Зачем русская народная вышивка современному ребенку?

Содержание

Традиционные схемы русской народной вышивки

Зачем русская народная вышивка современному ребенку?

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

Например:

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветная перевить

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Особенности:

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Рожаница — схема вышивки

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Русская народная вышивка

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Источник: https://tkanix.guru/rukodelie/russkaya-narodnaya-vyshivka

Детям про вышивание

Зачем русская народная вышивка современному ребенку?

Сейчас довольно большое внимание стало уделяться народным умельцам и их творчеству. Создаются кружки при домах творчества, в общеобразовательных школах, на уроках труда отдаётся предпочтение народному творчеству, которое отражает извечное стремление человека к прекрасному.

Такое красивое рукоделие, как вышивка, как народная песня, танец, музыка, животворно развивается, базируясь на народных традициях — вечном и неисчерпаемом источнике творческого вдохновения современных мастеров

Современные женские блузы, платья, мужские сорочки украшены этим видом рукоделия. Оформленные народной вышивкой салфетки, дорожки, скатерти, рушники, делают нарядным домашний интерьер.

Вышитые рушники превращаются в тематические панно для украшения дворцов культуры, клубов, библиотек, используются во время проведения белорусских народных праздников и обрядов, внося в них своеобразный колорит

Им украшали семейные фотографии. В каждом доме икона обязательно покрывалась вышитым рушником, за который всегда прятали громовые свечи, вербу и святую воду, которую приносили из храма.

В свадебном обряде вышитый рушник символизирует чистоту и верность невесты и жениха. Он должен быть вышит гладью, чтобы в жизни у молодых было всё гладко и красиво, как цветы на нём.

Гладь — это выполнение узора прямыми или косыми стежками, которые заполняют площадь рисунка полностью или частично. Вышивка гладью может быть одноцветной, белой или в цвет ткани, и многоцветной. Одноцветная гладь применяется для украшения белья, блузок, салфеток, скатертей, портьер и т.п.

Многоцветной художественной гладью украшают изделия домашнего обихода, скатерти, диванные подушки, создают панно, портреты, пейзажи, выполняя различные орнаменты, стилизованные цветы, рисунки, приближенные по цвету к натуральным предметам. При выполнении многоцветной вышивки могут использоваться как мягкие тонкие цветовые переходы, так и яркие контрастные цвета.

Вышивку гладью нужно выполнять очень внимательно и аккуратно. Выбирать длину стежков следует таким образом, чтобы вышивка была красивой и в то же время практичной.

Направление стежков будет зависеть от вида глади, положения различных деталей рисунка, направления природных линий вышиваемого предмета. Следует также очень тщательно подбирать цветовую гамму ниток, так как от неё во многом будет зависеть качество выполненной работы.

На предприятиях работают народные мастера, художники, которые творчески, вдумчиво изучают разнообразные техники вышивки, создают современные льняные модели одежды, украшенные традиционной белорусской вышивкой

Вышитый платочек с васильками и ромашками считался символом чистоты, надежды и молодости, девичьей красоты и зарождающейся любви.

В народном быту платочек был символом верности и памяти о любимой. Этот подарок всегда сопровождал бойца на войне, солдата на службе, бедняка в чужой стране. В каждой области платочки вышивали по-своему, использовали разные орнаменты и цветовое сочетание.

В наши дни вышивание продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоёвывает всё большую популярность. современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простотой цветовой гаммы, соответствует требованиям стиля удобства помещений, покроя одежды

Работая с детьми, я заметила, что, они с раннего возраста созерцают и чувствуют всю прелесть различных рукодельных работ: вышитые передник, шапочка, красивый коврик у кровати, платье, полотенце, сумочка…

Девочки старшего дошкольного возраста с большим удовольствием принимаются за рукоделие, любят фантазировать, подбирать цвета, особенно их привлекают яркие насыщенные цвета (ярко-зелёный, салатовый, розовый, оранжевый), они очень любят украшать свои вышивки бусинками или маленьким цветным бисером.

В этом возрасте не следует браться за большие изделия — не имея опыта, легко испортить работу, а первая неудача может погубить интерес к вышиванию. Сразу не получается даже затянуть в нитку иголку, путаются нитки, сшивается ткань.

Главное помочь, поддержать начинание, успокоить: «У тебя всё получается, ещё немного старания, и узор будет готов».

Вышитую детскими руками салфеточку, картину увидишь редко. А сколько радости доставляют домашним такие изделия, ведь они хранят тепло детских рук, которые их создавали!

Конечно же, не все занимающиеся в детстве вышиванием становятся в будущем вышивальщицами. Но очень важно, что уже в дошкольном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами этого вида рукоделия

В заключение хочется сказать, что занятия вышиванием позволяют другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждают к труду и творчеству. Я уверена, что мои девочки не забудут «уроки» вышивания и обязательно будут стремиться создать уют и тепло в доме своими вышитыми изделиями независимо от того, станут они учителями, врачами или выберут другую профессию.

Н. Гомолко

Источник: https://vscolu.ru/mir_vokrug/o-vyshivanii-istoriya-sovremennost.html

Вышивание. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Зачем русская народная вышивка современному ребенку?

Слово вышивка — произошло от более древних слов — «шить», «шити», употребляемых в славянских языках. Издавна на Руси для обозначения этого рукоделия использовали такие слова, как письмо, шитьё.

Узор не вышивали, а чеканили, писали, точили. Слово орнамент — латинское, обозначает украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Старинные подзоры-кайма по краю кровати Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Слово узор произошло от слов узы, узреть, увидеть. По узорам можно было определить из какого роду-племени был человек, на узоре увидеть его статус и возраст. По узорам определяли замужем ли девушка, просватана или свободна.

О появлении вышивки

Самыми древними видами вышивальных швов считаются швы роспись, набор и строчевая вышивка. Древняя славянская мастерица могла с помощью простых швов создать объемный, многослойный удивительно сложный сакральный узор.

Развитие вышивания в России Вышивка – искусство древнее. Материалы Армиевского могильника дают образец вышивки в виде косых крестов по гладкому полю ткани. В Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения.

Край рушника, из собрания Г.С. Масловой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета.Эти находки свидетельствуют о раннем происхождении вышивки у древних славян.

Из поколения в поколение

Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах.

Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке. Свой сундучок невесты девочка готовила сама, повторяя узоры своего рода для своей будущей семьи, тщательно складывая вышитые и сотканные предметы в сундучок, который переезжал вместе с ней в дом мужа.

С развитием христианства и строительством монастырей на Руси и появлением моды на византийский стиль, при храмах и монастырях появились вышивальные мастерские. Девочки стали обучаться вышивке у монашек, обладающих большими знаниями.

Вышивка в XVII-XIX веках

В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.

Вышивка новгородская, из собрания Г.С. Масловой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

XVIII-XIX вв. В начале XVIII века после издания немецкой книги сказок братьев Гримм (1810 г.) на традиции крестьянской культуры стали обращать внимание ученые во всех странах мира, в том числе и в России. Этнографы, художники, фабриканты стали собирать коллекции народного орнамента.

В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам. Интерес к вышивке охватил все слои населения. Городская мода изменялась в соответствии с появлением различных стилей и направлений в искусстве.

По вышивкам можно проследить моду на барокко, классицизм, ампир, модерн и др. в светских кругах русского общества. В крестьянской среде также проходили изменения. В каждой губернии сложились свои традиции. Искусствоведы и этнографы сегодня разделяют русскую вышивку на северную и южную.

По названию губернии называют и типы вышивок — владимирский шов, московский шов и др. Свои особенности в вышивке создали Олонецкая, Нижегородская, Псковская и др. губернии. Особый национальных колорит сохранили мордовские, марийские, угорские и др. народы. Конец XIX-начало XX вв.

Русское лицевое шитьё Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В это время вышивание достаточно распространилось в России как промысел. Было образовано немало артелей, где специально обученные мастерицы выполняли работу по заказам на продажу. Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских самостоятельно зарабатывали своим ремеслом, сдавая скупщикам готовые работы.

Появлялись специализированные школы и земские училища в местах развития вышивальных мастерских. В Москве при музее народных промыслов действовали такие курсы. Под предводительством императрицы Марии Федоровны были созданы женские курсы, способствующие развитию вышивального промысла.

Сегодня – это Высшая школа народных искусств (ВШНИ) в Москве и Санкт Петербурге. В 1910 г.

в Кадоме была открыта кружевная школа-мастерская, в которой активно внедрялись образцы ажурной вышивки «вениз». В 1904 г. местная помещица М.А.

Новосельцева организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сёл, а затем организовала обучение и сбыт продукции, которая высоко ценилась по всему миру.

Схема вышивки гладью неизвестен, CC BY-SA 3.0

В нижегородской области были созданы артели, ставшие основой создания нижегородского (горьковского) гипюра. Не только народная В XVIII-XIX века, вышивка стала очень популярной среди знатных дам. Они вышивали картины на религиозные темы, романтические и лубочные сцены, портреты.

Материал использовали разный — нити от шёлка до шерсти, хлопка и волоса, бисер, бусины, жемчуг, золото и серебро. Пяльца впервые появились в городе и из-за дороговизны были недоступны крестьянским женщинам. Но они ловко управлялись и без них.

Городская мода изменяла и крестьянскую вышивку, куда переносились все модные рисунки. Это поспособствовало исчезновению издревле существующих сакральных узоров. Уже немногие мастерицы могли рассказать о значении русских узоров. Классификация вышивальных швов. Вышивальные швы делятся на две основные группы:

  • «строчка», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями. К ней относятся филейные вышивки и мережки.
  • «глухая» вышивка, то есть по целой ткани. Для нее характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и другие. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой, а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой, по нанесённому заранее нанесенному контуру.

Более 200-ми видами вышивальных швов владели наши славянские женщины. Технология многих из них сегодня потеряна. В современной вышивке чаще других стали использоваться такие виды швов, как крест, полукрест, тамбур, строчевая вышивка (филе), мережка, цветная и белая гладь, ришелье и другие.

Кадомский вениз, вышивальщицы Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать уникальные вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых, кружевных до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.

Вышивать можно различными материалами — лентами, разными нитками, бисером, бусинами и даже волосами, войлоком, мехом, кожаными шнурами, проволокой и др. материалами. Сегодня на помощь мастерицам пришла техника. Инженеры еще в прошлом веке создали вышивальные машины.

В последнее время стали популярными аппараты с программным и компьютерным управлением, способные самостоятельно выполнить любой заранее заданный узор.

Инструменты и материалы

Вышивать возможно на любых материалах, через которые проходит игла. Помимо традиционных тканей, вышивают по валяному войлоку, коже, бумаге, картону, пластмассе.

Применяют для этого всё, что можно пришить или протянуть через ткань с помощью шила или иглы. Иглы для вышивания очень разнообразны. Тонкие и толстые, с большим ушком или с маленьким. Раньше, когда металл был в дефиците, иглы делали из костей птиц или животных.

Церковно-славянский шрифт «Кафизма», (машинная вышивка) «Вышиваем по-русски», GNU 1.2

Есть техники вышивания, выполняемые с помощью шила или вязального крючка. Помимо этого бывают нужны пяльца. Они бывают небольшие, их держат в руке, а бывают стационарные, в виде станка на ножках.

Вышивание в современности В наше время вышивание так же популярно, как в былые, давние времена. Есть масса курсов, школ, его основы преподают детям с детского сада, много пособий в печатном виде и в Интернете.

Доказано благоприятное влияние занятия вышивкой на нервную систему, координацию движений, на развитие внимательности и усидчивости. Много товаров, необходимых для занятия вышиванием, продаётся в специализированных магазинах.

Схемы, наборы игл и ниток, специальные пяльца и лампы, различные приспособления — чего только нет в продаже.

Объявление о проведении конкурса «Суровая нитка» Министерство обороны, CC BY-SA 3.0

Вышивание в наше время

Продолжаются традиции народных художественных промыслов, связанных с этим искусством. В Торжке продолжают заниматься золотным шитьем, работает фабрика «Кадомский вениз», сохранились строчевышивальные артели в Городце, Чкаловске, Катунки Нижегородской области, продолжают традиции и индивидуальные мастера.

Вновь создаются вышивальные мастерские при храмах и монастырях, продолжая тысячелетнюю традицию вышивального ремесла.

Материалы статьи

В статье использованы материалы из книг Н.А. Маясовой, И.П. Работновой, Н.Т. Климовой.

Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/86136-vyshivanie/

История и традиции русской вышивки

Зачем русская народная вышивка современному ребенку?

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.

История развития

Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 вв. вышивкой украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.

Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки.

Как и раньше, ею украшали полотенца, одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом.

Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному.

В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево.

Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа.

Узоры и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее.

Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.

В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранились работы 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную.

В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка.

Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками.

При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась.

Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием.

Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Неповторимость узоров

Если сравнивать русскую вышивку с техникой других народов, то можно заметить большую разницу. В русской вышивке очень большое значение имеют орнаменты и узоры. Как правило, они геометрические и представляют собой ромбы, птиц, деревья, женские образы.

Солнечный мотив в русской вышивке изображали с помощью ромбов, кругов, розеток. Если изображали женскую фигуру или цветущее дерево, то это означало, что таким образом рукодельница хочет указать на плодородие земли. А приход весны, как правило, символизировала птица.

Если вышивка была свободной, то как правило преобладали узоры растительного характера.

Говоря об узорах и приемах, нужно помнить о том, что их напрямую связывали с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы называли счетными и выполняли их по счету нитей ткани.

Такие швы служили для украшения концов рукавов, оплечья, подола передника, разреза на груди, низа передника или низа одежды. Сам узор располагали вдоль соединительных швов.

Старинными русскими швами считаются крест, счетная гладь, роспись, полукрест, мелкая строчка белого цвета, козлик. Со временем появились крестецкая строчка, тамбурная вышивка, цветная и белая гладь.

Вся русская крестьянская вышивка делится на северную группу и группу среднерусской полосы. Отличаются они приемами вышивки.

К северной относятся следующие области: Ярославская, Владимировская, Вологодская, Калининская и т. д. В ней преобладают крест, белая строчка, роспись, сквозное шитье и др.

Стоит отметить тот момент, что вышивальщицами очень искусно использовался фон. Он выполнял функцию части элемента.

Русская вышивка очень популярна

Конечно в наше время вышивка остается все также популярна и актуальна. Она также ценится, как и любая ручная работа. Украсить ей вы можете абсолютно все. Только от вашего вкуса зависит, как она будет смотреться: вульгарно или изящно.

Сегодня самыми популярными техниками являются крест, полукрест, петит, вышивка лентами, бисером и гладью, контурная вышивка, а также техника black work. Сегодня процесс выполнения работы крайне облегчен, так как вы можете купить набор, содержащий абсолютно всё: нитки, канва, схема.

Вам остаётся только приложить немного усилий. Хотя, до сих пор, в глубинках можно встретить бабушек, вышивающих классические узоры.

Источник: https://www.rukodelie.ru/articles/istorija_i_tradicii_russkoj_vyshivki/

IVANKA.CLUB

Зачем русская народная вышивка современному ребенку?

: 21.07.2016

Случалось ли вам видеть безвкусный, некрасивый народный костюм? Мне — нет. Я говорю не об эстрадных поделках, а о тех образцах, что собраны по весям земли нашей — в Орловской, Рязанской, Архангельской, Калужской, Костромской, Курской, Олонецкой, Нижегородской, Тульской, прочих губерниях, выставлены на просмотр в музеях, галереях.

Как удавалось крестьянкам, с неодинаковым чувством прекрасного, без художественного образования, создавать идеальные — по гармонии цвета, формы, отделки — вещи? Секрета в волшебстве нет: национальная одежда творилась по канонам, сформированным в течение не веков — тысячелетий. Каждый элемент в ней создан не прихотью, а по наблюдениям за природой, по необходимости в защите от враждебных сил и взаимодействии с добрыми.

Чтобы рассмотреть весь комплекс, в котором — русский сарафан, косоворотка мужская, головные уборы — барлова, борушка, венок, кика, кокошник, красота, сорока, платок; нижние юбки и рубахи, обувь, пояса, понадобится много текстов и времени. Сегодня мы поговорим лишь об одной детали — вышивке. Благодаря ей русское платье обретало законченный облик настоящего произведения искусства.

Как узоры читали да невесту выбирали

По осени, как начиналось время сватовства, проходили в сёлах необычные смотрины. В избе, которую «сдавала» за продукты, дрова, помощь по хозяйству вдовица или одинокая старуха, собиралась в назначенный день деревенская молодёжь. Иногда собирались на людном месте, у церковной ограды.

Девки надевали самолично вышитый сарафан, нарядные пояса, по несколько передников, шубы; парни приходили не одни — с пожилыми спутницами (родственницами, знакомыми, которые славились знанием традиций).

Девки не только наряжались, но приносили с собой рукоделие — готовое и начатое, не сидели без дела — вышивали, плели. Парни ходили от одной к другой, а спутница рассказывала, что означает каждый орнамент: от кого защитит, чему научит, для чего предназначен.

Редкий молодой человек действительно смотрел на рукоделие — глядел на юное лицо, на губы: улыбнулись? Порозовели? На грудь, тонкий стан девушки, который под просторными одеждами только в работе, в движении и проявлялись.

Зато спутница зорким злым глазом успевала рассмотреть всё: какова собой, споро ли работает, как нитку кладёт, блюдёт ли «старый обыкъ»?

Традиция таких смотрин забыта: последние упоминания о ней относятся к концу XVIII – началу XIX века, о чём свидетельствуют записи этнографа В. Вардугина. Давно утеряны толкования многих оберегов, порядок их расположения. В меру сил мы, в славянском магазине «Иванка», воссоздаем традиции национального костюма— от бытовых до праздничных.

Каждый наряд интерпретирует, развивает концепции обережного, осмысленного шитья, кроя, каждый украсит вас, как ни один современный.

Символика платья, полотенец как отражение доброго мира

Я не буду пересказывать современные интерпретации обережной символики, часто вымышленные — из разряда новой мифологии. Поговорим о тех элементах, чьё толкование подтверждено исследованиями.

Сведения взяты из работ авторитетных собирателей славянской бытовой культуры — Лебедевой А. А., Калашниковой Н. М., Богуславской И. Л., Масловой Г. С.

Законы расположения оберегов. Центральный сюжет

Мир для древних людей делился на сакральный (священный) — профанный (без святости, нечистый). Такие же области имела национальная одежда.

Важными оказывались края — низ рукава, горловина, подол; грудь, плечи. Их вышивали, украшали кружевом, подчёркивали цветом.

Особое внимание — поясам, так как они выполняли важнейшую обережную функцию: об этом я рассказала в статье Главный оберег в национальном костюме славян.

Низ платья был «землёй», потому обереги на подоле полностью или преимущественно земные — символы плодородия, огня, возделывания земли. Верх — «солнце и небо», потому головные уборы расшивали птицами, солярными знаками.

Средина — человек, его жизнь, быт, здоровье, семья, достаток.

Они требовали вмешательства духов, в связи с чем в композиции появлялась Мокошь (так правильно записывать имя этой богини — единственного женского божества древнерусского пантеона: в интернете её часто называют «Макошь»).

Трёхчастная композиция «Мокошь и всадники» — центральная в вышивании. Когда славяне приняли христианство, место Мокоши заняла Параскева Пятница. И первая, и вторая покровительствовали женщинам, рукоделию, плодовитости, здоровью, счастью. Изображали богиню с длинными руками, иногда крылатой, а чаще в упрощённом виде «лягушки» — женщины-богини-роженицы.

Во многих источниках вы встретите утверждение, что фигура на орнаменте с опущенными руками — Лада, покровительница любви, брака.

Но ни одно исследование, ни один академический словарь мифологии существование Лады не подтверждают, а учёные называют её божеством «кабинетной мифологии» XIX века.

Тогда на волне популярности в Европе и дома национальный русский костюм нужно было поддержать оформленным пантеоном языческих богов. Вот и появились красивые, поэтичные, но далёкие от народа Лель, Лада.

На самом деле Мокошь с поднятыми руками вышивали на зимних/весенних полотенцах, платьях — богиня указывает на солнце, которое набирает силу и готовится отдавать её; с опущенными руками — на осенних полотнах, когда всё: дела, помыслы, — обращены к земле-кормилице, давшей урожай.

Кроме Мокоши, существовал комплекс изображений, которые встречаются в каждом костюме:

  • конь — добро, счастье, достаток, мудрость; иногда символ изображён как водоплавающая птица с головой коня — это следствие веры в Даждьбога, чья небесная колесница запряжена конями, а ладья для пересечения моря-окияна — птицами;
  • всадник — чаще всего Даждьбог (на божественную природу указывают множественные солярные знаки рядом с фигурой);
  • солярные (солнечные) знаки — свастика (колесо-солнце в движении, с загнутыми спицами-лучами, верхний луч загнут влево, нижний — вправо), круг с 6 – 8 лучами-радиусами, круг с крестом;
  • белый свет — большое солнце, окружённое маленькими, или 7 маленьких солнц, образующих круг — символ Вселенной, которая, по словам физика Николая Левашова, образована 7 формами материи;
  • поле, земля — ромб, квадрат, поставленные на угол и разделённые крестом: если внутри сегментов вышиты точки — поле засеяно; часто знак украшал свадебный русский костюм женский, чтобы привлечь к молодой плодовитость, здоровье;
  • женское начало, чадородие — розетка из 8 лепестков, пустой ромб, ромб с крючками вверху и внизу — «лягушка», символ Мокоши, женщины-матери;
  • дом, очаг — ромб с продлёнными сторонами, выходящими за углы; вышивальщицы называли его «орепей», «малая решётка»; символизировал не просто избу, а место рода;
  • жертвенный огонь, костёр — ромб с продлёнными сторонами, перечёркнутый крестом;
  • мир, взаимосвязь сущего — дерево («ёлочка»);
  • вода — волны;
  • треугольник — человек.

Разнообразные зооморфные мотивы-символы в разных регионах трактовались неодинаково. Где-то, например, птицы означали просто души, в других районах — души умерших/нерождённых, в большинстве случаев — это волшебные птицы-павы, знак воздуха, радости.

Учёные с осторожностью делают выводы о смыслах изображений: сами вышивальщицы к концу XIX веке не умели их читать, а использовали для работы «сколки» — схемы изображений — или сохранившиеся старые вышивки.

Однако и того, что доказано, хватит, чтобы осмысленно выбрать орнамент на русский костюм женский, рубаху, свадебное полотенце. Кто знает — вдруг откликнутся древние боги на ваш призыв?..

Источник: https://ivanka.club/blogs/ivanka-sarafan-kosovorotka/vyshivka-v-traditsionnom-natsionalnom-kostyume

Основные аспекты и значение русской народной вышивки

Зачем русская народная вышивка современному ребенку?
Русская вышивка

Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

Русская вышивка

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.

Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.

Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).

Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.

Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.

Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.

Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области.

Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити.

 Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.

Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.

Вышивка росписью

Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).

Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.

Горьковский гипюр Скатерть с горьковским гипюром

С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Источник: https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/russkaya-narodnaya-vyshivka-osnovnye-aspekty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.