Художественная соломка Белоруссии

Рукодельничаем по-белорусски. Какие народные ремесла легко освоить дома?

Художественная соломка Белоруссии

Белорусские народные ремесла – это не только название традиционных экспозиций в районных музеях. Это то, что легко может стать вашим хобби, не менее интересным, чем складывание пазлов или коллекционирование значков.

Наши прабабушки, проявляя бесконечную фантазию и терпение, темными зимними вечерами учились из всевозможных доступных материалов создавать настоящие шедевры. А вам нужно лишь прикупить в магазине сырье и прислушаться к генной памяти, чтобы мастерить красивые и уникальные, а главное, традиционные для Беларуси изделия.

Куклы-мотанки

Куклы-мотанки когда-то начали делать заботливые мамы, чтобы порадовать своих малышей, ведь купить игрушки было непросто, а зачастую и негде. Со временем эти куклы стали обрядовыми.

Какие-то из них мастерили с целебными травами внутри, чтобы вылечить больного, какие-то предназначались для того, чтобы призвать удачу или хороший урожай.

Они также могли служить оберегом от невзгод и плохих вестей.

Сплести куклу не так сложно, хотя, возможно, красивой она у вас выйдет не сразу. Понадобится кусок белой ткани для основы, плотная ткань для юбки и наполнитель, например, вата или синтепон. Для начала нужно намотать голову и руки, а потом прикрепить юбку, которую можно украсить деталями из соломы, бисером, узорами, всем, что придет вам в голову.

Изготовление куклы отнимает не так много времени (хотя это, конечно же, зависит от уровня сложности поделки). Но раньше обязательным условием было сделать мотанку за один раз, только тогда она могла быть сильным оберегом. Можно купить новую ткань или использовать старые вещи. В этом тоже есть свой смысл, ведь одежда обладает энергетикой людей, которые ее носили.

Обучить делать по-настоящему красивые куклы-мотанки, которые порадуют детей и станут хорошим подарком для взрослых, вас могут в Музее белорусского народного искусства в Раубичах.

Роспись пасхальных яиц

В пору, когда пасхальных наклеек не существовало, а праздник хотелось сделать ярким и красивым, белорусы не обходились луковой шелухой, а расписывали пасхальные яйца узорами.

На Пасху делали как крашенки, так и писанки. Если крашенки (полностью окрашенные в один цвет яйца) делают и сейчас, то о писанках (яйца, расписанные узорами), многие подзабыли. А ведь существует даже традиционная белорусская техника такой росписи.

Расписывать пасхальные яйца не так сложно. Для этого нужен в первую очередь расплавленный воск (подойдут даже обычные восковые мелки) и медная проволока либо игла или крючок для вышивания.

Расплавленный воск наносится крапинками или штрихами, так получается узор. Потом яйцо нужно опустить в краситель, а позже убрать застывший воск. Подойдет и обратный порядок: можно наносить воск уже на окрашенное яйцо.

Это самый простой вариант писанки, а раньше мастера изображали на яйцах даже целые пейзажи или религиозные сюжеты.

Конечно, пасхальное яйцо – не самый долговечный сувенир. Но это символ воскресения, и дарить его на Пасху – древний обычай. Поэтому ваши близкие обязательно оценят подарок, да и ваше собственное ощущение праздника станет ярче.

Научить искусно расписывать пасхальные яйца вас могут в Музее яйца, расположенном в Вилейке.

Вышиванка

Вышитые узоры украшали наряды наших предков многие века. И хотя костюмы белорусов полностью изменились, трансформировавшись в современную удобную одежду, такая деталь, как вышивка, не потеряла актуальности, а в последнее время даже вошла в моду.

Вышиванку (или современную ее версию – вышимайку), то есть расшитую узором рубашку/сорочку/блузку/майку, сегодня легко купить, но можно постараться сделать ее и самому. Конечно, для этого нужно уметь вышивать крестиком или гладью. Можно найти готовую схему для вышивания с белорусским орнаментом либо, набравшись терпения, сделать ее самостоятельно.

Если вы еще не готовы к такой большой работе, стоит начать с чего-то поменьше. Ведь белорусский орнамент отлично украсит новогодние игрушки, пояса, подушки, полотенца, салфетки, открытки. Вышитым узором на таких вещах можно «зашифровать» послание от предков, и они станут незабываемым подарком.

Вдохновится на вышиванку можно в минском Музее древнебелорусской культуры, где собрана большая коллекция белорусских народных костюмов. Там можно посмотреть, как расшивали свои наряды люди из вашего региона, и продолжить традицию, создав шедевр самостоятельно.

Валяные игрушки и украшения

В былые времена шаповалы свое основное время тратили на практичные и обязательные в быту вещи: валяли из шерсти валенки, шапки, шарфы и многое другое.

Многие и сегодня не откажутся от таких теплых и качественных деталей в гардеробе.

Особенно активно шаповальство возрождают в Дрибинском районе, там есть специальный музей этого вида творчества и агроусадьбы, где можно приобрести валенки, научиться делать их самому и даже заговорить на тайном языке шаповалов.

Но валенки каждый день делать не будешь, для начала можно освоить небольшие игрушки, брошки и бусы из войлока. Достаточно знать технику сухого валяния, взять нужный материал, большую специальную иголку – и творить.

Валянию обучают во многих музеях и центрах ремесел Беларуси. И с несложными поделками справляются даже маленькие дети.

Плетение из соломки

Из такого простого и неприметного материала, как солома, можно сделать невероятно красивые вещи. Да вы и сами много раз видели соломенные шляпы, лапти, корзинки, панно, цветы и всевозможные фигурки в белорусских магазинах сувениров.

Возможно, вы даже пробовали что-то сплести из соломки в школьные годы и знаете, какая это кропотливая работа. При желании научиться делать соломенные сувениры можно в различных центрах, музеях и на мастер-классах.

Когда азы ремесла будут освоены, советуем вам сплести своего соломенного паука. Это очень популярный белорусский оберег, чем-то похожий на популярного сейчас «ловца снов». Такого паука подвешивали в углу комнаты, чтобы он собирал всю плохую энергетику, а потом сжигали. Возможно, сжечь свое творение вы не решитесь, но оберегать ваш дом паук все равно не откажется.

Источник: https://planetabelarus.by/publications/rukodelnichaem-po-belorusski-kakie-narodnye-remesla-legko-osvoit-doma/

Соломоплетение

Художественная соломка Белоруссии

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Одним из древнейших ремесел в Беларуси является соломоплетение. Соломенные жгуты шли на изготовление разнообразных коробов, посуды для хранения продуктов, игрушек, шкатулок, шляп и многого другого.

Следует отметить, что создаваемые из соломки фигуры являлись своеобразными защитниками человека, символами божества, а не просто игрушками.

Так, кукла олицетворяла собой Мать-Прародительницу, защитницу женщин; коза служила символом урожая и плодовитости; конь, всегда сопровождающий мужчину — его друг, советчик и защитник; птицы – души предков, которые охраняют и помогают всем живущим на Земле.

История соломоплетения

С момента освоения земледелия используется солома для плетения различных предметов. Ее всегда было в достатке в крестьянских хозяйствах после уборки урожая и обмолота зерна.

Солома одевала и обувала наших предков, утепляла их жилище и служила постелью. Но в то же время, солома для крестьян была не только материальной ценностью.

Она служила прекрасным пластическим материалом в создании разнообразных обрядовых атрибутов и украшений.

Ко дню зимнего солнцестояния изготавливались подвесные соломенные «пауки». Такой паук с паутиной был символом Создателя и его творения – Вселенной. Он вывешивался на самом почетном месте дома – над столом в красном углу.

Наши предки приписывали пауку способность поглощать негативную энергию. Прослужившего всю зиму паука обязательно сжигали в день весеннего равноденствия.

Также паука подвешивали над колыбелью новорожденного ребенка и над головами молодоженов во время свадьбы.

Заготовка соломки

Для использования в соломоплетении заготавливается в основном солома таких злаковых культур как пшеница, рожь, рис, ячмень и других.

Каждое из этих растений обладает достаточно хрупким и в то же время жестковатым стержнем. Но если несколько стеблей соединить вместе и научиться работать с ними, то понимаешь, что они гибкие и прочные.

У каждого злака свой особенный цвет, гибкость, прочность, толщина.

Заготовка соломы производится летом, только после того, как растение созреет, и у него нальются колосья. Эта работа требует большой осторожности, так как соломинки очень легко гнутся, могут потерять форму и стать непригодными к тонкой работе. Солому собирают до обмолота. Дают ей несколько дней высохнуть и в таком состоянии сохраняют до начала работы.

Чтобы подготовить солому к плетению, убирают с нее колосья, узелки и листья, т.е. соломинка должна быть гладкой. Затем ее сортируют по размеру, учитывая длину и ширину. Если это потребуется в работе, соломинки могут быть разрезаны вдоль и проглажены утюгом. Важно отметить, что перед работой солому замачивают на некоторое время в воде, чтобы набравшись влаги, она стала более эластичной.

Способы соломоплетения

Процесс соломоплетения осуществляется несколькими способами. Самым старым является плетение по спирали. В этой технике солома сшивается соломой или иным материалом (тоненькими полосками ивы, листьями пальмы), который может обвить пучок, и который можно обернуть вокруг своей оси и затянуть. Этот способ плетения придает изделию прочность и жесткость.

Другой вид представляет собой плетение сшитыми полосками соломы, в результате которого получается достаточно крепкое и гибкое полотно, в виде декоративных ленточек и спиралей.

Существует также перпендикулярное плетение разрезанной вдоль соломой, которое выглядит очень красиво, а изделия, сделанные таким плетением, отличаются особым блеском.

Однако они не плотные и используются в основном как декор, приклеенный на какую-либо поверхность.

Соломенные изделия в быту

Бытовые изделия для хранения зерна и иных продуктов из соломы на протяжении многих веков были незаменимы в крестьянском быту.

Различные емкости, сделанные в технике спирального плетения, были самых разных размеров и форми и  широко применялись в хозяйстве. Самые большие вмещали в себя десятки килограммов зерна. Они обладали гигроскопичностью и не повреждались грызунами.

Эти важнейшие качества соломенной утвари делали ее незаменимой в крестьянской среде вплоть до середины прошлого века.

Что касается изготовления элементов одежды из соломки, то наиболее распространены были соломенные шляпы. Такая шляпа была непременной частью летнего народного мужского костюма. Постепенно в повседневной жизни их заменили головные уборы фабричного производства, а шляпы остались в качестве защиты от солнца при работе в поле или пастьбе скота.

Изделия из соломки имеют неповторимый национальный колорит и являются своеобразным символом Беларуси. А это значит, что древнее искусство соломоплетения будет существовать до тех пор, пока человек выращивает на земле хлеб. Успехов вам в новом деле!

С уважением, Александр Гончаров

Источник: http://alex60.ru/solomopletenie/

Чем удивить туриста или зарубежных друзей: эксклюзивные народные промыслы Беларуси

Художественная соломка Белоруссии

29 Марта 2017 TROFEI.by tut.by, sputnik.by, horki.info, belta.by

Многие художественные народные промыслы, которые существовали в Беларуси столетиями, до сих пор живы и продолжают развиваться. Есть среди них такие, которые в силу разных причин закрепились за определенной территорией.

Некоторые даже стали брендом своей местности. Всем туристам, а также белорусам, которые задумались над подарком зарубежным друзьям и знакомым, советуем обратить внимание на эти эксклюзивные изделия.

В них – и белорусская традиция, и локальная история, и накопленный опыт предков сегодняшних мастеров.

Неглюбские рушники

Все женщины в Беларуси умели ткать на кроснах. И у всех в доме были рушники: как обычные «утиральники», так и обрядовые, ритуальные – вытканные по определенным канонам, украшенные орнаментами. Узоры каждой местности отличались между собой, могли быть неповторимыми даже в соседствующих деревнях.

Но именно неглюбские рушники стали известными на весь мир. Отчасти, возможно, потому, что еще в 80-х годах прошлого века, когда традиции ткачества стали повсеместно забываться, в деревне Неглюбка Ветковского района они продолжали развитие.

Неглюбские ткачихи создавали свои шедевры, привнося в традицию новые элементы – орнаменты, цвета, которые с безупречным чувством вкуса сочетали между собой.

https://www.youtube.com/watch?v=kXPPrQ_6ktI

Здесь продолжают ткать до сих пор: и дома, и в местной школе, и в сельском доме культуры, в котором создали центр ткачества. Раз в год в деревне проходит «Свята ручніка».

Кроме того, неглюбскую традицию ткачества взял на вооружение Ветковский музей и обучает всех желающих этому мастерству в своем гомельском филиале.

И это, кстати, не только рушники, а еще и постилки, скатерти, элементы народной одежды.

Где можно приобрести уникальный хэндмэйд от неглюбчан? Конечно же, в самой Неглюбке. Но можно попытать счастья в музее в Ветке, а также в Гомеле: в том же филиале Ветковского музея или выставочном зале Областного центра народного творчества.

Адрес: Гомельская обл., Ветковский р-н, д. Неглюбка.
Контакты: +375 (23) 303-57-37 (Неглюбский сельский центр ткачества).

Слуцкие пояса

Уникальный атрибут национальной шляхетской культуры связан с появлением в Беларуси мануфактур, где ткались пояса в стилистике и по технологиям Востока. Самой известной была мануфактура в Слуцке. Она принадлежала Радзивиллам и работала со второй половины XVIII по первую половину XIX веков.

Со временем здешние мастера стали использовать в декоре поясов местные растительные мотивы наряду с восточными. Мастерская-персиарня выпускала около 200 изделий в год – сложных в изготовлении, вытканных с использованием шелковых, серебряных и золотых нитей.

Удовольствие было не из дешевых, такой пояс был признаком определенного статуса его владельца.

На полтора столетия производство поясов прервалось. Долгое время их можно было увидеть разве что в музейных и частных коллекциях. Но не так давно в Слуцке возродили уникальную древнюю технологию и начали делать копии с соблюдением оригинальных традиций.

Этим занимается РУП «Слуцкие пояса». Слуцкий пояс стал сувениром, но остался по-прежнему дорогим удовольствием. Тем не менее, в Слуцк стоит приехать хотя бы для того, чтобы посетить музей при фабрике, узнать больше об истории поясов и о секретах производства.

Адрес: Минская обл., г. Слуцк, ул. Тутаринова, 16 (РУП «Слуцкие пояса»).
Контакты: +375 (17) 953-68-09.

Где в Беларуси проводят экскурсии на заводы и предприятия

Дрибинские валенки

Считается, что шаповальство на Дрибинщине появилось в XIX веке. Валяние шапок и других изделий из шерсти настолько укоренилось и развилось здесь, что местные мастера придумали свой язык – «катрушницкий лемезень». Катрушники Дрибинского района говорили на нем в присутствии чужих людей, чтобы не выдавать секреты ремесла, а иной раз и обвести вокруг пальца заказчика.

Но сегодня все тайны технологий, которые передавались из поколения в поколение, раскрыты. В Дрибине не только валяют так, как это делали в старину, но и обучают ремеслу всех желающих. А фирменные валенки стали брэндом поселка, мастера принимают заказы от людей из разных уголков планеты.

Большая заслуга в сохранении традиции принадлежит Дрибинскому районному историко-этнографическому музею, где шаповальству посвящен целый зал. Именно здесь проходят мастер-классы по валянию, занятия детского кружка «Катрушник», регулярно проводится День валенка.

Кроме того, в городском поселке ежегодно устраивают «Дрибинские торжки» — фестиваль, где можно приобрести изделия местных мастеров – любых, не только шаповалов.

Адрес: Могилёвская обл., г.п. Дрибин, ул. Советская, 5.
Контакты: +375 (22) 482-46-08 (Дрибинский районный историко-этнографический музей).

Мозырские глиняные медведи

Когда наши предки начали использовать гончарный круг, из глины стали делать не только необходимые в быту вещи. Керамические игрушки и свистульки были найдены при раскопках в слоях XIII–XVI веков в разных городах Беларуси.

В общем-то, для сувенира подойдет и качественная глиняная посуда, которую до сих пор некоторые делают вручную или с применением гончарного круга. Но интересно, что Мозырская фабрика художественных изделий продолжила традиции изготовления не только нужных в быту вещей, но и керамической игрушки. Так фигурки медведей и других зверюшек стали национальным эксклюзивом.

Адрес: Гомельская обл., г. Мозырь, ул. Ленинская, 25.
Контакты: +375 (23) 632-13-33 (РУП «Мозырская фабрика художественных изделий»).

Жлобинская аппликация соломкой

Появление в народе этого вида искусства связывают с XVIII–XIX веками. Сельские умельцы стремились приукрасить свой быт, подражая дорогостоящим профессиональным промыслам – инкрустации мебели и мозаике. Дорогие материалы заменили соломкой и стали делать аппликации на дереве и тканях.

Настенные ковры с изображениями из соломки как народный промысел до наших дней не дошли, только в виде панно. А вот аппликации на дереве, которые начали утрачивать популярность в XX веке, возродились на Жлобинской фабрике художественной инкрустации.

Это произошло во второй половине XX века благодаря усилиям талантливых местных мастеров – супругов Дегтяренко. Тогда семья вручную начала делать инкрустированные соломкой шкатулки, ларчики, папиросницы, пудреницы, игольницы и другие вещи.

До сих пор фабрика придерживается особого стиля, наработав многолетнюю коллекцию мотивов народного оформления.

Адрес: Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Матросова, 39.
Контакты: +375 (23) 342-06-18 (РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации»).

Внимание! Данная статья защищена авторскими правами. При копировании прямая ссылка на портал обязательна.

Источник: https://trofei.by/articles/stati-o-turizme/suveniry-iz-belarusi-eksklyuzivnye-belorusskie-narodnye-promysly

Кем быть? » Золото полей. Соломоплетение

Художественная соломка Белоруссии

Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий. На Беларуси плетением соломки занимались издавна.

Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб.

Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы.

Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто, так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Беларуси, Молдавии, Украины, России. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

Удивительные, казалось бы, не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.

Белорусская соломка является своеобразным символом народного искусства Беларуси.

Разнообразие и пластичность исходного природного материала позволяет мастерам создавать неповторимые самобытные изделия многообразных форм различного назначения: сувенирно-подарочные, утилитарные изделия, предметы интерьера и др.

Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

Соломоплетение в обрядах белорусов

Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники.

Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.

Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов. В большинстве мировых культур вера в Духа урожая, который обитает в зерне и чей дом человек разрушает после того, как собирает урожай, была очень сильна.

Известные во многих странах мира плетения в виде клеток, венков были призваны служить временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля. В Беларуси эту функцию выполняла «борода» или «божья борода» – украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.

Подготовка материала

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель.

Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной.

В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры – для придания коричневого оттенка.

Виды плетения

Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель.

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп (брылей), корзинок, кошей, шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров.

Изготовленные из обыкновенного широкодоступного материала соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных.

Царские врата, а также плетеные иконостасные вставки, воссозданные исследователями по сохранившимся образцам XVIII века и выполненные мастером Верой Евгеньевной Солдатовой, находятся в Музейном храме в честь Св. Пророка Иоанна Крестителя.

Инкрустация соломкой

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.

Соломенный «Паук»

Самыми загадочными изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – «пауки», которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и его творение – Вселенную.

Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски для такой подвески выбирались из лучшей части сжатых колосьев. Самая распространенная форма «пауков» – пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычное умиротворение.

«Пауки» в форме шара символизировали солнце, разнообразно декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени.

Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.

Соломоплетением при наличии желания может заняться любой человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навыки работы с ней.

В городе Минске кружки данного направления есть в следующих учреждениях дополнительного образования детей и молодежи:

Учреждение, название кружкаАдресТелефон
1. ГУО «Дворец детей и молодежи «Золак» г. Минска»
кружок «Работа с соломкой» (10-14 лет)ул. Плеханова, 1А296-14-85
кружок «Аппликация соломкой» (9-15 лет)ул. Ангарская, 22242-56-98; 243-35-51
кружок «Белорусская соломка» (9-15 лет)ул. Уборевича, 142341-19-87
кружок «Соломоплетение» (8-15 лет)ул. Ангарская, 22242-56-98; 243-35-51
2. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» г. Минска»
народная студия «Берагіня» (8-15 лет)ул. Лещинского, 19257-50-66;202-44-40
3. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» г. Минска»
кружок «Чароўная саломінка»ул. Чкалова, 1 к.4224-39-66
4. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» г. Минска»
кружок «Соломоплетение» (8-15 лет)пр-т газеты «Правда», 50272-79-87
5. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» г. Минска»
народная студия соломоплетения «Золотые руки» (7-17 лет), «Цудоуная скарбонка» (8-14 лет)ул. Плеханова, 42 (клуб «Ровесник»)368-31-11
6. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Виктория» г. Минска»
изо-студия «Солнышко»ул. Уральская, 41230-10-59
7. ГУО «Дворец детей и молодежи «Орион» г. Минска»
творческая мастерская «Вдохновение»ул. Ротмистрова, 28, п.1, к.1344-82-15
8. УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи»
народная студия декоративно-прикладного творчества «Бусляня», мастерская «Золотые руки»ул. Кирова, 16; ул. Фабрициуса, 5, каб. 301327-08-75,8 (029) 637-24-51

Источник: https://www.kem.by/after/zoloto-polei-solomopletenie/

Вечно цветущее дерево ремёсел. Золотая соломка

Художественная соломка Белоруссии

Сегодня мы начинаем публикацию ряда статей о белорусских народных промыслах. И первый наш материал – о золотой соломке, из которой в Беларуси плели даже Царские Врата для церквей.

Изделия на любой вкус

Из истории

В Беларуси плетением из соломки занимались издавна. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы.

Наши предки верили в их божественную силу, поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Традиции сохранения и украшения первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов уделялось огромное внимание. В Беларуси временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля служила «борода» или «божья борода» – украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.

Фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы, защитники. Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему другом, советчиком, защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.

Расцвет ремесла соломоплетения в Беларуси пришелся на XVIII–XIX века. Именно в то время создавались такие шедевры, как соломенные Царские Врата, присущие только белорусской культуре.

Традиционно Врата украшали позолотой и драгоценными камнями, но в Беларуси крестьяне использовали вместо золота ажурное плетение из соломы и лоскутки разноцветной ткани вместо камней. Одни из таких Царских Врат сегодня находятся в Национальном художественном музее. Они являются точной копией Врат, найденных в Полесье после войны.

Отреставрированный оригинал вместе с аналогичными Вратами из соломки сейчас находятся в Раубичах в Музее белорусского народного искусства, ещё одни – в Гродненском историко-археологическом музее.

Техника

Для плетения мастера используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи наиболее длинный и прочный. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

Для изготовления небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную соломку, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель.

Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной.

В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры для придания коричневого оттенка.

Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель.

Одуванчики из соломки

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп, корзинок, кошей, шкатулок.

Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров.

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.

Пауки

Самыми загадочными белорусскими изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – пауки, которые изготавливались в основном ко дню зимнего солнцестояния.

Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и Его творение – Вселенную. В начале работы перед мастером – полный хаос соломенных трубочек.

Затем они нарезаются, на длинную нитку собирается 12 трубочек и из них создаётся ровная геометрическая форма – тетраэдр. Потом эти отдельные модули собираются в большой.

И вот он, идеальный космос, из полного хаоса мастер собирает строго выверенную геометрическую форму. Есть три вида традиционных пауков: ромбовидный, пирамидальный, шарообразный. Пауки в форме шара символизировали солнце. Все они декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев.

Конструкцию вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу над столом. А ещё их помещали в самых уязвимых местах: над детской колыбелью, над порогом или на кухне. Считалось, что в доме, где есть такой оберег, изготовленный хозяйкой, будут царить мир, благополучие и счастье.

Наши предки считали: когда этот паук висел в центре хаты, можно было проследить, какие помыслы несёт в себе новый человек, приходящий в дом. Порывом ветра от открытой двери паука начинало раскручивать. Тут хозяйка примечала, в какую сторону: если в правую, то человек добрый и хороший, с добрыми намерениями, в левую – недоброжелатель.

В день весеннего равноденствия паука, прослужившего всю зиму, сжигали.

В Речицком районе целый ряд мастеров занимается соломоплетением, это и Тамара Акимкина, и директор Речицкого центра ремёсел Юлия Крагель, и многие другие.

Белорусский оберег – паук Каждое изделие из соломки – настоящее произведение искусства. Соломенные обереги и куклы превратились в сувениры и идеальные подарки на все случаи жизни.

Источник: https://dneprovec.by/culture/2018/06/15/20003

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.