Жестикуляция у детей

Содержание

Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей

Жестикуляция у детей

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Улыбка ребенка

Одним из самых ранних элементов общения ребенка можно считать улыбку. Она выражает радость и удовлетворение ребенка. Эти первые улыбки сопровождаются размахиванием ручками и ножками, а также довольно странными звуками.

Ребенок способен улыбаться уже через несколько часов после родов, слегка приподнимая при этом уголки губ. Уже с четвертой недели своей жизни малыш может полноценно улыбаться. Этот момент очень важен для формирования связи между матерью и ребенком.

Следующим шагом в развитии эмоциональных чувств является «социальная улыбка», которая предназначена для других людей, а не только для мамы. В это время ребенок открывает для себя, что его окружают разные люди.

Со временем кроха научится проявлять и другие эмоции, такие, как гнев, разочарование, веселость. Кроме того, в 5-6 месяцев малыш улыбается с выражением счастья на лице, а в 7-8 месяцев может расхохотаться.

Зрительный контакт

Еще один способ найти «общий язык» с окружающими — это зрительный контакт. После рождения у ребенка еще слабое зрение. Но он учиться распознавать лица своих родных. До третьего месяца жизни дети любят разглядывать лица людей, и тратят на это занятие очень много времени.

С развитием навыков зрения их все больше и больше начинают привлекать различные предметы. Начиная с седьмого месяца, кроха уделяет половину времени своего бодрствования наблюдению за находящимися поблизости предметами. Он старается сопоставить их с собственными взглядами на мир.

Ваше чадо может подолгу разглядывать игрушку, выискивая на ней различные детали.

Плач и потребности малыша

Плач — это также важный элемент коммуникации ребенка, свидетельствующий о его потребностях.

По данным Американской академии педиатрии нормальный здоровый ребенок плачет от одного до четырех часов в день. Таким образом он пытается передать взрослым информацию.

Плач — это естественное поведение ребенка. Но стоит отметить. Что существует много видов плача, которые различаются по высоте тона и ритма.

Крик — громкий, долгий плач, который внезапно появляется — означает боль.

Ритмичный плач — он начинается с беспокойного нытья, похрюкивания, а затем следует то усиливающийся, то уменьшающийся плач — означает голод.

Поплакивание — суетливый и слабый плач — ребенок хочет спать.

Поскуливание — тихий плач, который вдруг взрывается — означает плохое самочувствие.

Выкрикивание — громкий плач, пауза, потом вдох и очередная порция крика — ребенку страшно.

Рев — громкий нарастающий плач, который обычно сопровождается размахиванием руками — означает дискомфортные ощущения в подгузнике.

Стойкие рыдания — долгий плач в основном перед сном — означает усталость и сонливость.

Крик, который передает чувство дискомфорта — ребенок плачет громко, плач то усиливается, то утихает — ребенку некомфортно, слишком горячо или слишком холодно.

Взрыв — полный гнева плач, сопровождающийся внезапным потоком слез — означает ярость.

Ритмичное нытье — низкий, умоляющий крик — это чувство одиночества.

Мимика лица

С момента рождения ребенок может выражать различные эмоции мимикой. Сначала это заинтересованность, боль и акцентирование внимания на чем-либо. В возрасте шести недель ребенок может выражать счастье.

Когда крохе исполнится три — четыре месяца, он сможет показать Вам свое удивление, а в пять-девять месяцев — гнев, страх, отвращение, радость и стыд.

И только на десятом-двенадцатом месяце жизни при помощи мимики ребенок может выразить скуку, гнев и нетерпение.

Язык тела

Маленький ребенок при виде близкого ему человека часто размахивает руками. Таким образом он пытается сказать о своем волнении. Если же размахивание ручками сопровождается красным, скривленным личиком, это может означать разочарование, страх или гнев. Атаки злости сопровождаются также размахиваниями ножек.

Первые жесты малышей основаны на движениях рук. Вытягивая руки в сторону игрушки, ребенок показывает свою заинтересованность. А вот сжатые кулачки могут свидетельствовать о том, что ему что-то не нравится. В возрасте семи месяцев малыш может выступить инициатором игры — он будет подбрасывать предметы, призывая родителей их поднять.

Разговорная речь

Наконец, у ребенка появляется разговорная речь. Уже в возрасте 2-3 месяц он может издавать отдельные звуки. В 6 месяцев малыш начинает лепетать. Он уже способен выговаривать целые слоги, например, ба-ба-ба, да-да-да. Уже на этом этапе речи можно понять, на каком языке разговаривает ребенок.

Детский лепет — это своеобразная тренировка перед тем, как ребенок научится разговаривать. Кроха начинает играть со звуками, их интенсивностью и высотой. Сначала он повторяет один слог по нескольку раз, а затем учится сочетать вместе различные слоги.

Несмотря на то, что лепет не имеет никакого смысла, у ребенка появляется ощущение, что он таким способом общается с окружающим миром. В этот период необходимо много разговаривать с ребенком и пробовать наладить диалог. Дети, с которыми часто говорят родители, чуть позже могут освоить значительно больше слов, чем их сверстники.

Свои первые слова ребенок может сказать в годовалом возрасте, правда, у некоторых это получается раньше, другие же детки начинают говорить значительно позже этого возраста.

И на конец, несколько слов о языке жестов. В последнее время стало модно учить детей так называемым «символическим жестам». Это помогает им в общении с миром, пока они не начнут говорить. В 1982 году ученые обнаружили, что ребенок общается при помощи жестов, которые очень легко показать.

Например:

  • питание — ребенок прикладывает ко рту кончики пальцев
  • напиток — кроха кладет палец в рот
  • шапка — поглаживает себя по головке

Учить ребенка подобному языку нужно с первого года жизни. Это снизит переживания малыша по поводу того, что он хочет общаться, а еще не может. Такого рода жесты могут оказаться веселой игрой и помочь в изучении разговорной речи.

Источник: https://kaknam.com/yazyk-novorozhdennyh-mladencev-i-malenkih-detey.html

Язык жестов для малышей

Жестикуляция у детей

С идеей обучать ребенка языку жестов я столкнулась, когда моей дочке было месяца 3. В книжном магазине я заметила брошюру, в которой были приведены картинки некоторых основных жестов, которым предлагалась обучить ребенка.

Сначала я скептически отнеслась к этой книжке и вообще идее общения ребенка жестами, даже посмеялась над книжкой. Придя домой я стала изучать методику детских жестов, зачем вообще нужны жесты для здоровых полноценных детей.

И с удивлением узнала, что язык жестов для малышей – очень полезная штука.

Почему мне нравится идея учить жестам малышей

Как мама 3-х месячной малышки, я не знала, во сколько лет дети начинают полноценно разговаривать и общаться. Я думала, что это происходит уже в годик или полтора.

Но, почитав, я узнала, что навыков произношения и активного словарного запаса для более или менее нормального общения малыша со взрослым, у ребенка нет лет до 3-х. И до этого возраста родителям приходится быть экстрасенсами, угадывая, что же хочет их ребенок.

А ребенок, расстраиваясь, что его посылы и просьбы не понимают, становится капризным, расстраивается. А потом и вовсе замыкается, уже не надеясь быть понятым.

Язык жестов для малышей призван стать помощником в общении ребенка со взрослым. Дети быстрее осваивают моторику, чтобы показать жест, нежели навыки произношения слов. И это абсолютно нормально. Ребенок способен показать некоторые жесты уже в возрасте нескольких месяцев. А особенно активно изучает и применяет новые жесты – после годика.

Когда как в это время навыки произношения затрагивают только самые простые слова типа «мама», «папа», «баба», «деда» и простых звуков для обозначения предметов. Родителям сложно понять ребенка в возрасте чуть больше года.

Не понятно, что он имеет в виду, говоря «де» — может быть, деда? или дай? или где? или еще что-то? Остается только угадывать.

Общение с ребенком, который не знает жестов, можно начать ближе к 3 годам. А с ребенком, который знает жесты – намного раньше. Жесты дают родителям возможность общаться со своим малышом, понимать его, воспринимать его идеи. Ребенок, которого понимают и отвечают на его позывы, становится более открытым и уверенным. Думаю, это здорово!

Наш опыт изучения языка жестов для малышей

Узнав о таких преимуществах языка жестов, я загорелась идеей научить нашу малышку первым жестам. Начать я решила в 4 дочкиных месяца, поскольку мне не терпелось. Да и читала, что некоторые дети начинают показывать первые жесты к 6 месяцам, если их начать учить в 4.

Язык жестов с ребенком до года

Сначала я решила научить ее основным жестам для обозначения ее потребностей, чтобы было легче ее понимать. Поскольку в 4 месяца у ребенка очень немного основных потребностей, я стала сосредоточенно показывать жесты «писать», «какать», «сися», «да» и «нет».

Мне хотелось, чтобы дочка при желании сходить в туалет, однозначно показывала жест, и мне не приходилось улавливать ее другие сигналы при высаживании. А еще мне хотелось, чтобы она могла показать «да» и «нет», чтобы, опять же, упростить процесс понимания. Я бы спрашивала ее что-то, а она отвечала, да или нет.

Признаюсь, мои идеи в 4 дочкиных месяца были, мягко говоря, неадекватными действительности)))

В 4 месяца ребенок не мог показать никаких особых жестов только потому, что у него не хватало навыков мелкой моторики. А, кроме того, было недостаточно осознанности, чтобы даже пытаться отвечать на вопросы. Хотя прогресс у нас все же был.

Через несколько дней после начала обучения жестам, я заметила, что дочь двигает кулачками, сгибая кисть руки. Этот жест был очень похож на тот, что я обозначила как «какать».

И дочь делала этот жест как раз перед тем, как сходить в туалет! Не знаю, совпадение это или что, но это движение кулачками здорово упрощало процесс понимания при высаживании.

Хотя показывала жест дочка далеко не перед всеми позывами в туалет, и не только на «какать», но и «писать».

Других жестов дочь не показывала. Хотя я периодически продолжала ее учить. Показывая те или иные жесты при случае. Например, при купании, я показывала руками жест волны, произнося несколько раз «купаться».

При одевании на прогулку я делала жест, как будто накидываю на плечи невидимое пальто, произнося «одеваться». Показывала я ей и несколько других жестов от случая к случаю.

Например, гулять, мяч, есть, пить и некоторые другие.

Поскольку ответных жестов от дочери я не дождалась ни в 5, ни в 6, ни даже в 7 месяцев, я как-то приостыла. Идея обучения малыша до годам жестам стала мне казаться какой-то неосуществимой.

Я подумала, что жестам нужно учить уже более осознанного ребенка с более развитой моторикой. Когда осознанности малыша будет хватать на то, чтобы понять, что говорит ему взрослый, и захотеть ему ответить.

Поэтому после месяцев 6 я вообще забросила обучение дочери жестам.

Первые естественные жесты ребенка

С взрослением малышка становилась более осознанной. Я стала с удивлением отмечать, что она понимает все, что я ей говорю. А потом и то, что она реагирует на просьбы. Я стала снова время от времени показывать ей жесты. При игре с мячом – жест «мяч», при первом прикорме  — жест «есть» и некоторые другие. Правда не так часто, и не регулярно.

Настал момент, когда ребенок входит в такой возраст, что сам начинает активно жестикулировать (даже без специального обучения жестам). Например, протягивает ручку к предмету, который просит. Или делает «ладушки-ладушки», когда радуется.

Машет «пока-пока» при встрече и прощании. Насколько я помню, у нас период жестов начался месяцев к 8. Я радовалась успехам и росту дочки, уже не пытаясь активно навязать другие жесты с обозначением предметов. Да и вообще временно забила на эту идею.

Подумала, что пусть все пойдет естественным путем и своим чередом.

Первые слова языка жестов

Примерно в год и 2 месяца я с удивлением заметила, что дочь активно показывает мне жест «самолет», когда мы изучали игрушки, и среди них был самолетик. Хотя специально я этому жесту ее не учила. А научилась она вот как:

Перед тем, как лететь в Россию из Киева в дочкин почти годик, я стала ее готовить. Объясняла, что сначала мы полетим на самолетике, а потом долго-долго будем ехать на машинке. При этом я водила рукой по воздуху, показывая, как летит самолетик, сопровождая это звуком «вжжж». Объясняла я ей это не один раз, а несколько дней. И дочь запомнила!

 С тех пор, когда она слышала слово «самолет» или видела его в небе, на картинке, она всегда привлекала мое внимание, присаживалась на корточки и начинала водить рукой по воздуху, показывая самолет так, как я ей показывала этот жест.

В 1 год и 3 месяца, когда мы с дочкой рисовали, я нарисовала воздушный шарик, произнося попутно «шарик». И дочь начала показывать руками жест «шарики-фонарики». Хотя я ее ему не учила.

Зато я помню, что моя мама, когда мы жили в России с дочкиных 1 годик по 1.2 годика, постоянно пела песенку «шарики-фонарики и флажки…» и показывала этот жест. Получается, что дочка запомнила этот жест в пассивный словарь, и в 1.

3 года, при упоминании слова «шарик» у нее в памяти всплыл жест! Удивительно!

Интерес ребенка к языку жестов

Тогда я поняла, что моя малышка уже готова учиться жестам. Более того, ей самой интересно выучить новые обозначения слов, чтобы их показывать нам, взрослым. С года и 3 месяца я возобновила обучение дочки языку жестов. Показывая жесты при рисовании того или иного предмета. Или при разглядывании картинок. Включали мы ей один раз и ролики из серии «Понималка».

На протяжении этого месяца дочь выучила и начала показывать много новых жестов. Конечно, пока моторика не такая отточенная, чтобы воспроизводить жесты взрослого точь-в-точь так, как нужно. Но видно, что дочь старается. Ей нравится показывать жесты, нравится общаться.

Особенно дочке сейчас нравится изучать названия животных. И, соответственно, жесты с их обозначением.

После посещения музея природы и науки в Денвере, где дочь увидела много новых животных, она выучила сразу несколько новых жестовых названий животных.

Когда мы смотрим книжки, дочь то и дело спрашивает, что это? Желая получить новый жест в свой словарный запас жестов. Проблема в том, что я не всегда могу придумать или вспомнить жест для обозначения чего-либо. =)

Как наша дочь применяет язык жестов

Самое любимое дочкино занятие – это рисовать. Когда мы рисуем вместе, и она узнает в рисунке знакомый предмет или животное, она всегда показывает соответствующий жест. При просмотре книжек происходит то же самое.

Когда дочка рисует сама, она показывает жест, объясняя, что же она нарисовала.

Хотя для нас взрослых все рисунки похожи один на другой и больше напоминают каракули) Но для дочки это предметы, которые она рисует) И ей приятно объяснять, что изображено на ее рисунках)

Когда дочка видит что-то, на что взрослый бы даже не обратил внимание, она всегда показывает жест. Например, однажды мы были в магазине. Дочь сидела в тележке, я выбирала одежду. Как вдруг дочь стала привлекать мое внимание, говоря «мама!».

Я спросила, что? На что дочь начала показывать жест «мяч» и показывать за мою спину. Оказывается, в магазине висел огромный плакат с изображением футбольных мячей))) Мне это показалось очень забавным.

Здорово, когда малыш может делиться своими наблюдениями  со взрослым)

Когда мы гуляем и видим белку, дочь обязательно покажет жест «белочка». В магазине дочь показывает на продукты и делает жест «есть».

Где брать жесты для общения с ребенком?

Прежде чем учить ребенка жестам, маме надо самой знать эти жесты. Некоторые жесты для обозначения повседневных вещей можно почерпнуть из роликов «Понималка» на . Но там далеко не все предметы, которые заинтересуют ребенка. Поэтому я стала искать словарь для глухонемых. Нашла сайт с американским языком жестов, из которого почерпнула часть слов и их обозначений.

Некоторые жесты я придумываю сама, некоторые использую из готовых. Стараюсь выбирать такие жесты, которые не требуют участия отдельных пальчиков. Потому что дочке пока сложно координировать пальцы, легко получается только с ладонью целиком.

Часть жестов дочка придумала сама.

Например, «цветочек», «пахнет» или «воняет» она изображает так: наклоняется к изображению цветка и начинает активно нюхать)))) Возможно, этот жест родился из того, что в годик мы предлагали ей нюхать цветочки в клумбе и показывали, как это делать) Придумала дочка и как показывать «ботинки». Она встает на ножки (даже если сидела) и начинает ими быстро-быстро топать.

Как правильно учить ребенка жестам, методика

Все жесты обязательно нужно сопровождать произнесением слова. Показываем жест, одновременно произнося слово. Обычно я произношу слово и показываю жест несколько раз, если хочу научить дочку новому. Сопровождение жеста словом способствует обучению ребенка произношению слов, новым звукам. Ребенок не только запоминает жест, но и учится говорить.

Жесты должны сопровождать только очевидные понятия. Например, можно показывать жесты, когда смотрите книжку с картинками. Или, еще лучше, когда перед ребенком лежит тот предмет, о котором идет речь.

Неправильно показывать жест и называть слово, когда предмета или его изображения нет в поле зрения ребенка.

Малыш должен связывать в одно целое изображение предмета, слово, его обозначающее, и соответствующий жест.

Я считаю, что начинать показывать ребенку жесты можно хоть с рождения. Но можно быстро скиснуть от отсутствия отдачи( Поэтому целесообразнее начинать где-то с возраста 1 год или немного раньше.

Сначала взрослому нужно выучить несколько основных жестов и показывать их в соответствующих ситуациях. Когда малыш поймет, что жесты можно не только смотреть, но и показывать, дело пойдет быстрее. После первого своего жеста ребенок будет интересоваться все новыми и новыми словами.

Вот тогда маме нужно будет резко расширить свой словарный запас жестов, чтобы научить малыша новым словам)

Выводы

Лично для меня язык жестов – потрясающий инструмент для общения с моей дочерью. Мне очень нравится видеть, как она радостно показывает новые жесты. Я вижу, что ей нравится уметь донести свою мысль до взрослого. А кроме того, это как игра, ребенку весело и интересно.

Изучая жесты, дочь учится говорить. Показывая жест, она пытается повторить и звуки. Что-то она обозначает просто звуками, не используя жесты (несмотря на то, что эти жесты я ей показывала). Ей больше нравится говорить «га-га!» при виде собачки или «аууу» (owl) – при виде совы. «Мама» и «папа» она тоже говорит словами, не используя жесты (хотя в Понималке эти жесты учили).

Думаю, что с развитием речевого аппарата, дочка более охотно будет пользоваться словами и звуками, нежели жестами. Ведь словами привлечь внимание и объяснить что-то гораздо проще) К тому же, папа и мама так делают)

А что вы думаете по поводу языка жестов для малышей? Есть ли у вас опыт обучения ребенка жестам?

Катечкина Катя – ecomammy.com

Розповісти про це: Всі статтi

Источник: http://rvua.com.ua/advice-articles/yazyk-zhestov-dlya-malyshey-21

Язык жестов для раннего развития ребенка – как освоить и в чем уникальность

Жестикуляция у детей

Привет всем!

Если вы до сих пор не задумывались о том, как освоить язык жестов для ребенка – значит, вы просто еще не слышали об этой методике раннего развития. Спорю на коробку ваших любимых конфет, что после прочтения этой статьи вам захочется попробовать!

Зачем учить грудного ребенка языку жестов?

Жестовый язык для детей, которые еще не умеют разговаривать, адаптировала американка Монта Брайант.

Оказалось, что детки, еще не научившись говорить, могут успешно жестикулировать.

Эта методика имеет массу плюсов:

  • Маме не нужно выкраивать дополнительное время на занятия с младенцем.
  • Дети, которых учили жестовому языку, раньше начинают говорить.
  • У них больше словарный запас.
  • Они легче осваивают письмо.
  • У них выше IQ.
  • Они успешнее учатся в начальной школе.

Но главное даже не в этом.

Общение с ребенком жестами – это уникальный способ выразить взаимную любовь.

Вот что рассказывает моя знакомая:

Алина, мама 2 детей: Я обучала жестам дочку. Когда ей было 6 месяцев, мне попалась книжечка о жестовом языке для детей. И я тут же начала экспериментировать.

С первых же попыток у меня создалось впечатление, что вокруг нас словно возникает особое пространство. Мир, принадлежащий только нам. И он был полон тепла и любви!

Дочка жестикулировала недолго. Она заговорила в 9,5 месяцев. И до сих пор остается самым разговорчивым ребенком в детском саду.

Прежде чем начать занятия с младенцем

Прежде, чем выступать в роли учителя, вам придется  самой освоить новый язык. Сделать это просто:

  1. Найдите подходящий онлайн-словарь. Язык жестов для ребенка можно выбрать любой: российский, американский или другой.
  2. Составьте список первых слов.
  3. Порепетируйте.

Жестовые языки создавались так, чтобы их можно было понять интуитивно. Обычно все запоминается с первого раза.

И вы уже можете пускать новые знания в ход!

С чего начать?

Вот примерный список слов, которые стоит разучить для первых занятий с крохой:

  • Близкие люди: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра».
  • Еда: «молоко», «каша», «суп», «печенье», «яблоко», «груша», «банан»…
  • Напитки: «Сок», «вода». Не забудьте освоить «пить» и «есть».
  • Названия игрушек: «мишка», «зайчик», «собачка», «кукла», «мячик»…
  • Действия: идти, гулять, купаться, спать… Да, и обязательно «писать» и «какать»! В свое время они здорово облегчат вам приучение к горшку.
  • Предметы: кроватка, пеленка, мыло, памперс, горшок… Все, с чем ваш кроха сейчас соприкасается.

А в случае необходимости жесты можно придумывать самим! Например, заменить трудновыполнимые.

Алина: Я взяла за основу американский язык жестов, ASL. Но кое-что пришлось сочинить самой.

Например, моя свекровь утверждала, что американский вариант слова «носки» на языке российских заключенных означает что-то неприличное. Она несколько лет работала врачом в колонии и знала, о чем говорит.

Так что нам с дочкой пришлось креативить! И наша переделка всех устроила.

Обучаем детей жестовому языку

Вы можете обучать грудничка прямо с рождения. Но использовать жесты ребенок будет после 8 месяцев, когда научится хорошо владеть ручками.

Чем раньше вы начнете, тем быстрее получите ответ.

Показывайте руками все, что разучили сами! Кроха успеет за вами. Ведь слова он тоже запоминает СРАЗУ, а не по одному.

Язык жестов станет для ребенка естественным, если вы будете соблюдать несколько правил:

  • ВСЕГДА увязывайте слово с жестом. Когда бы вы ни произнесли «памперс» — хоть среди ночи – вы должны тут же показать руками, что имеется в виду.
  • Лучше, если общаться с грудничком на новом языке будет не только мама. Папа, бабушка или дедушка могут оказать неоценимую помощь в обучении.
  • Сопровождайте жестикуляцию мимикой. Кроха должен почувствовать, что разговаривать так весело и интересно.

Алина: Я начала общение жестами со своим ребенком с 6 месяцев. Жестикулировала дома, на прогулках, во время еды, купания, чтения.. Всегда!

Новый способ общения так увлек, что о реакции окружающих я совершенно не заботилась.

А люди подходили, расспрашивали, завидовали…  Мы постоянно оказывались в центре внимания. Иногда мне просто надоедало всем объяснять, зачем я это делаю. Но результат того стоил!

 Как побудить ребенка использовать жесты

Ваше постоянство – лучший стимул для младенца.

Если он с раннего возраста привыкнет к тому, что мамочка все показывает ручками, то при первой возможности начнет вам подражать.

А при помощи некоторых хитростей можно слегка ускорить события.

  • Показывайте те предметы и явления, которые интересуют вашего карапуза. Музыка, собачка, птички, любимые игрушки…Тогда язык жестов для ребенка станет возможностью «обсудить» с вами то, что его волнует.
  • Жестикулируйте, когда читаете детские книжки или рассказываете стишки. Такие моменты, насыщенные положительными эмоциями, хорошо запоминаются.
  • Время от времени вы можете сами сложить ручки младенца и показать то, что нужно.
  • Если вам показалось, что кроха пытается жестикулировать, ОБЯЗАТЕЛЬНО тут же покажите этот жест и произнесите слово. Малыш должен почувствовать, что вы его поняли.

Когда ребенок начинает использовать жесты, он часто их путает.  Первый жест, который он освоит, может означать для него ВСЁ. «Дай!», «Я хочу!», «Пойдем!»

Это позже кроха разберется, что каждое слово нужно показывать по-своему. А на первом этапе он просто рад возможности поговорить.

Алина: Помню, как моя доченька однажды разговаривала с папой. Ей было тогда 9 месяцев, и она только что освоила жест «молоко». (В ASL он очень простой – нужно сжимать и разжимать кулачок).

Однажды вечером состоялся такой диалог.

Папа: Ах, ты моя доченька, хорошая!

Дочка (страшно довольная): МОЛОКО!

Папа: Ути-пути, мое золотко!

Дочка (вся в эмоциях): МОЛОКО!!!

И так далее. Оба прекрасно друг друга понимали.

Я уверена, что доченька жестикулировала осознанно. Она хотела сказать папе, что очень его любит.

Язык жестов для ребенка  — помощник в общении, пока он не освоит речь. Когда детки начинают говорить, то первое время восполняют недостающие слова жестикуляцией.

Когда же для каждого предмета появится слово, необходимость жестикулировать отпадет.

Но краткие месяцы, пока карапуз не заговорил, могут стать незабываемыми.

Начните сегодня – и ответ не заставит себя ждать.

Источник: http://inspire4women.ru/yazyk-zhestov-dlya-rannego-razvitiya-rebenka-kak-osvoit.html

Не пропустите тревожные жесты ребенка! Об этом важно знать к

Жестикуляция у детей

[artlabel id=»173114″]

Язык тела у детей очень выразителен и многое говорит о настроении, эмоциях, страхах. Обратите внимание на признаки, которые показывают, что малыш испытывает стресс.

Источник: pixabay.com

Мимику, жесты и позы, сигнализирующие о стрессе, обычно несложно распо­знать. Они кажутся излишними или неестественными. Если вы спросите малыша, зачем он так делает, он, скорее всего, затруднится ответить или скажет: «Просто так!» А вот тайные сигналы его тела могут рассказать о причинах гораздо больше.

4 способа избавиться от стресса

Даже самые маленькие дети подмечают, что во время их болезни родители становятся внимательнее и заботливее. Часто покашливая или втягивая воздух носом, ребенок неосознанно пытается вызвать жалость.

При первых признаках недовольства взрослых он пытается обезоружить их своей беспомощностью.

Не упрекайте малыша за симуляцию, а подумайте: не предъявляете ли вы к нему завышенных требований? Старайтесь чаще хвалить и доброжелательно реагировать на ошибки.

Источник: pixabay.com

Накручивание волос

Привычка наматывать прядь на палец вроде бы выглядит мило. Тем не менее это признак эмоционального напряжения. Повторяющиеся движения успокаивают и создают своеобразный островок стабильности в непредсказуемом мире.

Когда малыш погружается в знакомые ощущения, неприятности отходят на второй план. Необходимо помочь сыну или дочери найти другой источник положительных эмоций.

Это может быть воспоминание о чем-то приятном во время монотонной работы или планирование интересной игры.

Источник: pixabay.com

Закусывание губы во время разговора

Обычно этот жест говорит о том, что ребенок не согласен со своим собеседником, но боится возражать. Другая частая причина закусывания губы — попытка утаить часть информации.

Это движение свойственно детям, которые часто слышат от взрослых: «Тебя не спрашивают!» или «Не имей привычки спорить со старшими!». Вот он и не спорит, и лишь ранки на губах выдают его внутренний протест.

Внимательное отношение к мнению малыша подтолкнет его к откровенности.

Вальдорфская педагогика: растим ребенка без стресса

Некоторые дети так обнимают родителей, что вот-вот задушат. Иногда даже трудно понять, хочет ли он приласкать или причинить боль. Такое поведение свидетельствует о противоречивых чувствах.

Самой частой причиной является ревность к брату или сестре, а также «месть» ребенка за то, что его оставили в детском саду или отправили надолго к бабушке. Столкнувшись с удушающими объятиями, постарайтесь аккуратно освободиться от них и спросить малыша, не обижен ли он на вас.

Возможно, он не сможет четко сформулировать претензии, но поймет, что вы готовы выслушать его, и в следующий раз захочет поделиться переживаниями.

Источник: pixabay.com

Беспокойные руки

Заламывание пальцев или кистей рук выдает волнение и неуверенность в себе. Эти признаки можно увидеть в те моменты, когда малыш понимает, что пристальное внимание взрослых обращено на него. Боясь разочаровать или рассердить их, он пытается найти удобную позу, чтобы почувствовать себя более комфортно. В такие моменты ребенок нуждается в ободрении и поддержке.

10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

Находясь в хорошем расположении духа, малыш улыбается, тщательно скрывая зубы, из-за чего улыбка кажется напряженной. Открыто демонстрировать радость ему мешает страх показаться слишком шумным и шаловливым.

Постоянно сталкиваясь с требованиями «не баловаться» и «не галдеть», малыш теряет естественность в поведении.

Спокойное отношение взрослых к его эмоциональным реакциям поможет ребенку оттаять и снова смеяться от души.

Источник: pixabay.com

Дневник наблюдений

Все эти признаки сигнализируют о психологическом дискомфорте: важно научиться обращать внимание на события, провоцирующие их появление. Можно вести записи — отмечать частоту проявления тех или иных жестов, условия, при которых они становятся чаще или реже.

Дневник поможет родителям наблюдать за собственным поведением и увидеть те приемы, которые усиливают стресс. Какие, например?
Осуждение Обратите внимание, как часто вы начинаете фразы, обращенные к ребенку, с порицания: «Что же ты не посмотрел по сторонам?», «Ты что, не слышала, что сказала воспитательница?!».

Сократите число таких реплик, чтобы малыш не воспринимал обсуждение допущенных им оплошностей как выговор.

Как распознать стресс у ребенка

Вопросы Да, малыши нуждаются в контроле, но в некоторых ситуациях его лучше замаскировать. Ежеминутно спрашивая ребенка, сыт ли он, не холодно ли ему, не вспотел ли, вы заставляете его отвлекаться от игр и пребывать в напряжении.

Сосредоточьтесь на косвенных признаках, указывающих на его самочувствие: цвете лица, активности, быстроте реакции и т.д.
Рекомендации Вспомните, как часто чужие советы мешают вам творчески мыслить, заставляют следовать стереотипам и нарушают личное пространство.

Каково же малышу, которому постоянно «помогают»? Оставьте за ребенком право на ошибку. Когда, как не в детстве, рисовать розовых медведей и квадратные звезды?

Источник: pixabay.com

Чудесные превращения

  • Полностью избавить малыша от лишних движений — задача непосильная, да и бесполезная. Лучше направить энергию не на внешние проявления стресса, а на причины их появления.
  • Внимательно относитесь к ситуациям, когда ребенок волнуется или переживает. Старайтесь заранее подготовить его. Так, большинство маленьких детей испытывают страх в незнакомых местах, потому что не представляют, что там будет происходить. Подробно опишите последовательность событий и действий: «Сейчас мы зайдем в поликлинику, ты снимешь куртку, и я сдам ее в гардероб. Потом мы поднимемся на второй этаж и пойдем к врачу за справкой».

Можно ли избавиться от стресса с помощью сказки

  • Не акцентируйте внимание малыша на том, что он делает какие-то странные движения. Дошкольнику не под силу контролировать эмоции, поэтому вы лишь заставите его больше нервничать и искать другой выход для напряжения (а он может оказаться неудачным).
  • Если беспокоящие вас движения появляются слишком часто, придумайте несколько занятий, на которые всегда сможете переключить внимание малыша. Предложите обсудить недавно просмотренный мультфильм или прочитанную вчера на ночь книгу, скажите что-то смешное, вместе посмотрите в окно.
  • Подскажите, как достигать душевного равновесия другими способами. Научите сына или дочь жестикулировать во время разговора: выразительные движения руками избавят от чувства скованности.

Автор текста: Мария Баулина, нейропсихолог

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/ne-propustite-trevozhnye-zhesty-rebenka-ob-etom-vazhno-znat-kazhdoj-mame/

Жесты в речевом общении, формирование невербальных способов коммуникации у детей с ОВЗ — Мама Света

Жестикуляция у детей

Жестикуляция (движение рук и тела) является ярким дополнением к обычному речевому общению, но также может стать основным невербальным способом коммуницировать у детей с разными нарушениями развития. Это кинетическая система знаков моторного происхождения.

Сопровождающие нашу речь или заменяющие ее телодвижения должны быть понятны для широкого круга масс. В формате данной статьи мы рассмотрим жесты в речевом общении, как его часть, а не как отдельный способ общаться.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) обычно имеют ограничения по вербальным способам выражать свои мысли и потребности, потому им просто необходимо пользоваться указывающими, условными, эмоциональными, подчеркивающими и другими типами жестов, дающих максимально полную информацию об их эмоциях и состоянии, а также об отношении к поступающим стимулам извне.

В идеале мы всегда стремимся данным способом не заменить активную речь ребенка, а лишь восполнить ее недостатки. Его употребление лучше дозировать, чтобы вспомогательное средство общения между людьми не стало основным.

Как правило, самыми простыми и понятными даже для детей с ограниченными возможностями считаются действия, которые мы совершаем повседневно: киваем головой в знак согласия или отрицания, машем рукой, чтобы привлечь внимание, показываем пальцем для обозначения предмета и т.д. При помощи них можно донести до ребенка смысл соотносимого с действием слова.

И в первую очередь внедряются конкретные понятия, которые важны и необходимы при развитии малыша на данном этапе, помогающие сформировать смысловую сторону речи.

Использование жестов в речевом общении с детьми с ОВЗ и их польза

Я не буду много писать про виды и классификации жестов, а лишь дам основные, которые играют важную роль в общении с ребенком, особенно на начальном этапе.

Как правило, малышей обучают стандартным выразительным жестам – общеупотребительным моторным действиям, обозначающим наиболее часто встречаемые слова в жизни ребенка до 1,5 – 2 лет.

Это классические начальные знаки и некоторые дополнительные из жестовой речи.

Жесты в речевом общении для начального этапа коммуникации

Любой специалист скажет, что вводить сразу много жестов нельзя. Используйте только те, которые чаще всего встречаются в жизнедеятельности ребенка и затрагивают его интересы. Вполне хватит 3-5.

Он должен многократно их использовать, а вы озвучивать, чтобы запомнить и соотнести с обозначаемым словом. Такие жесты могут быть модифицированы под конкретную ситуацию.

Больший объем составляют выразительные жесты.

Они являются при подобном подходе неким переходным этапом к развитию экспрессивной речи и закладывают предпосылки для овладения структурой изучаемого языка, а также учат акту имитации, что страдает у многих детей с аутизмом, тяжелыми нарушениями речи, серьезными задержками психического развития и т.д.

Со временем они понимают, что могут оказать влияние на окружающих таким способом, потому охотно обучаются. К тому же основная масса жестовых действий заключает в себе основную информацию о признаках предмета или особенностях действий, что позволяет лучше запомнить и воспроизвести затем показанное и сказанное.

Мы задействуем несколько анализаторов и заставляем их слаженно работать, а это в свою очередь улучшается фонематический слух, восприятие, мышление и другие психические функции.

Жест «на» или «возьми» – протягивается раскрытая ладонь, будто что-то предлагаете, при этом делается акцент на том, что нижняя челюсть опускается вниз, звук произносится протяжно.

Жест «дай» – просьба что-то дать изображается сжиманием пальцев несколько раз и приманивающим движением ладони. Произносите слово протяжно, растягивая больше всего гласный звук.

Указательный жест «там» – указываем направление указательным пальцем, вытянув руку в нужную сторону.

Указательный жест «вот» – показываем пальцем на близкий предмет, растягивая гласный звук и округлив губы.

Согласие «да – киваем головой вверх – вниз. При этом можно использовать картинки, к которым ставится вопрос. Например, Это кошка? – Да (киваем).

Жест отрицания (нет) – поворачиваем несколько раз голову влево – вправо и одновременно машем ладонью в том же направлении. Используем картинки, как в предыдущем пункте.

Жест одобрения – показываем знак «класс», сжав четыре пальца в кулак и подняв вверх большой.

Жест порицания «ай – ай – ай» – указательный палец вверх, остальные сжаты в кулак, махаем поднятым пальцем влево – вправо. Рука от кисти до локтя при этом тоже поднята вверх.

Жест «иди сюда» – махаем ладонью по направлению к себе, как бы подзывая ребенка.

Жест «тихо» – указательный палец подносим вертикально к губам и издаем звук «тшшшш» или плотно смыкаем их.

Жест «пора спать» – ладони внутренней стороной складываем вместе и подносим под щеку, наклонив голову немного набок.

Жест приветствия – машем ладонью влево – вправо.

Жест прощания – ладонью машем вверх – вниз, слегка приподняв руку от локтя до кисти.

Обозначение «мало» – две ладони складываем горсткой друг напротив друга.

Обозначение «много» – такими же сложенными ладонями делаем широкий круговой жест.

Жест «один» – указательный палец показывает вверх.

Обозначение «маленький» – большой и указательный пальцы приближаем друг к другу, оставив маленькое расстояние между ними. Можно изобразить данную величину ладонями, сблизив их почти вплотную.

Обозначение «большой» – разводим руки в стороны, будто вот-вот что-то обхватим.

Если некоторые жесты появляются сами по себе – это хорошо – значит, ребенок стремится к общению, что следует только подкреплять.

Некоторые простые жесты, которые вводятся после приведенных выше или наряду с ними, могут обозначать существительные (предметы) и даже притяжательные местоимения.

Детки с ОВЗ, в частности с нарушениями интеллекта, быстрее и лучше усваивают жесты, нежели значения произносимых слов.

Вы можете складывать из двух-трех жестов предложения по мере усвоения отдельных жестовых символов, но не забывайте, что это не заменяет оречевления всего процесса.

К примеру, предложение «Дай вон тот мяч!» вы можете уложить в три жеста: «дай» + указательный «вот» + «мяч».

Имейте в виду, что не все дети с особенностями развития могут сразу повторить за вами жест. В большинстве случаев вам придется действовать его руками, чтобы заложить программу движений. Когда жест усвоен, побуждайте ребенка к произнесению хотя бы звука из слова, которое он обозначает.

Сложные явления и действия, содержащие абстрактные и временные понятия, не всегда можно изобразить простым жестом, потому вы либо пользуетесь абстрактными знаками, которые придумали сами, либо подбираете их вместе со специалистом.

Эмоциональные жесты (удивление, печаль, слезы, радость) появляются самостоятельно после 1-1,5 лет при нормальном развитии, но детей с ОВЗ часто приходится обучать им.

Подчеркивающие жесты (болит голова, насморк) появляются или прививаются чуть позже, в основном они обозначают состояние ребенка.

Если у него сформировался какой-то свой жест в ответ на ситуацию (он мотал головой, так как не хотел есть суп, а потом стал использовать мотание головой, как жест отрицания), не исправляйте.

Основные типы жестов в невербальной коммуникации

Условно можно поделить жесты в невербальной коммуникации, которые разрешается использовать как дополнение в речевом общении, на 4 группы.

  • Жесты-символы – в каждой культуре, социуме, коллективе могут быть свои, обусловленные интересами и рамками данного общества, группы людей.
  • Жесты-иллюстраторы – простые приемы невербального общения, помогающие наполнить высказывание информацией и лучше пояснить его (указание пальцем в сторону предмета, изображение какого-то объекта и его действия). Они часто используются в обучении детей с ОВЗ, так как легко запоминаются.
  • Жесты-регуляторы – выражают отношения говорящего к чему-либо или к кому-либо. Улыбка, рукопожатие, кивок головой в знак согласия – все эти движения относятся к данной группе. Многие из них относятся к нормам делового или дружелюбного поведения.
  • Жесты-адапторы – выражают привычки людей.
  • Жесты-аффекторы или эмоциональные жесты – дают возможность отразить в них свои эмоции (накручивание волос на палец, постукивание ногой, чесание кончика носа).
  • Есть еще жесты-эмблемы – заменяют в разговоре слова и фразы (реверанс, приподнимание шляпы, ок).

Разные авторы по-разному смотрят на классификацию речевых жестов, выделяя по несколько новых пунктов к каждому из перечисленных.

Правила работы с жестами в речевом общении

Существуют несколько правил при обучении детей с ОВЗ жестовому общению. Я о них уже вскользь сказала.

  • Атмосфера должна быть положительной.
  • Вводятся жесты, обозначающие слова, с которыми ребенок знаком из повседневной жизни. На начальном этапе используем самые простые «привет», «пока-пока», «дай», «возьми» и т.д.
  • Всегда делаем связку «жест – слово», т.е. оречевляем любой моторный заместитель.
  • Не перегружайте вокабуляр ребенка. Берем 3-5 жестов и закрепляем их вместе со словарем.
  • Помогайте ему, если повторение (имитация) дается с трудом.
  • Не модифицируйте знакомые жесты. Употребляйте всегда их в том виде, который ребенку знаком.
  • Вводите новые знаковые символы, но не забывайте повторять уже усвоенные ранее.
  • При занятиях ребенок должен видеть взрослого, а также отслеживать его артикуляцию, чтобы соотнести действие со словом.
  • Все вводимые символы репетируются до занятий. Заминок или неправильной подачи материала быть не должно.
  • Всегда хвалите малыша за старания!

Многие логопеды-дефектологи работают по принципу привязывания жеста к звуку. Вы тоже можете сделать такую градацию.

Например, способ кинетического ударения дает возможность акцентировать внимание на ударном слоге или на каждом слоге для выделения их количества.

Это могут быть как однократные, так и многократные жестовые ударения (указательный палец опущен вниз и стучит по столу, хлопки ладошами и т.д.).

Метод жестов облегчает усвоение речи не только у детей с особенностями развития. Его можно дозированно применять с обычными ребятами. Учтите также, что жесты не заменяют речь! Полная замена происходит только в единичных случаях, когда вербальные функции не подлежат восстановлению. Если вы решили обратиться к этому методу, то помните, что живая речь в приоритете!

Источник: https://mamasveta.com/zhesty-v-rechevom-obshhenii-formirovanie-neverbalnyx-sposobov-kommunikacii-u-detej-s-ovz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.