Велопутешественник Глеб Травин

Содержание

Знаменитые велопутешественники

Велопутешественник Глеб Травин

Велосипед – отличное средство передвижения, на котором можно кататься не только на небольшие расстояния, но и отправиться в настоящее путешествие. Это настоящее испытание самого себя и своего железного коня.

Для некоторых поездка за город на байке считается настоящим путешествием, а некоторые покоряют ни одну тысячу километров верхом на велосипеде.

Томас Стивенс

Томас Стивенс в 1884 году отправился в велотур, который в дальнейшем станет известен, как первое в мире кругосветное путешествие на велосипеде. Он всю свою жизнь мечтал о грандиозном путешествии по миру.

22 апреля 1884 года он начал свою поездку на новеньком велосипеде из Сан-Франциско. До зимы он преодолел почти 6000 километров и остановился в Нью-Йорке. Из вещей у него было всего запасная рубашка, пара носков, плащ-палатка и спальный мешок.

Всю зиму он провел в Нью-Йорке. За месяцы жизни в этом городе он успел заключить контракт с газетным агентством и стал его официальным корреспондентом.

Паромом он добрался до Англии. Начав свой путь из Ливерпуля, он проехал по Англии и оказался во Франции. С этого момента началась европейская часть путешествия.

Он делал небольшой отдых в Венгрии, а затем в Турции. После этого через Армению и Ирак он приехал в Тегеран. Это был его очередной отдых. Провел он его в качестве гостя шаха.

 

Велосипеды, самокаты, комплектующие

 

Все товары

 

Следующий этап путешествия начался со сложностей. Томасу запретили проезжать по территории Сибири, а с афганскими властями у Томаса возник конфликт.

Несмотря на это, он отправился через Каспийское море в Баку. Далее он посетил Константинополь, Индию, Гонконг, Китай и Японию. Именно в стране восходящего солнца в городе Йокогама он завершил свое путешествие 17 декабря 1886 года.

Спустя месяц он пароходом вернулся на родину в Сан-Франциско.

После этого Томас Стивенс написал книгу на тысячу страниц о своем путешествии «Вокруг света на велосипеде». Компания-производитель его велосипеда сохранила байк Томаса, на котором он совершил это смелое путешествие. Томас рассчитал, что весь его путь составил 13500 миль.

Онисим Панкратов

Онисим Панкратов – человек, который первым совершил российское кругосветное путешествие. Путешествие его началось в июле 1911 года в китайском городе Харбин. К ноябрю того же года он достиг Санкт-Петербурга.

Первая часть путешествия была одной из самых сложных поскольку Онисиму пришлось преодолеть тысячи километров по сибирскому бездорожью. При том условии, что велосипед был загружен всевозможным инвентарем.

Из Петербурга Онисим отправился путешествовать по Европе. За год он посетил Германию, Швейцарию, Италию, Грецию, Турцию, Англию и другие страны.

За год он столкнулся со множеством проблем: побывал за решеткой за обвинение в шпионаже, около месяца болел малярией, бывал избит в драках.

Следующие 5 месяцев он потратил на покорение Америки. На пароме он добрался до Нью-Йорка, откуда на велосипеде отправился в Сан-Франциско. После этого он пересек Тихий океан, посетил Японию и вернулся обратно в Харбин. Там его встретили очень тепло, вручили почетную грамоту и лавровый венок.

Все путешествие заняло 748 дней. За это время путешественник сменил 88 камер и покрышек, 9 цепей, 4 седла и 2 руля.

Не смотря на все возникшие проблемы он сумел достичь поставленной цели и навечно вошел в историю как первый российский человек, совершивший кругосветное путешествие на велосипеде.

Глеб Травин

Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие на велосипеде и преодолел более 21000 километров. Можно ли проехать в 4 раза больше, не покидая родную страну?

Можно, если жить в СССР. Глеб Травин – совершил путешествие по границам Советского Союза начатое в 1928 году.

Он был бы рад совершить путешествие по всему миру, но разрешение покидать страну он вряд ли бы получил. Поэтому он решился на не менее смелый поступок и отправился путешествовать по границе СССР.

Северную границу вдоль Северного Ледовитого Океана преодолевал либо на велосипеде, либо пешком. Ночевал он в расщелинах и сугробах. Практически 40000 километров прямо льду и снегу. Эта часть его путешествия стала самой сложной.

Глеб вспоминает о европейской части маршрута, как о приятной прогулке. По пути он практически не сталкивался ни с какими сложностями. Погодные условия были намного лучше, чем на севере или юге страны.

После завершения своего путешествия Глебу вручили значок ГТО и памятный вымпел. Стал ли он знаменитым? Нет. Некоторые и вовсе негативно отнеслись к его подвигу.

Пока вся страна выполняла пятилетний план, он занимался какой-то ерундой. Примерно такой посыл в статье Виктора Попова «Никчемный герой». Сохранилось лишь несколько очерков и одна книга о его путешествии.

Глеб совершил поистине настоящий геройский поступок, только вот не совсем в подходящее время. В то время стране нужны были герои труда, а не великие путешественники. В любом случае то, что проделал Глеб Травин, заслуживает уважения.

Николай Кузнецов

Этот современный российский велопутешественник смог доказать, что путешествиям все возрасты покорны. Родился в 1943 году, а первое путешествие совершил в 1975 году. За все время он ни раз проехал по России от южных до северных границ. Но настоящую популярность он обрел в 2009 году.

В 2009 году Николай отправился в велопутешествие из Оренбурга на Байкал. Казалось бы, на фоне других путешественников 4200 километров – это не так уже и много. Но проехал он это расстояние в 67 лет за 47 дней. Мало кто способен на такое в его возрасте.

Всю поездку он снимал на камеру и уложил ее в часовой фильм «От Урала до Байкала на велосипеде». Просматривая этот фильм можно не только взглянуть на путешествие от первого лица, но и познакомиться с характером Николая.

В 2011 году он совершил еще одно грандиозное турне по России. На этот раз целью его стало озеро Телецкое в Горном Алтае. В этот раз маршрут составил чуть меньше 3000 километров.

Не обошлось и без традиционного видеоотчета Николая о пройденном пути. В этот раз он снял фильм «К голубому сердцу Алтая» продолжительностью полтора часа.

Тим Коуп и Крис Хэзерли

Эти два молодых австралийца решили отправится в велопутешествие из России до Китая. Более чем за год они преодолели 10000 километров. Отправной точкой стал Петрозаводск, а целью была главная площадь Пекина.

Они столкнулись с множеством сложностей во время путешествия. Они не переставали ехать ни под палящим монгольским солнцем, ни в суровую сибирскую зиму.

Большую поддержку им оказывали местные жители, поскольку полки многих магазинов оказывались пустыми. трагедия этого путешествия – ампутация части пальцев одному из друзей из-за их отморожения.

После окончания своей поездки друзья сняли интересный фильм. Кстати, весь путь они преодолели не на обычных, а на лежачих велосипедах.

Пара слов в заключение

Велопутешественники – смелые и отважные люди. Они не боятся сложностей, с которыми могут столкнуться за тысячи километров от родного дома. Каждый из них достоин уважения, независимо от пройденного расстояния.

Советуем почитать:

Источник: https://velife.ru/v-dalnij-put/znamenitye-veloputeshestvenniki.html

6 самых крутых кругосветных велопутешествий

Велопутешественник Глеб Травин

В детстве мы часто читали о кругосветных путешествиях, смотрели фильмы о первооткрывателях, а не приходила ли вам в голову идея о совершении путешествия на велосипеде вокруг света. Оказывается, в мире всегда были велоэнтузиасты способные на умопомрачительные путешествия на велосипедах. Итак, расскажем об этих героях.

Советский велопутешественник – Глеб Травин

Легенда  СССР – Глеб Травин решил популяризировать велоспорт, потому и придумал себе такую цель преодолеть на велосипеде 85 000 км вдоль границ СССР, через горячие пески пустынь, невероятно красивые высокогорья и Сибирь.

 В его распоряжении был велосипед Princeton 404.

Травин был в прекрасной физической форме, и самое удивительное, отправился в свое путешествие почти без теплых вещей, с минимальным запасом продуктов (печенье и шоколад), а прочую еду добывал при помощи рыбалки и охоты.

Начался маршрут Травина в мае 1928 года из Мурманска, вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Он попал в крайне суровые температурные условия, с вынужденным ночлегом в сугробах снега.

Велопутешественник получил серьезные обморожения, и самостоятельно ампутировал большие пальцы ног, чтобы избежать гангрены. Он следовал по своему маршруту почти без одежды, так как все его запасы вмерзли в снег.

  Ненцы встречали Глеба очень добродушно, принимая его за духа на железном олене.

После того как Травин доехал до крайней точки России на севере, он собирался и дальше путешествовать за границу, но в те времена он получил отрицательный ответ и вернулся на Камчатку на китобойном судне. Всё путешествие Глеб Травин снимал на фотоаппарат, но фотографий того времени почти не осталось, его родственники очень боялись репрессий и уничтожили всё, что было связано с этой историей.

Марк Бомонт. 79 вокруг света на велосипеде

Шотландский велопутешественник Марк Бомонт установил мировой рекорд проехав вокруг света всего за 79 дней. Его ежедневный километраж составлял 370 километров, за весь период он успел проехать 29000 километров и побывать в 16 странах мира. У Марка была достаточно серьезная физическая подготовка, уже с 12 лет он стал ездить на велосипеде на дальние дистанции.

Онисим Панкратов и его велопутешествие  вокруг света за 748 дней

Это путешествие сделало Онисима Панкратова известным на весь мир. В начале 20 века за 748 дней он проехал 50 000 км. Вдохновил Онисима на эту кругосветку отец, в 1986 году, он прочитал в газете о том, что Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь для велоспортсмена, который сможет проехать на велосипеде всю Европу.

Отец Онисима готовил сына для получения этого приза.  Летом 1911 года настал момент, когда Онисим и два харбинских велотуриста отправились в велопутешествие, некоторое время спустя харбинцы отказались продолжать путь, а Онисим продолжил. 

[attention type=red]
Дорога была очень изнуряющей, встречались жуткие погодные условия, ужасные дороги, надоедливые насекомые и дикие звери. На пути Онисима встречались крестьяне, которые кидали в него камнями, грабители, которые забрали  все его сбережения, и даже люди стрелявшие в него из револьвера. По тайге Панкратов ехал ночью, по железнодорожным рельсам, чтобы не нарваться на гнев железнодорожников.
[/attention]

В Европе к велопутешественнику отнеслись довольно благодушно, помогали публиковать путевые заметки. Его путешествие было прервано Первой мировой войной, Онисим ушел на фронт и стал летчиком-разведчиком, за время службы получил статус Георгиевского кавалера. После войны Панкратов всё же завершил своё кругосветное велопутешествие.

Томас Стивенс и его велокругосветка

С самого детства американский велолюбитель Томас Стивенс мечтал о путешествиях. Став взрослым, Томас начал ездить на очень популярным в те времена велосипеде, который назывался пенни-фартинг и был оснащен большим передним колесом, и маленьким колесом сзади.

Велосипед не имел цепи, а педали крепились к большому колесу, чем и объясняется особенность расположения велосипедиста над этим колесом. Стивенс оставил работу, запасся Smith & Wesson 38-го калибра и небольшим количеством денег, и поехал в свое кругосветное путешествие.

 

За весь свой велопуть он проехал 13 500 километров, успел поработать журналистом в Бостоне, побывал в Турции, Курдистане, Армении, Ираке, Иране, Батуми, Индии, Сингапуре, Вьетнаме, Китае и Японии

Анни Лондондерри  и первое женское кругосветное вело путешествие

Анни Лондондерри  отправилась в кругосветное путешествие отнюдь не из любви к велоспорту. Мать троих детей очень нуждалась в деньгах на их содержание.

В Бостоне несколько бизнесменов престижного клуба поспорили, сможет ли женщина за 15 месяцев совершить кругосветное путешествие на велосипеде.

Анни предложили 10 000 долларов, если она сможет это сделать, пройти весь путь в обозначенное время.

Она должна была передвигаться по суше только на велосипеде.

Никто из бизнесменов не дал ей денег на этот путь, тогда Анна Коэн обратилась за спонсорской поддержкой в компанию Лондондерри, и получила 100 долларов за то, что будет рекламировать продукцию  — родниковую воду —  на протяжении всего пути. Анна взяла себе фамилию Лондондерри.

Очень скоро в прессе появилось множество материалов с оповещением этой удивительной ситуации, а так же с рекламой воды.  Анни проехала на велосипеде маршрут, который определили для ней бизнесмены  – Сингапур, Коломбо, Шанхай, Гонконг и Сайгон.

Женщина завершила свое кругосветное путешествие на 2 месяца раньше положенного срока, и получила причитавшуюся ей награду. После она стала очень известной, и стала работать журналисткой.

Миллионер Януш Ривер и его кругосветное путешествие

Однажды в новый год американец с польскими корнями — Януш Ривер — прочитал в газете о велоэнтузиасте, который собирался объехать на велосипеде всю Европу.

Януш вел достаточно активную жизнь, был продюсером известных звезд и агентом футболистов, потому не нуждался в деньгах.

 История о велоэнтузиасте так потрясла его, что он решил «денег много, так зачем умирать одиноко в постели, не лучше ли умереть в дороге».

Ривер купил велосипед и отправился в велопутешествие. Скоро ему 80 лет, а он уже 14 лет находится на интересном для него пути.  За это время он объехал вокруг мира 5 раз.

А вы бы отправились в кругосветное велопутешествие?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7147279d5cb37506f5e353/5b597f218003e900aafcf5eb

Советский велопутешественник – Глеб Травин

Легенда  СССР – Глеб Травин решил популяризировать велоспорт, потому и придумал себе такую цель преодолеть на велосипеде 85 000 км вдоль границ СССР, через горячие пески пустынь, невероятно красивые высокогорья и Сибирь.

 В его распоряжении был велосипед Princeton 404.

Травин был в прекрасной физической форме, и самое удивительное, отправился в свое путешествие почти без теплых вещей, с минимальным запасом продуктов (печенье и шоколад), а прочую еду добывал при помощи рыбалки и охоты.

Начался маршрут Травина в мае 1928 года из Мурманска, вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Он попал в крайне суровые температурные условия, с вынужденным ночлегом в сугробах снега.

Велопутешественник получил серьезные обморожения, и самостоятельно ампутировал большие пальцы ног, чтобы избежать гангрены. Он следовал по своему маршруту почти без одежды, так как все его запасы вмерзли в снег.

  Ненцы встречали Глеба очень добродушно, принимая его за духа на железном олене.

После того как Травин доехал до крайней точки России на севере, он собирался и дальше путешествовать за границу, но в те времена он получил отрицательный ответ и вернулся на Камчатку на китобойном судне. Всё путешествие Глеб Травин снимал на фотоаппарат, но фотографий того времени почти не осталось, его родственники очень боялись репрессий и уничтожили всё, что было связано с этой историей.

Марк Бомонт. 79 вокруг света на велосипеде

Шотландский велопутешественник Марк Бомонт установил мировой рекорд проехав вокруг света всего за 79 дней. Его ежедневный километраж составлял 370 километров, за весь период он успел проехать 29000 километров и побывать в 16 странах мира. У Марка была достаточно серьезная физическая подготовка, уже с 12 лет он стал ездить на велосипеде на дальние дистанции.

Онисим Панкратов и его велопутешествие  вокруг света за 748 дней

Это путешествие сделало Онисима Панкратова известным на весь мир. В начале 20 века за 748 дней он проехал 50 000 км. Вдохновил Онисима на эту кругосветку отец, в 1986 году, он прочитал в газете о том, что Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь для велоспортсмена, который сможет проехать на велосипеде всю Европу.

Отец Онисима готовил сына для получения этого приза.  Летом 1911 года настал момент, когда Онисим и два харбинских велотуриста отправились в велопутешествие, некоторое время спустя харбинцы отказались продолжать путь, а Онисим продолжил. 

[attention type=red]
Дорога была очень изнуряющей, встречались жуткие погодные условия, ужасные дороги, надоедливые насекомые и дикие звери. На пути Онисима встречались крестьяне, которые кидали в него камнями, грабители, которые забрали  все его сбережения, и даже люди стрелявшие в него из револьвера. По тайге Панкратов ехал ночью, по железнодорожным рельсам, чтобы не нарваться на гнев железнодорожников.
[/attention]

В Европе к велопутешественнику отнеслись довольно благодушно, помогали публиковать путевые заметки. Его путешествие было прервано Первой мировой войной, Онисим ушел на фронт и стал летчиком-разведчиком, за время службы получил статус Георгиевского кавалера. После войны Панкратов всё же завершил своё кругосветное велопутешествие.

Томас Стивенс и его велокругосветка

С самого детства американский велолюбитель Томас Стивенс мечтал о путешествиях. Став взрослым, Томас начал ездить на очень популярным в те времена велосипеде, который назывался пенни-фартинг и был оснащен большим передним колесом, и маленьким колесом сзади.

Велосипед не имел цепи, а педали крепились к большому колесу, чем и объясняется особенность расположения велосипедиста над этим колесом. Стивенс оставил работу, запасся Smith & Wesson 38-го калибра и небольшим количеством денег, и поехал в свое кругосветное путешествие.

 

За весь свой велопуть он проехал 13 500 километров, успел поработать журналистом в Бостоне, побывал в Турции, Курдистане, Армении, Ираке, Иране, Батуми, Индии, Сингапуре, Вьетнаме, Китае и Японии

Анни Лондондерри  и первое женское кругосветное вело путешествие

Анни Лондондерри  отправилась в кругосветное путешествие отнюдь не из любви к велоспорту. Мать троих детей очень нуждалась в деньгах на их содержание.

В Бостоне несколько бизнесменов престижного клуба поспорили, сможет ли женщина за 15 месяцев совершить кругосветное путешествие на велосипеде.

Анни предложили 10 000 долларов, если она сможет это сделать, пройти весь путь в обозначенное время.

Она должна была передвигаться по суше только на велосипеде.

Никто из бизнесменов не дал ей денег на этот путь, тогда Анна Коэн обратилась за спонсорской поддержкой в компанию Лондондерри, и получила 100 долларов за то, что будет рекламировать продукцию  — родниковую воду —  на протяжении всего пути. Анна взяла себе фамилию Лондондерри.

Очень скоро в прессе появилось множество материалов с оповещением этой удивительной ситуации, а так же с рекламой воды.  Анни проехала на велосипеде маршрут, который определили для ней бизнесмены  – Сингапур, Коломбо, Шанхай, Гонконг и Сайгон.

Женщина завершила свое кругосветное путешествие на 2 месяца раньше положенного срока, и получила причитавшуюся ей награду. После она стала очень известной, и стала работать журналисткой.

Миллионер Януш Ривер и его кругосветное путешествие

Однажды в новый год американец с польскими корнями — Януш Ривер — прочитал в газете о велоэнтузиасте, который собирался объехать на велосипеде всю Европу.

Януш вел достаточно активную жизнь, был продюсером известных звезд и агентом футболистов, потому не нуждался в деньгах.

 История о велоэнтузиасте так потрясла его, что он решил «денег много, так зачем умирать одиноко в постели, не лучше ли умереть в дороге».

Ривер купил велосипед и отправился в велопутешествие. Скоро ему 80 лет, а он уже 14 лет находится на интересном для него пути.  За это время он объехал вокруг мира 5 раз.

А вы бы отправились в кругосветное велопутешествие?

Источник: https://velosiped.kz/news/6-samyh-krutyh-krugosvetnyh-veloputeshestviy

Велопутешествие Глеба Травина: как повторить легендарный маршрут — Телеканал Поехали!

Велопутешественник Глеб Травин

В 1928—1931 годах Глеб Травин, электрик из Петропавловска-Камчатского, проехал на велосипеде 85 тысяч километров вдоль границ Советского Союза — на самом обычном велосипеде. Часть пути прошла в тяжелейших условиях, по пустыням и горам Средней Азии, по берегу Северного Ледовитого океана. Узнали, как сегодня возможно повторить маршрут отважного велосипедиста. Поехали!

Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед. псковский музей-заповедник

Кто такой Глеб Травин

26-летний Глеб Травин — сын лесника, молодой командир Красной армии, уволенный в запас, электрик, работавший над госпланом электрификации РСФСР на Камчатке, — в 1928 году ввязался в самую большую авантюру в своей жизни. Он отправился из Петропавловска-Камчатского вдоль границ СССР на велосипеде, путешествие продолжительное и сложное.

Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед, никаких передач и шипованной резины. Никакого навигатора, фликера, бликера и локера. Путешествие протяжённостью 85 тысяч километров продолжалось почти три года и проходило в тяжелейших условиях — по пустыням и горам Средней Азии и по берегу Северного Ледовитого океана.

Как перевозить велосипеды

Никакого научного смысла в вояже романтика Травина не было, и потому многие критиковали велосипедиста: пока вся страна выполняет план первых пятилеток, здоровый сильный человек катается в своё удовольствие. Однако путешествие не было бесполезным. По пути Глеб останавливался в деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать мир.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Ещё много лет он продолжал тренировки и был полон сил, хотел участвовать в спартакиаде, ездить на велосипеде по планете.

Но полевые исследования «первооткрывателя» не оценили: за границу Травина так и не выпустили, да и с работы надолго отлучаться тоже не разрешали.

Умер легендарный велосипедист в полном забвении в родном Пскове в 1979 году.

Сегодня велосипед, компас, паспорт-регистратор, фотографии и другие документы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. псковский музей-заповедник

Владивосток — Хабаровск

Приблизительная дистанция — 760 километров.

Травин преодолел расстояние за 14 дней.

Что взять с собой в велопутешествие

10 октября 1928 года Глеб Травин отплыл из Петропавловска-Камчатского на пароходе, 23 октября он прибыл во Владивосток, откуда и началась сухопутная часть его путешествия.

С тех пор по этому участку маршрута Травина ездили уже многие велосипедисты. Дорога сейчас неплохая, деревень по пути, где можно восполнить запасы еды и воды, много. Главные неприятности — затяжные подъёмы на горные перевалы и пылящие грузовики, которых на магистрали между двумя важнейшими дальневосточными городами очень много.

Маршрут путешествия легендарного велосипедиста. псковский музей-заповедник

Хабаровск — Биробиджан — Белогорск — Чита

Приблизительная дистанция — 2100 километров.

Травин преодолел расстояние за 69 дней.

От Хабаровска Травин свернул на запад и поехал вдоль Транссибирской магистрали. В этих местах до сих пор водится немало опасных диких животных. Удивительно, но Глеба спасал велосипед, выглядящий слишком непонятно. Есть легенда, что довольно долго его преследовал тигр, но так и не решился напасть на странное, неизвестное ему существо на двух колёсах.

Как выбрать велосипед для путешествий

Сегодня этот участок пути хорошо знаком современным велосипедистам-экстремалам. Так, олимпийский чемпион Михаил Игнатьев, выигравший золото в Афинах в 2004 году, за 23 дня проехал от Москвы до Владивостока. Он называет недавно построенную трассу Хабаровск-Чита лучшей в России. Во времена Травина никаких шоссе не было.

Чита — Улан-Удэ —Иркутск — Нижнеудинск — Канск — Красноярск— Ачинск — Кемерово — Угра — Новосибирск

Приблизительная дистанция — 2900 километров.

Травин преодолел расстояние за 80 дней.

Если не считать диких зверей и комаров, главная сложность состоит в том, что в первой части пути мало населённых пунктов, поэтому нужно или брать с собой приличный запас провизии, или, подобно нашему герою, овладевать искусством охоты.

Когда Травин достиг Байкала, местный житель подсказал, что зимой удобнее всего ехать по льду озера. Однако современные велотуристы, путешествующие летом, едут из Улан-Удэ в Иркутск вокруг по берегу — там дороги проходят по очень живописным местам.

Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — Семей (Семипалатинск)

Приблизительная дистанция — 700 километров.

Травин преодолел расстояние за 14 дней.

В наши дни до Рубцовска вы доедете, однако потом, чтобы попасть в Семей (который раньше назывался Семипалатинск), нужно пересечь государственную границу и въехать на территорию Казахстана. Виза гражданам России не нужна, загранпаспорт пока тоже.

Семей — Талдыкорган — Алматы

Приблизительная дистанция — 1140 километров.

Травин преодолел расстояние за 24 дня.

По этим местам отваживаются ездить редкие путешественники. Пейзаж скучный и невыносимо однообразный, никого и ничего вокруг, только сильный ветер, гуляющий по бескрайним степям — он почти сдувает велосипедистов. Потом появляются горы со сложными перевалами, это окончательно изматывает уставших путешественников.

псковский музей-заповедник

Алма-Ата — Бишкек — Тараз — Шымкент — Ташкент

Приблизительная дистанция — 830 километров.

Травин преодолел расстояние за девять дней.

Сейчас такой маршрут очень неудобен, потому что придётся несколько раз пересекать границы государств: сначала въехать в Киргизию и проехать через её столицу Бишкек, потом вернуться в Казахстан, и в самом конце пути въехать на территорию Узбекистана. Хотя ни в одну из этих стран россиянам визы не нужны, достаточно лишь загранпаспорта, придётся потратить время на очереди и формальности.

Ташкент — Душанбе — Туркменабад — Ашхабад — Туркменбаши (Красноводск)

Гаджеты и девайсы для велопутешествий

Приблизительная дистанция — 2600 километров

Травин преодолел расстояние за 65 дней.

Ещё один крайне неудобный для современных велотуристов участок. На пути граница с Таджикистаном, возвращение в Узбекистан, переезд в Туркменистан, для посещения которого в консульстве страны заранее нужно получить визу. Этот отрезок пути Травина проходит по границе с Афганистаном, он небезопасен для путешественников, а в некоторые районы Туркменистана иностранцам въезд вообще запрещён.

Баку — Тбилиси — Владикавказ

Приблизительная дистанция — 650 километров.

Травин преодолел расстояние за 12 дней.

В Туркменбаши, который тогда назывался Красноводском, Глеб сел на пароход и за три дня пересёк Каспий. Его путешествие продолжилось в Баку.

Перед нами опять несколько границ: нужно въехать в Азербайджан, потом — в Грузию, и, наконец, в Россию. Высокие горы, многочисленные перевалы, пограничные кордоны и неспокойная криминальная обстановка (особенно в последней части) — всё это делает эти места не самыми приятными для велосипедистов.

Владикавказ — Новопавловск — Пятигорск — Железноводск — Минеральные Воды — Невинномысск — Ростов-на-Дону

[[news:10361]]

Приблизительная дистанция — 750 километров.

Травин преодолел расстояние за 13 дней.

Первая часть маршрута — неспокойный горный регион Северного Кавказа. Завершение пути — в степной местности. Путешественникам стоит переживать и о личной безопасности, и о сохранности велосипедов, и о том, что местные жители не привыкли к такому формату путешествий, поэтому на дорогах между населёнными пунктами стоит быть очень осторожными и максимально заметными для водителей.

Ялта — Севастополь — Симферополь — Мелитополь — Запорожье — Харьков

Приблизительная дистанция — 765 километров.

Травин преодолел расстояние за 15 дней.

В Ростове-на-Дону Травин сел на пароход и отправился по Азовскому и Черному морям в Ялту.

Первая часть велопохода — от Ялты через Севастополь в Джанкой — хороший небольшой веломаршрут протяженностью примерно 260 километров. В этих местах многие велосипедисты катаются и сегодня.

Не придётся беспокоиться ни о еде, ни о ночлеге: продуктовые магазины встречаются чуть ли не каждый километр, ночевать можно хоть в палатке, хоть в отеле, хоть в комнате в частном секторе (правда, в разгар летнего сезона с последним бывают проблемы).

Сначала дорога тянется вдоль берега моря. Это гористая местность, поэтому придётся потрудиться, регулярно преодолевая подъёмы. Потом маршрут поворачивает на север и идёт по ровной степной части полуострова через Бахчисарай и Симферополь.

За Джанкоем и озёрами путь преграждает российско-украинская граница. По украинским законам вы можете въезжать в Крым только с территории их государства. Если вы, подобно Травину, доплыли до Ялты со стороны Ростова-на-Дону, то есть с современной территории России, через границу вас не пустят.

Если же вам удалось доказать обратное и как-то пересечь рубеж, дальнейший путь пройдёт по болотистым местам через Новоалексеевку, Мелитополь, Запорожье, Новомосковск — до Харькова. Теоретически этот участок вполне проходим, набор высоты будет небольшим — встречаются холмы. Однако рядом восточные регионы Украины — Донецк и Луганск, где ведутся военные действия.

псковский музей-заповедник

Харьков — Белгород — Курск — Орел — Тула — Москва

Приблизительная дистанция — 720 километров.

Травин преодолел расстояние за 13 дней.

Сначала на вашем пути — между Харьковом и Белгородом — опять встретится граница между Украиной и Россией. Поэтому, если захотите проехать по части маршрута Травина, лучше начинать с Белгорода.

Разные участки маршрута от Белгорода до Москвы очень популярны у современных велотуристов. Дорога несложная, горы хоть и встречаются, но они невысоки, преобладает равнина.

О велодорожках между городами мечтать не приходится, поэтому в основном ехать придётся по обочине автодороги с сильным движением или внимательно изучить треки других велотуристов и проложить путь «огородами».

Продукты брать с собой не обязательно — всё можно купить по дороге.

Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Валдай — Старая Русса — Псков

Приблизительная дистанция — 1000 километров.

Травин преодолел расстояние за 19 дней.

Первая часть маршрута — около 200 километров от Москвы до Твери изъезжена многими: дороги там хорошие, вариантов, как проехать, не выезжая на крупные магистрали, хватает.

Поездка будет отличной, если запастись репеллентами и хорошо изучить треки предшественников, чтобы выбирать правильные пути объездов и не рисковать жизнью на забитых автомобилями магистралях.

Но знайте, что стоит свернуть с трассы — и асфальт превращается в роскошь, встречаясь в основном в населённых пунктах, поэтому местами придётся помесить грязь, проехаться по гравийным и дорогам, покрытым песком или вымощенным булыжниками. Словом, для любителей колесить по России — ничего неожиданного.

За Вышним Волочком, в районе Валдая и Старой Руссы, ездить на велосипеде между городами желающих гораздо меньше: местность там болотистая и пустынная, дорог мало, часто встречаются брошенные деревни, иногда трудно найти работающий магазин.

Ближе к Пскову жизнь налаживается, но город находится в приграничной зоне, так что не удивляйтесь, если человек на велосипеде вызовет интерес пограничников.

Псков — Санкт-Петербург

Приблизительная дистанция — 290 километров.

Травин преодолел расстояние за шесть дней.

Места у велосипедистов хоть и не самые популярные, но всё-таки изъезженные. Наши современники советуют удлинить маршрут и ориентироваться не на федеральную трассу Е95, а катить через Гдов, Сланцы, Кингисепп вдоль берега Чудского озера — там машин меньше, спокойнее, места красивые.

Санкт-Петербург — Петрозаводск — Медвежьегорск — Мурманск

Приблизительная дистанция — 1400 километров.

Травин преодолел расстояние за 24 дня.

В окрестностях Петербурга велосипедисты исследовали каждый сантиметр. После Петрозаводска ситуация ухудшается, дорог становится меньше.

Впрочем, некоторые велолюбители отваживаются ездить и по этим влажным заболоченным местам.

В конце лета 2016 года в честь строительства железной дороги из Мурманска до Санкт-Петербурга и столетия столицы Заполярья даже состоялся велопробег между этими городами.

Архангельск — Нарьян-Мар — Югорский Шар — Диксон — Русское устье — Уэлен

В Мурманске Травин, по-видимому, сел на пароход. Достоверных сведений об этом нет. В Архангельске начался самый трудный участок его легендарного путешествия. С 27 декабря 1929 года по 12 июля 1931 года он преодолел путь в 40 тысяч километров вдоль Северного Ледовитого океана. С тех пор условия на побережье не слишком изменились.

псковский музей-заповедник

Морозы, бездорожье, местами снег был таким глубоким, что Глебу случалось вставать на лыжи и тащить за собой велосипед. Однажды рядом с местом ночёвки образовалась трещина, из неё выступила вода.

К утру она замерзла, и путешественник проснулся закованным в ледяной скафандр. С трудом достав нож, он начал высвобождать себя. Тёплая одежда превратилась в лохмотья, обувь осталась без подошв.

Ноги были обморожены — Травин опасался гангрены и сам ампутировал себе два больших пальца.

От Печоры к Югорскому Шару путешественник решил ехать на велосипеде по замёрзшей воде: теперь по гладким ледовым полям ему удавалось преодолевать по 75 километров в день. Полыньи приходилось переплывать. Для этого он прикрепил к раме велосипеда надувной баллон, а к заднему колесу — гребные лопасти.

Завершилось путешествие на мысе Дежнева. Добравшись до Уэллена, села на Чукотке, Травин поставил каменный знак «В память северного перехода» и оставил под камнями отслужившие свой срок велосипедные покрышки.

Источник: https://www.poehali.tv/adventures/10444

Псковская правда

Велопутешественник Глеб Травин

Сегодня о легендарном путешественнике-земляке помнят в основном люди старшего поколения. Оно и понятно. Другие времена и другие подвиги. Однако до сих пор не нашлось ни одного человека, который бы отважился повторить подобное путешествие – за три года преодолеть на велосипеде 85 тысяч километров!

Известно, что Глеб Леонтьевич Травин родился 28 апреля 1902 года в селе Касьево Псковского уезда. Отец его был лесником. В Псков семья переехала в 1913 году.

Отец научил Глеба главному, а именно науке выживания: находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом.

В 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист, объехавший всю Европу. Под впечатлением знакомства с ним Травин задумал совершить более длительное и тяжелое путешествие.

На подготовку ушло пять лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по псковской земле. Изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело.

После службы в армии уехал на Камчатку, где продолжил тренировки.

В велопутешествие Глеб отправился 10 октября 1928 года. До Владивостока доплыл пароходом, затем по суше на велосипеде через Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-Западную часть России – 45 тысяч километров вдоль сухопутных границ.

Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке – 40 тысяч километров. После возвращения Травин тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, продолжал заниматься спортом сам и вовлекал в спорт молодежь.

В годы Великой Отечественной войны работал преподавателем военного дела на Камчатке. В 1962 году вернулся в Псков. Глеб Травин умер в октябре 1979 года.

Из экспозиции в фонды

Таковы сухие строки биографии знаменитого путешественника, почерпнутые из Интернета. Но за ними не виден живой человек, именно поэтому «Псковская правда – Вече» решила разыскать людей, которые жили рядом, общались с Травиным.

Свои поиски мы начали с Псковского музея-заповедника. Как выяснилось, в конце 70-х годов там была открыта целая экспозиция, посвященная Глебу Травину.

На ней были представлены велосипед, паспорт-регистратор, нож, винчестер, таблички (есть вышитая бисером – подарок во время путешествия по югу страны) и нашивки, которые использовал Глеб Леонтьевич во время путешествия. Пскову несказанно повезло.

Все они попали в наш город из Ленинграда, где находились в фондах музея Арктики и Антарктики.

Вслед за открытием экспозиции, посвященной Глебу Травину, в Псков зачастили гости. Так, ходоков из Харькова интересовала марка велосипеда, на котором Глеб Леонтьевич совершил свое путешествие. Можно предположить, что приобщиться к славе

путешественника захотел харьковский завод, выпускавший спортивные велосипеды. Однако их ждало разочарование.

Травин отправился в путь на велосипеде фирмы «Принцетон», специально заказанном через акционерное общество в США. Впрочем, был у гостей и вполне конкретный интерес.

Парни намеревались проехать по югу часть травинского пути. Их письма очень ждали в Пскове, но не дождались. Возможно, поездка не состоялась.

А года три назад в музей приезжал гость из Швейцарии. Молодой мужчина занимается велоспортом, много путешествует. Он узнал о Травине и специально приехал посмотреть на велосипед легендарного путешественника.

К тому времени отдельной экспозиции в музее уже не было, но главный хранитель позволила на время забрать велосипед из фондов. Во дворе музея парень сделал несколько снимков с велосипедом и – счастливый – уехал домой.

С велосипедом Травина также фотографировался Павел, брат Фёдора Конюхова.

Богатый «лесник»

В Псковском музее-заповеднике поведали о событиях многолетней давности, но ничего не могли сказать о дне сегодняшнем, в частности, о детях Глеба Травина. Кем стали? Где живут?

Попытки разыскать родственников путешественника по номерам телефонов, когда-то записанным сотрудниками музея, не увенчались успехом. Последний шанс – несколько старых адресов.

Первый – хрущевка на улице Лепешинского. Без особой надежды набираем номер квартиры по домофону. И вот распахнутая дверь – навстречу спешит Валентин Травин. Мужчина не скрывает своего удивления.

Его давно не расспрашивали об отце.

– Отец был неразговорчивым, и когда я, будучи ребенком, спросил о деде, то он надолго замолчал, потом ответил, что тот был лесником, – вспоминает Валентин Глебович.

– Уже позже во время прогулки по Пскову он показал несколько домов и обронил, что когда-то они принадлежали деду. Я думаю, что предки наши были дворянских кровей. Опасаясь репрессий, отец, по-видимому, в 30-х годах и поспешил уехать на Камчатку.

А вот другим нашим родственникам повезло гораздо меньше. Некоторых выслали в Сибирь…

Их могло быть трое

В путешествие вдоль границ СССР первоначально собирались отправиться трое демобилизованных друзей – командиров Красной Армии. Они вместе заказали три совершенно одинаковых американских велосипеда, три паспорта-регистратора для отметок в пути. Но в дорогу отправился только Травин.

Крепкий, здоровый, коренастый Глеб за три года не раз был на грани гибели. Он тонул с велосипедом, примерзал ко льду, дрейфовал на льдине, голодал, сильно обморозился и был вынужден ампутировать себе несколько пальцев на ногах, сражался с белым медведем.

Обо всех перипетиях своего пути он рассказал позднее журналисту ТАСС Александру Харитоновскому (см. его книгу «Человек с железным оленем»).

– На Камчатке журналист каждый день приходил к нам, и я, десятилетний ребенок, затаив дыхание, ловил каждое слово, – вспоминает наш собеседник. – Так узнал о том, что во время путешествия по Средней Азии отца взяли в плен басмачи. Своим освобождением он был обязан белогвардейскому офицеру. Понятно, что в книгу этот эпизод не вошел, ведь она вся была написана в духе коммунистических идей.

Я буду долго гнать велосипед

Велосипед, на котором Глеб Леонтьевич проехал 85 тысяч километров, еще долго служил сыну.

– Сначала велосипед валялся на чердаке дома, но примерно в 50-х годах отец восстановил его, – уточняет Валентин Глебович. – Цепь на нем была особенная, очень прочная. И хорошо запомнил фары. Они были керосиновыми.

Керосин зальешь, и фары светятся: справа – красный глазок, слева – зеленый, как на пароходе. Рама была усиленная двухтрубчатая. А руль отец где-то на севере сломал, и местные жители помогли заменить его на самодельный, который изготовили из ствола винтовки.

Нагруженный для путешествия велосипед весил примерно 80 килограммов. К слову, на нем до сих пор можно ездить.

В 2002 году в музее была выставка, посвященная столетию со дня рождения Глеба Травина. На ней выставляли этот велосипед и другие вещи.

Дважды в одну реку

А вот дневникам Глеба Травина не повезло. Несколько путевых дневников он оставил сестрам, которых навестил в городе Дзержинске под Нижним Новгородом. К тому времени Глеб проделал уже больше половины пути, и дневники стали серьезной обузой.

Сестры пообещали сохранить уникальные записи, но в 1936-37 годах сожгли их, опасаясь репрессий. Поэтому паспорт-регистратор с отметками о посещении тех или иных населенных пунктов, хранящийся сегодня в Псковском музее-заповеднике, едва ли не единственное письменное доказательство проделанного Травиным пути.

Сегодня мало кто знает и о том, что Глеб Травин дважды совершил свое путешествие. Первый раз – в 1928-1931 годах на велосипеде, а второй – спустя 40 лет – на самолете. Вместе с корреспондентом он в 1969 году повторил свой маршрут, пролетев 85 тысяч километров на борту самолета.

Три любви Глеба Травина

С первой супругой Верой Глеб Травин прожил более тридцати лет. В этом браке у него родилось четверо детей: Юрий и Валентин, Гертруда и Таисия.

– Я самый младший в семье, – уточняет Валентин Глебович. – С Юрием я не поддерживаю связь. Таисия живет на Камчатке, а вот с Гертрудой видимся часто. Она в Палкино переехала.

После смерти матери в 1952 году Валентин часто оставался дома один. Отец работал в конторе «Заготживсырье». На Чукотке и Камчатке занимался заготовкой оленины, пушнины. Соболей и песцов возил на продажу в Москву. Валя оставался на попечении квартирантов.

– Неожиданно я получил телеграмму: «Встречай. Папа. Мама», – вспоминает собеседник. – Очень удивился, а отец, оказывается, во время командировки в Ленинград женился. Супруга преподавала в педиатрическом институте.

Вместе с отцом она прилетела на Камчатку, усыновила меня и увезла в Ленинград. Позднее я узнал, что у нее тоже был сын, которого отец признал своим. Однако у меня отношения с этой женщиной не сложились, и через полгода меня отправили в детдом.

Оттуда я сбежал к сестрам отца, которые жили под Нижним Новгородом.

Однако счастье в новой семье продлилось недолго. Летом 1963 года Глеб Травин приехал в Псков.

– Здесь нас очень хорошо встречали, – вспоминает Валентин Глебович. – Отцу сразу дали благоустроенную квартиру на улице Яна Фабрициуса.

Если не ошибаюсь, то это была плата за то, что отец перед уходом в армию сдал государству дом. С этого времени мы жили вместе. После армии я женился на девушке из соседнего дома, и наши пути с отцом навсегда разошлись.

Знаю, что у него был третий официальный брак. Избранница Глеба на 28 лет моложе его…

Камчадал Валентин

По профессии Валентин Травин радиоинженер. Некоторое время служил в милиции, потом ушел на железную дорогу, где отработал 25 лет. Сейчас на пенсии. Любопытно, что в судьбе Валентина Глебовича тоже был «камчатский» период.

– В 1977 году в Пскове стояла страшная жара, поэтому вместо юга мы решили в Мурманск поехать, где у жены родня жила, – вспоминает Валентин Глебович. – Там я увидел залив, почувствовал запах моря, приливы и отливы. Стоял на берегу, и слезы катились.

Я же все-таки камчадал! Зашел в местное УВД отмечаться, там меня и сагитировали переехать. Зарплату дали больше в два раза, квартиру сразу предоставили. Назад в Псков вернулся только в 1990 году. Разруха началась.

Правда, нас она не сильно затронула, спасибо моей работе на железной дороге.

«Путь длиною два экватора»

Так назывался фильм, который о путешествии Глеба Травина в начале 70-х годов сняла группа псковских кинолюбителей.

– Тогда вся страна была увлечена кинолюбительством, – вспоминает Тинч Рязанов. – Я руководил кружком, который работал в псковском Доме строителей. Мы сняли несколько фильмов. Один из них был о Травине и длился 12 минут.

Вместе со мной над фильмом работали еще трое ребят. Фильм рассказывал, конечно, о путешествии вдоль границ СССР и о том, как Глеб пропагандировал велосипедный спорт.

В Москве на конкурсе любительских фильмов наша работа получила приз, а мы, как его создатели, две туристические путевки по Золотому кольцу. Но за путевки получили деньги, которые поделили на четверых.

Позднее фрагменты из нашего фильма использовал в своем «Клубе кинопутешественников» Сенкевич. Сейчас оригинал фильма хранится в Псковском музее-заповеднике. Правда, без фонограммы. Из Москвы ее так и не вернули.

Фото из семейного альбома Валентина ТРАВИНА и Псковского музея-заповедника 

Кстати

Глеб Травин является почетным гражданином г. Петропавловск-Камчатский.

Чтобы сохранить на морозе упругость шин, Травин подкачивал в них глицерин.

Полыньи Глеб преодолевал на Севере… вплавь. Температура соленой морской воды в Арктике зимой достигала при этом минус два градуса по Цельсию.

Похоронен Глеб Травин на Орлецовском кладбище в Пскове.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Едет на железном олене, за железные рога держится, не к добру это!» – говорили о Глебе Травине шаманы в Арктике.

«С волосами ниже плеч, бородатый, со шрамами ознобов на лице, с негнущимися руками, едва переступая ногами, на которых сам обрезал обмороженные пальцы, Травин предстал в моем воображении живым Амундсеном» – так рассказывал о встрече с путешественником заведующий одной из факторий на восточном побережье Таймыра.

Ольга Григорьева

Источник: http://pravdapskov.ru/rubric/33/7919

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.