Женский костюм Воронежской губернии

Русский народный костюм | История, культура и традиции Рязанского края

Женский костюм Воронежской губернии

Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории —основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России — кресть­янства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком.

Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь.

Каким же он был, русский национальным костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.Девичьи руки в труде и заботеС ранней поры привыкали к работе:Ткали и пряли, вязали и шили,Сеяли, жали и тесто месили.В трудной работе сгибалась спина…Но выходила на праздник онаВ дивном наряде крестьянской одежды,Где весь узор о мечте и надежде:Красным расшиты запон и рубаха(Черное — скорбь, что на родине свято),По подолу, как на вспаханном поле,Ромбы узорной легли полосою;Символы солнца и знаки земли.Матери-жизни и птицы любви.Шею украсили бусы, мониста,Бисер, кораллы , янтарь золотистый.Всех драгоценней убор головной –Жемчугом шитый и битью златой:Кика, сорока — убор молодицы,Косник , венец — украшенье девицы,Сборник, повойник — убор для старухи…Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Это собирательный образ женского костюма. А как выглядела одежда разных губерний, чем отличался северный костюм от южного?

«Приготовление невесты»

Рассмотрим это на примерах самого нарядного праздничного и свадебного костюма и наряда «молодухи» — женщины первого года замужества, до рождения ребенка. Это был самый красивый наряд, богато украшенный вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшитый кружевом, канителью, позументом. Дополнял его драгоценный головной убор и кожаная обувь.

Все теплое время года крестьяне ходили босиком или в лаптях, плетенных из лыка или бересты. Обязательным дополнением к костюму был пояс-оберег. Женщины носили множество украшений: бусы (иногда до 15 рядов), ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом,

всевозможные височные подвески-пушки, серьги (серьги носили иногда и мужчины), кольца.

Особенность южнорусского костюма — обилие красного цвета.

Венцы

Русский народный мужской костюм

Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда.

Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вы­шитым). В некоторых губерниях расшивали грудь.

Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской.

Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа — «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы.

Схема кроя мужской одежды

Женский Южнорусский костюм

Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.

Жених и невеста

В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор — рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.

Головные уборы

Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани.

Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду — шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой.

Головной убор — рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.

Тамбовский костюм

Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или красному полю, со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета.

Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная — «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой.

К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения — «гаруси» (у мужчин — «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными поло­сами и туфли — «коты»).

Воронежский костюм

Орловский и Курский костюм имеет те же основные черты, что и Воронежский. Понёва в основном изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом.

На передник-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Невысокую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в несколько рядов, кейданы и цепочки.

Рукава рубахи из ситца и кумача украшали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.

Орловский костюм

Курский костюм

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. Отличается он радостным, звонким цветом кумача.

На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников.

Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды.

Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

Все костюмы любого региона России просто невозможно описать, так как женский наряд — это предмет народного творчества, имеющий только некоторые сходные черты.

Рязанский костюм

На Дону и Северном Кавказе русские женщины поверх рубахи с вязаным колпаком носили платье кубельком и штаны — отголосок турецких и персидских одежд, которые в XIX в. были вытеснены юбкой с кофтой в талию, с оборкой. Такая одежда теперь бытует у казачек.

Средняя полоса России

В характере одежды средней полосы наблюдается отпечаток пограничных с ней регионов и исторических условий проживания народа. Как и повсеместно, основой костюма является рубаха.

Московский народный костюм просматривается в городском мещанском костюме и в одежде женщин духовного сословия, которых не коснулась петровская реформа , вводившая ношение европейской «немецкой» одежды для людей высших сословий. В основном это сарафанный ансамбль с кокошником и передником выше груди.

Московский костюм

В Ярославской губернии поверх сарафана носили теплую стеганую кофту («пара») с длинными рукавами, отрезную по талии, присборенную сзади. «Пару» спереди украшали золотным кружевом. Рубашку расшивали по оплечью, вдоль рукава и по манжетам красным узором с вкраплением желтых, зеленых, синих нитей.

Наличие городской моды, развитая торговля позволяли использовать для сарафанов легкую шелковую или сатиновую ткань, а для придания фигуре объемности — другой крой. Так появился широкий косоклинный сарафан, украшенный спереди широкой «княжей» лентой из галуна (позумента) или шелковой лентой с вытканными или вышитыми по ней узорами. По подолу пришивали узорные ленты.

По «княжей» полосе нашивали литые оловянные или медные посеребреные или золоченые пуговицы, К сарафану полагался пояс, тканый их цветных нитей. Праздничный костюм дополнялся рядами бус, серьгами, запонками для ворота.

Особенностью свадебного костюма было подвенечное покрывало — длинное двухметровое полотенце из тонкого льна, украшенное на концах широкими красными ткаными полосами, белым кружевом, иногда — цветными лентами.

Кокошники

Для полевых работ использовали прямую рубаху с поликами из холста, с численным кружевом по подолу и браным ткачеством. Голову покрывал платок фабричной работы из ситца, костюм дополнен янтарными или стеклянными бусами. Обувь крестьян — лапти из лыка косого плетения.

Средний:

Если у вас есть собственный Интернет-сайт, мы не будем возражать против перепечатки нашей статьи при условии сохранения ее целостности, указания автора и гипертекстовой ссылки в виде:

История Рязанского края: Русский народный костюм

Источник: https://62info.ru/history/node/368

Русский народный костюм женский

Женский костюм Воронежской губернии

Этот костюм мне достался от моей бабушки. Она шила и вышивала его сама, своими руками. Сегодня я хочу показать вам русский женский народный костюм Воронежской губернии.

Народный костюм, традиции которого складывались веками, это часть национальной культуры, образ, дошедший до нас из глубины веков.

Воронежский народный женский костюм многолик и разнообразен, там в каждом селе и деревеньке были свои традиции украшений, вышивки, сочетание цветов и название отдельных деталей.

Русский женский национальный костюм

Элементы русского народного костюма

Традиционную одежду женщин Воронежской губернии отличала многослойность. Множество элементов или деталей, надевавшихся одна на другую, скрывало женскую фигуру, но придавало ей монументальность, величественность и столь уважаемую в крестьянстве дородность.

Русский народный женский костюм: рубаха

Основным элементом женского наряда была рубаха. Лет до 10-12 девочки только ее и носили, а повзрослев, сверху надевали сарафан. Следует отметить, что наиболее богато украшалась одежда молодых замужних женщин. Их рубахи отделывались вышивкой по подолу и по манжетам.

Расшитая женская рубаха

Красными и черными нитями, бисером, блестками мастерицы создавали геометрические орнаменты: ромбы, кресты, коловороты. Эти символы плодородия и солярные знаки должны были обеспечивать семейное благополучие, плодовитость и оберегать женщину от бед.

Особое внимание уделялось украшению ворота рубахи. Широкой каймой, охватывая шею, вышивка многоцветной лентой спускалась вниз на грудь. Вышивались также рукава и подол рубахи.

Русский женский народный костюм: понева

Просватанные девушки поверх рубахи надевали поневу – обязательный элемент народного костюма замужних женщин. Понева – это распашная юбка, сшитая из трех прямоугольных кусков плотной, часто шерстяной ткани. А иногда, эти куски просто скреплялись на поясе гашником (гасником) – тонким пояском-вздержкой.

Клетчатая понева

Понева всегда шилась из клетчатой ткани, и цвет клеток в разных губерниях и уездах отличался. В Воронежской губернии чаще встречаются поневы в черную и светло-синюю клетку.

Русский женский народный костюм: передник

Поверх поневы надевался фартук (передник). Он представлял собой кусок ткани, нередко фабричного производства, украшенный тесьмой, вышивкой и «дымкой» — кружевной оборкой.

Передник и понева

Понева и передник прихватывались широким разноцветным поясом, выполненным в сложной технике «браного тканья». Концы пояса расширялись и украшались вышивкой, бисерным шитьем и бахромой или кистями из бисера или «сапеликами» — бисерными петельками.

Важная деталь русского народного женского костюма — головной убор, ведь с непокрытой головой женщины даже дома не ходили.

В Воронежской губернии носили три вида головных уборов: кокошник в виде твердой круглой шапочки с плоским верхом и позатыльником, кичку – мягкую, матерчатую шапочку и сороку – холщовую шапку с богато украшенной налобной повязкой.

К сожалению, в моем костюме головной убор отсутствует, но по сохранившимся фотографиям я знаю, как выглядит кичка.

Русский женский народный костюм: украшения

К праздничному народному костюму полагались особые украшения, в основном нагрудные. Это могло быть ожерелко – широкая матерчатая лента, расшитая жемчугом, иногда с нее спускались набранные на нитки жемчужины, полностью закрывавшие грудь.

А в бабушкином национальном костюме таким украшением служат гайтан и монисто (намисто). Гайтан – это широкая, вышитая бисером полоса материи, надевавшаяся на шею.

Концы ее соединяются на груди, и к ним иногда в национальном русском костюме крепился образок.

Гайтан из бисера

Монисто (или как говорила моя бабушка «намисто») напоминало ожерелко, только вместо жемчужин в нем были разноцветные бисеринки, собранные в замысловатые узоры. Еще девчонкой я примеряла это намисто и крутилась в нем перед зеркалом.

Намисто из бисера

Еще в моем костюме присутствуют поясные украшения, представляющие собой две широких матерчатых полосы, сшитые из кусочков разных тканей, и расшитые блестками и бисером. Эти полосы «заправлялись» за фартук, а вышитая часть спускалась на передник.

Украшенные поясные матерчатые полосы

Весь русский женский народный костюм – это произведение настоящего искусства, созданный рукодельным талантом простой женщины. В то время (я говорю про начало прошлого века) каждая женщина была рукодельницей.

Ведь она обязана была ко времени своего замужества наткать полотна и собственноручно шить сначала свадебный наряд, а потом уже и обшивать всю семью. Причем в украшениях обязательным было применение оберегающих узоров, сакральных знаков и орнаментов.

В одной из следующих статей я расскажу об украшениях из бисера в русском народном костюме, и используемых в них узорах. Если заинтересовались – то лучше подписаться на обновления блога, так вы точно не пропустите важную информацию.

Надеюсь, вам было интересно? Увидимся!

Источник: http://HandPortal.ru/russkij-narodnyj-kostyum-zhenskij.html

Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала XX века

Женский костюм Воронежской губернии

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной. Она состояла из рубахи, штанов, пояса, головного убора, украшений.

костюм воронежской губернии

На территории Воронежской губернии можно выделить три типа мужских рубах: туникообразная рубаха (с косыми бочками), рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, рубаха на кокетке.  Туникообразные рубахи имели несколько вариантов кроя.

Рубаху с прямыми бочками шили из одного полотнища ткани, которое перегибали по утку, на месте сгиба делали вырез для головы. К центральному полотнищу пришивали рукава и прямые куски ткани, которые образовывали бочка рубахи. Между бочками и рукавом вшивали прямоугольные ластовицы, как правило, из ткани другого цвета (чаще всего красные).

Рубаху шили с «подоплекой» — подкладкой из грубого холста, которую подшивали в верхней части изделия.

Варианты кроя одежды

В конце XIX — первой трети XX века «подоплеку» чаще всего делали прямоугольной, но в некоторых селах она кроилась старым способом в виде треугольника.

В селах Платава, Краснолипье Коротоякского уезда такая рубаха называлась «с мотоузом» или «с хрестом».

Здесь шов, прикреплявший «подоплеку», украшали вышивкой красного цвета, в вершине треугольника — посередине спинки и переда, вышивали маленький крестик.

Мужской костюм Коротоякского уезда

Туникообразная рубаха с косыми бочками отличалась тем, что к центральному полотнищу пришивали клинья, расширяющиеся книзу.

Туникообразную рубаху без бочков из одного перегнутого полотнища изготовляли из фабричного материала, который имел большую ширину, чем домотканый холст, что и позволяло шить рубахи с таким кроем.

Рубахи различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением.

Рубаха мужская

Рубахи туникообразного покроя шили длиной до колен, с прямыми или сужающимися к кисти рукавами. Носили ее навыпуск, поверх штанов, подвязывая узким пояском, нередко с напуском -«пазухой». В конце XIX — начале XX века стали шить более короткие рубахи и подпоясывали их по талии.

Мужской народный костюм. Конец XIX-начало XX века.

У русского населения бытовали рубахи с разрезом ворота на левой стороне. Горловину отделывали узкой обшивкой из холста или другого материала. Позднее появляются рубахи с небольшой стойкой. Разрез ворота украшали тесьмой, небольшой вышивкой.

Мужской праздничный костюм Павловского уезда

В украинских селах разрез ворота делали прямым, горловину оформляли узкой обшивкой, небольшой стойкой или делали отложным. Ворот застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой.

Мужская рубаха украинских переселенцев

В некоторых украинских селах под влиянием русского населения появились рубахи с левосторонним разрезом ворота.

Мужская рубаха. С. Новая Усмань Воронежской губернии

В конце XIX — начале ХХвека как русские, так и украинцы носили рубахи, у которых разрез ворота прикрывается красиво вышитой планкой («манишкой»).

Рубахи шили из домотканого льняного или конопляного холста белого цвета, иногда из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями.

Как правило, украшения располагали на подоле, по низу рукавов, иногда на плечах. Особенно красиво отделывали свадебные рубахи и праздничные — для молодых мужчин.

Мужской праздничный костюм Задонского уезда

Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, бытовала в селах Острогожского, Бирюченского, Нижнедевицкого, Коротоякского уездов, в местах распространения рубах с черной расшивкой. Ее покрой был аналогичен покрою женской. Полики, верхнюю часть рукава, низ рубахи вышивали черной геометрической вышивкой техникой «набор».

Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, с тремя несимметричными полотнищами стана, отмечена в костюме украинцев села Ендовище Землянского уезда. У русских, помимо Воронежской губернии, она имела локальное распространение в Смоленской и Псковской губерниях.

Такие же рубахи характерны для костюма белорусов, известны на севере Украины, а также у поляков и чехов.

Мужской народный праздничный костюм Коротоякского уезда.

Мужскую поясную одежду — порты или штаны — шили из холста, пестряди или набойки. Порты состояли из двух штанин (русское -«колоши», украинское — «холошни»), между которыми вшивалась вставка (русское — «ширинка», украинское — «мотня»). Порты различались шириной и длиной штанин, формой вставки.

У русского населения были распространены порты с узкими «колошами», состоявшими из перегнутого по основе ткани прямого полотнища. Штанины соединялись двумя трапециевидными или прямоугольной вставками. В верхней части порты собирали на вздержку — «гашник», позднее на пояс. В переднем соединительном шве делали прореху. Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи.

В Воронежских актах XVII века упоминаются теплые «штаны козлиные». В конце XIX — начале XX века зимние штаны изготовляли из сукна. Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей темных цветов. Украинцы, наряду с узкими штанами, носили широкие шаровары, штанины которых выкраивали из двух полотнищ ткани, соединенных прямоугольными или ромбовидными вставками.

Многие исследователи народной одежды считали шаровары с низко спускающейся «мотней» отличительной особенностью мужского костюма украинцев. Барон Август Гакстгаузен, путешествовавший в середине XIX века по России и посетивший Воронежский край, писал о жителях Острогожского уезда: «Летняя одежда мужчин состоит из белых широких шаровар и белой полотняной рубашки, подпоясанной сверх них…».

В некоторых уездах (Бирюченский, Валуйский, Богучарский) эта традиция прослеживается и в конце XIX века.

Мужские головные уборы разнообразны как по форме, так и по материалу. В русских селах был широко распространен древний головной убор «валенка» («еломок», «ермолка»), который изготовляли из валяной шерсти белого или коричневого цвета в форме усеченного конуса с закругленным верхом и прилегающими к тулье отогнутыми полями.

Помимо «валенок» весной и осенью носили шапку валяную из шерсти коричневого цвета — «грешневик». Она имела вид высокого цилиндра с маленькими прямыми полями. Трешневики вошли в состав русского мужского костюма не ранее конца XVII — начала XVIII века возможно из костюма литовцев.

В русских селах в праздничные дни надевали черные поярчатые шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами. П. Малыхин, описывая в середине XIX века быт крестьян Нижнедевицкого уезда, отмечал: «В праздники они (мужчины. — Прим. авт.

) надевают поярчатые шляпы, которые убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом.». В селе Кочугуры Нижнедевицкого уезда Н.И. Второв обратил внимание на суконные шапки с четырехугольным верхом — «елкасы», которые были «…подобны польским конфедераткам».

Шапки с четырехугольным дном были широко распространены у всех восточнославянских народов, причем, выполнялись из различных материалов.

В летнее время украинцы надевали плетеные соломенные шляпы с усеченной плоской тульей и широкими полями — «брили», «брыли». Шляпы и картузы из ржаной соломы изготовляло русское население Коротоякского уезда.

Зимой как в русских, так и в украинских селах мужчины носили меховые «треухи», суконные и плисовые шапки с меховой оторочкой. В русских селах бытовали вязанные из шерсти шапки в форме конуса, известные на всей территории расселения русского народа. Отличительной особенностью костюма украинских мужчин были высокие овчинные шапки полусферической или конической формы — «кучма».

Уже в первой половине XIX века в селах находит распространение картуз из фабричной ткани, который в конце XIX века постепенно вытесняет другие типы летних головных уборов. В начале XX века в моду входит кепка, сменившая в обиходе картуз.

Толкачёва Светлана Павловна

Похожее

Источник: https://rusorn.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.