ВОЛОЧЕБНЫЙ ОБХОД (ПАСХА)

Народные традиции в Светлую седмицу (4 фото)

ВОЛОЧЕБНЫЙ ОБХОД (ПАСХА)

Звоном колоколов, волочебными песнями, хороводами, катанием яиц встречал весь крещеный русский мир Пасхальную, Светлую, Святую, Великоденскую неделю. И как было не радоваться, как не веселиться, когда все кругом пробудилось, восстало из тьмы, страха, предательства, смерти.

  • 1 «Ходить под Богами»
  • 2 Когда «иконы прошли»…

«Ходить под Богами»

Хороводы – хороводами, песни – песнями, но только после того, как церковный причет в сопровождении богоносцев с образами, крестами, хоругвями обойдет каждый дом, пропоет перед каждой божницей радостные пасхальные песнопения.

В богоносцы, «оброшники» или «оброшницы» вербовались, как правило, из благочестивых стариков или старух, давших обет всю Светлую Седмицу «ходить под Богами», часто с целью своим усердием и послушанием вымолить ту или иную милость: избавить от болезни, уберечь родных от беды.

Одетых во все белое, чистое, шествующих с поднятыми иконами, поющих «Христос Воскресе», несущих милость Божью – их с нетерпением ждали в каждом доме: зажигали свечи в красном углу, на стол накрывали скатерть, поверх скатерти клали одну или две ковриги хлеба, под угол скатерти насыпали соль, которая, согласно поверью, по окончании богослужения становилась целебной. Накануне появления процессии везде готовили ведра и кадки с житом, куда жданные гости ставили принесенные ими святыни, тем самым освящая будущий урожай. Освященное зерно хранили до посева и высевали прежде всякого другого.

За богоносцами неотступно следовали слепцы, калики перехожие, разносившие из одного конца русской земли в другой песенные сказы о Светлом Христовом Воскресении.

Крестьяне всегда радушно встречали странников, не жалея хлеба-соли, а в пасхальные дни особенно.

Существовало предание: будто Иисус с апостолами, одетые в нищенское рубище, никому неведомые, скитаются по земле с первого дня Светлой недели до самого Вознесения, испытывают людское милосердие, награждая великими милостями добрых и карая злых.

Когда «иконы прошли»…

[С-BLOCK]Как только заканчивались молебны перед всякой божницей, как только благословлял служитель всякий двор, так начинался разгул: все прямиком бежали на колокольню.

Парни и девушки, мужики и бабы, ребятишки — все здесь толпились, трезвонили в колокола днями напролет, так что всю Светлую неделю раздавался благостный пасхальный звон отовсюду. А затем и на качели шли кататься, катались без устали, до изнеможения, весело и шумно.

А у детворы неизменно излюбленное развлечение — катание яиц. Пасхальные яйца скатывали по специально сделанным из картона, например, дорожкам, по шиферным листам или с небольших горок. Цель игры — завладеть другими яйцами, которые вместе с различными игрушками и безделушками раскладывали рядом.

Так крашенки согласно пасхальному обычаю переходили из рук в руки, не переставая тем самым символизировать камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскресением Христа.

Заводили наконец и хороводы, да и каких только хороводов не было: великоденские, радонецкие, никольские, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, ивановские, успенские, семенинские, капустинские и покровские. Как в Светлую среду начинали водить, так и продолжали до самого Троицына дня — каждый вечер.

Подобно тому, как на Святки ходила коляда, песни пела, дары просила, так в первые три дня Пасхи ходили волочебники от одного дома к другому, пока всю деревню не обойдут с волочебными песнями. Волочебниками преимущественно были бабы, а не парни, собираясь толпой, подходили к окнам домов и пискливыми голосами пели:

«Ай, шли-прошли волочебники.

Христос Воскрес, Сыне Божий!»

Затем величали самого хозяина дома и все его хозяйство, а взамен выпрашивали награду, что-нибудь из съестного или деньги. Редко кто осмеливался не уважить просьбы волочебников из боязни услышать неприятные пожелания. «Кто не даст нам яйца – околеет овца, не даст сала кусок – околеет телок; нам не дали сала – коровушка пала».

«Умер на Пасху – и яичко в руку!»

Счастлив тот, кто умрет на Пасху – так считали наши прапрабабушки- дедушки, будучи уверенными, что с первого дня Светлого Христова Воскресения отверзаются врата райские и остаются отворенными до самого Вознесения. Потому старики и старухи, многое повидавшие на своем веку, кому не жалко уже было расстаться с жизнью, молили Бога, чтобы привелось им почить в дни Святой недели, а лучше в Светлую заутреню.

Пасхальный период – время, когда человек подспудно, сам того не сознавая, приближался к миру мертвых, миру по ту сторону, который рано или поздно из «чужого» и неведомого становится «своим».

Стяжая дух строгим постом, поминая Страсти Господни, размышляя о воскресении, победе жизни над смертью, не мог не поминуть живой умерших, не мог не отдать дань почести предкам своим, добрая память о которых обеспечивала благополучие, гармоничное сосуществование двух миров.

Хотя церковь не приветствовала посещения кладбища в Пасхальную неделю, предназначая для этого вторник на Фоминой неделе, в некоторых местностях народ ходил христосоваться с покойничками в Святой понедельник.

А в западных и южнорусских губерниях крестьяне шли к могилкам сразу после праздничной литургии в Светлое Христово Воскресенье, не дожидаясь Фоминой Радоницкой недели, следующей за Святой Пасхальной.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/44778-narodnye-tradicii-v-svetluju-sedmicu.html

Волочебный обряд. Пасха

ВОЛОЧЕБНЫЙ ОБХОД (ПАСХА)
etno_skazkaДорогие наши читатели! Приближается праздник Пасхи!
Очень хочется рассказать об обрядах и традициях, которые еще недавно соблюдались.

Одной из удивительных весенних древних традиций является традиция волочебных обрядов. Эти обряды известны были этнографам конца 19 века преимущественно на территории сев., сев.-зап. и центр.

Белоруссии, а также в прилегающих районах польского Подляшья, в Виленской, Псковской, Смоленской областях, частично — в Калужской, Орловской, Черниговской областях. В Чехии волочебные песни так и называются — koleda.Волочебниками у русских назывались три дня — суббота, Велик день и следующий понедель-ник. У украинцев был «Волочильний понедiлок».

У белорусов волочебники («волочевники») разде-лялись на «хлопский» — в понедельник и «дивчацкий» — во вторник, основным же днём была страстная суббота, которую называли «Вялiкдзень валачобны».

Волочебный обряд или волочёбный обряд — это ритуальный обход домов в пасхальное вос-кресенье, сопровождаемый исполнением особых волочебных песен (лалынок).

Волочиться — значит идти, брести, шататься, в традиционном волочебном песенном зачине: «Валачобнiчкi валачылися…».

Когда то в древности волочебные обряды исполняли странствующие волхвы, калики перехо-жие, люди посвятившие свою жизнь духовному пути. А позднее это были компании-ватаги, состоя-щие в основном из молодых парней. Они ходили из двора во двор, пели обрядовые волочебные песни и за славления получали подарки: яйца, пироги.

Ватаги составляли 8–10 (иногда до 20) человек. В основном это мужчины средних лет и мо-лодые парни. Лишь изредка к ним могли присоединиться старики и замужние женщины, а девушки и дети не участвовали никогда.

Хотя в поздние христианские времена считали, что волочебники символизируют хождение по земле апостолов во главе с Христом от Пасхи до Вознесения, на самом деле корни обряда уходят в глубокую древность.

Он восходит к мужским обрядовым обходам, назначение которых было в передаче посвященными взрослыми мужчинами благословения от «вышних сил», Богов и Предков членам своего рода, своей общины.В отличие от колядовщиков, волочебники никогда не рядились.

Возглавлял ватагу-дружину «починальник» или «запевала» с сильным голосом, который руководил всем ходом обряда, подбирал песенный репертуар, сам начинал пение, принимал вознаграждение от хозяев.

Все остальные члены дружины («подхватники») хором исполняли магические припевы-закрепы волочебных песен после каждой строки: «Весна красна на весь мир», «А зеленый явор витиеватый», «Эй, Дид-Ладо», «Слава табе, Божа, на ўвесь свет!», «Да й віно ж, віно зеляно!», «Вясна красна, зялёна!» и другие.

Ему помогали музыканты (с дудой, скрипкой, бубном, цимбалами) и «мехоноши» («мехоножычи»), в обязанности которых входило ношение мешка с полученными за пение приношениями-угощениями. Одаривали волочебников пирогами, мясом, салом, колбасой, сыром и яйцами; зачастую давали и деньги: «Красная злотый нам на сапоги, золотые на подковками»).
Обычно хозяева ожидали прихода волочебной дружины так же как на святки колядовщиков, как желанных и благословенных гостей, от визита которых зависит благополучие в доме. Их стара-лись щедро одарить «посланников божиих» и оказать им всяческие почести, чтобы обеспечить себе богатство и удачу на весь год.

?

|

etno_skazkaДорогие наши читатели! Приближается праздник Пасхи!
Очень хочется рассказать об обрядах и традициях, которые еще недавно соблюдались.

Катание яиц – игра, характерная для весенне-летнего периода года.

Игры с крашеными яйцами начинались обычно в Пасху, продолжались всю Пасхальную неделю, я иногда – вплоть до Вознесения. Суть игры состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному деревянному лотку или по земле с невысокой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры. Каждый участник, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет – в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов. Некоторым ловким парням и мужикам удавалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц.Катание яиц было известно также и в другие весенне-летние дни. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время праздника в честь языческого бога Ярилы, приходившегося на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.

В XIX в. катание яиц представляло собой веселую забаву с участием большого количества людей. Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и оплодотворением земли. Так, во многих местностях России существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай.

Источник: https://etno-skazka.livejournal.com/8839.html

Пасхальные традиции разных стран Заметка на RuTraveller.ru

ВОЛОЧЕБНЫЙ ОБХОД (ПАСХА)

Пасха – один из главных праздников христианского мира, он, как и Рождество, имеет общие традиции в разных странах, восходящие корнями ко дню воскрешения Иисуса Христа из мертвых, однако, преломляясь и отражаясь во всевозможных гранях христианских конфессий, Пасха собрала целый букет отличительных особенностей в каждой стране, проповедующей католическую, православную, англиканскую, кальвинистскую или лютеранскую церкви.

Израиль

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Безусловно самое чудесное и удивительное празднество проводится в Иерусалиме, на Святой Земле. Именно здесь, в Храме Гроба Господнего в Страстную Субботу, происходит снисхождение Благодатного Огня: вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа.

Позже Благодатный Огонь прибывает в некоторые другие христианские страны, в том числе в Россию, Украину, Беларусь.

Так как Израиль – страна трех религий, – православная пасха отмечается здесь довольно широко: торжественное ночное богослужение и крестный ход с плащаницей, куличи и крашеные яйца – в общем, все аспекты традиционного праздника соблюдаются в полной мере.

Кроме православной Израиль празднует и иудейскую Пасху – Песах, центральный праздник, связанный с Исходом евреев из Египта.

Этот праздник семидневный, во время которого запрещено Торой употреблять в пищу хлеб, а также любые зерновые квасные продукты – то, чем евреи не успели запастись, покидая Египет. Песах – это праздник освобождения народа из-под гнета 400-летнего рабства и обретения Земли Обетованной и создания независимого государства.

Великобритания

Пасха в Соединенном королевстве не намного отличается от привычных нам празднований, однако и у нее есть свои особенности, хотя бы одно то, что английское название праздника «Easter», по мнению многих теологов, отходит к имени англо-саксонской богини весны Эостры, которая приходит с востока (East) и воскресает от ночного зимнего сна солнце в день весеннего равноденствия.

Страстная пятница и понедельник после Светлого воскресенья – официальные праздничные дни в Великобритании.

А в Великий четверг, почитаемый христианами как день Тайной Вечери, когда Иисус омыл ноги своих учеников и установил таинство Причастия, в Великобритании королева принимает участие в церемонии Royal Maundy («Раздача королевской милостыни»), которая существует с 13 века. В ходе этой церемонии королева выдает заслуженным пожилым гражданам два кошелька белого и красного цветов: в белом – специально выпущенные для этого дня монеты, по одной на каждый год жизни монарха, а в красном – деньги, символизирующие помощь беднякам.

Германия

Пасхальное дерево Фолькера Крафта, Заалфельд

Религиозные традиции пасхи, несмотря на все старания ревностных служителей церкви, следивших, чтобы на Пасху не было языческих игрищ, переплетаются с дохристианскими языческими обычаями и обрядами. На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия, а также проводы зимы.

Одной из древнейших особенностей немецкого празднования стали пасхальные костры, известные еще с 16 века: тепло и свет изгоняют зиму.

Другое воплощение той же традиции – горящее деревянное колесо, которые скатывают с Пасхальной горы, за ним тянется огненный след длиною в несколько сот метров. Горящие колеса – символ солнца, плодородия и возрождения новой жизни.

Здесь этот праздник ознаменован, пожалуй, самым зрелищным и красочным шоу, которое вам где-либо удастся увидеть.

Испанская пасха – la Pascua – отмечается жителями всю неделю, во время которой проходят массовые всевозможные шествия.

Участие принимают все желающие. Участники процессий, так называемые кающиеся грешники, облачаются в одежды, похожие на наряды средневековой инквизиции.

Высокие остроконечные шляпы с прорезями для глаз, туники разных цветов, в зависимости от принадлежности к определенному братству. Белые одежды символизируют чистоту, черные и фиолетовые – одни из траурных цветов.

Шествующие несут так называемые платформы, на которых изображены различные сцены Страстей Христовых, многие фигуры выполнены в человеческий рост, отделаны золотом и позолотой.

Италия

Итальянская Пасха – вершина католического литургического года, когда Папа Римский проводит Крестный ход вокруг Колизея до Палатинского холма с 14 остановками, символизирующими путь Христа от места суда до Голгофы.

Во многих итальянских городках всю неделю проходят мистерии – театрализованные представления, повествующие о вознесении Иисуса Христа.

Особое значение итальянцы придают понедельнику после Пасхи, носящему название «La Pasquetta» или «Небольшая Пасха». Этот день считается выходным по всей стране, традиционно «Небольшая Пасха» проводится горожанами в кругу друзей.

Норвегия

Норвежская пасхальная неделя – Påskeuken – это время желтого цвета и цыплят, причем как вылупляющихся из яиц, так и вязаных, деревянных бумажных – да и любых, какие только в голову придут.

Традиционных норвежских пасхальный завтрак – яйца самого различного приготовления.

Также в почете у норвежцев пасхальный утренний напиток Morgenfryd – Утренняя радость, состоящий из взбитых с сахаром желтков, смешанных с апельсиновым соком.
Также традиционны для норвежского пасхального стола ирисы, которые называют пасхальными лилиями или пасхальными колокольчиками.

Пасха в славянской традиции

Пимоненко Н.К. Пасхальная заутреня в Малороссии, 1891 год

Пасха, будучи главным православным праздником, весьма органично соединила в себе некоторые дохристианские славянские обычаи и обряды, связанные с празднованием дня весеннего равноденствия, проводов зимы и наступления нового аграрного года. В народной традиции этот день отмечался как праздник обновления и возрождения к жизни.

Некоторые из обрядов, в какой-то мере сохранившихся и по сей день, имеют весьма глубокие корни и вырастают из глубоких дохристианских времен.

Пасха мертвых

Пасха мертвых, он же Навский Велик-день, – праздник восточных славян, связанный с «пробуждением нави», т.е. с приходом душ умерших в наш мир, приходится, как правило, на Страстной четверг.

По древним повериям именно в этот день разверзаются небеса и покойники прибывают для проведения своего богослужения и покаяния в грехах.

На юге России в день Пасхи совершается поминовение предков, согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай.

Пасхальный очистительный костер

Горящее колесо в Люгде, Германия

Народные обычаи разводить костры на Пасхальной неделе существуют во многих странах. В традиции западных славян костёр жгли и в пасхальную ночь, и в ночь на пасхальный понедельник, вокруг них собирались, веселились, коротая ночи, трапезничали. 

Преимущественно на юге Польши, в Словакии, на востоке Чехии костры, зажигаемые на Страстной неделе, символически сжигали Иуду.

Интересно заметить, что материалом для костра служили не простые ветки – в очистительном костре сгорали старые кресты, ветви вербы, оставшиеся с Вербного воскресенья: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа, чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи, заслужить отпущение грехов.

Волочебный обряд

Волочебный обряд в одном из Белорусских городов

Еще одной интересной традицией, сегодня мало где сохранившейся, однако бывшей довольно популярной у западных славян, стал обход домов в пасхальное воскресенье, сопровождаемый исполнением волочебных песен – народных мотивов, близких к колядованию, исполняемых бродячими странниками, которые волочились (брели) по свету. Они ходили из двора во двор, за славленье получали подарки: яйца, пироги, водку, иногда большие угощения. Группу волочебников возглавлял запевала, подбиравший репертуар и руководивший хором.

Считалось, что волочебники — люди Божьи и своими обходами они приносят удачу хозяевам, плодовитость скоту, урожайность на полях.

Волочебники начинали ходить по домам в пасхальное воскресенье после вечерни и продолжали обряд всю ночь, на рассвете хождение прекращалось.

Пасхальные кушания

Однако самым важным атрибутом праздника как в древние времена, так и по сей день, являются традиционные кушания, которые специально готовятся, освящаются и подаются в особое время. В этот день начиналось разговение – вкушание пищи после окончания Великого поста. Как правило, это семейная трапеза, на которую не принято приглашать гостей.

Традиционные угощения на Пасху – крашеные яйца (крашенки), кулич (высокий хлеб из сдобного теста с узором в виде солнца), пасха (сладкое блюдо из творога в виде усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень).

У славянских народов яйцо ассоциировалось с весенним возрождением природы, а кулич выступал в роли обрядового хлеба для плодородия земли.

Хлеб, который выпекали обычно в преддверии посевных работ, приносили в жертву земле, стихиям или предкам, чтобы заручиться их поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай.

В христианской традиции яйцо символизирует камень, которым закрывают гробницу, – это напоминание о воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни для истинно верующих.

Кулич же – домашний эквивалент церковного артоса – хлеба с изображением креста с терновым венком – в знак победы Христа над смертью.

Пасхальный кролик

Пасхальный кролик (заяц) – отличительный символ культуры стран Запада и США, он также имеет языческие корни празднования весны и плодородия.

На сегодняшний день за зайцами укрепилась традиция приносить на Пасху разноцветные яйца и прятать их для того, чтобы дети могли отыскать эти подарки.

Пасхальный заяц – выходец из немецкой традиции празднеств, постепенно завоевал любовь многих народов и теперь стал поистине неотъемлемым атрибутом католической Пасхи.

Первоначально кролик был не единственным животным, приходящим на Пасху.

В Гессене яйца несла лиса, в Саксонии — петух, в Эльзасе — аист, в Баварии — кукушка. Однако заяц вытеснил всех «конкурентов» по доставке пасхальных подарков, ведь именно он был символом уже известной нам богини весны Эостры как животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью.

Пасхального кролика любят и чтут во многих странах: ушастых зверьков выпекают из сладкого теста, лепят из шоколада, а в Мюнхене создан целый музей пасхальных зайцев из фарфора, воска, сахара, папье-маше, дерева, марципана и шоколада.

Катания яиц

Пасхальные развлечения, связанные с катанием яиц, присутствуют, пожалуй, в традициях всех народов христианской веры, однако корнями эта игра уходит в славянские и германские народы.

Это небольшое развлечение соревновательное развлечение с целью выигрыша пасхальных яиц соперников: на небольшой высоте устанавливается деревянный или картонный желоб, у основания которого расставляются крашеные яйца, игрушки и прочие призы.

Каждый игрок скатывает свое яйцо по дорожке – какой из предметов оно задело, тот и становится выигрышем.

Если же яйцо скатилось, ничего не задев, оно само становится призом и может достаться в награду другому участнику.
Одной из интересных вариаций этой игры стало американское катание яиц по траве длинными ложками. Традиционно такая игра проходит в США на лужайке перед Белым домом и носит название White House Easter Egg Roll.
Комментировать Нравится В избранное

510

рейтинг

Предыдущая заметка

Смотреть все заметки

Следующая заметка

Источник: https://rutraveller.ru/note/2592

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.