Жива мезенская роспись

Содержание

Мезенская роспись – что это такое, история возникновения, на каком материале выполняется, основные цвета и элементы

Жива мезенская роспись

Среди древних народных промыслов есть забытые техники и те, что используются мастерами в наши дни. В числе последних и мезенская роспись, отличающаяся необычными орнаментами и символичностью каждой детали узора. Она украшала предметы быта крестьян с рождения и до самой смерти.

Что такое мезенская роспись?

Стремление украсить свое жилище и предметы быта в нем можно заметить еще в те времена, когда люди жили в пещерах.

С развитием цивилизации народные промыслы использовались еще активнее, существенно отличаясь друг от друга в зависимости от региона, в которым жили мастера.

Мезенская роспись – это одна из таких самобытных техник нанесения узора на домашнюю утварь родом из северных регионов России.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г.

Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись.

Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно.

Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая.

Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Современная мезенская роспись

До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.

Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:

  1. Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
  2. Северодвинском заводе «Декор Севера», изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.

Мезенская роспись – изделия

Современная мезенская роспись птицы, животные, орнаменты и растительные элементы наносится на деревянные изделия домашнего обихода для самых разных нужд:

  • украшения: бусы, серьги, браслеты, кулоны;
  • шкатулки;
  • гребни для волос;
  • декоративные тарелки и ложки;
  • туески и короба для сыпучих продуктов;
  • солонки, наперстки;
  • прялки;
  • детские игрушки: матрешки, лошадки;
  • елочные украшения.
Гжельская роспись – один из промыслов народов России. Она имеет свои особенности и правила, касающиеся техники исполнения. Будет интересно узнать чем выполняются рисунки и основные приемы этого направления.Точечная роспись является уникальной техникой нанесения изображения. Для качественного ее выполнения важно знать, как правильно выбрать материалы, подготовить поверхность, нанести рисунок. Полезными будут идеи узоров и нюансы работ.
Городецкая роспись – вид народного художественного промысла 19 века. Любой уважающий себя ценитель старинного творчества должен быть с ней знаком. Для тех, кто находится в начале пути, процесс будет интересным благодаря ярким краскам и содержательности.Выжигание по дереву – интереснейшее хобби, у которого имеется масса поклонников. Пирография используется любителями народного промысла для искусного украшения декоративных поделок, изготовления оригинальных картин из листовой фанеры или древесины.

Источник: https://womanadvice.ru/mezenskaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-vozniknoveniya-na-kakom-materiale-vypolnyaetsya-osnovnye-c

Узоры и орнаменты мезенской росписи

Жива мезенская роспись

Река Мезень, которая протекает в Архангельском крае, дала название удивительной по своей красоте и самобытности русской росписи – мезенской.

Росписью украшались предметы быта, интерьера, посуды.

Помимо домашней посуды и утвари мезенскими орнаментами были украшены сверху донизу волнистыми линиями и горизонтальными прямыми, спиралевидными завиткам и многочисленными штрихами прялки.

Как появилась мезенская роспись, откуда взялись необычные узоры и орнаменты – современные учёные-историки однозначно сказать не могут. Однако архаичность символов, подводит к мысли о том, что сутью являются древние мифы, знания, составляющие основу мировоззрения наших предков, живших давным-давно на севере.

Вот это мифологическое мировоззрение, поступающее сквозь тысячелетия, проявляющееся в орнаментах и узорах мезенской росписи, и является для нас ценным.Поняв его суть – можно открыть те знания, и почесть те послания, которые вложили наши предки в окружающие их, бытовые, простые, казалось бы, предметы.

И вместе с тем, в мезенской росписи много загадок. При кажущейся простоте в наборе и чередовании красок (основных цвета два – красный и чёрный), глубинный смысл весьма значителен. Даже в современном толковании, красный цвет символизирует жизнь, огонь, кровь, радость. Черный же цвет – смерть, земля, космос, печаль. Ну а что же сокрыто в узорах и орнаментах?

Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.
Давайте разбираться вместе.

Прежде всего, следует отметить, то узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса), что перекликается с расположением узоров вышивки на древней одежде наших предков. Это символизирует три мира : нижний (подземный, скрытый), средний (наземный, наш мир, проявленный) и верхний (небесный мир богов).
Интересно, что в мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц.

На средних и нижних уровнях изображаются кони или олени.

Образ коня связан с землёй — источником жизни (конь помогал пахать землю, улучшая её плодородие), В то же время, символ коня у русского народа является неким оберегом от тёмных сил (вспомним конёк на крыше избы) и талисманом на удачу (конская подкова на входе).

Образ оленя у многих народов связан с небесами. Рога оленя часто символизируют Мировое Древо (Древо жизни). В рогах своих олень может переносить Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы.

Поэтому, культ оленя у малых северных народов до сих пор сохранился. Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.

Уровни миров в мезенской росписи разделены горизонтальными, богато орнаментированными полосами. Элементы таких орнаментов, часто используются в мезенской росписи. Если говорить о семантике простых мезенских орнаментов, то не вызывает сомнения, что знаки символизируют собой первоэлементы – стихии огня, воды, земли и воздуха.

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы.

Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику.

В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду.

В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров.

Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года.

Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (вспомним даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом.

Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.

Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы.

Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии.

Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение.

Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Знаки земли в мезенской росписи

Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений.

Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Что касается техники и технологии росписи, то об этом — в последующих статьях.

Можно отметить только ту характерную особенность, что роспись наносилась на негрунтованное дерево либо кисточкой из человеческого волоса, либо пером глухаря или тетерева, либо специальной деревянной палочкой (тиской).

Затем на художественное творение наносилась олифа. Это способствовало образованию защитного слоя, одновременно придавая творению золотистый цвет.

В настоящее время техника и технология мезенской росписи сохранились, в основном — разве что чаще стали применяться современные кисти. Однако, глубинное отличие современной мезенской росписи от старой ощущается. Дело в том, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как, в нынешнее время, ею занимаются, в основном, женщины.

Похожее

Источник: https://rusorn.ru/%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8/

Символика мезенской росписи

Жива мезенская роспись

Домашняя, деревенская утварь, густо испещрённая разнообразными узорами в виде ромбов, квадратов, звёзд, крестиков, прерывистых, волнистых и продолговатых линий с геометрическим орнаментом, изображающими животных – всё это включает в себя мезенская роспись. Короба из бересты, прялки, доски, тарелки, ковши завораживают своим декором, напоминающим символические наскальные рисунки.

Мезенская роспись – история возникновения

Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.

В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.

Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.

Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.

В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.

Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.

В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.

Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.

Элементы и символика мезенской росписи

Глубина многоярусных символов росписи притягивает взгляд и интригует мифологическим прошлым  северных народностей древности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точки, расположены строго на своих местах и несут сокральный смысл.

Здесь отражается три мира: подземный, наземный и небесный, что является основой шаманизма народов Севера. Между схематичным изображением миров оставляли место для нанесения схематических символов животных, птиц и природных явлений.

При пристальном разглядывании этих простых линий, можно прочитать, что задумал мастер в своей работе:

  • прямая линия — показывает на земную твердь;
  • косые, исходящие от прямой – природу, проявленную через слезы небес: дождя, града и гнева стихии — грозы;
  • волны и изгибы – отражают водную бушующую стихию;
  • многочисленные короткие штрихи или пунктиры – первоэлемент природы, показывающий ветер и воздух;
  • спиралевидные узоры – символ, объединяющий в себе силу энергии огня и солнца, пульсацию движения и скоротечности времени. Спираль — часто встречающийся элемент в природе, от неземных галактик до морской раковины. И в росписи этот знак сопровождает почти все узоры.

Предметы, в частности прялки, разделялись схематично на три части. Каждая часть обязательно разделена двумя параллельными горизонтальными полосами различной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.

Каждый элемент имеет определённое значение и располагается в определённом порядке:

  • Одиночные красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнечного светила по горизонту, являющееся символом жизни. Если конь изображался на крыше жилища, он являлся оберегом. Солярные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
  • Птицы: гуси, утки и лебеди, считаются душами умерших, которые находятся всегда поблизости с миром живых.
  • Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
  • Ели, сосны или лиственницы — олицетворение мужской силы.
  • Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь каждому бьющемуся сердцу на земле.

Техника выполнения

В наше время техника палащельской росписи сохранила свою знаковость и символизм. Как и в старые времена, работа выполняется мастерами полностью вручную. Изменились лишь инструменты для нанесения картинки. Ведь в древности схемы наносили тоненькими палочками и птичьим пером.

После создания узора или орнамента поверхность предмета покрывают олифой для того, чтобы сохранить яркость красок. А также для того, чтобы изделие не темнело.

На севере страны — Архангельске и Северодвинске работают предприятия по производству сувенирной продукции.

Кроме кулонов с символикой, можно приобрести подносы, декоративные доски и колокольчики, тарелки, солонки, шкатулки и многое другое.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

На каком материале выполняется роспись?

В старину для росписи кухонной посуды использовали преимущественно берёзу из-за однородной гладкой древесины и высокой плотности.

Древесину пихтовых деревьев, обладающую более светлым тоном и приятным хвойным ароматом применяли для прялок.

В наше время на предприятиях используют не только деревянную основу.

Рисунок палащельской росписи наносят также и на ткани, и кожаные изделия применяя специальные акриловые краски.

Основные цвета в росписи

Мезенский декор рисуют в традиционных цветах палащельской росписи – красном и черном.

В древние времена для получения красного цвета приходилось смешивать собранный с берегов реки красный камень, растёртый мергель и смолу лиственницы. После нагревания в печи получалась краска нужного цвета.

Чёрный цвет добывали точно таким же способом, только вместо мергеля использовали сажу.

В настоящее время применяются различные краски, но в основном для росписи изделий используют гуашь и акрил.

Источник: https://posudaa.ru/istoriya/simvolika-mezenskoj-rospisi

Мезенские изделия: описание, виды, символика. Изделия мезенских мастеров

Жива мезенская роспись

Откуда произошло это ремесло? Деревенька Палащелье, которая расположилась на живописном берегу реки Мезень, определила название целого направления в декоративном русском искусстве. В некоторых печатных изданиях можно увидеть другое название этой росписи — Палащельская. Художественная роспись по дереву — мезенская роспись поражает самобытными орнаментами и непосредственными рисунками.

Большую популярность промысел приобрел в 19 веке. Короба и прялки от реки Мезень распространились по Пинеге и Онеге. Мезенская роспись — это декоративно-прикладное искусство. Начало берет во времена славянских племен.

Мезенская роспись. Обсуждение первоистоков

Что породило такую роспись, неизвестно. Некоторые историки говорят, что мезенская роспись родом из Коми, другие считают, что первоисточником были древние греки со своими рисунками.

В настоящее время это трудно установить, так как со времен ее возникновения прошли сотни лет. Широкое признание искусство получило с начала 1904 года. Академик Рыбаков находил в росписи элементы скифской культуры.

Наскальные рисунки Заонежья увидела в ней Жегалова С.К.

Приобщение детей к народному ремеслу

Знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом — это приобщение к культуре и быту северных народов. При нанесении узоров и орнаментов росписи развивается детский художественный вкус, обогащается словарный запас названиями орнамента: ромб, завиток, зигзаг, спираль, контур и т. д. Дети учатся рисовать простые геометрические фигуры, животных.

С одной стороны рисунки орнамента, особенно животные, выполнены вычурно и абстрактно. Дошкольники любят копировать предложенные учителем рисунки оленя или коня. Каждое изображение отличается от другого появлением дополнительных элементов. Они настолько притягательны и понятны, что дети с удовольствием их повторяют.

Это лишний раз подтверждает то, что эта роспись зарождалась как наскальная.

Прялки — изделия мезенских мастеров, которые первыми в древние времена были удостоены росписи. Уникальность их состояла не только в изысканности рисунка, но и в форме. Они изготавливались из цельного куска дерева, и днищем их служил корень.

Лицо каждой прялки расписывалось одинаково: верхняя часть изображала небо, средняя — землю, а нижняя — подземное царство. На небе должны были быть птицы и окно для общения с высшими силами. Обязательными элементами были олени, лошади, и дерево с птицей.

В последнем ряду также были изображены лошади и олени, но они были черные. На оборотной стороне прялки могла быть надпись, например, посвященная любимому человеку, если прялка была подарком мужа жене. Прялка также была и необходимым атрибутом каждой северной девушки.

Когда собирались девичьи посиделки, то каждая ставила свою прялку так, чтобы было видно ее лицо, которое было расписано индивидуально. Кода девушка выходила замуж и переезжала жить к мужу, прялка следовала за ней и называлась собойная.

Прялка в доме была на особом положении и к ней относились с почетом и благоговением.

Техника нанесения росписи

В те далекие времена исключительно мужское население занималось таким престижным ремеслом, как мезенская роспись. Традиция состояла в том, чтобы передавать его по наследству. В мезенской росписи всегда присутствовало два цвета: красный и черный.

Первые мезенские рисунки писались красной глиной и черной сажей, которые растворялись в смоле лиственницы. Писались рисунки деревянной палочкой, перьями птиц или кисточкой, сделанной из человеческих волос.

Узор наносили на необработанную древесину, потом изделие покрывали олифой, и от этого дерево становилось золотистым.

С тех пор техника нанесения мезенской росписи не изменилась за исключением орудия нанесения рисунков. В настоящее время преимущество отдается кисти.

Орнамент был не произвольным, а символическим. Толкование некоторых символов уже утрачено, но техника сохранилась та же. Все элементы орнамента статичны и только благодаря тому, что они неоднократно повторяются, в рисунке появляется динамика и движение.

Мезенская роспись, символика, элементы орнамента

Символы своими корням уходят в мифологию и отображают культуру и жизненные ценности народов Севера. Для рисунков характерна многоярусная узорчатость, что указывает на шаманское происхождение. Три уровня символизируют три мира: небо, земля и подземелье. На нижнем и среднем уровнях располагаются животные: лошади, олени.

Верхний уровень, небесный, заполняют птицами. Животные рисуются в красных и черных тонах, что можно также толковать как сочетание живого и мертвого миров. Конь у народов севера на особом положении и имеет значение оберега. Он символизирует жизненное начало и является также источником благополучия.

Каждый уровень отделяется полосой, которая состоит из повторяющихся рисунков.

Земля на рисунках обозначается прямой линией. Если она расположена внизу, то это земная твердь, если вверху, то небесная. Земля в мезенской росписи имеет большое значение, так как это плодородие, защита, материнский оберег. Графическое изображение земли на рисунках — квадрат.

Вода на рисунке может обозначаться косыми линиями. Она имеет несколько значений. Небесная вода, которая орошает землю в качестве дождей. Это живительная влага может быть с градом. Может изображаться волнистой линией, находиться рядом с прямой линией или возле водоплавающих птиц.

Ветер. Мелкие короткие линии, сопровождающие орнамент, обозначают ветер или свежий воздух. Этот элемент связан с мистикой и имеет Божественное начало. Это то, что существует, но невидимо и неосязаемо.

Кроме божественного значения, этот символ может обозначать и демонические образы и представлять разрушительную силу. Как и всякий ветер, он может быть легким и приятным, а может нести ярость и разрушение, но без него невозможно земное существование. Это творческое начало.

Мезенская роспись изображает ветер как покоренную стихию в виде черточек на скрещенных линиях. Эта композиция похожа на ветряную мельницу.

Значение символа «спираль»

По мнению академика Б. Рабакова, спираль в мезенской росписи относится к мифологии. Это солнце, которое движется по орбите. Мезенская роспись изобилует множеством спиралей, которые присутствуют по всему рисунку. Они везде: крутятся возле животных и присутствуют в орнаменте.

Спираль может обозначать не только солнце, а также смерчи, водовороты и является самым распространенным элементом декора. Спирали бывают разные. Если спираль сжата, она обозначает энергетический клубок. Приближенная к кругу символизирует цикличность смены времен года. Сочетание женской и мужской энергии обозначает спираль двойная.

Спираль, стремящаяся вверх, соответствует мужской энергетике, стремящаяся вниз — женской. Двойственность спирали может еще обозначать деторождение.

Элементы, символизирующие процветание в росписи мезенских умельцев

Символика и элементы мезенской росписи, которые символизировали процветание, изображали повсюду, желая себе добра. Их располагали на посуде, что предвещало никогда не голодать, на свадебных нарядах, что означало быть плодовитой и иметь полную семью.

Вообще вся мезенская роспись посвящена изобилию. Это выражается в изображениях цветов, плодов, семян. Иногда применялось двухрядье, где символы располагались в порядке клеток шахматной доски.

Ромб как символ изобилия часто располагался в виде непрерывной цепи, что указывало на дерево жизни.

Значение символа «птицы»

Птица — популярный знак, который означает дары и предвестника хороших новостей, особенно если она сидит на верхушке дерева. Птица, пожалуй, самый распространенный символ, который используется в рисунках народных умельцев.

Северные народы имеют традицию размещать птиц из дерева в углу своей избы, который должен быть непременно красным (предполагает воображаемое дерево).

Лебеди, гуси, уточки обозначали умерших предков, которые оберегают и помогают живым родственникам в тяжелую минуту.

Животные в символике

К числу самых распространенных символов в мезенской росписи относятся изображения животных, таких как олени и лошади.

Причем в мезенской росписи кони имеют необычную окраску, не свойственную этим животным. Их мастера раскрашивали в красные и оранжевые цвета. Иногда они заштриховывались решетками.

Вместо копыт часто рисовали вычурные перья. Ноги лошадей были неестественно тонкие и длинные.

В рисунках коней принято располагать напротив друг друга часто с воюющими наездниками. Вокруг животных часто изображались солярные символы.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет).

Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков.

Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал.

Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины.

Самым выдающимся мастером–художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше – в доме тише”, — известная славянская поговорка.

Палащельская роспись в наши дни

Сейчас на Севере в таких городах, как Архангельск и Северодвинск, изготавливаются множество сувениров в стиле мезенской росписи.

Современная мезенская роспись несколько отличается от древней. Она стала не такой графичной. Она мягче. Это происходит потому, что поменялся инструмент, которым выполняется рисунок — перья сменили кисти. Мезенская роспись в наши дни приобретает другой смысл. Сейчас используются только символы и образы, которые не так красноречиво рассказывают о жизни северных народов.

Источник: https://FB.ru/article/164501/mezenskie-izdeliya-opisanie-vidyi-simvolika-izdeliya-mezenskih-masterov

Мезенская роспись: схемы узоров и орнаментов для начинающих

Жива мезенская роспись

Знатоки и любители творений мезенских художников часто называют их волшебными. Кто-то употребляет это слово в переносном смысле, а кто-то и в прямом.

Мезенская роспись действительно несет в себе не только глубокий смысл, но и мощную созидательную энергию.

Вещи, расписанные мастерами, помогают почувствовать себя более сильным и цельным, пробуждают генетическую память, устанавливают связь с родом, обеспечивают помощь и поддержку светлых сил.

Исследователи славянских древностей утверждают, что в отдельных вещах, выполненных по всем правилам этого загадочного искусства, могут быть заключены секреты успеха в любви, карьере и бизнесе, что с его помощью можно нарисовать картинки, способные преодолеть бесплодие, обеспечить хороший урожай, долголетие и победу. Как найти ключ к тайне мезенского феномена, как понять, что он может означать, как заставить его служить современному человеку? Давайте разберемся.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи

Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний.

В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века.

Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень.

Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

Символика узора: вспомним то, что знали наши предки

Символы земли, воды, огня и ветра в мезенской росписи.

Земля

Невелико количество художественных приемов, которые использует мезенская роспись, элементы росписи предельно просты. Это не ограниченность и тем более не убожество. Это принцип. Жить нужно просто, тогда ты будешь счастливым. Нужно уметь выделять в жизни главное, и не позволить никаким злым силам тебя от этого главного отвлечь.

Один из главных символов мезенского искусства – земля. Представления древних земледельцев из первобытных племен финно-угров состояли в том, что земля – это основа, мать и кормилица.

Символом земли в росписи изначально был квадрат. Внутри квадрата – разные благоприятные ситуации и пожелания: земля, в изобилии напитанная влагой, согретое солнцем весеннее поле, семена, прорастающие на распаханной пашне, здоровые и мощные растения.

От этих символов зависела жизнь, её продолжение. Они обладают взрывной мощью от той энергии, которой наполнили их многие поколения землепашцев. Они до сих пор читаются сознанием и подсознанием, вызывают в качестве отклика подъем здоровой созидательной энергии у каждого человека.

Отдельно следует обратить внимание на целые ряды полос на росписи – они показывают процесс обработки земли, появление на ней борозды, созданной плугом, а также знаки влажной земли, когда внутри квадрата появляются желанные символы капель, косого дождя, а также сильного ветра.

Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба.

Вода

Вода в символике мезенских художников – не только посланные сверху капли, линии косого или прямого дождя. Волнистые линии часто окружали один из основных орнаментов, означавший союз стихий, рождение новой жизни.

Счастье и благополучие – это соединение земли, воды, порождающее прекрасное дитя, новую жизнь, возникающую из зерна.

Волнистые линии в рисунках росписи постоянно сопровождают прямые – это залог благополучия и продолжения жизни.

Огонь

В мезенской росписи всего два цвета. Один из них черный – символ земли, воды, тела живых существ, второй красный – символ огня, жизни, одухотворяющей энергии и отчасти самого духа. Если земля – квадрат, вода – линия, прямая или волнистая, то все элементы орнамента, стремящиеся к форме круга, — символ огня, солнца, энергии, созидания и разрушения.

Самые мощные символы огня – спирали, двойные спирали, а также канонические солярные знаки. Позднее символом солнца стал крест или крест в круге.

Ветер (воздух)

Мезенская роспись кажется очень мощной и динамичной. Она просто пронизана воздухом и движением. Воздух – самая древняя и самая непостижимая из стихий, символ духа.

Только ветер носился над бездной до сотворения мира. Ветер (наряду с водой), скорее всего, символизируют многочисленные короткие штрихи, обильно рассыпанные в композиции росписей.

Мелкие штрихи, символизирующие ветер и воздух.

Воздух непосредственно связан с огнем, именно он его раздувает и заставляет расти. Символику спиралей тоже можно считать относящейся к воздуху, символом его мощи, сгустком энергии.

Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов

Количество сюжетов мезенской росписи, при всей ограниченности художественных средств, может быть бесконечным. Основные сочетания знаков в них повторяются.

Важнейший символ изобилия и благосостояния – ромб. Сознание воспринимает его как видоизмененный квадрат, символ зачавшей земли. Логическое продолжение ромба – множество ромбов, их цепочка, говорящая о роде, череде рождений, непрерывности жизни.

Символы благополучия размещали на одежде и полотенцах, использовали при украшении жилищ. Основные фигуры дополнялись символами энергии, изображениями растений, цветов и плодов. Для кого-то главным центром композиции становился крест, дополненный четырьмя спиралями. Кто-то делал основой композиции квадрат, символ земли и стабильности, кто-то окружал ромб цветущими растениями.

Предлагаем посмотреть интервью мастера мезенской росписи Куликовой И.Ю., которая рассказывает об истории и значении узоров.

Для каждого мастера или мастерицы, для каждой прялки, братины, вышивки композиция, призывающая благополучие и изобилие, была строго индивидуальной. Это было действительно сакральное творчество.

При этом азбука росписи должна была использоваться грамотно, общая схема соблюдалась, неписанные правила никогда не нарушались. Самым важным считалось не достижение личного успеха, а сохранение общей гармонии мироздания.

Эти же законы следует выполнять художникам, которые учатся мезенской росписи сегодня.

Узоры в простой и косой клетке

Рассмотрим несколько сюжетов, расположенных внутри квадрата или ромба (простой или косой клетки).

Самый простой рисунок в квадрате со сторонами красного цвета может изображать несколько извилистых линий, нарисованных сверху вниз. Таких линий может быть от пяти до десяти. Они изображают дождь, влагу, и одновременно процесс обработки земли. Цель рисунка: материальное благополучие, плодородие, хороший урожай.

В квадрате может располагаться символ растения (четырехлистник), дополненный столькими же круглыми элементами (тепло и солнце в достаточном количестве).

Та же молитва о хорошем урожае, но уже более широко читаемая (пожелание благополучного климата не только для растений, но и для семьи, детей).

Как видите, рисунок не обязательно включает все четыре элемента, той энергии, недостаток которой ощущается, может быть больше.

Ленточный орнамент

Как и вся мезенская роспись, узоры ленточного орнамента основаны на повторяемости элементов.

Обрамляется обычно двумя линиями (прямой и извилистой, земля и вода). Большое количество одинаковых символов дает динамику, энергию для достижения цели, символизирует непрерывный и благополучный ход жизни.

Основные элементы простого орнамента в мезенской росписи:

  1. Земная твердь – прямая линия.
  2. Сырая земля (мать всего живого) – две прямые линии с одной извилистой между ними.
  3. Треугольники (горы) – символ роста.
  4. Ромб (с крестом, квадратом или точками внутри) — вспаханное, засеянное поле.
  5. Корни, цветки, ростки, семена.

Таким образом, самые распространенные орнаментальные ленты могут состоять из повторяющего цветочного узора (символ цветок), цветы разделены маленькими крестиками (тепло, свет, солнце) и окружены двойной или тройной полосой (прямой и извилистой).

Этот орнамент – очень распространенный шаблон, своего рода констатация благополучия, выражение желания его продолжения, сохранения статус-кво.

Орнаменты детских вещей и вещей для беременных чаще включали элементы, связанные с ростом (треугольники, семена).

Дополнительные элементы росписи

Эти элементы — самые тонкие и загадочные, передают эмоции мастерицы, завершают замысел. К ним относятся: зигзаг (и перышко), завиток (а также двойной и парный), спирали и знаки коловорота.

Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи

Из перечисленных элементов мезенские мастера создавали бесчисленное количество сюжетов. Среди символов природы в этих росписях появлялись главные герои: птицы, растения и животные. Сложность задачи состояла в том, чтобы вписать в картину мира живые существа, обладающие определенной индивидуальностью, имеющие свою ценность и свою жизненную задачу, и при этом сохранить гармонию.

Птицы

Все объекты, имеющие крылья, приобщает к духовному миру и считает в первую очередь изображением души каждая мезенская роспись. Птицы, особенно жар-птица – символ чуда, волшебства и преображения. Любые летящие существа – символ душ живущих на земле, толстые уточки – души предков, которые должны быть всегда счастливыми и довольными.

Животные

Главный герой из мира животных, к которому постоянно возвращается мезенская роспись, это конь, местные низкорослые мохноногие лошадки, помощники и друзья, которых фантазия авторов нередко превращала в настоящих красавцев.

Довольно часто в свои композиции включает мезенская роспись другое животное, это олень. Некоторые исследователи утверждают, что олени – символ свободы, символ тяготения поморов не к центру, а к северу, северным народностям, с которыми дружили, заключали родственные союзы, с которыми старались делиться опытом и знаниями.

Деревья и цветы

Цветы – важный элемент росписи,символ процветания, довольства и благодарности за то, что уже имеешь.

Деревья – источник жизненных сил и резервов, символ роста и стремления к лучшему.

Русский север – заповедная земля, на которую сегодня мы смотрим с надеждой и пониманием: среди суровой природы и жизненных трудностей сохранились цельные характеры, крепкие русские люди с правильными жизненными ценностями. Воздействие народного искусства северных промыслов может быть очень глубоким.

Не стоит творить новых кумиров из авторов этих простых и ярких образов, не стоит спекулировать и пытаться решить свои проблемы с помощью этой магии. Стоит просто найти подходящую доску, взять кисти и начать рисовать.

Это на самом деле очень просто – смиренно и молча приобщиться к мудрости, которая помогала поморам выживать, жить и оставаться хорошими людьми. Может быть, и нам удастся?

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/mezenskaya/mezenskaya-rospis-istoriya-proishozhdeniya-simvolika-uzora-i-elementy-rospisi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.