Узорное ткачество на Пинеге

Содержание

Ткачество

Узорное ткачество на Пинеге

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Достоверно известно, что ремесло по производству тканей, то есть, ткачество зародилось  еще в каменном веке.

Результаты археологических исследований показали, что ткацкие изделия того времени выполнялись из травы, полосок кожи и жил различных животных. Около 5000 лет до нашей эры появилось первое примитивное приспособление для производства ткани.

Считается, что произошло это на территории Азии, ибо именно там обнаружили археологи первый ткацкий станок.

Виды ткачества

До начала XX века ткачество было самым приоритетным домашним занятием многих народов России и их соседей. Почти все  виды тканого полотна создавались на ручном деревянном станке. Основным сырьем служили волокна льна и конопли, козья и овечья шерсть. Иногда ткань производилась из завозимых из азиатских стран хлопковых и шелковых нитей.

В то время русские мастерицы уже полностью владели разнообразными техниками ткачества, а многие из них научились создавать узоры, которые представляли собой простые геометрические фигуры и линии. Однако для этого требовалось особое мастерство, ибо создание узоров было  весьма трудоемким приемом украшения полотна.

И создать изделие, украшенное сложным узором, могла далеко не каждая хозяйка.

Полотняное переплетение и закладная техника

Наиболее простой вид  ткацкого переплетения —  полотняный. Он использовался  во все времена при создании ткани для полотенец и нательного белья. Также одной из наиболее древних является техника закладного ткачества. При этом методе переплетения прокладка нитей производится не по всей ширине ткани, а только на некоторых ее участках.

Закладное ткачество представляло собой орнамент, состоящий из простых геометрических фигур. Их выполняли путем комбинирования разноцветных нитей: льняных, шерстяных и хлопковых. Этот сложный, трудоемкий процесс позволял получить гладкое полотно, одинаковое с обеих сторон. Интересно, что закладным ткачеством пользовались при работе на горизонтальных и вертикальных ручных станках.

Браное ткачество

Браное ткачество было известно на Руси еще до нашествия татаро-манголов. От закладного ткачества оно отличается рельефной фактурой полотна. Эта техника предполагает использование специального прутка или дощечки, так называемой, бральницы. Она помогала выбирать из основы часть нитей, делая дополнительный зев.

В итоге получался узор, который налагался сверху фона то с изнаночной, то с лицевой стороны. Поэтому рисунок на поверхности браных скатертей и полотенец с изнаночной стороны выглядит как негатив. Основной фон вытканного узора чаще всего был горизонтальным,  красного или синего цвета.

Но в ряде регионов изделия могли быть  одного цвета, а узор выделялся толщиной нитей и игрой светотеней.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток.

Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной.

Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском  творчестве. По внешнему виду  изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная.

Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного  рисунка используется два или более утков.

Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника.

Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме.

Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

С уважением,  Александр Гончаров

Источник: http://alex60.ru/tkachestvo/

Что такое ткачество? Виды и техники ткачества

Узорное ткачество на Пинеге

Известно, что ремесло производства ткани возникло еще в каменном веке. Судя по результатам археологических исследований, изначально ткацкие изделия представляли собой плетеные предметы, выполненные из травы, полосок кожи животных и их жил.

Первое приспособление для производства примитивных видов ткани появилось около пяти тысяч лет до нашей эры. Тогда его появление стало настоящим эволюционным скачком в производстве одежды и предметов быта.

А что такое ткачество сегодня? Насколько изменился технологический процесс и качество изготавливаемой продукции?

Из истории развития ремесла

Считается, что первый станок для ткачества появился на территории Азии. Именно там археологи обнаружили его примитивную модель. В качестве основного сырья мастера того времени использовали шерсть различных животных, волокна растений и натуральный шелк.

Кстати сказать, секрет изготовления шелковой ткани долгое время оставался на территории Китая.

Несмотря на то что с появлением Шелкового пути материал широко распространился по свету, многие века эта страна сохраняла монополию в производстве шелка – секрет его изготовления строго охранялся.

Тем не менее ткацкие станки стали повсеместно появляться на территории Азии, Европы и Японии. К тому времени люди уже научились использовать в качестве красителей для ткани сок различных растений.

Одновременно с этим мастера ткачества быстро освоили технику украшения ткани различными узорами, сплетенными из разноцветных нитей.

Так это ремесло превратилось в искусство и стало неотъемлемой частью быта разных народов.

Доподлинно известно, что знаниями ткацкого дела хорошо владели древние инки. Работы восточных и персидских мастериц испокон веков славились на весь мир, а ткачество в Древней Руси являлось важнейшим элементом ремесленных производств.

Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом – вдоль станка. Эти нити называются основой.

Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу.

Другие нити, поперечные основным, которые мы до сих пор называем уточными, должны переплетаться с нитями основы, образуя тканое полотно.

Чтобы нити основы оставались ровно натянутыми, их наматывали на специальный валик, так называемый навой. По мере появления готовой ткани ее наматывали на другой валик, расположенный с противоположной от навоя стороны.

Первый ткацкий станок

Примитивные модели первых механизмов, которые использовались для создания ткани, представляли собой простую вертикальную раму. На нее натягивались нити, а ткач, держа в руках больший челнок, пропускал его через основу.

Такой процесс был достаточно длительным и сложным: нити приходилось перебирать руками, от этого они часто рвались, а сама ткань получалась слишком толстой. Тем не менее ручное ткачество заняло одно из первостепенных мест в быту древних людей, а подобные устройства использовались практически в каждом доме.

Благодаря примитивным механизмам ткацких установок стали появляться новые предметы одежды, ковры и подстилки.

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей.

К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок. К этому времени люди научились производить более качественные и однородные нити из волокон растений и шерсти животных.

Поэтому стали появляться более интересные виды ткачества, с использованием новых техник, цветов и методов плетения нитей.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями. В наши дни конструкции станков кардинально изменились и теперь их используют в производственных масштабах.

Современное производство

Современные автоматические машины для изготовления тканей имеют более сложную конструкцию, они работают на электричестве и могут производить самые разнообразные материалы. Однако ручное ткачество – ремесло, которое до сих пор живо. Хотя сегодня оно встречается скорее как прикладное творчество, самотканые изделия часто выставляются на выставках и хорошо продаются в сувенирных лавках.

Народные традиции древних мастериц передаются из поколения в поколение, дополняясь новыми витками более современных техник и использованием усовершенствованных материалов.

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства.

Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи.

Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Домашнее ткачество сегодня

На сегодняшний день узорное ткачество стало скорее экзотикой, чем повседневной домашней работой: домотканые ковры, занавески, скатерти, салфетки, простыни и одежные ткани давно заменили промышленные аналоги. Сегодня далеко не каждая хозяйка возьмётся за тканое рукоделие.

Однако ремесло — это все еще живо, а в некоторых регионах активно возрождается и развивается. Центры традиционной культуры и многие индивидуальные мастера проводят специализированные мастер-классы и выставки лучших работ.

Самотканые изделия успешно продаются в специализированных магазинах.

Безусловно, новые приспособления и современные материалы значительно облегчают труд ткачих, при этом изделия сохраняют яркую, многоцветную гамму и сложность узоров.

Благодаря современным материалам мастерицы могут получить потрясающие эффекты переплетений нитей. Тем не менее ткачество – сложный и трудоемкий процесс, требующей особого внимания, выдержки и терпение.

Зато готовые изделия, созданные искусными мастерицами, радуют глаз.

Полотняная и закладная техника

Самым простым видом ткацкого переплетения считалось полотняное. Его использовали на протяжении всей истории ткачества, создавая ткань для нательного белья и полотенец.

Техника закладного ткачества также является одной из самых древних. Этот метод переплетения предусматривает прокладку нитей не по всей ширине ткани, а лишь на некоторых ее участках.

«Заклады» обычно представляли собой орнамент из простейших геометрических фигур. Они могли выполняться с помощью комбинирования разных нитей. Узоры создавались с помощью разноцветных льняных, шерстяных или хлопковых нитей.

В результате сложного, трудоемкого процесса получалось гладкое, одинаковое с обеих сторон полотно.

Интересно то, что закладное ткачество использовали и на горизонтальных, и на вертикальных ручных станках. Тканый ковер из шерсти, выполненный в этой технике, обязательно присутствовал в каждом доме.

Пестроткань или пестрядь

Одним из простейших видов ремизной техники считается пестроткань или пестрядь. Она представляла собой клетчатые или полосатые рисунки. В качестве основных цветов использовались традиционные красные, синие и белые, иногда добавлялись желтые и зеленые оттенки. Пестротканые полотна использовались для изготовления рубах, сарафанов, передников и покрывал.

Клетчатина и пешечный узор в ткачестве

Узор, образованный мелким уточным настилом, наложенного поверх гладкого полотна. Это довольно сложный более трудоемкий вид ремизной техники.

Обычно рисунок разноцветной клетчатины имел четкую геометрическую форму. Тем не менее вытканные изображения могли быть весьма разнообразными.

Такой вывод можно сделать исходя из сохранившихся названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники» или «денежки».

Вытканный орнамент, выполненный в виде так называемых шашечек, носит название «пешечный узор». Выпуклые узоры выделялись необычным эффектом за счет игры светотени.

Комбинирование техник ткачества

Интересен тот факт, что искусные мастерицы могли объединять сразу несколько техник ткачества. Что такое возможно сделать на примитивных устройствах вряд ли поверят наши современники, увидев воочию подобное профессионально изготовленное самотканое полотно. Однако это возможно и многие современные рукодельницы повторяют мастерство древних ткачих сегодня.

Источник: https://FB.ru/article/352705/chto-takoe-tkachestvo-vidyi-i-tehniki-tkachestva

Статья «Славянские пояса. Чудо, рожденное на Севере.»

Узорное ткачество на Пинеге

Сейчас, среди многочисленных милых поделок так называемого «хэнд-мейда», трудно найти что-то выдающееся по своей художественной ценности и подлинности. Такую редкость невозможно сделать просто «из головы», без передающихся из века в век традиций. Поразительные по своей волшебной красоте славянские пояса – потрясающий образец традиционного народного творчества.

Сколько времени плетется славянский пояс?

Знаете, сколько времени нужно, чтобы сплести на берде такой русский народный пояс? 6 минут на один сантиметр.

Немного? А двадцать один час на один пояс уже солидно? Три дня непрерывной работы, требующей вдохновения, тонких движений пальцами и напряженной внимательности. Ошибки не допускаются.

В результате мы получаем возможность опоясать свой стан таким восхитительным тканым поясом ручной работы – и призадуматься, стоит ли он таких усилий? И таких денег?

Все очень просто. Вы сами можете оценить, насколько важно для Вас иметь вещь, впитавшую в себя всю мудрость веков. Судите сами.

Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?

Браное – не потому — что такое сложное плетение, что остается только браниться. Название происходит от слова «брать» — при создании узора нити основы «пробираются» при помощи дощечки — бральницы. Остающиеся над дощечкой нити остаются видны, а те, что внизу закрываются цветными.

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы.

Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры.

Теперь представьте, что на станке по ширине одного пояса 40 основных нитей и поразитесь тому, что каждый ряд поперечных цветных ниток продергивается в определенном порядке через множество ниток основы. В одном сантиметре пояса не меньше двенадцати продольных рядов.

А теперь несложно представить весь этот невообразимый труд – один продольный ряд, когда браницей продергивается узор через 40 нитей, лежащих поразительно близко друг к другу, каждый ряд подбивается челноком, и делается это опытным мастером всего за 30 секунд. Так что три дня непрерывной работы – это только у опытного мастера.

И все же это так красиво, так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями.

Издавна по берегам Пинеги мастерицы ткали красные узоры по белой «земле» (фону).

Хранит наша память имена Анны Ивановны Черемной, Марии Алексеевны Щеголихиной, Анастасии Ивановны Беляевой, что смогли передать нынешнему поколению потомственные приемы северного волшебного узорного ткачества.

Достойными восхищениями является двухуточная браная техника, когда мастер работает не одним утком, а двумя. Просто голова кружится, когда смотришь на фантастическую ловкость и безошибочность движений мастера. Внимание, терпение и усидчивость позволяет, тем не менее, выполнять самые сложные по замыслу узоры. 

И вот, это чудо можно подержать в трепетных руках — плотный, крепкий, и гибкий одновременно, сверкающий переливами цветов, подобно северному сиянию, теплый от энергии добрых человеческих рук, славянский пояс. Он практически не тянется, сохраняя форму, и таким приятным контрастом оказываются на ощупь мягкие шерстяные ниточки бахромы на кончиках этого произведения мастера.  

Другой способ изготовить славянский пояс — бердо

«Бердо» — тонкая дощечка шириною чуть больше ладони. Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок. Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки.

Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная — в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком.

Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался тканый пояс.

И каждый раз на славянском поясе были волшебные узоры

О северных старинных узорах можно говорить бесконечно. Разглядим тканые пояса внимательно. Вот знаменитый «русский крест», соединение мужского и женского начала. Вот знак «поле», символ достатка, благоденствия, прочности семьи, соединенный с образом «мировой горы» и «прибогами», а вот и традиционная для Севера «свастика», символом вечного движения жизни.

А вот и чисто мужской пояс со знаками ящера-дракона, владыки пекельного мира, стража бездны. Расположенный на этом поясе он охраняет физическую сферу владельца от «перехода в иной мир», от безвременной смерти и соседствует с образом «Мировым деревом», виде «треугольника с веточками», что приносит в узор мощь и силу, соединяющую в образе Мирового Дерева три мира: Навь, Явь и Правь.

Любой может получить такой тканый пояс, сделанный мастерами Северной Сказки

Но не каждый является тонким ценителем прекрасного, и не каждый увидит в славянском поясе мудрость прошедших веков.

Что ж, только настоящие русские наследники традиций оценят теплоту, заложенную руками северного мастера в эти чудесные пояса, оценят прочность и стойкость цвета шерстяных ниток, используемых при изготовлении.

И, кто знает, возможно, именно такой пояс поправлял на себе герой северной сказки, парень Погляд, волнуясь, при встрече с Велесом, Богом Мудрости и Магии? Не эти ли обережные пояса со славянскими узорами помогали людям в давние, сказочные уже времена, выстраивать свою жизнь в гармонии с этим миром?

Надолго останется в Вашей семье такой русский народный пояс!

Переживёт этот пояс все чистки гардероба, всю одежду, которую Вы носите сегодня, никакая рука не посмеет выкинуть это произведение искусства.

Даже дети, которым этот тканый пояс достанется когда-нибудь в наследство, будут считать его неотъемлемой частью Вашего родового уклада.

Неизгладимое впечатление от его подлинной красоты будет оставаться каждый раз, когда он будет гордым символом опоясывать стан. Сохранит этот пояс на многие годы свои краски, свое тепло и Вашу мудрую любовь к своему Роду.

Задумайтесь о покупке такого славянского пояса прямо сейчас. Это легко сделать, позволив себе нажать кнопку «купить». Тем более, что сейчас доставка такого пояса будет для Вас бесплатна.

Те пояса ручной работы, которые Вы видите в нашей лавке — это ограниченное предложение, что объясняется очень просто. Просто таких тканых поясов очень мало. Не только у нас. А в принципе, на этом белом свете.

Это истина.

Читайте нашу следующую статью «Одежда славян и современный стиль», перейдя по этой ссылке.

Почитайте еще больше интересного про славянскую одежду.

Узнайте какими были обереги в старину и как правильно выбрать их для себя.

Источник: https://NorthernFable.ru/article/slavyanskie-poyasa/

Узорное ткачество

Узорное ткачество на Пинеге

Узорное ткачество представляет собой уникальную технику изготовления красивой ткани с вытканным орнаментом, для производства которой используется специальный ткацкий станок. Данный вид кустарного производства и на сегодняшний день сохранился в отдельных деревнях и  селах.

Примечательно, что тканные изделия имели самое разнообразное назначение — от ярких сарафанов, рубах и юбок с отделкой в виде национальных орнаментов, до предметов обихода — невероятно красивых скатертей с каймой по всей длине и рушников с ткаными или вышитыми узорами, которыми украшали иконы в красном углу.

Женская рубаха — ручное узорное ткачество, конец XIX века.

Ткачество в народном быту

Все эти уникальные и красивые вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Воспитание девочек на Руси обязательно включало в себя обучение различным видам рукодельного мастерства. Каждая юная рукодельница — будь то царевна, княжна или обычная крестьянка — с самого детства должна была овладевать умением шить и вышивать, плести и вязать.

Для простых семей приобретение этих навыков было жизненной необходимостью, потому что женщины самостоятельно делали одежду и другие предметы домашнего текстиля — полотенца, скатерти, постельное и многое другое. А для представительниц высшего сословия рукоделие было не только лучшим способом скоротать время, но и проявить свои творческие способности.

Образец узорного ткачества Русские женские костюмы издавна вызывали восхищение своей невероятно красивой узорчатой отделкой. Сначала орнаменты вышивали, а позже стали ткать на деревянных ткацких станках. Считается, что таким образом и появилась отдельная отрасль рукоделия — узорное ткачество, которое в дальнейшем переросло в самостоятельный вид народного промысла.

Немаловажное значение имели красочные тканные изделия и в праздничных обрядах. Во время свадьбы дом украшали всевозможными образцами рукодельного мастерства.

Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб — соль почетным гостям.  Нарядными были и скатерти, которыми покрывали праздничный стол.

Элемент полотенца, выполненного в технике узорного ткачества ( начало XX века).

И чем сложнее и искуснее были узоры на тканных изделиях, тем выше был статус невесты в глазах общественности. Считалось, что она станет хорошей хозяйкой в семье.

Образцы ручного узорного ткачества

История развития промысла

С течением времени узорное ткачество приобретало все большую популярность, и в XV столетии изделия искусных народных мастеров стали продаваться в восточных стран ах, в Индии и Самарканде. Это свидетельствовало, в первую очередь, о высоком качестве изделий и неуклонном повышении уровня мастерства русских ткачей.

В XVII веке в Москве было две слободы ( Кадашевская и Тверская — Константиновская), в которых жили преимущественно ткачи, создававшие прекрасные ткани для нужд царской семьи. Их называли ткачи — хамовники.

В окрестностях Ярославля, в селах Брейтово и Черкасово тоже жили и работали искусные хамовники, изделия которых нисколько не уступали работам московских мастеров. Кроме того, собственные хамовные дворы были созданы при многих монастырях. Изготовленные ими ткани быстро продавались, что приносило дополнительный доход.

В конце XVIII — начале XIX столетий в центральных частях России большое распространение получают не только официальные ткацкие мануфактуры, но и многочисленные кустарные производства, которые в дальнейшем и послужили основой для дальнейшего развития текстильной индустрии в стране.

Узорное ткачество — распространенный вид народного промысла

Техники узорного ткачества

Для создания уникальных, не похожих друг на друга изделий применялись различные техники ткачества. Среди них можно назвать следующие:

  • Ажурное ткачество — основой этой техники изготовления тканного полотна является ажур, образованный узором из мережек на определенных участках ткани. Подобные ажурные элементы получаются достаточно больших размеров. Они могут быть выполнены в виде различных геометрических фигур ( квадратов, ромбов, крестов и так далее).

При этом обязательно наличие соединительных диагональных линий, горизонтальных или вертикальных полос, которые лежат в основе этих фигур.

Ажурные узоры делают на основе из льняных нитей. Изделия внешне выглядят скромно, но очень изысканно. Главной отличительной чертой подобных тканей является мягкость, гибкость, а также мягкий шелковистый блеск.

  • Браное ткачество — данная техника предполагает создание тканей с помощью специальной дощечки — бральницы. Такой вид работы считается самым кропотливым и требует от мастера большого терпения.

Рисунки также почти всегда выполнены в виде геометрических фигур и горизонтальных полос, однако часто встречаются также фигурки людей и животных.

  • Выборное ткачество — данная техника чаще всего выступает в качестве дополнения к браному ткачеству. На средней части полотна мог быть изображен орнамент, а по верхнему и нижнему краю шли браные полосы.

Техника выборного ткачества чаще всего используется при изготовлении полотенец, косынок и фартуков, что позволяло сделать их яркими и нарядными.

Эти и многие другие виды узорного ткачества используются и в наши дни. Данный вид промысла не утратил своей популярности и используется для декорирования традиционных народных славянских костюмов.

Узорное ткачество на кроснах

Тканые изделия своими руками

Если вас интересует техника узорного ткачества, то вы вполне сможете освоить этот вид рукоделия. В качестве оборудования можно использовать детский ткацкий станок или изготовить специальное устройство для плетения.

Простейшее приспособление можно изготовить из толстого картона, заготовленного по размеру задуманного изделия. Рекомендуется начинать с работ небольшого размера — так вы сможете быстрее освоить технику и скорее увидите результаты своей работы.  С боковых сторон на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга делают надрезы, с помощью которых закрепляют нити основы, пропуская их через прорези.

Приспособление из фанеры сделать несколько сложнее, но зато оно прочнее и прослужит гораздо дольше. Для работы берут фанеру соответствующей формы и размера. По краям двух параллельных сторон, отступая от края по 0,5 см, вбивают в нее мелкие гвоздики с небольшими шляпками на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга. Они должны возвышаться над поверхностью фанеры на 3 — 4 мм.

Простейший ткацкий станок

Материал для работы сматывают в клубочки, чтобы он не запутывался.

Конец нити, шнура или тесьмы закрепляют на первом гвоздике с одной стороны, протягивают ее к противоположной стороне основы, обводят вокруг первого гвоздика, возвращаются к обратной стороне, обводят нить вокруг второго гвоздика. Так поочередно прокладывается нить основы. Натяжение нитей или шнура должно быть не слишком тугим, но и не слабым, чтобы материал не провисал.

Для переплетения необходимо вдеть в иглу нить другого цвета, и пропустить ее через нитки основы в шахматном порядке.

Таким образом мы получим обычное полотняное переплетение, именно такое, каким в старину ткали полотенца и домотканые коврики.

Но если для работы использовать пряжу различных цветов с разным чередованием нитей основы и утка, то можно выполнять различные рисунки и целые композиции.

Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску ( » пестроткань») или в клетку ( » пестрядь»).

При выполнении узора с горизонтальными полосками чередуют нити утка разных цветов в определенном порядке. Например, 10 желтых нитей, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 3 красных, 2 белых,  2 черных, 4 белых, 10 желтых. Можно придумать множество вариантов рисунков в горизонтальную полоску.

Если хотите получить рисунок в клетку,  то продольные нити основы и поперечные нити ( уток) выбирают разных цветов.  Рисунок выполняется по счету ниток.

Чтобы получилась ровная клетка, необходимо взять нити одинаковой толщины и с одинаковым чередованием основы и утка. Например,  расчет основы: 4 белых нити, 4 красных и так далее.

В утке поперечные нити  чередуются в том  же порядке, и у вас получается коврик в красную и белую клетку.

Изготовление тесьмы в технике узорного ткачества

Источник: http://design-fly.ru/idei-xend-mejd/uzornoe-tkachestvo.html

Ткачество на Руси

Узорное ткачество на Пинеге
16.04.2019

Ручное ткачество – одно из древнейших ремёсел, один из самых распространённых видов руского народного искусства.

«Какова нить, такова и жизнь» — говорили в народе и подходили к процессу создания ткани очень ответственно. Домотканное полотно часто служило оберегом, охраняя владельца от болезней, злых духов и недоброго глаза.

И потому домашнее ткачество сохранялось в руской деревне вплоть до 20 века. Да и сейчас живы его традиции.

Считается, что ткачество  возникло ещё в первобытно-общинном строе, как эволюция плетения.

То есть сначала люди научились просто плести, используя траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных, а уже потом стали изобретать различные приспособления, которые позволяли упростить, ускорить процесс и сделать его более качественным.

Простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. С помощью него изготавливали одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Использовали исключительно натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти. Находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из Иван-чая, репейника, лебеды и даже варёных сосновых иголок. Орудиями для производства нити являлись веретено и прялка – символы созидательной жизни.

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали.

Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца.

Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы.

Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение.

Богатые могли себе позволить шить одежду из привозных тканей, а весь трудовой люд всегда одевался в домотканину.

Археологические исследования современных учёных свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые 10–11 веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Накопленные веками секреты руского ткачества дошли и до наших дней. Приглашаем вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества.

Виды ручного ткачества

Ткачество на домашнем станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Существуют различные виды ткачества на стане: дерюжное, ворсовое, пестрядинное, гобелен. Развивалось также узорное тканье, т. е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей.

Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это  плоские или ленточные пояса.

Также для ткачества используют и другие приспособления.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Бёрдышко можно сделать из тонкой полированной дощечки, пластика или плотного картона толщиной 0,4-0,5 см. Размер его 20х27 см. Поскольку картон не прочен, его можно использовать лишь в том случае, когда под рукой нет другого материала. Отверстия следует тщательно зачистить, чтобы нити основы не цеплялись за шероховатости и не мешали работе. Бёрдышко не должно быть громоздким и тяжёлым.

Ткачество на дощечках

Техника ткачества на дощечках – один из древнейших способов выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка. На территории России тканье на дощечках известно с эпохи позднего неолита. В конце 19 в оно бытовало у многих народов Восточной и Средней Азии, а также на Кавказе.

Дощечки – приспособления для ткачества в виде пластинок из различных материалов с отверстиями. Материалами для дощечек в разные времена и на различных территориях служили глина, металл, кость, дерево.

«Классическая» дощечка – это небольшая квадратная плашка с круглыми отверстиями по углам.

Технология ткачества на дощечках применялась у многих народов. Приёмов работы на дощечках достаточно много. На Руском Севере этот вид ткачества назывался ткачеством в кружках. В отверстия дощечки в определённой последовательности и положении пропускаются нити, являющиеся нитями основы.

Один конец основы привязывается к неподвижному предмету, другой к поясу ткачихи. Зев меняется при повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице. В этот зев каждый раз прокладывается уточная нить.

Для тканья применяется чаще всего чётное количество дощечек. Чем больше дощечек, тем шире пояс. Характерной особенностью таких поясов является двусторонность рисунка и своеобразная фактура поверхности, напоминающая плотное вязание на спицах.

В этнографических поясах основой чаще всего служит шерстяная пряжа, утком — льняная нитка.

Ткачество на сволочке или ниту

Нит, или сволочок – это просто круглая или плоская палочка. Работа на нём требует знаний и сноровки. С одной стороны, с ним труднее справиться, чем с бёрдышком, с другой стороны – этот инструмент не ограничивает количество ниток, и очень прост в изготовлении.

Процесс ткачества на ниту заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего – вверх, в результате чего образуется рисунок. Каждая смена зева фиксируется уточной нитью.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в  принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.

Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части.

Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы.

Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Ткачество в наши дни

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов.

В современном мире ткачество не потерялось, поэтому найти в продаже ткацкий станок и другие приспособления и обучиться столь красивому мастерству в настоящее время не так уж сложно. Было бы желание и терпение.

Вещи, сделанные своими руками, всегда по особому смотрятся в домашнем интерьере или в гардеробе. Они не только радуют глаз своей оригинальностью, но и согревают душу, вложенным в них теплом.

© Методический центр «Древо Рода»

Другие статьи по теме «Народная одёжа»

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: http://drevoroda.ru/interesting/articles/2621/3259.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.