Зачем нужно популярно объяснять научные знания

Содержание

Зачем нужны знания? Все тонкости и секреты!

Зачем нужно популярно объяснять научные знания

/ Самосовершенствование / Зачем нужны знания?

Ты развиваешься? Прокачиваешь себя? Работаешь над собой? Инвестируешь в себя?

В этом выпуске, я поведаю тебе о горькой правде большинства людей на планете Земля…

Большинство людей не хочет развиваться, учится, прокачивать себя и работать над собой.

Но! При этом абсолютно каждый человек хочет получать от жизни лучшее.

Каждый человек хочет быть успешным.

Но, вот, чтобы много получать и быть успешным = нужно и много чего для этого делать.

А это вот – мало кому хочется)), зачастую хочется все и сразу, но так не бывает..

Если хочешь что-то получить, всегда нужно что-то потратить.

Это непреложный закон природы, против которого не попрешь.

Вот поэтому успешных личностей не так уж и много, в сравнении с лузерами.

В этом выпуске, я буду говорить про знания…

Я считаю что знания — это основополагающее звено, без которого достичь успеха в какой либо сфере деятельности, в чем либо вообще — просто напросто невозможно!!!!

Думаю, ты и сам это понимаешь. Думаю это все понимают.

Знания — это сила. Как говориться, кто владеет знаниями (информацией), тот владеет миром! Знания — ключ к успеху.

Но, вот, вопрос: почему тогда абсолютное большинство людей не инвестируют (не вкладывают) в себя знания?

Все же понимают, знания это сила, они нужны, без знаний ты никто и звать тебя никак т.д.

Ну а кто из вас регулярно развивается? Кто работает над собой? Кто инвестирует в себя?

Большинству людей не жалко денег на айфоны, айпеды и прочие штуковины.

Но вот инвестировать в себя, в свое развитие, купив книжку за копейки, или посетив какие-то полезные курсы, тренинги, вебинары — нет, вы что, это что-то вообще из области фантастики — миллионы отмазок, отговорок, но нет…

Как пойти погулять, отдохнуть так — дааа. Как купить себе какую-то ерунду — не жалко, а как сделать что-то стоящее для себя, так нет, надо же что-то делать, трудится, пахать, работать.

Все все понимают, но никто не инвестирует в себя, а лишь говорят: «да, да, я понимаю, я согласен, да — но ничего не делают». А ведь именно инвестиции в себя и окупаются неимоверным успехом в будущем.

Поговорим о байке, что современное образование жизненно необходимо, полезно и т.д.

Ещё ж наши родители с детства закладывали установки, убеждения, программы нам в голову, что нужно ж обязательно закончить школу, вуз, чтобы чего-то добиться в жизни…

Они говорили, кем же ты будешь, если не закончишь вуз? Дворником? ну и т.п.

Что не слышали об этом?, ведь в большинстве случаев, это передается из поколения в поколение. Вот детишки и ходят в школу, колледжи, институты, и что они там делают?

Получают знания? Ага, конечно:

  • спят на уроках/парах
  • играют в игры на смартфоне
  • лайкают фоточки в соц.сетях
  • смеются
  • развлекаются
  • и занимаются прочей ерундой убивая время думая, что знания впитаются сами по себе.

Та и говоря откровенно, эти знания, в большинстве случаев на 90% бесполезны в жизни…

К тому же и учителям (преподавателям) откровенно говоря, тоже все равно на учеников.

  • Что они там, как они там, будут они что-то уметь или не будут…
  • Будут ли они что-то знать или нет и т.д. и т.п.

Им платят очень маленькие деньги и они просто делают свои работу, не более чем…

Зато на выходе что?))) Долгожданные дипломы, которые вообще непонятно для чего нужны.

После люди идут на какую-то там работу по своей специальности, а в большинстве случаев (получают дипломы на свою спец. а работают вообще где-то в другой сфере, куда взяли), и после удивляются:

  • а почему мне не хотят платить хорошие деньги?
  • а почему я так мало зарабатываю?
  • почему моя жизнь такая?
  • чем я хуже тех успешных людей?

И начинают ныть и выдумывать…

Страна такая сякая, кризис, та и вообще, все воруют, все крадут, как тут жить и бла бла бла.

Проще всего всё валить на страну, на колледж, на университет, на родителей, на жизнь, судьбу и т.д. и т.п.

На самом деле виноват ты сам. Закончи ты хоть этот мега-крутой Оксфорд из американ фильмс, с таким подходом, ты выйдешь оттуда таким же как и вошел…

А если ты с пустой головой, на что ты надеешься?

На то, что ты придешь на работу со своим дипломом, который никому не не нужен, в белой рубашке, когда в голове ноль и будешь зарабатывать куче капусты? Ну-ну))

Абсолютное большинство людей не смогли получить хорошее образование потому что не поняли одну чрезвычайно важную вещь: дело не в дипломе, дело в себе самом.

Не без «бумажки» (диплома) = ты комашка, а без мозгов (знаний) = понимаешь ?!

Дело вовсе не в твоем дипломе, пойми, дело в тебе самом…

Если у тебя есть желание!!! желание:

  • прокачивать себя
  • развиваться
  • прогрессировать
  • приобретать знания
  • становиться лучше и лучше с каждым днем
  • становиться умней, сильней и т.д.

То! Абсолютно все равно какой ты там колледж или вуз закончил.

Ибо ты и самостоятельно будешь получать информацию из всех возможных источников.

Ты сам будешь инвестировать в себя, вкладывать знания в себя и сам создашь свой успех.

Кто владеет знаниями (информацией), тот владеет миром!

Без знаний — достичь успеха в какой либо сфере деятельности, в чем либо — невозможно!

Знания — это сила. Без знаний — ты никто и звать тебя никак! Этим все и сказано.

Развиваться (прогрессировать, становиться лучше, прокачивать себя) ты можешь огромным кол-вом способов, благо мы живем в эпоху информации, в информационную эпоху, где вокруг столько источников знаний, сколько и не снилось предыдущим поколениям:

  • курсы
  • семинары
  • тренинги
  • вебинары
  • книги
  • презентации
  • видео на и пр.
  • фильмы
  • статьи в интернете
  • сайты
  • журналы
  • короче куче-куче всего

Было бы у тебя только желание (это самое важное)… а уж возможность да точно найдется

Источник: https://steelsports.ru/zachem-nuzhny-znaniya/

Зачем человечеству нужна наука? – ARTMISTO

Зачем нужно популярно объяснять научные знания

Редакция ArtMisto открывает новую рубрику научно-популярных статей, где наши друзья из проекта 15х4 будут публиковать материалы, посвященные научным открытиям, техническому прогрессу, новым технологиям и их взаимодействию с окружающей средой.

Андрей Филатов

Сегодня, в первом материале нашей новой рубрики, попробуем разобраться, в чем все-таки состоит польза науки для обычного человека.

Первое что приходит на ум — наука объясняет фундаментальные принципы устройства мира

Из этого следует, что благодаря науке человек  способен лучше понимать мир, в котором живет. Но чтобы совершить хоть сколько-нибудь значимое открытие, недостаточно теоретических знаний, нужно еще и создать оборудование, на котором возможно их применить. 

Современный мир устроен так, что на создание новой технологии необходимо финансирование, а финансирование для проведения исследований в должном объеме могут получать и эффективно использовать только две отрасли: научная, и военная.

Однако открытия военной отрасли чаще всего попадают под гриф «секретно», и только спустя многие годы становятся достоянием общественности (не говоря о том, что зачастую стоят тысячи человеческих жизней).

Научные открытия и технологии, в свою очередь, практически сразу становятся доступны коммерческому сектору.

Рентгеновские детекторы некоторое время использовались в военной промышленности в разведывательных целях (на спутниках шпионах, для контроля проведения испытаний ядерного оружия).

Как и многие другие, эти технологии были засекречены, но как только астрономы стали изучать небесную сферу в рентгеновском диапазоне, компанией-производителем астрономических детекторов был создан прибор  для досмотра багажа, которым и сейчас пользуются в каждом аэропорту.

 При разработке Большого адронного коллайдера были отработаны технологии создания сверхпроводящих магнитов (которые также являются основной деталью аппаратов МРТ).

Как следствие, затраты на производство магнитов резко сократились, и значительное количество клиник во всем мире смогли закупить более доступные аппараты МРТ. Итак, создание  современного крупного научного инструмента влечет за собой целый ряд технологических открытий, которые доступны коммерческому сектору.

Можно возразить, многие крупные коммерческие компании, вроде Apple,тратят серьезные суммы на разработку новых технологий и тоже являются двигателями технологического прогресса.

Это вполне правдивое замечание, но тут стоит рассказать одну историю.

В конце 80-х в жизнь людей пришли первые беспроводные технологии, а ведущим игрокам IT-индустрии стало ясно, что создание беспроводной связи между портативными устройствами это очень перспективное направление.

На создание данной технологии были брошены значительные ресурсы, но без видимого результата. Тем временем, в австралийской лаборатории радиоастрономии CSIRO, инженер Джон О’Салливан, работал над поиском излучения черных дыр, предсказанного Стивеном Хокингом.

Он был так увлечен, что решил модернизировать радиотелескоп, на котором работал. Результатом его модернизации стал алгоритм обработки радиосигнала который лежит в основе всем хорошо знакомой технологии Wi-Fi.

В чем же причина? Почему радиоастроном смог решить задачу, над которой безуспешно бились лучшие инженеры ведущих IT компаний?

Ответ в мотивации: труд над поставленной исключительно коммерческой задачей не может мотивировать работать также эффективно, как занятие интересным и любимым делом

Вторую важную роль науки в современном обществе можно сформулировать следующим образом: занимаясь наукой, люди находятся в сверхмотивированном состоянии, которое позволяет совершать грандиозные открытия, даже не осознавая их значение для общества.

Наука для каждого

Если с ценность науки для человечества в целом вполне ясна, то самое время задаться вопросом, есть ли польза для отдельно взятого человека, не связанного непосредственно с научной деятельностью? Ответ на этот вопрос правильней начинать издалека.

Зачастую, крупные международные компании нанимают в свои исследовательские отделы людей именно из научной среды. Можно предположить, что работники науки имеют обширный запас знаний в своей области, но это далеко не ключевой фактор.

Причина в том что, работая в научном сообществе, человеку необходимо решать задачи, которые до него еще никто не решал, и без какой-либо гарантии, что у них вообще есть решение.

Необходимость постоянно обрабатывать огромные потоки новой информации формируют особый склад ума, который условно называют критическим и аналитическим мышлением. Именно эти качества, доведенные до совершенства, помогают находить ответы на казалось бы, нерешаемые вопросы.

И тут не лишним будет вспомнить, что работа нашего мозга очень напоминает работу мышц: для поддержания высокой мозговой активности его нужно постоянно тренировать.

При решении сложных задач или изучении нового материала, в мозге формируются нейронные связи, которые в дальнейшем помогут более продуктивно обрабатывать любую информацию, с которой мозгу придется столкнуться

С этой точки зрения наука выступает в роли идеального тренажёра для  ума, позволяя становиться не только образованнее, но и фактически умнее. 

Источник: http://artmisto.net/2016/09/19/zachem-nauka/

Научная коммуникация: зачем она нужна?

Зачем нужно популярно объяснять научные знания

Зачем науке коммуникация? 

Про научную коммуникацию вы, скорее всего, никогда не слышали. А она есть. И более того, стала быстро и динамично развиваться в России в последние годы. Касается ли эта загадочная область деятельности нас, обычных людей? И вообще, что это такое, и откуда оно взялось?

В прошлом году Институт современных медиа совместно с телеканалом «Наука» провел телефонный опрос среди 1600 человек на тему того, какие ассоциации у них вызывает российская наука. 42% респондентов ответили, что никаких ассоциаций она у них не вызывает.

При этом 11% от всех опрошенных (это каждый десятый) дали еще и негативные оценки: «отчаяние», «все в упадке», «в России нет науки». Как у людей вообще формируется образ науки? В первую очередь, они составляют его на основе информации, которую получают из СМИ. Однако журналисты не всегда хорошо понимают научную повестку.

И вместо того, чтобы писать о конкретных достижениях, генерируют новости о каких-то кадровых перестановках в университетах, о размере финансирования отраслей науки и т. п.

Почему между медиа и научным сообществом происходит недопонимание? Да все просто – в науке без пол-литра не разберешься. «Пол-литра» в данном случае означают огромное количество часов, потраченных на прочтение и перечитывание книг и статей.

Язык науки действительно непрост для уха неспециалиста. Он содержит множество терминов, которые невозможно чем-то заменить, иначе вы утратите саму суть сообщения. Получается, что нужно либо закопаться в словарях, либо оставить в покое попыки просвещения.

Но есть и третий вариант: прочесть «перевод» научной информации на человеческий язык, который сделает кто-то другой (читай: закопается в словарях). Лучшими переводчиками являются научные журналисты.

Люди, которые занимаются осмыслением исследований постоянно, и со временем становятся подкованными в этой области.

Как журналисты начали писать о науке?

Случилось, это, конечно, уже довольно давно. Отматывая временную ленту назад, мы попадаем в начало XIX века. Тогда интеллектуальным центром цивилизованного мира был Лондон. Наука становилась очень хайповой темой.

Учёные активно просвещали обычных людей о своих открытиях, в воздухе витал дух ментальной революции.

В 1831 году Британская ассоциация по распространению научных знаний собрала первую встречу, на которой был принят основной постулат этой организации — содействие развитию науки и работа по привлечению национального внимания к ней.

В этом же году ассоциация по сути провела первую конференцию, где собирались учёные из различных областей и обменивались друг с другом и с общественностью результатами исследований. Наука становилась публичной. На лекциях ведущих исследователей всегда был аншлаг. Это рождало информационные поводы, которые с удовольствием подхватывала пресса.

В 20-м веке, в Великобритании возникло движение, целью которого было решение проблемы слабой общественной осведомленности о научной деятельности. Называлось оно Public Understanding of Science. Тогда оно обозначило основные негативные последствия такой ситуации. Как выяснилось, недостаток знаний у общества о науке приводит к:

  • кадровому дефициту в научной и технологической отрасли, а значит замедлению экономического прогресса;
  • невозможности населения принимать взвешенные демократические решения о научной сфере;
  • культурному обеднению общества.

Что решили со всем этим делать тогда, в прошлом веке? Был создан Комитет общественного понимания науки (Committee on the Public Understanding of Science, или COPUS). Одним из проектов этого Комитета стала практика ученых оформляться в качестве стажеров в медиа, где они могли учиться у журналистов писать о науке доступным и интересным языком.

Причем тут научная коммуникация?

Притом, что такая журналистская работа и была по сути первой моделью научной коммуникации. Постепенно эта модель преобразовывалась и сейчас выглядит как-то так:

Ученые — научные коммуникаторы (PR) — журналисты

Схема оформилась за рубежом. Характерной чертой там является сконцентрированность науки в университетах, и научные коммуникаторы работают, прежде всего, в пресс-службах университетов. Россия, как и многие другие страны подхватывает тенденцию и переходит к качественно работающей модели научной коммуникации.

Вот как должна быть устроена научная коммуникация, и к чему нам нужно стремиться:

  • Рассказывать о действительно важных вещах, создавать мировую повестку.

А не превращать в инфоповод любую мелочь, например, открытую лекцию, приуроченную к юбилею какого-нибудь академика.

  • Освещать научные достижения и разработки российских ученых, создать в головах людей образ Университета, как центра производства научных знаний.

А не писать лишь о кадровых перестановках в университете.

  • Воспитать профессионалов, способных понимать научный язык и знающих научную методологию, чтобы они корректно доносили научную информацию до общественности.

А не допускать появления в СМИ неправдоподобной ерунды.

  • Объяснить ученым, зачем им нужна коммуникация с обществом.

А не оставить их недотрогами в башне из слоновой кости.

Кстати говоря, об ученых. Объяснить им, зачем нужна научная коммуникация и, даже, популяризация науки, – пожалуй, самая непростая задача для профессионала. Вот несколько аргументов, которые вдохновят ученых на общение с «противным» коммуникатором или широкой публикой:

  1. Спасение сотен людей, которые от незнания научных принципов, могут навредить своему здоровью (например, отказываясь от прививок);
  2. Привлечение новых людей в науку и ускорение экономического роста общества;
  3. Приведение человечества к светлому будущему, которым будет править жажда познания и гармония.

К сожалению или к счастью, не каждый ученый способен излагать свои теории и идеи понятным языком. Поэтому за популяризацию науки могут отвечать и вовсе не ученые. А, например, научные коммуникаторы. Они могут очень хорошо «пропиарить» работу ученого, и это принесет как вечный почет и респект ему самому, так и пользу обществу.

Так зачем все это нужно?

В жизни неизбежно возникают ситуации, вопросы, для ответа на которые необходимо знать хоть что-нибудь о науке. Чтобы это объяснить хватит даже банальных примеров, которые у всех на слуху.

Покупать или не покупать ГМО?

Несмотря на то, что ученые и популяризаторы прилагают много усилий, чтобы рассказать широкой публике о том, что генно-модифицированные продукты не представляют никакой угрозы, в обществе все еще сильны страхи относительно этой проблемы.

Страх – лучшая мотивация что-либо сделать, и этим пользуются многочисленные мошенники, создающие целую индустрию.

Продукты с маркировкой без ГМО, стоимость которых гораздо выше, а реальный состав не очень ясен, даже специальные лекарства, якобы убирающие вредные эффекты от употребления ГМО (например, грибные экстракты от Левашова) – все это лишь способы заработать на незнании народа больше денег.

Если человек сможет применить научный метод, прочитать корректную информацию в СМИ, он изучит эту проблемы достаточно внимательно, поймет, что нужно отставить панику и не станет тратить деньги на бессмысленные продукты.

Еще один яркий пример: употреблять гомеопатию или нет? В некоторых странах эта проблема приобрела невероятные масштабы.

Гомеопатические лекарственные средства используют более 50% врачей в Индии, 40% – в Великобритании, 32% – во Франции, 25% – в Германии, 22% – в Австрии.

В 10 странах Европы гомеопатия входит в систему здравоохранения, в семи странах покрывается страховкой, а треть населения использует гомеопатические препараты.

Нужно понимать, что гомеопатический препарат – это препарат, содержание вещества в котором ничтожно мало, это может быть и вовсе одна молекула на пробирку раствора. При таком разведении эффективность препарата ставится под большое сомнение. Поэтому употребление таких «лекарств» в качестве альтернативы нормальным может сильно ухудшить состояние пациента.

Подытоживая все вышесказанное, придем к очевидному выводу: популяризация науки и доступное донесение научных знаний до общества нужно, чтобы это самое общество могло процветать и совершенствоваться. Так, возможно, мы когда-нибудь станем Цивилизацией первого типа по шкале Кардашева и покорим космическое пространство.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/zachem-nauke-kommunikatsiya/

Научное знание: основы

Зачем нужно популярно объяснять научные знания

Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.

Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.

Структура системы научного знания

Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Уровни научного знания

Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.

Теоретическое знание

Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.

Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.

Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.

Существует три основных метода теоретического знания:

  • Аксиоматизация: теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно.
  • Формализация: построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений.
  • Гипотетико-дедуктивный метод: построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.

При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Существует пять основных методов эмпирического знания:

  • Наблюдение: целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, с целью их изучения.
  • Эксперимент: наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
  • Описание: фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях. Например, человек при описании описывается как объект.
  • Сравнение: одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.
  • Измерение: выявление количественных характеристик изучаемой реальности. Совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине.

Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.

К общелогическим методам относят

  • анализ (объект или явление разделяются на части, каждая изучается отдельно);
  • синтез (объединение данных об объекте или явлении в единое целое с целью его комплексного изучения);
  • абстрагирование заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Без этого приема немыслимы ни научное, ни обыденное познание.
  • аналогия (на основе сходства объектов в одних признаках выносится заключение об их сходстве и в других признаках) . Имеет большое значение в качестве иллюстрации, доказательства или объяснения тех или иных явлений.
  • дедукция: способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
  • индукция: способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.

  • моделирование (создание модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним). функция моделирования состоит в материализации, опредмечивании идеального. Оно применяется по финансовым причинам или из-за недоступности реального объекта.

Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:

  • Научная теория: систематизированные знания, в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности.
  • Научные принципы: наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.
  • Законы науки: отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений.
  • Категории науки: наиболее общие понятия, науки.
  • Гипотеза: предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотеза выдвигается при соблюдении ряда требований: ее доступность экспериментальной проверке, отсутствие противоречий, максимальная простота, соответствие гипотезы надежным теориям.
  • Проблемы научного знания: осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.
  • Факт: синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

Проблема развития научного знания

Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:

  1. Что составляет сущность динамики науки? Это развитие со своими скачками, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет, революциями или же это эволюционное изменение в виде расширения содержания и объема научных истин? В связи с этим появляются еще вопросы: динамика науки является кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (отказ от прежних знаний как несоизмеримых и неприемлемых с новыми) процессом?
  2. Можно ли изменить динамику научного знания только на основе действия внутринаучных факторов, его самоизменением или также существенным влиянием на научное знание ненаучных факторов?
  3. Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?

Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B/

2. Насколько нужно знать современную науку человеку, который, скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?

Зачем нужно популярно объяснять научные знания

Лекция1.

Чтотакое наукаиестествознание?

1/ Характерные черты науки

2/ Отличие науки от других отраслейкультуры

3/ Наука и религия

4/ Наука и философия

5/ Становление науки

6/ Что такое естествознание?

7/ Эволюция и место науки в системекультуры

8/ Естественнонаучная и гуманитарнаякультура

9/ Противоречия современной науки

10/ Значение науки в эпоху НТР

I.Введение в предметКСЕ.

1.Вопрос. Насколько надо знать всепредметы, которые вы изучаете в школе?

— На этот вопрос многие из вас отвечаютоднозначно, чтобы встать на уровеньсовременного развития общества. Школа– это азы знаний, необходимые современномучлену общества. И от склада ума, характера,желания, способностей к изучениюпредметов, вырастает личность. Школапытается заложить механизмы изучения.

Ни один из вас не будет знать иностранныйязык, не приложив усилий к самостоятельномуизучению. И так же можно сказать по всемостальным предметам.

— В наши дни ни один человек не можетсчитаться образованным, если не проявляетинтереса к естественным наукам.

Если говорят, зачем мне изучатьинформатику, если я её всё- равно непонимаю и понять не смогу. Давайтепосмотрим , что такое современнаяинформатика:

  1. это теоретическая наука, позволяющая разрабатывать основы информационного общества;

  2. это средство накопления банка данных , опять же для общества;

  3. это создание мощных экспертных систем ( в медицине, в военном деле, в экономике, в банковском деле, астрономии и т.д.)

  4. ЭВМ, ПЭВМ.

Здесь дело в том, что наука – это нетолько собрание фактов , положим, обинформатике- это одно из важных духовныхдвижений наших дней

“Тот, кто не пытается понять это движение,выталкивает себя из этого знаменательногоявления в истории человеческойдеятельности… И не может быть историиидей, которая исключала бы историюнаучных идей” (К.Поппер. Открытоеобщество и его враги.- Т2-М.,1992).

Развитие науки – это увлекательнейшаячасть человеческой истории.

3. Для чего нужно изучать современное естествознание?

1. для того, чтобы стать культурнымчеловеком, надо знать, что такое теорияотносительности, генетика, синергетика,социобиология, экология, этология и др.

2. многое в нашей жизни строится всоответствии с научной методологией.

3. знания, необходимые любому специалисту(экономисту, правоведу, психологу идр.), связаны и основаны на научныхданных.

4.Какие слова составляют названиепредмета?

1.Результатами научных исследованийявляются теории, законы, модели, гипотезы,эмпирические обобщения. Эти понятия,где каждое имеет определенное значение,объединяют одним словом «КОНЦЕПЦИИ»

2.«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» — раздел науки, которыйизучает мир, как он есть, в его естественномсостоянии, независимо от человека.

3.«СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» к немуотносятся концепции, возникшие в ХХвеке.

Наукане состоит из отдельных, мало связанныхмежду собой теорий, а представляет собойво многом единое целое. Состоящее изразновременных по своему происхождениючастей.

Чтобы приступить к изучению предмета,необходимо выяснить, что такое наука вцелом, её структура, динамика, её история.

5) Характерные черты науки

а) О таком многофункциональном явлениикак наука можно сказать, что это:

— с точки зрения обществознания – этоотрасль культуры;

— с точки зрения философии – способпознания мира;

— с точки зрения самой науки – специальныйинститут ( высшие учебные заведения,научные общества, академии, лаборатории,научные издательства и т.п.).

6) Специфические черты науки:

УниверсальностьОна сообщает знания, истинные для всего человечества при тех условиях, при котором они добыты.
ФрагментарностьИзучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности ( её параметры) и сама делится на отдельные дисциплины.
ОбщезначимостьПолучаемые ею знания пригодны для всех людей, её язык- однозначный, т.к. она фиксирует терминологию, что способствует объединению. (напр. знак  — интеграл)
ОбезличенностьНи индивидуальные особенности учёного, национальность, место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
СистематичностьОна имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
НезавершенностьНаучное знание безгранично растет, оно не сможет достигнуть абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
ПреемственностьНовые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
КритичностьВсегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже основополагающие результаты.
ДостоверностьЕё выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
ВнеморальностьНаучные исследования нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (изучение атомного ядра – Резерфорд так до конца и не понял, что его изучение может привести к глобальной катастрофе)), либо к деятельности по его применению ( Трижды герой соц труда- «отец» водородной бомбы – Сахаров – борец за права человека).
РациональностьПолучает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
ЧувственностьЕё результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

в) Специфике научного исследования иеё значение, как науки характерны своиособые методы и структура исследований,язык, аппаратура.

Наука отличается от:

МифологииНе объясняет мир в целом, а формулирует законы развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
МистикиСтремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
РелигииРазум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
ФилософииЕё выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?»
ИскусстваСвоей рациональность, не останавливается на уровне образов, а доводится до уровня теорий.
ИдеологииЕё истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
ТехникиНацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

Вывод: Наука- теоретическоеосвоение действительности.

7)Что такое «естествознание»?– раздел науки, основанный навоспроизводимой эмпирической проверкегипотез и создание теорий или эмпирическихобобщений, описывающих природныеявления.

Общепринято делить науки на естественные,гуманитарные, технические и математические.

Основные из естественных наук: астрономия,физика, химия, геология, физическаягеография, биология, физиология человека,антропология.

Между ними немало переходных наук:астрофизика, физическая химия, химическаяфизика, геофизика, геохимия, биофизика,биохимия, биогеохимия и т.п., а такжепереходные от них к гуманитарным(социология) и техническим наукам(электроника)

Источник: https://studfile.net/preview/1194625/

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Зачем нужно популярно объяснять научные знания

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами.

Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями.

Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию.

Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены.

Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

© Bruce Almighty / Universal Studios   © Bruce Almighty / Universal Studios  

Что удивительно, эту идею высказал не кто иной, как исполнительный директор Google Эрик Шмидт. По его мнению, современные цифровые устройства и обилие информации, которой они захлестывают людей, могут препятствовать глубокому мышлению, пониманию, формированию воспоминаний и в конечном итоге затрудняют обучение.

Американский писатель, ученый-публицист и бывший редактор Harvard Business Review Николас Карр поддерживает идею о негативном эффекте цифрового гипертекста, считая, что он приводит к фрагментации знаний. При поиске информации в интернете контекст этой информации часто игнорируется. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», — пишет Карр.

Таким образом, информационная перегрузка приводит к когнитивной (мыслительной) перегрузке, из-за чего снижается способность человека не только запоминать информацию, но и сопоставлять ее с опытом, хранящимся в долговременной памяти, что делает мысли рассеянными и поверхностными.

4. Однообразие подачи и потребления информации снижает эффективность ее восприятия

Все мы еще со школьной скамьи помним, что существует 3 канала восприятия информации: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (тактильные ощущения). И любая информация лучше всего запоминается, если использовать все 3 канала: услышать, прочитать и записать.

При получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.

Так, доцент Университета Индианы Карин Харман Джеймс доказала, что студенты лучше запоминают информацию, которую переписали, чем ту, которую напечатали на клавиатуре, что уж говорить об информации, которую просто прочли и тем более просканировали взглядом?

5. Недоверие к данным снижает мотивацию к их удержанию в памяти

© Sherlock / BBC One   © Sherlock / BBC One  

Обилие информации, простота и скорость ее распространения и удобство манипулирования ею вполне естественно снизили доверие к ней у населения. Опросы показывают, что из всех источников информации больше всего доверяют библиотекам, в то время как интернет-источники и в первую очередь соцсети находятся в самом низу рейтингов.

6. Новые технологии вызывают социальную изоляцию и препятствуют обмену опытом

© The Holiday / Universal Pictures   © The Holiday / Universal Pictures  

Даже сегодня, несмотря на повальное распространение онлайн-курсов, все основные программы обучения реализуются очно, и это неслучайно: обучение в коллективе дисциплинирует и синхронизирует учащихся, в результате те, кто не готов, постепенно подтягиваются за остальными. Это важный фактор обучения.

Не менее важен и личный обмен знаниями и опытом, обретение того самого коллективного духа, а также формирование навыков эмпатии и, следовательно, развитие эмоционального интеллекта. Все это невозможно получить в отсутствие полного зрительного контакта, интерпретации ого тона или языка тела.

7. Бесконечный серфинг в море информации не оставляет времени на другие аспекты развития

© The Intern / Warner Bros.   © The Intern / Warner Bros.  

Виртуальный мир неслучайно ассоциируется со словом «Вселенная». Он так же бесконечен, а цикличность производимых в нем действий приводит к полному растворению в информационном потоке: почта, мессенджеры, новости, лента друзей, уведомление о новом письме — все, круг замкнулся.

С этой точки зрения даже телевизор — высшее благо, так как количество TV-каналов хотя бы поддается исчислению.

Рано или поздно они наскучат и вы оторветесь от экрана, чтобы вернуться в мир, где надо учиться водить автомобиль, разбираться в маркировках подгузников, перекрывать потекший кран и делать еще множество вещей, не таких информационно наполненных, как интернет-серфинг, но, как выяснилось, куда более эффективных для повышения нашего IQ.

Иными словами, у цифрового мира есть не только огромные преимущества, но и весомые недостатки. И все же в другом нам жить не доведется, а значит, надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учиться жить в условиях бесконечного информационного потока, контролируя и себя, и его.

А как вы относитесь к такому объему информации вокруг? Вам она больше помогает или мешает?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.