Три подвига Алексея Маресьева

Содержание

Воздушные битвы советского аса. Неизвестные факты о подвиге летчика Алексея Маресьева

Три подвига Алексея Маресьева

Ещё в детстве Алексей Маресьев грезил самолётами. Слабое здоровье препятствовало молодому человеку поступить в лётное училище. Алексей часто болел малярией, его мучили ревматические боли. Но Маресьев не отрекался от мечты и занимался в аэроклубе. В 1937 г.

молодой человек поступил на службу в армию, и наконец, в 1938 году удача ему улыбнулась – Алексея приняли в школу военных лётчиков г. Читы. Из характеристики будущего пилота: «С работой авиамоториста справляется отлично, материальную часть знает отлично, любит своё дело, за хорошую работу имеет поощрения. Отправки в лётную школу достоин».

В 1940 году Маресьев успешно сдаёт экзамены и становится настоящим лётчиком-истребителем. А 1941 началась война.

Летчик-истребитель в бою. Иллюстрация к книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Подвиг авиатора Маресьева

В конце августа 1941 года Маресьев принял участие в первом воздушном бою. Ко времени своего рокового вылета на счету Маресьева было уже четыре сбитых вражеских самолёта – три «Юнкерса», один «Мессе».

Но в новых боях его ожидало суровое испытание.  Зимой 42-го года около г. Демьянска советскими войсками были окружены 6 дивизий противника. Немцы упорно пытались деблокировать котёл.

На суше и в воздухе разгорались  ожесточённые бои.

Алексей Маресьев перед боевым вылетом

В начале апреля 42-го года произошёл трагический случай. На штурмовку противника вылетает группа советских «Илов». Их для прикрытия сопровождает партия истребителей. В одном из «Яков» – Маресьев. Неожиданно их атакуют 12 «Мессершмиттов». Из-за трёхкратного превосходства врага шансы наших лётчиков малы.

В самолёте Алексея подбит мотор, и лётчик принимает решение посадить машину на ближайшее заледеневшее озеро. Чтобы повысить сопротивление воздуха, Маресьев выпускает лыжное шасси. Лётчик смог дотянуть свой ЯК-1 через линию фронта до своей территории (4 км. от деревни Рабежа).

Попытка посадить самолёт на озеро или в лесном массиве была неудачной, и Маресьев рухнул на землю. Деревья и сугробы смягчили удар, но лётчик потерял сознание. При попытке встать Алексей почувствовал чудовищную боль и понял, что обе ступни переломаны.

Превозмогая боль, ориентируясь по солнцу и звукам канонады, лётчик ползком двигался в сторону своих.

После крушения самолёта к раненому авиатору подошёл медведь. Любопытное животное разодрало Маресьеву комбинезон. Собрав последние силы, Алексей смог вытащить пистолет и убить зверя, израсходовав все патроны. Этот эпизод вошел потом в книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

 Алексей Маресьев с товарищами во время лечения в госпитале

Несмотря на тёплую экипировку, обморожения и гангрены было не избежать. Когда запасы еды закончились, Маресьев питался ягодами, мхом, водой, корой, еловыми и сосновыми шишками. Спать приходилось в оврагах, подстилая еловые ветки.

«Слышали когда-нибудь о болевом шоке? Во время Второй мировой  солдаты в состоянии эйфории рвались в атаку. Некоторым встречной пулемётной очередью отрывало руку или ногу. При этом мозг автоматически блокировал данную информацию, и боец продолжал бежать дальше и даже сражался» (датский фильм «Адамовы яблоки», 2005 г.).

Чтобы добраться до деревни, лётчику понадобилось 18 суток.  Деревенские жители отвезли лётчика в госпиталь. Медики не верили, что Маресьева удастся спасти. Только благодаря неравнодушию главврача герой-авиатор остался жив. К несчастью, спасти конечности не удалось. Обе ноги до голени были ампутированы.

Летчик Алексей Маресьев и его семья

После реабилитации

Несмотря на инвалидность, после лечения в госпитале Маресьев не пал духом и начал усиленно тренироваться, чтобы снова вернуться в боевую авиацию.  Алексею удалось реабилитироваться, он совершает первый вылет, и в 1943 году ему разрешают вернуться на фронт. 

Из-за сложной обстановки накануне Курской битвы командир эскадрильи не разрешал Алексею участвовать в боевых заданиях. Маресьев не мог смириться с решением и рвался в бой.

Видя, что молодой лётчик не отступает, командующий авиационного полка Александр Числов взял Алексея с собой на боевой вылет.

За несколько совместных вылетов Маресьеву удалось доказать, что в лётном мастерстве он ничуть не уступает другим авиаторам. Алексею разрешают самостоятельные боевые вылеты.

Алексей Маресьев — этапы биографии. Снимок слева — во время учебы в Читинской авиационной школе, в 1939 году. Справа — среди пилотов авиации СССР, 1960-е годы.

В июле 1943 г. во время боевой операции Алексей Маресьев сбил два фашистских истребителя, мужественно прикрыв советские истребители.

  На счету Алексея Маресьева 86 воздушных боёв, десять уничтоженных фашистских самолётов. О героических подвигах авиатора-инвалида стало известно всей стране.

В авиаполк стали приезжать журналисты, в числе которых был и Борис Полевой, посвятивший Маресьеву знаменитую повесть.

Советский ас Маресьев и молодые курсанты летного училища

За ликвидацию двух немецких истребителей и спасение жизни советских лётчиков старший лейтенант Маресьев А.П. представлен к государственной награде. За неоднократные боевые подвиги отважный авиатор награждён 13 орденами, медалями СССР, благодарностями и почётными грамотами.

 Монумент Алексею Маресьеву в Камышине

В 1944 году Маресьева А.П. пригласили обучать лётному делу молодых пилотов ВВС. После войны Маресьев хотел продолжить военные полёты, но ему не разрешили.

Маресьев продолжил свою карьеру в образовании – получил диплом Академии общественных наук, написал диссертацию по истории. В 1978 году получил звание полковника.

По мнению А.П. Маресьева, настоящий человек должен обладать пятью качествами: силой воли, смелостью, упорством, мужеством и умением преодолевать трудности.

Источник: https://armflot.ru/sudby/1296-vozdushnye-bitvy-sovetskogo-asa-neizvestnye-fakty-o-podvige-letchika-alekseya-mareseva

Подвиг Алексея Маресьева (4 фото+3 видео)

Три подвига Алексея Маресьева

{ ArticleToC: enabled=yes }

72 года назад совершил свой подвиг легендарный летчик — ас Алексей Маресьев

Краткая биография

Он родился 20 мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца, мать одна воспитывала троих сыновей. После окончания школы Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность.

{googlemaps}https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m23!1m12!1m3!1d96089.7462012392!2d45.323942616344674!3d50.09472346001524!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!4m8!3e6!4m0!4m5!1s0x411171601f197073%3A0x4a09d3cdf5ddc8a3!2z0JrQsNC80YvRiNC40L0sINCS0L7Qu9Cz0L7Qs9GA0LDQtNGB0LrQsNGPINC-0LHQuy4sINCg0L7RgdGB0LjRjw!3m2!1d50.0946344!2d45.393982099999995!5e1!3m2!1sru!2s!4v1474567020402{/googlemaps}

г. Камышин на карте, где родился Алексей Маресьев

В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, занимается в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию.

Вначале служил в авиапогранотряде на Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году и был оставлен в училище инструктором.

Там же, в Батайске, встретил войну.

Первый боевой вылет

В августе 1941 года был направлен на Юго-Западный фронт и 23 августа 1941 года совершил свой первый боевой вылет в районе Кривого Рога. В марте 1942 года vбыл переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту у него на счету числилось 4 сбитых немецких самолёта.

4 апреля 1942 года его самолёт был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и восемнадцать суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта.

Еле живого Алексей Маресьева обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а ему нужна была квалифицированная медицинская помощь.

В первых числах мая на окраине села приземлился самолёт и он был отправлен в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги.

: 100 лет Алексею Маресьеву.

Подвиг Алексея Маресьева

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик Первой мировой войны Прокофьев-Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо.

В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашской АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ранения вылет. Добился отправки на фронт и в июне этого же года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир эскадрильи А. М.

Числов взял с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Алексею Маресьеву установилось полное. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Боевая слава о нём разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту.

В полк зачастили корреспонденты, среди которых был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

: В чем подвиг легендарного летчика

24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году ушёл из боевого полка и стал инспектором — лётчиком в управлении Вузов ВВС.

Всего за время войны он совершил 86 боевых вылета, сбил 11 самолётов противника: четыре до ранения и семь – после ранения.

С 1946 года ушёл в отставку и свои последние вылеты совершил на учебном самолёте У-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в начале 50-х годов.

В послевоенные годы, отчасти благодаря хрестоматийной книге «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (в ней назван Мересьевым), был очень известен.

Его часто приглашали на различные праздничные мероприятия, организовывали встречи со школьниками, пример его подвига широко использовался для воспитания молодого поколения.

Умер 18 мая 2001 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В честь Алексея Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя. На доме в Москве, где он жил висит мемориальная доска, в честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре, в городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.

: Судьба настоящего человека

72 года назад совершил свой подвиг легендарный летчик — ас Алексей Маресьев Содержание1 Краткая биография2 Первый боевой вылет3 Подвиг Алексея Маресьева Краткая биография…»,»word_count»:617,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://nlo-mir.ru/chelovek/27672-podvig-alekseja-mareseva.html

Лётчик, повторивший подвиг Алексея Маресьева, освоил управление воздушным шаром

Три подвига Алексея Маресьева

Герой-авиатор Юрий Козловский отметил 70-летие

Имя 30-летнего капитана ВВС Юрия КОЗЛОВСКОГО 40 лет назад было на слуху у каждого советского человека.

В 1973 году летчик, ставший героем своего времени, имея в запасе чуть больше минуты, успел отвести неисправный самолет от раскинувшейся под ним Читы. Катапультировавшись, Козловский получил открытый перелом обеих ног.

Без еды и теплой одежды он несколько дней полз по простывшей до минус 30 тайге к людям. Его считали погибшим и даже свернули поиски. Но он выстоял. И отметил в этом году 70-летие.

Мы разыскали Юрия Валентиновича на рабочем месте — сегодня он заместитель председателя фонда «Московский ветеран». Козловский выглядит превосходно: подтянут, строен. Шагает уверенно, кто не знает, не догадается, что ноги ниже колен у него «неродные». Прошлое вспоминает нехотя, но, начиная рассказывать, загорается и заново переживает названные подвигом трагические события.

— Я шел над Читой по маршруту. У меня было задание провести замер верхнего края облаков. Я поднялся до отметки 11 тысяч метров и тут заметил, что приборы неисправны и горит лампочка аварийного остатка топлива. Связаться с диспетчером не удалось. Потом связь восстановилась, и я получил команду снижаться и катапультироваться.

Юрий КОЗЛОВСКИЙ во время службы в Группе советских войск в Германии (1967 г.)

— Вы могли катапультироваться, не уводя самолет от города?

— Такая техническая возможность существовала. Но воспользоваться ею — нет, конечно, было нельзя. Тянул подальше от города, сколько мог. Катапультировался на пределе, метров с 200. Помню открытие парашюта и почти сразу удар о землю. Я вскочил, но тут же упал.

Стал ощупывать ноги — штанина мокрая от крови, боль адская. Идти невозможно. Достал неприкосновенный авиационный запас — перевязал жгутом ноги выше колен, рассовал все, что было в НАЗе, по карманам и пополз. Я слышал гул машин и решил двигаться в ту сторону.

Наутро я из тайги выполз. Кровотечение на холоде почти остановилось, но ниже колен все было синее и не двигалось. Я снял бинты, связал ноги вместе и стал перекатываться с боку на бок. Вспомнил Маресьева и решил, что главное сейчас — вылезти отсюда.

— Что было страшнее всего — холод, голод, боль, неизвестность?

— Медики потом говорили, одного из этих факторов было достаточно, чтобы я погиб. Даже Маресьев признавал, что динамика событий у меня нарастала жестче, чем у него, — хотя он полз 18 дней, а я три дня. Но он был в теплом летном костюме, а я почти без одежды. У него не было открытых переломов, и он не истекал кровью.

Юрий Валентинович и сегодня за штурвалом самолёта

— Вас искали 70 вертолетов — несколько раз пролетели над вами, но не заметили.

— Надо мной кружили вертолеты, мимо проехал местный житель на телеге — я пытался кричать, выстрелил в воздух из пистолета, но он не услышал. Будто все было против меня. Мне потом рассказали, что в то время, когда меня искали, Кутахов, главком ВВС, бегал по штабу и причитал: «Хоть бы он сдох, хоть бы сдох», — горько усмехается Юрий Валентинович.

— Через три дня поступила команда прекратить поиски, но один пилот, Роберт Волков, решил еще раз слетать. Он потом говорил: у него появилась уверенность, что меня найдет. Но не нашел. Назад, в Читу, он полетел вдоль шоссе. Тут-то и увидел меня на белом гравии. Я был без сознания.

В вертолет меня погрузили как труп, а там, от тепла, говорят, я очнулся и снова пополз…

С Волковым мы встретились позже. Мой товарищ пригласил меня в гости. Вдруг раздается звонок в дверь — входят двое: один гражданский, второй в форме, полковник. Я пошел навстречу гражданскому, мы обнялись. Это был Роберт. Я его раньше не видел, но понял, что он мне знаком. То ли где-то подсознательно его запомнил, то ли душа моя витала над ним. К сожалению, вскоре Волков умер от рака.

С Алексеем МАРЕСЬЕВЫМ в Музее Вооруженных Сил СССР (1976 г.)

Держаться до последнего

— Чем вы питались в тайге?

— Ничем — был шоколад, который в кармане перемололся в порошок, но я не мог его глотать, потому что во рту пересохло. Я мог глотать только таблетки кофеина — они были в запасе.

Съешь таблетку — вроде нормально, можно дальше ползти. Настрой был такой, что отдыхать нельзя, и мозг это контролировал. Вероятно, я терял сознание, потому что врачи говорили, что иначе не смог бы выжить.

Погиб бы от болевого шока.

Кстати, буквально накануне аварии мы разговаривали с одним лейтенантом: что делать, если случится вынужденная посадка, ведь в Забайкалье города разбросаны на 500 километров друг от друга.

Я тогда сказал: «Ну, во-первых, ты не упадешь точно посередине, в какую-то сторону будет меньше 250 километров, а во-вторых, нужно ползти — хоть куда. Нужно как можно дольше продержаться, чтобы дать время поисковым группам.

Будешь бороться до конца — тебя найдут».

Статью в «Комсомольской правде» майор в отставке хранит до сих пор

— Как отреагировали, узнав, что предстоит ампутация ног?

— Хирург сказал, что началась влажная гангрена, надо резать и чем раньше, тем лучше. Я согласился: «Что делать — давай». И все — пошли готовить циркулярку. Во время операции я очнулся — как раз циркулярка в кость впивалась.

После ампутации была еще внутриполостная операция — открылось кровотечение в двенадцатиперстной кишке. Сказались последствия стресса.

— После ампутации вы надеялись, что будете летать, как Маресьев?

— Во времена Маресьева была война. Собьют — никто отвечать не будет, многие гибнут. Но кто мне даст летать на современных самолетах? Поэтому я гнал от себя эти мысли. После увольнения в запас работал в ОКБ имени Сухого в лаборатории по разработке и исследованию искусственного сердца, в 90-е пытался заниматься бизнесом.

Жена Надежда уже 36 лет во всем поддерживает своего любимого

В воздух поднялся только в 2011 году. Мой друг, фанат малой авиации Григорий Комаренко, гендиректор Подольского завода швейных машин, купил самолет. Когда я об этом узнал, говорю: «Гриш, дай прокатиться!» Поднялись с ним в воздух — ощущение, будто и не было перерыва! Руки помнят.

— А как с ногами?

— Без проблем. Я летал на симуляторе — авиационном тренажере, там предусмотрено торможение носками ног, а стопы-то не двигаются, но я приспособился. В этом году я и на воздушном шаре летал — освоил его управление, и на гидросамолете, и с парашютом прыгал.

— В наше время кто-то мог бы сделать то, что когда-то сделали вы?

— Многие говорят: окажись я в такой ситуации, я бы не смог. А я уверен: смог бы — жить-то хочется.

Геннадий БОЧАРОВ. kompravda25.ortox.ru

Геннадий БОЧАРОВ: Военная цензура не убрала ни слова

После очерка «Непобежденный» Геннадия БОЧАРОВА, вышедшего в 1977 году в «Комсомольской правде», а потом включенного в книгу об отважных людях, герой публикации и редакция получали письма мешками. Я позвонила Геннадию Николаевичу, чтобы передать привет от летчика КОЗЛОВСКОГО.

— Мне о Юре кто-то из летчиков рассказал. Показали материал в «Красной звезде», но сказали, что цензура все повыбрасывала. Я поехал в Пушкино, встретился с героем и написал полосу. Материал заслали в Главную военную цензуру. Обычно ответ приходил через месяц, а тут на второй день позвонил главный военный цензор Генштаба и попросил, чтобы я подъехал к нему на Пироговку.

Встретил, пожал руку и сказал: «Отныне вы будете выходить только на меня. Ни одного слова, ни одной запятой мы не убираем, это гимн Военно-воздушным силам страны. Спасибо». По данным Библиотеки имени Ленина, 110 газет и журналов мира перепечатали эту полосу на разных языках.

История драматичная! Кстати, свадьбу Юрия и Надежды Козловских мы устроили в Голубом зале «Комсомолки».

Мы добивались, чтобы Юрия представили к званию Героя Советского Союза. Обращались к Громыко — он тогда был Председателем Верховного Совета СССР.

Но, по Конституции, если человеку вручается награда, других поощрений не полагается. А сразу после публикации Козловского повысили до майора и дали орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

И все. Сделать тут ничего нельзя — такой закон.

Автограф для «Экспресс газеты» наш герой оставил…

…на знаменитой книге Геннадия БОЧАРОВА «Непобеждённый»

Источник: https://www.eg.ru/society/40801/

Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без ног

Три подвига Алексея Маресьева

4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева.

 Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих.

 После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.

На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева

С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище.  В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили.

Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров.

 Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом.

Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев

Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом.

Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать.

Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.

Алексей Маресьев после госпиталя

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет.

После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.

190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту.

В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.

«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев

После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника

Правила жизни от героя Маресьева

«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев

Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй

Документальный фильм ГТРК «Волгоград-ТРВ» «Алексей Маресьев: Я – не легенда. Я – просто человек!»

Документальный фильм телеканала «История» «Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека»

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио.

Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.

— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно.

Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

Скачать книгу Полевого Бориса «Повесть о настоящем человеке»

Интересные факты о лётчике Маресьеве

  • После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
  • В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Источник: https://pomnisvoih.ru/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi/aleksej-maresev-i-ego-podvig-lyotchik-kotoryj-letal-i-voeval-bez-nog.html

Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева

Три подвига Алексея Маресьева

75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.

Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).

ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.

Семья

  • Отец — Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
  • Мать — Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
  • Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
  • Старший сын — Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды ВОВ».
  • Младший сын — Алексей (1958–2002).

Учеба

  • В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным — семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
  • В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
  • В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. — Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).

Работа и служба

  • В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
  • В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере «Партизан». Занимался в аэроклубе.
  • Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
  • В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
  • С 1940 г. — летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
  • С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. направлен на Юго-Западный фронт (первый боевой вылет — 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога).
  • Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.

Подвиг

  • 4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования — 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
  • В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками.

Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились.

Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там — русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли. Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть

Николай Малин

Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)

В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).

  • С июня 1943 г. — в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
  • В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
  • 20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь — после ампутации.

После войны

  • В 1944–1946 гг. — инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
  • В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
  • В 1948–1949 гг. — начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
  • В период с 1956 по 1983 г. — ответственный секретарь, а с 1983 г. — 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. — Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. — первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
  • 8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
  • В 1997–2001 гг. — руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева «Инвалиды Великой Отечественной войны».
  • Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Звания и регалии

  • Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
  • Полковник (1978).
  • Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
  • Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
  • Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
  • Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
  • Лауреат Российской национальной премии «Олимп» (титул «Национальный герой», 2000).
  • Автор брошюры «На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы» (1960).

Повесть о настоящем человеке

  • Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
  • Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
  • Подвиг пилота лег в основу спектаклей «Упавший с неба» (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, «Геликон-опера», 2012) и «Алексей Маресьев» (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.

Именем Маресьева названы улицы в Камышине, Горно-Алтайске, Ибреси, Актюбинске (Казахстан), Стара-Загоре (Болгария) и Ташкенте (Узбекистан); малая планета 2173 Maresjev; школы в Москве и Орле.

Памятники и бюсты установлены в Камышине, Комсомольске-на-Амуре. Мемориальные доски — в Москве (Тверская, 19), Батайске, Ибреси.

С 2006 г. постоянная экспозиция, посвященная жизни Алексея Маресьева, действует в Камышинском историко-краеведческом музее. 13 мая 2016 г. на месте обнаружения летчика жителями деревни Плав открыт памятный знак с копией винта истребителя Як-1. 22 июня 2016 г. в Камышине открыли памятник самолету Як-1.

Материал подготовлен по данным «ТАСС-Досье».

  • Легендарный летчик Алексей Маресьев — настоящая история спасения

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/3295714

Подвиг Маресьева, летчика и настоящего человека. Какой подвиг совершил Алексей Маресьев?

Три подвига Алексея Маресьева

Подвиг Алексея Маресьева – легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, — сегодня известен всем. Сила воли и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность.

Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь.

Подвиг Маресьева – надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей – Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком – ни мать, ни соседи не были исключением — однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу – на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта.

Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района.

Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко – командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки.

Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах – владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке». В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё – ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу ЦК КПСС, а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

В 1960 году свет увидела книга «На Курской дуге», автором которой стал Алексей Маресьев (фото ниже).

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в Верховный Совет СССР, кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Алексей Петрович Маресьев был женат. Галина Викторовна Маресьева (Третьякова), его супруга, была сотрудницей Главного штаба ВВС. У них родились два сына. Старший, Виктор (1946), в настоящее время руководит Фондом Маресьева. Младший, Алексей (1958), бывший инвалидом детства, скончался в 2001 году.

Смерть

За два дня до официального дня рождения великого лётчика, 18 мая 2001 года, в Театре Российской армии должен был состояться концерт по случаю восьмидесятипятилетнего юбилея Маресьева. За некоторое время до начала мероприятия у Алексея Петровича произошёл инфаркт, после которого его не стало.

Похоронен Алексей Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве.

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей.

Также он стал почётным солдатом одной из воинских частей, почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов.

Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.

Источник: https://FB.ru/article/174731/podvig-mareseva-letchika-i-nastoyaschego-cheloveka-kakoy-podvig-sovershil-aleksey-maresev

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.