-kraya-traditsii-kultura-i-etnografiya

Башкиры в Пермском крае

Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. Черных А.В.

Башкирская семья. Гайнинская дача Осинского уезда Пермской губернии. Фото Сергея Руденко

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года в Пермской области проживают 52,3 тыс. башкир, что почти в два раза больше, чем в Самарской, Саратовской и Курганской областях вместе взятых.

Последняя, хотя в ней башкир чуть более 17,5 тыс.

, считается одним из крупных регионов их компактного проживания и чаще, чем другие края и области Российской Федерации (например, Татарстан, Оренбуржье), попадает в поле зрения исследователей, национально-культурных объединений и обществ.

Около половины пермских башкир (24,9 тыс.) проживает в одном районе — Бардымском, где их больше, чем в Бурзянском — на 11,4 тыс., Зианчуринском — на 7,1 тыс., Белорецком с поселками Верхний Авзян и Инзер — на 6,0 тыс., Хайбуллинском с поселком Бурибай — на 5,0 тыс.

В трех вместе взятых южных районах — Куюргазинском, Мелеузовском и Федоровском — башкир на 5,5 тыс. меньше, чем в одном Бардымском районе. И, наконец, бардымских башкир на 7,5 тыс. больше, чем хантов и манси, которые имеют собственное государственное образование — Ханты-Мансийскую автономную область.

Пермские (бардымские) башкиры

Известно, что пермские (бардымские) башкиры — потомки башкир крупного и древнего племени Гайна. По их преданиям, гайнинцы, выходцы из булгар, в конце XII века «поселились в Уральских горах… по всем местам». В прошлом они занимали обширную территорию в междуречье Камы, Сылвы, Быстрого Таныпа. Тулва была их внутренней рекой, отчего иногда их называют «тулвинскими башкирами».

С конца XVI века гайнинцы вместе с уранскими, енейскими и гарейскими башкирами начали продавать, сдавать в аренду свои вотчинные земли переселенцам из Среднего Поволжья: мишарам, казанским татарам, тептярам-бобылям, русским крестьянам.

Вскоре случилось то, чего не ожидали гайнинцы: бывших хозяев стали сгонять со своих вотчинных земель.
Вытеснение башкир с особым размахом производилось при подавлении башкирских восстаний XVII—XVIII вв. и строительстве горных заводов.

Многовековые контакты с мишарами, татарами, тептярами, перекрестные браки, общность языков, верований и, наконец, единая природная среда обитания и пребывание в одной административной единице (Осинская дорога, Осинская волость) привели к тому, что часть гайнинских башкир стала идентифицировать себя с татарской диаспорой, обитающей по реке Тулве и в Сылвенско-Иренском поречье.

Башкир с женами в праздничных костюмах. Гайнинская дача Осинского уезда Пермской губернии. Фото Сергея Руденко

В историко-этнографической литературе нередко встречаются слабо аргументированные утверждения о том, что башкир в Южном Прикамье не было и нет. Что тюркоязычное население этого региона — это татары, и язык у них татарский или, как указано в Уральской исторической энциклопедии, изданной Институтом истории и археологии (Екатеринбург, 1998. С.403), «татарский, близкий к мишарскому диалекту».

Среди тех, кто считает пермских (бардымских) башкир татарами, а их язык татарским, к сожалению, есть и наши коллеги из Татарстана. Более десяти лет назад член-корреспондент РАН, академик АН РБ Р.Г. Кузеев писал:

На наш взгляд, не меньшим анахронизмом является и утверждение о том, что язык бардымских башкир — татарский. И это понимают даже школьники.

В 1999 году в школах Бардымского района проводился эксперимент с целью изучения, как указано в итоговом документе, «феномена формирования этничности гайнинских башкир».

Опрошено 28 учителей и 37 учеников старших классов Бардымской национальной школы-гимназии №1. Все респонденты по официальным документам — башкиры.

Учащиеся в возрасте от 14 до 16 лет на вопрос об их родном языке отвечали: «гайнинские башкиры владеют собственным уникальным языком, схожим по диалекту с татарским, а по словарному составу и с башкирским языками» (см.: Хотинец В.Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. Барда, 1999. С.15).

Как видно, сознание языковой принадлежности раздвоенное, что, в свою очередь, детерминирует бинарность этнического самосознания пермских башкир. Из 28 опрошенных учителей шесть (21%) осознают себя башкирами, девять (32%) — татарами и 12 (43%) — особым народом: гайнинскими татаро-башкирами (один человек — без определенной этнической ориентации).

Ответы учащихся сводились к следующим: 43% старшеклассников считают, что бардымцы отличаются от других народов, что они в равной степени схожи как с башкирами, так и с татарами, 35% в большей степени осознают себя татарами, 11% учеников (4 чел.) считают себя в некоторой степени русскими.

В целом все ученики в определенной мере осознают свою принадлежность к башкирскому народу. опрошенные учителя с сожалением отмечали, что они не имеют объективной информации о происхождении своего народа, об историческом его прошлом, о духовном и культурном наследии

В школах Бардымского района в качестве родного языка преподается татарский литературный язык; учебники, учебные пособия, газеты и журналы поступают из Татарстана, который проявляет повышенный интерес к этнокультурной ситуации в Бардымском районе.

При переписи населения 1989 года более 98% бардымских башкир (24,5 тыс. из 24,9 тыс.) назвали родным языком татарский и лишь 378 человек —башкирский язык, что составляет 1,5% башкирского населения района. Между тем по Пермской области в целом этот показатель значительно выше: 28,5%.

Казалось бы, в районе, граничащем с этнической родиной — Башкортостаном, общепризнанном административно-культурном центре всех пермских башкир, должно быть наоборот. К сожалению, реальность другая. Большинство башкир области в целом, Бардымского района в частности, задается вопросом: «Кто мы?» или «Я башкир или все-таки татарин?

В то время, когда башкирская интеллигенция этнической родины занята решением проблем возрождения и развития культур финно-угорских, славянских и иных диаспор в РБ, с берегов великой русской реки увещевают: «Вы — татары и язык у вас — татарский!»

Широким потоком идет так называемая историческая литература, которая вводит людей в заблуждение.

В 1999 году в Бардымском районе работала комплексная научная экспедиция Института истории, языка и литературы УНЦ РАН. Ее участники накопили ценный материал по антропологии, фольклору, языку и традиционным верованиям башкир района, который ныне систематизируется и внимательно изучается и, думается, будет опубликован.

При непосредственном общении с населением убеждаешься, что гайнинские башкиры, несмотря на все перипетии истории как в дореволюционное, так и в наше время, смогли сохранить себя как органическая часть большого этноса, обитавшего от Среднего Поволжья до Тобола и Камы и Сылвы до Илека, они осознают свою принадлежность к башкирскому народу.

Через века они с достоинством пронесли свою самобытную культуру, свой уникальный язык. Однако современная социокультурная реальность не удовлетворяет их естественные запросы: они хотят узнать свое происхождение, свою историю, изучать башкирский язык в школах (при реальной поддержке Башкортостана), обучаться в вузах РБ, смотреть и слушать телерадиопередачи из Уфы.

Результаты уже упомянутого нами эксперимента в Бардымской школе-гимназии изданы в виде отдельной брошюры под названием «Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир»

В ее заключении говорится: «Перед учеными и государственными деятелями стоит глобальная задача — помочь познать бардымцам объективное историческое прошлое, ознакомиться с объективными этническими ценностями и культурным достоянием своего народа.

Поэтому необходима разработка концепции национальной политики Бардымского района Пермской области, включающей в себя концепцию национального образования, учитывающей национальные интересы гайнинских башкир в рамках развития национальной культуры, способствующей развитию самобытности народа, обеспечению потребности современного цивилизованного развития этноса, формированию полноценной человеческой индивидуальности».

Автор М. Мурзабулатов

https://posredi.ru/bashkiry-v-permskom-krae.html2016-01-27T23:01:44+05:00Сарвай НуретдиновИстория и краеведениеНародознание и этнографияПермский крайбашкиры,национальность,Пермский край,Пермь,этнографияБашкирская семья. Гайнинская дача Осинского уезда Пермской губернии. Фото Сергея РуденкоБашкиры в Пермском краеПо данным Всесоюзной переписи населения 1989 года в Пермской области проживают 52,3 тыс. башкир, что почти в два раза больше, чем в Самарской, Саратовской и Курганской областях вместе взятых. Последняя, хотя в ней башкир чуть более…Сарвай НуретдиновСарвай Нуретдиновsarvanur75@mail.ruSubscriberПосреди России

Источник: https://posredi.ru/bashkiry-v-permskom-krae.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.