Уроки Шалвы Амонашвили

Содержание

Шалва Амонашвили: если дети не успевают в школе, их учитель — двоечник

Уроки Шалвы Амонашвили

Можно ли наказывать детей и ругать их за ошибки, как бороться с компьютерной зависимостью и почему так важно учить собственным примером, об этом и другом рассказывали известный грузинский педагог, создатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили и его сын Паата в Гродно. Они провели 16-часовой семинар для почти 650 гродненских родителей, а 20 марта дали открытый урок для учителей одной из лучших школ города, на котором побывала корреспондент Sputnik Виктория Соловьева.

Билеты раскупили за две недели

В Гродно Шалва Амонашвили бывал и раньше, но обычно проводил встречи с педагогами, а не с родителями. Билеты на семинар «Мама, папа, я» в Гродно раскупили еще в феврале, организаторам даже пришлось взять более просторный зал.

Послушать гуру педагогики пришли в основном люди семейные — молодые пары и те, кто еще только собирается стать родителями, бабушки, дедушки и все, кто воспитывает детей. Многие приехали из соседних городов.

© Sputnik Виктория Соловьева

Педагогу уже 86 лет, но он два дня с утра до вечера общался с людьми, читал лекции, раздавал автографы. А перерыв на обед у него составил всего 15 минут.

Интересно, что привез грузинских педагогов в Гродно один из соучредителей компании «Конте» Валентин Байко в рамках нового социального проекта «Музыка сердца».

Он так объяснил свое решение: «С Шалвой и Паатой Амонашвили познакомился в августе прошлого года на двухнедельном семинаре в Грузии, куда мы поехали всей семьей.

Многие из услышанных идей нашли отклик в моей душе, поскольку многие ценности и принципы жизни в последние годы стали близки ценностям гуманной педагогики».

Родителей много, а проблемы у всех одинаковые

Оказалось, что проблемы у всех присутствующих были почти одинаковые. Свои вопросы они задавали со сцены, а также во время перерывов.

Родители жаловались: дети не хотят учиться, а уроки делают из-под палки или если им пообещать планшет, компьютерную игру или еще какой-то «пряник».

Одна мама сетовала, что у 9-летней дочери нет мечты, другая интересовалась, честно ли писать ребенку письма от имени Деда Мороза.

Многих интересовал вопрос: а можно ли наказывать детей, как научить их не врать родителям. Нашлось много недовольных школьными учителями или воспитателями в детском саду, которые называют современное поколение ребят глупыми, ругаются или морально унижают своих учеников.

© Sputnik / Инна Гришук

Известный грузинский педагог рассказал гродненцам как помочь детям любить школу

Учить собственным примером и меньше командовать

Чтобы найти ответы, достаточно было хотя бы час-другой прослушать лекции. Главный принцип, о котором постоянно говорили и Шалва, и Паата — нужно относиться к ребенку с уважением, как к равному, даже если он делает ошибки или что-то плохое. Ведь ребенок только учится, для него каждый поступок — это опыт. А мы их за это ругаем.

» ошибка общения с ребенком — это приказы, критика в виде обвинений и выговоров, угрозы и нравоучения, советы с готовыми решениями, высмеивания», — продолжали отец и сын Амонашвили.

Вместо этого стоит постоянно показывать ребенку положительные образы, причем на собственных примерах. То есть если родители хотят, чтобы ребенок читал книги, не был жадным, не проводил много времени у компьютера или в телефоне, то взрослые должны сами стать такими — больше читать, не сидеть в компьютере и демонстрировать щедрость.

«Совесть нужно воспитывать совестью, доброту — добротой, любовь — любовью… Ребенок берет образы от взрослых… Живите так, какую жизнь желаете ребенку, и он пойдет еще дальше», — советовал педагог.

© Sputnik Виктория Соловьева

Один из слушателей семинара так вдохновился идеями гуманной педагогики, что купил в домашнюю библиотеку весь ассортимент книг педагога — 17 штук. Сказал, что собирается прочесть их в самое ближайшее время.

На вопрос о детских увлечениях компьютерными играми Амонашвили пояснил: значит, родители не дружат и мало общаются с сыном или дочкой. Он уверен, что дети никогда не променяют компьютерный мир на живое общение. В самых сложных случаях не нужно силой запрещать подходить к компьютеру или телевизору.

Эффективно использовать метод совместного просмотра передач или изучения компьютерных игр. Это уже будет воспитательным моментом, потому что взрослый всегда объяснит, что происходит на экране и поможет привести ребенка к новым ценностям и сформировать у него отношение к происходящему на экране.

Как наказывать детей?

Напоследок со сцены прозвучал вопрос, который многие стеснялись задать вслух: стоит ли наказывать детей? Шалва ответил однозначно: «Нет». Уточнив, что в гуманной педагогике понятия наказание не существует в том значении, которое вкладывают в это слово сейчас. Родители наказывают детей, когда лишают их чего-то важного, ограничивают свободу, запрещают или в угол ставят.

«Эти вещи проделывать над детьми нельзя. Наказание должно проходить через самого ребенка. Он сам должен осознать, наказать себя — это воспитательный момент. А когда будет наказывать взрослый, то воспитание не состоится, потому что ребенок его не понимает и не принимает», — разъяснил Амонашвили.

© Sputnik Виктория Соловьева

Сын педагога-новатора Паата Амонашвили в перерыве вместе с отцом раздавал автографы и давал индивидуальные консультации

Об учителях-двоечниках и уроке радости

Как учителям стоит общаться с детьми, Амонашвили показал во время открытого урока в третьем классе гимназии №1 имени Е. Карского. Во время урока радости — так назвал его грузинский педагог — ученики разгадывали слова и составляли предложения, а Амонашвили постоянно общался с детьми. Ответы на вопросы он просил шептать ему на ушко.

За 45 минут он успел подойти к каждому и сказать комплимент. Восхитился рыжими волосами одной ученицы и оправой очков другой, кого-то одобрительно потрепал по плечу или погладил по голове. А на переменке долго о чем-то говорил с ребятами.

В кулуарах учителя перешептывались: «Урок радости — это хорошо», но как дети будут получать знания, ведь им нужно поступать в гимназию, иметь оценки не ниже 9, сдавать экзамены на 9-10. А нагрузка очень большая». Урок радости явно не вписывался в систему ценностей местных педагогов.

Чуть позже Амонашвили признался: урок, который он давал третьеклассникам — это программа первого класса. «Я решил подстраховаться, выбрал простую тему, чтобы дети не споткнулись о сложности, не знал уровень их подготовки», — сказал педагог.

© Sputnik Виктория Соловьева

Главное — уметь слышать ребенка, уверен педагог

Он подчеркнул: «Если бы учитель пользовался моими методами каждый день, то ученики смогли бы за три года заучить программу четырех классов».

Он уверен, что учебные программы в белорусских, российских и грузинских школах по сложности соответствуют возможностям всех детей. Дети даже могут больше. А если учителя жалуются на слишком высокую нагрузку, то этим они подчеркивают лишь свой непрофессионализм.

«Учителя ведь больше не могут (дать детям знаний, — Sputnik). Потому что работают традиционно, с помощью кнута и пряника, с помощью с помощью требований.

Слабый учитель скажет, что программа сложная, сильный учитель всегда добавит к стандартной программе чуть больше знаний.

Мы привыкли ставить оценки детям, но среди учителей тоже есть отличники (их мало), а есть двоечники и троечники. И последних больше», — резюмировал Амонашвили.

Что касается школьных то педагог-новатор убежден: это погремушки. Намного важнее не только давать детям знания, но и формировать отношения к ним. Только так можно воспитать личность.

Шалва Амонашвили — известный грузинский педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук. Разработал концепцию гуманной педагогики. Является автором десятков педагогических, психологических и художественных произведений. Родился 8 марта 1931 года, живет и работает в Грузии.

Источник: https://sputnik.by/society/20170322/1027950190/shalva-amonashvili-esli-deti-ne-uspevayut-v-shkole-ih-uchitel---dvoechnik.html

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

Уроки Шалвы Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики.

Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

Основы воспитания

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.

Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:

  1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?

  2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.

  3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.

  4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.

  5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

Основы методики

Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.

Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.

Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:

  1. Детей нужно любить такими, какие они есть;

  2. Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;

  3. Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;

  4. Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.

Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.

Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.

Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/shkola-radosti-metodika-vospitaniya-shalvy-amonashvili/

8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили

Уроки Шалвы Амонашвили

До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью.

Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.

Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили. «Мел» собрал самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Быть учителем, а не преподавателем

Задача учителя — помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников.

Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями.

Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью

В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него.

А чаще учитель даже не трудится вложить хоть чуточку своей души в процесс обучения, который не должен состоять только из бесконечных домашних заданий, вызовов к доске и контрольных работ.

Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом.

«Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка — это мне, — говорил он. — Другие же отметки — вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить.

Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним.

А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

Учитель не всегда жёстко обходится с учениками со зла. Возможно, он думает, что делает это во благо ребёнка. Но любить ребёнка — это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность.

Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами.

В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник.

3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку

Наказание не должно применяться авторитарно — в таких случаях ребёнок не принимает наказания, считает его несправедливым. Наказание само по себе — не мера воспитания. Его воздействие на ребёнка зависит от того, насколько учитель любим и уважаем.

И цель наказания — не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи.

Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.

«Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?..

А в душе моей происходит взрыв. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, — самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, — Любви!

Я причиняю учительнице боль — и мне больно от этого».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

4. Отметка и оценка — это не одно и то же

Отметки необязательно выражаются цифрами. Они могут быть словесными, например, слово «молодец». Точно так же, как ребёнок хвастается пятёркой, он скажет дома: «Учитель сказал, что я молодец». Детей ругают за плохие отметки, хвалят за хорошие — все эти реакции формальные, одномерные. Отметки портят ребёнка, образовательный процесс, отношения с родителями.

«Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».

Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»

Оценка — это отношение. То, как учитель смотрит на ребёнка, какие задаёт вопросы, как указывает на ошибки, замечает прогресс.

С помощью уважительного, внимательного человеческого отношения педагог воспитывает в ребёнке личностные качества, а не просто учит его соответствовать стандартам.

Если ученик не совсем понял задание и выполнил его по-своему, это трудно передать отметкой. Вместо этого учитель может сказать: «Ой, как интересно ты пишешь. А может, вот так попробуешь?».

«Например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребёнок ленился, получил двойку, так и не знает этого материала. А где пятёрка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?»

Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»

5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов

Вопросы учителя на уроке отличаются от обычных человеческих вопросов тем, что он уже знает ответ. И ученики это знают. Когда нам задают вопрос, на который хотят услышать строго определённый ответ, мы чувствуем подвох.

То же чувствуют и ученики. Для них каждый вопрос учителя становится педагогической уловкой, на которую нужно не попасться.

В результате, вместо того, чтобы думать над сутью вопроса, они пытаются угадать ответ, которого ожидает учитель.

Как педагоги-новаторы 30 лет назад навсегда изменили российское образование

Детям нужно чаще задавать вопросы, на которые нет заранее известного правильного ответа. Учитель знает, сколько будет дважды два, но не знает, почему ребёнку трудно запомнить таблицу умножения. Не знает, что его интересует, что нравится, что мотивирует учиться.

«Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам «спасибо», взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом — вдруг — спросила:

— Ребята, вы любите стихи?

Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку

В авторитарном педагогическом процессе требовательность –предупредительная мера к наказанию. Учитель требует, чтобы ребёнок усердно учился, не нарушал правил. Он говорит «перепиши это к завтрашнему дню», подразумевая «иначе пеняй на себя». Тональность такого требования — приказная, принудительная. Это педагогический инструмент, который решает проблемы самого учителя, а не ребёнка.

10 неправильных способов мотивировать ребёнка

Если же учителя действительно больше заботит завтрашний день ребёнка, чем тишина в классе, его требования выражают переживания за будущее ребёнка. В таких случаях требование меняет своё содержание и тональность. В нём звучит доверие и надежда на успехи ребёнка, оно мотивирует его стараться и развиваться.

«Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:

— Ты не мог бы дать мне эту книгу почитать на пару дней?

И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:

— У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…

Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»

Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков

Уроки — это основа для школьного дня, но дети приходят не только ради них. Они приходят ради весёлых перемен, встреч с друзьями, бесед с учителем, интересных внеурочных школьных дел. Школьная жизнь — гораздо больше, чем несколько уроков каждый день, а уроки — гораздо больше, чем прилежное сидение за партой.

Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться

И он не станет более внимательным и сосредоточенным, если отнять у него игрушку, которая так захватила его воображение, что он принёс её с собой в школу. Он станет ещё рассеяннее, потому что будет огорчён, и сможет думать только о дальнейшей судьбе своей игрушки.

«Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика.

Я с большим интересом стану его рассматривать.

„Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

8. Хороший учитель — тот, кто любит детский «жриамули»

«Жриамули» — это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума тем, что он наполнен радостью и жизнью. Иметь педагогический слух значит уметь различать разные нотки в этом шуме, который всегда наполняет школу, и любить его.

«И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

Почему нельзя отменять ЕГЭ

4 участника родительских чатов, которые всех бесят

Бездушные люди: почему в наших школах нет душевых

Источник: https://mel.fm/pedagogika/253149-amonashvili_advise

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.