Жостовские подносы

Содержание

Жостовская роспись на подносах

Жостовские подносы

Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.

История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В  XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг.  художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Цвета жостовской росписи

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции. 

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков  — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата. Для фона предпочтительные следующие цветовые решения:

  1. Черный (#000000);
  2. Слоновая кость или пшеничный (#F5DEB3);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Лазурный (#007FFF);
  6. Желтый (#FA00);
  7. Бургундский (#900020);
  8. Золотой (#FFD700);
  9. Янтарный (#FF00);
  10. Коричневый (#964B00).

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Элементы и узоры жостовской росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

И затем…

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным,  а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой,  не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Источник: https://schci.ru/jostovskaya_rospis.html

Цветущий промысел: как устроена Жостовская фабрика

Жостовские подносы

В этом году областные власти планируют выделить 700 тыс. руб. на развитие народных художественных промыслов.

Кроме того, девять подмосковных предприятий уже вошли в список Минкульта и получат поддержку из средств федерального бюджета.

Среди прочих – Жостовская фабрика декоративной росписи, которая производит знаменитые подносы. Мы решили увидеть своими глазами, как процветает местное ремесло.

Лайфстайл по-жостовски

Вдоль дороги – классические русские избы с узорными наличниками. Номера домов – на прибитых к стенам расписных подносах. Сразу понятно: здесь живут работники фабрики.

– На производстве занято примерно 80 человек, в основном местные жители, – рассказывает главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи Михаил Лебедев, встречая нас на проходной. – Многие работают здесь годами. Я, например, пришел на фабрику более 30 лет назад.

Это не просто работа, а стиль жизни. Для многих сотрудников завода цех является продолжением дома, а дом – продолжением цеха. Так было и 200 лет назад.

В начале XIX века в окрестностях будущего завода – деревнях Жостово, Осташково, Хлебниково – расположилось около 20 мастерских, в стенах которых зарождалось производство.

Ковали и художники то и дело кидали клич по селам – набирали мальчишек в подмастерья. Почти каждый местный житель приложил руку к изготовлению подносов.

В то время мастерили вручную. Вырезали ножницами из металла, подбивали бортики молотками, кистями наносили эмаль. Все эти инструменты, а также деревянный стол и наковальня превратились в экспонаты фабричного музея.

Три удара

– Сейчас другие технологии. Подносы делаем в три удара, – объясняет Михаил Лебедев.

Мы в штамповочном цеху фабрики. Массивные станки от пола до потолка, стопки стальных листов разной толщины (от 0,5 до 0,8 см), пресс-формы, благодаря которым получаются круглые, прямоугольные, маленькие и большие подносы. Самый популярный вариант, по словам Михаила, средний прямоугольный.

Рабочий в синем комбинезоне закладывает металлический лист в первый станок. Грохот, гул, хлопок. На стол падает аккуратный прямоугольник. Ловкие руки тут же подхватывают его и несут к станку номер два. Снова хлопок – и у прямоугольника появились бортики под углом 90 градусов. Из третьего станка с щелчком, как из тостера, вылетает полноценная заготовка для подноса – с закатанными бортиками.

– Бортики – важная деталь. Во-первых, без них поднос легко согнуть руками. Во-вторых, когда художник будет наносить рисунок, он обопрется рукой об этот бортик – краска не размажется, – раскрывает производственные секреты Михаил.

– И сколько подносов в день удается изготовить «в три удара»? – интересуюсь я.

– В среднем 100 штук. Но это только заготовки. Их предстоит еще высушить в специальных камерах в течение ночи, чтобы сошла заводская смазка, которая предохраняет металл от ржавчины: на смазку не ляжет краска. Утром начинается следующий этап – эмалировка.

Вместо кисти

В углублении, похожем на душевую кабину, по стене течет вода. Окрасчица Нина Жучкова распыляет по поверхности будущего подноса электрическим пульверизатором черную эмаль с грунтовкой.

– Кистью эмаль уже давно никто не наносит, – объясняет Нина.

Через полтора часа базовый слой высохнет в сушильной камере, и она снова возьмется за пульверизатор.

– Если нужен не черный фон, а, скажем, синий, заряжу пульверизатор краской соответствующего цвета. Вот, баки наготове стоят, – кивает Нина.

– А вода на стене зачем?

– Это водяная завеса. Тут же смывает брызги краски в специальный резервуар, который затем забирает на утилизацию экологическая служба. Мы не спускаем отходы производства в канализацию, не загрязняем природу.

Такая кабина с пульверизатором и водяной завесой появилась на фабрике два года назад. По словам Михаила Лебедева, после установки техники не приходится тратить время на уборку – подносы удается красить быстрее. Нина одна справляется со всей партией.

Похожий пульверизатор установлен и в лакировочном цеху, куда попадают уже расписанные и высушенные подносы. Нина (или ее сменщица) покрывает лаком изделие в герметичной кабине – «домике». Если хоть одна ворсинка или пылинка прилипнет к невысохшему подносу, придется его забраковать.

От тенежки к чертежке

Только в трех художественных цехах все по старинке. Здесь 36 художников, устроившись среди разномастных цветочных горшков и вооружившись кистями, палитрами и фольгой, превращают заготовки в произведения искусства.

– У нас дома живые цветы. Мы постоянно наблюдаем за ними. А еще ходим по полям и лесам. Каждая былинка вдохновляет. В этом порыве приходим сюда рисовать, – делится художница Ольга.

Сначала художники мелом набрасывают штрихи – обозначают направление композиции. Затем делают замалевку, то есть наносят белилами эскиз рисунка. За ночь поднос высыхает и нужно приступать к тенежке: темные участки цветов и листьев закрашиваются прозрачной краской, после чего выделяются уже светлые места. Далее следует расстановка бликов, которые создают эффект объема.

К последним этапам относятся чертежка – прорисовывание светлых контуров по краям композиции – и «привязка», когда цветочное изображение дополняется травинками. Некоторые живописцы еще покрывают листья сусальным золотом. Готово! На подносе распустились цветы: полевые, садовые, райские. Остается лишь поставить «автограф».

– Есть базовые правила жостовской росписи. На основе алгоритма каждый художник создает свое произведение, повторить которое не может даже он сам, – отмечает Михаил Лебедев. – Были случаи: заказчики просили нас изготовить копию – не выходило. Нечто похожее – да, точь-в-точь – нет.

Фантазию местных художников никто не ограничивает. Цветы могут «вырасти» на клумбе или в корзине вместе с фруктами, сложиться в букет или свиться в гнездо для жар-птицы.

– Мы не ограничиваемся растительным орнаментом, – констатирует Михаил. – Коллеги рисуют и тройки лошадей, и зимние пейзажи, и натюрморты. Настоящий художник любит эксперименты.

Новые форматы

Во время нашего визита на завод художники сушили свежерасписанные елочные шары. Оказалось, жостовцы постоянно экспериментируют. Помимо подносов разрисовывают на заказ самовары и подстаканники, шкатулки и даже мебель. Это не главный бизнес (например, в год фабрика выпускает порядка 15 самоварно-подстаканных наборов), но тоже заработок.

– В советское время Жостовская фабрика обеспечивала подносами все 15 республик. Представляете, какой был спрос? Никто не мог с нами конкурировать. А сейчас, к сожалению, китайские умельцы пытаются создавать дешевые подделки, – сетует Михаил Лебедев.

Главные рынки сбыта для Жостово – Москва (в столице два фирменных магазина плюс еще один на самой фабрике), Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Привлечь новых заказчиков помогает участие в профильных выставках и ярмарках. Жостовцы стараются не пропускать ни одной.

– В начале сентября повезем подносы в Новый Иерусалим, почти параллельно нужно успеть на выставку в Раменском. А оттуда – сразу в Серпухов, – рассказывает о планах Михаил.

Другой способ продвижения – промотуры для дизайнеров интерьера, клиентов которых может заинтересовать оформление мебели и стенных панелей а-ля рус. Наконец, фабриканты проводят платные экскурсии и мастер-классы для россиян и иностранцев. Спрос высокий: приезжают по три-четыре автобуса в день. Это и дополнительная прибыль, и выход на потенциальных покупателей.

– Я считаю, что мы занимаемся высоким искусством. Но забывать об экономике при этом нельзя. Нужно параллельно развивать и мастерство, и маркетинг, – резюмирует Михаил Лебедев.

Оксана КОСАРЕВА, министр культуры Московской области:

– В 2017 году подмосковные фабрики произвели изделия народных художественных промыслов на сумму более 1 млрд руб. Меры государственной поддержки в этой сфере на территории региона осуществляются в рамках госпрограмм «Культура Подмосковья» и «Предпринимательство Подмосковья».

Красота требует средств

Самая серьезная статья расходов на Жостовской фабрике – пресс-формы для подносов. Одной такой формы хватает примерно на три месяца. Шесть прессов стоят около 1 млн руб. При этом в России почти не осталось заводов, где изготавливают подобные детали.

– Субсидии, которые мы получаем от государства, идут прежде всего на покупку и реставрацию пресс-форм, – комментирует главный художник фабрики Михаил Лебедев.

Кроме того, заводу дорого обходятся кисти для художников. По старой традиции их делают из беличьего ворса. Такие кисти сейчас производит кировский завод. Одна штука стоит от 200 до 400 руб., в месяц каждому художнику нужно минимум пять кистей.

– Получается около 1,5 тыс. руб. на человека в месяц. При этом, чтобы кировский завод согласился выполнить наш заказ, приходится вносить предоплату, – отмечает Михаил Лебедев.

Цена вопроса

Подносы – от 700 до 30 тыс. руб.

Набор «Самовар и четыре подстаканника» – 250 тыс. руб.

Елочный шар на заказ – 6 тыс. руб.

Источник: https://mosregtoday.ru/econbiz/cvetuschiy-promysel-kak-ustroena-zhostovskaya-fabrika/

Отличительные особенности жостовских подносов, как отличить подделку

Жостовские подносы

Подарок, созданный ручным трудом, уникален и неповторим. Однако, не все люди могут похвастаться умением творить.

Идеальным сувениром на память станет жостовский поднос, который можно использовать, как украшение для дома, так и в бытовых целях.

Несмотря на кажущуюся простоту, техника изготовления подобных изделий уникальна и ей не просто овладеть. По причине популярности этой утвари, многие производители выпускают подделки, пытаясь выдать их за оригинал.

История жостовской росписи

Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше.

После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи.

Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.

Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.

На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.

Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла.

Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе.

Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется.

Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.

Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.

Разнообразие форм

В современное время на фабрике подносы штампуют на специальных прессах, благодаря им легко можно получить любую форму. Если заготовка штампуется, то эскиз сначала прорисовывается при помощи трафарета, затем он вырубается и вытягивается на электрическом прессе.

Однако, если заказ уникальный и покупатель хочет получить именно ручную работу, живописец попросит кузнеца выковать утварь вручную.

Тогда коваль создаст ее из листа железа, сначала вырезая форму ножницами по металлу, а после выбивая ее и вытягивая.

Край подноса закатывается, к нему приклепывается проволока, этот «гуртик» создает рельефность форм и одновременно придает прочность. Работа, выкованная вручную, стоит в разы дороже.

Для жостовских подносов существует несколько особенно популярных форм. Многие из них пришли из нижнетагильской росписи:

  • круглая;
  • овальная;
  • гитарная;
  • прямоугольная, она также называется сибирская.
  • восьмиугольная;
  • крылатая с фестончатыми краями;
  • комбинированная.

Популярные узоры и цветовая гамма

На классическом жостовском подносе черный фон, но в XXI веке уже не так строго соблюдается канонизация, поэтому все чаще можно встретить изображение на красном, зеленом, синем или серебристом фоне.

 Главной темой росписи являются цветы, причем обычно полевые или садовые. Этому мастера Жостово также обязаны уральским ремесленникам, которые часто использовали на своих изображениях соцветия и плоды.

В центре композиции располагаются крупные растения, причем рисовка такая, что цветок будто вырастает из середины подноса. Далее по краям изображены более мелкие соцветия.

Чаще всего художники изображают цветы в букетах, но иногда они помещают их в венки, а также рисуют цветочные орнаменты различной сложности.

Каждый живописец для изображения выбирал те растения, которые являлись его любимыми, по этой причине у первых именитых мастеров легко отследить авторство.

В современное время на росписи часто можно встретить натюрморты, птиц, животных, а также пейзажи и тематические изображения.

Создание рисунка происходит в строгой последовательности. Нельзя нарушать эту технологию:

  1. Слабым оттенком будущего цвета прорисовываются эскизы цветов и других элементов.
  2. Живописец накладывает полупрозрачные тени. На этой стадии создаются изображения листьев и соцветий.
  3. Придание цветам формы при помощи окончательного оттенка
  4. После высыхания мастер наносит небольшие блики на изображение, именно они создадут объемность будущего шедевра.
  5. Тонкой кисточкой художник прорисовывает самые мелкие детали композиции, но они образуют законченный вид.
  6. Создание фона для основной композиции.
  7. Нанесение орнамента на края подноса. Обычно он представляет собой геометрические фигуры или цветы. Эта процедура скорее отделочная, но без нее утварь никогда не будет иметь законченный вид.

Где зачастую используются

Настоящий жостовский поднос обладает высокой прочностью, его можно использовать под хозяйственные нужды, как подставку под самовар или другую посуду, а также для подачи блюд.

 Но в большинстве случаев, образцы этого народного промысла приобретаются в качестве подарка. Это связано с тем, что утварь ручной работы имеет высокую стоимость.

 Такой сувенир получит одобрение как у коллекционера, так и любого человека, ищущего для своего интерьера что-то оригинальное. Особо эффектно смотрятся жостовские подносы на стене.

Как и другие образцы народных промыслов, утварь с жостовской росписью часто преподносят в качестве подарка иностранным гостям.

Как отличить подделку

Как и любой вид искусства, жостовская роспись страдает от мошенников, которые стремятся выдать подделку за оригинал. Нужно помнить, что подлинный поднос ручного изготовления из Жостова не может стоить дешево, но и высокая цена не гарантия качества. Есть несколько параметров, по которым можно различить подделку от ручной работы мастера:

  1. Штамп с обратной стороны утвари — на настоящем жостовском подносе стоит логотип мастерской, выпустившей его.
  2. Мастера своего дела никогда не оставят острыми края жестяной посуды, они в обязательном порядке завальцованные. Обработанный край нужен не только для аккуратного завершенного вида, но и для упрочнения подноса, закатанная каемка играет роль ребра жесткости. Если края обработаны, но с погрешностями, это тоже указывает на подделку.
  3. Подлинный образец жостовского искусства увесист и имеет достаточную толщину, чтобы удержать на себе полный самовар или несколько яств за раз. Отличить подделку можно так: поставить что-то тяжелое на поднос, если он прогнется, можно отказываться от покупки. Вес подлинника состоит из металла точно подобранной толщины, нескольких слоев краски, грунтовки, эмали и лака. Невыдержанная технология станет причиной того, что изделие прогнется, сломается, а нанесенное изображение сотрется.
  4. Зеркальность поверхности — перед нанесением росписи, поднос несколько раз подвергается грунтовке, каждый из слоев которой шлифуется. Лак на поверхность также накладывается не меньше чем в два слоя, оба тщательно полируются. В жостовском подносе все отражается, как в зеркале. Если этого не происходит, была не соблюдена технология лакирования. Это чревато тем, что через небольшое время краски потускнеют или даже сотрутся. Также использование некачественных красок опасно для здоровья, если поднос планируется использовать в бытовых целях. Все лаки мастеров Жостово безопасны для соседства с пищей.
  5. Техника исполнения — жостовские умельцы расписывают подносы не одно поколение, так же, как и куют их. Поэтому на изображении подлинника нет кривых линий и нечеткой прорисовки, неидеальной формы посуды или грубых краев.
  6. Наличие подписи автора.

Жостовский поднос в качестве сувенира — недешевое удовольствие, но это гарантия качества и уникальной вещи в единственном экземпляре. Тот, кто получит его в подарок, сможет хранить его в семье не одно поколение, ведь он долговечен и никогда не выйдет из моды.

Фото

Источник: https://posuda-gid.ru/vidy/379-jostovskiy-podnos

Жостовская роспись: история для детей, возникновение промысла и жостовского подноса

Жостовские подносы

Черпать силу и вдохновение в народном творчестве – рецепт, который всегда дает результат.

Жостовская роспись, история и становление, перипетии, ожидавшие промысел в 20 веке, сегодняшнее развитие являются красивой и изящной страницей русского искусства.

О знаменитых братьях Вишняковых, о том, как перетекало народное творчество из века в век, о секретах изготовления жостовских подносов вы узнаете из этой статьи.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье.

В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне.

Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию.

Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

Оно базировалось на станковом живописном натюрморте, на традиционной росписи бытовых предметов. Но так народные умельцы по-своему воспринимали и рисование натюрморта, и композицию, и эстетику подачи, они смогли придумать нечто действительно уникальное.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Его расцвет пришелся на 70-80-е годы 18 века. Спрос на подносы в городах в это время вырос, и производство в Жостово отделилось от лаковой миниатюры, основой которой было папье-маше.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая».

А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.

Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм.

Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки.

У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи.

В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты.

Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.

Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы.

В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.

Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса.

Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Жостовский поднос

Процесс его изготовления долгий и кропотливый, но иначе такого качества не добиться.

Изготовление

Поднос делают штампами и пресс-формами (которых у мастера много, 32 образца). Листы металла мастер кроит на заготовки, занимается вырубкой и вытягиванием изделия на электропрессе. После этого он переходит к закатке краев. У каждого фабричного подноса свой номер, сертификат.

Мастер выравнивает форму подноса
На этом процесс изготовления не заканчивается. Специалисты готовят продукцию под роспись. Подготовка состоит из отжига, обезжиривания, грунтования, нанесения черновой эмали, зачистки.

И только после этого начинается самый волшебный этап – роспись.

Роспись

Классический фон подноса – черный, но допускаются различные цветные вариации.

Поэтапная роспись подноса:

  1. Замалевка. Эскиз не переносят на поднос карандашом, мастер приступает к работе свободным кистевым мазком, нанося контуры будущих элементов изображения сразу краской.
  2. Тенежка. Далее художник должен сделать полупрозрачные тени лессировочными красками.
  3. Прокладка. Так называют плотное корпусное письмо, мастер пользуется яркими насыщенными красками.
  4. Бликовка. Нанесение бликов на изображение оживляет рисунок, придает ему объемность.
  5. Чертежка. Художник занимается детализацией, которая делает изображение законченным.
  6. Завершает работу нанесение орнамента на край подноса.

Затем изделие ждет лакировка. Одного слоя лака будет недостаточно. Каждый новый слой требует просушки. Используется для этого глянцевый или полуглянцевый лак.

Музей Подносов

Замечательный, очень информативный и современный Музей Подносов работает сегодня при фабрике.

Именно там ребята с самым большим интересом будут слушать историю возникновения жостовской росписи – для детей будет организована не просто экскурсия, а полноценный мастер-класс.

Каждому ребенку интересно узнать «а что внутри?», и внутри самой фабрики побывать тоже любопытно. Подобные экскурсии не просто образовывают, развивают, они вдохновляют ребят на творчество и самопознание через арт-инициативы.

Жостовский промысел сегодня – это не предприятие, которое выступает только в роли хранителя традиций. Это современная, развивающаяся фабрика, которая реализуют большую линейку продукции, работает с детьми и взрослыми, проводит обучение и дает возможность красивому народному промыслу жить и продолжаться.

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/zhostovskaya/istoriya-vozniknoveniya-zhostovskoj-rospisi-i-zhostovskogo-podnosa.html

Декоративная жостовская роспись на подносах

Жостовские подносы

Существует много видов росписи посуды. Они составляют основу традиции украшения необходимых предметов быта в русской культуре. А потому сохраняют популярность и в наше время.

Среди них ярким колоритом красок выделяется жостовская роспись, декоративный рисунок которой является уникальным. Ведь он нарисован мастером без использования трафаретов.

Не менее интересен путь развития этой ветви живописной культуры.

История возникновения промысла

Самобытная жостовская роспись – это ремесло, зародившееся около 200 лет назад. А его исток – подмосковная деревня Жостово, дала фирменное название этому виду росписи. Основоположниками её являются отец и братья Вишняковы.

Они сами занимались расписыванием посуды. А также держали мастерские в других деревнях и сёлах (Осташково, Троицкое, Хлебниково).

В цехах изготавливали подносы, поддоны, сухарницы, шкатулки, чайницы, портсигары из папье-маше, которые покрывались лаком.

Зарождение творчества

Начало развития данной росписи датируется 1825 годом. Хотя к этому времени Вишняковы уже смогли глубоко внедрить жостовский промысел в русский быт и занимались его расширением.

Тогда стали появляться такие мастерские и в соседних сёлах. А производство модернизировалось новыми, уже железными изделиями.

Каждый поднос становился полотном для мастера, наносящего на него основной жостовский мотив в виде букета из цветов.

До 1920 года мастерские расширялись. А мастера совершенствовались, привнося в данный народный промысел инновации того периода.

Советское время

Последующие десять лет стали для них проверкой на верность традициям. Это было советское время. И силами ведомственных организаций пытались стандартизировать жостовскую роспись внедрением орнаментов и других композиционных элементов, отвечавших требованиям коммунизма. Преданность своему делу и понимание его сути не позволили внести существенных изменений в традиционный стиль ремесла.

Современность

Этот факт позволил данной росписи вступить на новейший этап своего развития. Он продолжается и в современное время.

Постепенно производимые подносы стали использоваться не только, как красивый предмет быта. Художники достигли высокого уровня в своём творческом ремесле.

А их произведения выставлялись даже на международных выставках, что позволило этой росписи заработать статус исконно русского искусства.

В нынешний час ремесло претерпело изменения под влиянием достижений современности. И вот, уже в течение почти 60 лет оригинальную домашнюю утварь производит Жостовская фабрика декоративной росписи, располагающаяся в той же местности, у своих истоков. И несмотря на осовременивание процесса изготовления продукции, фабрика сохраняет традиции.

Поэтому роспись на подносах выполняется художниками вручную, после чего им присваивается личный номерной знак. Разработано много форм подносов, которые изготавливают специальные технические устройства. Но если живописцу для создания уникального творения нужна определённая заготовка, то он может заказать её ковалю.

Благодаря такому творческому подходу, жостовская посуда и в настоящее время может относиться к популярному виду росписи у людей.

В чем особенности росписи картинки?

Мастера, которые расписывают подносы и другую утварь в стиле «жостово», учатся этому искусству с маленьких лет. Лишь к совершеннолетию они постигают все секреты росписи, передаваемые от старшего поколения к младшему.

Расписывание происходит исключительно вручную с помощью различных по размеру кистей из беличьей шерсти. Рисуют масляными красками, которые разводятся льняным маслом.

Для этой росписи характерна особенность, процесс формирования рисунка происходит в несколько слоёв, которые в определённой последовательности наносит мастер.

Манера написания картинки включает в себя предварительное окрашивание фона чёрным цветом, на котором изображают яркие цветы и другие узоры в разных композициях. Такой оттеночный контраст притягивает взгляд к рисунку и создает хорошее настроение.

Традиционно при украшении подноса художник использует устоявшиеся композиции — «Собранный в пучок букет», «Букет враскидку». Также он может собрать цветы в виде венка, расположенного в центре предмета.

Или изобразить веточку, выглядывающую из угла. Обязательным является подпись автора для документирования уникальности изделия.

В результате мастерски выполненная жостовская роспись делает поднос шедевром русской расписной культуры!

Техника создания узора

Для того чтобы сформировать классический для стиля «жостово» узор применяют два этапа его рисования. В первый этап, называемый «замалёвкой», художник выполняет набросок будущей картины на подготовленной поверхности.

Он кратко наносит широкой кисточкой отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Причём этот лёгкий процесс он выполняет одновременно для нескольких подносов.

Получившаяся заготовка сразу отправляется в специальный шкаф для просушивания при фиксированной температуре на двенадцать часов.

Следующий этап называется «выправкой». Он включает в себя выполнение нескольких последовательных шагов. Вначале мастер производит «тенёжку» — наносит роспись полупрозрачных красок тонким слоем.

Тем самым оттеняет тёмные части каждого элемента и делает рисунок более глубоким. Затем идёт этап «прокладка», когда уже более плотными красками выделяются светлые части цветов, бутонов и листьев. А за ним выполняется «бликовка». У каждого из мастеров свой приём.

Поэтому эта часть работы может быть широкой или мелкой, размашистой или постепенной.

С помощью «чертёжки» выделяются светлые края лепестков, бутонов и листочков. А также наносят «семенца», то есть добавление в цветок пестиков и тычинок. Завершающим шагом считается «привязка», она связывает весь рисунок в одно целое. Она выглядит в виде тоненькой травки между цветами и листьями. После этого готовый рисунок высушивают.

В случае украшения подноса после всех этапов, приступают к оформлению бортиков изделия. Здесь главный элемент — это различные растительные геометрически выполненные узоры. Их наносит специально обученный орнаменталист.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.