Тряпичные куклы из собрания Российского Этнографического музея

Живая русь | Этнографические куклы |

Тряпичные куклы из собрания Российского Этнографического музея

Сохранять и приумножать традиции русского народа – истинное призвание каждого гражданина России, от рядового обывателя до главы государства. Делать это можно по-разному.

Один из самых простых и доступных способов – украшать свой дом предметами национального обихода: изделия из лоскутного шитья, бересты, глины, дерева, в которых четко прослеживается колорит и богатство нашей души.

Декор в стилистике хохломы, палеховские миниатюры, жостовоские подносы становятся все популярнее.

Не последнее место в культуре занимают русские народные костюмы, носить которые в повседневной жизни, конечно же, не целесообразно, зато все их многообразие и яркость красок прекрасно демонстрируют этнографические куклы (костюмные), что создаются мастерицами-рукодельницами из провинциальных губерний.

Этнографическая кукла как самостоятельное направление искусства

Декоративно-прикладное искусство зародилось на заре становления цивилизации и народная игрушка всегда являлась одним из его направлений. Если говорить о Древней Руси, то это были безликие куколки, при пошиве которых использовались:

  • кусочки ткани;
  • сено, солома;
  • нитки;
  • пуговицы;
  • тесьма;
  • кружево и т.п.

Они имели не только игровое значение, но и ритуальное, иногда религиозное. С их помощью защищали деток от дурного глаза, злых духов и прочих напастей.

Этнографическая кукла в современном ее представлении появилась сравнительно недавно – в XIX веке, а ее «прародительницами» стали французские куклы-манекены, которые возили по европейским городам для демонстрации новинок моды и последних изысков одежды парижской знати.

Позже, во времена Петра I, и в Российской империи появляются аналогичные костюмные куклы, головки коих изготавливались из папье-маше, а костюмы в деталях передавали тонкости традиционных нарядов боярынь и княгинь.

Император, усиленно прорубающий «окно в Европу», лично приглашал голландских мастериц для того, чтобы те обучали послушниц монастыря в Хотьково производству таких куколок, что называется «по западным образцам».

И только к обозначенному ранее периоду – середине XIX века, игрушки стали наряжать в национальные костюмы, а желающих купить этнографические куклы в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах стало столь много, что монахини не успевали удовлетворить спрос, приходилось расширять производство.

Однако назначение куколок укоренилось прочно: демонстрация образцов народной одежды из различных уголков России.

Играли такими «манекенами» крайне редко, поскольку они были достаточно дорогие, позволить иметь себе такие могли только состоятельные люди, как следствие – детям редко доставались ценные игрушки в ярких костюмчиках и сарафанах.

Как делают костюмные куклы?

Следует понимать, что игрушки наряжают не в простую народную одежду, выбранную наугад – сюртуки, кафтаны и юбки, которые больше понравились по цвету или форме. Этапы производства можно разделить на следующие:

  1. Теоретическая подготовка, сбор данных о костюме нужного региона.
  2. Подбор материалов, их изготовление в случае необходимости.
  3. Создание и украшение куколок.

Мастерицы предварительно тщательным образом изучают костюм конкретной эпохи, региона страны, обычаи того времени и особенности быта, характерные заданной местности. Это требует немало временных затрат и усилий.

После изучения теоретического материала, часто возникает необходимость использования домотканных элементов убранства, которых не найти в обычных магазинах. Идут в ход и современные ткани, иные материалы.

Однако большинство этнографических кукол, заказать которые можно посредством интернет-магазинов или иных торговых площадок, изготавливаются с применением техники пэчворк (лоскутное шитье), что само по себе увеличивает трудозатраты и влияет на конечную стоимость изделий.

Не стоит искать игрушки ручной работы, цена которых будет равна конвейерным образцам, такого не бывает.

Только после того, как подготовительная работа будет завершена, приступают к созданию самого шедевра в национальном костюме, который в точности передаст стилистику нарядов прошлых лет, расскажет и покажет, в чем ходили наши бабушки и дедушки, какие украшения и аксессуары использовали. Следование традициям, существовавшим и сохранившимся до наших дней на территории определенной области, края – важнейшая составляющая профессионального изготовления костюмных кукол.

Зачем люди хотят купить этнографические куклы?

Вопрос отнюдь не риторический, особенно интересующий молодое поколение. Ведь в наших магазинах представлено множество игрушек всех мастей, в том числе куколок неописуемой красоты в роскошных нарядах – бальные платья, повседневная одежда, в которые интересно играть девчонкам и даже мальчишкам.

Однако этнографическая кукла – не обычная игрушка, которую следует давать детям для развлечений. Она несет более глубокий, если не сказать сакральный смысл. Вот только часть причин приобрести такую вещицу:

  1. Стилизация интерьера под старину, наводнение обстановки предметами быта и обихода их древнерусской избы, создание особенной, неповторимой атмосферы уюта и душевного тепла.
  2. Изучение национальной одежды для людей сведущих, интересующихся историей моды и народного костюма. Представленные в нашем интернет-магазине образцы из Московской, Ярославской, Архангельской и других губерний досконально передают тонкости нарядов прошлых лет, свойственных этим регионам.
  3. В качестве необычного и очень трогательного подарках родным и близким. Получить такую куклу-красавицу приятно не только детям, но и взрослым, ведь все они – ручной работы, уникальны и неповторимы, созданы специально для вас опытными мастерицами кукольного дела.

Тем более заказать этнографические куклы с доставкой по России можно в любой город страны. Каждая будет тщательно упакована, дабы исключить повреждения в пути, и прибудет к вам в ближайшее после заказа время.

Купите частичку родной культуры и удивительный предмет декорирования для своего дома!

Источник: http://xn----8sbfpk9bhp6f9a.xn--p1ai/katalog/avtorskie-kukly/etnograficheskie-kukly.html

Особенности русских тряпичных кукол

Тряпичные куклы из собрания Российского Этнографического музея

Ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы.

Кукла — способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла — не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.

Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла — достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика.

В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.

Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.

Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам — взрослым и детям.

https://www.youtube.com/watch?v=fZyPLJ4npHY

Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом.

Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам.

Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Народная тряпичная кукла даёт сегодня блестящие техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло».

В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы».

Каждый треугольничек и квадратик – как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка «читает» внуку.

Лоскут «с голубыми колокольцами» — про первое «мамкино платьице», купленное у коробейников, про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, — это от дедушкиной рубахи».

Словно родовое письмо-треугольник напоминает он о судьбе родного человека, о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздаёт руский характер, образ отчего дома. Так и тряпичная кукла.

Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.

И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникали из обрядовых), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеки, в почитании предков. Вот почему у руской тряпичной куклы множество аналогий…

Встречают по одёжке

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры.

Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривался определённый смысл.

Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды.

Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы.

Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости.

Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков.

Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами.

Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов….

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важнейший принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ.

Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен. Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали.

Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором.

А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь – например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным.

Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Из книги «Руская тряпичная кукла», авторы Галины и Марии Дайн.

Скачать книгу в формате PDF http://drevoroda.ru/rod_pamiat/682/2740.html

Подарок, с любовью и заботой о близких

Руская тряпичная кукла может стать сильным оберегом для близкого человека или замечательной игрушкой для ребёнка, наполненной живым теплом и глубоким смыслом. Для вас она может быть советчицей и помощницей в любых делах и обстоятельствах. Помните, ещё в сказке у Василисы обережная кукла Берегиня была, во всех делах ей помогала?

Конечно же, для создания такой волшебной куклы есть особые правила:

Обережную куклу «крутят», «мотают». Сшивать тело куклы нельзя, его завязывают нитями или просто делают узел из ткани. К кукле не должен прикасаться металл. Если вам нужно подровнять какие-то детали наряда, сделать вышивку на одежде куколки или как-то украсить, то одежду с куклы сначала надо снять.

Когда завязываете нить на кукле, делайте нечётное количество оборотов (один или три). Все узлы вяжите с добрыми пожеланиями.Славянских обережных кукол делают только женщины и только в присутствии других женщин или в одиночестве. В комнате, где крутят кукол, мужчин быть не должно.

Исключение – для детей, однако, в этом случае мальчика надо занять каким-то делом.Первую куклу-оберег для дома, своими руками созданную, оставьте себе, другие уже можете и дарить.Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обережную куклу за один день (с утра и до отхода ко сну).

Прежде чем творить куклу-оберег дома, представьте, какой она будет, подумайте не только о её внешнем виде, но и о её качествах характера. Будет куколка вам подругой, помощницей или мудрой советчицей? Когда будете делать куклу, держите этот образ в своих мыслях.Свою причёску соберите, спрячьте под платок, чтобы в куклу случайно не упал волос.

Куклу лучше крутить на своих коленях, в «подоле», а не на столе.Обережным куклам не рисуют лиц, чтобы в них не могли вселиться злые духи. По этой же причине кукле не следует давать имя, зовите её по названию: обережной куклой Берегиней, Желанницей и т.д.К кукле относитесь с уважением, помните о том, что она – ваша подруга и помощница.

Когда кукла готова, выберите для неё место в жилище. Возьмите оберег в руки и прислушайтесь к своим ощущениям. Где вашей помощнице будет приятно находиться? Если вы подарили обережную куклу другому человеку, посоветуйте ему сделать то же самое.Куклу не дают в руки посторонним людям, только вам и вашим родным можно к ней прикасаться.

Разговаривайте со своей куклой не только когда просите её о чем-то. Делитесь с ней новостями, рассказывайте о своих радостях и бедах, так вы быстрее подружитесь с оберегом.Если кукла порвалась, сильно испачкалась или вы просто чувствуете, что она больше не готова вам помогать, значит, пора попрощаться с ней.

Поблагодарите оберег за верную службу и отдайте природе. Сами решайте, что вам и вашей кукле лучше: сжечь оберег, закопать или отправить по воде. Перед этим попрощайтесь с куклой и обязательно скажите: «Ты больше не кукла, теперь ты снова кусочки ткани, нитки, пряжа, ленты (перечислите, из чего сделана именно ваша кукла)».

Если кукла потерялась или её украли, скажите: «Благодарю тебя за службу! Ступай с миром!»

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/osobennosti-russkih-tryapichnyh-kukol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.